Научная статья на тему 'Конкурентоспособность аграрного сектора в условиях логистической интеграции Евразийского экономического союза'

Конкурентоспособность аграрного сектора в условиях логистической интеграции Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набоков В. И., Некрасов К. В., Зуева О. Н., Донскова Л. А.

Развитие существующих форм и методов интеграции объективно обусловлено всеми сферами экономики, и прежде всего агропромышленным комплексом, обеспечивающим население продовольствием. В связи с чем, в методологии исследования функционирования и развития экономики в целом, важным элементом является конкурентоспособность аграрного сектора. Почти все страны в мире специализируются на производстве и экспорте наиболее конкурентоспособных сельскохозяйственных товаров, издержки на изготовление которых у них минимальны. Страны-члены Евразийского экономического союза не должны быть исключением. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для их стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. Целью исследовательской работы явилось изучение состояния в аграрном секторе Евразийского экономического союза для выявления резервов и разработки инструментария обеспечения его эффективности и повышения конкурентоспособности. В целом конкурентоспособность аграрного сектора ЕАЭС определяется наличием у него технических, экономических и организационных условий для создания производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей. В настоящее время одобрена методика проведения ценового мониторинга и анализа конкурентоспособности продукции пищевой промышленности, производимой в государствах членах Евразийского экономического союза. Ценовой мониторинг будет проводиться в отношении продукции, которая входит в Номенклатуру сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности, ранее утвержденную Советом ЕЭК. Полученные данные могут быть использованы для развития общего аграрного рынка и экспорта стран Союза, а также для выработки рекомендаций по повышению конкурентоспособности производимой в Союзе продукции агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Набоков В. И., Некрасов К. В., Зуева О. Н., Донскова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность аграрного сектора в условиях логистической интеграции Евразийского экономического союза»

Экономика

УДК: 339

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ АГРАРНОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В. И. НАБОКОВ, доктор экономических наук, профессор, К. В. НЕКРАСОВ, кандидат экономических наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

О. Н. ЗУЕВА, доктор экономических наук, доцент,

Л. А. ДОНСКОВА, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,

Уральский государственный экономический университет

(620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45)

Ключевые слова: конкурентоспособность, аграрный сектор, логистическая интеграция, Евразийский экономический союз, таможенное администрирование.

Развитие существующих форм и методов интеграции объективно обусловлено всеми сферами экономики, и прежде всего агропромышленным комплексом, обеспечивающим население продовольствием. В связи с чем, в методологии исследования функционирования и развития экономики в целом, важным элементом является конкурентоспособность аграрного сектора. Почти все страны в мире специализируются на производстве и экспорте наиболее конкурентоспособных сельскохозяйственных товаров, издержки на изготовление которых у них минимальны. Страны-члены Евразийского экономического союза не должны быть исключением. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для их стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. Целью исследовательской работы явилось изучение состояния в аграрном секторе Евразийского экономического союза для выявления резервов и разработки инструментария обеспечения его эффективности и повышения конкурентоспособности. В целом конкурентоспособность аграрного сектора ЕАЭС определяется наличием у него технических, экономических и организационных условий для создания производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей. В настоящее время одобрена методика проведения ценового мониторинга и анализа конкурентоспособности продукции пищевой промышленности, производимой в государствах - членах Евразийского экономического союза. Ценовой мониторинг будет проводиться в отношении продукции, которая входит в Номенклатуру сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности, ранее утвержденную Советом ЕЭК. Полученные данные могут быть использованы для развития общего аграрного рынка и экспорта стран Союза, а также для выработки рекомендаций по повышению конкурентоспособности производимой в Союзе продукции агропромышленного комплекса.

