6
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
УДК 338.48 ББК 65
КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОДГОТОВКА КА ДРОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Г.А. Карпова, Л.В. Хорева
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, 21
Выставки и конгрессы во всем мире играют значительную роль в комплексном развитии региона и оказывают существенное влияние на формирование регионального продукта. На территории России сегодня функционирует порядка 40 выставочных комплекса общей закрытой площадью 800 тыс. кв. м. [1]. Большая часть выставочных площадей располагается в Москве (62 %) и Санкт-Петербурге (11 %), на долю остальных регионов России приходится 27 % общего количества выставочных площадей. По данным Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA), наиболее популярными городами для проведении выставок в 2013 г. были: Париж - 204 выставки, Мадрид - 186 выставок, Вена - 182, Барселона - 179, Берлин - 178, Сингапур - 175, Лондон - 166 выставок соответственно. Москва в этом рейтинге занимает 68 место с 34 выставками наряду с Манчестером и Роттердамом, Санкт-Петербург провел в 2013 г. 32 выставки и оказался на 79 месте вместе с Будапештом и Тулузой [2]. Несмотря на то что российские города занимают относительно невысокие позиции в «выставочных рейтингах», интерес к нашей стране как к организатору специализированных выставок высок как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Так, в выставках, проходящих на территории РФ, в среднем в год принимает участие около 140 тыс. российских и 20 тыс. зарубежных фирм и организаций [3], что является одним из свидетельств большого потенциала сферы конгрессно-выставочных услуг.
В этой связи для компаний, предоставляющих услуги в области «индустрии встреч», подготовка специалистов с нужными рынку компетенциями является очень важной составной частью кадрового обеспечения. Адекватная подготовка кадров для любого отраслевого рынка - это сложная задача по гармонизации требований этого рынка и возможностей учреждений образования, включенных в эту систему. В то же время подготовка кадров для индустрии встреч в существующей системе образования в нашей стране сталкивается с рядом проблем как внешнего, так и внутреннего характера, тормозящих эффективное функционирование всей системы. В данной статье мы хотели бы сосредоточить внимание на вопросах разработки образовательных стандартов и соотнесения этих стандартов с требованиями рынка труда, что фиксируется через систему профессиональных стандартов, разработка и утверждение которых в нашей стране в 2014 г. идет ускоренными темпами.
Итак, первое - разработка образовательных стандартов. Анализ образовательных стандартов высшего образования (действующих ФГОС ВПО третьего поколения и разрабатываемых проектов ФГОС ВП формата 3+) с точки зрения направлений и профилей показывает, что подготовка специалистов для сферы конгрессно-выставочных услуг и для индустрии встреч в целом в настоящее время не выделяется в отдельные направления, а сосредотачивается в рамках профилей (то есть рассматривается как некоторая специализация в общей системе подготовки).
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014.
7
Если говорить собственно о профилях подготовки специалистов для выставочного бизнеса, то такой профиль четко закреплен в ряде направлений. В табл. 1 приведены профили, которые закреплены сегодня в профессиональных стандартах подготовки бакалавров и магистров (информация Министерства образования и науки РФ в рамках образовательных стандартов третьего поколения).
Напомним, что в настоящее время началась процедура утверждения Министерством образования и науки РФ Федеральных образовательных стандартов высшего образования в формате 3+, однако по выделенным нами направлениям подготовки новые стандарты пока не утверждены, в связи с чем будем отталкиваться от существующего перечня профилей, реализуемых различными образовательными учреждениями.
