_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
УДК37
Нурутдинова А.Р.
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент каф. иностранных языков в профессиональной коммуникациии, Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет
Дмитриева Е.В.
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент каф. иностранных языков,
Казанский Государственный Энергетический Университет
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: НА ПРИМЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Устойчивая тенденция к увеличению профессиональных знаний и теория информационного общества привели к необходимости пересмотра системы дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование ориентировано на практические потребности взрослого контингента обучающихся, с профессиональной деятельностью которых напрямую связаны содержание и реализация дополнительных образовательных программ. Дополнительное профессиональное образование это залог как личной конкурентоспособности работника на рынке труда, так и организации, поскольку квалификация сотрудников напрямую связана с конкурентоспособностью образовательного учреждения.
Ключевый слова
Непрерывное образование, образование для взрослых, дополнительное образование, профессиональное образование, система профессиональной подготовки и повышения квалификации, дистанционное образование
Nurutdinova A.R.
Ph.D., Associate Professor,
Associate Professor of Department of foreign languages in professional communication,
Kazan National Research Technological University
Dmitrieva E.V.
Ph.D., Associate Professor, Associate Professor of Department of foreign languages, Kazan State Power Engineering University
COMPETITIVENESS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS: CASE STUDY ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
Abstrac
The stable tendency to increase professional knowledge, the theory of information, and intelligence community led to the need to transform the system of additional (professional) vocational training. Adults are turning to additional education system, not only to increase the level of professional competence, but also to enhance the professional skills or change of profession. Additional vocational training is the key to both personal competitiveness on the labor market and the organization, as the qualification of the employees is directly related to the competitiveness of the educational institution.
Keywords
Сontinuing education (life-long education), adult education, further education, vocational education, the system of
vocational training and skills development, distance education.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
Дополнительное профессиональное образование является частью системы непрерывного образования, включающей следующие элементы: - дошкольное образование - общее среднее образование - начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование - академическое образование - дополнительное образование [1].
Система дополнительного образования занимает специфическое положение:
(а) образовательные услуги ориентированы на получение индивидом необходимых профессиональных знаний в сжатые сроки на определенных условиях;
(б) образовательные программы формируются с учетом потребностей рынка труда. Сегодня формы получения ДПО достаточно разнообразны - от краткосрочных курсов повышения квалификации до программ профессиональной переподготовки и получения второго высшего образования. Форма и срок получения ДПО зависят от целей, которые преследуются тем или иным заинтересованным лицом.
Высокая мобильность и краткосрочность учебного процесса, позволяющие быстро реагировать на колебания конъюнктуры на рынке труда; возможность более гибкого удовлетворения потребностей рынка труда в специалистах по количеству, профилю и уровню их подготовки, включая широкий диапазон варьирования численности учебных групп, вплоть до индивидуального обучения; более широкий спектр образовательных и сопутствующих им услуг; обучение редким профессиям; быстрое формирование и обучение команд специалистов под конкретный заказ; оперативное реагирование на заявки предприятий и подготовка специалистов под конкретные рабочие места выгодно отличают систему ДПО от традиционного общего профессионального образования:
1) программы повышения квалификации, направленные на совершенствование имеющихся и/или освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
2) программы профессиональной переподготовки, направленные на получение новых и развитие имеющихся компетенций с целью приобретения новых квалификаций, необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности
3) общеразвивающие программы, направленные на получение и развитие компетенций общего характера, не связанных непосредственно с профессиональной деятельностью
Тенденции в области дополнительного образования созвучны общемировым требованиям к подготовке конкурентоспособного специалиста.
1. Обесценивание специальных профессиональных знаний и устаревание информации, и как следствие необходимость возобновления профессионального образования.
На протяжении 3 - 5 лет обесценивается до трети специальных (профессиональных) знаний работника в технологически продвинутых отраслях, что приводит к возникновению спроса на последующее и продолжающееся образование. Эта тенденция проявляется в концепции непрерывного образования.
2. Внешние условия деятельности изменяются динамично и для специалиста необходимо иметь разностороннюю подготовку и совмещения в одном лице нескольких функций, т. е. ориентация на подготовку специалиста-универсала.
"Парадигма узкого специалиста вытесняется парадигмой профессионала в системе образования, ориентированного на достижение конкретных целей путем использования широкого арсенала методических и инструментальных средств" [6].
3. Проблема невостребованности на рынке труда специалистов, особенно после окончания высших учебных заведений, где особую роль начинает играть критерий как готовность и способность к дальнейшему профессиональному обучению.
Проблема совершенствования дополнительного профессионального образования в России на современном этапе приняла острый характер и напрямую связана с допуском специалистов к профессиональной деятельности, что обеспечивает кадровую политику страны [3].
Основное образование, по сравнению с дополнительным, ориентированное на Федеральные государственные образовательные стандарты [8], закладывает фундаментальные знания и вводит обучающегося в культуру отрасли профессионального знания, но не нацелено на приведение квалификации молодого
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
специалиста в соответствие с условиями и задачами рынка труда. Основной целью именно дополнительного профессионального образования является преодоление дисбаланса между требованиями общества, рынка труда, образовательными программами и компетентностью специалиста.