COMPETITIVENESS OF THE AGRARIAN SECTOR IN THE CONDITIONS OF LOGISTIC INTEGRATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

V. I. NABOKOV, doctor of economics, professor,

K. V. NEKRASOV, candidate of economics, associate professor,

Ural State Agrarian University

(42 K. Liebknechta Str., 620075, Ekaterinburg)

O. N. ZUEVA, doctor of economics, associate professor,

L. A. DONSKOVA, candidate of agricultural sciences, associate professor,

Ural State Economic University

(62/45 8 Marta/Narodnoy Voli Str., 620144, Ekaterinburg)

Keywords: competitiveness, agrarian sector, logistic integration, Eurasian Economic Union, customs administration. Development of the existing forms and methods of integration is objectively caused by all spheres of economy, and first of all - the agro-industrial complex, providing the population with a food. In this connection, in methodology of a research of functioning and development of economy in general, an important element the competitiveness of an agrarian sector is. Almost all countries in a pattern specialize in prodUction and export of the most competitive agricultural goods, costs for which manufacture at them are minimum. Member countries of the Eurasian Economic Union shall not be an exception. The EEU is created for the purpose of all-round upgrade, cooperation and increase in competitiveness of national economies and creation of conditions for their stable development for the benefit of increase in living standards of the population of member states. The purpose of research was the status study in an agrarian sector of the Eurasian Economic Union for detection of reserves and development of tools of support of its efficiency and increase in competitiveness. In general the competitiveness of an agrarian sector of EEU decides by presence at it of technical, economic and organizational conditions for creation of production and sale (on expenses not above international) the quality production meeting requirements of specific groups of customers. Now the technique of carrying out price monitoring and the analysis of competitiveness of production of the food industry made in member states of the Eurasian Economic Union is approved. Price monitoring will be carried out concerning production which is included into the Nomenclature of agricultural production and production of the food industry which is earlier approved by Council of ECE. The data can be used for development of the common agrarian market and export of the countries of the Union and also for framing of recommendations about increase in competitiveness of production of agro-industrial complex made in the Union.

Положительная рецензия представлена П. В. Михайловским, доктором экономических наук, профессором кафедры внешнеэкономической деятельности Уральского государственного экономического университета.

Цель и методика исследований. Целью исследовательской работы явилось изучение состояния в аграрном секторе Евразийского экономического союза для выявления резервов и разработки инструментария обеспечения его эффективности и повышения конкурентоспособности. В исследовании использовались такие методы как аналитический обзор публикаций по тематике исследований, анализ нормативно-правовой базы, систематизация, статистическое наблюдение, метод сравнения и обобщения.

Результаты исследований. С 1 января 2015 г. стартовал новый экономический союз ЕАЭС четырех стран (Беларуси, России, Казахстана и Армении),

к которому в середине года присоединился Кыргызстан. Согласно статье 4 Договора о ЕАЭС, основными целями союза являются: стабильное и эффективное развитие экономик стран-участниц ЕАЭС и как следствие значительное повышение уровня жизни населения в целом; повышение и модернизация конкурентоспособности национальных экономик отдельно взятых стран-участниц в условиях глобализации.

Каждый член ЕАЭС имеет собственные мотивы интеграции [9], однако одним из аргументов интеграционной стратегии государств - членов Евразийского экономического союза является формирование и функционирование общего рынка, в том числе про-

Таблица1

Структура импорта в потреблении населением продуктов в странах ЕАЭС

Table 1

Structure of import in consumption by the population of products in the EEU countries

Наименование продукции Productions Доля импорта в потреблении, % Share of import in consumption, %

Армения Armenia Беларусь Belarus Казахстан Kazakhstan Кыргызстан Kyrgyzstan Россия Russia

Из третьих стран From third countries Стран ЕАЭС From the EEU countries Из третьих стран From third countries Стран ЕАЭС From the EEU countries Из третьих стран From third countries Стран ЕАЭС From the EEU countries Из третьих стран From third countries Стран ЕАЭС From the EEU countries Из третьих стран From third countries Стран ЕАЭС From the EEU countries

