Научная статья на тему 'Конкурентная разведка на страже интересов АПК боевой блоггинг как современный инструмент управления репутацией компании'

Конкурентная разведка на страже интересов АПК боевой блоггинг как современный инструмент управления репутацией компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА / УПРАВЛЕНИЕ РЕПУТАЦИЕЙ КОМПАНИИ / ИНТЕРНЕТ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / COMPETITIVE EXPLORING / MANAGEMENT REPUTATION TO COMPANIES / INTERNET / SPREADING TO INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ющук Е.

Компаниям, работающим в сфере АПК, а также отдельным фермерским хозяйствам все чаще приходится выходить в реальный рынок. Там производителям сельхозпродукции противостоят подчас очень серьезные бизнес-структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE EXPLORING ON GUARD INTEREST AGRO INDUSTRIAL COMPLEX: COMBAT BLOGGING AS MODERN INSTRUMENT of MANAGEMENT REPUTATION TO COMPANIES

The Companies, working in sphere agro industrial complex, as well as separate farming facilities all more often happen to to leave in real market. There producer agriculture to product withstand sometimes very serious business-structures.

Текст научной работы на тему «Конкурентная разведка на страже интересов АПК боевой блоггинг как современный инструмент управления репутацией компании»

№11 (53), 2008 г.

Аграрный вестник Урала

95

Интернет

КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА НА СТРАЖЕ ИНТЕРЕСОВ АПК: БОЕВОЙ БЛОГГИНГ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РЕПУТАЦИЕЙ КОМПАНИИ

ЕЛ. ЮЩУК,

доцент Высшей Экономической школы при Институте экономики УрО РАН, член международного общества профессионалов конкурентной разведки SCIP, кандидат экономических наук, г. Екатеринбург

Ключевые слова: Конкурентная разведка, управление репутацией компании, интернет, распространение информации.

Компаниям, работающим в сфере АПК, а также отдельным фермерским хозяйствам все чаще приходится выходить в реальный рынок. Там производителям сельхозпродукции противостоят подчас очень серьезные бизнес-структуры. Зная, что качество отечественной сельскохозяйственной продукции может быть достаточно высоким, конкуренты нередко выбирают для удара наименее защищенную сторону российских компаний: имиджевую. Методы "Черного РРГ и информационной войны достаточно эффективно позволяют потеснить конкурента на рынке. Интернет приобретает все большую роль, по мере его проникновения в места скопления наиболее платежеспособной части потребителей сельхозпродукции - в крупные города.

Однако сегодня, появились средства противодействия информационному нападению в Интернете, доступные любому предприятию и фермерскому хозяйству, и даже частным лицам. Прежде всего, это стало возможным благодаря блогосфере.

Говоря о боевом блоггинге, мы говорим об использовании блогов для целенаправленной коррекции информационного поля в Интернете. В результате правдоподобной имитации деятельности людей в блогосфере могут решаться практические задачи, стоящие перед предприятием в области управления репутацией, а также маркетинга, Р(3, конкурентной разведки, кадрового менеджмента. Боевогй блоггинг применим как для доведения своей точки зрения о компании (или ситуации в компании) до потребителей или властей под нужным углом зрения, так и для защиты компании от черного пиара в Интернете.

Почему именно сейчас?

Охват населения Интернетом увеличивается, а значит, все больше повышается влияние Сети на репутацию компании. При этом квалификация Ин-тернет-пользователей тоже растет, а

стоимость пользования Глобальной Сетью наоборот падает. Поэтому увеличиваются репутационные угрозы для предприятий, исходящие из Интернета. Все сильнее и сильнее события, представленные только в виртуальном пространстве, оказывают влияние на жизнь "в реале". Достаточно вспомнить, что многие крупные чиновники нашей страны каждое утро с замиранием сердца заходят на сайт Компро-мат.ру - почитать о себе и о других. Они знают, что написанное в Интернете очень быстро начинает сказываться на них в реальной жизни.

