14. Rules of edition of historical documents in USSR. М., 1990.
15. Rules of edition of Collection of documents in Economical Board. Pg.; 1922.
16.Sergeev A. A. Methodology and techniques of document publications // Archival matter. М., 1932. Issue 1-2
17. Shilov A. A. Manual on document publications of XlX-first half of XX centuries. М., 1939.
18. Chirkhov S. V. On history of elaborating of edition rules of historical sources in the first half XX century // Ar-cheographical year-book, by 1984. М., 1986. P. 64-74.
Сведения об авторе
Базаров Андрей Александрович - доктор философских наук, главный научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, профессор кафедры истории, археологии и этнографии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.
Data on author
Bazarov Andrey Aleksandrovich, doct. of philosophy science, main scientific worker of IMBT SD RAS, professor of chair of history, archeology and ethnography of BSU, Ulan-Ude, Sakhayanova str. 6 (IMBT SD RAS), Smolin str. 24a (BSU).
Поддержка данной публикации была осуществлена Российским фондом фундаментальных исследований. Грант №07-06-00418-а «Коллекция тибетской литературы "Сумбум": системный анализ и создание базы данных».
УДК 299.5
ББК 86.34 А.Н. Базарова
КОНФУЦИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ
В статье рассматриваются конфуцианские ценности и особенности нравственного воспитания в системе образования Китая.
Ключевые слова: конфуцианские ценности, нравственное воспитание, система образования Китая.
A.N. Bazarova
THE CONFUCIAN’S VALUES AND MORAL EDUCATION IN THE CHINESE SYSTEM OF EDUCATION
In article the author deals with Confucian ‘s values and moral education in the Chinese system of education.
Key words: Confucian’s values, moral education, the Chinese system of education.
Образование является необходимым условием сохранения и развития материальной и духовной культуры социума. Система образования позволяет обществу не только поддержать в дееспособном состоянии механизм общественных отношений, также она способствует сохранению преемственности с предшествующей культурной традицией. Формирование философских мировоззренческих ценностей, на которых основывалась система образования в Китае, оказалось гармонично вписанным в менталитет китайцев. Философские принципы глубоко влияли на процесс становления системы образования древнего Китая, так как цивилизационное пространство традиционного Китая находилось под воздействием религиозно-этической среды, сформировавшейся под влиянием конфуцианской доктрины.
Как отмечают отечественные исследователи, на всех исторических этапах образование в Китае как один из аспектов духовной культуры служило целям укрепления китайской цивилизации, а консервативная стабильность конфуцианского Китая являлась гарантом неизменности института образования [Машкина О.А., 2002, с. 55]
Как отмечает Н.Е. Боревская, китайская педагогическая мысль, связанная с воспитанием личности, была неразрывной частью древней философии. Педагоги древности принадлежали к различным философским течениям - конфуцианству, моизму, даосизму, легизму, но педагогическая доктрина и практика конфуцианства оказалась наиболее влиятельной, оптимально встроенной в государственную систему и теоретически законченной, поэтому в истории китайского образования она сыграла ведущую роль [Боревская
Н.Е., 2004, с. 142].
Конфуцианство представляло собой, прежде всего, эпическое учение, поэтому в основном все его последователи на протяжении веков (начиная с самого Конфуция) были не только философами и политическими деятелями, но и вели активную педагогическую деятельность. Вот почему многие специалисты замечают, что тождество философской и педагогической мысли на ранних этапах развития общества - феномен, еще более характерный для китайской, чем для других, древней цивилизации.
В конфуцианстве нашли отражения важнейшие педагогические идеи и принципы педагогической этики. Культ грамотности и образования занимал особое место в социально-культурных ценностях древнего и средневекового Китая.
Согласно Конфуцию, первостепенная цель образования - воспитание у учащихся качеств высокоморального цзюиъцзы под которым понимается идеал, воплощенный в образе благород-
ного человека. Дтя цзюнъцзы должно быть характерным стремление к нравственному совершенствованию, а просвещение с точки зрения конфуцианства определялось как его обязательное условие. Именно в процессе учебы, считал Конфуций, человек становится лучше и нравственнее, стремится к исправлению недостатков и неправильных поступков. Поэтому нравственное воспитание, выработка этических норм издревле занимали приоритетное положение в китайской системе образования.
Сегодня особую актуальность приобретает проблема реформирования системы высшего образования Китая, корректировки его методологической составляющей и поиска эффективных образовательных технологий. Это, прежде всего, обусловлено важнейшими функциями образования в сохранении культурной преемственности и духовном развитии личности, а также негативными тенденциями, характерными для современного состояния д>гховной культуры китайского общества. В настоящее время в связи с процессом глобализации, который воздействует на все сферы общественной жизни, ярко обозначились негативные тенденции, вызывающие изменения общественного и индивидуального сознания китайцев. С переходом страны к рыночной экономике и под воздействием процессов всеобщей глобализации затрагиваются основы национальной культуры Китая. Человек начинает ориентироваться преимущественно на достижения материального благополучия, его высшие духовные ценности в определенной степени детерминируются или подменяются ценностями, далекими по своей сути от традиционных ценностей конфуцианства. В этих условиях специалисты видят решение в гуманитаризации высшего образования, необходимость которого вызвана важнейшими функциями гуманитарной культуры, обеспечивающими духовную преемственность общества [Борев-ская Н.Е.. 2007, с. 378].
