Реваз ГАЧЕЧИЛАДЗЕ
Доктор географических наук, профессор Тбилисского государственного университета
им. Иванэ Джавахишвили, член-корреспондент Грузинской национальной академии наук
(Тбилиси, Гоузия).
КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ РАСПАДА И РЕСТАВРАЦИИ ИМПЕРИИ: ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД (НА ПРИМЕРЕ БЫВШЕГО РОССИЙСКОГО ЗАКАВКАЗЬЯ 1917-1923 ГГ.)
Резюме
статье рассмотрены вопросы кавказье во времена Российской импе-формирования административно- рии, проблемы межгосударственного территориального деления в За- разграничения республик региона во
время первой независимости (1918— 1920/1921) и сразу после советизации. Конфликты, возникшие и существующие до сих пор в регионе, в значитель-
ной мере (хотя не полностью) были предопределены ранее происходившими демографическими и политико-географическими процессами.
В в е д е н и е
Империи1 — обширные группы государств и стран, управляемые одним монархом, олигархией или сувереном, — создавались путем завоевания2. Они возникали и через некоторое время (история показывает, что они редко существовали дольше трех-пяти столетий) распадались или, реже, видоизменялись. Расширение большинства империй занимало долгое время3, и, соответственно, распад их зачастую также растягивался надолго. После распада империй с долгой историей оставалось их политическое и/или культурное наследие, что само по себе не всегда было плохо: например, Римская империя оставила в Европе сильную культурную традицию.
Вместе с тем после распада империй обычно возникали конфликты из-за перераспределения «территориального наследства». В XX столетии основным аргументом в таком перераспределении являлось то, что территории бывших империй на самом деле представляли собой ранее завоеванные земли, населенные автохтонными этносами, зачастую справедливо полагавшими, что это их «историческая территория». Нередко на одну и ту же землю претендовали разные этносы — или ранее проживавшие там же, или поселенные правительством империи. Много таких конфликтов возникло уже после Первой мировой войны, в результате которой распались четыре империи — Германская, Австро-Венгерская, Российская и Османская. Конфликты 1920-х годов в Малой Азии, на Балканском полуострове, в Центральной Европе в значительной мере были предопределены «неравноправным» (с различных точек зрения) перераспределением имперского наследства, чему способствовали и произвольные, не всегда обоснованные политические шаги победившей в войне стороны — Антанты.
В отличие от Германской, Австро-Венгерской и Османской империй, которые окончательно канули в лету, Российская империя видоизменилась. Большевистское правительство, захватившее власть 7 ноября 1917 года на территории бывшей империи Романовых (с 1 сентября 1917 г. — Российской Республики), по договору, подписанному в Брест-Литовске 3 марта 1918 года («Брестский мир»), вышло из Мировой войны, фактически признав победу «Центральных держав» (последние через несколько месяцев, в свою очередь, признали победу Антанты). Видоизмененная Империя смогла полностью оправиться и в 1920—1940 годах территориально восстановилась, хоть и под другим названием — Советская Россия/РСФСР/СССР, — с кардинально изменившейся государственной идеологией и новой столицей — Москвой.
Как и другие империи, Российская империя представляла собой пестрый конгломерат самых различных этноконфессиональных групп. После двух революций 1917 года, когда центральная власть ослабла и на некоторое время практически исчезла, эти группы на периферии старого имперского пространства попытались создать и кое-где создали собственную государственность. Естественно, на политической арене появился и стал
1 Термин «империя», который неоднократно будет использоваться в статье, не носит обязательно отрицательного значения. Империи зачастую были логическим продуктом исторического развития.
2 См.: Oxford Dictionaries online; Giddens A. Sociology. London: Polity Press, 1989.
3 O расширении Российской империи см.: Russian Colonial Expansion to 1917 / Ed. by M. Rywkin. London: Mansell Publishing, 1988.
доминировать этнотерриториальный национализм, который ранее в Империи почти не наблюдался или существовал скрытно.
Реставрированной Империи — Советской России — довольно скоро пришлось иметь дело с очень серьезными этнотерриториальными конфликтами, которые ее политика в значительной мере усугубляла или в лучшем случае могла лишь временно погашать.