Мясо КРС Meat 8,4 0,0 3,8 0,1 3,2 1,0 0,2 0,0 23,4 4,3

Свинина Pork 30,6 0,0 7,7 0,9 5,1 0,1 18,2 0,0 12,1 0,3

Мясо домашней птицы Poultry 78,8 0,9 8,3 1,0 51,6 6,7 86,7 2,3 9,1 2,5

Сливочное масло Butter 84,3 0,1 2,5 1,3 17,4 23,8 0,1 0,0 24,6 16,1

Сыры и творог Cheeses 4,7 1,5 3,9 4,4 15,7 38,7 3,2 16,0 24,7 17,9

Картофель Potatoes 0,5 0,0 0,3 0,0 0,9 0,9 0,1 0,0 2,2 0,1

Овощи Vegetables 1,2 0,0 12,1 0,1 6,9 1,6 1,0 0,3 9,4 0,8

Виноград Grapes 0,3 0,0 178,0 1,9 57,3 1,1 20,6 0,0 45,3 2,4

Дыни, арбузы Melons, watermelons 0,2 0,0 43,4 60,0 4,3 0,1 0,0 0,1 1,5 0,2

Яблоки, груши Apples and pears 0,2 0,0 71,0 0,0 34,8 12,6 0,6 0,0 29,4 5,5

Колбасы Sausage 54,3 0,1 0,1 0,1 0,7 46,0 30,2 4,0 0,3 1,8

Растительное масло Oil 21,6 63,9 24,8 27,7 0,4 25,4 5,9 72,7 0,5 0,1

Сахар Sugar 52,9 0,0 12,5 0,1 51,7 5,4 60,5 20,0 12,4 3,9

довольственных товаров, их свободное перемещение в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Кыргызстане [13].

Аграрный сектор является одним из ключевых секторов экономики государств - членов Евразийского экономического союза. Развитие аграрного сектора экономики стран Евразийского союза (ЕАЭС) является важным условием формирования единого экономического пространства, одним из основных структурных элементов общего рынка. Интеграционные процессы в агропромышленном секторе ЕАЭС позволили обеспечить уже в 2013 г. совокупный прирост сельскохозяйственного производства более чем на 20 %, в том числе в Беларуси - 8,8 %, Казахстане -15,5 % и России - 24,5 %. Потенциал импортозаме-щения стран ЕАЭС превышает 30 млрд долл. США [9]. По производству пшеницы, молока и молочных продуктов страны ЕАЭС занимают 4-е место в мире, картофеля - 3-е место, овса, ячменя и ржи - 2-е место, сахарной свеклы и подсолнечника - 1-е место. В сельскохозяйственном обороте государств-членов находится около 300 млн. гектаров земель, а общий рынок составляет 182,1 млн потребителей. Удельный вес сельскохозяйственного производства в валовом внутреннем продукте в среднем за последние 5 лет составил: в Республике Армения - 20 %, Кыргызской Республике - 15 %, Республике Беларусь - 8 %, Республике Казахстан - 4,5 % и Российской Федерации - 3,5 % [13].

Основной целью согласованной политики в аграрном секторе является эффективная реализация ресурсного потенциала стран ЕАЭС для оптимизации объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка, а также наращивания экспорта. Реализация согласованной агропромышленной политики направлена на решение следующих задач: сбалансированное развитие производства и рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия; обеспечение справедливой конкуренции между субъектами стран ЕАЭС, в том числе равных условий доступа на общий аграрный рынок; унификация требований, связанных с обращением сельскохозяйственной продукции и продовольствия; защита интересов производителей стран ЕАЭС на внутреннем и внешнем рынках. Необходимо полностью и как можно эффективнее использовать имеющиеся в наличии ресурсы у той или иной страны. Исследования показывают, что за исследуемый период во внешней торговле наблюдалась тенденция на преобладание импорта продовольственных товаров над экспортом, что свидетельствует, в том числе, о недостаточной конкурентоспособности продукции стран-членов ЕАЭС на рынках других стран, данные о доле импорта в

потреблении стран-участниц ЕАЭС представлены в таблице 1. Текущее снижение импорта, в основном, связано с введением Российской Федерацией продовольственного эмбарго в отношении ряда государств.

