ИССЛЕДОВАНИЕ
1 1 Удальцова Н.Л. , Михелашвили Н.Р.
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Конкурентоспособность национальной инновационной системы России: аналитический обзор
АННОТАЦИЯ:
В современном мире формирование эффективной национальной инновационной системы является стратегически важной задачей, решение которой обеспечивает стабильный экономический рост и конкурентоспособность национальной экономики. В данной статье авторы исследуют уровень инновационного развития и конкурентоспособность национальной экономики в мировом экономическом пространстве. Анализируются основные причины, препятствующие эффективному развитию инновационных процессов в стране, и предложены пути их решения, предполагающие активное участие со стороны государства.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в работе министерств и ведомств, занимающихся анализом и прогнозированием инновационных процессов в экономике.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: национальная инновационная система, инновационный уровень, конкурентоспособность, инновационная стратегия, финансирование НИОКР
JEL: F52, O31, O32
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Удальцова Н.Л., Михелашвили Н.Р. Конкурентоспособность национальной инновационной системы России: аналитический обзор // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 1. — С. 9-20. — doi: 10.18334/ce.10.1.2232
Удальцова Наталья Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Инвестиции и инновации», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва ([email protected])
Михелашвили Нази Рафиеловна, студентка 3-го курса (ИМ3-5), профиль «Инвестиционный менеджмент», факультет менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 13.11.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.01.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.10.l.2232
(с) Удальцова Н.Л., Михелашвили Н.Р. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
В условиях современного развития мировой экономики значительно повышается важность переориентации с «ресурсного» менеджмента, основанного на эксплуатации материальных и иных ресурсов, на инновационный тип управления, основанный на непрерывном процессе разработки новшеств и коммерциализации и инноваций. Ввиду этого на глобальном уровне одним из важнейших показателей конкурентоспособности страны является ее инновационный уровень развития, оцениваемый не изолированно, а путем сопоставления динамики, темпов развития, индексов стран друг с другом. Как же характеризуется инновационный уровень развития России на макроуровне? Какими показателями он оценивается? Насколько Россия преуспевает в разработке и внедрении инноваций по сравнению с другими системами национального менеджмента?
В России, как и во многих европейских странах, тенденция к развитию экономики инновационным путем начала формироваться относительно недавно. Первыми на путь инновационного развития в мировом экономическом пространстве встали Канада (в 1940-х годах благодаря созданным предпосылкам развития науки и техники), Германия (в 1950-х годах ввиду ориентации государственной политики после Второй Мировой войны на развитие научно-исследовательской деятельности). Что касается других стран, их пик инновационного развития начинается в 80-е годы XX века (Финляндия, Франция, Китай, Израиль) и в 2000-е годы (Великобритания, Ирландия, Испания, Швеция, Россия и др.). Темпы эволюции инновационных процессов дифференцируются в зависимости от особенностей той или иной общей ментальности, ценностей, принципов, приоритетов граждан той или иной страны [7].
Оценка инновационного уровня развития России проводится с помощью сбалансированной системы показателей. Одним из наиболее важных рейтингов, иллюстрирующих глобальный индекс инноваций, выступает Рейтинг GII (Global Innovation Index). Он рассчитывается путем определения средней величины 2-х субиндексов:
— субиндекс инновационных затрат (оценивающий элементы национальной экономики, разделенные на 5 групп: институты; человеческий капитал и исследования; инфраструктура; развитость рынка и развитость бизнеса);
— субиндекс инновационных результатов (отражающий фактические результаты инновационной деятельности в разбивке на 2 группы: в области знаний и технологий и в области творчества).
Согласно данным 2015 года, верхние позиции в рейтинге занимают страны, лидирующие по уровню доходов (Швейцария, Великобритания, Швеция). В первую пятерку также входят Нидерланды, США, то есть наблюдается прямая корреляция между уровнем дохода и инновационным уровнем развития этих стран. Несмотря на то, что Россия не входит в первую десятку среди стран с высоким уровнем дохода, рейтинг инноваций в стране значительно выше, чем в странах, лидирующих среди стран со средним уровнем дохода (табл.)1.