Таблица 1. Направления и профили подготовки по версии Министерства образования и науки РФ
(ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата и магистратуры) [4]
Направление1 Профиль
Укрупненная группа специальностей - 43.00.00 - СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ
43.03.01 (100100) Сервис Сервис инженерных систем гостинично-ресторанных, туристских и спортивных комплексов
43.03.02 (100400) Туризм Технология и организация развлечений Технология и организация экскурсионных услуг
43.03.03 (101100) Гостиничное дело Санаторно-курортная деятельность Ресторанная деятельность Гостиничная деятельность
Укрупненная группа специальностей - 51.00.00 - КУЛЬТУРОВЕДЕНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ
51.03.03 (071800) Социально-культурная деятельность Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ Социально-культурные технологии в индустрии досуга Менеджмент социально-культурной деятельности
51.03.04 (072300) Музео-логия и охрана объектов культурного и природного наследия Культурный туризм и экскурсионная деятельность Выставочная деятельность
Укрупненная группа специальностей - 38.00.00 - ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
38.04.01 (080100) Экономика Экономика предприятий и организаций
38.04.02 (080200) Менеджмент Экономический менеджмент Инновационный менеджмент
Мы провели экспресс-анализ направлений подготовки специалистов в университетах Санкт-Петербурга и некоторых российских вузах в сфере выставочной деятельности. Анализ показал, что специалистов непосредственно для этой сферы услуг вузы практически не готовят, число подобных вузов в нашем регионе минимально, экстраполируя данные, можно предположить, что и вузы страны не занимаются профильной подготовкой кадров для сферы конгрессно-выставочных услуг.
Было выявлено, что специализированная подготовка в рамках профиля «Выставочная деятельность» наиболее активно проводится в рамках такого направления, как «Му-
1 С учетом изменений, внесенных [5].
8
Проблемы образования и подготовка специалистов
зеология и охрана объектов культурного и природного наследия». То есть это не столько организация встреч в рамках MICE-индустрии или делового туризма, сколько подготовка специалистов для выставочной деятельности в рамках культурного туризма. Эти специалисты, конечно, смогут выйти на рынок конгрессно-выставочных услуг, но не сразу будут готовы к работе как организаторы и управленцы, поскольку и не будут обладать требуемыми компетенциями.
Мы провели экспресс-анализ направлений подготовки, наиболее близких к нашим задачам и к потребностям индустрии встреч с позиций профилей, реализуемых университетами Санкт-Петербурга, включенных в подготовку подобных специалистов, и выявили, что наиболее активно в этом направлении работают Балтийская академия туризма и предпринимательства, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича и еще несколько вузов. В 2014 г. в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете создана кафедра сервисной и конгрессно-выставочной деятельности, формирование которой как раз и вызвано потребностями рынка труда в специалистах для индустрии встреч. Экспресс-анализ, конечно же, не дает полной картины, но общая тенденция все же ясна: очень незначительное количество университетов страны включено, хотя бы условно, в подготовку специалистов для сферы кон-грессно-выставочной деятельности. В то же время во многих направлениях подготовки затрагиваются вопросы выставочной деятельности, которые реализуются как отдельные учебные дисциплины.
В целом, основным рычагом управления качеством подготовки специалистов является совершенствование образовательных стандартов, в которых приводится набор профессиональных знаний, умений, навыков, требований, предъявляемых к специалистам различных профессий отрасли. Разработка таких стандартов уже давно актуальна, при этом совсем не обязательно создавать их с нуля, возможно, имеет смысл проанализировать существующие зарубежные стандарты подготовки кадров для индустрии встреч и попытаться адаптировать их к российским условиям.
Второе направление - это соотнесение образовательных и профессиональных стандартов. Ни для кого не секрет, что наблюдается заметное рассогласование между рынком труда, его потребностями и системой образования. Образовательные стандарты отражают скорее возможности и традиции учебных заведений, нежели реальные запросы рынка труда по уровню и профилю подготовки специалистов. Мировой опыт показывает, что гармонизация образования и рынка труда возможна на основе использования профессиональных стандартов как базы для формирования образовательных стандартов и учебных планов. Здесь тоже есть ряд вопросов, требующих дальнейшего рассмотрения и решения.
Как указано в Федеральном законе «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании”» [6], «профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности», то есть определенный уровень компетенции отдельного работника. С другой стороны, профессиональный стандарт - это многофункциональный нормативный документ, определяющий в области конкретного вида деятельности (области профессиональной деятельности) требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям [7; 8]. То есть это перечень требований, закрепленный в соответствующем нормативе. Структурно профессиональный стандарт в этом контексте состоит из отдельных единиц, соотносимых с трудовыми функциями, требуемыми для конкретного уровня квалификации и определенного вида деятельности. Именно профессиональным стандартом задаются ориентиры для образовательных стандартов, а также критерии для оценки квалификации и сертификации выпускников учреждений профессионального образования.