Ниже рассмотрен пример формирования границ в многонациональном Закавказье4, где в 1918 году после распада империи Романовых возникли три независимые республики, а после возвращения в регион Советской России (в 1920/1921 г.) были созданы ранее неизвестные административно-территориальные единицы, формально называемые «государственными образованиями», — Советские Социалистические Республики (ССР) и автономные Советские Социалистические Республики (АССР), а также Автономные области (АО). Границы и статус этих территориальных образований были окончательно установлены к 1923 году. Определение их границ сопровождалось спорами и конфликтами, которые латентно продолжались в течение всего существования Советского Союза и с особой остротой проявились перед распадом и после распада его в конце 1991 года.
Автор не склонен считать, что все этнополитические конфликты в Закавказском регионе были предопределены одной лишь политикой Российской империи и Советской России, но все же эта политика в значительной мере, иногда непроизвольно, но нередко — сознательно способствовала их обострению.
Вопросы политической или экономической истории в данной статье почти не затрагиваются. Определяющим является политико-географический подход, который в данном случае предполагает рассмотрение конфликтогенности формирования политических и административных границ.
Административно-территориальное деление и этническая структура населения Кавказа в составе Российской империи
Административно-территориальное деление (АТД) Кавказа после его завоевания Российской империей в XIX столетии5 сначала в значительной степени следовало ранее существовавшему традиционному делению на царства, ханства и княжества. Но в скором времени имперское правительство решило отказаться от такой системы и в определенной мере (хотя не целиком) стало игнорировать этническую или субэтническую структуру населения территорий. По крайней мере, из названий административных единиц были изъяты символы, указывающие на этничность. Например, если до 1846 года существовала административная единица под названием Грузино-Имеретинская губерния, охватывавшая восточную Грузию, часть западной Грузии и части нынешних северной Армении
4 В данной статье автор не использует термины «Южный Кавказ» и с недавних времен введенный в оборот «Центральный Кавказ» и предпочитает условно называть регион «Закавказьем», поскольку в рассматриваемый период он именовался именно так.
5 Фактический материал об АТД Кавказа в историко-географическом плане представлен в книге: Цу-циев А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774—2004). М.: Европа, 2006.
и северного Азербайджана, а до 1850 года существовала Армянская область, то впоследствии появились (и существовали до распада Империи) губернии с названиями по их центральным городам: Тифлисская, Кутаисская, Эриваньская, Елисаветпольская (Гянджа), Шемахинская/Бакинская и т.д. После польского восстания 1863 года в Империи стали исчезать и другие названия, имеющие этническую окраску: например, вместо Абхазского княжества появился Сухумский округ (см. карту 1).
В конце XIX столетия конечной целью Российской империи становится ускоренная ассимиляция «инородцев» и создание «однородной» империи. Логически возникает мнение, что манипуляции с названиями административно-территориальных единиц в регионе с этноконфессионально пестрым населением проводились для того, чтобы их жители не идентифицировали себя с «этнической территорией».
С этой же целью проводилась миграционная политика, хотя заселение этническими русскими Закавказья, в отличие от Северного Кавказа, носило ограниченный характер. Уже в первой половине XIX столетия Империя способствовала притоку в регион из Европейской России православных великороссов, малороссов и русскоязычных религиозных сектантов (молокан, духоборов, субботников), но в целом их было относительно мало, и они в основном селились в городах (Баку, Тифлис). Зато Империя поощряла этническую диверсификацию населения, приглашая армян — из Персии и Османской империи, немцев — из германских государств, греков — из Османской империи, селило здесь ссыльных поляков и т.д. После 1862—1878 годов, когда с территорий всего Кавказа были выселены или всеми мерами побуждены к эмиграции в пределы Османской империи целые этнические группы (например, адыги — с северо-западного Кавказа, абхазы — из Сухумского округа, грузины-мусульмане — из Батумской области и т.д.; ранее была вытеснена в Персию или Турцию часть тюрок-мусульман6), эти территории также заселялись представителями других этносов.
В течение XIX столетия Закавказье демографически довольно сильно изменилось. Если создание этнической чересполосицы было намеренной политикой Петербурга, то Империя в определенной мере добилась желаемого результата. К концу XIX столетия все административно-территориальные единицы Закавказья оказались полиэтническими.
В нижеприведенной таблице приведены данные Первой всероссийской переписи населения 1897 года об основных этнических группах, проживавших тогда в регионе. Перепись 1897 года не ставила вопрос об этнической или субэтнической принадлежности жителей: задавался вопрос только о родном языке. Соответственно, этническая принадлежность определялась по родному языку, что не лишено изъянов и довольно условно: при обработке материалов в Петербурге этнические и субэтнические группы выделялись лишь косвенным методом7.
