конфликтологическая подготовка будущих должностных лиц таможенных органов
CONFLICTOLOGICAL PREPARATION FOR FUTURE OFFICERS OF CUSTOMS BODIES
ОДОБРЕНО 27.11.17 ОПУБЛИКОВАНО 25.12.17 УДК 331.522 DOI 10.12737/article_5a439c7737c427.48391104
КАЛМыКОВА О.Ю.
Канд. пед. наук, доцент кафедры управления и системного анализа теплоэнергетических и социотехнических комплексов, Самарский государственный технический университет, г. Самара
KALMYKOVA O.YU.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Management System Analysis of Thermal Power and Socio-Technical Systems, Samara State Technical University, Samara
e-mail: [email protected] ТРУБИцыН К.В.
Канд. экон. наук, декан факультета, Самарский государственный технический университет, г. Самара
TRUBITSYN K.V.
Candidate of Economic Sciences, Faculty Dean, Samara State Technical University, Samara
e-mail: [email protected] ХРяЩЕВ В.В.
Аспирант кафедры управления и системного анализа теплоэнергетических и социотехнических комплексов, Самарский государственный технический университет, г. Самара
KHRIASHCHEV V.V.
Postgraduate Student, Department of Management System Analysis of Thermal Power and Socio-Technical Systems, Samara State Technical University, Samara
e-mail: [email protected]
ПОЛУЧЕНО 25.11.17
Аннотация
В статье авторами рассматривается актуальная проблема формирования стратегии конфликтологической подготовки студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», будущих руководителей и сотрудников таможенных органов РФ. В статье анализируются методы формирования конфликтологической компетентности студентов, разработанные с учетом потребностей потенциальных работодателей. Анализируются результаты различных социологических исследований, проведенных среди студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело» (ФГБОУ Во «Самарский государственный технический университет») и сотрудников таможенных органов. Представлено учебно-методическое обеспечение системы конфликтологической подготовки. Авторами статьи приведены примеры различных конфликтологических задач, используемых при проведении занятий и тренингов, направленных на профилактику деструктивных конфликтов, конфликта интересов и профилактику профессионального стресса работников таможенных органов.
Ключевые слова: конфликтологическая подготовка, конфликтологическая компетентность, методика обучения, профессиональный стресс, уровень конфликтности, уровень тревожности, методы обучения, конфликтологическая задача.
Abstract
In the article the authors consider the actual problem of formation of the conflictology training strategy for students studying in the specialty "Customs", future leaders and employees of the customs bodies of the Russian Federation. In the article methods of formation of conflictological competence of students are analyzed, developed taking into account the needs of potential employers. The results of various sociological studies conducted among students studying in the specialty "Customs" (Samara State Technical University) and employees of customs bodies are analyzed. Teaching and methodological support of the system of conflictological training is presented. The authors of the article give examples of various conflictological problems used in conducting classes and trainings aimed at the prevention of destructive conflicts, conflicts of interest and the prevention of occupational stress among customs officials.
Keywords: conflict training, conflictological competence, teaching methods, professional stress, level of conflict, level of anxiety, teaching methods, conflictological task.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИя
В современных социально-экономических условиях необходимым фактором развития таможенного менеджмента является совершенствование кадровых стратегий и методов управления персоналом. Реализация организационно-управленческой функции в профессиональной деятельности руководителя таможенных органов часто связана с необходимостью принятия управленческих решений в области различных организационных, управленческих и социально-трудовых проблем. Не разрешенные своевременно, данные проблемы могут вызвать возникновение деструктивных конфликтов и ухудшение социально-психологического климата и уровня социальной напряженности в таможенных органах [1]. Для достижения целей таможенных органов посредством последовательного преодоления рассогласований в ходе реализации производственных задач, которые могут быть связаны с дисфункциональными конфликтами, руководителям необходимо использовать кадровую стратегию управления конфликтами и стрессами. Эффективность реализации данной стратегии зависит от уровня развития конфликтологической компетентности руководителя таможенного органа. Вместе с тем в управленческой практике таможенного менеджмента недостаточно проработаны кадровые стратегии управления конфликтами и стрессами, адекватные уровню управленческой компетентности руководителя. Одной из объективных причин этого является то, что многие специалисты в области управления персоналом не учитывают необходимость организации целенаправленного взаимодействия системы управления, мониторинга и участия управленческого персонала в управлении конфликтами и стрессами. Данные факторы обусловливают актуальность научного изучения конфликтологической подготовки специалистов таможенного дела.