Таблица
Рейтинг стран по глобальному индексу инноваций - 2015 год [10]
Страна Значение индекса (0-100) Место в рейтинге Значение индекса (0-100) в прошлом году Место в рейтинге в прошлом году Уровень доходов Место по уровню доходов в группе Регион Место в рейтинге по региону
Швейцария 68,30 1 64,78 1 Высокий 1 Европа 1
Великобритания 62,42 2 62,37 2 Высокий 2 Европа 2
Швеция 62,40 3 62,29 3 Высокий 3 Европа 3
Нидерланды 61,58 4 60,59 5 Высокий 4 Европа 4
США 60,10 5 60,09 6 Высокий 5 Северная Америка 1
Греция 40,28 45 38,95 50 Высокий 39 Европа 30
Польша 40,16 46 40,64 45 Высокий 40 Европа 31
Северная
ОАЭ 40,06 47 43,25 36 Высокий 41 Африка и Западная Азия 4
Россия 39,32 48 39,14 49 Высокий 42 Европа 32
Маврикий 39,23 49 40,94 40 Выше среднего 6 Африка к югу от Сахары 1
Северная
Катар 39,01 50 40,31 47 Высокий 43 Африка и Западная Азия 5
доставлена авторами на базе отчетов «Глобальный Инновационный Индекс 2015 - СИ 2015: эффективность инновационной политики в целях развития», «Глобальный Инновационный Индекс 2014 - С11 2014: человеческий фактор в инновациях».
Россия занимает в данном рейтинге 48 место на мировом уровне (всего в рейтинге рассмотрена 141 страна), а в Европейском регионе - 32 место. Тем не менее если смотреть на ситуацию в целом, то наша страна все же проигрывает большинству европейских и скандинавских государств, а также странам Северной и Центральной Америки. Что же касается бывших союзных республик, то тут Россия выглядит предпочтительнее - Беларусь, Украина, Грузия, Армения и др. имеют индексы несколько меньше.
Суммарный индекс инновационного уровня РФ составляет 39,92 из 100. В целом в 2015 году Россия поднялась в рейтинге на 1 позицию (с 49 места на 48; индекс составлял 39,1). В частности, по субиндексу инновационных затрат индекс составляет 45,33 (52 место в мире по сравнению с 56 позицией в 2014 году), а по субиндексу инновационных результатов индекс равен 33,32 (49 место в мире по сравнению с 45 позицией в прошлом году) [2].
Позитивная динамика за рассматриваемый период наблюдается в повышении уровня развитости рынка (повысился на 17 позиций до 94 места) и уровня развитости бизнеса (повысился на 16 позиций до 44 места). Наиболее сильными сторонами России в элементах национальной системы являются уровень занятости в наукоемких отраслях, доля занятых женщин, имеющих ученую степень, уровень лицензионных платежей и роялти, количество зарегистрированных патентных заявок, уровень полезности разработанных моделей, технология оформления технической документации. К слабым сторонам относится снижение уровня инфраструктуры (упал на 14 позиций до 65 места), основанного на низкой отдаче с единицы использования энергии.
Другим важным показателем с точки зрения оценки инновационного уровня развития страны является индекс экономики знаний (The Knowledge Economy Index) - характеризует уровень развития экономики, основанной на знаниях, в странах и регионах мира и рассчитывается по методике Всемирного банка как средняя величина из 109 структурных и качественных показателей, объединенных в 4 группы (по каждой из которых выставляются оценки от 1 до 10 баллов):
1. Условия среды, в которой развиваются экономика и общество, характеризуются индексом экономического и институционального режима.
2. Уровень образованности населения, распространения и использования знаний оцениваются индексом образования.
3. Уровень развития национальной инновационной системы оценивается комплексно по показателям количества научных работников, занятых в сфере НИОКР; количества зарегистрированных патентов и полезных моделей и рассчитывается с помощью индекса инноваций.
