Научная статья на тему 'Конкурентоспособность как категория новой парадигмы экономического развития Омской области'

Конкурентоспособность как категория новой парадигмы экономического развития Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
649
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боуш Галина Дмитриевна

One of the main points of this article is the international competition in national social and economic development. The author shows the factors of international competition of the countries and regions. This article also shows the tendencies of the increasing international level of competitiveness of the Omsk region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность как категория новой парадигмы экономического развития Омской области»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. № 1. С. 75-84. © Г.Д. Боуш, 2007

УДК 339.1 (571.13)

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Г.Д. Боуш

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

One of the main points of this article is the international competition in national social and economic development. The author shows the factors of international competition of the countries and regions. This article also shows the tendencies of the increasing international level of competitiveness of the Omsk region.

Изменения в современной мировой экономике происходят чрезвычайно динамично. Все больше и больше экономических субъектов вступают в конкурентную борьбу на международном уровне. От того, насколько эффективно участие в международной конкуренции национальных предприятий, зависит положение страны в мировой экономике и в международном разделении труда. Поэтому сегодня национальная экономическая парадигма все в большей степени основывается на понимании роли конкуренции и конкурентоспособности субъектов в экономическом и социальном развитии. Конкуренция и конкурентоспособность субъектов на международном уровне в настоящее время привлекают к себе значительное внимание. До недавнего времени исследователи делали акцент на конкурентоспособности национальных компаний и факторах, способствующих их успеху в международной конкуренции. Однако в последнее время активно формируется понимание того факта, что в большой степени успех и устойчивость компаний в конкурентной борьбе на международных рынках обусловливается территориальными факторами, осознается необходимость их исследования и использования в практической деятельности по формированию международных конкурентных преимуществ всех национальных субъектов экономики: от компании до страны в целом. С этой точки зрения представляет интерес анализ роли феномена международной конкурентоспособности в развитии экономики страны, а также факторов, которые определяют положение страны и региона в мировой экономике.

1. Роль международной конкурентоспособности в экономике страны.

Сегодня вопросы международной конкурентоспособности экономики страны и ее регионов стали одними из центральных во многих государствах. Однако, несмотря на все дискуссии, дебаты и публикации на эту тему, до настоящего времени не существует убедительной теории, которая бы объясняла роль конкуренто-

способности в экономике. Более того, не существует даже общепринятого определения понятия международной конкурентоспособности применительно к экономике страны и региона. Нами предпринята попытка определить, какую роль играет международная конкурентоспособность в социально-экономическом развитии страны и региона.

Мы приходим к выводу, что существует универсальная формула успеха любого субъекта экономики: быть конкурентоспособным. Причем данная формула, по всей видимости, остается справедливой в любой сфере деятельности. Быть конкурентоспособным, сохранять и развивать конкурентоспособность предполагает постоянное сравнение действий и устремлений конкретного экономического субъекта с действиями и устремлениями других экономических субъектов в то же самое время.

Более семидесяти лет наша страна была практически отрезана от внешнего мира, поэтому люди и компании утратили навыки конкуренции, создания и укрепления своей конкурентоспособности, хотя, как говорит Р. Фатхутдинов [10, с. 40], и пытались сравнивать то, что происходит в стране, с тем, что имеется за рубежом.

Конкурентоспособность как экономический феномен имеет два аспекта. С одной стороны, быть конкурентоспособным - значит иметь или производить что-то, чего никто другой не имеет или не производит. Это очень выгодная позиция. Например, если субъект способен разработать и произвести товар, которого нет на мировом рынке, но на который уже сформировался спрос, данный товар (и вместе с ним - субъект) на какое-то время становится монополистом. До тех пор, пока сохраняется это монопольное положение, у субъекта существует возможность получать ренту - монопольную прибыль. С другой стороны, новые товары, продукты, услуги разрабатываются далеко не каждый день. Большую часть времени фирмы, компании занимаются производством традиционных продуктов и услуг. Для того чтобы быть

конкурентоспособным на рынке, необходимо иметь издержки по производству конкретных товаров и услуг не больше, чем у других, а даже меньше.

И тот, и другой аспект имеют важное значение с точки зрения социально-экономического развития страны. Компании, стремясь к созданию конкурентных преимуществ, повышают эффективность экономики страны в целом. С другой стороны, создавая условия компаниям для более полного и оптимального использования конкурентных преимуществ, которыми обладает страна как субъект международной конкурентоспособности, она получает большое количество конкурентоспособных субъектов на самых разных уровнях национальной и международной конкурентоспособности и улучшает свое место в мировой экономике и международном разделении труда. В конечном счете и то, и другое направление способствуют реализации главных целевых установок в экономической и социальной сфере - экономического роста и повышения благосостояния населения.

