КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ И _ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _
ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
УДК 378.+338.22
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
© 2015 Г.Д. Беляева, Г.А. Федоренко, А.Б. Макарец, А.Г. Сироткина
Саровский физико-технический институт - филиал НИЯУМИФИ, Саров, Нижегородская обл., Россия
В статье рассматриваются подходы к созданию высшими учебными заведениями устойчивых конкурентных преимуществ, обосновывается необходимость формирования и развития динамических способностей вуза в контексте улучшения позиций отечественных национальных исследовательских университетов в мировых рейтингах.
Ключевые слова: высшее образование, динамические способности, конкурентоспособность, вуз, национальный исследовательский университет, НИЯУ МИФИ, устойчивое конкурентное преимущество, интернализация образования, высшее учебное заведение, рейтинги вузов, 5 ТОР-100, эффективность деятельности вузов, ведущие мировые университеты, потенциал вуза, рейтинговая оценка, глобальный рынок образования.
Поступила в редакцию 15.11.2015 г.
Модернизация образования в настоящее время стала главной задачей российской образовательной политики. Перед российской высшей школой поставлена задача создания условий для модернизации экономики страны через модернизацию высших учебных заведений, повышение качества образования и развитие образовательных технологий. В этой связи президент РФ В.В. Путин отмечает: "Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность российской высшей школы призвана стать национальной задачей, а к 2020 г. Россия должна иметь несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий" [1].
Становление и развитие рынка образовательных услуг в России, а также процессы глобализации и интернализации сферы высшего образования сделали актуальной проблему конкурентоспособности отечественных высших учебных заведений. По мнению министра образования и науки России Д. Ливанова «... в ближайшие пять лет наша система высшего образования столкнется с рядом серьезных потрясений. Это демографическая ситуация: на пятилетнем горизонте у нас будет на 30% меньше граждан в возрасте от 18 до 30 лет. Это серьезное изменение требований к работе университетов со стороны экономики и государства, которое многие университеты не выдержат. Наконец, это цифровая революция, которая фактически сделает конкуренцию глобальной. Когда у студентов есть доступ к образовательным ресурсам лучших мировых университетов, то конкуренция становится ключевым фактором
©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2015
выживания»1. Дмитрий Ливанов особо подчеркнул, что вхождение в 5 ТОП 100 мировых рейтингов должно стать не самоцелью, а проявлением повышения конкурентоспособности российского образования и науки. Министр, отметил, что перед российскими вузами стоит непростая задача - сохранить все лучшее, что есть, дополнив работу лучшими мировыми практиками.
В этой связи актуальной задачей для российской высшей школы становится выход ведущих федеральных и национональных исследовательских университетов на передовые позиции в международных рейтингах. Конкуренция, захватывающая сферу профессионального образования, диктует необходимость оценки качества образовательных услуг и научных достижений вузовских организаций не только внутри национальных образовательных систем. Для достижения успеха необходима международная сопоставимость его условий и результатов, включение в международные профессиональные сети и потоки академической мобильности.
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 [2] поставлена задача по обеспечению вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов. Для реализации поставленной задачи был запущен проект «5 ТОП 100» — проект по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, реализуемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ [3].
На основании Распоряжения Правительства РФ от 06.04.13 №529-р был организован и проведен конкурсный отбор отечественных университетов на предоставление государственной поддержки в целях повышения их конкурентоспособности ведущих мировых научно-образовательных центров и соответствия критериями международных рейтингов. В конкурсе приняли участие 54 российских университета, 36 из них прошли первый этап отбора, победителями стали 15 университетов (табл. 1), среди которых 3 федеральных и 11 национальных исследовательских университета, один университет (ЛЭТИ) не имеет специального статуса.
В министерстве образования и науки РФ отмечают, что задача вхождения как минимум пяти российских университетов в верхние строки мировых рейтингов является ключевой задачей и рассматривается как отдельный крупномасштабный проект [4], который должен стать рычагом институциональных преобразований ведущих вузов России. Университетам, пять из которых, по замыслу проекта, через восемь лет должны войти в Топ-100 ведущих мировых университетов, будут выделены на реализацию программ развития целевые средства порядка 5 млрд. рублей в течение пяти лет, плюс распределяемые на конкурсной основе гранты на приглашение ведущих ученых, развитие инновационной структуры и кооперацию с предприятиями в части инновационных разработок.
В течение последних десятилетий глобальная политическая и экономическая картина изменилась настолько, что это не могло не отразиться на высшей школе. Университеты, институты, школы и колледжи в разных странах оказались участниками глобальной конкуренции - нового явления для высших учебных заведений. Сегодня институты конкурируют между собой, конкурируют за талантливых студентов, преподавателей, спонсоров, за потребителей своих выпускников. Они конкурируют как научные школы, как образовательные центры, как центры профессиональной карьеры, как центры переподготовки и переквалификации кадров.