Целью данного исследования являются теоретическое обоснование, разработка методических и практических рекомендаций по созданию стратегии конфликтологической подготовки студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», и формирование системы конфликтологического консультирования при выполнении функций управления персоналом в таможенных органах. Необходимость формирования стратегии конфликтологической подготовки студентов университета, повышения уровня конфликтологической компетентности сотрудников, формирования системы конфликтологического консультирования обосновано авторскими исследованиями мнений руководителей и специалистов кадровых служб таможенных органов, студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», а также в ходе анализа востребованности системы конфликтологического консультирования в различных подразделениях таможенных органов.
понятие конфликтологической
КОМПЕТЕНТНОСТИ
Конфликтологическая компетентность — это система научных знаний о конфликте и умений управлять им, целенаправленно развиваемых в процессе специально организованного обучения применительно к ситуациям учебного и профессионального взаимодействия субъектов общения, а также совместной жизнедеятельности [2].
Конфликтологическая компетентность будущих сотрудников таможенной службы имеет определенные уровни:
- высшее руководство формирует общую политику в области управления конфликтами и стрессами в таможенном органе (формирование программ и мероприятий, направленных на профилактику потенциальных кон-
фликтов и создание системы сотрудничества в рамках Федеральной таможенной службы);
- на уровне первичного руководства реализуются программы формирования благоприятного социально-психологического климата, соблюдения профессионального и этического кодексов, правил внутреннего трудового распорядка [1].
Конфликтологическая подготовка студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», должна быть направлена на формирование способности осуществлять контроль за деятельностью подразделений, групп сотрудников, служащих и работников.
Будущий специалист таможенной службы должен:
- знать особенности и формы протекания социальных, деловых и социально-трудовых конфликтов различных типов и их социально-экономические последствия в профессиональной деятельности; возможности контроля и управления конфликтами и стрессами; принципы и технологии посредничества в конфликтном взаимодействии;
- уметь оценивать и контролировать уровень конфликтности отношений в таможенных органах; пользоваться современными социальными технологиями по управлению конфликтами и стрессами, возникающими в профессиональной деятельности должностного лица таможенного органа;
- владеть навыками эффективного участия в посреднической, социально-профилактической, консультационной и контрольной деятельности по управлению конфликтами и профессиональными стрессами.
Направления обязательных тем занятий и учебно-методических заданий в сфере управления конфликтами и стрессами в таможенных органах могут быть представлены в табл. 1.
результаты исследования
Для выявления значимости конфликтологической компетентности для профессиональной деятельности руководителей и работников авторами был проведен опрос (2014—2017), в котором приняли участие руководители и сотрудники таможенных органов (первая и вторая группа респондентов). В третью группу респондентов вошли студенты, обучающиеся по специальности «Таможенное дело». В качестве респондентов выступили 500 студентов (2—5 курс) Самарского государственного технического университета. Каждой группе респондентов необходимо было оценить необходимость формирования конфликтологической компетентности руководителя учреждения. Анализ результатов анкетирования показал, что наивысшие показатели с точки зрения значимости имеют навыки в области профилактики и управления организационными конфликтами.