4. Уровень развития инфраструктуры оценивается индексом информационных и коммуникационных технологий.
Интегральный индекс экономики знаний в 2012 году в Российской Федерации составлял 5,78 (55 место из 145 рассмотренных стран). Лидерами в данном рейтинге являются Швеция, Финляндия, Дания, Нидерланды, Норвегия (индексы составляют 9,43; 9,33; 9,16; 9,11; 9,11 соответственно). Их показатели уровня развития экономики, основанной на знаниях, превышают российские практически в 1,6 раз, что отражает существенный разрыв между анализируемыми странами. Что касается бывших союзных республик - Украина, Беларусь, Грузия, Армения, Казахстан, Молдова отстают от России по индексу экономики знаний, однако незначительно (находится в пределах от 4 до 5,5 баллов) [10].
Еще один индекс, характеризующий уровень инновационного развития страны - уровень конкурентоспособности. Рейтинги конкурентоспособности основаны на результатах ежегодного исследования, проводимого Всемирным экономическим форумом. В исследовании представлены 2 индекса, на основе которых составляются рейтинги 144 принявших участие государств: индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).
Инновационный уровень развития стран на макроуровне в большей мере иллюстрируется первым индексом - он представляет собой сводный показатель 12 элементов конкурентоспособности: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал.
В 2014-2015 году лидером по данному индексу является Швейцария, возглавляющая рейтинг в течение 7 последних лет. 2 место в рейтинге второй год подряд занимает Сингапур, 3 место - Соединенные Штаты Америки. Пятерку лидеров закрывают Финляндия и Германия [12].
Россия же в 2015 году поднялась в рейтинге с 53 позиции до 45. Позитивная динамика уровня глобальной конкурентоспособности РФ обусловлена в большей мере макроэкономическими факторами, низким уровнем государственного долга, пересмотром Международным Валютным Фондом паритета покупательной способности валют. Соседствующие позиции в рейтинге занимают Филиппины (на позицию выше) и Болгария (на позицию ниже).
Среди стран бывшего СССР Россию опережают Эстония, Литва, Латвия, Азербайджан и Казахстан. Остальные государства постсоветского пространства (Грузия, Украина, Молдова, Армения, Таджикистан и Кыргызстан) по данному индексу отстают от России. В отчете о глобальной конкурентоспособности отмечено совершенствование бизнес-регуляторов и внутренней конкуренции в РФ, вызванное деятельностью властей по улучшению условий для бизнеса. Однако также выявлено негативное влияние на рейтинг РФ рецессии в экономике, вызванной валютным кризисом в конце 2014 года, падением внутреннего спроса и внедрением экономических санкций.
Стоит отметить, что уровень инновационного развития оценивается не только относительными показателями (индексами), но и абсолютными: объем финансирования в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), объем инновационного предпринимательства в России, объем инновационной продукции России на мировом рынке и др. Стратегия Инновационного развития России до 2020 года, принятая Правительством РФ в декабре 2011 года, сосредоточена на продвижении инноваций, повышении конкурентоспособности, создании условий для развития бизнеса, улучшении отношения населения к занятости в наукоемких отраслях.
Стратегия—2020 предполагает реализацию реформы образования в целях поддержания и развития инновационных навыков и знаний у населения с самого детства, развитие информационно-коммуникационных технологий в детских садах и школах, создание надлежащей инфраструктуры, подготовку и переподготовку квалифицированных учителей. Большую роль в продвижении
инноваций играют специальные институты: Роснано, Российская венчурная компания, Агентство стратегических инициатив - они предоставляют субсидии музеям, научным выставкам и конференциям, организуют соревнования для индивидуальных инноваторов и поддерживают инновационные проекты молодых предпринимателей и стартапов. Одним из примеров продвижения инноваций выступает Фестиваль науки, инициированный в 2006 году Правительством РФ. Он охватил 70 регионов и включил более 500 организаций - вузов, исследовательских центров, инновационных компаний, музеев и т.д. [1].