1 Выступление Дмитрия Ливанова на Петербургском международном экономическом форуме 2013. URL: http://ria.ru/society/20130621/944993787.html
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ 117 Таблица 1. - Российские университеты - участники программы «5 ТОП 100»
Дальневосточный
Федеральный
университет
Томский
Национальный
исследовательский
политехнический
университет
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
/\мфти
Московский
физико-
технический
институт
(государственный
университет)
Национальный
исследовательский
ядерный
университет
«МИФИ»
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова
п
МИСиС
А1]
Национальный
исследовательский
технологический
университет
«МИСИС»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Санкт-Петербургский
национальный
исследовательский
университет
информационных
технологий,
механики и оптики
ТПМ.-ЧНЙ Д1 ГНАЛ. \ ьи ЛкЙ Л
Национальный
исследовательский
Томский
государственный
университет
Новосибирский
национальный
исследовательский
государственный
университет
Уральский
федеральный
университет
нмыи пероагтз !!рсьуда| Рогам Ь Н Ешыкл
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина
В развитых странах мира период понимания и осознания требований и последствий глобальной конкуренции в сфере высшего образования сменился периодом активных действий. Результаты проводимых исследований высшей школы позволили сделать вывод о наличии совершенно определенной стратегии развития у ведущих университетов, то есть практически любой университет тем или иным способом выражает свою миссию, чтобы как можно больше членов общества узнали, в чем состоит его предназначение [5].
Категория конкурентоспособности в настоящее время активно используется для оценки эффективности деятельности вузов. Чтобы стать конкурентоспособными российские вузы должны последовательно и настойчиво идти по пути модернизации содержания и форм образовательной и научной деятельности, аккумулируя все позитивное в отечественном и международном опыте.
Во многих публикациях конкурентоспособность вуза связывается с принадлежащей ему долей локального рынка образовательных услуг, определением степени конкурентоспособности выпускников, уровнем освоения ими профессиональных компетенций в контексте интереса к ним со стороны работодателей [6, 7, 8]. В условиях перехода к инновационной экономике и становления общества знаний конкурентоспособность вуза в долгосрочном периоде может быть обеспечена обязательным наличием инновационного потенциала устойчивого развития и его эффективным использованием для нейтрализации внешних угроз и рыночных факторов дестабилизации. Инновационный потенциал - способности, компетенции и ресурсы, позволяющие разрабатывать, реализовывать, обновлять и продвигать свои образовательные услуги и продукты, научно-технические разработки, научно-
исследовательские и консалтинговые услуги - может быть реализован в контексте концепции динамических способностей - «парадигмы динамических возможностей» (dynamic capabilities paradigm) как наиболее эффективной методологической основы реализации стратегического потенциала вузов.
Известные зарубежные ученые Д. Тис, Г. Пизано и Э. Шуен первыми предложили свой метод «динамических способностей» в 1992 г [9]. Будучи тесно связанной с ресурсным подходом, теория динамических способностей имеет фокусом своих исследований такие составляющие, как компетенции и организационный процесс. Она базируется на синтезе ключевых положений новой институциональной экономической теории, социологии, теории сетей, ресурсной концепции, согласно которым в качестве источников конкурентных преимуществ компании рассматриваются способности последней эффективно взаимодействовать и интегрироваться с окружающей бизнес-средой, ее инфраструктурой и информационным полем. Однако, в отличие от ресурсной теории, она подчеркивает необходимость динамизма.
Эта концепция является целостным подходом к пониманию новых источников конкурентного преимущества. Стратегия динамических возможностей определяет, в каком направлении следует расширять существующие внутренние и внешние компетенции организации, чтобы соответствовать изменениям в окружающем мире. Управление использует динамические возможности для объединения, выстраивания и реформирования внутренних и внешних компетенций. Основой динамических возможностей служит ориентация деятельности организации на процессы, а не на рынки. Благодаря такому подходу можно создавать корпоративные компетенции в зависимости от выбранной стратегии и природы конкуренции [10].
В классической трактовке динамические способности организации определены как «потенциал фирмы в интегрировании, создании и реконфигурации внутренних и внешних компетенций для соответствия быстро меняющейся среде» [11]. Другими словами, «динамические способности делают коммерческие предприятия способными создавать, развертывать и защищать нематериальные активы, поддерживающие долгосрочную эффективность бизнеса». В рамках данной концепции считается, что динамические способности можно разделить на три основные логические части:
- «ощущение» (sensing) - в применении к предприятию это аналитические системы (или индивидуальные способности сотрудников) для поиска, идентификации, фильтрации, выверки и выбора рыночных возможностей;
- «захват» (seizing) возможностей - управленческие структуры, процессы, модели и стимулы, предназначенные для того, чтобы идентифицированные ранее рыночные возможности нашли свое отражение в деятельности предприятия;
- управление угрозами/трансформация - перманентная настройка и перераспределение материальных и нематериальных ресурсов предприятий с целью извлечения выгоды из рыночных возможностей.
В качестве конкурентного потенциала вуза рассматривается его способность к воспроизводству образовательных услуг в условиях конкурентного рынка (рис.1). Другими словами, в условиях роста конкуренции на рынке образовательных услуг совокупный потенциал вуза трансформируется в его конкурентный потенциал, поскольку выживаемость и развитие в условиях конкуренции определяются условиями рынка, а значит, конкурентоспособностью вуза.
