— ИСТОРИЯ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/3034-3364-2024-4-8 УДК 94
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ИСПАНИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ: ПОДХОДЫ И СТРАТЕГИЯ
Нарбут H.H.
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Аннотация. Актуальность изучения научной и образовательной политики Испании обусловлена прямой взаимосвязью между уровнем развития экономики и образования в государстве. Испания является одной из первых европейских стран, сделавших ставку на политику «мягкой силы» в сфере гуманитарной политики. Особое внимание в исследовании уделено деятельности государственного института Сервантеса. Автор опирается на количественные показатели и рейтинги для выявления прогресса в достижении поставленных государством целей в области гуманитарной политики, а также анализирует участие Испании в деятельности Фонда «Каролина» и межрегиональной организации Иберо-американского сообщества наций. В завершение публикации автор приходит к выводу о том, что Испания в сознании международного сообщества является экономически развитой страной, имидж которой напрямую связан с богатым культурным наследием и высоким качеством образования и науки.
Ключевые слова: Испания, образование, наука, экономическое развитие, Институт Сервантеса, испанский язык, Фонд Каролина, Иберо-американское научное образовательное пространство.
THE COMPETITIVENESS OF SPAIN IN THE FIELD OF EDUCATION AND SCIENCE: APPROACHES AND STRATEGY
Natalia N. Narbut
Patrice Lumumba Peoples' Friendship University
Abstract. The relevance of studying the scientific and educational policy of Spain is due to the direct relationship between the level of economic development and education in the state. Spain is one of the first European countries to rely on the policy of «soft power» in the field of humanitarian policy. Special attention is paid to the activities of the Cervantes State Institute. The author relies on quantitative indicators and ratings to identify progress in achieving the goals set by the state in the field of humanitarian policy, and also analyzes Spain's participation in the activities of the Carolina Foundation and the interregional organization of the Ibero-American Community of Nations. The author concludes that Spain is an economically developed country in the minds of the international community, whose image is directly linked to its rich cultural heritage and high quality of education and science.
Keywords: Spain, education, science, economic development, Cervantes Institute, Spanish language, Carolina Foundation, Ibero-American Scientific Educational Space.
Введение.
Экономическое развитие и конкурентоспособность современных стран во многом зависят от наукоемких технологий и уровня образования и количества специалистов, способствующих развитию эффективного производства и производительности труда. Качественное высшее образование помогает выполнять эти задачи.
Обсуждение. Результаты.
Согласно эксперту El Economista [5], расходы Королевства Испания на образование в 2024 году в сравнение с 2023 годом увеличились на 6 % и составили 63380 миллионов евро, не толь© Нарбут Н.Н.
ко сохранив тенденцию к росту с 2015 года, но и превысив все предыдущие показатели. На расходы на научные исследования и цифровизацию в 2022 году из государственного бюджета была выделена самая большая сумма из всех статей государственных расходов - 13298 млн евро.
Из 76 университетов Испании 45 были основаны государством, и на сегодняшний день 55 университетов Испании являются ведущими университетами мира, что позволяет им занять достойное место в мировом рейтинге QS (QS World University Rankings). Улучшение качества высшего образования привело к расширению связей на м еждун а родном уровне, в особенности со странами Латинской Америки и Европы, увеличению
— ИСТОРИЯ —
числа иностранных студентов и трансграничным проектам, и идеям [1, с. 591].
Особое внимание следует уделить роли Фонда «Каролина» в сфере образования и науки. В данный Фонд входят государственные учреждения; в рамках его проектов принимают участие известные политики, знаменитости страны, а также бизнес-структуры, финансирующие развитие его деятельности. Кроме того, Фонд поддерживает программы профессионального развития и повышения квалификации у иностранных преподавателей и организует встречи с исследователями и руководством образовательных центров и университетов, преследуя целью установление развитие международных профессиональных связей в области науки и образования. Данное сотрудничество было весьма плодотворным для Испании, так как сотрудники образовательных центров и высших учебных заведений, по завершению обучения или курсов повышения квалификации в Испании, вернулись в родные страны, транслируя своим студентам позитивный образ страны. Это, в свою очередь, приводит тому, что связи в сфере культуры, науки образования снова продолжают укрепляться с последующими визитами иностранных профессионалов в Испанию, что также способствует развитию экономики и туризма.
Таким образом, усилия по распространению испанской модели образования в других странах можно разделить на три направления: сотрудничество в сфере высшего образования с университетами других стран, распространение языка и культуры за рубежом и обучение иностранных граждан в Испании [3, с. 201].