Но, одновременно с увеличением вероятности и масштабов неприятностей, грозящих предприятию из Интернета, увеличиваются и возможности для ответа на информационное нападение, а также возможность обратить факт нападения себе во благо. И ключевая роль во всех этих процессах сегодня переходит к блогосфере. Поскольку себестоимость информационной атаки из Интернета снижается почти до нуля, проблема становится все более и более серьезной и переходит из области битвы олигархических структур на уровень практически любой компании. А то и противостояния компании и группы частных лиц, или даже одного человека.

Как появились и развиваются боевые блоги и боевой блоггинг?

"Боевые блоги" - термин, появившийся совсем недавно. Он возник в процессе отработки специалистами российской конкурентной разведки операций по ведению так называемых активных мероприятий - целенаправленных действий по активному преобразованию информационного пространства в нужную сторону. Термин "боевые блоги" и связанный с ним термин "боевой блоггинг" (процесс создания боевых блогов и управления ими) потребовался для того, чтобы описать целый комплекс разнородных по назначению, но связанных общей целью сетевых ресурсов. При всей свое разно-

"родности, боевые блоги вместе создают серьезные рубежи защиты от информационного нападения, и в то же самое время способны обеспечивать возможность контратаки в нужный момент.

Сначала скажу несколько слов о том, почему боевой блоггинг был создан в его нынешнем виде именно специалистами конкурентной разведки, а затем - о том, как любое предприятие и даже частное лицо могут его использовать.

Конкурентная разведка (англ. Competetive Intelligence, сокр. Cl) - сбор и обработка данных из разных источников, для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением так называемых этических норм (в отличие от промышленного шпионажа, который преследует те же цели, но не скован рамками закона).

Конкурентная разведка пересекается по инструментарию с маркетингом, однако значительно превосходит его в этом плане. Например, маркетинг не рассматривает отдельного человека как источник информации поэтому не имеет инструментов, позволяющих найти этого человека и привлечь его к сотрудничеству. А конкурентная разведка это умеет. В то же время, организовать мониторинг Интернета или прочитать годовой отчет могут и маркетинг, и конкурентная разведка.

По своей сути конкурентная разведка представляет собой "урезанную" версию государственной разведки. Государственная разведка, прямо предназначенная для нарушения уголовного законодательства иностранных государств по такой "тяжелой" статье, как шпионаж, имеет в своем арсенале значительно больше средств, чем допустимо использовать в бизнесе. У нее почти нет ограничений - ни законодательных, ни "этических". Поэтому методы государственных разведок пере-

Competitive exploring, management reputation to companies, internet, spreading to information.

96

Аграрный вестник Урала

№11 (53), 2008 г.

носить в бизнес можно лишь выборочно и очень осторожно. Но государственные разведки настолько эффективны, что бизнес по максимуму постарался позаимствовать все, что можно. Те методы работы государственных разведок, которые не нарушают закон, были взяты бизнесом на вооружение и попали в арсенал конкурентной разведки. О конкурентной разведке подробнее можно прочитать на моем сайте по адресу Ь|Кр://с1-razvedka.ru/

Исходя из вышеизложенного, предметом изучения конкурентной разведки оказывается любой фактор, любое явление, которые могут сказаться на компании позитивно, или негативно. Позитивные факторы надо не упустить, а от негативных вовремя увернуться, желательно использовав их при этом себе во благо и/или во вред противнику. Естественно, что репутационные риски в такой ситуации входят в перечень проблем, решаемых специалистами конкурентной разведки. А значит, под это есть и инструментарий, и навыки.

Для пользования инструментами боевого блоггинга не требуется много времени и практически не требуются финансовые вложения, но необходимо знать некоторые принципы работы поисковых машин Интернета и основы спецпропаганды - целенаправленного воздействия на массовое сознание в кризисных усовиях.