Общий потенциал вуза можно описать совокупностью его ресурсов и эффективностью их использования. Так, потенциал вуза структурно состоит из человеческого потенциала, учебно-методического, финансово-экономического, научно-инновационного, управленческого (включая организационно-структурный), социального и маркетингового потенциалов [12].
Рис. 1. - Активы высшего учебного заведения, определяющие его динамические способности
Развитие общего потенциала вуза направлено, как правило, на максимально полное использование всех его ресурсов или на загрузку мощностей вуза. Конкурентный потенциал вуза, являясь отражением общевузовского потенциала, формируется под воздействием внешней среды, прежде всего, факторов рыночной конкуренции. Развитие конкурентного потенциала вуза связано с формированием набора конкурентных преимуществ внутри его основных составляющих: в науке, учебно-методической работе, социальной инфраструктуре, маркетинге, системе управления и т.п.
Таким образом, в современных условиях вузы должны обладать способностями, которые позволяют:
- формировать потенциал долгосрочных конкурентных преимуществ, который должен использоваться быстрее и эффективнее конкурентов;
- создавать специальную систему обучения, организационного взаимодействия и мотивации, обеспечивающие гибкость и быстроту реакции на внешние изменения;
- учитывать опосредованность связи динамических способностей и с результатами деятельности вуза, что обусловлено разновременностью и различным уровнем затрат на их поддержание.
Динамические способности вуза определяются не только его образовательным, научным, ресурсным и предпринимательским потенциалом. Уровень динамических способностей зависит от того, как сбалансированы его активы и как вуз может ими управлять (рис. 2). Следовательно, динамические способности вуза являются базисным ядром, обеспечивающим выбор вузом спектра конкурентных образовательных программ, реализуемых на основе новых образовательных технологий, направлений фундаментальных и прикладных научных исследований, наиболее действенных способов коммерциализации их результатов.
Стратегическое управление вузами в рамках концепции динамических способностей должно быть переориентировано с мобилизации и использования операционных способностей на принципиально иные, связанные с распознаванием новых социально-экономических возможностей и потребностей. В основе повышения конкурентоспособности вуза должна быть проактивная («опережающая») стратегия развития, опирающаяся на его динамические способности и способствующая их развитию [13].
В международной практике одним из главных факторов оценки конкурентоспособности высших учебных заведений является их рейтинговая оценка.
Рейтинг определяется по ряду критериев, объективно позволяющих судить о научном, образовательном, инновационном и предпринимательском потенциале вуза. Рейтинг позволяет комплексно оценить не только деятельность вуза, но и его потенциал конкурентных преимуществ, динамизм использования и тенденции его развития. Это даёт возможность увидеть спектр динамических способностей вуза на текущем этапе и вектор их развития, и, соответственно, усиления конкурентных преимуществ.
Знаниевый подход
Ресурсный подход
Рис. 2. - Динамические способности высшего учебного заведения при сбалансированности его потенциала
Повышение конкурентоспособности российских университетов должно базироваться на международном опыте ведущих университетов мира. В аналитической записке «Формирование лидирующих университетов: международный опыт» [14] дан перечень основополагающих факторов, характеризующих такое понятие, как «университет мирового класса - лучший университет»:
- высокая квалификация и репутация выпускников на глобальном рынке труда;
- выдающиеся результаты исследований, отраженные в публикациях и премиях;
- активный трансфер технологий на международный рынок и влияние на глобальное развитие;
- формирование среды инновационного развития.
Безусловно, перечисленные факторы успешности вузов напрямую связаны с критериями различных международных рейтингов и отражают тенденции развития динамических способностей и конкурентных преимуществ на современном этапе. Исходя из этого можно выделить причины успеха и хорошей репутации лучших университетов:
- высокая концентрация таланта;
- достаточная обеспеченность ресурсами для создания качественных условий для обучения и проведения передовых исследований;
- конструктивная система управления со стратегическими, инновационными и гибкими подходами.
Таким образом, конкурентоспособность университета мирового класса основывается на динамическом взаимодействии трёх факторов, обеспечивающих развитие его динамических способностей: концентрации талантов, обеспеченности ресурсами и эффективной системе управления. Эти факторы определяют основной вектор повышения конкурентоспособности российских университетов на международной арене.
Основная причина того, что российские вузы не занимают ведущих позиций в рейтингах - низкий уровень цитирования наших ученых и профессоров. Для того чтобы российские университеты имели возможность улучшить свои позиции в
международных рейтингах, в рамках проекта 5 ТОП 100 предусмотрено выделение субсидий на повышение конкурентоспособности в мировом сообществе. Уже в 2013 году объем выделенных субсидий для университетов - участников проекта составил 592 миллиона рублей. Также выделяемые в рамках проекта средства направляются вузами на наращивание исследовательского потенциала, привлечение иностранных студентов и преподавателей, изменение системы управления вузом, продвижение отечественного образования на глобальном рынке.
