УДК 37.013.42 ББК Ч31
В. А. Дегтерев
Екатеринбург
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ - КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ГСНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конкурентоспособность; профессиональная компетентность; профессионализм; социальная ответственность; конкурентоспособный специалист; мышление; саморазвитие; модель конкурентоспособной личности.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема, связанная с понятием «конкурентоспособность», которое понимается как соответствие выпускников вуза требованиям рынка труда. Конкурентоспособность определяет их позицию, позволяющую претендовать на занятие определенных вакансий. Выявляются профессионально важные и социально значимые качества будущего специалиста.
V. A. Degterev
Ekaterinburg
COMPETITIVE ABILITY AS A PEDAGOGICAL CATEGORY
KEY WORDS: competitiveness; professional competence; professionalism; social responsibility; competitive specialist; conscience; self-development; model of competitive personality.
ABSTRACT. The problem connected with the notion «competitiveness» is presented, which is considered to be a correspondence of higher school graduates to the requirements of the market. It determines their position which allows them to apply for a job. Professionally important and socially meaningful qualities of future specialists are identified.
В «Концепции модернизации российского образования» основная цель высшего образования определена была следующим образом: «Подготовка квалифицированного работника следующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в по© Дегтерев В. А., 2011
лучении соответствующей информации».
В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием его эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность. В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособность». Основными факторами, которые обусловливают возможность множественных трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, которые и ввели это понятие, а также и то, что в качестве производителя рассматрива-
ется лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность — понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.
Термин «конкурентоспособность» как научное понятие «прошел» через межпредметные трактовки многих дисциплин, прежде чем был сформулирован как педагогический критерий подготовки выпускника образовательного учреждения. Изначально понятие происходит от термина «конкуренция».
В Российской Федерации понятие «конкуренция» юридически закреплено в законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (22 мая 1991 г.), в которых она определяется как «состязательность хозяйствующих
субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров в данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю».
Проблема определения конкурентоспособности как термина заключается в том, что само понятие «конкуренция» также предполагает несколько вариантов толкования. Так, например, конкуренцией считают соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
По мнению ряда авторов, конкуренцией называют цивилизованную форму борьбы за существование; стимул экономического прогресса. Большинство толкований конкуренции базируется на стержневом понятии «состязательность», т. е. обязательном соревновательном процессе, борьбе, в исходе которой и определяется победитель (конкурентоспособный товар, работник и т. д.).
Поскольку рабочая сила выступает реальным товаром на рынке труда, естественным считается принцип конку-
ренции, основная его цель — соответствие товара спросу. Условием соответствия спросу выступает конкурентоспособность товара, составляющими которой являются хорошие качество, оформление и реклама (самореклама). Однако понятие конкурентоспособности специалиста недостаточно разработано в отечественных гуманитарных науках, и причиной этого являются особенности исторического и политического развития страны.
Понятие конкурентоспособности специалиста разработано в отечественной педагогике недостаточно полно. Воспользуемся следующим его определением: конкурентоспособность товара — это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение [4]. Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально-организационных. Если рассмотреть все элементы применительно к будущему специалисту — выпускнику вуза, то мы получим следующие параметры:
- технические — специальность и специализация, объем освоенной программы в часах, дисциплинах, модулях, уровень подготовки, соответствие стандарту или превышение его; сферы и границы компетентности; получаемый документ и др. (эти параметры наиболее жесткие);
- экономические — затраты на подготовку специалиста с учетом всех расходов;
- социально-организационные — учет социальной структуры потребителей (в нашем случае самих выпускников и работодателей); национальных и региональных особенностей в организации производства, т. е. подготовки выпускников, трудоустройства и рекламы будущих специалистов.
