Научная статья на тему 'Конкурентоспособность предприятий на рынке капиталов: проблемы оценки и управления'

Конкурентоспособность предприятий на рынке капиталов: проблемы оценки и управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
583
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЫНОК КАПИТАЛОВ / СТРУКТУРА КАПИТАЛА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еленева Юлия Яковлевна, Смирнова Ирина Леонидовна

В статье проанализированы проблемы обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, выявлены и структурированы группы показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятия на рынке капиталов, определены принципы создания системы управления конкурентоспособностью предприятия на рынке капиталов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность предприятий на рынке капиталов: проблемы оценки и управления»

ЕЛЕНЕВА Юлия Яковлевна

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансового менеджмента

Московский государственный технологический университет «Станкин»

127994, РФ, г. Москва, Вадковский пер., 1 Контактный телефон: (916) 675-93-90 е-1шН: [email protected]

СМИРНОВА Ирина Леонидовна

Аспирант кафедры финансового менеджмента

Московский государственный технологический университет «Станкин»

127994, РФ, г. Москва, Вадковский пер., 1 Контактный телефон: (903) 521-28-18 е-1шН: [email protected]

Конкурентоспособность предприятий на рынке капиталов: проблемы оценки и управления

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия; рынок капиталов; структура капитала; инвестиционная привлекательность; корпоративное управление; дивидендная политика.

Аннотация. В статье проанализированы проблемы обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, выявлены и структурированы группы показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятия на рынке капиталов, определены принципы создания системы управления конкурентоспособностью предприятия на рынке капиталов.

Согласно опубликованному недавно прогнозу Европейской комиссии [1], в 2010 г. рост ВВП в России составит 2,3% с перспективой увеличения до 2,7% в 2011 г. Эта оптимистичная оценка будущего российской экономики основывается на прогнозируемом росте поступлений от экспорта в связи с увеличением цен на энергоносители, обеспечивающие основные поступления в бюджет. В то же время именно сырьевая направленность экспорта при недостаточном уровне развития современных машиностроительных технологий, недопустимо низком уровне производительности труда и высокой стоимости привлечения капитала стала одной из ключевых причин глубокой экономической рецессии, в которой оказалась наша страна в условиях мирового финансового кризиса.

Необходимо отметить, что в рейтинге конкурентоспособности стран, согласно Отчету по глобальной конкурентоспособности 2008-2009 гг. Всемирного экономического форума [2], Россия находится на 51-м месте. В основе рейтинговой оценки в рамках публикуемого Отчета по глобальной конкурентоспособности является индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI), включающий 12 слагаемых конкурентоспособности, в который, в частности, входят такие показатели, как «Технологический уровень», «Конкурентоспособность компаний» и «Развитость финансового рынка». По данным показателям Россия занимает соответственно 67-е, 91-е и 112-е места. Приведенная неутешительная статистика свидетельствует о необходимости принятия мер по выводу российской экономики из кризиса и повышению конкурентоспособности (КС) отечественных предприятий.

Произошедшие изменения в современной рыночной среде настолько значительны, что требуют кардинальных перемен на всех без исключения предприятиях. Особенно

© Еленева Ю. Я., Смирнова И. Л., 2010

актуально это для российских компаний, которые все в большей степени вовлекаются в международное разделение труда, получают доступ к мировым рынкам капитала и для менеджмента которых характерен опыт выживания в сверхжестких условиях кризиса и посткризисного периода, а также способность к быстрым и решительным действиям.

Это также важно потому, что сейчас соревнование России с наиболее развитыми странами Запада носит уже не идеологический, а выраженный экономический характер. Поле конкуренции для российских товаропроизводителей значительно расширилось. Отечественным предприятиям сейчас приходится конкурировать с зарубежными компаниями уже не только на внешнем, но и на внутреннем российском рынке. Но, как показывает практика, многие российские предприятия не готовы к активному ведению конкурентной борьбы. Одной из основных причин этого является непроработанность теоретических и методологических основ построения систем обеспечения КС, а также отсутствие у предприятий эффективных управленческих и организационно-экономических механизмов реагирования на изменения внешней и внутренней среды предприятия. Это, в первую очередь, касается вопросов эффективного взаимодействия с рынками капитала в ситуации, когда способность предприятия в нужный момент времени по минимальной стоимости мобилизовать требуемый объем финансирования становится фактором физического выживания предприятия. Таким образом, в существующих условиях обеспечение КС предприятия на рынках капиталов становится наиболее актуальной научно-практической проблемой, от успеха решения которой во многом зависит будущее российской экономики.