Следует особо отметить, что ряд мировых экспертов и видных представителей академического сообщества все чаще приходят к выводу, что эффективность рейтингования по стандартам, одинаковым критериям для всех, уже не отвечает условиям современного рынка. Изменился глобальный абитуриент, изменились в сторону индивидуализированности его подходы к выбору вуза, изменяются потребительские предпочтения на рынке образовательных услуг. Поэтому стратегически важным вопросом становится не только усиление позиций в стандартных рейтингах, а определение конкретным вузом собственных конкурентных преимуществ, которые позволят составить собственный (внутренний) рейтинг и занять в нем ведущую позицию.
Составление рейтинга позволяет увидеть, что среди критериев конкурентоспособности высшего учебного заведения на первое место выходят нематериальные составляющие. Для сферы высшего образования характерны такие нематериальные факторы конкурентоспособности как бренд и имидж вуза, известность, квалификация преподавателей, их репутация, востребованность выпускников на рынке труда, и т.д.
Например, рейтинг компании QS (с 2010 г. самостоятельно составляющей рейтинги вузов) делит вузы по шести показателям: репутация в академической среде, отношение к выпускникам работодателей, цитируемость публикаций преподавателей вузов, соотношение числа преподавателей и студентов, количество иностранных студентов и преподавателей в университете.
Для другого всемирного рейтинга университетов Times Higher Education (ТНЕ) [15] анализ групп весовых составляющих коэффициентов, позволяет увидеть, что по обобщенным оценочным характеристикам они распределяются следующим образом (рис. 3):
- человеческие ресурсы - пять показателей (17,75% по сумме весовых коэффициентов);
- финансовые ресурсы - три показателя (10,75%);
- репутация вуза - два показателя (33,0%);
- результативность научных исследований - три показателя (38,5%).
Механизм управления конкурентоспособностью образовательного учреждения,
имея общую логику функционирования с подобными механизмами предпринимательских структур, обладает своими особенностями, обусловленными сущностью образовательной услуги, ее жизненным циклом, иерархией образовательных потребностей, что обусловливает необходимость учета специфических факторов при формировании системы обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения.
Сложность разработки и построения механизма поддержания конкурентоспособности конкретного вуза обусловливает необходимость использования для ее обеспечения комплекса специальных методологических приемов, важнейшим из которых, по нашему мнению, является выявление ключевых факторов успеха на конкретном сегменте рынка образовательных услуг и эффективное управление ими как элементами предпринимательского потенциала вуза.
18%
О человеческие ресурсы
38%
11%
Q финансовые ресурсы
□ репутация вуза
□ результативность научных исследований
33%
Рис. 3. - Распределение групп весовых коэффициентов мирового рейтинга конкурентоспособности ТНЕ
При этом можно выделить следующие факторы, позволяющие вузу обеспечить свою конкурентоспособность в современных условиях, увязанных с концепцией динамических способностей:
- гибкость, способность быстро и адекватно реагировать на изменения требований потребителей образовательных услуг;
- поиск внутренних и внешних возможностей повышения конкурентоспособности;
- ориентация на текущие и перспективные потребности потребителей;
- умение эффективно управлять сбалансированным потенциалом вуза;
- способность предлагать и принимать инновационные программы и технологии обучения;
- восприимчивость к новым методам и технологиям, умение применять новое на практике, ориентация на постоянное развитие;
- способность выбирать наиболее эффективные подходы к обучению и использовать различные методы для повышения его эффективности обучения;
- полный цикл обучения - от довузовской подготовки до магистратуры, аспирантуры, докторантуры, система повышения квалификации;
- наличие хорошей материально-технической базы и местоположение высшего учебного заведения;
- квалифицированный профессорско-преподавательский состав вуза;
- положительный имидж вуза;
- развитие научно-исследовательского процесса в вузе.
Для улучшения положения российских университетов в мировых рейтингах возможны несколько подходов:
1) Фокусирование на задаче повышения индикатора с максимально высоким удельным весом (например, количество иностранных студентов, индекс цитируемости преподавателей, количество публикаций в международных изданиях - для рейтинга THE). Однако при этом подходе существует риск неверного выбора фокуса и недостаточного внимания другим важным параметрам развития вуза в погоне за рейтингами [16].
2) Одновременное увеличение нескольких индикаторов на несколько долей вне зависимости удельного веса каждого из них. При таком подходе общая позиция в рейтинге усилится за счет совокупного изменения индикаторов в нескольких категориях (например, одновременно стремиться к повышению численности
иностранных студентов, а также привлекать иностранных преподавателей к ведению научной и преподавательской деятельности, что автоматически повысит число международных исследовательских проектов в рейтинге QS). По сравнению с первым подходом этот более сбалансирован и позволяет усиливать работу сразу по нескольким направлениям:
3) Изменить позиционирование на мировом рынке образования за счет развития устойчивого конкурентного преимущества (например, продвигать фундаментальное классическое образование или участие в серьезных исследовательских проектах студентов естественно-научных специальностей), и, таким образом, стать номером один в выбранной нише - это позволит претендовать на верхние строчки узкоспециализированных рейтингов.