Формула успеха стран сейчас известна. Р. Фатхутдинов [10, с. 41] приводит три ее ключевых элемента: 1) благосостояние населения,

2) издержки в сфере производства и обращения,

3) государственное регулирование.

Устойчивое долгосрочное благосостояние населения можно обеспечить только с помощью экономического роста. Другого способа в современном мире пока нет. Когда-то благосостояние можно было обеспечить с помощью военных действий, захвата других территорий. Сегодня этот способ является неприемлемым. Таким образом, необходимость повышения благосостояния граждан стимулирует поиски направлений и факторов экономического роста.

Для экономического роста в стране необходим поиск новых конкурентоспособных товаров, услуг, других объектов международного обмена, а также поиск новых рынков для их сбыта. Самое главное здесь - снижение национальных издержек и обеспечение конкурентоспособности товаров, услуг и национальных институтов на мировых рынках. Это означает, по свидетельству В.М. Кудрова [6, с. 53], что конкуренция идет по следующим направлениям:

• качество,

• эффективность,

• конкурентоспособность национального законодательства,

• конкурентоспособность национальных органов власти,

• конкурентоспособность правительств,

• конкурентоспособность парламентов.

Сегодня конкуренция наблюдается в совершенно новых сферах. Например, она затрагивает даже условия жизни в стране, в которых люди хотят и могут жить. Мы видим, что из стран (в том числе из России) уезжают, как правило, наиболее талантливые, наиболее предприимчивые граждане, т. е. те, кто может внести существенный вклад в производство национального продукта и повышение его конкурентоспособности. Эмиграция таких людей приводит к тяжелым последствиям для экономики страны. То есть конкуренция сегодня становится все более глобальной и затрагивает все сферы человеческой деятельности и даже жизни.

Конкурентоспособность и экономический рост страны серьезно зависят не только от уровня национальных издержек в сфере производства, но и от их уровня в сфере обращения. Большая часть этих издержек связана с так называемым нерыночным сектором, т. е. сектором, в котором экономические, финансовые ресурсы распределяются и используются не экономическим, а административным путем. В нашей стране по-прежнему велик сектор нерыночных отношений. Прежде всего, по словам В.И. Захарченко [3, с. 2], это государственный бюджет, куда ресурсы собираются административным методом. Кроме того, существование «естественных монополий» значительно увеличивает в России производственные и трансакционные издержки, а это снижает возможности повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, экономического роста.

Государственное экономическое регулирование в стране устанавливает определенные правила, рамки, лицензии, квоты. Для того чтобы соответствовать этим правилам, частный сектор экономики несет дополнительные затраты финансов и времени, а издержки времени сегодня - это денежные издержки. Поэтому мероприятия по сворачиванию нерыночного сектора национальной экономики, как правило, приводят к снижению издержек и, как следствие, к повышению конкурентоспособности национальных товаров, услуг, работ, объектов интеллектуальной собственности как на национальном, так и на внешнем рынках. В тех странах, где это удается сделать быстро, начинается и эффективно поддерживается экономический рост, эти страны быстро развиваются, опережая других. Те же страны, в которых этого не происходит или происходит медленно, отстают все больше и больше.

Приведенная выше формула успеха давно и успешно применяется развитыми западными странами, и они достигли хороших результатов.

Однако четверть века назад ситуация резко изменилась: в мире произошел радикальный

сдвиг, который в полной мере осознается только сейчас. Приведенную формулу успеха стали применять такие небольшие страны, как Чили, Маврикий, Ирландия, Тайвань, Гонконг, Сингапур, а также такая крупнейшая по численности населения страна, как Китай, который использует данную формулу успеха в течение 25 лет. В результате, по свидетельству Л. Кершенбаума [4, с. 158] и В.А. Перепелкина [8, с. 288-289], темпы экономического роста в Китае за последние 25 лет составили в среднем 9,6 % ежегодно. Четверть века тому назад российский ВВП и китайский соотносились, по данным В.А. Пере-пелкина, как 10:8, экономический потенциал России был примерно на 20 % больше, чем у Китая. Сегодня данное соотношение составляет 5,5:1 в пользу Китая. И поскольку в Китае показатели темпа роста колеблются между 7 и 8 % ежегодно, то разрыв по абсолютным показателям (даже при очень приличных результатах России) последние несколько лет не уменьшается, а увеличивается. Нашей стране с населением, в 9 раз меньшим, чем население Китая, трудно будет удержать первенство в течение длительного времени. Что касается показателей на душу населения, то до недавнего времени Россия имела определенные шансы. В конце XX в. ВВП на душу населения в Китае составлял, по данным В.П. Оболенского [7, с. 59], примерно 80 % от среднероссийского. Современные темпы роста Китая и России с большой долей вероятности свидетельствуют о том, что скоро Китай догонит и перегонит Россию по среднедушевому ВВП.

