Научная статья на тему 'КОНКРЕТИЗАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К РАБОТАМ СО РТУТЬЮ В ШКОЛЕ '

КОНКРЕТИЗАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К РАБОТАМ СО РТУТЬЮ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНКРЕТИЗАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К РАБОТАМ СО РТУТЬЮ В ШКОЛЕ »

При расследовании установлено, что заболевание связано с употреблением в пищу маслят, собранных обеими семьями в июле в Крымском государственном заповеднике. Грибы были разных размеров. Со слов пострадавших, крупные грибы они чистили и мыли, а мелкие только мыли, после чего отваривали 30—40 мин. Отвар сливали, а грибы заливали маринадом; затем их опрокидывали в стеклянные банки емкостью 3 л, погружали в кипящую воду на 20—30 мин.; банки закатывали металлическими крышками и хранили при комнатной температуре.

В первом случае в одной из банок 22/1Х 1967 г. появился бомбаж (образовавшимся газом была сорвана крышка). 24/1Х из этой банки ели грибы все пострадавшие. Первые признаки отравления у них возникли в ночь с 25/1Х на 26/1Х (боли в животе, двукратная рвота). На 3-й день больные обратились за медицинской помощью; им сделали промывание желудка. На 4-й день появилось ослабление зрения, «туман в глазах», сухость во рту, затруднение акта глотания. Вызванный на 5-й день заболевания участковый врач поставил диагноз острого гастрита.

Состояние больных ухудшалось, симптомы интоксикации нарастали. 2/Х при их повторном посещении участковый врач, заподозрив пищевое отравление, вызвал врача по пищевой санитарии. По его направлению пострадавшие были госпитализированы в инфекционную больницу с подозрением на ботулизм.

Во втором случае пищевое отравление произошло 19/Х 1967 г., на 2-е сутки после употребления в пищу грибов из небомбажной банки. Заболевание развивалось и протекало так же, как и в первом случае.

Всем больным при поступлении в больницу была введена поливалентная противо-ботулиническая сыворотка типов АВСЕ. В первом случае на 8-й день и во втором случае на 4-й день после появления первых признаков отравления все пострадавшие, пройдя курс лечения, были выписаны в удовлетворительном состоянии.

Лабораторные исследования, проведенные в бактериологических лабораториях Ялтинской городской и Крымской областной санэпидстанцияй, подтвердили диагноз ботулизма. В обоих случаях реакция нейтрализации на белых мышах со смесью противоботулинических диагностических сывороток типа АВСЕ и с типоспецифической сывороткой типа В была положительная. В том и другом случае из грибов выделен возбудитель ботулизма типа В.

Все это дает нам основание утверждать, что оба случая отравления объяснялись тем, что грибы были плохо очищены и отмыты от земли (особенно мелкие), термическая обработка их перед закаткой банок оказалась недостаточной, а длительное хранение грибов при комнатной температуре в герметической посуде создало условия для размножения микроба ботулизма и накопления токсина.

Поступила 22/Х1 1967 г.

[ УДК 371.7:615.732.598.6-0991(049.3)

КОНКРЕТИЗАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ГИГИЕНИЧЕСКИX ТРЕБОВАНИ Й К РАБОТАМ СО РТУТЬЮ В ШКОЛЕ

М. Н. Коршун

Кафедра гигиены труда Киевского медицинского института им. А. А. Богомольца

Необходимость проведения специальных мер предупреждения возможного неблагоприятного воздействия паров ртути в условиях школ ни у кого не вызывает сомнений. В то же время некоторые конкретные рекомендации, приводимые в методических журналах педагогического профиля, не только не отвечают современному уровню гигиенической науки и санитарной практики, но и могут дезориентировать читателя.

Радикальным мероприятием по предупреждению «ртутной опасности» в условиях школ является прежде всего максимальное ограничение применения ртути и ее соединений в практике школьного эксперимента (Д. Д. Галанин; И. М. Трахтенберг и К. И. Лучина, и др.). В связи с этим изложенная в журнале «Химия в школе» (№ 5 за 1963 г.) рекомендация Л. Ф. Поповой проводить опыты по разложению роданистой ртути, что требует нагревания соли до 50—60°, а при ее отсутствии приготовления этой соли путем растворения металлической ртути в азотной кислоте, выпаривания раствора и последующей обменной реакции между нитратом ртути и раствором роданистого калия, воспринимается как серьезная методическая ошибка. Последнее тем более очевидно, если учесть, что роданистая ртуть не фигурирует в числе соединений, рекомендованных Министерством просвещения РСФСР (приказ № 257 от 27/\П1 1963 г.) для проведения демонстраций, лабораторных и практических занятий по химии в средней школе. Нельзя также признать приемлемым вариант предложенного Ф. Д. Смирновым прибора для определения содержания кислорода в воздухе; о количестве кислорода, пошедшего на окисление фосфора, при пользовании прибором судят по снижению давления в замкнутой системе, измеряемого ртутным мано-