Принятый метод приводил к неточностям. Так, носители «картвельских языков» («картвели» — самоназвание грузин) разделены на 11 «народов», из которых 8 имели один и тот же родной язык. Например, лишь следуя информации о территориальном расселении, возможно было отделить «грузин» (так Перепись определяла жителей равнин Тифлисской губернии) от «тушин», «пшавов» и «хевсуров» — малочисленных горцев той же губернии, на самом деле говоривших на взаимопонятных диалектах одного и того же грузинского языка, имеющего очень давнюю письменность и литературную традицию. То же можно сказать об «имеретинах», «гурийцах», «ингилойцах» и «аджарцах». Три «картвельских народа», называвших в качестве родных языков мегрельский (вместе с
6 См.: Цуциев А. Указ. соч. С. 34.
7 См.: Первая всеобщая перепись населения Российской империи / Под ред. Н.А. Тройницкого. Т. II. Санкт-Петербург, 1905. С. 1.
Карта 1
Административно-территориальное деление Закавказья в последние десятилетия Российской империи
Таблица 1
Численность (в скобках — процент) основных групп населения, определенных по родному языку, с разбивкой по губерниям, областям и округам Закавказья
Губерния (г.), / область (об.), округ (ок.) / Язык й й и к с й й й и
и к с з а х б С н а X д й а б р е з С и к с н я м р С ки с н и з у р Г к с н и т е с О Русский Другие Всего
Тифлисская г. — 78 433(8,1) 194 089(20,1) 455 237(47,1) 67 262(7,0) 85 338(8,8) 86 449(8,9) 966 808(100,0)
Кутаисская г. 89(0,0) — 2 552(0,3) 779 881(96,5) 4 200(0,5) 7 476(0,9) 13 280(1,7) 807 478(100,0)
Бакинская г. - 485 146(58,7) 52 233(6,3) 1 678(0,2) — 77 681(9,4) 209 978(25,3) 826 716(100,0)
Елисаветпольская г. — 534 086(60,8) 292 188(33,3) 1 396(0,2) — 17 875(2,0) 32 870(3,7) 878 415(100,0)
Эриваньская г. — 313 176(37,8) 441 000(53,2) 588(0,1) — 15 937(1,9) 58 855(7,0) 829 556(100,0)
Батумская об. 837(0,5) — 14 939(10,3) 63 011(43,6) 29(0,1) 9 956(6,8) 55 812(38,6) 144 584(100,0)
Карсская об. — 2 347(0,8) 73 406(25,3) 543(0,1) 520(0,1) 27 856(9,6) 185 982(64,0) 290 654(100,0)
Сухумский ок. 58 715(55,3) — 6 552(6,2) 25 873(24,4) 11(0,1) 6 011(5,6) 9 017(8,5) 106 179(100,0)
Закатальский ок. — 28 950(34,4) 2 100(2,5) 12 394(14,7) 6(0,1) 434(0,5) 40 340(47,9) 84 224(100,0)
Всего Закавказье 59 641(1,2) 1 442 138(29,2) 1 079 059(21,9) 1 340 601(27,2) 72 028(1,5) 248 564(5,0) 692 583(14,0) 4 934 614(100,0)
* Включает великорусский, малороссийский и белорусский языки.
И с т о ч н и к: Кавказский календарь 1908. Тифлис, 1908. С. 107—124.
родственным ему лазским) и сванский, пользовались общегрузинским литературным языком и имели четкую грузинскую идентичность. Организаторы Переписи и сами указывали, что «народы, составляющие Картвельскую, или Иверскую, группу, в значительной мере представляют собой единое целое»8.
В числе «изъянов» Переписи можно указать и на такие: тогда как подавляющее большинство грузин — православные, в Тифлисской губернии около 30 тыс. лиц с родным грузинским языком указали своей религией «армянское григорианство»: к кому их причислять — к грузинам или армянам? Ту же религию в Елисаветпольской губернии указало в качестве своей 6 тыс. лиц с «лезгинским языком» (скорее всего, это удины). Абхазов приходилось вычленять из «кавказских горцев», говорящих на «черкесском» языке: то есть это «черкесы», проживающие в Сухумском округе и Батумской области, причем в Сухумском округе к ним приплюсованы самурзаканцы (жители нынешнего Гальского района), в реальности говорящие на одном из «картвельских языков» — мег-рельском9 (см. табл. на с. 165).