Под рынком капиталов понимается организованная институциональная структура для создания финансовых активов и обмена финансовыми активами [3]. Данный рынок ориентирован на мобилизацию капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и рациональное размещение финансовых средств в товарном производстве.

Как показали проведенные исследования, сложность решения задачи обеспечения КС на рынке капиталов (РК) обусловлена следующими проблемами:

• отсутствием единого подхода к пониманию термина «КС предприятия на РК»;

• сложностью определения интегрального критерия КС на РК;

• отсутствием методов оценки КС на РК;

• сложностью выделения объектов, формирования состава задач и показателей эффективности системы управления КС на РК.

В общем виде КС предприятия включает в себя наличие (или отсутствие) у предприятия конкурентных преимуществ по основным показателям, характеризующим его деятельность. К числу этих показателей обычно относят [4]:

• отрасль деятельности предприятия;

• качество управления;

• качество производимой продукции;

• производственный потенциал предприятия;

• финансовое состояние предприятия;

• квалификацию персонала;

• риски деятельности и другие показатели.

Нетрудно заметить, что существующие показатели не отражают системности и полноты (с точки зрения оценочных показателей) подхода к анализу и управлению КС предприятия. Кроме того, за исключением группы показателей, отражающих финансовое состояние, в качестве отдельной группы не выделены показатели КС на РК.

Определяя категорию КС на РК, необходимо учитывать, что она должна соответствовать следующим требованиям:

• идентичности, которая означает, что определение должно точно отвечать внутреннему содержанию категории и ее внешним проявлениям;

• системности, предполагающей, что все аспекты категории рассматриваются во взаимосвязи друг с другом;

• аналитичности, учитывающей необходимость использования данной категории как базы для анализа и разработки эффективных стратегий обеспечения КС предприятия на РК.

На наш взгляд, под конкурентоспособностью предприятия на РК следует понимать совокупность свойств и характеристик его бизнес-процессов, позволяющих при любых изменениях внешней и внутренней среды обеспечить привлечение необходимого, в соответствии со стратегией устойчивого развития предприятия, объема финансовых ресурсов по минимальной стоимости.

Данное определение позволяет сфокусировать внимание на ключевых аспектах обеспечения КС предприятий на РК:

• представлении предприятия как совокупности основных, вспомогательных и обслуживающих бизнес-процессов (при этом бизнес-процессы управления могут рассматриваться как самостоятельно, так и в составе обслуживающих);

• использовании понятия «устойчивость» как основной заданной характеристики функционирования и предприятия в целом, и его бизнес-процессов. При этом устойчивость трактуется как способность основных параметров предприятия как системы (и/или его бизнес-процессов) возвращаться в диапазон заданных значений после каких-либо возмущений, проявляющихся в отклонении параметров от требуемых значений;

• применении стоимостного подхода к управлению КС на РК.

Важнейшей оперативной характеристикой КС предприятия на РК являются показатели платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности, структуры и стоимости активов, поскольку именно данные показатели отражают способность предприятия конкурировать на рынке. На тактическом уровне в качестве характеристик КС предприятия на РК предлагается использовать показатели качества финансово-экономического управления и уровня финансовой культуры: финансовая и управленческая прозрачность, наличие проработанной финансовой стратегии, адаптивность и гибкость системы управления и т. д. Показатели КС предприятия на тактическом уровне характеризуют конкурентные преимущества конкретного предприятия по сравнению с аналогичными предприятиями в определенной отрасли. На стратегическом уровне характеристикой КС на РК можно считать инвестиционную привлекательность, критерием которой является рост стоимости бизнеса [5]. Показатели КС на стратегическом уровне являются ключевыми для любого предприятия.

В целях разработки методов оценки совокупности показателей КС на РК целесообразно провести их структуризацию на основании выделения нескольких групп показателей:

1. Показатели, характеризующие финансовое положение предприятия. Сюда можно отнести показатели рентабельности, финансовой устойчивости, деловой активности, показатели, характеризующие структуру выручки и структуру затрат на предприятии, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, денежный поток, средневзвешенные затраты на капитал (ШАСС). Данные показатели хорошо известны и описаны в литературе [6; 7].