Отметим, что в настоящее время задача по созданию национальной системы профессиональных стандартов в различных вариантах (от разработки профессиональных
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014.
9
стандартов до приведения существующих уже стандартов в соответствие с требованиями, предъявляемыми рынком труда) последовательно ставилась Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти, ответственными за регулирование в сфере труда. Тем не менее, несмотря на достаточно развернутую систему нормативных документов [9; 10; 11], нацеленных на стимулирование такой разработки, до настоящего времени целостной системы профессиональных стандартов, которые позволили бы гармонизировать систему образования и рынок труда, так и не создано. Разработка профессиональных стандартов координируется двумя субъектами: прежде всего, это инициатор использования профессиональных стандартов в России - предприниматели в лице Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и, во-вторых, - это Министерство труда и социальной защиты РФ.
Согласно информации комиссии РСПП по профессиональным стандартам, в настоящее время разработано и принято достаточно много профессиональных стандартов, в том числе называются такие, как профессиональные стандарты в индустрии питания и гостеприимства; в области авиастроения; профессиональные стандарты в области информационных технологий; профессиональный стандарт «Монтаж каркасно-обшивных конструкций»; профессиональный стандарт «Управление (руководство) организацией»; профессиональный стандарт «Управление рисками (риск-менеджмент) организации»; профессиональный стандарт «Метрологическое обеспечение разработки, производства и испытаний нанотехнологической продукции»; профессиональный стандарт «Производство наноразмерных полупроводниковых приборов и интегральных схем с использованием нанотехнологий».
Если брать профессиональные стандарты, которые могут быть использованы в интересующей нас сфере конгрессно-выставочных услуг, то в качестве наиболее близких могут быть указаны стандарты в области гостеприимства (табл. 2). К настоящему времени приняты и используются профессиональные стандарты в ряде отраслей, и, что особенно следует отметить, в индустрии гостеприимства и в индустрии питания разработан достаточно широкий перечень профессиональных стандартов, в этом списке более 15 позиций, начиная от уборщика и мойщика посуды, до сомелье и метрдотеля [12].
Таблица 2. Профессиональные стандарты в индустрии питания и гостеприимства
Область профессиональной деятельности Профессиональные стандарты
Профессиональные стандарты в индустрии питания и гостеприимства • Уборщица • Мойщик посуды • Работник по стирке и глажке столового белья • Возможные названия должностей: работница по стирке и глажке столового белья • Гардеробщик • Швейцар • Помощник официанта • Помощник бармена • Кассир • Администратор холла • Официант • Бармен • Старший официант • Старший бармен • Сомелье • Метрдотель
10
Проблемы образования и подготовка специалистов
По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, число принятых профессиональных стандартов несколько отличается от реестра РСПП. Если судить по данным официального сайта Министерства труда и социальной защиты, то в соответствии с общерусским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) в настоящий момент принято 252 стандарта и в соответствии с общероссийским классификатором занятий (ОКЗ) - 246 профессиональных стандартов. При этом, если опять же судить по официальным данным Министерства труда и социальной защиты, только в 2014 г. уже принято более 200 профессиональных стандартов [13], в то время как в 2013 г. было утверждено на порядок меньше (около 20 профессиональных стандартов [14]), что показывает уровень значимости этого процесса. Как указал летом 2014 г. министр труда и социальной защиты М. Топилин, на этот год запланировано вместе с объединениями работодателей утвердить 340 профессиональных стандартов [15].
Согласно Комплексному плану мероприятий по разработке профессиональных стандартов на 2014-2016 годы, введен реестр профессиональных стандартов, в 2015 г. должен быть разработан национальный классификатор профессиональных стандартов, внедрен механизм независимой оценки уровня квалификации работников на основе профессиональных стандартов, проведена подготовка нормативной и правовой базы по формированию и функционированию центров по независимой оценке профессионального стандарта и решение решен целый ряд других задач [16]. В целом до 2015 г. в России должны быть разработаны не менее 800 профессиональных стандартов.