Из таблицы явствует, что единственной территорией с практически мононациональным составом населения была Кутаисская губерния (значительная часть Западной Грузии). Во всех остальных губерниях крупнейшая языково-этническая группа составляла не более 60 процентов. В Эриваньской и Елисаветпольской губерниях вторая по численности группа составляла 37,8 и 33,3 процента, соответственно (это были «татароязычные» — в Эриваньской и армяноязычные — в Елисаветпольской губерниях).
В Закатальском округе относительное большинство составляли «другие» — в данном случае, дагестанские народности, а в Карсской и Батумской областях «другие» были лица, указавшие родным языком турецкий или курдский.
Несмотря на определенные неточности, данные таблицы указывают на сильную языково-этническую чересполосицу, которая даст о себе знать 20 лет спустя после Переписи.
Попытка разграничения территорий независимыми государствами региона
Падение монархии, а затем большевистская революция в России оставили многие зоны на периферии вне влияния бывшего имперского центра. Изменившуюся геополитическую ситуацию в Закавказье до октября — ноября 1918 года старались использовать Германия и Османская империя. Но после поражения их в Первой мировой войне Антанта не смогла или не захотела заполнить «вакуум имперской власти» в регионе (слабая попытка была сделана в 1918—1919 годах, но последние британские солдаты покинули регион летом 1920 г.). США сразу после мировой войны вернулись к политике изоляционизма; новая (кемалистская) Турция, возникающая на обломках Османской империи, сама оказалась в тяжелой ситуации, сражаясь за свое место в Малой Азии; в России почти до конца 1920 года свирепствовала гражданская война.
До 1917 года в Закавказье почти не проявлялся сепаратизм, в том смысле, что политические партии, имевшие значительную этническую поддержку (меньшевики [социал-
8 Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Т. II. С. xxvi.
9 Gachechiladze R. The New Georgia: Space, Society, Politics. London: UCL Press, 1995. P. 83.
демократы] — среди грузин, «Дашнакцутюн» — среди армян, «Мусават» — среди азербайджанцев) не ставили своей целью отделение определенных территорий от Империи. В основном они преследовали цели культурной или административной автономии для своих этносов10. Даже после падения монархии народы Закавказья охотно участвовали в выборах Учредительного собрания Российской Республики.
Но политическая реальность очень быстро меняла парадигмы.
Депутаты Закавказья, избранные в 1917 году в Учредительное собрание, не успели прибыть в Петроград на его первое заседание, а второго заседания и не последовало, поскольку большевики, которые не смогли демократическим путем получить большинство в Учредительном собрании, силой разогнали его 5 января 1918 года. Вскоре большевики подписали Брестский мир и практически оставили регион вне своего влияния: некоторое время они держались лишь за Баку.
В таких условиях в Закавказье возникала государственность местных крупнейших этнических групп — азербайджанцев, армян и грузин. 22 апреля 1918 года о создании Закавказской Федеративной Республики со столицей в Тбилиси объявили депутаты Закавказья, избранные в Учредительное собрание Российской Республики.
Но Закавказская Федерация оказалась недолговечной. Под нажимом извне (Германия, Османская империя)11 и из-за неспособности выработать единую внешнюю политику 26—27—28 мая независимость объявили Грузинская Демократическая Республика, Демократическая Республика Азербайджан и Республика Армения (последняя формально не упомянула «независимость» в своей декларации12). Следует отметить, что Азербайджан стал первой парламентской республикой в мусульманском мире и женщинам там было предоставлено избирательное право раньше, чем в Великобритании13.
Возникали национальные государства. Но межгосударственные проблемы только начинались.
Республикам Закавказья сразу же пришлось иметь дело с Османской империей, которая, следуя букве Брестского мира, аннексировала Батумскую и Карсскую области и сверх того части территории Грузии и Армении и 15 сентября 1918 года заняла Баку (правда, в конце 1918 г. с окончанием мировой войны Османская империя покинула регион). Кроме того, почти сразу же встал вопрос о разграничении территории между новыми государствами.
После распада империй для разграничения вновь образованных государств можно применять принципы «этнического расселения», «исторической территории» или «имперского административно-территориального деления».
Принципы «этнического расселения» и «исторической территории» при определении территорий государств весьма субъективны. Их применение относительно эффективно лишь в том случае, если настаивающая на таком принципе сторона обладает подавляющей силой. Так, принципом «этнического расселения» («западные украинцы и белорусы воссоединяются с Родиной»!) в 1939 году Сталин аргументировал изменение западной границы СССР за счет Польши после сделки с Гитлером (т.н. «Пакт Риббентропа — Молотова»14). После Второй мировой войны победивший Советский Союз на основе на-
10 См.: Jones S.F. Socialism in Georgian Colors: The European Road to Social Democracy 1883—1917. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2005. P. 17.