Очевидно, что повышение позиций в рейтингах предполагает решение ряда важных задач. Это рост числа публикаций в международных научных журналах, числа цитирований, доли студентов и преподавателей из-за рубежа, числа высокоцитируемых ученых, нобелевских лауреатов среди выпускников и работников университета, статей в самых авторитетных научных журналах - Nature и Science, репутации в академической среде и в среде работодателей. Для продвижения в QS особенно важны:
- академическая репутация (40% в общем итоге);
- соотношение численности профессорско-преподавательского состава (ППС) и студентов (20% в общем итоге);
- индекс цитирования на одного преподавателя (20% в общем итоге).
Для продвижения в Шанхайском рейтинге [17] ключевыми параметрами являются - число лауреатов Нобелевской премии или премии Филдса среди сотрудников, число публикаций в Nature и Science, статей в международных научных журналах и высокоцитируемых ученых (все по 20% в общем итоге).
Для рейтинга THE [15] ключевые факторы - число цитирований на статью (30%), репутация в научно-исследовательской (18%) и образовательной (15%) сферах (рис. 3).
Представленные подходы легли в основу разработки стратегии повышения конкурентоспособности НИЯУ МИФИ и его региональных подразделений. Ключевыми направлениями развития университета, обозначенными в «дорожной карте», стали повышение эффективности научно-исследовательской деятельности, усиление публикационной активности в международных изданиях, кадрового потенциала вуза, в том числе за счет массового привлечения исследователей международного уровня, улучшения учебных программ, привлечение иностранных студентов.
НИЯУ МИФИ представляет собой регионально распределенную сеть структурных подразделений, осуществляющих подготовку кадров в рамках единого образовательного пространства и проводящих передовые научные исследования в интересах высокотехнологичных отраслей. Стратегия развития университета предусматривает комплекс мер по повышению его конкурентоспособности как во внутри страны, так и на международном рынке. Это будет способствовать ускорению инновационного развития регионов путем реализации программ воспроизводства кадров для градообразующих предприятий атомной отрасли, интеграции науки, образования и производства, внедрения новых информационных технологий [18]. Для реализации плана повышения конкурентоспособности университета была разработана, принята и прошла отбор, а также признана одной из лучших Программа повышения конкурентоспособности НИЯУ МИФИ [19].
Для оценки хода реализации Программы будут использованы обязательные и дополнительные показатели, целевые значения которых в 2020 г. составят:
1) Позиция НИЯУ МИФИ (с точностью до 50) университета в ведущих мировых рейтингах: рейтинг QS, общий список - 51-100, рейтинг THE, общий список - 121-170,
а также рейтинг QS, предметный список «Physics & Astronomy» - 51-100 или рейтинг THE, предметный список «Physics Sciences» или «Engineering and Technologies» - 51100.
2) Количество статей в Web of Science и Scopus с исключением их дублирования на 1 НПР2-6,0 за отчетный период.
3) Средний показатель цитируемости на 1 НИР, рассчитываемый по совокупности статей, учтенных в базах данных Web of Science и Scopus, с исключением их дублирования - 80 ед.
4) Доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности НИР, включая российских граждан-обладателей степени PhD зарубежных университетов - 14%.
5) Доля иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах вуза (считается с учетом студентов из стран СНГ), - 17%.
6) Средний балл ЕГЭ студентов вуза, принятых для обучения по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалистов, - 85 ед.
7) Доля доходов из внебюджетных источников в структуре доходов вуза - 52%.
8) Дополнительные показатели:
- доля студентов и аспирантов, вовлеченных в инновационную деятельность и научные исследования на платной основе, - 30%;
- доля инженерных ООП , аккредитованных по международным стандартам, а ООП, реализуемых в НИЯУ МИФИ в интересах Госкорпорации «Росатом» и других мировых высокотехнологичных компаний, - 100%;
- доля выпускников, трудоустроенных в атомной отрасли, прошедших сертификацию квалификации в рамках системы контроля качества ядерного образования, - 100%.
- доля доходов от НИОКР в сумме доходов университета (без учета средств на капитальное строительство и субсидии Программы) - 46,5%.
Системная проработка и активизация потенциальных возможностей вуза в достижении целевых показателей Программы повышения конкурентоспособности позволила успешно выполнить очередной этап реализации программы. Так, 12-13 февраля 2015 г. в Томске состоялся девятый семинар-конференция, на котором были проанализированы результаты выполнения планов мероприятий по реализации вузами-победителями программ повышения конкурентоспособности («дорожных карт») в 2014 году. Директор Проектного офиса «5 ТОП 100» М. В. Антонов в своем докладе отметил, что НИЯУ МИФИ по сумме 9 показателей результативности набрал наибольшее количество баллов среди всех вузов-участников и занял I место [20]. Это показывает, что для повышения конкурентоспособности руководством университета была выбрана эффективная стратегия, что дало возможность максимально актуализировать динамические способности вуза и достичь всем коллективом высоких результатов.
