Magazine: Clusters. Research and development Publisher: Moscow business initiatives cluster (Moscluster), BIN 1157746107606, INN 7719402939 ISSN: 2414-9047 Article: Conflicts in the field of education DOI: 10.12737/24837 FOS: 5.02, Economics and Business WoS: B.00090, Economics Author: O. A. Ivanova E-mail the author: [email protected] Country, region, city of residence: Russian Federation, Moscow, Moscow Academic degree: -Title: - Workplace author: Moscow City Pedagogical University Position: applicant SPIN: - ODCID: - Researcher ID: - Abstract: The article presents the results of conflict studies in the field of education. The analysis of interpersonal and intergroup confrontations based on conscious with each party contradictions. Keywords: conflicts, education, social relationships References 1. Ananishnov VM, Denisova TN, Sergeichik SI Aktual-nye problems and experience of the civil uchaschey-sya socialization of youth in the conditions of market economy // Innovations in Education. 2002. - № 2. - S. 42-61. 2. Ananishnov VM, Denisova TN, Sergeichik SI Pro-blemy Civil socialization of students in the context of innovative processes in education // Innovations in Education. - 2002. - № 3. - S. 46-62. 3. Ananishnov VM Education Management (sotsio-logichesky analysis). - M .: Moscow Committee of Education, Moscow State Pedagogical University, 1997. 4. Ananishnov VM Sociology of Education. - M., Moscow State Pedagogical University, 2006. 5. Ananishnov, VM social management technology in education / under total. Ed. VK Krivoruchenko. - M., 1998. 6. Ananishnov VM, Denisova TN, Sergeichik SI For-mirovanie labor market and self-determination of the individual student // Innovations in Education - 2002. - № 1. - S. 17-34. 7. Bikalova N. A. Godunova L. A. Transformation of the financial system of the Russian Federation // Modern science: current state and ways of development. 2016. No. 5-1 (80). P. 49-52. 8. AN Gostev Organizational Conflict: sociological aspect: monograph [Text] / AN Gostev, TS Demchenko - M .: Publishing House of the SSU, 2013. - 193 p. 9. Dmitriev AV Information conflicts [Text] // Social harmony and tolerance in today\'s world. - Vol. 2. - M .: Center for universal values, 2002. - S. 136 10. Ivanova OA Conflicts in the universities of Moscow megalopolis - conditions of their occurrence [Text] // Sakovich SM Collection of articles of the International scientific-practical conference // Breakthrough research as the engine of science. Ufa, 2015. pp 281-285 11. VV Kozlov, Kozlov AA Conflict management / VV Kozlov AA Kozlov. - M.: "Eksmo" Publishing House, 2004. - P. 11 - 54. 12. AV Moschenko Conflict. - Units 1 [Text] // AV Moschenko - M.: SGU Publisher, 2004. - S. 7. 13. The official resource of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - [Electronic resource] - Access mode: http: //minobrnauki.rf/ 14. Rychihina EN The formation of conflict competence in system of regional educational space [Text] / E.N.Rychihina, M.V.Kapranova // Bulletin of the Association of Universities and tourism service. 2013. number 2 (25). S. 85-89. 15. J. Scott. The conflict, ways of overcoming them [Text] // Trans. with English / JG Scott - Kiev: Vneshtorgizdat, 1991. - S. 60 - 190; 16. Sociology: a brief thesaurus [Text] // Ed. SOUTH. Volkova. - Rostov - on - Don: Phoenix, 2001. - S. 129. 17. Stepanov EI Conflict Transition: methodological, theoretical, technological problems [Text] // EI Stepanov. -M .: Nauka, 1996. - S. 43. 18. Tkachenko AV The parent community in addressing issues of educational policy: continuation of the [Text] / ES Romanova, BM Abushkin, AV Tkachenko // Systemic psychology and sociology. - 2014. - № 3 (11). - S. 133141. 19. Shalenko VN Conflicts in the workforce [Text] // VN Shalenko. - M .: Nauka, 1992. - S. 27. P. 40-46
Журнал: Кластеры. Исследования и разработки Издатель: Московский кластер бизнес-инициатив (Москластер), ОГРН 1157746107606, ИНН 7719402939 ISSN: 2414-9047 Название статьи: Конфликты в сфере образования DOI: 10.12737/24837 FOS: 5.02, Economics and Business Стр. 40-46
WoS: B.00090, Economics
УДК: 33
ББК: 65.050
ГРНТИ: 06.52.01
РВИНИТИ: 061.51.53.01
РФФИ: 06.6.50
РНФ: 08.1.55
Автор: Иванова Оксана Александровна
Телефон: 89167854897
Электронная почта автора: [email protected]
Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва
Ученая степень: -
Ученое звание: -
Место работы автора: Московский городской педагогический университет
Должность: соискатель
SPIN: -
ODCID: -
Researcher ID: -
Аннотация: В статье приводятся результаты исследований конфликтов в сфере образования. Дается
анализ межличностных и межгрупповых противоборств, основанных на осознанном с каждой из сторон
противоречий.