11 См.: Авалов (Авалишвили) 3. Независимость Грузии в международной политике 1918—1921 годов. Париж, 1924; Hovannisian R. The Republic of Armenia: The First Year 1918—1919. Vol. I. Berkeley: University of California Press, 1971.
12 См.: Hovannisian R. Ор. cit. P. 33.
13 См.: De Waal Th. The Caucasus: An Introduction. Oxford: University Press, 2010. P. 64.
14 См.: СССР — Германия: документы и материалы о советско-германских отношениях с апреля по октябрь 1939 года. Вильнюс: Мокслас. 1989. С. 120.
думанного принципа «исторической территории» аргументировал передачу части германских земель («зона расселения славян» тысячу лет назад!) Польше, чтобы отчасти компенсировать ей потерю восточных территорий.
Очевидно, что мирно договориться о границах с применением вышеуказанных принципов почти невозможно: каждая из сторон будет тянуть одеяло на себя!
Принцип «имперского административно-территориального деления» был применен ООН и бывшими колониальными державами при деколонизации Африки, что в большинстве случаев способствовало сохранению мира между новыми африканскими государствами, хотя, естественно, границы резали на части территории расселения многих этнических групп. Тот же принцип был применен и при распаде Советского Союза, когда административные границы союзной республики (ССР) становились государственными. Формально Союз создали именно 15 ССР, которые по Конституции СССР были «суверенными государствами» и имели право выхода из Союза (по Конституции СССР АССР и АО этим правом не обладали). Такое решение тоже сохранило мир — кроме тех случаев, где эти границы не признали отдельные республики или автономные образования.
Но в 1918 году следование принципу «имперского административно-территориального деления» требовало консенсуса всех трех государств Закавказья. А такого консенсуса не было.
Грузия претендовала на Тифлисскую и Кутаисскую губернии, Батумскую область, Сухумский и Закатальский округа. Кстати, Московским договором 7 мая 1920 года между Грузией и большевистской Россией Россия признавала суверенитет Грузии именно в таких границах (с оговоркой насчет Закатальского округа). Кроме того, Тбилиси претендовал на части Карсской области, аргументируя это тем, что они входили в состав средневекового Грузинского царства.
Азербайджан считал своей территорией Бакинскую и Елисаветпольскую губернии, Закатальский округ (который он и контролировал) и части Эриваньской и Тифлисской губерний. В 1918 году его претензии распространялись вплоть до Черного моря (Карс-ская и Батумская области), но затем они были сняты.
Армения, которая считала своими Эриваньскую губернию (включая Нахичевань и Шарур-Даралагез) и Карсскую область, претендовала и на значительную часть Елисавет-польской губернии (в основном на уезды Казах, Зангезур, Шуша, Джеваншир, Карягино/ Джебраил) и на южные части Тифлисской губернии.
Такие взаимные претензии не сулили мира в регионе, хотя слабая попытка мирного решения была.
Вновь образованные республики Грузия, Азербайджан и Республика Горцев Северного Кавказа и Дагестана (последняя существовала на Северном Кавказе с мая 1918 по февраль 1919 г.) договорились было провести в ноябре 1918 года конференцию в Тбилиси с целью взаимного признания и урегулирования пограничных споров. Но, как установил американский историк Ричард Ованнисян, правительство Республики Армения сознательно уклонилось от участия в конференции15. В Ереване посчитали, что страны Антанты будут более благосклонны к ней, нежели к Грузии и Азербайджану, которые после объявления независимости пользовались определенным покровительством врагов Антанты — Германии и Османской империи. Армения не поддерживала идею выработки «единого фронта Кавказских республик» против генерала Деникина, который не только сражался против русских большевиков, но и планировал борьбу с «кавказским сепаратизмом»: в Ереване бытовала иллюзия, что Россия (как «белая», так и «красная») поддержит именно ее независимость! Кроме того, Армения опасалась, что на конференции на
15 См.: Hovannisian R. Ор. ск. Р. 96.
нее будет оказан коллективный нажим со стороны трех остальных кавказских республик по вопросу территориального разграничения, поскольку взаимные территориальные претензии последних были относительно малы и легкорешаемы, тогда как Армения считала спорными большие территории, на которые претендовали Грузия и Азербайджан (или наоборот).
Из-за этого несколько раз переносившаяся конференция так и не состоялось16. Мирное решение территориальных споров стало невозможным.
