Научная статья на тему 'Конкурентоспособность организации как объект институционального регулирования'

Конкурентоспособность организации как объект институционального регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность организации / институциональное регулирование / виды институционального регулирования. / organization competitiveness / institutional regulation / types of institutional regulation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудь Евгений Михайлович, Рудь Анна Евгеньевна

Введение. Проблемы эффективной работы отечественных организаций и рост их конкурентоспособности на современном этапе экономического развития приобрели особую значимость, так как занять устойчивое положение на рынке в современных условиях можно только посредством производства и предложения наукоемкой, высокотехнологичной и недорогой продукции, соответствующей при этом мировым стандартам качества. Для того чтобы этот процесс был результативен, необходимо эффективное взаимодействие между различными институтами. Насколько воздействие институционального регулирования будет адекватно современным тенденциям в экономике, настолько будут усиливаться или ослабевать механизмы обеспечения конкурентоспособности организаций. Поэтому актуальность и своевременность данного исследования не вызывают сомнений. Теоретический анализ. В статье проанализированы и обобщены разные позиции, имеющиеся в экономической науке, на определение содержания категории «конкурентоспособность организации». Результаты. Определен объект институционального регулирования конкурентоспособности организации, дана собственная трактовка понятию «институциональное регулирование конкурентоспособности организации», рассмотрены виды институционального регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization Competitiveness as an Institutional Regulation Object

Introduction. The problems of domestic organizations’ effective development and improving their competitiveness at the modern stage of economic development are of particular importance, since it is possible to assume a stable position in the market today only by offering high-tech and low-cost products that meet international quality standards. For this process to be fruitful, effective interaction between different institutions is necessary. As far as the impact of institutional regulation will be in line with current trends in the economy, the mechanisms for ensuring the organizations’ competitiveness will increase or weaken. Theoretical analysis. The article analyzes and summarizes various points of view, available in economics, concerning the definition of “organization competitiveness”. Results. The object of the organization competitivenessinstitutional regulation is defined, the author’s interpretation of the “organization competitivenessinstitutional regulation” concept is given, types of institutional regulation are considered.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность организации как объект институционального регулирования»

УДК 658.5

Конкурентоспособность организации

как объект институционального регулирования

Е. М. Рудь, А. Е. Рудь

Рудь Евгений Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и таможенного дела, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов, [email protected]

Рудь Анна Евгеньевна, аспирант кафедры экономики и таможенного дела, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов, [email protected]

Введение. Проблемы эффективной работы отечественных организаций и рост их конкурентоспособности на современном этапе экономического развития приобрели особую значимость, так как занять устойчивое положение на рынке в современных условиях можно только посредством производства и предложения наукоемкой, высокотехнологичной и недорогой продукции, соответствующей при этом мировым стандартам качества. Для того чтобы этот процесс был результативен, необходимо эффективное взаимодействие между различными институтами. Насколько воздействие институционального регулирования будет адекватно современным тенденциям в экономике, настолько будут усиливаться или ослабевать механизмы обеспечения конкурентоспособности организаций. Поэтому актуальность и своевременность данного исследования не вызывают сомнений. Теоретический анализ. В статье проанализированы и обобщены разные позиции, имеющиеся в экономической науке, на определение содержания категории «конкурентоспособность организации». Результаты. Определен объект институционального регулирования конкурентоспособности организации, дана собственная трактовка понятию «институциональное регулирование конкурентоспособности организации», рассмотрены виды институционального регулирования. Ключевые слова: конкурентоспособность организации, институциональное регулирование, виды институционального регулирования.

DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-2-142-146

Введение

Проблемы эффективной работы отечественных организаций и рост их конкурентоспособности на современном этапе экономического развития приобрели особую значимость, так как занять устойчивые позиции на рынке в современных условиях можно только посредством производства и предложения наукоемкой, высокотехнологичной и недорогой продукции, соответствующей при этом мировым стандартам качества. Более того, конкурентоспособность российских организаций становится одной из важных проблем национальной безопасности. От ее успешного решения зависит, сможет ли

Россия занять достойное место в системе международного разделения труда в качестве развитой постиндустриальной державы или ей придется довольствоваться скромной ролью аграрно-сы-рьевого придатка.

Для того чтобы этот процесс был результативен, необходимо эффективное взаимодействие различных институтов. Насколько воздействие институционального регулирования будет адекватно современным тенденциям в экономике, настолько станут усиливаться или ослабевать механизмы обеспечения конкурентоспособности организаций. Отсюда актуальность и своевременность данного исследования.