К организационным мероприятиям, обеспечивающим конкурентоспособность аграрного сектора, относится и таможенное администрирование. В Договоре о Евразийском экономическом союзе, который, как форма интеграционного объединения, в первую очередь должен обеспечить согласованную, а впоследствии единую макроэкономическую политику стран-участниц, среди основных целей фигурируют следующие: обеспечение условий для эффективной интеграции Союза в мировую экономику; рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию Союза; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на таможенной территории Союза; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Союзе; поддержка отраслей экономики Союза. При этом, сохранена оговорка о том, что государство, присоединившееся к Союзу, вправе применять ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, в соответствии с перечнем товаров и ставок, утверждаемым Комиссией на основании международного договора о присоединении такого государства к Союзу. В связи с подписанием 10 октября 2014 г. Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе, утвержден Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза [12]. Данный перечень содержит более 800 товарных подсубпозиций ТН ВЭД ЕАЭС, ставки ввозной таможенной пошлины по которым установлены в размере существенно ниже ЕТТ ЕАЭС, переходный период установлен до 2022 года. Например, Республика Армения сможет применять отличные от ставок ЕТТ ЕАЭС таможенные пошлина на мясо и мясные продукты, некоторые виды молочной продукции, яйца, некоторые сорта фруктов и орехов [3].

Улучшение системы администрирования, оптимизация контроля и введение систем электронного взаимодействия с таможенными органами позволяет обеспечить рост ВВП государства в пределах 10-15 % [12].

Агентство Стратегических инициатив (АСИ) выбрало совершенствование таможенного администрирования одним из четырех пилотных проектов по улучшению инвестиционной привлекательности страны [11]. С учетом этого, в результате совмест-

ных усилий бизнеса и органов государственной власти был разработан План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р. Отмечается, что реализация мероприятий, предусмотренных «дорожной картой», позволит создать условия для улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации. Целями «дорожной карты» являются: сокращение количества документов, требуемых для совершения таможенных операций и таможенных процедур при ввозе товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию и их вывозе из Российской Федерации; сокращение сроков подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедур экспорта и импорта товаров; сокращение сроков прохождения всех процедур, связанных с ввозом товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации; сокращение доли теневого оборота импортных товаров на российском рынке; внедрение технологий таможенного декларирования и выпуска товаров, позволяющих сократить сроки прохождения административных процедур в связи с ввозом товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации до минимальных значений.

Кроме того, в Плане мероприятий «дорожная карта» немаловажная роль отведена, и значительное количество мероприятий утверждено по направлению обеспечения и совершенствование межведомственного взаимодействия, сокращение сроков подготовки и получения документов. Например, установлены такие мероприятия, как: обеспечение бесперебойного функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия; переход федеральных органов исполнительной власти на использование системы межведомственного электронного взаимодействия при выполнении ими функций в сфере контроля перемещения товаров и транспортных средств через российский участок таможенной границы Евразийского экономического союза с целью обмена информацией о выданных лицензиях и иных разрешительных документах и совершении таможенных операций в электронном виде, что должно привести к обеспечено получение таможенными органами через систему межведомственного электронного взаимодействия всех документов, содержащихся в базах данных федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов и необходимых таможенным органам для выпуска товаров.

В соответствии со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года совершенствование таможенного регулирования предполагает повышение эффективности применения

мер по совершенствованию таможенных операций и развитие таможенных технологий, тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Одной из основных задач в этой области является обеспечение межведомственного электронного взаимодействия при выполнении функций в сфере контроля перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации. Кроме того, развитие системы электронного межведомственного взаимодействия и получение сведений о разрешительных документах непосредственно от выдавших их контролирующих органов Российской Федерации, а не от участников внешнеэкономической деятельности, обусловлено необходимостью создания благоприятных условий применения электронного декларирования. Развитие межведомственного взаимодействия самым непосредственным образом влияет на количество документов, представляемых участникам ВЭД.