Еще одним показателем достижений отечественных университетов в области конкурентоспособности на мировом уровне являются результаты мирового рейтинга университетов Worldwide Professional University Rankings RankPro 2014/2015, составленного в рамках международной программы «Глобальный мировой коммуникатор. Образование и наука» (Global World Communicator) и опубликованного Международным Советом ученых (ICS) совместно с Академией наук Латвии. При составлении списка лидеров учитывалось 3 критерии: академическая репутация вуза
На 1 научно-педагогического работника ООП - основные образовательные программы
2
(публикационная активность, качество и условия обучения), общественная репутация (данные национальных и международных рейтингов, экспертная оценка членами ICS), информативность сайта университета (доступность, полнота и привлекательность информации, рассчитанной на иностранного пользователя).
В этом году вузам - участникам Проекта 5 ТОП 100 [4] удалось совершить качественный рывок. Новосибирский государственный университет взлетел с 217-й позиции на 43-ю, продемонстрировав второй результат среди российских вузов после МГУ им. М.В. Ломоносова. Еще одним очевидным успехом стало попадание в топ-100 МФТИ (77-е место), в 2014 году довольствовавшегося позицией в пятой сотне.
Составители RankPro также ранжировали учебные заведения по каждому из критериев оценки. В категории «Академический рейтинг» НГУ, заняв 23-е место в мире, оставил позади другие российские вузы. Среди ста лидеров по этому показателю - еще два участника Проекта 5-100, МФТИ (37) и НИЯУ МИФИ (54).
В общей сложности авторы RankPro включили 26 российских университетов, среди которых 10 участвуют в Проекте 5 ТОП 100. Помимо НГУ и МФТИ наиболее заметного прогресса по сравнению с прошлым годом достиг НИЯУ МИФИ (134-е место против 500-го). ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 2014 году в рейтинг не попал, а сейчас занял 492-ю позицию. Среди 500 лучших были также отмечены ТПУ (194), УрФУ (378), ДВФУ (416), ВШЭ (429), СПбПУ (448), КФУ (473).
Таким образом, повышение конкурентоспособности российских вузов на основе их динамических способностей является первостепенной задачей для отечественной системы высшего образования. Укрепление позиций российских университетов в мировых рейтингах позволит им кардинально пересмотреть подходы к своей деятельности и перейти к парадигме опережающего развития в соответствии с закономерностями и тенденциями развития высшего профессионального образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Путин, В.В. О наших экономических задачах I В.В. Путин II Официальный сайт партии «Единая Россия». [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:ller.rulnewsl73145l -10.11.2015.
2. Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:IIминобрнауки.рфIдокументы I2257 - 10.11.2015.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: Ы^Иминобр науки.рфlдокументыl3208 - 10.11.2015.
4. Проект по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации. Официальный сайт проекта «5Top100». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:llwww.5top100.ru - 10.11.2015.
5. Макарец, А.Б. и др. Закономерности и тенденции развития отечественного высшего профессионального образования [Текст] I А.Б. Макарец, Г.Д. Беляева II Вестник Саровского физтеха. - 2009. - №16. - Саров; Саранск: Тип. «Красн. Окт.», 2009. - С. 53-72.
6. Рубин, Ю.Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям [Текст] I Ю. Б. Рубин II Высшее образование России. - 2011. - № 3.
7. Неретина, Е.А. Бизнес-модель компании, базирующаяся на потребительской ценности [Текст] I Е.А. Неретина II Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №2. - С. 104-108.
8. Бойченко, Е.А. Маркетинг образовательных услуг: специфика, позиционирование, конкурентоспособность [Текст] I Е.А. Бойченко II Материалы авторского семинара. 7-8 декабря 2009 г. - М.: Гильдия маркетологов, 2009.
9. Teece, D.J., Pisano, G., Shuen, A. Dynamic Capabilities and Strategic Management II Strategic Management Journal. - 1997. - Vol. 18. - №7. - рр. 509-533.
10. Неретина, Е.А. Динамические способности и стратегическая архитектура компании [Электронный ресурс] / Е.А. Неретина // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - №1. - Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dinamicheskie-sposobnosti-i-strategicheskaya-arhitektura-kompanii - 10.11.2015.
11. Катькало, В.С. Эволюция теории стратегического управления : монография [Текст] / В.С. Катькало. - СПб.: Издательский дом СПб. государственного университета, 2006. - 548 с.
12. Чуйкин, А.М. Концепция динамических способностей и анализ стратегического потенциала обучающейся организации [Электронный ресурс] / А.М. Чуйкин // Вестник Балтийского федерального университета им. Канта. - 2011. - №9. - Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-dinamicheskih-sposobnostey-i-analiz-strategicheskogo-potentsiala-obuchayuscheysya-organizatsii - 10.11.2015.
13. Беляева, Г.Д. и др. Стратегические приоритеты развития вуза в составе инновационного кластера [Электронный ресурс] / Г.Д. Беляева, А.Б. Макарец, Г.А. Федоренко // Управление экономическими системами. - 2013. - №3. - Режим доступа: URL: http://www.uecs.ru/teoriya-upravleniya/item/2053-2013-03-26-06-22-48 - 10.11.2015.
