4. PorterM. The Competitive Advantage of National. N.Y.: Free Press, 1990.
5. Shapiro C., Varian H.R. The Art of Standarts Wars // California Management Review. 1999. Vol. 41, Winter. P. 8-20.
ДАНИЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник научной части, Чувашский государственный университет; заместитель директора по науке, Чувашский филиал Московского гуманитарно-экономического института, Россия, Чебоксары ([email protected]).
DANILOV IVAN PETROVICH - doctor of economics sciences, professor, Chuvash State University; deputy director for the science, Chuvash Branch of Moscow Humanitarian and Economics Institute, Russia, Cheboksary.
МАТВЕЕВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - аспирант кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.
MATVEEV EVGENIY ALEXEEVICH - post-graduate student of Regional Economy and Business Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 33Q.341.4(47Q)
И.П. ДАНИЛОВ, С.Ю. МИХАЙЛОВА, В.В. НИКИТИН
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИКИ РОССИИ - ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМНОГО ЕДИНСТВА*
Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная конкурентоспособность, модернизация, системный подход.
Представлены результаты исследований в области обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности России в процессе модернизации. Особое внимание уделено изучению взаимозависимых понятий «экономическая безопасность» и «национальная конкурентоспособность». Эта взаимосвязь проявляется по различным каналам и направлениям, связанным с жизнедеятельностью государства. Дан анализ факторов, влияющих на эту взаимосвязь.
I.P. DANILOV, S.Yu. MIKHAYLOVA, V.V. NIKITIN COMPETITIVENESS AND SECURITY OF THE RUSSIAN ECONOMY -ELEMENTS OF THE SYSTEM OF UNITY
Key words: economic security, national competitiveness, modernization process, systems approach.
The research results in the field of competitiveness and economic security of Russia in the modernization process are presented in the article. The paper focuses on the interdependence between the concepts of «economic security» and «national competitiveness». This relationship is manifested through various channels and aspects related to the activity of the state. The analysis of the factors influencing this relationship is given.
События последнего времени, прежде всего глобальный финансово-экономический кризис, демонстрируют явные признаки назревания радикальных изменений в мирохозяйственной системе. Трансформируется природа капиталистического общества под воздействием глобальной конкуренции со свойственными ей увеличением числа компаний глобальных отраслей, ростом количества глобально действующих потребителей, возрастанием роли глобальных информационно-коммуникационных систем. Складывающуюся ситуацию весьма афористично обрисовал Т.З. Алиев: глобальная среда - конкурентная среда; межгосударственное взаимодействие - конкурентное взаимодействие; глобальная экономика - конкурентная экономика [1. C. 7G]. Парадоксально, но факт: в условиях глобальной конкурентной среды в России 9G% валового продукта страны создается 26 крупнейшими корпорациями [7. C. 179-18G], при этом глобальный характер российской экономики существенно ограничен сырьевыми рынками.
Сегодня наиболее значимыми факторами конкурентоспособности признаны управление, институциональная среда, открытость экономики. По этим показа-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-G2-GG669 а).
телям экономика России занимает низкие позиции в рейтингах Всемирного экономического форума (World Economic Forum, WEF). Проблемы с повышением национальной конкурентоспособности испытывают и другие страны. Отличие заключается в отношении к проблемам. Сошлемся на практику, сложившуюся в Соединенных Штатах Америки, где в 2006 г. принята стратегическая программа «Американская инициатива по конкурентоспособности». Она нацелена на преодоление негативных тенденций снижения национальной конкурентоспособности. Для реализации ее разработаны законодательные акты «О защите конкурентных преимуществ Америки», «О национальных инновациях» и другие, которые позволяют целенаправленно проводить мероприятия по повышению национальной конкурентоспособности [7. C. 180].
По мнению экспертов Всемирного экономического форума наиболее благоприятная конкурентная среда применительно к российской экономике существует в области фискальной нагрузки, трудовых отношений и формальных ограничений на ведение бизнеса. Основные препятствия на пути развития конкурентной среды находятся в области гарантий прав собственности, коррупции, защищенности иностранных инвестиций, банковской деятельности, защищенности от инфляционного воздействия [7. C. 180-181].
Обеспечение конкурентоспособности российской экономики в глобальной конкурентной среде - одно из условий реализации национальных интересов страны. Ни о какой реальной национальной конкурентоспособности не может быть и речи без национальной безопасности, успешное конкурентное развитие должно основываться на учете интересов национальной безопасности - эта мысль стала лейтмотивом ежегодной научно-практической межвузовской конференции по проблемам конкурентоспособности России в мировой экономике, проведенной в апреле 2010 г. в стенах Московского государственного института международных отношений (университета) [3. C. 126-127]. «Нужно искать и разрабатывать нестандартные формы и методы реализации и защиты своих национальных интересов» - этот призыв был озвучен на круглом столе, организованном в феврале 2012 г. на факультете национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [7. C. 179]. Судя по всему, в настоящее время идет формирование комплекса взглядов и идей, направленных на истолкование единства конкурентоспособности и безопасности экономики России. Однако на сегодняшний день в этом процессе превалирует внешнеэкономический подход, ставящий на передний план макроэкономический уровень конкурентных позиций России в мирохозяйственной системе. Интересными для нас в этой связи выглядят суждения В.Н. Мироновой [3. C. 159-160]. Экономическая безопасность и национальная конкурентоспособность - взаимозависимые понятия. Эта взаимосвязь проявляется по различным каналам и направлениям, связанным с жизнедеятельностью государства. Конкурентоспособность является в одно и то же время целью и показателем степени развития национального хозяйственного комплекса и его составных частей, а экономическая безопасность представляет собой важнейшее условие его существования.