В качестве одного из самых эффективных сообществ, способствующих реализации научно-образовательной политики Испании и популяризации страны как мирового научно-образовательного центра, следует упомянуть Иберо-американское сообщество наций (ИСН). Иберо-американское направление всегда оставалось стратегически важным элементом внешней политики Испании, наряду с ориентацией на Европу и приверженностью принципам многостороннего взаимодействия [4, с. 49].
В 2012 г. ИСН взяло курс на научно-образовательное сотрудничество Испании и Португалии со странами Латинской Америки. ИСН активно поддерживает межвузовские программы, осуществляет программы по повышению квалификации преподавателей и др. В настоящее время совместно с Испанией, Португалией и Андоррой реализуются различные латиноамериканские инициативы. Они охватывают поддержку театров, архивов, публичных библиотек и музеев, а также взаимодействие в сфере образования и профессионального обучения [2, с. 105].
В мире непрестанно растет распространение и популярность испанского языка. Испанский является родным языком у более 400 млн человек,
включая население стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Это один из немногих международных языков для общения в структуре таких международных организаций, как ООН, Организация американских государств и др. Испания стремится повысить свою значимость в глобальной культуре и в международных отношениях, используя испанский как политический ресурс [8, с. 149]. Кроме того, распространение языка оказало благотворное влияние на экономику страны, поскольку оно обеспечило Испанию потенциальными рынками для культурного сбыта, например, книг, фильмов и др.
Основными целями сотрудничества в сфере развития образования и международного научного сотрудничества являются: разработка мер по привлечению студентов на учебу в Испанию, разработка общеевропейских программ обучения, таких как Erasmus, Erasmus+ и др., разработка совместных исследовательских программ с другими странами, проведение международных научных конференций и встреч. Основной поток иностранных студентов в настоящее время приходится на Программы международных обменов стран Латинской Америки и Европейского союза [3, с. 202].
В Испании преподавание языка иностранцам является наиболее важной частью культурной и образовательной политики государства и подчиняется среднесрочным стратегическим планам национального развития государства и повышения его значимости в мире. Подобного рода подход разумен, так как, как уже было отмечено, испанский является на сегодняшний день одним из самых широко используемых языков в мире, на котором, по данным Института Сервантеса [6], государственного учреждения Испании, созданного для преподавания испанского языка и распространения испанской и латиноамериканской культур, на 2024 год разговаривают более 600 миллионов человек. Испанский является вторым родным языком в мире по количеству говорящих после китайского и четвертым языком по общему количеству говорящих после английского, китайского и хинди. В 2022 года почти 24 миллиона человек изучали испанский язык [9].
На испанском языке публикуется наибольшее количество научных текстов после английского. 4,4 % мировой научной продукции происходит из испаноязычных стран. Основным действующим лицом в распространении научных знаний на испанском языке по-прежнему остается Испания, поскольку почти 70 % продукции приходится на испаноязычный регион, выпускается в этой стране. В настоящее время испанский язык является третьим наиболее используемым языком в Интернете по количеству пользователей Интернета. Из более чем 5168 миллионов пользователей Интернета во всем мире в феврале 2022 года 7,9 % общались на испанском языке. На большинстве цифровых платформ испанский является вторым наиболее используемым языком [9].
© Нарбут Н.Н.
— ИСТОРИЯ —
Важным шагом в реализации испанской образовательной стратегии для развития страны и укрепления ее присутствия в мире является развитие идиоматического туризма. Лингвистическое образование не только вышло за рамки стен университетов, но и расширило возрастной диапазон студентов от молодежи до людей пенсионного возраста. Институт Сервантеса, основанный в 1991 году в Испании, главной стратегической и внешнеполитической целью которого стало формирование позитивного имиджа страны, был признан как орган по обеспечению качества преподаваний частных лингвистических центров.
Данный факт можно назвать успехом стратегии экономического развития Испании, а также продвижение её позитивного научно-образовательного имиджа: были созданы новые рабочие места в языковых школах по всей стране, что также привело к развитию связанных с этим отраслей, например, тех, что связаны с туристическими программами и культурным от-
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
дыхом. Кроме того, были расширены международные контакты среди населения: большинство представителей других стран продолжают обучение в университетах, работают и повышают квалификацию на территории Испании. В свою очередь, это приводит к появлению новых международных проектов и инициатив и оказывает положительное влияние на экономику страны.
Заключение.
