КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ С.С. Хайновская, магистрант
Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара)
Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11655
Аннотация. В сложившихся условиях нестабильной экономики конкурентные преимущества и стратегии их достижения представляют собой практический интерес для предприятия и выступают неотъемлемым элементом формирования общепроизводственной стратегии в целом. В данной статье выявлены причины утраты конкурентных преимуществ, рассмотрены основные источники для определения конкурентных преимуществ компании, проанализированы факторы, которые имеют влияние на формирование конкурентных преимуществ компании. По результатам исследования, автор приходит к выводу, что четкое формулирование, определение, реализация конкурентных преимуществ и выбор конкурентной стратегии, а также всесторонний анализ факторов, влияющих на конкурентные преимущества, обеспечит конкурентоспособность компании на рынке.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентное преимущество, стратегии, конкурентоспособность.
Рынок перенасыщен услугами и товарами. Даже в самых небольших городах России появляется множество разных предложений и сервисов. Отличаться друг от друга компаниям становится все сложнее: чтобы сформировать конкурентные преимущества, нужно хорошо постараться. Зато это делает рынок более интересным для потребителя и провоцирует появление совершенно новых товаров и услуг.
Переход к рыночной экономике и частной собственности послужил шагом к формированию и укреплению конкуренции во всех сферах деятельности.
Обычно в условиях острой конкурентной борьбы победителем выходит тот, кто сумеет добиться значительных конкурентных преимуществ, причем не столько над конкурентами, сколько по отношению к потребителю.
Ни одно предприятие не может существовать, если не будет спроса на его продукцию (услуги), равно как и при отсутствии конкурентных преимуществ не может быть и речи о рыночных возможностях. Заслугой конкурентных преимуществ компании является ее узнаваемость на рынке и защищенность от воздействий конкурентных сил
Под конкурентными преимуществами компании понимаются такие характеристики и качества марки или продукта, благодаря которым организация объективно превосходит своих конкурентов. Экономическая сфера не развивается при отсутствии конкурентных преимуществ. Они неотъемлемая составляющая корпоративного стиля компании [1, с. 56].
Устойчивое конкурентное преимущество компании - это составление плана развития предприятия, который обеспечит получение прибыли и реализацию наиболее перспективных возможностей
В основе развития конкурентных преимуществ компании - ее цели и задачи, достижение которых зависит от положения организации на рынке товаров и услуг, а также от того, насколько успешна их реализация. Для создания базиса, позволяющего эффективно разрабатывать факторы конкурентных преимуществ компании, а также формирования крепкой взаимосвязи этого процесса с условиями, существующими на рынке, необходимо перестроить систему функционирования.
Конкурентные преимущества компании имеют достаточно устоявшуюся структуру. Майклом Портером было выявлено 3 основных источника для разработки кон-
курентных преимуществ компании: дифференциация, издержки и фокус [1, с. 113]:
1. Дифференциация. Начиная реализо-вывать эту стратегию конкурентных преимуществ компании, нужно помнить, что в основе ее - эффективное оказание услуг потребителям, а также представление товаров/услуг фирмы в лучшем свете.
2. Издержки. В основе реализации этой стратегии лежат такие конкурентные преимущества компании: минимальные издержки на персонал и масштаб, автоматизация всех процессов, возможность использования ограниченных ресурсов, работа по технологиям, направленным на уменьшение производственных издержек и имеющим патент.
3. Фокус. В основе этой стратегии лежат те же источники, что были описаны выше, однако целевая аудитория, охватываемая принятым конкурентным преимуществом, достаточно малочисленна. Потребители, не относящиеся к ней, могут быть недовольны таким конкурентным преимуществом фирмы, либо же оно не оказывает на них никакого влияния.
К основным конкурентным преимуществам компании относят:
1. Цена. Как бы там ни было, это одно из основных преимуществ любой фирмы. Если продукция/услуги определенной компании стоят гораздо дешевле, то об этом обязательно сообщается. К примеру, «цена ниже на 20 %», «продаем в розницу по оптовым ценам». Рекомендуется именно такая форма указания стоимости продукции, особенно если фирма осуществляет деятельность в корпоративной сфере (В2В).
2. Сроки (время). Обязательным является указание точных сроков, в которые доставляется товар (для каждого наименования). Помните это, разрабатывая конкурентные преимущества компании. Рекомендуем не использовать неточные определения («очень быстрая доставка», «доставим точно в срок»).
3. Опыт. Ваши сотрудники являются высококвалифицированными и имеют огромный опыт? Проинформируйте об этом свою целевую аудиторию. Потребители охотно будут обращаться к вам, зная, что
их проконсультируют по интересующим вопросам.
4. Особые условия. Ими могут быть эксклюзивные предложения по поставкам (система скидок, удобное расположение компании, обширная складская программа, вручение подарков, начисление бонусов, оплата после получения товара и т. д.).
5. Авторитет. Фактор авторитета включает различные достижения фирмы, призовые места на выставках и конкурсах, награды, известных поставщиков или клиентов. Благодаря всему этому ваша компания становится более популярной. Очень много значит статус профессионального эксперта. Для его получения необходимо, чтобы ваши специалисты участвовали в различных конференциях и рекламных интервью, были активны в Интернете.