В.Н. Миронова отмечает, что понятие национальной конкурентоспособности постоянно расширяется, добавляются новые факторы и параметры ее измерения. Конкурентоспособность национальной экономики также определяется с учетом геополитических и социальных факторов экономической безопасности государства.
В свою очередь, экономическую безопасность автор предлагает рассматривать с разных сторон в зависимости от цели исследования. С одной стороны, экономическая безопасность увязывается с защитой национальных экономиче-
ских интересов, а с другой стороны, представляется сложным системным понятием и экономической категорией.
Чем больше развиты факторы, определяющие национальную конкурентоспособность, - делает вывод В.Н. Миронова - тем более устойчива и жизнеспособна экономика страны перед возникающими внешними и внутренними угрозами. Многочисленные показатели, характеризующие конкурентоспособность на макроуровне, одновременно являются и индикаторами экономической безопасности.
Отправной точкой в нашем научном поиске, ориентированном на внутреннюю экономику страны, служит признание совокупности следующих положений. Во-первых, безопасность относится к базовым потребностям индивидов, образуемых ими групп и создаваемых ими институтов. Под безопасностью понимается наличие таких условий жизнедеятельности социума, при которых обеспечиваются сохранение его качественной определенности с объективно обусловленными модернизационными импульсами в нем, и исключение/нейтрализация возможности причинения ему какого-либо ущерба, вреда либо придания развитию нежелательных динамики или параметров.
Во-вторых, под конкурентоспособностью понимается наличие условий для достижения победы в конкурентной борьбе.
В-третьих, сопряжение конкурентоспособности и безопасности экономики страны имеет многоплановый характер: безопасность является необходимым условием обеспечения и повышения конкурентоспособности; конкурентоспособность выступает как ресурс, объект и инструмент политики обеспечения безопасности; снижение конкурентоспособности создает угрозы безопасности.
В-четвертых, в системе потенциалов (условий), служащих обеспечению безопасности, конкурентоспособность занимает двоякое место: с одной стороны, она существует наряду с другими потенциалами как относительно самостоятельный феномен, а с другой стороны, является составной частью всех других потенциалов.
В-пятых, безопасность предполагает не только сохранение существующего положения, но и создание возможностей для выхода на качественно более высокий уровень развития. То есть безопасность - не столько неизменное состояние производительных сил и производственных отношений, сколько способность социума развиваться в условиях конфликтов.
В-шестых, исследуемая система функционирует в трех плоскостях: безопасность в повышении конкурентоспособности; безопасность от конкурентоспособности, достигнутой при помощи деструктивных сил и факторов; безопасность для повышения конкурентоспособности.
В-седьмых, безопасность распределяется по всему социальному спектру по законам капитала. Это делает ее предметом, с одной стороны, частного интереса, с другой - общественного интереса. Часть безопасности, становясь товаром (технические и технологические разработки и услуги), поступает на рынок, часть передается обществу в лице государства. Часть безопасности зависит от частных потребностей в безопасности, часть - от общественных потребностей в безопасности. Безопасность как товар циркулирует на рынке и приобретается теми, кто конкурентоспособен. Другая часть ее поступает в распоряжение государства, которое образует такую систему безопасности, которая учитывает общественные потребности в повышении конкурентоспособности.
Система «конкурентоспособность - безопасность» является сложной системой, поведение которой зависит от большого числа факторов различной природы. Причем на первое место особенности современной эпохи ставят такие факторы, как терроризм и регионализм.
Нынешнее российское общество основано на конкуренции, состояние его обусловлено «повсеместным распространением и культивированием неограниченных конкурентных начал в основных сферах жизнедеятельности, сочетаемых с неустоявшейся политико-правовой и гуманистической культурой» [6. С. 8]. Различные экономические, политические и другие группы участвуют в конкурентной борьбе, стремясь одержать победу над соперником и обеспечить себе тем самым более выгодные позиции. В конкурентную борьбу втянуты регионы - за ресурсы, что в принципе совпадает с общемировой тенденцией усиления конкурентной борьбы за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами.
Конкуренция между регионами активно развивается за привлечение федерального инвестиционного ресурса. Наряду с республиками Северного Кавказа лидерами в ней являются Татарстан и Краснодарский край [5. С. 6-7]. Все более очевидным становится соперничество за имеющихся и потенциальных жителей, за высококвалифицированных специалистов, за иностранных и иногородних студентов, за приезжающих туристов.