Теоретический анализ

Из всего многообразия существующих точек зрения в экономической литературе на определение конкурентоспособности организации авторы выделяют основные, по их мнению, подходы, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1/Table 1 Основные подходы к определению конкурентоспособности организации The Main Approaches to Organization Competitiveness Definition

Авторы Определяющее свойство

Соседов Г. А., Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность товара

Грошев И. В., Емельянов П. В., Юрьев В. М. Способность побеждать в конкурентной борьбе

Мухина Д. В., Степанов Л. В. Эффективное использование факторов

Фасхиев Х. А. Сочетание конкурентоспособности товара и хозяйственной деятельности

Портер М. Эффективное использование ресурсов

Грибов В., Грузинов В. Конкурентное преимущество

Рубин Ю. Б. Конкурентный потенциал

Зулькарнаев И. У., Ильясова Л. Р. Доля рынка

Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой конкурентоспособность организации - это способность создавать и относительно длительное время реализовывать товары на внутреннем и мировых рынках [1, с. 21]. Такой

© Рудь Е. М, Рудь А. е., 2019

позиции придерживаются, в частности, Г. А. Со-седов, Р. А. Фатхутдинов. По нашему мнению, данная позиция является не совсем корректной. Во-первых, конкурентоспособность организации носит долговременный характер, тогда как конкурентоспособность товара - краткосрочный, особенно в современных условиях, когда обновление ассортимента продукции происходит непрерывно. Во-вторых, при осуществлении покупки потребитель, наряду с качественными характеристиками товара, его цены, в настоящее время обращает внимание на такие важные моменты, как бренд компании, реализуемые ею социальные программы. В-третьих, оценку деятельности организации дает не только потребитель продукции, но и руководство самой организации. Покупателя, как правило, интересуют качество, цена товара (услуги), включая условия доставки и эксплуатации, по сравнению с аналогичной продукцией других предприятий (организаций). Организация же решает вопросы о выгоде для нее производства в данных условиях социально-экономического развития конкретного товара (услуги).

Конкурентоспособность организации и конкурентоспособность товара (услуги) соотносятся между собой как целое и часть. Конкурентоспособность организации проявляется через конкурентоспособность продукции, сообщая ей определенные потребительские свойства.

Согласно другой точке зрения, конкурентоспособность организации определяется как способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей, достигать поставленной цели в условиях противодействия конкурирующих компаний [2, с. 268]. Такое толкование конкурентоспособности, на наш взгляд, является довольно пространным, не указываются факторы, обеспечивающие конкурентоспособность организации.

По мнению Д. В. Мухиной, Л. В. Степанова, важнейшими составляющими конкурентоспособности организации являются экономические, технические и организационные превосходства по сравнению с конкурентами, призванные снизить издержки производства, повысить качество продукции, расширить и обновить производство [3, с. 7].

Х. А. Фасхиев считает необходимым сочетать конкурентоспособность товара и хозяйственную деятельность. Наряду со способностью поставлять на рынки конкурентоспособные товары, организации привлекают покупателей за счет понижения издержек производства и цен, роста качества выпускаемой продукции, предоставления широкого спектра сервисных услуг, использования рекламы. Мы солидарны с его мнением, что при эффективном управлении

взаимосвязь этих составляющих конкурентоспособности обеспечит предприятию конкурентное преимущество перед другими предприятиями [4, с. 80-81].

Интересной является позиция на трактовку конкурентоспособности организации М. Портера, согласно которой конкурентоспособность зависит, в первую очередь, от эффективного использования мощностей на местах для производства товаров и услуг [5, с. 347].

Существует точка зрения, согласно которой конкурентоспособность организации определяется конкурентными преимуществами, под которыми авторы понимают какую-либо эксклюзивную ценность, позволяющую организации преобладать над конкурентами в отрасли и за рубежом [6, с. 221].

Ю. Б. Рубин для борьбы с соперниками считает необходимым применять конкурентный потенциал, представляющий собой совокупность факторов, определяющих его возможности, средства, запасы, способности, ресурсы, производственные резервы и др. [7, с. 84-93].

Согласно позиции И. У. Зулькарнаева и Л. Р. Ильясовой, конкурентоспособность организации (предприятия) определяется спросом на ее продукцию и ее долей на рынке [8]. При таком подходе выявление уровня конкурентоспособности организации является достаточно простым: необходимо только определить долю организации на конкретном рынке. Однако доля рынка, по нашему мнению, это, скорее, лишь один из показателей конкурентоспособности, но еще не сама конкурентоспособность, при этом методы достижения данного показателя остаются за рамками исследования.