Мы склонны согласиться с экономистами, которые считают, что формула «быть конкурентоспособным» для России подразумевает прежде всего конкуренцию России с Китаем, а не с Европой, и тем более не с Соединенными Штатами Америки.

В принципе, любая страна может совершить прорыв и прийти к тому результату, который продемонстрировали Китай, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Ирландия, Чили, Маврикий. В литературе этот феномен получил название «экономическое чудо». Для создания подобного чуда в России серьезных препятствий, по нашему мнению, не наблюдается. Страна может получить такие же результаты и достичь серьезного экономического роста, если добьется конкурентоспособности своих экономических субъектов на внутреннем и внешнем рынках. Для этого необходимо осознать значимость феномена конкурентоспособности и сформировать механизм реализации имеющихся

конкурентных преимуществ и создания новых и новейших преимуществ на всех уровнях экономики.

2. Международная конкурентоспособность страны: факторы, определяющие положение в мировой экономике.

Многие страны сегодня успешно добиваются высокой конкурентоспособности на мировых рынках. В силу каких причин они оказываются конкурентоспособными на мировых рынках? Что позволяет им неустанно следовать по пути улучшений, вести поиск все более сложных источников конкурентных преимуществ? Что делает их способными преодолевать серьезные препятствия для внесения изменений и новшеств, которые так часто сопутствуют успеху? Ответ на эти вопросы лежит в определенных факторах, которые составляют основу конкурентных преимуществ страны, тех условиях, которые каждое государство создает и поддерживает для своих регионов, отраслей, предприятий и товаров.

Майкл Портер в своей книге [9, с. 345] представляет каталог многочисленных факторов, определяющих международную конкурентоспособность стран. Все факторы им разделены на четыре большие группы, которые формируют конкурентоспособность страны. Коротко напомним их:

1) условия факторов производства, т. е. позиции нации в таких факторах производства, как, например, квалифицированный труд или инфраструктура, необходимые для способности конкурировать в определенной отрасли;

2) условия спроса, т. е. природа внутреннего спроса на продукцию или услуги той или иной отрасли;

3) сопутствующие и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие снабжающих или сопутствующих отраслей, которые также конкурентоспособны на внешних рынках;

4) стратегия, структура и конкуренция компаний, т. е. условия конкурентной среды, создаваемой государством, в которой компании создаются, организуются, управляются и конкурируют на внутреннем рынке.

И еще два добавочных фактора, по мнению исследовательской группы М. Портера, играют важную роль в национальной системе конкурентного преимущества:

5) случай, т. е. такие случайные события, как крупные изобретения, прогресс в фундаментальных технологиях, войны, развитие мировой политики, крупные сдвиги в спросе мировых рынков, оказывали и оказывают влияние на изменения в конкурентном преимуществе той или иной отрасли и на всю экономику в целом;

6) правительство. Основная роль правительства в конкурентном преимуществе нации состоит в том, чтобы влиять на четыре основные группы факторов, хотя его роль достаточно ограничена. «Правительственная политика неизбежно потерпит неудачу, если окажется единственным источником конкурентного преимущества нации», - говорит М. Портер [9, с. 215].

Факторы международной конкурентоспособности выступают также в качестве критериев при составлении рейтингов международной конкурентоспособности. В рамках рейтинга международной конкурентоспособности по методике Всемирного экономического форума [12] выделяются восемь групп факторов, которые сегодня обеспечивают высокую конкурентоспособность странам:

- национальная экономика,

- интернационализация,

- правительство,

- финансы,

- инфраструктура,

- менеджмент,

- наука и технология,

- люди.

Именно эти факторы считаются важнейшими детерминантами экономического роста, с помощью которых можно объяснить разницу в росте подушевого ВВП между странами. Наиболее реализованными и востребованными международной конкурентной средой факторами в современном мире считаются:

- инфраструктура, так как ее развитие закладывает основу инновационной стадии;

- технологии, так как они являются «мотором» конкурентоспособности национальных экономик, формируя материальную основу наукоемкого экономического роста и благосостояния общества.

Этим же факторам уделяется большое внимание при составлении рейтингов мировой конкурентоспособности. Следует отметить, что как инфраструктура, так и технологии, в большой степени могут быть реализованы совместными усилиями региональных властей и бизнес-сообществами, что переводит аспект международной конкурентоспособности в региональную плоскость.