Таким образом, согласно главному идеологу испанской «мягкой силы», Хавьеру Нойе [7, с. 5], эффективно реализовать проводимую Испанией политику и увеличить ее влияние на международной арене можно, в первую очередь, посредством повышенного внимания к образованию, науке и языку. Посредством деятельности фондов, научных институтов и международных программ, а также открытостью к диалогу не только к странам Европейского союза, но и Латинской Америки, Испания добивается успехов в реализации поставленной задачи.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Борзова А.Ю. Гуманитарная политика Испании в Латинской Америке: особенности и приоритеты / А.Ю. Борзова, О.В. Волосок, Н.Д. Николашвили // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022. Т. 22. № 3. С. 586-599.
2. Туфетулов Т.А. Роль Испании в иберо-американском сотрудничестве / Т.А. Туфетулов // Россия и мир: научный диалог. 2023. № 3. С. 100-111.
3. Химич Г.А. Роль гуманитарного сотрудничества в современной внешней политике Испании / Г.А. Химич, Е.Д. Терентьева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 1. С. 197-207.
4. Яковлев П.П. Иберо-американское сообщество наций в формирующемся миропорядке / П.П. Яковлев // Латинская Америка. 2016. № 8. С. 43-57.
5. Juárez M. El gasto público en educación bate récord y ronda ya los 63.380 millones de euros / M. Juárez // El economista. 19.09.2024. URL : https://www.eleconomista.es/actualidad/noticias/12965678/08/24/el-gasto-publico-en-educacion-bate-record-y-ronda-ya-los-63380-millones-de-euros.html (date of application 30.10.2024).
6. Montero G. El español supera por primera vez los 600 millones de hablantes y consolida su influencia en cine, música y videojuegos / G. Montero // Instituto Cervantes. 30.10.2024. URL : https://cervantes.org/es/sobre-nosotros/sala-prensa/notas-prensa/espanol-supera-primera-vez-600-millones-hablantes-consolida (date of application 01.11.2024).
7. Noya J. El poder simbólico de las naciones / J. Noya // Documento de trabajo. № 35. Madrid: Real Instituto Elcano. 2005. 17 p.
8. Rodrigo F. Espana у las reiaciones multilaterales: ONU, OTAN, OSCE. Madrid. 2015. P. 147-159.
9. Vítores D.F. El español: una lengua viva. Informe 2022 / D.F. Vítores // Instituto Cervantes. 2022. URL : https:/cvc.cervantes.es/lengua/anuario/anuario_22/informes_ic/p01.htm (date of application 02.10.2024).
References:
1. Borzova A.Y. Spain's humanitarian policy in Latin America: features and priorities / A.Y. Borzova, O.V. Vo-losok, N.D. Nikolashvili // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: International Relations. 2022. Vol. 22. № 3. P. 586-599.
2. Tufetulov T.A. The role of Spain in Ibero-American cooperation / T.A. Tufetulov // Russia and the world: scientific dialogue. 2023. № 3. P. 100-111.
© Нарбут Н.Н.
— ИСТОРИЯ —
3. Khimich G.A. The role of humanitarian cooperation in the modern foreign policy of Spain / G.A. Khimich, E.D. Terentyeva // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: International Relations. 2018. Vol. 18. № 1. P. 197-207.
4. Yakovlev P.P. Ibero-American community of nations in the emerging world order / P.P. Yakovlev // Latin America. 2016. № 8. P. 43-57.
5. Juárez M. El gasto público en educación bate récord y ronda ya los 63.380 millones de euros / M. Juárez // El economista. 19.09.2024. URL : https://www.eleconomista.es/actualidad/noticias/12965678/08/24/el-gasto-publico-en-educacion-bate-record-y-ronda-ya-los-63380-millones-de-euros.html (date of application 30.10.2024).
6. Montero G. El español supera por primera vez los 600 millones de hablantes y consolida su influencia en cine, música y videojuegos / G. Montero // Instituto Cervantes. 30.10.2024. URL : https://cervantes.org/es/sobre-nosotros/sala-prensa/notas-prensa/espanol-supera-primera-vez-600-millones-hablantes-consolida (date of application 01.11.2024).
7. Noya J. El poder simbólico de las naciones / J. Noya // Documento de trabajo. № 35. Madrid: Real Instituto Elcano. 2005. 17 p.
8. Rodrigo F. Espana y las reiaciones multilaterales: ONU, OTAN, OSCE. Madrid. 2015. P. 147-159.
9. Vítores D.F. El español: una lengua viva. Informe 2022 / D.F. Vítores // Instituto Cervantes. 2022. URL : https:/cvc.cervantes.es/lengua/anuario/anuario_22/informes_ic/p01.htm (date of application 02.10.2024).
Информация об авторе
Нарбут Наталья Николаевна
ассистент кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы [email protected]
Natalia N. Narbut
Assistant Professor of the Department of Theory and History of International Relations, Patrice Lumumba Peoples' Friendship University [email protected]
© Hарбут H.H.