Целью другого опроса стало выяснение мнения респондентов относительно тематики программы обучения (формирование конфликтологической компетентности) и эффективности различных форм и методов обучения студентов и руководителей (должностных лиц) таможенных органов. В ходе бесед с респондентами были выявлены наиболее актуальные темы учебных занятий: основные психологические составляющие профессионального выгорания должностных лиц таможенного органа; прогнозирование конфликтного потенциала руководителей (должностных лиц) и картографирование конфликтного противостояния в подразделениях таможенного органа; стресс различных категорий должностных лиц таможенного органа; возможности прогнозирования конфликтного поведения руководителей и должностных лиц и способов урегулирования конфликта; причины возникновения организационных конфликтов и стрессов в подразделениях
Таблица 1
Этапы формирования компетенции, темы занятий и оценочные средства
Этапы формирования компетенции Темы занятий Оценочные средства
1. Становление и развитие конфликтологии Становление конфликтологии как области научного знания Формирование конфликтменеджмента в подразделениях таможенной службы Обусловленность возрастания интереса к теоретическим и практическим аспектам конфликтологии в практической деятельности специалиста таможенных органов Устный опрос Письменный отчет Тест Дискуссия
2. Основы теории конфликта Конфликт как социальное явление Возможности прогнозирования конфликтного поведения и урегулирования конфликта в профессиональной деятельности специалиста таможенной службы Неоднозначность функций конфликта, его позитивные и негативные последствия Классификация конфликтов, их систематизация и деление по существенным признакам, типам и видам Конфликт интересов в таможенной службе Устный опрос Письменный отчет Тест Кейс-задание Вариативные конфликтологические задачи Картография конфликта Эссе
3. Источники конфликтов и стрессов организации Методы диагностики источников и причин возникновения конфликтов в подразделениях таможенных органов Методы диагностики стресс-факторов, вызывающих повышение уровня профессионального стресса сотрудников в процессе профессиональной деятельности Методы диагностики стресс-факторов, вызывающих повышение уровня синдрома профессионального и эмоционального выгорания сотрудников в процессе профессиональной деятельности Устный опрос Письменный отчет Тест Конфликтная ситуация Вариативные конфликтологические задачи Ассертивный спор
4. Структура и динамика конфликта Границы конфликта Структурная и процессуальная модели описания конкретного конфликта в организации Основные элементы конфликтного столкновения Картографический метод выявления структуры конфликта Стадии и фазы развития конфликта Различия в содержании понятий завершения, урегулирования и разрешения конфликта Устный опрос Письменный отчет Тест Картография конфликта Эссе Кейс-задача
5. Предупреждение и урегулирование конфликтов Методы профилактики деструктивных конфликтов среди сотрудников таможенного поста Методы профилактики аддиктивного поведения сотрудников таможенного поста Методы профилактики профессионального стресса и синдрома профессионального выгорания сотрудников таможенного поста Методы профилактики коррупционного поведения сотрудников таможенного поста Устный опрос Обзор литературы по теме Тест Картография конфликта Эссе
6. Способы разрешения конфликтов Стратегии урегулирования и разрешения конфликтов в подразделениях таможенной службы Стратегии медиативной деятельности, направленной на урегулирование конфликтного взаимодействия оппонентов Принципы и приемы проведения переговоров в сложных (кризисных, стрессовых) ситуациях Устный опрос Письменный отчет Тест Кейс-задание Конфликтная ситуация Эссе
7. Организационный механизм управления конфликтами и стрессами Кадровая стратегия управления конфликтами и профессиональными стрессами в подразделениях таможенной службы Организационно-методические мероприятия (программ), направленные на профилактику социально-трудовых конфликтов в коллективе Обучающие тренинги, направленные на формирование конфликтологической и стресскомпетентности руководителей и сотрудников таможенной службы Конфликтологический кодекс (этический регламент), карты стресса для различных категорий сотрудников таможенного поста; Нормативно-документационное и правовое обеспечения стратегии управления конфликтами и стрессами в подразделениях таможенной службы Картографирование конфликтной ситуации Тест Кейс-задача Программа тренинга Проект стратегии управления конфликтами Комплекс кадровых мероприятий по профилактике профессионального стресса Эссе
Источник: составлено авторами.
таможенного органа; управление стрессами на уровне таможенного органа и на уровне личности должностного лица; обзор типовых ситуаций возникновения у должностных лиц таможенных органов личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов; нормативные правовые акты, регулирующие противодействие коррупции.
Анализ ответов студентов показал, что высокие оценки у них получили активные и интерактивные методы обучения: дискуссия, ассертивный спор, картографирование конфликтных ситуаций, кейс-задачи, деловые (ролевые) игры, тренинг. Анализ ответов должностных лиц таможенных органов показал, что высокие оценки у всех респондентов получили активные и интерактивные методы обучения, активизирующие инновационную, творческую и коммуни-
кативную деятельность и подразумевающие практическое использование полученных в процессе профессиональной деятельности и личного биографического опыта знаний, учений и навыков должностных лиц.
Полагаем, что информация, полученная в результате диагностических исследований уровня стрессогенности и конфликтности, источников и причин возникновения конфликтов, картографирования конфликтных ситуаций в системе социально-трудовых отношений таможенных органов может являться актуальной основой для формирования и модернизации учебно-методического обеспечения образовательных программ конфликтологической подготовки студентов (специальность «Таможенное дело») и должностных лиц таможенных органов (на примере Самарского та-
моженного поста) [1]. Целью одного из этапов исследования авторов является диагностика источников профессионального стресса, потенциальных копинг-стратегий и ресурсов стрессоустойчивости должностных лиц таможенных органов. Результаты анкетирования показывают, что основными причинами, вызывающими повышение уровня профессионального стресса на рабочем месте являются: недостаточное материальное стимулирование (30%); большой объем работы (25%); высокая скорость, с которой работа должна быть выполнена (25%). Выявлены ключевые симптомы повышения уровня профессионального стресса: усталость и недостаток энергии (40%); раздражительность (20%). Уровень профессионального стресса — средний (см. рис. 1 и 2).