В России нет организаций, которые специализировались бы только на боевом блоггинге, да и необходимости в таких организациях, наверное, тоже нет. Боевой блоггинг любой направленности может быть выполнен на аутсорсинге, например, московской компанией "Р-Техно", которая специализируется на конкурентной разведке, московской же компанией "РСБ" той же направленности, нижегородской компанией "Информант", либо новосибирской компанией "Высокие технологии коммуникаций", которая давно и успешно занимается репутационным менеджментом. Если ставить задачу применять боевой блоггинг силами своих собственных специалистов, то этому могу научить я, Евгений Ющук из Екатеринбурга, либо Александр Кузин из Новосибирска. Мы с Александром по результатам своей практики вдвоем написали книгу "Противодействие черному РР в Интернете". Обучение занимает два дня и, помимо боевого блоггинга, включает в себя получение навыков мониторинга Интернта, отработку навыков написания текстов с помощью приемов спецпропаганды, а также составление плана кампании по коррекции информационного поля в Интернете. После такой учебы специалисты могут работать совершенно самостоятельно и уже не обращаться к внешним исполнителям, разве что за технической помощью, вроде копиро-

вания материалов в блоги и их технического "разгона" по Интернету.

Поскольку боевого блоггинг появился на свет в ответ на инциденты, связанные с информационными атаками в Интернете, я и рассказывать о нем буду на этих примерах. "Мирное" использование техники боевого блоггинга проще, чем по-настоящему "боевое", поскольку при мирном использовании боевого блоггинга нет противодействия со стороны недоброжелателей, и не требуется устранять последствия такого противодействия.

При прочтении материалов, приведенных ниже, у людей, далеких пока (к счастью) от информационных войн, может сложиться впечатление, что боевой блоггинг - наступательное оружие или даже что в статье излагается нечто похожее на инструкцию по "изготовлению атомной бомбы на чердаке". На самом деле это не так. Насту-пательность действительно присутствует, но только как элемент мобильной обороны - когда оборона заключается в контратаках, в нанесении по наступающему противнику активных точечных ударов с целью принудить его прекратить наступление. А вот аллегория с изготовлением атомной бомбы в принципе удачна: в изготовлении атомной бомбы секретным является не устройство и не принцип ее действия, а конкретика в отношении компонентов, особенностей сборки и особенностей применения. Этой-то конкретики вы в статье и не найдете - по этическим соображениям, а также потому, что в формате статьи это рассказать невозможно.

Итак, приступим к рассказу непосредственно о боевом блоггинге.

Боевой блоггинг - это действия в блогосфере, которые близки к "активным мероприятиям" по терминологии государственных спецслужб. Подобные действия могут осуществляться конкурентной разведкой, либо отделами РР и маркетинга, как в ходе "мирных" маркетинговых мероприятий, так и в ходе информационной войны. Поэтому такая разновидность блоггинга и расценивается мною как боевой блоггинг. Хотя если речь идет об отражении информационного нападения, я все же советовал бы "пиарщикам" или "маркетологам" привлечь в качестве консультанта человека, имеющего опыт оперативной работы или работы в конкурентной разведке. А при "мирном" использовании этой техники - например, в партизанском маркетинге или в интересах кадровой службы необходимости в консультантах я не вижу.

Блоги действительно совершили переворот в Интернет-журналистике и вообще в распространении информации.

Блог - это всего лишь одна из разновидностей Интернет-сайта. Назвать сайт блогом позволяет наличие у вла-

Интернет

дельца возможности упорядочить страницы по подобию ленты новостей, наличие у посетителей возможности оставлять комментарии к текстам и простая система управления размещением контента, которая мало отличается от панели форматирования текстового редактора Word.