Результаты

Анализ и обобщение существующих точек зрения на определение понятия «конкурентоспособность организации» позволили авторам систематизировать теоретические представления для определения объекта регулирующего воздействия, а именно:

- во-первых, процесс укрепления или завоевания позиций на конкурентном рынке, обеспечения конкурентных преимуществ;

- во-вторых, процесс эффективного производства товаров и оказания услуг;

- в-третьих, процесс эффективного использования своего конкурентного потенциала, позволяющего успешно противостоять конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В условиях внешних вызовов и экономического кризиса повышение конкурентоспособно-

сти организаций является в настоящее время одним из актуальных направлений экономической политики Российского государства. Практика развитых стран подтверждает то, что важнейшим условием в решении данной проблемы является эффективное институциональное регулирование.

По мнению авторов, институциональное регулирование конкурентоспособности организации реализуется в процессе создания и имплементации соответствующих правил, норм, процедур, санкций, а также организационных механизмов контроля за их исполнением. Все перечисленное имеет целью обеспечить повышение конкурентоспособности организации [9, с. 82].

Субъектами институционального регулирования конкурентоспособности организации выступают как государство, так и иные участники рынка, к которым относятся прежде всего хозяйственные организации.

Для разрешения противоречий между интересами государства и хозяйственными организациями для формирования институциональной среды, стимулирующей повышение конкурентоспособности организации, представляют интерес сочетания следующих видов регулирования: саморегулирование, государственное регулирование и квазирегулирование (сорегулирование), которые представлены в табл. 2.

Таблица 2/Table 2

Виды институционального регулирования конкурентоспособности организации Types of Organization Competitiveness' Institutional Regulation

Виды институционального регулирования Основные характеристики

Саморегулирование Представляет собой разработку стандартов поведения, их применение и защиту самим бизнесом без всякого государственного вмешательства (формальные и неформальные правила - стратегия, план, инструкция, методическое обеспечение, различные мероприятия). Является гибким инструментом, предполагает более низкие издержки по его применению для бизнеса по сравнению с государственным регулированием и не предполагает дополнительных затрат со стороны государства

Государственное регулирование Реализуется посредством принятия нормативно-правовых актов (законов, концепций, стратегий, программ), имеющих директивный характер, контроль за исполнением которых осуществляют правомочные государственные органы. Существующая ныне система институтов государственного регулирования конкурентоспособности организации, хотя и имеет в своей основе созидательные мотивы, в практике применения зачастую оказывает обратное - дестимулиру-ющее воздействие, что находит свое проявление в дисфункциях государства: 1) создает дополнительные барьеры входа в отрасль новых фирм; 2) способствует появлению и расширению институтов теневой экономики, коррупции и бюрократии; 3) несовершенство законодательства, которое приводит к постоянному изменению правил регулирования деятельности хозяйственной организации, возникновению противоречий между федеральными и региональными правовыми актами; 4) декларативность принимаемых концепций, стратегий и др.

Квазирегулирование (урегулирование) Основано на участии государства в той или иной форме в обеспечении кодексов и правил, разрабатываемых бизнесом

В итоге проведенного исследования представляется необходимым сделать следующие выводы:

1) объектом институционального регулирования конкурентоспособности организации являются: во-первых, процесс укрепления или завоевания позиций на конкурентном рынке, обеспечения конкурентных преимуществ; во-вторых, процесс эффективного производства товаров и оказания услуг; в-третьих, процесс эффективного использования своего конкурентного потенциала, позволяющего успешно противостоять конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

2) институциональное регулирование конкурентоспособности организации реализуется в процессе создания и имплементации правил, норм, процедур, санкций, а также организационных механизмов контроля за их исполнением;

3) видами институционального регулирования конкурентоспособности организации являются: саморегулирование, государственное регулирование и квазирегулирование (сорегу-лирование);

4) в институциональное регулирование конкурентоспособности организации необходимо включать не только государство, но и саму организацию как полноправного субъекта хо-

зяйственной деятельности. Институциональное регулирование конкурентоспособности организации на микроуровне должно быть взаимосвязанным, сквозным, сопряженным с институциональным регулированием общей конкурентной среды на макроуровне.

Разрабатываемые приоритетные направления институционального регулирования конкурентоспособности организации на макро- и микроуровнях должны осуществляться в виде законов, стратегий, программ, методического обеспечения, инструкций и мероприятий, а также создания специальных структур, персонифицирующих данную деятельность.

Список литературы

1. Соседов Г. А. Конкуренция и конкурентоспособность : содержание категорий в условиях смешанной экономики // Вестн. ТГУ Сер. Гуманитарные науки. 2010. Вып. 2 (82). С. 15-22.

2. Грошев И. В., Емельянов П. В., Юрьев В. М. Организационная культура. М. : ЮНИТИ ДАНА, 2004. 288 с.

3. Мухина Д. В. Экономические и методические основы повышения конкурентоспособности хлебопекарных предприятий (на примере Приморского края). Владивосток : Изд-во ПГСХА, 2005. 23 с.