Кроме того, Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года предполагает повышение инвестиций в НИОКР в 2015 году до 1,7% ВВП, а долю инновационной продукции в ВВП увеличить до 25% с 6,8% в 2011 году. В общем итоге за последние 10 лет внутренние национальные расходы России на науку увеличились более чем в 10 раз. В настоящее время численность работников, занятых в науке (исследователей) на 10 тыс. занятых в стране достигает 66 человек, что сопоставимо с лучшими мировыми показателями. Однако, согласно текущим прогнозам бизнес-экспертов и представителей государственных органов, целевые установки по стратегии не выполнятся, а именно объемы финансирования НИОКР в России составят лишь 1,2% ВВП в то время как, согласно мировым стандартам, благоприятным уровнем данного показателя считается 2,5% от ВВП. Лидеры по этому показателю - Израиль и Южная Корея - инвестируют в НИОКР до 4% ВВП. Что касается доли инновационной российской продукции, фактически ее доля в валовом внутреннем продукте страны в 2014 году увеличилась незначительно и составила лишь 7,2%, а в объеме мирового рынка российские инновационные продукты обеспечивают лишь 0,3% инновационной продукции. Мировым лидером по данному показателю являются США [13].
Рассматривая объемы финансирования НИОКР в России, нельзя не обратить внимание на структуру вложений денежных средств в развитие науки. Исследования и разработки, поддержка малых предприятий - это области инвестиций, характеризующиеся высоким уровнем рисков (обусловлены высокой конкуренцией на рынке и быстрым устареванием технологий). В условиях неопределенности финансирование НИОКР требует поддержки как государства (через госзаказ), так и компаний-лидеров отрасли (то есть представителей самого бизнеса). Для оптимизации затрат на развитие инноваций
необходимо правильно определить структуру финансирования (долю государства и бизнеса).
В нашей стране большую часть инвестиций в НИОКР осуществляет государство - 70-75%, а доля бизнеса составляет 25-30%, в то время как в других странах, например, в Японии, КНР ситуация прямо противоположная: бизнес инвестирует львиную долю в 60-70%, а государство обеспечивает лишь 30-40% от вложений в НИОКР (такую структуру инвестиций можно считать эффективной, так как вложения денежных средств в развитие науки самими предприятиями обеспечивает большую мотивацию на достижение результата -внедрение усовершенствованной технологии производства или нового продукта) [9].
Итак, подводя итог, следует отметить неоднозначность инновационного уровня развития различных стран на мировом уровне. Наблюдается разрыв в уровне развития инноваций, конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности среди европейских стран, стран Северной и Латинской Америки, стран БРИКС: сильная дифференциация показателей сохраняется на фоне усилий Европейского Союза по решению макроэкономических проблем еврозоны, локализации институтов развития инновационной деятельности, недостатка инфраструктуры, квалифицированных специалистов для разработки новшеств и коммерциализации инноваций.
Несмотря на то что российская экономика сейчас находится на стадии рецессии, ее макроэкономические показатели выгодно отличаются от показателей ряда других стран. Среди сильных сторон российской инновационной политики (конкурентных преимуществ) выделяются высокая распространенность высшего образования и значительный объем внутреннего рынка, а слабыми сторонами являются недостаточно развитая инфраструктура, низкая эффективность работы государственных институтов, недостаточный инновационный потенциал, неэффективная антимонопольная политика, слабая развитость финансового рынка, низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе, высокий уровень коррупции. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны, сильному отставанию России от стран с высоким уровнем инновационного потенциала (Швейцария, Великобритания, Швеция, Нидерланды, США)
и препятствуют росту уровня инновационного развития РФ на мировом пространстве.
Заключение
Для обеспечения более высокого уровня конкурентоспособности России необходимо:
1. Повысить привлекательность создания инновационных разработок для отечественных производителей и промышленных предприятий путем государственного стимулирования рисковых вложений капитала, венчурного инвестирования в инновационные продукты и услуги.
2. Предоставить частным предприятиям больше свободы для проведения инновационных разработок, обеспечить необходимую инфраструктуру не только для разработки новшеств, но и для дальнейшего продвижения их на рынке.