Именно благодаря этой простоте управления и возможности открытой для всех обратной связи, блоги позволяют любому человеку общаться со всем миром напрямую, без посредников в виде редакторов и вэб-админис-траторов. Система так называемых "френдов" (друзей, которые автоматически уведомляются о каждой новой записи в дружественном блоге) позволяет распространять новость в блогах с невероятно большой скоростью, поверх государственных границ и независимо от расстояний.

Уже стихийно выстроилась неформальная, но реально существующая иерархия блоггеров и блоговых площадок. Несмотря на обилие мифов, появились реальные возможности зарабатывать в блогосфере деньги.

В общем, блоги, похоже, прочно вошли в жизнь людей, потеснив такие привычные формы интерактивного общения, как Интернет-форумы. Мы не будем подробно останавливаться в этой статье на сходстве и различиях блогов и форумов, а рассмотрим лишь те из них, которые делают блоги полезными для проведения активных мероприятий - прежде всего, при ле-гендировании деятельности специалистов предприятия, создании дезинформации или участии специалистов предприятия в управлении репутацией своей компании.

Блоги - следующий после форумов шаг в эволюции интерактивного Интенета.

В контексте задач проведения активных мероприятий, основное сходство блога и Интернет-форума, в том, что и Интернет-форум, и блог имеют очень высокий рейтинг доверия у "жителей Интернета".

Пользователь, читающий материал на блоге или форуме, как правило, уверен, что видит текст, созданный обычным (то есть неангажированным) человеком. А, встретив однотипный по информационному и эмоциональному наполнению материал на разных форумах и блогах, читатель подсознательно склонен считать, что информация проверена им, так как получена из разных, источников, причем не связанных между собой.

Стало совершенно очевидно, что информационное пространство с таким высоким уровнем доверия предприятию выгодно преобразовать в нужном для себя направлении. Однако преобразование информационного поля на Интернет-форуме - процесс трудоемкий, с высокими рисками поломки предварительного сценария, и

№11 (53), 2008 г.

Аграрный вестник Урала

97

потому не имеющий слишком большого распространения. Причин этому несколько:

1. На Интернет-форуме есть модераторы, которые следят за тем, чтобы беседа не уклонялась от заданной темы. А значит, надо либо заводить нужную тему, либо подлавливать удобный момент для вброса информации. Лучше всего это получается у постоянных жителей форума. Но далеко не каждый человек может вжиться в форум, тем более, в разные форумы. И даже у тех, кто способен приживаться на форумах, этот процесс отнимает очень много времени до получения нужного результата.

2. Интернет-форумы фиксируют дату размещения материала и пользователь не в состоянии произвольно ее менять. Это не очень удобно в случаях, когда желательно датировать материал не реальным днем его размещения, а "задним числом". А случаев, когда это было бы желательно, - большинство.

3. Любой участник Интернет-фору-ма может процитировать ваше сообщение и его уже невозможно будет изменить, не привлекая внимания окружающих. Сообщение, размещенное на форуме, с большой степенью вероятности может выйти из-под вашего контроля.

4. Любой участник Интернет-фору-ма может устроить так называемый флуд (обсуждение второстепенных или вообще не имеющх отношения к теме вопросов, зачастую совершенно неинформативное), превратить дискуссию в скандал или каким-либо иным способом спровоцировать модератора на удаление "ветки" (высказываний по данной теме) или ее блокирование. А если важная для активных мероприятий информация находится не на первой странице ветки форума, то ее вообще могут никогда не найти, если страниц в ветке будет достаточно много.

5. По Нику (виртуальному имени) каждого участника форума легко увидеть количество его сообщений на форуме и можно прочитать все эти сообщения. Поэтому сразу бросается в глаза человек, который пришел на форум только ради "слива" информации. И степень доверия к такому человеку резко снижается, часто сводя на нет все усилия специалиста РР-службы по изготовлению и вбросу информации.

Блоги лишены практически всех этих недостатков. Давайте рассмотрим применительно к блогам все те же вопросы, что и по форумам. В той же последовательности.