С учетом Плана мероприятий «дорожной карты», по показателю «Количество документов, требуемых для пропуска товара через границу» при импорте за период с 2012 по 2015 гг. должно сократиться с 10 до 6 штук, а к 2018 году - до 4 штук. Аналогичные значения содержатся в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года - количество документов, требуемых для таможенных целей, при перемещении товара через государственную границу Российской Федерации при импорте (экспорте) (с 10 штук в 2012 году до 4 штук к 2018 году). При этом, статьей 183 ТК ТС в качестве основных документов, необходимых для декларирования товаров, предусмотрены документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, а также документы, подтверждающие страну происхождения товаров. Установлено также, что государства-члены Евразийского экономического союза могут сокращать этот перечень в соответствии с «внутренним законодательством».

Таким образом, развитие системы межведомственного электронного взаимодействия положительно скажется на сокращении документов, представляемых участниками ВЭД при декларировании товаров, и, соответственно, сократит сроки проведения таможенного контроля. Так приказом ФТС России от 07 сентября 2012 г. № 1790 утвержден Единый реестр соглашений (договоров, меморандумов, технологических карт) о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями. В настоящее время технологические карты утверждены со всеми федеральными органами исполнительной власти. Приказом ФТС России от 31 января 2013 г. № 177 введено в эксплуатацию КПС «Взаимодействие ИС», посредством применения ко-

Экономика

ФТС России Поспешны информации 1-6 с е р Е не з в. ра Зогя юш ни в режжи е-«ion line» ФГС РрссннПогреонтель информации

- КПС «Взаимодействие ИС>м

Ь[ [ р; 5ш- ттт. виге. и. i cu >[ опт», ni

- АН С « Электрс вные госуслтгн>>: http; lin-Еni.;nhi],i?aii.i:ni[отi.I'll

Всего ТКМБ Hi них ВСЕГО сервисов CSD» к:- шХ*

услтг и ф-v HtlHHH услтгн фу ВЕШЕН

37 7 30 45 15 35

* - сервисы Мннпромтэргя Росснн SID0Q0341L Минтранса Росснн if ID 00 С1 iß. Мкнэ не р го Росснн ШМООЗ^ЭЗ.Ръсксмяигира SID0003375. Росстаниарга ÍID00039S~ реализованы в у слуг sl\ и е фу ныинн х.

торого осуществляется межведомственное электронное взаимодействие (рис. 1).

Фактическое использование межведомственного взаимодействия осуществляется не по всем направлениям. Так, межведомственное взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) (по подтверждению выданных регистрационных удостоверений) в целях предоставления льгот, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и т.д. не осуществляется, так как указанные ведомства в полной мере не обеспечили со своей стороны возможность межведомственного электронного взаимодействия. При этом, все претензии участников ВЭД и бизнеса не к указанным федеральным органам исполнительной власти, а к таможенным, так как требования о предоставлении документов, с учетом отсутствия межведомственного взаимодействия, запрашиваются именно ими.

Следовательно, возможность осуществления электронного межведомственного взаимодействия при заявлении и предоставлении льгот позволит сократить предоставляемые при декларировании документы. Вместе с тем, в настоящее время не решенным остается вопрос не представления на бумажном носителе сертификатов, подтверждающих страну происхождения товаров (форма А, форма СТ-1). С учетом значительной доли товаров, ввозимых с предоставлением тарифных преференций, решение этого вопроса является особо актуальным.

Безусловно, что на современном этапе уже многое реализуется, есть реально существующие системы электронного декларирования, межведомственные

Рис. 1. Данные о реализации СМЭВ в таможенных органах Fig. 1. Data on realization of IEIS in customs authorities

электронные сервисы, автоматическая регистрация

деклараций на товары, что приводит к определенным

упрощениям в деятельности участников ВЭД.

С развитием национальной системы межведомственного взаимодействия, с учетом происходящих интеграционных процессов, основной проблемой для дальнейшего развития таможенного администрирования представляется межведомственное взаимодействие на наднациональным уровне, то есть информационное взаимодействие между органами государственной власти разных государств (либо иным способом) при совершении таможенных операций на территории нескольких государств - членов Союза, в том числе с учетом отмены принципа резидентства.