3. Обеспечить необходимый контроль за деятельностью институтов инновационного предпринимательства, исполнением договорных обязательств, понижение уровня коррупции в государственных ведомствах [5].
Россия в настоящее время занимает промежуточное положение между лидерами в инновационной сфере и странами, сильно отстающими по уровню инновационного развития. Сегодня Россия находится в стадии перехода к инновационному развитию экономики, при грамотной эксплуатации имеющихся ресурсов и снижении негативного влияния политических факторов на условия бизнес-среды, при поддержке Правительства РФ страна сможет приобрести долгосрочные конкурентные преимущества и сможет повысить свой инновационный уровень развития в мировом экономическом пространстве.
ИСТОЧНИКИ:
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р.
2. The Global Innovation Index 2015: Effective Innovation Policies for Development [Electronic
resource] // Johnson Cornell University, INSEAD, WIPO. - 2015. - Mode of access: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_gii_2015.pdf
3. The Global Innovation Index 2014: The Human Factor in Innovation [Electronic resource] //
Johnson Cornell University, INSEAD, WIPO. - 2014. - Mode of access: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/economics/gii/gii_2014.pdf
4. Бурутин А.Г., Седаш Т.Н., Сетченкова Л.А. Особенности механизма финансирования
инновационных процессов модернизации экономики // Финансы и кредит. -2012. - № 33. - С. 28-37.
5. Попадюк Т.Г., Удальцова Н.Л. Движущие силы и необходимые условия активизации
инновационных процессов в России [Электронный ресурс] // Инновационное развитие России: проблемы и решения: Монография. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2014. - 1376 с. - С. 492-508. -Режим доступа: http://elib.fa.ru/fbook/gosteva.pdf/download/gosteva.pdf
6. Попадюк Т.Г. Технологический подход к управлению инновационным развитием
промышленности // Вестник экономической интеграции. - 2013. - № 1-2. - С. 99104.
7. Ситников А., Полунин А. Национальные особенности русского менталитета
[Электронный ресурс] // Свободная пресса. - 2014. - 19 июля. - Режим доступа: http://svpressa.ru/post/article/91611/
8. Удальцова Н.Л., Пиримова Л.С., Трубкина Я.Е. Современные проблемы национальной
инновационной системы // Креативная экономика. - 2013. - № 6. - С. 40-44.
9. Бухарова О. Дело за малым [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2015. -
27 октября. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/10/27/krugliy-stol.html
10. Индекс экономики знаний [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. -
2014. - 07 июля. - http://gtmarket.ru/ratings/knowledge-economy-index/knowledge-economy-index-info
11. Модель открытых инноваций: партнерство государства и бизнеса [Электронный
ресурс] // Умное производство. - 2015. - 29 октября. - Режим доступа: http://www.umpro.ru/index.php?page_id=2&n_id_1=7259
12. РФ поднялась на 45-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности
[Электронный ресурс] // РИА Новости. - 2015. - 30 сентября. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20150930/1292605257.html
13. Щукин А. Тратить, чтобы зарабатывать [Электронный ресурс] // Известия. - 2015. -
20 октября. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/593587
Natalia L. Udaltsova, Candidate of Science, Economics, Associate Professor of the Chair of Investment and Innovation, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
Nazi R. Mikhelashvili, student of IMZ-5 group, faculty of management, specialization in "Investment Management", Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
Competitiveness of the national innovation system in Russia: an
analytical review
ABSTRACT:
In today's world creation of an effective national innovation system is a strategic task addressing of which ensures stable economic growth and competitiveness of the national economy. The authors of this article analyze the level of innovation development and competitiveness of the national economy in the global economic space. They studied the main obstacles to the effective development of innovative processes in the country and proposed solutions involving the active participation of the state.
The practical significance of the findings of the study lies in the fact that they can be used by ministries and agencies involved in analysis and forecasting of innovative processes in the economy.
KEYWORDS: national innovation system, innovative level, competitiveness, innovation strategy, R&D funding