Исследования группы М. Портера и рейтинги международной конкурентоспособности (как Всемирного экономического форума, так и Института развития менеджмента) считаются наиболее фундаментальными и представительными. Но и в нашей стране уже сложилось направление исследования факторов международной конкурентоспособности, которое разрабатывают такие ученые, как Р.А. Фатхутдинов,

А.Г. Дементьева, И. Пилипенко, Н. Калюжнова и др. Каждый из них находит факторы конкурентоспособности субъектов, которые более адекватно отражают отечественную экономическую реальность и феномен конкурентоспособности.

Например, Р.А. Фатхутдинов в исследовании факторов конкурентоспособности [11] учитывает различные сферы национальной политико-экономической среды и выделяет восемь основных факторов:

• национальная экономика,

• интернационализация,

• правительство,

• финансы,

• инфраструктура,

• технологии,

• менеджмент,

• трудовые ресурсы.

Модель конкурентоспособности, описанная в книге Р.А. Фатхутдинова, учитывает постоянное взаимодействие динамики конкурентоспособности компаний и характеристик той экономико-правовой среды, в которой они действуют.

А.Г. Дементьева в своей статье [1] определяет конкурентоспособность в соответствии с неолиберальными теориями экономического развития: чем более открыты рынки страны, тем выше, по мнению автора, ее рейтинг конкурентоспособности. Исследования А.Г. Дементьевой показывают, что самыми конкурентоспособными являются небольшие, открытые экономики с достаточно незаметной ролью правительства и низкими налогами: Люксембург, Новая Зеландия, Норвегия или Швейцария. Первое и второе места занимают города-государства, которые являются местонахождением многих транснациональных компаний - Сингапур и Гонконг.

Факторы, обеспечивающие конкурентоспособность различным субъектам конкурентной среды, возникают и действуют на различных уровнях:

• страны,

• территории (региона),

• отрасли,

• предприятия.

Значительное количество факторов конкурентоспособности национальных компаний и отраслей концентрируется на уровне территории. Именно регион обеспечивает определенный уровень конкурентоспособности предприятиям и организациям, расположенным на его территории, и продуктам, ими производимыми.

В то время как факторы, формирующиеся на уровне страны, активно изучают западные и российские ученые, анализу региональных факторов международной конкурентоспособности пока значительного внимания не уделяется. Од-

нако, как нам представляется, возможности повышения эффективности использования существующих факторов и создания новых на региональном уровне довольно значительны и не следует пренебрегать исследованием этих возможностей.

Все перечисленные выше позиции существенны с точки зрения формирования исследуемых предпосылок включения российских регионов в международную конкуренцию. Для того чтобы иметь возможность оказывать сознательное воздействие на формирование и использование региональных факторов конкурентоспособности, необходимо исследовать их состав, структуру, потенциал. Кроме того, важным представляется поиск и исследование факторов более высокого качественного порядка, т. е. факторов, которые дают региону и базирующимся в нем предприятиям не кратковременный, сиюминутный успех в рыночной среде, а стабильную позицию в течение длительного времени в будущем, что особенно важно для деятельности на международных рынках.

3. Современные факторы международной конкурентоспособности регионов России.

Исследование перспективных факторов, которые дают возможность отдельному региону поддерживать и повышать уровень международной конкурентоспособности в среднесрочной и долгосрочной перспективе, представляет особый интерес. Регион может более адекватно приспосабливаться к международной рыночной среде, строя стратегию своего развития на базе перспективных конкурентных преимуществ.

В настоящее время в современной экономической литературе выделяются три группы факторов, дающих перспективные конкурентные преимущества: 1) кластеризация, 2) инновационная система, 3) «прочие» факторы.

Кластерная концепция исходит из того, что конкурентоспособность региона, в том числе международная, зависит от наличия кластера взаимосвязанных отраслей и уровня их кластеризации. В основу концепции положена система детерминант международной конкурентоспособности М. Портера [9], включающая четыре вида детерминант конкурентоспособности, которые в совокупности названы им кластером взаимосвязанных отраслей. Наличие в кластере конкурирующих фирм, поддерживающих и родственных отраслей, сильных и требовательных поставщиков ресурсов и потребителей с развитыми элементами придает экономике региона способность конкурировать на международном уровне.

Кластеры позволяют региону получить следующие преимущества:

- обеспечить лучший доступ к рабочей силе и поставщикам, специализированной инфор-

мации, специальным учреждениям и общественному продукту (инфраструктура, учебные заведения и программы, научные институты);

- взаимную дополняемость различных видов бизнеса;

- более динамичное и эффективное развитие компаний, мотивированных на участие в конкуренции;

- увеличение инновационной способности компаний за счет лучшего обмена информацией в кластере;

- увеличение производительности факторов производства за счет повышения способности к инновациям;

- снижение затрат на импорт факторов производства из удаленных источников;

- смягчение или устранение негативного воздействия организационных проблем, возникающих в относительно изолированных географических регионах;

- движение к более развитой экономике.