1. Модератором блога является сам его владелец. Никто не может вмешаться в его деятельность (за исключением владельца всей блоговой площадки, который может иногда вмешиваться при нарушении правил ведения блога, принятых на площадке). Тему владелец блога определяет сам и раз-

мещает он эту тему тогда, когда сочтет нужным. Если же блог расположен не на блоговой площадке, а отдельно - подобно обыкновенному сайту -то возможности воздействия на автора блога становятся еще меньше. Тем более, если эта площадка находится за пределами Российской Федерации.

2. Дата размещения материалов на многих блоговых площадках и автономно рсположенных блогах может выставляться владельцем блога произвольно. Выставить год, когда Интернета еще не было - например, 1812-й или 1905-й, обычно не получается. Но год, когда Интернет уже работал - скажем, 1995-й - вполне.

3. Изменить размещенный владельцем блога материал никто из читателей не может.

4. Флуд в принципе возможен в комментариях, но владелец блога может в любой момент запретить доступ любому пользователю, либо вообще всем пользователям, либо разрешить доступ только определенным пользователям. Удалить любой комментарий любого участника дискуссии владелец блога также может в любой момент.

5. Владелец блога может создавать в своем блоге любое количество сообщений, в том числе и в течение одного дня. Он может датировать сообщения, размещенные в течение одного дня, настоящей или произвольно выбранной датой. Это позволяет в течение буквально полутора часов создать блог, который очень трудно отличить от действительно давно существующего блога.

Таким образом, блоги можно считать едва ли не идеальным инструментом для целей активных мероприятий в Интернете. Тем более, что создание блога на блоговой площадке бесплатно, а стоимость отдельно стоящего блгога определяется стоимостью хостинга (услуги по размещению сайта на сервере провайдера).

Техника преобразования информационного пространства с помощью боевых блогов.

Часть действий по созданию боевых блогов с целью преобразования информационного пространства одинакова для всех целей. А часть таких действий зависит от того, ради чего боевой блог создается.

Действия, которые надо совершить, независимо от целей создания боевых блогов.

1. Блог регистрируется на блоговой площадке.

Таких площадок неимоверно много. Самые распространенные в рунете

- иуе1п1егпе1 и Ыуеиоигпа! . Но кроме них практически в каждой стране есть площадки для ведения блогов, и есть даже самостоятельные площадки во многих крупных городах - на городских порталах. Найти их через поисковые машины не составляет труда. Выби-

Интернет

рают площадку либо ориентируясь на предпочтения целевой аудитории, либо по принципу "чем больше - тем лучше". Хотя в большинстве случаев выбор делается в пользу уже упомянутых Livelnternet и LiveJournal, поскольку они хорошо индексируются русскоязычными поисковыми машинами и на них много пользователей, в том числе и относящихся к целевой аудитории.

2. Имитируется блог реального че-л о в е ка .

Для этого достаточно определиться с нужными датами - так, чтобы блог смотрелся естественно, исходя из целей, ради которых он создавался. Иногда это должны быть давние даты, по отношению к событию, которое стало реальным поводом для его создания, иногда - наоборот. Соответственно, разным будет и количество постов (сообщений) в блоге.

Затем выбирается тема блога. На этом этапе часто принимается решение, что блог будет представлять собой так называемый "Лытдыбр" - нетематический блог, похожий на обычный дневник простого человека. Для справки: слово "лытдыбр" - это написанное в английской раскладке клавиатуры русское слово "дневник" - "lytdybr".

При этом требуется решить проблему креативности, преодолеть которую самостоятельно, как известно, не каждому под силу. Самый простой способ сделать это - взять за основу сообщения в блогах реальных людей. Найти их несложно: они ищутся в Блогах Яндекса, либо по запросу (например, "гулял с собакой" или "устал"), либо без запроса - среди людей, записавших в друзья известных блоггеров.