6. Узкая специализация. Чтобы было понятно, что это за конкурентное преимущество, приведем пример. У человека дорогая машина. Он считает необходимой замену некоторых деталей. Ему нужно решить, обратиться в специализированный салон, обслуживающий авто только такой марки, или можно доверить машину персоналу стандартной автомастерской. Конечно, он остановит свой выбор на профессиональном салоне. Это - компонент уникального торгового предложения (УТП), часто используемый в качестве конкурентного преимущества компании.
7. Другие фактические преимущества. Такими конкурентными преимуществами компании считается шикарный ассортиментный портфель, наличие патента на технологию, по которой производится товар, а также специального плана по продаже продукции и т. п. Главная задача -выделиться [2, с. 103].
Сегодня формирование конкурентных преимуществ предприятия, компании обычно происходит под влиянием многих факторов. Элементы производственно-хозяйственной системы (технология, кадры, финансовые средства и другие) и элементы бизнес-системы (конкуренты и их возможности, отраслевой рынок и другие) выступают фактором или же условием, которое определяет характеристики какого-либо объекта или процесса [3, с. 105].
Факторы, оказывающие влияние на формирование конкурентного преимущества фирмы, можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние факторы, например, такие как меры государственного воздействия [3, с. 556], характеристики рынка, деятельность общественных и негосударственных органов, состав потребителей предприятия, партнёры фирмы в малой степени зависят от организации и характеризуются наличием определенной степени неизвестности, однако их можно использовать в своих целях.
Внутренние факторы, например, внутрифирменная культура, ресурсы компании, структура, определяются руководством компании, достигаются и реализуются ее персоналом.
У любого конкурентного преимущества ресурс ограничен, поэтому позиции компании на рынке зависят от того, сколько у нее конкурентных преимуществ, насколько они значимы (доступны конкурентам) и какова длительность жизненного цикла конкурентного преимущества. Чем больше преимуществ, отличающихся уникальностью и труднодоступных для воспроизведения, а также чем дольше длится их жизненный цикл, тем больше прочность стратегических позиций компании.
Факторы внешней среды могут изменяться, что влияет на конкурентные преимущества компании и может привести к их уменьшению или даже исчезновению.
Причины утраты конкурентных преимуществ [3, с. 168]:
- Ухудшение факторных условий (увеличение издержек, снижение уровня образования и квалификации персонала и др.).
- Снижение инвестиционной привлекательности и инновационного потенциала (оно неизбежно, если откладывать органи-
зационные изменения, боясь сокращения дохода и не желая инвестировать в будущее).
- Ослабление конкурентной борьбы (из-за укрепления позиций монополистов, введения государством высоких пошлин на импортируемую продукцию).
- Низкий уровень доходов большей части населения, в результате чего требования людей к качеству и ассортименту товаров оказываются снижены.
Управление конкурентными преимуществами компании - целое искусство. Стабильные и уникальные конкурентные преимущества являются отчасти вопросом смелости.
Конечно, чтобы создать хотя бы одно конкурентное преимущество, нужно быть уверенным, что оно уместно в данный период времени и на данной территории. Для этого обязательно нужно провести исследования потребителей и определить критерии, по которым они выбирают товар.
Таким образом, можно сказать, что четкое формулирование, определение, реализация конкурентных преимуществ и выбор конкурентной стратегии, а также всесторонний анализ факторов, влияющих на конкурентные преимущества, обеспечит конкурентоспособность компании на рынке.
В сложившихся условиях нестабильной экономики конкурентные преимущества и стратегии их достижения представляют собой практический интерес для предприятия и выступают неотъемлемым элементом формирования общепроизводственной стратегии в целом. Необходимо ориентироваться на то, чтобы конкурентоспособность предложения и имеющиеся ресурсы предприятия были достаточны для реализации определенной стратегии и получения желаемых результатов.
Библиографический список
1. Ваценко И.С. Формирование конкурентных преимуществ современного предприятия // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 553.
2. Квасникова В.В., Жучкевич О.Н. Конкурентоспособность товаров и организаций. -М.; Инфра-М, Новое знание, 2017. - 192 с.
3. Портер М.Е., Калинина Е.Ю. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: Учебное пособие. - 4-е изд. - М.: Альпина Пабл., 2016. - 715 с.
COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE ENTERPRISE
S.S. Khainovskaya, Postgraduate Samara State Technical University (Russia, Samara)
Abstract. In the current conditions of an unstable economy, competitive advantages and strategies for their achievement are of practical interest to the enterprise and are an integral element in the formation of the overall production strategy as a whole. This article identifies the reasons for the loss of competitive advantages, considers the main sources for determining the competitive advantages of a company, analyzes the factors that influence the formation of a company's competitive advantages. According to the results of the study, the author concludes that a clear formulation, definition, implementation of competitive advantages and the choice of a competitive strategy, as well as a comprehensive analysis of factors affecting competitive advantages, will ensure the company's competitiveness in the market.
Keywords: competition, competitive advantage, strategies, competitiveness.