Результаты данного опроса могут быть информационно значимы, например, для разработки различных заданий по следующим темам: методы диагностики стресс-факторов, вызывающих повышение уровня профессионального стресса сотрудников в процессе профессиональной деятельности; методы диагностики стресс-факторов, вызывающих повышение уровня синдрома профессионального и эмоционального выгорания сотрудников в процессе профессиональной деятельности.
Авторами статьи сформированы учебно-методические материалы, включающие комплекс вариативных конфликтологических задач, разработанных на основе опросов должностных лиц и руководителей Самарского таможенного поста (с учетом специфики профессиональной деятельности должностных лиц таможенного органа).
Задачи имеют инвариантный характер и отражают определенное направление конфликтологической деятельности:
- непосредственные причины возникновения экономических, межличностных, межгрупповых, организационных, социально-трудовых конфликтов;
- принципы соблюдения требований к служебному поведению сотрудников и урегулирования конфликтов интересов в подразделениях таможенного органа;
- прогнозирование конфликтного потенциала руководителей (должностных лиц) и картографирование конфликтного противостояния в подразделении таможенного органа;
- функциональные (позитивные и негативные) направления конфликтов в подразделении таможенного органа;
- классификация конфликтов в подразделении таможенного органа;
- источники и функциональные последствия профессио -нального стресса должностных лиц таможенных органов;
- методы управления конфликтами в подразделении таможенного органа;
- копинговые стратегии поведения при профессиональном стрессе; факторы, обусловливающие особенности преодолевающего поведения должностных лиц таможенного органа;
- управление стрессами на уровне подразделения и на уровне личности должностного лица таможенного органа;
Рис. 1. Основные причины, вызывающие повышение уровня профессионального стресса должностных лиц таможенных органов
Источник: составлено авторами
Рис. 2. Симптомы повышения уровня профессионального стресса у должностных лиц таможенного органа
Источник: составлено авторами
Таблица 2
Примеры конфликтологических задач
Конфликтологическая задача Содержание задачи Практическое значение решения задачи для организации
Причины возникновения конфликтов в организации Прогнозирование конфликтного потенциала руководителей (работников) и картографирование конфликтного противостояния Функциональные направления конфликтов в организации Мониторинг технологии управления конфликтами и стрессами Диагностика уровня конфликтности и стресс-мониторинг Примеры задач 1. Приведите примеры различных конфликтных ситуаций, в которых выигрывает следующее функциональное проявление организационного конфликта: а) интеграция персонала; б) сигнализация об очагах социального напряжения; в) профилактика разрушительных противоборств 2. Назовите: а) элементы конфликта; б) стадии конфликтной ситуации; в) фазы конфликтной ситуации; г) элементы картографического анализа конфликта • Диагностика существующих в организации методов технологии управления конфликтами и стрессами • Выявление потребностей руководителей и работников в формировании технологии управления конфликтами и стрессами • Осуществление диагностики уровня стресса, уровня конфликтности, стресс-мониторинг и т. д.