Роль нововведений (инноваций) в создании

и сохранении конкурентоспособности любых субъектов, в том числе регионов, не вызывает сомнений. Инновационные механизмы экономического развития рассматриваются в теориях эволюционной экономики. Они отражают факт накопления знания и роль исторического пути развития в обеспечении конкурентоспособности страны. Накопление знаний и институтов, способствующих нововведениям, согласно эволюционным теориям, повышает жизнеспособность стран и имеет первостепенное значение в обеспечении национальной конкурентоспособности.

Обеспечить экономике восприимчивость к нововведениям, по мнению В.М. Кудрова [6], могут следующие системные уровни:

1) национальные системы новшеств (национальные различия в институциональных и организационных структурах, поддерживающие технологические изменения);

2) национальные системы предпринимательства, которые охватывают более широкий круг явлений в сравнении с национальными системами инноваций (комплексность институциональной системы, открытость к внешним идеям, изучение иностранных технологий, мобильность населения, участие в торговых выставках, знание иностранных языков, прямые закупки технологий);

3) модели технологических систем;

4) модели инновационных сообществ, в которых представлена роль технологий в обеспечении национальной конкурентоспособности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суть различных подходов в исследовании инновационного фактора конкурентоспособности региона и страны состоит в том, что взаимодействие институтов, связей поставщиков-

потребителей и других агентов вызывает критическую массу знаний. Эта так называемая «коэволюция технологии и организации» происходит в случае создания и распространения новой технологии через сигналы от потребителей, сопряженные фирмы, правительства и «совместные организации». Большинство исследователей сходятся во мнении, что ведущую роль в формировании и реализации инновационного фактора играют экономические институты. Именно они способствуют накоплению технологических возможностей, экономических изменений.

Третья группа перспективных факторов конкурентоспособности региона и страны - так называемые «прочие» факторы. Среди них чаще всего выделяются следующие:

1) государство, его роль в обеспечении конкурентоспособности страны и региона. Разработка специальной индустриальной политики, способствующей развитию отдельных отраслей, позволяет регионам более полно реализовать свои конкурентные преимущества. Это связано с тем, что конкурентные преимущества компаний формируются как под воздействием социальноэкономических условий в регионе, так и под воздействием уровня развития отрасли. Целенаправленное развитие таких отраслей обеспечивает им возможность развивать связи с другими отраслями быстрее, чем, например, развитие этих связей в кластерном подходе М. Портера;

2) экономико-географическое положение. Сегодня, в условиях повышения интенсивности товарных потоков между странами Востока и Запада, концепция экономико-географического положения вновь актуальна. Увеличиваются возможности для использования отдельными регионами экономико-географического положения для создания конкурентных преимуществ путем формирования транспортных коридоров. В качестве локального преимущества здесь может быть использована возможность доступа к товарному потоку и обеспечения услуг по транзиту товаров;

3) рекреация. Возрастание в мире ценностей здорового образа жизни и подходов устойчивого развития повышает рекреационную ценность стран, где для этого имеются условия, давая шанс обеспечения локальных преимуществ этим странам. Возрастание возможностей мирового туризма также повышает шансы стран как образцов уникальной культуры на привлечение платежеспособного спроса;

4) информация. Переход к информационной основе современных экономических процессов позволяет по-новому оценить ресурсы для обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ

страны. Таким преимуществом становятся не только материальные, но и информационные сущности, среди которых в качестве самостоятельного важного конкурентного ресурса выделяется образ страны и региона;

5) люди. По мере усложнения экономических связей и перехода к развитию на основе инноваций в обеспечении конкурентоспособности увеличивается роль так называемых «мягких факторов» экономики, связанных с ментальными характеристиками людей, их поведением и эффективностью взаимодействия, т. е. повышается значение ментальных моделей, социальных институтов и социального капитала. Трудность состоит в том, что изменения в сознании, образе мышления, системах обучения и подготовки кадров, системах взаимодействия, культурных нормах происходят гораздо медленнее, чем технические изменения, и представляют собой чрезвычайно инерционный и длительный процесс.

Все вышеперечисленные факторы дают возможность отдельному региону, так же как и стране, получить долговременные устойчивые преимущества в конкурентной борьбе. Создание и развитие данных преимуществ требует значительных финансовых средств, времени и высокой управленческой квалификации. Однако реалии таковы, что данная стратегия не имеет альтернативы. И регионы, которые быстрее осознают актуальность данной составляющей своего социально-экономического развития, первые получат возможность реализовать свои конкурентные преимущества и повысить свои шансы в конкурентной борьбе.

4. Перспективы повышения международной конкурентоспособности Омской области.

Очень важным, как нам представляется, является выявление таких факторов конкурентоспособности конкретного региона и предприятий, базирующихся на его территории, которые дают им стратегические преимущества на среднесрочный и долгосрочный периоды.