Следовательно, существует необходимость уже в настоящее время проводить мероприятия по созданию «общей» для государств - членов Союза информационной системы. Данная система должна интегрировать в себе существующие национальные системы государств-членов и дать возможность реальных юридически значимых механизмов для межгосударственного межведомственного обмена данными и электронными документами на общей таможенной территории. При этом, указанное развитие систем электронного межведомственного взаимодействия повлечет необходимость обеспечения надлежащей защиты информации в целях исключения возможности внесения недостоверных сведений в систему, что, возможно, в самое настоящее время не позволит рассматривать вопрос о переходе на принцип первичности электронных документов.

Экономика

-тшу

Таким образом, в настоящее время должны проводиться мероприятия, направленные на снижение отсылочных норм на национальное законодательство стран-участниц, упорядочивание систем таможенных платежей, установление единых принципов в предоставлении освобождений от уплаты налогов, развитие межведомственного взаимодействия.

Выводы и рекомендации. В целом конкурентоспособность аграрного сектора ЕАЭС определяется наличием у него технических, экономических и организационных условий для создания производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей. Конкурентоспособность предполагает наличие конкурентных преимуществ перед аналогичными отраслями за рубежом, которые могут выражаться в наличии рациональной отраслевой структуры, группы высококонкурентных предприятий-лидеров, подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня; отлаженной опытно-конструкторской и прогрессивной прозводственно-технологической базы, развитой отраслевой инфраструктуры; гибкой систе-

мы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами, эффективной системы распределения продукции [5, 7, 8, 10]. В настоящее время одобрена методика проведения ценового мониторинга и анализа конкурентоспособности продукции пищевой промышленности, производимой в государствах - членах Евразийского экономического союза. Ценовой мониторинг будет проводиться в отношении продукции, которая входит в Номенклатуру сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности, ранее утвержденную Советом ЕЭК. Это зерновые, зернобобовые и овощебах-чевые культуры, картофель, плоды и ягоды, мясо, молоко и молочная продукция, яйца, рыба, некоторые бакалейные товары. Полученные данные могут быть использованы для развития общего аграрного рынка и экспорта стран Союза, а также для выработки рекомендаций по повышению конкурентоспособности производимой в Союзе продукции агропромышленного комплекса.

Литература

1. Асылбекова Н. Т. Анализ конкурентоспособности пищевой промышленности республики Казахстан // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 8. С. 145-150. URL : https://expeducation. ru/ru/article/view?id=3905.

2. Дробот Е. В. Исследование экономического потенциала Евразийского экономического союза: факторы конкурентоспособности и угрозы экономической безопасности // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 12. С. 1407-1428.

3. Кандакова Г. В., Чиркова М. Б., Кусмагамбетов С. М. Особенности формирования и развития инфраструктуры аграрного рынка в странах ЕАЭС // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2015. № 3. С. 148-157.

4. Каричковский Р. В. Приоритетные направления и актуальные вопросы углубления взаимодействия в рамках ЕАЭС // Евразийский Научный журнал. 2016. № 4. URL : http://journalpro.ru.

5. Прущак О. В., Санинский С. А., Еремеев М. А., Кузнецова Н. А. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики // Управление экономическими системами. 2014. № 12.

6. Разакова Д. И. Современное состояния аграрного рынка стран участниц ЕАЭС и возможные модели развития // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 4. С. 380-385.

7. Сагирян Р .Е. Конкурентоспособность товара в условиях глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 2. URL : http://web.snauka.ru/issues/2014/12/40632.

8. Сухинин В. Г. Стратегия повышения уровня конкурентоспособности АПК России как основа государственной политики в современных условиях // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4-1. С. 156-180.

9. Тарасов В. И., Бельский В. И., Свинухов В. Г. Особенности стратегий развития аграрной сферы ЕАЭС и различных региональных интеграционных формирований // Евразийский Союз Ученых. 2017. № 1.