Принципы технологии управления конфликтами и стрессами Формирование технологии кадровой политики организации в области управления конфликтами и стрессами Примеры задач 1. Проанализируйте уровень конфликтности, уровень стресса, кадровую политику, организационную структуру, кадровый состав, систему управления персоналом и на основе анализа спрогнозируйте возможный сценарий формирования программы стресс-менеджмента (на примере конкретной организации) 2. Прокомментируйте положение о том, что: а) решение организационного конфликта представляет собой устранение основных причин, вызвавших данный конфликт, либо изменение интересов и стратегии поведения участников конфликтного противостояния; б) функции конфликта характеризуются с учетом как конструктивных, так и деструктивных последствий для социально-экономической эффективности деятельности организации в целом • Анализ стратегии развития организации и стратегии управления человеческими ресурсами • Формирование технологии управления конфликтами и стрессами
Методы управления конфликтами и стрессами в организации Определение содержания технологии управления конфликтами и стрессами Примеры задач 1. Охарактеризуйте перечень и структуру организационных мероприятий, направленных на: а) профилактику деструктивных конфликтов в организации; б) профилактику профессионального стресса работников 2. Предложите свою классификацию: а) методов управления конфликтами и стрессами в организации; б) конструктивных функций конфликтов в организации • Формирование модели конфликтологической компетентности руководителя и работников организации • Разработка программ профилактики профессионального стресса
Источники и функциональные последствия профессионального стресса сотрудников Копинговые стратегии поведения при профессиональном стрессе Разработка системы мотивации персонала по формированию конструктивного трудового поведения в трудовом коллективе Примеры задач 1. Покажите связи, которые существуют между: а) причинами возникновения организационных конфликтов и несовершенством системы управления персоналом, организационной структуры организации, кадровой политики организации; б) причинами повышения уровня профессионального стресса и несовершенством организации труда персонала 2. Раскройте особенности стратегии поведения в конфликте: а) сотрудничество; б) противоборство; в) уклонение; г) компромисс • Разработка способов стимулирования персонала к применению технологии управления конфликтами • Создание благоприятной образовательной среды по формированию конфликтологической компетентности всех категорий работников организации
Управление стрессами на уровне подразделения и на уровне личности сотрудника Внедрение технологии управления конфликтами и стрессами Примеры задач 1. Выполните задания: а) разработайте план исследования по теме «Проведение стресс-менеджмента в организации»; б) сформируйте документы, оформляемые при осуществлении примирительных процедур между оппонентами 2. Сформулируйте содержание и структуру деловой игры, направленной на: а) профилактику деструктивных конфликтов в трудовом коллективе; б) профилактику профессионального стресса работников • Внедрение программ технологии управления конфликтами и стрессами • Анализ результатов функционирования технологии управления конфликтами и стрессами
Документационное и нормативное правовое обеспечение технологии управления конфликтами и стрессами в организации Разработка нормативного и документационного обеспечения технологии управления конфликтами и стрессами Примеры задач 1. Разработайте: а) документы, применяемые при разрешении организационных и трудовых конфликтов в организации; б) правила управления конфликтами для руководителя организации 2. Оцените значимость для эффективной системы профилактики конфликтов и стрессов в организации: а) типа кадровой политики организации; б) качества документов, оформляемых в процессе управления конфликтами; в) содержания этапов прохождения примирительных процедур при трудовых спорах • Определение состава нормативно-регламентирующих документов в области управления конфликтами и стрессами в организации • Создание конфликтной комиссии • Разработка положений регламента работы конфликтной комиссии
Источник: составлено авторами. 28
- документационное и нормативное правовое обеспечение технологии управления конфликтами и стрессами в подразделениях таможенного органа.
Пример различных заданий, используемых в процессе проведения практических занятий по дисциплине «Управление конфликтами и стрессами в таможенных органах» для студентов специальности «Таможенное дело» представлен в табл. 2.
В процессе оценки эффективности конфликтологической подготовки можно использовать следующие формы оценочных средств:
- моделирование конкретных конфликтных ситуаций и их картографический анализ;
- принятие управленческого решения по управлению конфликтами и стрессами;
- исследование по актуальным проблемам конфликтного взаимодействия в организации;
- формирование проекта по разработке содержания профессиональной деятельности конфликтменеджера на примере конкретной организации;
- разработка программы тренингов по формированию стресскомпетентности различных категорий работников и руководителей организации;
- разработка программы тренингов по формированию конфликтологической компетентности работников и руководителей организации;
- разработка проектов по разрешению конфликтного взаимодействия;
- формирование конфликтологического кодекса поведения работников;
- формирование образцов документов, применяемых в конфликтной комиссии организации при разрешении конфликтов.
выводы
Формирование конфликтологической компетентности студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», необходимо осуществлять на основе систематического взаимодействия с руководителями и должностными лицами подразделений таможенных органов.
На основе сформированного учебно-методического обеспечения конфликтологической подготовки студентов в вузе авторы статьи разработали организационно-методические и психолого-педагогические рекомендации по формированию конфликтологической компетентности руководителей и должностных лиц таможенных органов:
- сформирована методика обучения, используемая в процессе формирования конфликтологической компетентности должностных лиц;
- разработан комплекс обучающих тренингов;
- создан методический инструментарий процесса формирования конфликтологической компетентности должностных лиц таможенных органов.