В Конституции Российской Федерации главной целью провозглашается повышение благосостояния граждан, которое достигается экономическим ростом. В настоящее время экономический рост, как было сказано выше, очень тесно связан с феноменом конкурентоспособности. С этой точки зрения весьма интересно исследование конкурентоспособности Омской области и факторы, обусловливающие ее. Представляется, что регион, формируя и используя факторы своей конкурентоспособности, может развиваться в экономической сфере более динамично, создавая этим возможности обеспечения

как экономического роста, так и решения серьезных социальных задач.

Регионы России своеобразны, в различной степени наделены естественными (природными) преимуществами, а также преимуществами, накопленными за исторически обозримый период. Поэтому важно определить подходы к разработке стратегии экономического развития, наиболее адекватно отражающей возможности конкретного региона и его потенциал в области конкурентоспособности и способствующей наиболее эффективному его развитию в долгосрочной перспективе. Данные исследования позволят создать эффективный механизм управления конкурентоспособностью региона, который будет учитывать изменения его внутреннего состояния как системы, а также внешние вызовы.

Нами предпринята попытка оценить факторы международной конкурентоспособности Омской области, наиболее востребованные в международной конкурентной среде. Мы пытаемся исследовать вопрос, существует ли возможность воспринять нашему региону современную парадигму международной конкурентоспособности, чтобы обеспечить высокие темпы экономического роста. И если существует, то какова она?

Основной вектор международной конкурентоспособности в настоящее время, как показывают исследования, лежит в области динамично меняющихся преимуществ, основанных на технологическом и инновационном факторах.

Опыт наиболее развитых стран мира показывает, что технологическая конкурентоспособность на мировых рынках достигается благодаря двум условиям: 1) накопленному научнотехническому потенциалу и 2) институциональным стимулам инновационных процессов.

Нужно отметить, что современное состояние большинства высокотехнологичных отраслей в Омской области характеризуется стагнацией. Предприятия и организации, научноисследовательские институты, обладавшие высоким научным потенциалом, работали в специфической отрасли экономики - военнопромышленном комплексе. Многие из них утратили большую часть ведущего научного персонала в 1990-е гг. Одновременно с этим в значительной степени была разрушена и технологическая база, на многих заводах и опытных производственных площадках уникальное оборудование было заброшено или распродано.

Экспорт на внешние рынки не смог стать фактором роста региональных наукоемких отраслей, так как предприятия не смогли довести продукцию до требований внешнего спроса, не смогли также выйти и на рынки интеллектуаль-

ной собственности. Важнейшими причинами стали отсутствие знаний по выходу на внешние рынки и высокая секретность объектов интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что, несмотря на глубокие кризисные явления, научному потенциалу Омской области в целом удалось сохраниться. Но до сих пор он во многом не востребован региональной технологической и производственной системами, что не позволяет говорить о нем как о факторе конкурентоспособности Омской области. Процесс адаптации Омской области к глобальным тенденциям технологической и промышленной интеграции находится сегодня на начальной стадии.

Как показывают предварительные исследования, инновационная составляющая предприятий и организаций Омской области чрезвычайно незначительна. Список предприятий, которые целенаправленно внедряют нововведения в свою хозяйственную жизнь, очень невелик, и эта ситуация свойственна российской экономике в целом [5, с. 143]. Объективно оценить данный параметр не представляется возможным, так как предприятия и организации рассматривают подобную информацию как конфиденциальную и отказываются ее предоставлять даже обезличенно.

Одним из важнейших ограничений роста инновационной сферы Омской области, как и России в целом, является недостаточная сфор-мированность в ней институциональной подсистемы. Современная институциональная

структура (на уровне страны и региона) не создает эффективных стимулов для инновационных процессов как в технологической, так и в других сферах. В то же время многие формальные и неформальные институты способствуют консервации технологической отсталости в некоторых сферах и отраслях, например:

• низкий приоритет науки и образования среди задач государственной политики;

• снижение социального статуса ученых и инженеров;

• сохраняющаяся высокая доходность теневых и полукриминальных видов бизнеса;

• коррупция в государственном аппарате.

Одним из факторов, играющих важную

роль в достижении конкурентной устойчивости региона на мировых рынках, являются кластеры. Как показывают исследования группы М. Портера [4, с. 225], именно кластеры создают критическую массу, необходимую для конкурентного успеха региона в определенных отраслях. Поэтому одна из задач в системе повышения международной конкурентоспособности Омской области, как нам представляется, это

выявление кластеров и создание институтов для их расширения и развития.