14. Антонова, А.С. и др. Анализ международного опыта стратегического управления, организации и развития университетов, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных проектов и задачи регионального развития [Электронный ресурс] / А.С. Антонова, Д.В. Изместьев, А.Г. Козленко // Отчет по проекту «Организационное, методическое и аналитическое сопровождение формирования сети федеральных университетов». - М., 2008. - Режим доступа: URL: univer.academy.ru - 10.11.2015.
15. Международный рейтинг вузов THE, 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.timeshighereducation.co.uk/ world-university-rankings/ - 10.11.2015.
16. Иноземцева, Е.С. Российские вузы в зеркале мировых рейтингов [Текст] / Е.С. Иноземцева // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - №2(22).
17. Шанхайский рейтинг вузов ARWU, 2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.arwu.org/ - 10.11.2015.
18. Концепция развития национального исследовательского ядерного университета МИФИ на 2009-2015 годы и на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:www.mephi.ru - 10.11.2015.
19. Программа повышения конкурентоспособности. Официальный сайт НИЯУ МИФИ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://mephi.ru/about/competitiveness -10.11.2015.
20. Антонов, М.В. Предварительный анализ выполнения показателей результативности планов мероприятий по реализации вузами-победителями программ повышения конкурентоспособности («дорожных карт») в 2014 году. [Электронный ресурс] / М.В. Антонов // Материалы 9 семинара-конференции / Томск 12-13 февраля 2015 г., Проектный офис «5 ТОП 100», 2015. - Режим доступа: URL: Основные показатели вузов 2014.pdf -10.11.2015.
REFERENCES
[1] Putin V.V. O nashih ekonomicheskih zadachah. Oficialnyj sajt partii «Edinaya Rossiya» [About our economic aims. Official site of United Russia party ]. Available at: http://er.ru/news/73145/ (in Russian)
[2] Ukaz Prezidenta Rossii ot 7 maya 2012 g. №599 «O merah po realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti obrazovaniya i nauki» [The decree of the Russian President of May 7, 2012 № 599 "About measures for realization of a state policy in education and science fields".]. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty /2257 (in Russian)
[3] Postanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 16 marta 2013 goda № 211 «O merah gosudarstvennoj podderzhki vedushhih universitetov Rossijskoj Federacii v celyah povysheniya ih konkurentosposobnosti sredi vedushhih mirovyh nauchno-obrazovatelnyh centrov» [The resolution of the Russian Federation government of March 16, 2013 No. 211 "About measures of the state support of Russian Federation leading universities for increase of their competitiveness among the leading world scientific and educational centers"]. Available at: http://minobr nauki.rf/dokumenty/3208 (in Russian)
[4] Proekt po povysheniyu konkurentosposobnosti vedushhih universitetov Rossijskoj Federacii.
Oficialnyj sajt proekta «5Top100» [Project on increase of competitiveness of Russian Federation leading universities. Official site of the "5Top100" project]. Available at: http://www.5top100.ru (in Russian)
[5] Makarec A.B., Belyaeva G.D. Zakonomernosti i tendencii razvitiya otechestvennogo vysshego professionalnogo obrazovaniya. Vestnik Sarovskogo fizteha [Regularities and tendencies of development of Russian higher education. Messenger of Sarov State Physics and Technical Institute], 2009, №16, pp. 53-72. (in Russian)
[6] Rubin Yu.B. Rynok obrazovatelnyh uslug: ot kachestva k konkurentosposobnym biznes-modelyam. Vysshee obrazovanie Rossii [Market of educational services: from quality to competitive business models. The higher education of Russia], 2011, №3. (in Russian)
[7] Neretina E.A. Biznes-model kompanii, baziruyushhayasya na potrebitelskoj cennosti. Marketing v Rossii i za rubezhom, 2013, №2, ISSN 1028-5849, pp. 104-108. (in Russian)
[8] Bojchenko E.A. Marketing obrazovatelnyh uslug: specifika, pozicionirovanie, konkurentosposobnost. Materialy avtorskogo seminara. Moskva, 7-8 dekabrya 2009 g [Marketing of educational services: specifics, positioning, competitiveness. Materials of an author's seminar. Moscow, December 7-8, 2009]. M. Pub. Gildiya marketologov [Guild of marketing specialists], 2009. (in Russian)
[9] Teece, D. J., Pisano, G., Shuen, A. Dynamic Capabilities and Strategic Management // Strategic Management Journal, 1997, Vol. 18, №7, ISSN 0143-2095, pp. 509-533. (in Russian)
[10] Neretina, E.A. Dinamicheskie sposobnosti i strategicheskaya arxitektura kompanii. Izvestiya vuzov [Dynamic abilities and strategic architecture of the company. News of higher education institutions]. Povolzhskij region. Obshhestvennye nauki [Volga region region. Social sciences.], 2011, №1. ISSN 2072-3016. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/dinamicheskie-sposobnosti-i-strategicheskaya-arhitektura-kompanii (in Russian)
