ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (20), 2018 УДК: 339.137:615.12
Храмцова Анастасия Станиславовна, студентка факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
e-mail: [email protected]
Жиляева Алена Михайловна, студентка факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
e-mail: [email protected]
Кешишян Лиана Акоповна, студентка факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
e-mail: [email protected]
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ФИРМ: СЛАГАЕМЫЕ, ФАКТОРЫ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
Аннотация: работа посвящена проблемам конкурентоспособности, в ней описана динамика показателей, влияющих на конкурентные преимущества организации.
Ключевые слова: конкурентоспособность, факторы, оценка, анализ, экономическая эффективность.
Khramtsova Anastasia Stanislavovna, student of the faculty of Economics and Management, Kursk State Medical University e-mail: [email protected]
Zhilyaewa Alyona Mihaylowna, student of the faculty of Economics and Management, Kursk State Medical University e-mail: [email protected]
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (20), 2018
Keshishyan Liana Akopovna, student of the faculty of Economics and Management, Kursk State Medical University
e-mail: [email protected]
COMPETITIVE ADVANTAGE OF FIRMS: COMPONENTS, FACTORS,
EVALUATION METHODS
Summary: the article is devoted to the issues of competitiveness, thetrends in the indicatorsthat influence the competitive advantages of the organization were described.
Keywords: competitiveness, factors, evaluation, analysis, economic efficiency.
Изучение проблем конкурентоспособности обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов стратегического управления на предприятии [1]. Существует необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению конкурентоспособности продукции.
Целью написания работы является выявление конкурентных преимуществ ПАО «ВЕРОФАРМ».
В данной статье использованы такие методы исследования, как системный подход, статистические методы, комплексный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, организации.
Публичное акционерное общество «ВЕРОФАРМ» - один из ведущих российских производителей лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Компания специализируется на производстве доступных высококачественных препаратов в таких направлениях медицины, как онкология, женское здоровье, гастроэнтерология, инфекционные заболевания, дерматология и неврология (ЦНС), а также изделий медицинского назначения. Продуктовый портфель компании насчитывает более 300
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (20), 2018 наименований продукции по различным терапевтическим группам, в основном дженериков. В 2014 году компания «ВЕРОФАРМ» вошла в состав компании «Abbott», одного из лидеров мировой отрасли здравоохранения.
Главным компонентом оценки внутренней среды организации является анализ финансовой отчетности [2]. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату (см. таб. 1).
Таблица 1 - Активы «ВЕРОФАРМ»
А1 Наиболее ликвидные активы
2011 2012 2013 2014 2015 2016
590 317 78 951 150 712 466 330 341 193 2 645 167
А2 Быстро реализуемые активы
2011 2012 2013 2014 2015 2016
3 146 604 2 887 659 3 181 042 1 558 342 1 749 940 3 380 731
A3 Медленно реализуемые активы
2011 2012 2013 2014 2015 2016
3 877 093 3 462 645 3 701 223 2 340 785 2 567 202 4 596 400
А4 Трудно реализуемые активы
2011 2012 2013 2014 2015 2016
596 228 948 742 901 542 876 146 1 111010 12 296 721
П1 Наиболее срочные обязательства
2011 2012 2013 2014 2015 2016
3 419 388 1 819 582 1 737 039 359 132 266 625 728 711
П2 Краткосрочные пассивы
2011 2012 2013 2014 2015 2016
3 516 917 1 893 667 2 748 362 369 081 269 686 730 079
П3 Долгосрочные пассивы
2011 2012 2013 2014 2015 2016
252 513 979 521 267 448 121 081 538 945 1 095 058
П4 Постоянныеили устойчивые пассивы
2011 2012 2013 2014 2015 2016
1 294 208 1 617 150 1 737 667 3 193 099 3 210 774 17 713 151
А1 - наиболее ликвидные активы. К ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги). Показатели активов, которые могут быть быстро и с минимальными затратами обращены в денежные средства, в 2016 году стали резко увеличиваться, это
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (20), 2018 может быть связано с тем, что правильно и эффективно используются денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
Следующая группа А2 - быстро реализуемые активы. Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. С 2013 года по 2014 стоимость быстро реализуемых активов стремительно упала. К 2015 году начала появилась тенденция увеличения объема дебиторской задолженности.
А3 - медленно реализуемые активы. Статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность и прочие оборотные активы. С 2013 по 2014 объем медленно реализуемых активов значительно снизился.
А4 - трудно реализуемые активы, которые представляют собой статьи раздела I актива баланса внеоборотные активы. В 2016 произошел резкий скачок активов, их объем резко вырос.
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.
П1 - наиболее срочные обязательства. К ним относится кредиторская задолженность. С 2011 по 2015 год кредиторская задолженность уверенно снижалась, но к 2016 году начала расти.
П2 - это краткосрочные заемные средства. Объем краткосрочных обязательств кардинально менялся каждый год до 2014 года, в 2015 начал снижался, но в 2016 наметилась тенденция увеличения объема заемных средств и задолженностей.
П3 - долгосрочные пассивы. Статьи баланса, относящиеся к разделам IV и V, а также доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей. В 2012 года наблюдалось резкое возрастание объема долгосрочных кредитов и займов затем резкое снижение в 2013 и 2014 году. С 2015 по 2016 объем увеличился практически в 7 раз.
П4 - постоянные пассивы или устойчивые — это статьи раздела III баланса «Капитал и резервы» или собственный капитал организации. Собственный капитал и резервы с 2011 года по 2015 практически не менялись.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (20), 2018 Но в 2016 увеличился в 3 раза. Учитывая, что капитал напрямую зависит от выручки, то можно сделать вывод о том, что объем продаж в этот период стремительно рос.
Для определения ликвидности баланса мы сопоставили итоги приведенных групп по активу и пассиву.
Бухгалтерский баланс является ликвидным, если соблюдаются следующие неравенства: А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4 (таблица 2).
Таблица 2 - Сопоставление неравенств ликвидности баланса
2011 2012 2013 2014 2015 2016
А1 > П1 -2829071 -1740631 -1586327 107198 74568 1916456
А2 > П2 -370313 993992 432680 1189261 1480254 2650652
A3 > П3 3624580 2483124 3433775 2219704 2028257 3501342
П4 > A4 697980 668408 836125 2316953 2099 764 5416430
Из результатов расчетов видно, что баланс был более ликвидным с 2014по 2016 г, причем в 2016 году показатели были более высокими.
Исходя из выше перечисленных расчетов, можно сделать вывод, что сильной стороной и главным конкурентным преимуществом ПАО «ВЕРОФАРМ» является устойчивая тенденция постоянного увеличения объема продаж и увеличение объема собственного капитала и резервов.
Список источников: 1. Бушина, Н.С. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности аптечной организации на региональном фармацевтическом рынке / Бушина, Н.С., Власова О.В. // Проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. - Юго-западный государственный университет. - 2016.- С. 26-30.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (20), 2018 2. Власова, О.В. Оптимизация использования ресурсного потенциала медицинской организации / Власова О.В. // Политика, экономика и инновации. -2017. -№ 5 (15).- С. 13.