Ключевые слова: конфликты, сфера образования, социальные отношения
В современном мире в условиях финансовой и социальной нестабильности и напряженности происходят изменения социальных отношений во всех сферах деятельности человека. Не стала исключением и система образования. Согласно Государственной Программе Российского Образования 2013-2020 гг. президента РФ [12], в настоящий момент происходит модернизация сферы образования в направлении большей открытости и больших возможностей для инициативы и активности студентов, укрепление единства образовательного пространства России.
Однако не стоит забывать, что смена форм взаимодействия в основе образовательного процесса, преобладание коммерческого аспекта в образовании, а также различные личностные установки ценностей и мировоззрение студентов и преподавателей, несомненно могут привести к появлению всевозможных социальных конфликтов в образовательной организации [9, с. 281-285].
Как показывает анализ научных источников, конфликт в образовательной организации разными исследователями трактуется довольно широко. В большинстве отечественных исследований по проблеме конфликта в образовательной организации под конфликтом понимается категория, отражающая определенную стадию развития противоречия [8, с. 136]. Например, как отмечает Е.И. Степанов, «конфликт может быть определен как активное противоречие, противоборство самоопределяющихся субъектов» [16, с. 43.]
Кроме того, конфликт представляет собой противоречие, которое так или иначе осознано и оценено конфликтующими субъектами. Как показывает социальная практика, конфликт возникает в тех случаях, если: противоречия отражают взаимоисключающие позиции субъектов; степень противоречия достаточно высока; противоречия осознаются индивидами или группами; противоречия возникают мгновенно или довольно долго накапливаются [1, с. 42].
Исходя из вышеизложенного, по мнению автора, конфликт в образовательной организации следует определить, как столкновение интересов групп людей по поводу удовлетворения социально значимых потребностей, инициированного социально-психологическими факторами внутренней среды и
41
обусловленного внешними условиями, в которых находится данное объединение людей.
Центральным звеном в определении сущности конфликта следует рассматривать межличностное или межгрупповое противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии. В основе конфликта - столкновение принципов, мнений, оценок, характеров или эталонов поведения людей [11, с. 7.].
В любом случае, субъекты, либо объект конфликта обладают социальными признаками, а конфликт влечет социально-экономические последствия. Следует отметить, что в общественном развитии конфликт в образовательной организации всегда выступает детерминантом и составной частью других, параллельных конфликтов в социальной среде. В этом его актуальность. Снижая уровень конфликтности в одной социальной организации, можно стабилизировать общественные отношения во внешней среде существования конкретной группы людей.
В условиях интенсификации социальных отношений, обусловленных современными глобализационными, информатизационными и другими факторами, происходит утверждение новой парадигмы в понимании конфликта в образовательной организации. Во-первых, конфликт в образовательной организации признается как неотъемлемый атрибут общественной жизни [17, с. 133].
Во-вторых, конфликт рассматривается в общественном развитии не только как негативное явление, но и позитивное. В-третьих, этот феномен признается как универсальное и интегрированное средство (форма, способ) эффективного разрешения проблем в организации и в обществе в целом.
Анализ научной литературы позволил выявить, что, несмотря на значительное количество работ по данной проблематике, знаний об этом социальном феномене, он, как справедливо указывает ведущий конфликтолог современной отечественной науки А.В. Дмитриев, остается в центре научной мысли.
По-мнению автора, наиболее полное представление о конфликте, как объекте социального управления [3, с.267.], может дать его процессуальное рассмотрение. Т.е., следует анализировать все составляющие этого социального явления. А именно: цель, решаемые с помощью конфликта социальные задачи, функции, субъектно-предметные отношения, социальный результат от конфликта, организация контроля и разрешения конфликта, внутренние и внешние условия, обусловливающие возникновение и успешного управляемого разрешения этого феномена. Разумеется, процесс конфликта не может быть качественно изучен вне социальных законов развития социума, без исследования причин, закономерностей возникновения, развития и разрешения конфликтных взаимодействий людей, не определяя принципов, форм, методов, приемов, сил и средств управления социальными взаимодействиями [2, с.46]. Большинство исследователей конфликта отмечают, что процесс конфликта включает четыре стадии [7, с. 103].