[11] Katkalo V.S. Evolyuciya teorii strategicheskogo upravleniya: monografiya. SPb.: Izdatelskij dom Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Evolution of the theory of strategic management: monograph. SPb.: SPb state university publishing house.], 2006, ISBN 978-5-99240037-3, 548 p. (in Russian)
[12] Chujkin A.M. Koncepciya dinamicheskix sposobnostej i analiz strategicheskogo potenciala obuchayushhejsya organizacii [The concept of dynamic abilities and the analysis of strategic capacity of the trained organization]. Vestnik Baltijskogo federalnogo universiteta imeni Kanta [The bulletin of the Baltic federal university of Kant], 2011, №9. ISSN 2310-3698. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ kontseptsiya-dinamicheskih-sposobnostey-i-analiz-strategicheskogo-potentsiala-obuchayuscheysya-organizatsii (in Russian)
[13] Belyaeva, G.D., Makarec, A.B., Fedorenko, G.A. Strategicheskie prioritety razvitiya vuza v sostave innovacionnogo klastera [Strategic priorities of higher education institution development as a part of an innovative cluster]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami [Management of economic systems], 2013, №3, ISSN 1999-4516. Available at: http://www.uecs.ru/teoriya-upravleniya/item/2053-2013-03-26-06-22-48 (in Russian)
[14] Antonova A.S., Izmestev D.V., Kozlenko A.G. Analiz mezhdunarodnogo opyta strategicheskogo upravleniya, organizacii i razvitiya universitetov, integriruyushhih peredovye nauchnye issledovaniya i obrazovatelnye programmy, reshayushhih kadrovye i issledovatelskie zadachi obshhenacionalnyh proektov i zadachi regionalnogo razvitiya [The analysis of the international experience of strategic management, the organization and development of the universities integrating the advanced scientific researches and educational programs, solving personnel and research problems of national projects and a problem of regional development]. Otchet po proektu «Organizacionnoe, metodicheskoe i analiticheskoe soprovozhdenie formirovaniya seti federalnyh universitetov» [Report on the "Organizational, Methodical and Analytical Maintenance of Formation of a Network of Federal Universities" project], M. 2008. Available at: univer.academy.ru (in Russian)
[15] Mezhdunarodnyj rejting vuzov THE [International rating of higher education institutions of THE], 2015 g [2015]. Available at: http://www.timeshighereducation.co.uk/ world-university-rankings/ (in Russian)
[16] Inozemceva E.S. Rossijskie vuzy v zerkale mirovyh rejtingov. Sovremennye issledovaniya socialnyh problem [The Russian higher education institutions in a mirror of world ratings. Modern researches of social problems], 2013, №2(22), DOI: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-2-18 Available at: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/103 (in Russian)
[17] Shanxajskij rejting vuzov ARWU [Shanghai rating of higher education institutions], 2015. Available at: http://www.arwu.org/ (in Russian)
[18] Koncepciya razvitiya nacionalnogo issledovatelskogo yadernogo universiteta MIFI na 2009-2015
gody i na period do 2020 goda [The concept of development of the national research nuclear university MEPhI for 2009-2015 and for the period till 2020]. Available at: www.mephi.ru (in Russian)
Oficialnyj sajt NIYaU MIFI. Programma povysheniya konkurentosposobnosti [NRNU MEPhI official site. Program of increase of competitiveness]. Available at: http://mephi.ru/about/competitiveness (in Russian)
Antonov M.V. Predvaritelnyj analiz vypolneniya pokazatelej rezultativnosti planov meropriyatij po realizacii vuzami-pobeditelyami programm povysheniya konkurentosposobnosti ("dorozhnyh kart") v 2014 godu [The preliminary analysis of performance of indicators of productivity of the plans of measures on realization by higher education institutions - winners of programs of increase of competitiveness ("road maps") in 2014]. Materialy 9 seminara-konferencii [перевод]. Tomsk, 12-13 fevralya 2015 g. [9th seminar conference materials], Proektnyj ofis «5 TOP 100» [Project office "5 TOP 100"], 2015. (in Russian)
Competitiveness and Dynamic Abilities of Russian National Research Universities
G.D. Belyaeva, G.A. Fedorenko, A.B. Makarets, A.G. Sirotkina
Sarov State Physics and Technical Institute the Branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 6 Duhov St., Sarov, Nizhny Novgorod region, Russia, 607186 e-mail: sarfti@mephi.ru
Abstract - In article approaches of higher educational institutions creation of steady competitive advantages are considered , need of formation and development of higher education institution dynamic abilities in the context of improvement of Russian national research universities positions in world ratings is proved.
Keywords: the higher education, dynamic abilities, competitiveness, higher education institution, national research university, NRNU MEPhI, steady competitive advantage, education internalization, ratings of higher education institutions, 5 T0P-100, higher education institutions activity efficiency, leading world universities, higher education institution potential, rating assessment, global market of education.
[19]
[20]