Необходимо помнить, что конкурентоспособный специалист — это не только продукт производства учебного заведения, но и личность, обладающая
определенными качествами. Б. Д. Па-рыгин определяет конкурентоспособность как «комплексное свойство, имеющее свои ресурсы (психофизическое здоровье, возраст, внешность, способности талант, уровень интеллекта, запас энергии) и нравственные аспекты (иерархия ценностей, система верований, наличие запретов и личных ограничений)» [2]. Основные ее составляющие — профессионализм, психологическая готовность к участию в конкуренции и социальные особенности (история страны, политический строй и т. д.) [Там же]. Когда речь идет о конкурентоспособности личности, то имеется в виду не только высокое качество результатов ее деятельности, но и ее способность выстоять и победить в конкурентной борьбе. Среди множества качеств, которые определяют конкурентоспособность личности, В. И. Андреевым выделены десять стержневых и приоритетных: «Конкурентоспособ-
ность личности характеризует синтез таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессо-устойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда» []]. Данная идеальная модель конкурентоспособной личности позволяет выделить базовые компоненты: мотивационно-потребностные, деловые, организационно-волевые, общекультурные, нравственные качества, интеллект, психологическую, коммуникативную структуру самопознания.
Специалист достигает успеха, если обладает профессиональной мобильностью, профессиональной компетентностью, профессиональным мастерством.
В связи с этим актуально и целесообразно введение понятия «конкурентоспособность личности специалиста». Конкурентоспособный специалист — это профессионал, способный на рынке труда предложить себя как товар и спросить за это достойную цену, обеспечивающую благополучие ему и его семье. Конкурентоспособный специа-
лист — это тот, в ком сегодня есть потребность в обществе (востребованность).
Выявленные в ходе теоретического анализа свойства и качества, определяющие конкурентоспособность специалиста, позволяют спроектировать модель конкурентоспособной личности студента.
В имеющихся научных работах модель специалиста преимущественно носит описательный характер, включает очень широкий спектр качеств, выраженных посредством нередко разноплановых, нерядоположенных понятий: профессиональная подготовка,
такие личностные качества, как физическое, психическое и нравственное здоровье, образованность общекультурная грамотность [2. С. 27].
В систему социально значимых и профессионально важных качеств входят компетентность, профессионализм, самостоятельность в принятии решений, профессиональная мобильность, предприимчивость, владение новыми технологиями, понимание сферы их применения, готовность к непрерывному самообразованию, коммуникабельность, умение вести переговоры, творческий подход к делу.
В понятие «профессиональная компетентность» входят профессиональные знания, умения быть полезными и нужными людям.
Интеллектуальная компетентность предполагает высокое интеллектуальное развитие личности, интеллектуальную инициативу, самоорганизацию.
Коммуникативная компетенция предполагает умение контактировать с представителями других культур, языков, религий, а также с людьми, стоящими на иных позициях; умение убеждать, влиять на людей; способность налаживать тактически необходимые взаимоотношения; способность справляться с конфликтной ситуацией, негативными эмоциями.
Компетенция социальной ответственности конкурентоспособной личности предполагает следующее: успешность в учебе, работе, умение быстро адаптироваться в социуме; способность применять теоретические знания на
практике; способность к научным исследованиям; умение решать материальные проблемы; способность брать на себя ответственность, корректировать свою деятельность в соответствии с требованиями ситуации; умение распределять и делегировать свои полномочия; способность довести до окружающих собственное видение проблемы; умение выстраивать доказательства правильности своей точки зрения; умение быстро приобретать новые навыки и применять их на практике.
Конкурентоспособный специалист — это специалист, способный достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач и наличия определенных жизненных качеств [5.
С. 39]. Таким образом, понятие конкурентоспособности будущего специалиста приводит к наиболее сложной проблеме: какие же способности, характеристики, качества, знания и умения обеспечивают, а еще лучше гарантируют конкурентоспособность специалиста
- выпускника вуза? В идеальном варианте для этого вузы и другие учебные заведения, т. е. система образования в целом, должны иметь обобщенную модель конкурентоспособного специалиста, на основе которой каждый уровень образования проектировал бы свою подмодель. При таком подходе модель и подмодели выступали бы в качестве функционирования образовательных структур и выполняли бы функцию системообразующего фактора. Понятие «конкурентоспособность специалиста», на наш взгляд, обладает достаточной степенью конструктивности и может быть положено в основу проектирования всей образовательной деятельности. При этом за основополагающие свойства следует принять:
- четкость целей и ценностных ориентаций;
- трудолюбие;
- творческое отношение к делу;
- способность к риску;
- независимость;
- способность быть лидером;
- способность к непрерывному саморазвитию;
- способность к непрерывному профессиональному росту;
- стремление к высокому качеству конечного продукта;
- стрессоустойчивость.