2. Показатели, характеризующие качество финансово-экономического и корпоративного управления предприятием. В данный блок включены такие показатели, как финансовая и управленческая прозрачность, гибкость системы управления, деловая репутация и дивидендная политика.

В последнее время предприятия стали приспосабливаться к новым реалиям - деятельности в условиях кризиса. Если раньше инвесторы закрывали глаза на недостаточную финансовую прозрачность предприятий и слабо развитое корпоративное управление, окупавшиеся высокими прибылями и верой в рост рынков, то сегодня

ситуация кардинально изменилась. В настоящее время качество обслуживания долговой нагрузки в условиях ограниченного доступа к финансовым ресурсам определяет устойчивость предприятий. Повышение риска инвестиций заставляет банки, частных инвесторов и государство более внимательно подходить к оценке предприятий как объекту инвестиций (или получателю государственной поддержки). При этом основополагающими факторами при принятии того или иного решения являются развитая практика корпоративного управления и финансовая прозрачность.

Стимулом, побудившим российские предприятия пересмотреть сложившуюся практику корпоративного управления, явился докризисный бум IPO (Initial Public Offering - первичное публичное размещение акций). Существовала прямая связь между инвестиционной привлекательностью предприятия, качеством его корпоративной культуры и качеством менеджмента. Так, по данным исследования агентства «Эрнст энд Янг», проведенного в 2007 г., для 69% опрошенных инвесторов прозрачность бизнеса являлась наивысшим приоритетом при принятии инвестиционных решений, 82% инвесторов готовы были платить премию за акции предприятия с успешной практикой в области риск-менеджмента. При этом 61% инвесторов высказывали свою готовность отказаться от инвестиций вообще - только по причине недостаточно эффективной системы корпоративного управления на предприятии. Исследования показали, что российские предприятия теряли около 20% стоимости при выходе на IPO из-за нерешенных вопросов в области корпоративного управления.

Грамотное корпоративное управление и гибкость системы управления являются необходимыми, но не достаточными показателями КС предприятия на РК. Приведем аргументы в пользу предприятий с высоким уровнем корпоративного управления, а также обеспечением гибкости управленческих решений и т. д. Во-первых, принято считать, что на таких предприятиях более эффективно используют средства инвесторов, что, в свою очередь, приводит к улучшению финансовых показателей. Во-вторых, данные предприятия являются более привлекательными для инвесторов, что облегчает задачу привлечения финансовых ресурсов. Необходимо отметить, что приведенные аргументы справедливы в средне- или долгосрочном периоде, поскольку эффект от внедрения принципов корпоративного управления проявляется не сразу. Что касается инвестиционной привлекательности таких предприятий, то здесь для инвесторов определяющим фактором становится снижение риска потери вложенных средств.

Важным фактором при принятии инвестиционных решений является также дивидендная политика предприятия как один из основных элементов инвестиционной привлекательности компании, ориентированной на привлечение финансовых инвесторов. Формирование адекватной дивидендной политики относится к области управленческого искусства, которое, впрочем, имеет вполне понятные закономерности, позволяющие несколько упростить этот процесс, сделать его не только более прозрачным и понятным, но и более эффективным.

3. Показатели, характеризующие взаимоотношения с инвесторами. В число этих показателей, прежде всего, входит качество информации, предоставляемой инвесторам. Информация должна быть обязательно своевременной, максимально полной и достоверной. Здесь имеется в виду, что при общении с инвесторами менеджеры предприятия должны ставить перед собой задачу довести до их сведения не просто максимально полную и достоверную отчетность, но и объяснить, почему сумма прибыли выше или ниже запланированного уровня, когда ожидаются перемены, будут они постоянными или временными и т. д. Отчетность необходимо раскрывать для инвесторов своевременно, поскольку задержка с публикацией может оказать негативное влияние на мнение инвесторов о предприятии. Заслуживающая доверия информация не только помогает аналитикам и инвесторам сформировать адекватные ожидания о предприятии, но и придает достоверности собственным ожиданиям руководства.

Кроме того, сюда могут быть также отнесены показатели, отражающие удовлетворенность менеджмента предприятия тем информационным образом, который компания имеет во внешнем мире. В этой связи большое значение приобретают мониторинг и анализ внешних источников информации о предприятии.