метром с открытой поверхностью ртути. Наличие открытой поверхности ртути и возможность разлива ее при повышении давления в системе на 220—240 мм, что наблюдается в начале процесса окисления, служат существенными гигиеническими недостаткам» указанного варианта прибора, диктующими необходимость замены ртути подкрашенной водой или другой жидкостью, имеющей более высокий удельный вес.

Поскольку, однако, полностью исключить ртуть из практики школы сейчас невозможно, важное значение приобретает гигиенический контроль за состоянием воздушной среды в школьных помещениях. Ряд авторов указывает на возможность проведения качественной реакции на ртуть силами персонала лаборатории с использованием бумажных индикаторов Полежаева и приводит ориентировочные данные, отражающие зависимость между временем изменения цвета индикатора и концентрацией паров ртути в воздухе. Вместе с тем техника приготовления бумажных индикаторов описывается в некоторых случаях с отклонениями от санитарных требований. Так, из описания техники приготовления реактивной массы исключен этап обработки ее 1% раствором сульфита натрия до обесцвечивания (Н. 3. Цлаф). Это приводит к тому, что приготовленный по такой прописи бумажный индикатор уже перед экспозицией обладает кремовым цветом, на фоне которого трудно различать изменения окрашивания его (порозовение) под влиянием ртутных паров. При использовании такого индикатора нельзя гарантировать своевременного обнаружения в воздухе паров ртути даже в таких концентрациях, которые обычно хорошо определяются качественной реакцией.

Оценивая результат качественной реакции на ртуть, необходимо учитывать, что су» ществующие указания о допустимости наличия в воздухе кабинетов физики и химии паров ртути в концентрациях на уровне 0,01 мг/м3 (Н. 3. Цлаф) не отвечают современным гигиеническим представлениям. В действительности присутствие 0,1 мг ртути в 1 м3 воздуха является предельно допустимым в воздушной среде рабочей зоны производственных помещений промышленных предприятий (СН 245-63). В официальных документах Министерства здравоохранения СССР, в частности в Инструктивно-методических указаниях по устройству, оборудованию и содержанию физических и химических кабинетов учебно-воспитательных учреждений в связи с использованием в них ртути и приборов с ртутным заполнением. (№ 510-64), четко определено, что «в помещениях школы в воздухе наличие паров ртути недопустимо»; иначе говоря, содержание ртути в воздушной среде школьных кабинетов не должно превышать предельно допустимого уровня ее в воздухе наружной атмосферы.

Ввиду того что указанная величина (0,0003 мг/м3) не выявляется при качественном определении паров ртути, сам факт изменения цвета реактивного индикатора должен рассматриваться как показатель санитарного неблагополучия. При качественном выявлении в воздухе ртутных паров или случайном разливе металлической ртути необходима демеркуризация помещения. До настоящего времени, однако, не выработана единая точка-зрения на показания к проведению демеркуризации и объем мероприятий, направленных на «очистку» помещений, загрязненных ртутью. Демеркуризационные мероприятия зачастую осуществляются без точной характеристики вторичных источников поступления парообразной ртути в воздух (их интенсивности, мест скопления и т. д.). Отсутствие данных такого рода объясняет те многочисленные случаи демеркуризации без достаточного-эффекта, с которыми приходится встречаться на практике.

Что же понимать под термином «демеркуризация»? В практике часто прибегают к применению так называемых химических демеркуризаторов — средств, способных вступать в химическое взаимодействие с ртутью с образованием на поверхности ее капель пленок из хлорных, кислородных или сульфидных соединений, препятствующих в дальнейшем интенсивному испарению ртути. Применение химических демеркуризаторов показано-после механического собирания разлитой ртути. Применение растворов хлорного железа. (С. Ф. Яворовская), являющегося одним из наиболее эффективных средств, целесообразно и перед механическим собиранием ртути. Паста из 1 весовой части пиролюзита и 2 весовых частей 5% раствора соляной кислоты (Е. А. Перегуд) одновременно с химической демеркуризацией способствует механическому собиранию пролитой ртути за счет способности сорбировать ее на себе. Кроме того, желательно периодическое применение средств химической демеркуризации при уборке помещения, так как даже в условиях тщательной обычной уборки ртуть может задержаться на неровностях оборудования,, стен и пола и продолжать служить источником поступления паров в воздух. Необходимо подчеркнуть, что рекомендация использовать серу для собирания капельножидкой ртути или переводить ее в сульфид на практике малоэффективна и рядом авторов отвергается.