Кратковременный армяно-грузинский вооруженный конфликт в декабре 1918 года из-за территории южной части бывшего Борчалинского уезда Тифлисской губернии (Лори) прервал вмешательство стран Антанты. Северная часть Лори стала нейтральной зоной. Но конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Зангезура и Нагорного Карабаха, входивших в состав Елисаветпольской губернии, принял затяжной и кровопролитный характер.
Севрский договор (10 августа 1920 г.), навязанный победившей Антантой практически своей марионетке — правительству Османской империи, остававшемуся в Стамбуле (дееспособное правительство кемалистов находилось в Анкаре), сыграл отрицательную роль для Армении, а также для Грузии. Присоединение к Армении обещанных Севрским договором территорий в Анатолии не было гарантировано никакой поддержкой со стороны Антанты или США. В последовавшей турецко-армянской войне (24 сентября — 2 декабря 1920 г.) Армения потеряла не только Карсскую область, но и те территории, которые ей достались в наследство от Российской империи (например Сурмалинский уезд, до 1828 г. входивший в состав Персии, а не Турции).
Турецкие войска, остававшиеся в регионе, в начале 1921 года оккупировали Батум-скую область и лишь после переговоров с Россией согласились вернуть Грузии северную часть области вместе с портом Батуми.
Советизация Закавказья и новые границы
В 1920 году Россия, на этот раз Советская, вернулась на Кавказ. Основной экономический и, соответственно, политический интерес для Советской России представляли Баку с его нефтепромыслами и Батуми — портовый город на Черном море, откуда производился экспорт нефтепродуктов.
Москва сумела найти общий язык с Анкарой, где базировались кемалисты, ведшие тяжелые бои в Западной и Южной Анатолии с греками и французами.
Во время переговоров в Лондоне для Советской России стало ясно и то, что Великобритания не станет вмешиваться в кавказские дела17. 16 марта 1921 года был подписан англо-советский торговый договор, в котором правительство Великобритании в обмен на обещание России не вмешиваться в дела Индии и Афганистана признавала российское влияние «в тех странах, которые раньше составляли части бывшей Российской империи и ныне стали независимыми»18.
К моменту подписания вышеуказанного документа советизация Кавказа была уже свершившимся фактом: 28 апреля 1920 году большевистские бронепоезда вошли в Баку; 2 декабря того же года Советская власть была установлена в Ереване; 25 февраля 1921 большевики взяли Тбилиси.
16 См.: Ibid. P. 98.
17 [http://www.regnum.ru/news/1453778.html], 8 октября 2011.
18 Ulmann R.H. The Anglo-Soviet Accord. Princeton University Press, 1972. P. 474—478.
Границы Турции с кавказскими республиками, которые кемалисты ранее согласовали с руководством Советской России (Московский договор от 16 марта 1921 г.) были подтверждены Карсским договором от 13 ноября 1921 года Турции с Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР, которые лишь формально оставались субъектами международного права, а фактически действовали в соответствии с инструкциями из Москвы.
Основные решения принимались в Кремле, а на месте — Кавказским бюро (Кавбю-ро) Центрального комитета Российской Коммунистической партии (большевиков)19 — партийно-государственной инстанцией, ответственной за все политические решения на Кавказе. Кавбюро решало и пограничные вопросы местных республик, и их внутреннее устройство20.
Постановлением Кавбюро был решен вопрос о нейтральной зоне Лори: ее передали Армянской ССР. Было подтверждено включение в состав Армении значительной части Казахского уезда бывшей Елисаветпольской губернии и более половины Зангезурского уезда той же губернии, которые находились под контролем армянских вооруженных сил еще с 1918 года. Ахалкалакский уезд, на который претендовала Армянская ССР, был оставлен в составе Грузинской ССР. Закатальский округ, на который претендовала Грузинская ССР, официально стал частью Азербайджанской ССР, и ей же достались небольшие участки южной части Сигнахского уезда Тифлисской губернии.
Кавбюро в составе 6—7 человек решало, какой из республик «присудить» ту или иную территорию и что дать в качестве компенсации «обделенной» стороне.
А обделенными считали себя все новые лидеры (на этот раз — коммунистические) вновь созданных советских республик. Каждая местная Коммунистическая партия очень скоро стала выразителем практически национальных интересов, хотя и делала это скрытно, прикрываясь риторикой об «интернационализме». Все межреспубликанские территориальные перераспределения были встречены местными лидерами с недовольством: в каждой республике посчитали, что именно ей недодали или отняли слишком много территорий.
