Нгуен Тхи Тху Тхыонг, аспирант, 8(920) 751-71-78, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE CONTENTS OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS DEFINITION
Nguyen Thi Thu Thuong
Are considered different views of economists on the nature and content of the investment attractiveness.
Keywords: investment attractiveness, investment activity, investment resources, utility.
Nguyen Thi Thu Thuong, postgraduate, 8(920) 751-71-78, thuong_tula@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 005.332.4: [330.322.5:658]
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Нгуен Тхи Тху Тхыонг
Систематизированы факторы инвестиционной привлекательности и определена роль конкурентоспособности предприятия в требованиях инвесторов к инвестиционно привлекательным предприятиям.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, конкурентоспособность, фактор, доля предприятия на рынке, инновация, коэффициент износа.
При выборе объектов инвестиций инвесторами оцениваются не только финансовые показатели, но и конкурентоспособность предприятия.
В настоящее время в экономической литературе существует достаточно большое количество определений и методов оценки конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия в самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов.
Уровень конкурентоспособности зависит от многих факторов, которые делят на внутренние и внешние. Среди внутренних факторов важнейшую роль играет уровень качества управления организацией, то есть уровень подготовки менеджеров, умение правильно вести деловые операции в условиях постоянного изменения на рынке, уровень производительности труда, а также технологический фактор, то есть технический уровень продукции и параметры технологии производства. Эти факторы считают
ключевыми в определении конкурентоспособности организации на рынке, они обусловливают уровень издержек производства и сбыта. Группу внешних факторов составляют: государственная политика в отношении экспорта и импорта, параметры социально-экономической среды, находящиеся вне сферы непосредственного влияния организации, уровень экономического развития страны ее пребывания, государственная экономическая политика в странах - экспортерах и импортерах товаров. Кроме того, конкурентоспособность организаций на мировом уровне определяется макроэкономической стабильностью и предсказуемостью экономической политики; уровнем интернационализации экономики; степенью соответствия государственной политики требованиям конкуренции, эффективностью функционирования рынков капитала и качеством финансовых услуг; уровнем развития инфраструктуры в стране, развитием научнотехнологического потенциала, наличием и уровнем квалификации трудовых ресурсов. Все эти факторы действуют в плане формирования конкурентоспособности каждой отдельной организации и имеют значение только как относительные величины.
Показателем конкурентоспособности предприятия является доля предприятия на рынке. Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд утверждают, что чем выше доля рынка хозяйственной единицы, тем выше ее конкурентоспособность [3]. Аналогичного мнения придерживается и Дэвид Кревенс, который утверждает, что доля рынка может использоваться для определения рыночной позиции организации, для прогноза ее объема продаж [2]. Этот же вывод подтверждается данными, полученными в рамках проекта ПИМС (Институт стратегического планирования в Кембридже). Проведенные исследования показывают, что доля рынка предприятия тесно связана с объемом продаж и определяет получаемый организацией уровень прибыли (доход от инвестиций). По мнению Ричарда Минитера, растущая доля рынка - это результат устойчивого развития бизнеса и свидетельство конкурентных преимуществ предприятия. Доля рынка предприятия и темп роста рынка свидетельствуют об эффективности маркетинговой деятельности предприятия, которая проявляется в наличие спроса на продукцию предприятия.
Практика поведения инвесторов показывает, что при выборе объектов инвестирования инвесторов (в частности, фондов прямых инвестиций, венчурных инвесторов) интересуют также наличие у предприятия-объекта инвестиций инновационных разработок, уникальных технологий, патентов, лицензий, высококвалифицированных специалистов. Следует отметить, что инновации позволяют не только получить ценовые преимущества по сравнению с конкурентами, но и стимулировать обновление спроса. Предоставляя потребителю новый повод для покупки, инновации выступают одним из элементов конкурентоспособности предприятия. Производители товаров, стре-
мясь повысить конкурентоспособность и как следствие инвестиционную привлекательность, распространяют инновационную деятельность на производственные процессы, организационные структуры, материальнотехническое снабжение, методы коммерциализации. Предприятия, осуществляющие нововведения, вынуждены постоянно вносить усовершенствования во внедряемые новшества: недостаточно только привнести на рынок нововведения и получить первую коммерческую выгоду от новой технологии, важно обеспечить распространение нововведения и поддержать новизну изделия. Следовательно, конкурентоспособность организаций зависит от производственной деятельности, в ходе которой постоянно осуществляется внедрение новых разработок, ориентированных на будущие потребности потенциального покупателя, совершенствование выпускаемой и замена морально стареющей продукции и производственных процессов.
По мнению В. А. Винокурова [1], предприятие делает конкурентоспособным его потенциал и умение продуктивно его использовать. Потенциал предприятия в перспективе характеризует степень износа основных фондов. Коэффициент износа является одним из обобщающих показателей, характеризующих состояние основных фондов и показывает, в какой степени находящиеся в эксплуатации основные фонды изношены.
Таким образом, на основе изучения требований инвесторов к инвестиционно привлекательным предприятиям систематизированы факторы инвестиционной привлекательности (инвестиционная привлекательность отрасли, региона, предприятия) с дополнением оценки конкурентоспособности отрасли и предприятия. Именно данные факторы позволят оценить инвестиционную привлекательность в перспективе, наиболее полно учесть требования инвесторов. Факторы инвестиционной привлекательности предприятий и методы их оценки представлены в следующей таблице.