Достаточно просто кратко пересказать своими словами сюжет поста реально существующего человека, не забывая о том, от мужского или женского персонажа размещается материал в блоге. Такой пост получится у вас оригинальным и правдоподобным. Оригинальность текста важна, поэтому просто копировать в свой боевой блог чужие посты нельзя. Оригинальность текстов, маскирующих боевой блог под обычный, важна не только с точки зрения качества легендирования боевого блога, но и с точки зрения соблюдения авторских прав блоггеров, взятых за образец.

3. В блог вставляются тексты и/ или нетекстовая информация, ради которых он и создавался.

Эти тексты и нетекстовая информация (например, фотографии, файлы для скачивания или видеоролики) должны быть составлены так, чтобы в максимальной степени соответствовать поставленной перед блогом задаче. Здесь не может быть шаблонного подхода. При составлении контента часто, но не всегда надо соблюдать правила, применяемые специалистами по поисковой оптимизации (SEO).

При создании боевого блога или

98

Аграрный вестник Урала

№11 (53), 2008 г.

группы боевых блогов есть различия, зависящие от целей их создания. Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты.

Основные разновидности боевых блогов и действия, которые надо совершить, в зависимости от целей создания боевых блогов.

1. Блог-"легенда"

Задача такого блога - подтвердить "легенду" реального человека или виртуального персонажа. Такой блог содержит ту информацию, которая соответствует выбранной легенде. Этим и определяется количество сообщений в блоге, их содержание и даты. Сообщения, размещенные "задним числом", не отобразятся в "Блогах Яндекса", поэтому их размещение скорее всего останется незамеченным противником. Такая скрытность бывает нужна, например, чтобы не показывать раньше времени активное формирование боевой группировки и затем застать противника врасплох, атаковав его сразу с большого количества точек.

2. Блоги-"аэростаты"

Все наверняка видели в фильмах о Второй Мировой войне заградительные аэростаты, висящие над городами. Часто к таким аэростатам привязывали металлическую трубу или рельс. Задача аэростатов состояла в том, чтобы самолеты противника при снижении терпели аварию, натыкаясь на сам аэростат, на канат, удерживающий его, или на привязанный к нему металл.

Примерно по такому же принципу действуют боевые блоги, о которых мы говорим. Их задача состоит в том, чтобы при Интернет-серфинге целевая аудитория, как можно чаще натыкалась на размещенную там тематическую информацию, которая формирует у читателя (зрителя) соответствующее отношение к обсуждаемому вопросу. Это может быть информация рекламного характера или дезинформация о планах предприятия, или информация, дискредитирующая противника и так далее.

Как правило, сообщение, рассчитанное на целевую аудиторию, может быть единственным таким сообщением на блоге, а все остальные его сообщения - имитация деятельности рядового блоггера.

Но повторюсь еще раз: сообщение, рассчитанное на целевую аудиторию на блоге-"аэростате", должно быть оригинальным. Тогда у читателя создается иллюзия, что он познакомился с мнением большого количества разных людей. Степень доверия такой информации будет выше.

3. Блог-"пересмешник"

Это разновидность блога-"аэро-стата", которая отличается одной особенностью: контент, влияющий на целевую аудиторию, не оригинален, а представляет собой перепечатку с другого блога. При этом блог, с которого копировался материал, указан как источник текста. Это дает возможность поставить на него активную ссылку и продвинуть блог-источник в выдаче поисковых машин.

4. Блог-"торпеда"

Задача этой разновидности блога - "пробить" ресурсы противника в выдаче поисковых машин и встать выше них или просто рядом с ними. Контент такого блога "заточен", как правило, под название предприятия противника или имя персоны-мишени или другие их идентификаторы, по которым их ищут в Интернете представители целевой аудитории. У противника практически нет шансов устоять перед атакой "торпед", поскольку боевой блог этого типа имеет, как минимум, три преимущества перед обычным корпоративным (или личным) сайтом противника:

- Блог-"торпеда" "заточен" под название противника, тогда как сайт противника "заточен" под его товары или услуги. Количество ключевых слов на таком блоге, как правило, значительно выше, чем на сайте-мишени.