Краткий анализ состояния образовательных и профессиональных стандартов позволяет предложить некоторый алгоритм взаимодействия рынка труда и системы образования в части подготовки кадров для конгрессно-выставочной деятельности. В общем случае взаимодействие рынка труда и системы образования может строиться на основании следующей принципиальной схемы (табл. 3).
Таблица З.Принципиальная схема взаимодействия профессиональных _____и образовательных стандартов в подготовке специалистов_
Шаг 1. Мониторинг рынка труда и определение потребности в специалистах и потребность в конкретных компетенциях специалистов
Шаг 2. Определение области и видов профессиональной деятельности в индустрии встреч
Шаг 3. Формирование модели специалиста для конгрессно-выставочной деятельности (навыки и компетенции)
Шаг 4. Разработка профессионального стандарта для разных категорий специалистов
Шаг 5. Разработка образовательного стандарта для профиля в рамках ряда направлений (менеджмент, экономика, сервис, туризм)
Шаг 6. Подготовка бакалавров (магистров) в рамках новых профилей подготовки для конгрессно-выставочной деятельности в рамках экономического, ме-неджириального и сервисного направлений
Шаг 7. Повышение квалификации сотрудников, специализирующихся в MICE-индустрии и сфере конгрессно-выставочных услуг
Таким образом, считаем, что профессиональные стандарты являются непременным условием формирования образовательных стандартов, что позволит максимально приблизить подготовку кадров к требованиям работодателя. Однако не следует забывать, что реализация только запросов работодателя может привести систему высшего образования в тупик. Поэтому возможен вариант учета двух траекторий подготовки - прикладной и академический бакалавриат в зависимости от преобладающего функционального направления деятельности специалиста. Тем самым создаются условия для развития прикладных, практикоориентированнных направлений подготовки с более жестким учетом требований
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014. 11
работодателей. А в учебном плане подготовки большая часть времени отводится на производственную практику.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2014 г. № 1273-р «О Концепции развития выста-
вочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ и плане мероприятий по реализации Концепции». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/
70595596/ (дата обращения: 29.07.2014).
2. ICCA Statistics Report 2013. Country & City Rankings. International Association Meetings Market. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iccaworld.com/npps/story.cfm?nppage=3537 (дата обращения: 09.06.2014).
3. Выставки как двигатель российской торговли // Торгово-промышленные ведомости. Тематический дневник // [Электронный ресурс]. URL: http://politobzor.net/show-14968-vystavki-kak-dvigatel-rossiyskoy-torgovli.html (дата обращения: 11.03.2014).
4. Портал Государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 15.08.2014).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 г. № 1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования ...». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_157857 (дата обращения: 15.08.2014).
6. Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании”» // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70271730/ (дата обращения: 15.08.2014).
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.04.2013 г. № 170н «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов. Утверждены» // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70426836/ (дата обращения: 15.08.2014).
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. №147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70266850/ (дата обращения: 15.08.2014).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» // Информационно -правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70304190/ (дата обращения: 15.08.2014).
10. План разработки профессиональных стандартов на 2012 - 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 г. № 2204-р. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=138446 (дата обращения: 15.08.2014).
11. Распоряжение Президента РСПП № РП-46 от 28.06. 2007 г. «Положение о профессиональном стандарте». URL: http://www.derrick.ru/?f=n&id=11454 (дата обращения: 15.08.2014).
12. Сайт Национального агентства развития квалификаций ООР РСПП. URL: http://www.nark-rspp.ru/?page_id=215 (дата обращения: 04.09.2014).
13. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. Реестр профессиональных стандартов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov (дата обращения: 30.10.2014).
14. Официальный сайт Министерство труда и социальной защиты РФ. Принятые профессиональнее стандарты 2013 г. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs /mintrud/payment/57 (дата обращения: 30.10.2014).
15. Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты РФ М. Топилина на совещании Президента Российской Федерации Владимира Путина с членами Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/labour/20/36/ (дата обращения 11.06.2014).
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 487-р «Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы» // Информационноправовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70628490/(дата обращения 11.06.2014).