Следует также отметить выводы исследовательской группы М. Портера о том, что в развивающихся странах, странах с переходной экономикой кластеры практически отсутствуют. В полной мере это можно отнести и к Омской области. Сравнительно конкурентоспособные предприятия региона работают так, словно они представляют собой «отдельные острова», а не входящие в кластеры структуры. Все это объясняется слабостью технологий, нехваткой доступного капитала, а также слабым развитием общественных институтов и социально-экономической инфраструктуры в регионе.

Предварительные исследования позволяют выделить в Омской области две промышленные группы, которые могут трансформироваться в развитые кластеры.

Первая группа: химическая и нефтехимическая отрасли, в которые входят промышленная химия, химикаты для специальных применений, продукция химической промышленности общего назначения. В этой сфере работают такие компании, как «Омский каучук», «Техуглерод», «Омскшина», «Матадор-Омскшина». В названной группе реализуются комплексные мероприятия, направленные на создание собственных энергогенерирующих мощностей, осуществляется перевод систем измерения и регулирования на микропроцессорную и компьютерную технику, что соответствует тенденциям, отмечаемым в работе А.В. Ермишиной [2]. Все это приводит к тому, что уровень кластеризации растет, усиливается динамизм процессов внутри него. Благодаря применению новейших технологий повышается производительность предприятий внутри кластера, модернизируется продукция, что позволяет группе в целом и каждому предприятию в отдельности быть более конкурентоспособными на мировых рынках.

Вторая группа: лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Сюда входят следующие отрасли: химикаты для производства бумаги, машины и оборудование для получения целлюлозы и производства бумаги, печатание, заготовка и транспортировка леса, уборочные механизмы, строительные материалы, изделия из дерева. В данном кластере работают такие компании, как «АВА плюс два», «Деревообрабатывающий завод» и «Сибирская лесопромышленная компания». В отрасли приобретаются новые производственные линии, в частности, устанавливается лущильная линия, внедряется технологический процесс продольного и поперечного сращивании

кусковых древесных отходов и начинается выпуск новых видов продукции. Это приведет к увеличению объемов выпуска готовой продукции, востребованной на мировых рынках, что позволит данному кластеру также повысить международную конкурентоспособность.

Несмотря на то, что в Омской области недостаточность кластеров очевидна, это не означает, что область неспособна к участию в конкурентной борьбе на мировых рынках. Однако следует заметить, что подобный уровень кластеризации замедляет совершенствование и повышение производительности факторов производства в экономике региона. Для того чтобы регион, предприятия, базирующиеся на его территории, могли работать более производительно, наращивали возможности для совершенствования продукции и технологических процессов, занимались обновлением, кластеры должны расти по количеству и в объемах. В противном случае им не удастся противостоять естественному процессу роста локальных издержек, и другие российские регионы, с более низкими факторными издержками или предлагающие большие субсидии, получат преимущество в данном производственном сегменте.

Последний фактор, который требует рассмотрения, и роль которого возрастает при смене индустриального типа организации хозяйственных систем на технологический, - это инфраструктура. К элементам инфраструктуры относятся: транспорт, телекоммуникации, дороги, связь, наука, здравоохранение. Мы уделяем внимание элементам, которые, по нашему мнению, прямо воздействуют на уровень международной конкурентоспособности Омской области и возможности его повышения. Развитие инфраструктуры, на наш взгляд, закладывает основу инновационной стадии. Источников инноваций много, и для того чтобы выявить назревающие инновации, необходим доступ к всевозможной информации, знаниям, новым товарам, новым рынкам, т. е. требуется развитая инфраструктура. Результаты предварительного анализа свидетельствуют о том, что уровень развития инфраструктуры в регионе в настоящее время не только не способствует реализации имеющихся конкурентных преимуществ, но по отдельным направлениям прямо препятствует этому.

Степень использования существующих факторов международной конкурентоспособности Омской области способны улучшить, по нашему мнению, следующие меры.

1. Для повышения технологичности экономического развития региона особое внимание этому фактору должно быть уделено в страте-

гии экономического развития Омской области. Технологическая стратегия заключается:

• в выборе технологий, которые следует развивать на территории региона;

• в учете роли технологии в получении конкурентного преимущества регионом, его предприятиями и организациями;

• в связи технологии с другими факторами региона.

Технологии, которые уменьшают стоимость или увеличивают уникальность товаров, должны являться главными претендентами на инвестиции и другие преференции. Организационная структура омских предприятий должна меняться в соответствии со зрелостью и характером изделий. Требуется сформировать единый комплекс, объединяющий академическую, отраслевую, вузовскую науку, подготовку кадров в высших учебных заведениях. Очень важна при этом интеграция всех научных и образовательных учреждений и их координация для решения поставленной задачи.