- Блог-"торпеда" очень мобилен. Это значит, что его контент может быть легко переброшен на любой адрес в Интернете. Ведь в блоге-"торпе-де" главное - контент, а не адрес, тогда как для корпоративного сайта потеря адреса может быть катастрофой

- Блог-"торпеда" очень дешев и его можно быстро изготовить. Это делает его практически неуязвимым для возможных ответных мероприятий противника или антиспамовых фильтров поисковых машин. Потеря "торпеды" практически ничего не значит для его владельца: во-первых, перед гибелью "торпеда" успевает оказать информационное воздействие на аудиторию, а, во-вторых, на смену потерянной "торпеде" немедленно водится в строй новая "торпеда" и, как правило, не одна. Противник, вставший на путь борьбы с "торпедами", будет лишь бесполезно тратить силы, время и деньги, участвуя в заведомо проигрышной для себя гонке.

Каждый из этих вариантов может создаваться, как "шумно" - когда противник видит в "Блогах Яндекса" (а точнее в РБЭ-потоках) момент создания блога, так и скрытно - когда про-

Интернет

тивник не видит этих блогов вплоть до момента появления их в основном индексе поисковых машин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РР-служба может использовать боевые блоги в "белом пиаре" своей компании или ее сотрудников, в партизанском маркетинге и при противодействии черному пиару противника. Правда, на практике при "белом пиаре" специалистов маркетинга, рекламы и РР часто "заносит" в откровенную рекламу. Это недопустимо в блогосфере, т.к. подрывает доверие к источнику. Однако не составляет труда имитировать отношение обычного человека к продвигаемому товару. Главное об этом помнить. Ну, и, возможно, немного потренироваться.

ВНИМАНИЕ: хочу сразу предупредить особо "креативных" читателей этой статьи, что использование боевых блогов для черного пиара в наступательных целях в подавляющем большинстве случаев бессмысленно. Боевые блоги, в силу особенностей современного Интернета эпохи \Л/еЬ 2.0 - сугубо оборонительное оружие, подобное стратегичесикм силам ядер-ного сдерживания. Поясню это словами политтехнолога Александра Кузина: "Использование боевых блогов целесообразно только в качестве оборонительного оружия и для нанесения "ударов возмездия" по агрессору, основываясь на контенте, форме, видах и типах атак нападающей стороны. Не пытайтесь использовать боевые блоги в качестве оружия "начала войны" по вашей инициативе. Дело не в морали и этике, а в технических деталях: Боевые блоги в качестве наступательного оружия малопригодны и могут нанести стороне, развязавшей конфликт гораздо больше вреда, чем пользы".

Таким образом, можно констатировать, что службы РР, маркетинга и конкурентной разведки с появлением блогов получила в свое распоряжение мощный инструмент информационной войны. Группы из нескольких десятков боевых блогов, как правило, создаются в "мирное" время. Они вживаются в Интернет, "врастают" в него. Их поддерживают в работоспособном состоянии, благо, это не требует особых трудозатрат. Боевые блоги в "мирный" период никак не проявляют своей связи с предприятием. Однако они формируют защитный рубеж, который практически мгновенно и согласованно может вступить в войну и преодолеть который агрессору не удастся. А часть боевых блогов при начале конфликта переходит в контратаку, отбить которую практически невозможно.

Литература

1. Баяндин Н.И. Технологии безопасности бизнеса: введение в конкурентную разведку. - М.: Юристъ, 2002.

2. Воронов Ю.П. Конкурентная разведка: Учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. университета, 2007.

3. Доронин А.И. Бизнес-разведка. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2003.

4. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Корпоративная разведка. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.