4. ФасхиевХ. А. Определение конкурентоспособности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 4. С. 75-83.

5. Портер М. Конкурентная стратегия : Методика анализа отрасли и конкурентов. М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. 452 с.

6. Грибов В. Д., Грузинов В. П. Экономика предприятия. М. : Финансы и статистика, 2006. 335 с.

7. Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. М. : Маркет ДС, 2003. 584 с.

8. Зулькарнаев И. У., Ильясова Л. Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4 (24). С. 17-27.

9. Рудь А. Е. Теоретические основы исследования институционального регулирования конкурентоспособности организации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т.18, вып. 1. С. 81-86. БО!: 10.18500/1994-2540-2018-18-1-81-86

Образец для цитирования:

Рудь Е. М., Рудь А. Е. Конкурентоспособность организации как объект институционального регулирования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 142-146. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-2-142-146

Organization Competitiveness as an Institutional Regulation Object

E. M. Rud, A. E. Rud

Evgeni M. Rud, https://orcid.org/0000-0003-3560-857X, Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 23/25 Sobornaya St., Saratov 410031, Russia, [email protected]

Anna E. Rud, https://orcid.org/0000-0003-2352-8345, Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 23/25 Sobornaya St., Saratov 410031, Russia, [email protected]

Introduction. The problems of domestic organizations' effective development and improving their competitiveness at the modern stage of economic development are of particular importance, since it is possible to assume a stable position in the market today only by offering high-tech and low-cost products that meet international quality standards. For this process to be fruitful, effective interaction between different institutions is necessary. As far as the impact of institutional regulation will be in line with current trends in the economy, the mechanisms for ensuring the organizations' competitiveness will increase or weaken. Theoretical analysis. The article analyzes and summarizes various points of view, available in economics, concerning the definition of "organization competitiveness". Results. The object of the organization competitiveness'

institutional regulation is defined, the author's interpretation of the "organization competitiveness' institutional regulation" concept is given, types of institutional regulation are considered. Keywords: organization competitiveness, institutional regulation, types of institutional regulation.

References

1. Sosedov G. A. Konkurentsiya i konkurentosposob-nost': soderzhanie kategoriy v usloviyakh smeshannoi ekonomiki [Competition and Competitiveness: Content of Categories in a Mixed Economy]. Vestnik TGU. Ser. Gumanitarnye nauki [Tambov University Review. Ser. Humanities], 2010, iss. 2 (82), pp. 15-22 (in Russian).

2. Groshev I. V., Yemel'yanov P. V., Yur'ev V. M. Organi-zatsionnayakul'tura [Organizational Culture]. Moscow, UNITY DANA Publ., 2004. 288 p. (in Russian).

3. Mukhina D. V. Ekonomicheskiye i metodicheskiye osnovy povysheniya konkurentosposobnosti khlebopekarnykh predpriyatiy (na primere Primorskogo kraia) [Economic and Methodological Foundations for Improving the Competitiveness of Bakeries (Using the Example of Primorsky Krai)]. Vladivostok, PGSA Publ., 2005. 23 p. (in Russian).

4. Faskhiyev Kh. A. Opredelenie konkurentosposobnosti predpriyatiya [Definition of Enterprise Competitiveness].

Marketing v Rossii i za rubezhom [Marketing in Russia and Abroad], 2009, no. 4, pp. 75-83 (in Russian).

5. Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York, Free Press, 1998. 397 p. [Russ. ed.: Porter M. Konkurentnaya strategiya: Metodika analiza otrasli i konkurentov. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2007. 452 p.].

6. Gribov V. D., Gruzinov V. P. Ekonomika predpriyatiya [Enterprise Economics]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2006. 335 p. (in Russian).

7. Rubin Yu. B. Teoriya i praktika predprinimatel'skoy konkurentsii [Theory and Practice of Entrepreneurial Competition]. Moscow, Market DS Publ., 2003. 584 p. (in Russian).

8. Zul'karnayev I. U., Il'yasova L. R. Metod rascheta integral'noy konkurentosposobnosti promyshlennykh, torgovykh i finansovykh predpriyatiy [Method of Calculating the Integral Competitiveness of Industrial, Trading and Financial Enterprises]. Marketing v Rossii i za rubezhom [Marketing in Russia and Abroad], 2001, no. 4 (24), pp. 17-27 (in Russian).

9. Rud A. E. Theoretical Foundation of Research of Institutional Regulation of the Competitiveness of the Organization. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 81-86 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2018-18-181-86

Cite this article as:

Rud E. M., Rud A. E. Organization Competitiveness as an Institutional Regulation Object. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Economics. Management. Law, 2019, vol. 19, iss. 2, pp. 142-146 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-2-142-146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.