2. Для усиления инновационной составляющей экономического развития региона необходимо внедрять на омских предприятиях базовые инновации, отличающиеся полной новизной используемого принципа или закона, приводящие к созданию новых классов товаров и новых видов деятельности. Инновации приносят прибыль, если удовлетворяют не только техническим, но и коммерческим критериям. Внедрение инноваций требует знаний и навыков, которые связаны как с технологиями и возможностями их изменения, так и с рынками. Эти знания и навыки должны обеспечивать такие изменения характеристик товаров, которые увеличили бы их рыночную привлекательность для потребителей. Региону требуется значительное количество инновационных менеджеров. Количество же менеджеров высокой квалификации в Омской области таково, что профессиональная переподготовка или повышение квалификации в данной сфере представляется вполне реальной.

3. Для формирования и реализации эффективной региональной научно-технической и инновационной политики необходимо создание соответствующей инфраструктуры. В этой сфере необходимо, по нашему мнению:

• совершенствование планировки транспортной сети, в том числе создание оптимальных магистральных выездов из областного центра;

• формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных

технологий, определение стратегии и тактики развития информационной индустрии;

• создание условий информационной безопасности и защиты данных как важнейшего фактора интеграции корпоративных, отраслевых и предметно-проблемных информационных сред в единое информационное пространство;

• разработка нормативной базы по вопросам информатизации;

• реорганизация системы подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих функционирование и развитие информационной среды города и региона;

• интенсификация международных и межрегиональных связей региона и предприятий.

4. Для развития кластеров в области целесообразно, по нашему мнению:

• создавать зоны свободной торговли и промышленные парки,

• привлекать иностранные инвестиции,

• улучшать инфраструктуру.

В данной сфере правительство региона должно выполнять такие функции, как сбор и обобщение специфической для региональных кластеров информации, принятие политических мер в области образования, которые поощряли бы государственные университеты, академии и институты откликаться на нужды местных кластеров. Необходимо также прояснять и упрощать законодательные положения, оказывающие тормозящее влияние на развитие кластеров. Совершенствование кластера всегда будет облегчаться иностранными инвестициями.

Для расширения кластеров, роста их количества в регионе, углубления связей внутри них и с внешними по отношению к кластерам предприятиям целесообразно на региональном уровне (возможно, через региональные программы и законодательные положения) стимулировать использование и развитие местных поставщиков и установление связей с местными образовательными учреждениями, обеспечивающими профессиональную подготовку специалистов для всех этих предприятий и сфер деятельности. Также очень важно создавать информационные преимущества в кластере. Необходимо обеспечить поток информации между субъектами одного кластера путем создания информационной системы в нем; каждый субъект должен иметь доступ к этой системе. Это позволит тратить меньше средств на получение информации, облегчить движение потоков информации внутри кластера путем обеспечения наличия постоянных личных контактов и общественных связей, передавать неблагоприятные сведения и утаиваемую информацию. Важным условием создаваемых кла-

стером информационных преимуществ является доступность информации о текущих потребностях покупателей. Все это позволит кластеру осуществлять свою деятельность более продуктивно и выходить на передовой уровень производительности на мировых рынках.

Реализация предложенных мер позволит Омской области, по нашему мнению, снизить общие региональные производственные издержки, создать новые виды продукции и услуг, востребованные на внешних рынках, выйти на новые рынки, повысить эффективность общественного производства в регионе, создать потенциал для устойчивого экономического роста, повысить реальные доходы населения региона и уровень его благосостояния, создать задел для динамичного и устойчивого развития на долгосрочный период. Все это будет свидетельствовать о повышении конкурентоспособности региона, в том числе международной.

1. Дементьева А.Г. Конкурентоспособность международных компаний // http:7allbest.ru.

2. Ермишина А.В. Конкурентоспособность региона // http://www.festrategy.ru.

3. Захарченко В.И. Конкурентоспособность национальной экономики // Международная жизнь. 2000. № 4.

4. Кершенбаум Л. Конкурентоспособность и ВТО. М.: Гардарики, 2002.

5. Костылева Н.Е. Инновационные методы повышения конкурентоспособности городов и регионов. СПб.: ИРЭ РАН, 2005.

6. Кудров В.М. Инновационная глобализация, конкурентоспособность и российская экономика // Бизнес Академия. 2003. № 1.

7. Оболенский В.П. Российская экономика в глобальных мирохозяйственных связях: проблемы конкурентоспособности // Проблемы прогнозирования. 2001.№ 4.

8. Перепелкин В.А. Институциональные основы конкурентоспособности страны на мировом рынке капиталов. М.: Логос, 2000.

9. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2000.

10. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность - цель реформирования экономики России // Наука и промышленность России. 2001. № 3.

11. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: Вильямс, 2000.

12. The Global Competitiveness Report // http://www.weforum.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.