Еще одним показателем, отражающим уровень взаимоотношений с инвесторами, является качество маркетинговых коммуникаций с инвесторами. При возникновении «информационного разрыва» между ожиданиями руководства предприятия и ожиданиями рынка необходимо пересмотреть систему внешних коммуникаций, проверив информацию на согласованность и соответствие поставленным целям. Реакция рынка, возникающая в результате расхождений или неопределенности, может быть скорректирована руководством предприятия. В частности, согласованная информация должна быть доступна для широкого круга аналитиков, что значительно сокращает разногласия в оценках.

4. Показатели, определяемые состоянием финансового рынка и отрасли. К числу этих показателей относятся рыночная конъюнктура, среднерыночная доходность по кредитам, а также среднеотраслевая структура капитала. Несколько подробнее прокомментируем последний показатель.

При выборе источника финансирования предприятию необходимо провести сопоставление структуры капитала предприятия со структурами капитала аналогичных предприятий этой же отрасли. Такие предприятия будут иметь схожие деловые риски и, следовательно, будут подвержены такому же влиянию финансовой зависимости. Но не все предприятия одной отрасли можно непосредственно сравнивать между собой. Если выяснилось, что похожие предприятия успешно функционируют, имея определенный вид структуры капитала, то следует тщательно рассматривать любое предложение о структуре капитала, значительно отличающейся от этой структуры. Потребуются сильные и обоснованные аргументы в пользу принятия решения о новой структуре капитала.

Решение задачи обеспечения КС предприятия на РК должно осуществляться с учетом следующих принципов:

1. Единство системы планирования и управления важнейшими процессами. Процессы управления источниками финансирования и обеспечением КС предприятия должны быть объединены в систему, основной целью которой должно быть стабильное уверенное развитие предприятия, критерием которого выступает рост фундаментальной стоимости предприятия.

2. Непрерывность мониторинга функционирования системы управления источниками финансирования и обеспечения КС предприятия. В условиях нестабильной внешней конъюнктуры предприятие должно быть устойчивым к появлению новых агрессивных конкурентов, способных снизить конкурентные преимущества компании

и, как следствие, стоимость бизнеса.

3. Гибкость управления конкурентными преимуществами и источниками финансирования. Для того чтобы адекватно реагировать на изменчивую внешнюю конъюнктуру, менеджмент компании должен разработать ряд альтернативных планов действий на случай изменения ситуации на рынке.

4. Единство корпоративной стратегии, основанной на создании, развитии и удержании конкурентных преимуществ. Цель стратегии - получение максимальной отдачи от вложенных инвестиций, причем отдача должна быть выше совокупных затрат на привлечение капитала вне зависимости от источников финансирования.

Реализация этих принципов в контуре системы управления КС предприятия предполагает решение следующих задач:

• выделение в зависимости от горизонта планирования и управления трех уровней обеспечения КС на РК (оперативного, тактического и стратегического);

• формирование для каждого уровня управления единичных и комплексных оценочных показателей КС;

• разработка правил расчета и интерпретации результатов оценки КС на РК;

• определение для каждого уровня и соответствующих бизнес-процессов состава задач по управлению КС предприятия на РК (т. е. поддержанию в рамках допустимых значений соответствующих комплексных, частных и единичных показателей КС);

• формирование функциональной структуры системы управления КС предприятия на РК;

• разработка организационных регламентов функционирования системы управления КС на РК;

• создание адекватной информационной базы поддержки принятия решений по управлению КС предприятия.

Использование предложенных подходов к обеспечению КС предприятий на РК позволит на практике перейти к эффективным методам управления, применение которых дает возможность достигнуть поставленных целей функционирования за счет минимизации затрат на привлечение капитала, а также создания системы мониторинга и управления КС на РК.

Источники

1. Прогноз Европейской комиссии экономического развития стран ЕС на 2009-2011 гг. Режим доступа : http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/news.

2. Отчет по глобальной конкурентоспособности 2008-2009 гг. Всемирного экономического форума. Режим доступа : http://www.csr.ru.

3. http://www.finam.ru/dictionary.

4. Царев В. В., Кантарович А. А., Черныш В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

5. Еленева Ю. Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. М. : Янус-К, 2001.

6. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление. М. : Олимп-Бизнес, 2005.

7. Ван Хорн Дж. К., Вахович Дж. М., мл. Основы финансового менеджмента : пер. с англ. 12-е изд. М. : Вильямс, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.