Полагаем, что формирование системы конфликтологического консультирования руководителей и должностных лиц в подразделениях таможенных органов позволит улучшить социально-психологический климат, понизить уровень деструктивной конфликтности и профессионального стресса всех категорий персонала.
Авторы статьи выражают благодарность представителям научной школы управления персоналом имени А.Я. Киба-нова в Государственном университете управления (г. Москва) за консультации и критические замечания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бычков А.В. Психология конфликтов в подразделениях таможенной службы и способы их разрешения [Текст]:
монография / А.В. Бычков. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014.
2. Щербакова О. И. Конфликтологическая культура личности специалиста: контекстный подход [Текст] / О.И. Щербакова, А.А. Вербицкий. — М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010.
3. КибановА.Я. Конфликтология [Текст]: учебник / А.Я. Ки-банов [и др.]; под ред. А.Я. Кибанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Калмыкова О.Ю. Формирование конфликтологической компетентности в процессе профессиональной подготовки менеджеров [Текст] / О.Ю. Калмыкова, Г.П. Гагарин-ская // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия «Экономика». № 3 (23). — Тольятти: ФГБОУ ВПО «ПВГУС», 2012.
5. Коновалова В.Г. «Огнеопасная» работа: организационные симптомы и факторы профессионального выгорания [Текст] / В.Г. Коновалова // Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2010. — № 5.
6. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент [Текст]: учебное пособие / В.В. Макрусев, В.Ю. Дианова. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.
7. Митрофанова Е.А.. Профессиональный образовательный потенциал: по пути накопления [Текст] / Е.А. Митрофанова, К.В. Трубицын // Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2012. — № 4.
8. Калмыкова О.Ю. Управление конфликтами и стрессами в процессе государственной службы в подразделениях таможенной службы [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». — Том 7. — № 2 (2015). — URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN215.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
REFERENCES
1. Bychkov A.V. Psikhologiya konfliktov vpodrazdeleniyakh tamo-zhennoy sluzhby i sposoby ikh razresheniya [The psychology of conflicts in the units of the customs service and ways to resolve them]. Moscow, Rossiyskaya tamozhennaya akademiya Publ., 2014.
2. Shcherbakova O.I., Verbitskiy A.A. Konfliktologicheskaya kul'tura lichnosti spetsialista: kontekstnyy podkhod [Conflicto-logical culture of a specialist's personality: a contextual approach]. Moscow, MGGU im. M.A. Sholokhova Publ., 2010.
3. Kibanov A.Ya., Vorozheykin I.E., Zakharov D.K., Konovalova V.G. Konfliktologiya [Conflict]. Moscow, INFRA-M Publ., 2005.
4. Kalmykova O.Yu., Gagarinskaya G.P. Formirovanie konflikto-logicheskoy kompetentnosti v protsesse professional'noy pod-gotovki menedzherov [Formation of conflictological competence in the process of professional training of managers]. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa, Seriya «Ekonomika» [Bulletin of the Povolzhsky State University of Service, Series "Economics"]. Tol'yatti, FGBOU VPO «PVGUS» Publ., 2012, I. 3 (23).
5. Konovalova V.G. «Ogneopasnaya» rabota: organizatsionnye simptomy i faktory professional'nogo vygoraniya [ " Flammable" work: organizational symptoms and factors of professional burnout]. Kadrovik. Kadrovyy menedzhment [Kadrovik. Personnel management]. 2010, I. 5.
6. Makrusev V.V., Dianova V.Yu. Tamozhennyy menedzhment [Customs management]. Moscow, Rossiyskaya tamozhennaya akademiya Publ., 2009.
7. Mitrofanova E.A., Trubitsyn K.V. Professional'nyy obrazova-tel'nyy potentsial: po puti nakopleniya [Professional educational potential: along the way of accumulation]. Kadrovik. Kadrovyy menedzhment [Kadrovik. Personnel management]. 2012, I. 4.
8. Kalmykova O.Yu., Trubitsyn K.V., Bataev V.V., Tkachev V.K. Upravlenie konfliktami i stressami v protsesse gosudarstvennoy sluzhby v podrazdeleniyakh tamozhennoy sluzhby [Management of conflicts and stresses in the process of civil service in the units of the customs service]. Internet-zhurnal «Naukovedenie» [Internet-journal "Naukovedenie"]. 2015, V. 7, I. 2. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN215.pdf