Такого рода демеркуризацию, в основном химическими средствами с предварительным освобождением помещения от ртути механическими способами, следует определить как текущую в отличие от проведения специальных мероприятий по заключительной демеркуризации, примерный объем которых приведен Н. 3. Цлаф на основе Инструкции по устройству и санитарному содержанию помещений, а также мерам личной профилактики при работах с металлической ртутью в лабораториях (№ 81/8-7 от 8/V 1941 г.). Вместе с тем следует отметить, что некоторые положения этой инструкции, утвержденной более 25 лет назад, должны быть пересмотрены и дополнены с учетом современных данных. Так, для изоляции воздуха подпольного пространства от воздуха рабочих помещений лучше рекомендовать релин или винипласт, которые, как и при отделке помещений для работ со ртутью, нужно крепить к стенам заподлицо на высоте 10 см от пола. Загрязненные ртутью цементное перекрытие или кирпичную кладку стен можно покрыть слоем новой штукатурки, куда

введено 5—7% серы, или изолировать, применив непроницаемые для ртути лакокрасочные покрытия (нитросоединения, перхлорвиниловые составы). Сообщение воздуха подпольного пространства с наружной атмосферой путем устройства в стенах параллельных полу каналов (при загрязнении сорбированной ртутью междуэтажных перекрытий) также может способствовать уменьшению загрязнения воздушной среды рабочей зоны.

Таким образом, характер и объем демеркуризации — комплекса мероприятий по предотвращению вторичного загрязнения воздуха парами ртути за счет испарения залежной и десорбции депонированной в строительных конструкциях ртути — зависят от физико-химического состояния этого вещества, загрязняющего помещение, локализации вторичных источников загрязнения, интенсивности и глубины проникновения ртути в строительные конструкции и должны определяться применительно к конкретным условиям объекта.

Учитывая объективные трудности, связанные с проведением заключительной демеркуризации при вторичных источниках загрязнения (дополнительные материальные затраты, необходимость временного прекращения работы кабинета, возможность загрязнения смежных помещений и коридоров и т. д.), следует обратить особое внимание на создание таких условий, которые бы максимально предотвращали возможность образования залежной и депонированной ртути и облегчали бы текущую демеркуризацию. Последнее достигается в первую очередь специальной внутренней отделкой помещения, которая должна обеспечить не только непроницаемость для ртути, но и возможность периодического применения химически активных средств без опасности отрицательного воздействия их на строительные конструкции стен, покрытие пола, лабораторную мебель. Качественная внутренняя отделка помещений и проведение всего комплекса оздоровительных мероприятий особенно актуальны для физических и химических школ, опасность загрязнения ртутью которых потенциально возрастает в связи с расширением лабораторной базы и увеличением количества учебных часов, времени демонстраций и лабораторных работ, отводимых на более детальное усвоение профильных предметов.

В заключение хотелось бы подчеркнуть необходимость дальнейшего изыскания новых возможностей замены ртути и ее соединений с целью максимального уменьшения, а при возможности и полного исключения их из практики школьного эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

Галанин Д. Д. Физический эксперимент в школе. М., 1954, т. 3, с. 25. — П е -ре гуд Е. А. Гиг. и сан., 1947, № 5, с. 19. — Смирнов Ф. Д. Химия в школе, 1965. № 1, с. 69.—Трахтенберг И. М„ Лучина К. И. Гиг. и сан., 1965, № 12. с. 72. — Цлаф Н. 3. Химия в школе, 1966, № 2, с. 63. — Я в о р о в с к а я С. Ф. Гиг. и сан., 1949, № 3, с. 19.

Поступила 10/Х1 1967 г.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

т-

УДК 616.152.32, .33-02:615.734.33

ИЗМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТОВ КРОВИ ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ

УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА

Канд. мед. наук Б. Г. Афанасьев

Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, Ленинград

Действие на организм человека углекислого газа в больших концентрациях (свыше

. __„о/\ изучено достаточно хорошо, относительно же влияния концентраций его 1,5—1%

ниже имеются противоречивые мнения. Ряд авторов (С. В. Моисеев; Ф. Г. Кроткое, " „п \ отмечает что концентрация углекислого газа 1—1,5% не влияет отрицательно на ор-И инчм в то время как П. Е. Калмыков с соавторами пишут, что концентрация СОг, равная ганизм^ ВЫЗцВает увеличение легочной вентиляции и ухудшает самочувствие людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.