Таким образом, дополнительное образование должно поддерживать квалификацию специалистов на современном уровне, готовить специалистов к аттестации, осуществлять планомерное повышение компетентности, своевременно в соответствии с требованиями обучать специалистов новым видам деятельности, способствовать внедрению в повседневную практику новейших достижений науки, помогать адаптации специалистов в быстро меняющихся знаниях, условиях профессиональной деятельности, законодательной базе, развивать творческий потенциал личности, поэтому кадровые вопросы системы дополнительного профессионального образования, разработка научных и учебно-методических материалов в области новых педагогических технологий являются ключевыми [9].
Следовательно, предварительная оценка потребностей в дополнительном знании крайне важна для прогнозирования и определения основных направлений образовательного процесса. С точки зрения осуществления программы непрерывного профессионального образования необъективная самооценка и завышенные результаты аттестации всего становятся одной из основных проблем в формировании правильной мотивации к дальнейшему совершенствованию.
Основная проблема совершенствования и повышения качества дополнительного профессионального образования, заключающаяся в острой необходимости совершенствования и отсутствием концептуальных подходов к разработке и обоснованию условий реализации технологического обеспечения системы в целом. Существуют проблемы, педагогического и нормативного характера, связанные с организацией дополнительного профессионального образования [7]:
1. Отличие образовательного процесса при получении дополнительного профессионального образования от его традиционной постановки в вузе, объясняется, неоднородностью контингента, характером взаимодействия с обучающимися;
2. Краткие сроки подготовки, большая заинтересованность в получении профессиональных знаний, преобладание практических знаний, более интенсивные образовательные технологии, разнообразие используемых форм обучения требуют совместной активной работы;
3. Отсутствие плановой подготовки преподавателей дополнительного образования, не проводится глубокое изучение и исследований в педагогике, несмотря на фундаментальность подходов и многоаспектное изучение технологического подхода в образовании (О. В. Агапова, А. А. Бакушин, М. Е. Бершадский, В. П. Беспалько, Н. В. Борисова, С. Г. Вершловский, В. В. Гузеев, Л. В. Загрекова, Т. А. Ильина, М. В. Кларин, А. К. Колеченко, Н. Е. Кузнецова, В. С. Кукушин, И. Я. Лернер, Т. Ю. Ломакина, В. Л. Матросов, В. М. Монахов, Н. А. Морева, Н. Д. Никандров, В. В. Николина, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов, Н. Ф. Талызина, Ю. Г. Татур, В. А. Трайнев, Ю. Г. Фокин, В. А. Якунин и другие.), проблема внедрения современных технологий в учебный процесс системы дополнительного образования кадров остается не решенной [5]. Практически отсутствуют работы по вопросам качественного анализа и методологии улучшения качества профессионального образования;
4. Дополнительное профессиональное образование функционирует в рамках ФЗ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [8], но не могут обеспечить правовое регулирование деятельности, например, вопросов, связанных с управлением качеством (включая вопросы образовательных стандартов и государственных требований к минимуму содержания образовательных программ и уровню требований к специалистам), лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ дополнительного профессионального образования, развитие нормативно-правовой базы процедуры комплексной оценки (повторного лицензирования, аттестации, государственной аккредитации).
Цели системы дополнительного профессионального образования направлены на реализацию непрерывного образования и на стабильное развитие национальной экономики.
Особенность организации образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования стимулирует использование инновационных учебно-методических разработок и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070
педагогических технологий преподавательскими кадрами и требует постоянного совершенствования и повышения преподавательской компетенции [10].
Существует необходимость в создании адекватной правовой базы для функционирования системы дополнительного профессионального образования. Существующие федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не могут в полной мере обеспечить реализацию задач дополнительного профессионального образования, что приводит к необходимости дальнейшего совершенствования законодательства. Список использованной литературы:
1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 годы// www.government.ru
2. Кравченко В. В. Основные тенденции развития дополнительного профессионального образования за рубежом // МНКО. 2010. №5 С.160-162.
3. Нурутдинова А.Р. Конкурентноспособность образовательной системы РФ: академическая мобильность, система подготовки и переподготовки // сб. Статей Международной научно-практической конференции. -2016. - С. 117-121.
4. Нурутдинова А.Р., Дмитриева Е.В. Модернизация систем управления образовательными учреждениями и ориентиры развития системы профессионального образования // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2015 - №2 (11). - С. 52-62.
5. Нурутдинова А.Р. Моденизация профессионального образования: педагогическая интеграция (ретроспективный анализ) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2016. № 3. С. 130-138.
6. Парахина О. В. Современные тенденции системы дополнительного профессионального образования в России // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-2. - С. 445-448.
7. Патрина В. В. Организация подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для производства в системе непрерывного образования взрослых // Вестник КемГУ. 2011. №2 С.85-90.
8. Федеральный закон «Об образовании» в Россйской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ// http: //www .consultant .ru
9. Фомин В., Севостьянов В. Дополнительное профессиональное образование //Человеческие ресурсы. 2003 г. № 3.
10.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию - М.: ЦКФЛ РАО, 1997. - С. 59.
©Нурутдинова А.Р., Дмитриева Е.В., 2017
УДК 372.4
Е.В. Осолодкова
к.п.н., доцент кафедры математики, естествознания и методик обучения математики и естествознания Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск, Российская федерация
ВЛИЯНИЕ ОСЛОЖНЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ И УЧЕБНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Аннотация
В статье рассмотрены возможные проявления отставания в учебе чрезмерно подвижных и