К середине 1980-х гг. руководство КНР пришло к выводу, что необходим гуманитарный аспект в формировании стратегии образовательных реформ - формировать такую систему образования, которая «удовлетворяла бы потребности общества и личности в свободном и всестороннем развитии». Постановление 1985 г. провозгласило «повышение качественных характеристик нации» (очевидное влияние переведенной в Китае книги А. Печчеи «Человеческие качества»). По мнению Н.Е. Борев-ской, «стремление противостоять вторжению моральных установок западного общества заставляло правительство КНР, с одной стороны, способствовать консервации конфуцианских моральных и социальных ценностей в воспитательном процессе, а с другой - противостоять таким сопровождавшим глобализацию понятиям, как многопартийность, либерализация и индивидуализация личности». «Программа реформы и развития образования» (1993г.) была направлена на «воспитание качественных характеристик», включавших идейно-нравственный и общекультурный облик человека [Боровская НЕ., 2003, с. 41-43].
На пороге третьего тысячелетия в базовом образовании Китая началась всесторонняя реформа учебных планов и программ. В целях реализации нравственного воспитания учебные программы впервые стали ориентироваться на ценностное содержание. Программа нравственного воспитания в начальной школе делится на две части: «Моральное воспитание и жизнь», «Моральное воспитание и общество». В неполной средней школе преподают «Идейно-нравственное воспитание», а в полной средней изучается курс «Идеология и политика» [Боревская Н.Е., 2007, с. 368].
В современном Китае накануне XVI съезда КПК (25 октября 2002 г.) ЦК КПК опубликовал «Программу построения гражданской нравственности гунминъ даодэ». Ее главная задача: «Накрепко увязать строительство правопорядка и строительство морали, управление при помощи закона и управление при помощи морали (дэ) путем непрерывного углубления и расширения строительства гражданской морали, соответствующей социалистической рыночной экономике. Это является фундаментальной мерой повышения основополагающих качеств нации. Имеет чрезвычайно важное значение для развития национального духа и духа современной эпохи, для формирования положительных общественно-нравственных обычаев и привычек, для поощрения гармоничного развития материальной и
духовной культуры и в великом деле всестороннего продвижения по пути строительства социализма с китайской спецификой» [Жсньминжибао, 2001].
В тексте неоднократно упоминается использование «традиционных добродетелей китайской нации, сформировавшихся в течение тысячелетий, принципа «образцовой поведенческой морали», где функции цзюнъцзы (благородного мужа) обязаны выполнять члены партии и руководящие кадровые работники. По существу, речь идет об управлении государством не только на основании закона, но и на основании конфуцианских ценностей. Здесь мы сталкиваемся с традиционной конфуцианской идеей о первичности морали, о невозможности реформирования государства без реформирования человека. Следовательно, традиционной для китайской философско-антропологической мысли тематике морали придается первостепенное значение в современном обществе.
Концепция «Благородного мужа», этическое же учение конфуцианства, осуществляемые в рамках классического конфуцианского образования, способствовали формированию в китайском обществе гуманитарных ценностей, которые мы относим к китайской традиционной культуре. Идеи конфуцианства заметно воплотились в реформы повышения качественных характеристик в сфере нравственного образования. Многие воспитанные конфуцианством черты национального характера китайцев - социальная дисциплина, стремление к знаниям, постоянный импульс к самосовершенствованию, крепость социально-семейных связей и многое другое - активно способствовали тому феномену, который проявил себя сегодня в успешном развитии современного Китая.
Литература
1.Боревская Н.Е. Педагогическая мысль в контексте китайской культуры // Проблемы Дальнего Востока-2004. -№4. - С. 142-148.
2.Кулышн Э.С., Машкина О.А. Китай: истоки перемен. - М.: Московский лицей, 2002. - С. 250.
3.Боревская Н.Е. Система образования с китайской спецификой // Народное образование - 2003.-Ж7. - С.38-45.
4 Россия - Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв. / под. ред. Н.Е. Боревской - М.: РАО
Центральная академия педагогических исследований КНР, 2007. - С. 592.
5.Гунминь даодэ ганьяо (Программа построения гражданской нравственности) // Жэньминь жибао. 25.10.2001,
Literature
1. Borevskaya N.E. Pedagogical Thought in the Circumstancc of Chinese Culture // Problems of Far East Region -2004/-№4.
2. Kulpin E.S.7 Mashkina O. A.China: the Source’s of Changes. - М.: Moscow Lyceum, 2002.
3. Borevskaya N.E. Educational system with Chinese Specialty // Public Education - 2003. - №7.
4. Russia -China: Educational Reforms in the XX-XXI Centuries f edited by N.E. Borevskaya. - М. : RAE Central Academy of the PCR educational researches, 2007.
5. The program of civil morals // Renmm ribao (newspaper) 25.10.2001.
Сведения об авторе
Базарова Анна Николаевна - аспирант кафедры педагогики Бурятского государственного университета,
г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. 1иск53(д)таИ.ги
Data on author
Bazarova Anna Nikolaevna, post-graduate student of pedagogic department of BSU, Ulan-Ude, Smolin sir. 24 a (BSU). Iuck5ЗСфтаИ.ги
УДК 294,3
ББК 86.39 И.Р. Гарри
ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАСТЫРСКОЙ СИСТЕМЫ ТИБЕТА:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье дается анализ современной религиозной ситуации в Тибетском автономном районе КНР, исследуются проблемы возрождения [клигии и восстановления монастырской системы Тибета.
Ключевые слова: Тибет, монастырская система, религия, политика.
I.R. Garri
RESTORATION OF THE TIBETAN MONASTIC SYSTEM:
PROBLEMS AND PERSPECTIVES