Конкурентоспособность специалиста,
по мнению многих авторов, ассоциируется с успехом как в профессиональной, так и в личностной сферах. И действительно, главное психологическое условие успешной деятельности в любой области — это уверенность в своих силах. Перечислим основные направления деятельности студента, которые вырабатывают уверенность в себе:
1) освоение и совершенствование профессионального мастерства;
2) адекватное поведение в различных ситуациях;
3) поддержание и укрепление здоровья и работоспособности;
4) создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа.
Эти рекомендации ориентированы на повышение индивидуальной конкурентоспособности, что весьма актуально в условиях, когда альтернативой для каждого может стать безработица. Рабочая сила сейчас — реальный товар на рынке труда, где все больше утверждается принцип конкуренции, и этот товар, чтобы соответствовать спросу, должен быть конкурентоспособным, т. е. иметь хорошее качество, хорошее оформление и хорошую рекламу (или саморекламу). Если проблема профессионализма всегда была в центре внимания отечественной системы образования, то другие параметры успешного поведения не являлись предметом целенаправленного формирования и развития в высшей школе.
Изучение японского опыта позволяет выявить своеобразный и, главное, жестко реализуемый подход к подготовке как специалистов, так и профессиональных менеджеров. В его основе лежит единая педагогическая концепция. Суть ее — формирование у обучаемых трех групп навыков: технологических, коммуникативных и концептуальных. Технологические навыки связаны с освоением конкретной профессии. Коммуникативные навыки имеют непосредственное отношение к обще-
нию с различного рода людьми и с самим собой. Концептуальные — это искусство прогнозировать события, планировать деятельность больших групп людей, принимать ответственные решения на основе системного анализа. Обычно при определении уровня способностей менеджера оценке подлежит его способность принимать решение, планировать, вести беседу, организовывать людей, осуществлять контроль за деятельностью подчиненных.
Особое внимание в японской практике подготовки специалистов уделяется развитию такого качества, как целостность мышления. Во многом это объясняется принципиальными изменениями в подходе к работникам, что проявляется, в частности, в использовании принципов социального менеджмента. Наметилась тенденция перехода от «homo sapiens» (человека мыслящего, разумного) к «homo inte-grans» (человеку целостному). Предприятиям, в частности, вменяется в обязанность развитие работника, его самосовершенствование, например ов-
ладение социокультурными технологиями. Анализ такого подхода, мы назвали его социально— целостным, дает основание предполагать, что система подготовки специалистов в наших вузах должна ориентироваться на такой же заказ общества и обеспечивать развитие подобных качеств во время учебы. В конечном итоге это и сделает выпускников конкурентоспособными, а экономике даст конкурентоспособное производство.
Современное поколение студентов понимает необходимость саморазвития, повышения своих знаний, но, даже обладая блестящими знаниями, не всегда есть возможность устроиться на желанную работу, которая бы и хорошо оплачивалась. Это означает, что в современном вузе необходимо изучать, выявлять и развивать у студентов факторы обеспечения их конкурентоспособности, т. е. конкурентоориентированность и умение личными средствами способствовать обеспечению будущей конкурентоспособности на рынке труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. АНДРЕЕВ В. И. Конкурентология : учеб. курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань : Центр инновационных технологий, 2004.
2. БЕЗРУКОВА В. С. Словарь нового педагогического мышления / Свердл. инж.-пед. ин-т. Екатеринбург, 1992.
3. ПРАКТИКУМ по социально-психологическому тренингу / под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 2000.
4. ЧЕРНЫЛЕВСКИЙ Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
5. ШИЛОВА М. И., БЕЛЫХ И. Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2010. № 4.
Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. В. В. Байлук