10. Токтомаматов К. Ш., Абдиев М. Ж., Токторов К. К. Зарубежная практика повышения конкурентоспособности аграрного сектора // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. Т. 1. № 1. С. 169-171.

11. О создании зоны свободной торговли : соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. № 9.

12. Об утверждении Перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза : решение Совета Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2014 г. № 113 // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии.. 2014. URL : http://www. eurasiancommission.org.

13. Сайт Евразийской экономической комиссиию. URL : www.eurasiancommission.org.

Экономика

14. Набоков В. И., Некрасов К. В., Зуева О. Н., Донскова Л. А. Отраслевые особенности как фактор формирования и развития логистических систем в АПК // Аграрный вестник Урала. 2016. № 12. С. 102-104.

15. Зуева О. Н., Донскова Л. А., Набоков В. И., Некрасов К .В. Логистические аспекты развития продовольственного рынка Евразийского экономического союза // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12. С.152-155.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Asylbekova N. T. Analysis of competitiveness of the food industry of the Republic of Kazakhstan // International magazine of experimental education. 2013. № 8. P. 145-150. URL : https://expeducation.ru/ru/article/view? id=3905.

2. Drobot E. V. Study of the economic capacity of the Eurasian Economic Union: factors of competitiveness and threat of economic security // Russian business. 2016. Vol. 17. № 12. P. 1407-1428.

3. Kandakova G. V., Chirkova M. B., Kusmagambetov S. M. Features of formation and development of infrastructure of the agrarian market in the EEU countries // Bulletin of Voronezh State Agricultural University. 2015. № 3. P. 148-157.

4. Karichkovsky R. V. The priority directions and topical issues of deepening of interaction within EEU // Euroasian Scientific Magazine. 2016. № 4. URL : http: // journalpro.ru.

5. Prushchak O. V., Saninsky S. A., Yeremeyev M. A., Kuznetsova N. A. Formation of the competitive environment in the agrarian sector of economy // Management of economic systems. 2014. № 12.

6. Razakova D. I. Modern conditions of the agrarian market of the countries of participants of EEU and possible models of development // MID (Modernization. Innovations. Development). 2015. Vol. 6. № 4. P. 380-385.

7. Sagiryan R. E. Competitiveness of goods in the conditions of globalization // Modern scientific research and innovations. 2014. № 12. P. 2. URL : http: // web.snauka.ru/issues/2014/12/40632.

8. Sukhinin V. G. The strategy of increase in level of competitiveness of agrarian and industrial complex of Russia as a basis of state policy in modern conditions // News of Sochi State University. 2013. № 4-1. P. 156-180.

9. Tarasov V. I., Belsky V. I., Svinukhov V. G. Features of strategies of development for the agrarian sphere of EEU and various regional integration formations // Euroasian Union of Scientists. 2017. № 1.

10. Toktomamatov K. Sh., Abdiyev M. Zh., Toktorov K. K. Foreign practice of increase in competitiveness of the agrarian sector // Economy and business: theory and practice. 2017. Vol. 1. № 1. P. 169-171.

11. On creation of the free trade zone: agreement of the CIS countries of April 15, 1994 // Bulletin of International Treaties. 1994. № 9.

12. On the approval of the Inventory and rates to which during the transition period the Republic of Armenia applies the rates of the import customs duties other than rates of the Common customs tariff of the Eurasian Economic Union: decision of Council of the Euroasian economic commission of December 10, 2014 № 113 // Official site of the Euroasian Economic Committee. 2014. URL : http: // www.eurasiancommission.org.

13. Website of Euroasian Economic Committee. URL : www.eurasiancommission.org.

14. Nabokov V.I., Nekrasov K. V., Zueva O. N., Donskova L. A. Branch features as a factor of formation and development of logistics systems in agrarian and industrial complex // Agrarian Bulletin of the Urals. 2016. № 12. P. 102-104.

15. Zueva O. N., Donskova L. A., Nabokov V. I., Nekrasov K .V. Logistic aspects of development of the food market of the Eurasian Economic Union // Economy and business. 2016. № 12. P. 152-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.