Но с перераспределением в конце концов пришлось примириться и лидерам и народам, и в дальнейшем они не вызывали больших споров. Конфликтогенными оказались другие решения.
В 1922 году по настоянию Москвы республики Закавказья были объединены в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР) (см. карту 2).
У этого акта была серьезная политический подоплека. В Кремле увидели, что местные коммунистические партии хоть и были региональными организациями РКП(б), но становились слишком самостоятельными и «националистичными». Член Политбюро РКП(б) и народный комиссар по делам национальностей Иосиф Сталин, посетивший советизированные республики Кавказа в июне 1921 года, был возмущен плохой встречей с тбилисскими рабочими и тем, что «среди рабочих разных национальностей Закавказья нет старой солидарности... среди рабочих и крестьян развился национализм»21.
19 Сокращенно — РКП(б).
20 Исторический обзор формирования части границ с приведением многих документов дан в статье Ситары Мустафаевой: Мустафаева С. Советская Россия и формирование границ между государствами Кавказа (на примере Азербайджана и Армении) // Кавказ & Глобализация, 2010, Том 4, Выпуск 1—2. С. 230— 240. Дискуссионные статьи, публикуемые интернет-порталом «Регнум», ввели в оборот многие ранее неизвестные или малоизвестные архивные и опубликованные материалы, даже если их интерпретация иногда производит впечатление односторонности. Эти материалы могут служить источниками при изучении политических решений о судьбах государств Закавказья в начале 1920-х годов (см.: [http://www.regnum.ru/news/ 1450393.html], 29 сентября 2011; [http://www.regnum.ru/news/1453778.html], 8 октября 2011; [http://www. regnum.ru/news/1433956.html], 10 августа 2011; [http://www.regnum.ru/news/1433780.html], 9 августа 2011; [http://www.regnum.ru/news/1428477.html], 24 июля 2011).
21 Сталин И. Сочинения. Т. 5 (1921—1923). М.: ОГИЗ, 1947.
Карта 2
Внутренние границы Закавказья (ЗСФСР) в 1923 году
Значительная часть руководства Компартии Грузии открыто выступала против создания ЗСФСР. Очевидно, в Кремле сочли, что этих «национал-уклонистов» лучше «растворить» в многонациональной среде.
Хотя советские республики Закавказья сохранили формальные атрибуты самостоятельности — «правительства» и «парламенты», компартии со своими центральными комитетами, но главным органом, принимающим решения, стал Закавказский краевой комитет (Заккрайком) РКП(б), заседавший в столице ЗСФСР — Тбилиси.
Вместе с тем ЗСФСР в известном смысле стала прототипом Союза ССР, созданного 30 декабря 1922 года в определенной мере с учетом «строптивости кавказских товарищей».
ЗСФСР стала соучредителем Союза совместно с РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР. До его создания была идея, кстати поддерживаемая Сталиным, о вхождении всех республик в состав РСФСР на правах автономий.
Внутриреспубликанские территориальные перераспределения, включая создание автономий для некоторых этнических меньшинств, не всегда опирались на взаимоприемлемые решения и нередко усиливали недовольство различных этнических групп.
Самым сложным было решение карабахской проблемы. Вот как описывает это автор «Атласа этнополитической истории Кавказа»: «Территория Нагорного Карабаха остается в 1921 году спорной: Кавбюро... колеблется. В итоге среди большевистских лидеров возобладает выбор, опирающийся на стратегию «обретения союзников среди народов Востока»... Геополитический вес Армении не сопоставим с весом мусульманской солидарности с Советской Россией. В итоге Нагорный Карабах остается в составе Азербайджана. И все же решение носит компромиссный характер... на территории нагорной части Карабаха предполагается создание автономной области — формы армянского самоопределения в рамках советского Азербайджана.
Автономия армян Нагорного Карабаха формально не несет «этнической титулату-ры», равно как и автономия Нахичевани (азербайджанская автономия — сначала под протекторатом Азербайджана, а затем в его составе)22. До 1924 года официальным названием последнего было Нахичеванская ССР.
Когда в 1923 году в Армении встал вопрос о присоединении Нагорного Карабаха к Армянской ССР, аргументом против этого послужило то, что эта территория не имела общей границы с Армянской ССР и отделялась от нее рядом районов, где проживало мусульманское население — азербайджанцы и курды. В итоге после решения партийных органов декретом Азербайджанского Центрального Исполнительного Комитета от 7 июля 1923 года была создана Нагорно-Карабахская автономная область с центром в Ханкенди, переименованным в Степанакерт.