Таблица
Факторы инвестиционной привлекательности предприятий, показатели и методы их оценки
Факторы инвестиционной привлекательности Показатели и методы и оценки
1 2
1. Инвестиционная привлекательность отрасли Анализ доходности, конкурентоспособности, перспективности развития отрасли, отраслевых рисков и среднеотраслевых сроков окупаемости вложений.
1.1 Доходность в отрасли Анализ (в динамике) рентабельности активов, рентабельности проданных товаров (работ, услуг), коэффициента текущей ликвидности, коэффициента автономии.
1 2
1.2 Конкурентоспособность отрасли Анализ (в динамике) числа конкурентоспособных предприятий отрасли, среднего числа внедренных инноваций в отрасли, степени износа основных фондов.
1.3 Перспективность развития отрасли Анализ устойчивости отрасли к экономическому спаду, обеспеченности собственными финансовыми ресурсами, стадии развития и уровня государственной поддержки отрасли.
1.3.1 Устойчивость отрасли к экономическому спаду Анализ (в динамике) соотношения объема отраслевого производства продукции и валового внутреннего продукта страны (в динамике), доли убыточных предприятия отрасли.
1.3.2 Обеспеченность собственными финансовыми ресурсами Анализ показателей объема и удельного веса капитальных вложений, осуществляемых за счет собственных финансовых ресурсов, удельного веса собственного капитала в общем используемом его объеме предприятиями отрасли, коэффициента обеспеченности собственными оборотными ресурсами.
1.3.3 Стадия развития Анализ стадии жизненного цикла, периода развития отрасли. Выделяют стадии жизненного цикла отрасли: создание, рост, зрелость, спад.
1.3.4 Г осударственная поддержка развития отрасли Анализ данных об объеме государственных капитальных вложений в отрасль, объеме льготного государственного кредитования, системе налоговых льгот и др.
1.4 Среднеотраслевые риски, прежде всего риск законодательного обеспечения прав инвесторов, выхода из проекта Анализ коэффициента вариации среднеотраслевого показателя рентабельности собственного капитала (в цинамике), коэффициента вариации в разрезе отдельных предприятий отрасли; законодательства, регламентирующего права инвестора в отрасли, практики инвестирования другими инвесторами данной отрасли, ликвидности акций.
1.5 Срок окупаемости вложений Анализ сроков окупаемости различных инвестиционных проектов.
2. Инвестиционная привлекательность региона Оценивается по инвестиционному рейтингу региона.
3. Инвестиционная привлекательность предприятия Анализ доходности инвестиций, роста курса акций и их ликвидности, конкурентоспособности предприятия па рынке, рисков, гарантий выхода инвесторов из проектов, качества менеджмента.
3.1 Доходность инвестиций Анализ эффективности хозяйственной деятельности (динамики прибыли, рентабельности основной деятельности, оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности); финансового состояния (ликвидности баланса, платежеспособности, финансовой устойчивости); курса акций.
3.2 Конкурентоспособность предприятия Анализ конкурентоспособности продукции, рыночной доли, степени износа основных фондов, инновационного активности.
1 2
3.3 Качество менеджмента Анализ стратегии развития (в т.ч. обеспечения конкурентоспособности), профессиональности управленческой команды, наличия стратегии маркетинга, системы менеджмента качества, использования «Кодекса корпоративного поведения», защищенности прав инвесторов, процедуры принятия решений о дивидендных выплатах.
3.4 Риск инвестирования Оценка рисков выхода инвесторов из проекта (по уровню ликвидности акций, защищенности прав инвесторов), кредитной истории компании, репутации в целовом мире.
На основе систематизации факторов инвестиционной привлекательности, требований и ожиданий инвесторов обосновано дополнительно к существующим признакам классификации использовать значимость для инвестора конкурентоспособности предприятий, отрасли. Использование предложенного признака позволит предприятию, нуждающемуся во внешних инвестициях, эффективно сформировать инвестиционную привлекательность с учетом соответствующих для конкретного типа инвестора факторов инвестиционной привлекательности.
Список литературы
1. Вирула М.А. Конкуренция и конкурентоспособность угледобывающих предприятий / М.А. Вирула. М.: Изд-во Московского гос. горного университета, 2002
2. Кревенс Дэвид В. Стратегический маркетинг / Д.В. Кревенс. 6-е изд.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.
3. Томпсон-мл. Артур А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А. А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд. 12-е изд.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.
Нгуен Тхи Тху Тхыонг, аспирант, 8(920) 751-71-78, thuong [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
COMPETITIVENESS AS INVESTMENT ATTRACTIVENESS FATOR Nguyen Thi Thu Thuong
Investment attractiveness factors are systemized and the role of enterprise competitiveness in the investor requirements to attractive enterprises is determined.
Keywords: investment attractiveness, competitiveness, factor, the market share of the enterprise, innovation, wear factor.
Nguyen Thi Thu Thuong, postgraduate, 8(920) 751-71-78, thuong [email protected], Russia, Tula, Tula State University