Конкурентная борьба между регионами приобретает жесткий характер в силу социальных последствий экономического развития России в 1990-е гг., породивших неоправданные различия в распределении доходов регионов. Максимальная разница между регионами в объёме валового регионального продукта (ВРП) на душу населения в 2000 г. в сопоставимых ценах выражалась коэффициентом, равным 20, а в 2006 г. - 34. Доля ВРП Москвы и Тюменской области в ВВП нации в 1994 г. равнялась 16,5%; а в 2006 г. - 35% [4. С. 122-123].
Конкуренция, по сути, является конфликтом. Обострение конкурентной борьбы приводит к усилению конфликтности в обществе, что может порождать терроризм, противодействие которому является главной задачей по обеспечению национальной безопасности. Одним из направлений государственной политики по противодействию терроризму является контртерроризм. Основная его задача - борьба с причинами террора. При этом следует постоянно иметь в виду, что провозглашенный в России курс на модернизацию экономики объективно требует смещения акцентов в политике государства в сторону интенсивного роста благосостояния граждан страны, в сторону большего удовлетворения их потребностей, т.е. повышения конкурентоспособности российской экономики. С учетом вышеизложенного, еще раз подчеркнем: «Экономическая безопасность и конкурентоспособность России может быть достигнута только при стабильном и устойчивом развитии ее субъектов в рамках общего законодательства. Известно, что надежность системы определяется надежностью ее элементов» [2. С. 413].
Характер анализируемой нами системы определяется особенностями и результатами процесса модернизации как специфического типа развития экономики страны. И здесь определяющим критерием для оценки характера данной системы должно быть положение о том, что «модернизация экономики должна быть подчинена развитию нации» [4. С. 124], реализация которого на практике заключается в использовании рыночных стимулов экономического развития. В то же время именно экономическая безопасность и конкурентоспособность экономики формируют основу стратегии модернизации России.
Литература
1. Алиев З. Т. Пути повышения конкурентоспособности России (политический аспект) // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. № 10.
2. Данилов И.П., Михайлова С.Ю., Никитин В.В. Проблемы целесообразности функционирования взаимообусловленной системы «конкурентоспособность - безопасность» // Вестник Чувашского университета. 2011. № 2.
3. Ежегодная научно-практическая конференция межвузовская конференция по проблемам конкурентоспособности России в мировой экономике // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 3.
4. Клинов В.Г. Экономика России: итоги развития, цели и механизмы модернизации // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 1.
5. Новичков Н.В. Маркетинг регионов: конкурентный подход // Дгб Аіітіпізігапііі. 2011. № 2.
6. Понеделков А., Старостин А. Россия: социально-политические характеристики безопасности // Власть. 2011. № 10.
7. Явчуновская Р.А. Россия и современный мир: политика, экономика, безопасность // Власть. 2012. № 5.
ДАНИЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ. См. с. 343.
МИХАЙЛОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры архивоведения и документоведения, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (svemi kh1@rambler. ru).
MIKHAYLOVA SVETLANA YURYEVNA - doctor of historical sciences, professor of Archives and Documents Keeping Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
НИКИТИН ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат физико-математических наук, профессор кафедры актуарной и финансовой математики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
NIKITIN VICTOR VASILYEVICH - candidate of physical and mathematical sciences, professor of Insurance and Financial Mathematics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 332.122
В.В. ДОРЖИЕВА
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Ключевые слова: конкурентоспособность, особые экономические зоны, кластерная политика, территориальные инновационные кластеры, биофармацевтический кластер.
Рассмотрен генезис создания особых экономических зон, проанализированы элементы создаваемых моделей ОЭЗ и территориальных кластеров в России. Представлены рекомендации по созданию территориального инновационного кластера - биофармацевтического кластера в Республике Бурятия.
V.V. DORZHIEVA SPECIAL ECONOMIC ZONES AND TERRITORIAL CLUSTERS AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF THE BORDER TERRITORIES
Key words: competitiveness, special economic zones, cluster policy, territorial innovation clusters, biopharmaceutical cluster.
The genesis of the creation of special economic zones, created models for parsing the SEZ and territorial clusters in Russia. Provide recommendations for the creation of territorial innovation cluster - a biopharmaceutical cluster in the Republic of Buryatiya.
Развитие приграничных территорий является одной из приоритетных социально-экономических задач России, так как из 83 субъектов Российской Федерации 45 являются приграничными и занимают четвертую часть территории России. Эксперты сходятся во мнении, что большинство приграничных субъектов РФ, несмотря на их геополитическое положение и имеющийся потенциал, являются экономически нестабильными. Крайняя неравномерность социальноэкономического развития российских регионов всесторонне изучена и проанализирована в работах С.С. Артоболевского, А.И. Трейвиша, Н.В. Зубаревич, И.В. Пилипенко [7, 11, 14, 16]. Так, уровень производительности труда (один из основных показателей конкурентоспособности национальной и региональной экономики) в 64 регионах РФ ниже среднероссийского и соответствует уровню развивающихся стран.