Первая стадия - возникновение конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация возникает тогда, когда интересы сторон вступают в противоречие друг с другом, однако открытого столкновения еще нет. В центре внимания здесь -
предмет конфликта. Внешними признаками этой стадии конфликта является напряжение отношений между сотрудниками, появление негативных установок, неадекватные ситуации, эмоциональные проявления и другое. В процессе развития событий под влиянием объективных и субъективных факторов конфликтная ситуация может исчезнуть, трансформироваться в другую, или перерасти в открытый конфликт.
На второй стадии возникает инцидент, который инициируется каким-либо событием, которое является поводом для «взрыва» напряженной ситуации и столкновения оппонентов (субъектов конфликта). Инцидент может возникнуть целенаправленно или произойти случайно, быть как объективным, так и субъективным.
На третьей стадии, как правило, наблюдается кризис во внутриорганизационных отношениях. Здесь конфликтная ситуация, обостренная инцидентом, перерастает в открытое противостояние. Кризис в отношениях может проявляться как в открытой, так и скрытой формах. Открытый конфликт -это явно выраженное столкновение сторон в виде спора, ссоры, агрессивных действий. В этом случае между оппонентами происходит разрыв отношений. Скрытый конфликт характеризуется отсутствием явного противостояния. В этом случае противоборствующие стороны внешне могут сохранять видимость нормальных отношений, а для борьбы использовать скрытые способы воздействия друг на друга (интриги, действия «чужими руками» и другие.).
Четвертая стадия - этап завершения, разрешения, урегулирования конфликта. Завершение конфликта не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон, а также пресечения и прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил. Другим, наименее желательным исходом процесса развития конфликта, является приобретение им затяжного характера. Это способствует появлению множества отрицательных последствий конфликта, в том числе - порождению новых конфликтных ситуаций. Как показывает практика, наиболее действенным способом окончательного разрешения конфликта является полное устранение одной из противоборствующих сторон. В противном случае конфликт вновь возродится.
Обобщенные научные данные позволяют увидеть три основные формы динамики конфликта и их содержание:
Циклическая форма. Она характеризуется определенной предсказуемой последовательностью стадий зарождения, апогея и угасания;
Фазовая форма. Здесь преобразуется социальная ситуация, в результате меняются условия, характер и содержание труда, правила поведения персонала, статус формальных и неформальных групп;
Интеракционная форма. В этой форме действия одной стороны инициируют противодействий второй.
Как правило, в чистом виде эти формы динамики редко встречаются, так как конфликты в образовательных организациях имеют смешанные формы динамики. Тем не менее, доминирующей формой является циклическая динамика [4, с. 105].
Разумеется, видение содержания этапов и динамики конфликта у известных исследователей этого феномена имеет отличия. Так научный интерес в рассмотрении динамики конфликта представляет концепция Р. Дарендорфа [5, с. 17]. Он выделяет три этапа в развитии конфликта. По его мнению, на первом этапе возникает «каузальный фон», иначе говоря, конфликтная ситуация. Второй этап состоит в непосредственной кристаллизации, осознании латентных интересов, организации квазигрупп в фактические группировки. Только при определенных организационных, социальных и других условиях происходит кристаллизация. Пока эти условия отсутствуют, конфликт остается в латентном состоянии. Третий этап проявляется в непосредственном столкновении сторон.
В конфликтах Л. Крисберг выделяет уже четыре этапа: возникновение, разрастание, затухание и остаточное воздействие. При этом он отмечает, что конфликты могут вестись самыми разными способами, не обязательно сводимыми к какой-либо форме насилия или принуждения.
Так же четыре стадии вычленяет А.К. Зайцев: зарождение, формирование, расцвет и преобразование. На стадии зарождения конфликта действия развиваются преимущественно на социально-психологическом уровне и имеют, как правило, вербальный характер. На стадии формирования формулируются требования сторон. Данная стадия завершается инцидентом. В период расцвета осуществляются активные действия. Последняя стадия - угасание конфликта. Эта стадия наступает либо после того, как исчерпаны ресурсы одной или обеих сторон, либо при достижении соглашения.
Анализ научных источников показывает, что, все-таки, большая часть исследователей склонна различать три стадии конфликта: предконфликтную, конфликтную и завершающую [14, с.25].
Представляется обоснованным их мнение, что в конфликте первая стадия (предконфликтная) должна являться предметом постоянного изучения и внимания руководителя. Именно этот этап определяет весь ход и исход конфликта. Конфликт на этой стадии характеризуется большей степенью неопределенности, опасности, непредсказуемости, многоаспектности.
Так, В.Н. Шаленко, на взгляд автора, справедливо указывает, что для вступления в конфликтную стадию «необходимо не только обоснование и принятие решения, но и установка на «борьбу», состояние психологической готовности к ней. Именно установка является последним психическим компонентом формирования действия, за которым оно и следует» [18, с. 27].
Переход из предконфликтной в собственно конфликтную стадию сопровождается большим или меньшим осознанием противоположности социальных позиций вовлеченных субъектов, вплоть до осознания антагонизма интересов. Для того чтобы конфликт перерос в конфликтную стадию, субъекты конфликта должны осознать себя как определенную целостность и четко определиться, что у них есть несовместимые цели с противоположной стороной или сторонами. Иными словами, для собственно конфликта характерно позиционное противостояние, выраженное в дилемме: «мы - они».
Этап открытого конфликтного взаимодействия выражается в том, что одни из участников социального взаимодействия, осознавшие конфликтную ситуацию, переходят к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения
и т.п.), направленным на нанесение ущерба оппоненту (противнику). Сторонники другой стороны при этом сознают, что данные действия направлены против них, и, в свою очередь, предпринимают ответные действия против инициаторов конфликта. На этом этапе субъекты конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования [13, с. 87]. Вместе с тем, они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
Основными признаками завершающей стадии конфликта в образовательной организации могут являться:
- возникновение объективных и создание субъективных предпосылок для прекращения противоборства сторон;
- устранение источников и причин конфликта в результате действия сторон;
- существенный спад напряженности между конфликтующими сторонами.
Таким образом, конфликт - явление, развивающееся во времени и имеющее
колебательный характер. При нормальном развитии он колеблется в пределах фона, при катастрофическом развитии происходит резкое нарастание уровня конфликтности, который переходит границы фонового (латентного) уровня и может выражаться в острых конфликтных столкновениях.
Постоянной задачей руководителей является проведение профессиональной диагностики и управление конфликтным процессом с целью максимизации положительных эффектов и минимизации отрицательных.
Список литературы
1. Ананишнев В. М., Денисова Т. Н., Сергейчик С. И. Актуальные проблемы и опыт гражданской социализации учащейся молодежи в условиях рыночной экономики // Инновации в образовании. 2002. - № 2. - С. 42-61.
2. Ананишнев В. М., Денисова Т. Н., Сергейчик С. И. Проблемы гражданской социализации учащихся в контексте инновационных процессов в образовании // Инновации в образовании. - 2002. - № 3. - С. 46-62.
3. Ананишнев В. М. Управление в сфере образования (социологический анализ). - М.: Московский комитет образования, МГПУ, 1997.
4. Ананишнев В. М. Социология образования. - М., МГПУ, 2006.
5. Ананишнев, В.М. Технология социального управления в образовательной сфере / под общ. ред. В. К. Криворученко. - М., 1998.
6. Ананишнев В. М., Денисова Т. Н., Сергейчик С. И. Формирование рынка труда и самоопределение личности учащегося // Инновации в образовании - 2002. - № 1. - С. 17-34.
7. Бикалова Н.А., Годунова Л.А. Преобразование финансовой системы Российской Федерации // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. №5-1 (80). С. 49-52.
8. Гостев А.Н. Организационный конфликт: социологический аспект: монография[Текст] / А.Н. Гостев, Т.С. Демченко - М.: Изд-во СГУ, 2013. - 193 с.
9. Дмитриев А.В. Информационные конфликты [Текст] // Социальное согласие и толерантность в современном мире. - Вып. 2. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. - С. 136
10. Иванова О.А. Конфликты в вузах Московского мегаполиса - предпосылки их возникновения [Текст] // Сакович С.М. Сборник статей Международной научно-практической конференции // Прорывные научные исследования как двигатель науки. Уфа, 2015. С. 281-285
11. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом / В.В. Козлов, А.А. Козлова. - М.: Издательство «Эксмо», 2004. - С. 11 - 54.
12. Мощенко А.В. Конфликтология. - Юнита 1 [Текст] // А.В. Мощенко, - М.: Издательство СГУ, 2004. - С. 7.
13. Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: кйр://минобрнауки.рф/
14. Рычихина Э.Н. Формирование конфликтологической компетентности в системе регионального образовательного пространства [Текст] / Э.Н.Рычихина, М.В.Капранова // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2013. № 2 (25). С. 85-89.
15. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления [Текст] // Пер. с англ./ Дж. Г. Скотт - Киев: Внешторгиздат, 1991. - С. 60 - 190;
16. Социология: краткий тематический словарь [Текст] // Под ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2001. - С. 129.
17. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы [Текст] // Е.И. Степанов. - М.: Наука, 1996. - С. 43.
18. Ткаченко А.В. Родительская общественность в решении вопросов образовательной политики: продолжение [Текст] / Е.С. Романова, Б.М. Абушкин, А.В. Ткаченко // Системная психология и социология. — 2014. — № 3 (11). — С. 133-141.
19. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах [Текст] // В.Н. Шаленко. - М.: Наука, 1992. - С. 27.