Что касается Нахичевани, в конце 1920 года занятой турецкими войсками, во время переговоров в Москве в феврале — марте 1921 года Турция согласилась уступить эту территорию Советскому Азербайджану с условием, что она не может быть передана третьей стороне. Мнение, что этим актом Турция тогда создавала общую границу с Азербайджаном, неверно: у Турции появилась общая граница с Нахичеванью только в 1932 году, когда она обменялась территориями с Ираном23. Чтобы не допустить соприкосновения Турции и Азербайджана (очевидно, в Кремле предугадывали возможность обмена территориями между Турцией и Ираном), Кавбюро согласилось включить Зангезур (Сюник) в состав Армянской ССР. Нахичевань стала эксклавом Азербайджана.
22 См.: Цуциев А. Указ. соч. С. 56—59.
23 См.: The Encyclopedia of International Boundaries / Ed. by G. Biger. New York: Facts-on-File, 1995. P. 300—302.
Для Грузии автономизация ее частей оказалось довольно болезненным явлением. В общей сложности 21,5% ее территории были в той или иной мере выведены из-под влияния Тбилиси разноуровневыми автономными правами.
При знакомстве с архивными материалами становится ясно, что создание автономий в Грузии было спланировано заранее. Например, сразу после советизации Грузии военный атташе постоянного представительства (посольства) Советской России в Тбилиси настоятельно рекомендовал своему правительству «создать в Грузии как можно большее количество малых автономных единиц, зависящих от России, чтобы не дать возможности [грузинам] возобновить борьбу за независимость»24.
После советизации Грузии Кавбюро сначала согласилось создать ССР Абхазия с населением менее 250 тыс., юридически равную, например, Украинской ССР с населением в 40 миллионов! Но через несколько месяцев в Кремле, очевидно, спохватились, и это решение было изменено: Абхазская ССР была слишком мала, титульного населения было около 60 тыс. человек, и такая «самостоятельная» республика создавала прецедент для аналогичных требований гораздо более многочисленных народов Северного Кавказа и Поволжья. 16 декабря 1921 года Абхазия специальным договором была включена в состав Грузинской ССР под неординарным названием «Договорная ССР Абхазия». На самом деле она стала автономной республикой в составе Грузии: именно так трактовала ее первая Конституция Союза ССР 1924 года25. Автономный статус официально был отражен в названии Абхазской АССР в 1931 году.
Следует указать, что автономию для Абхазии предусматривала и Конституция Грузинской Демократической Республики, принятая незадолго до советизации. Поэтому общественное мнение Грузии не было настроено против абхазской автономии.
С пониманием было встречено и создание автономии Аджарии, хотя аджарцы — те же грузины, перешедшие в ислам в XVII—XVIII столетиях. Приходилось принимать во внимание и то, что в Карсском договоре была оговорена административная автономия для данной провинции.
Другое дело была автономия для осетин, дисперсно проживавших в восточной Грузии. Некоторые коммунистические руководители Грузии не поддерживали такое решение. Это не было связано с какой-то «осетинофобией». 27 сентября 1921 года Народный комиссариат внутренних дел Грузинской ССР в докладной записке Ревкому Грузии в качестве аргументов против создания автономии приводил демографические и экономико-географические доводы26: вдвое больше осетинского населения Грузии оставалось бы вне предлагаемой автономной области, поскольку их села были широко разбросаны по всей Грузии; много осетин проживало в Тбилиси; осетины жили в этнически смешанных районах, и среди них очень много было смешанных семей; все эти люди не считали себя ущемленными в правах; зона расселения осетин, даже в пределах предлагаемой автономии, экономически и географически полностью была интегрирована в Грузию и не имела стабильной транспортной связи с другими советскими республиками (перевал через Кавказский хребет был закрыт 9 месяцев в году); на территории предлагаемой автономии не было ни одного города или поселка городского типа.
Кавбюро, лично Сталин и ЦК Компартии Грузии не вняли таким аргументам. 20 апреля 1922 года была образована Юго-Осетинская автономная область (ЮОАО), которой был придан в качестве центра грузинский поселок Цхинвали. Административная грани-
24 Ситин П. Доклад Правительству РСФСР, 22—30 апреля 1921. Материал Грузинского центрального государственного архива: Фонд 1874, инв. I, п. 4 // Газета «Ивериа-Экспресс», 15—24 августа 1993.
25 См.: История Советской Конституции (в документах). 1917—1956 гг. М., 1957. С. 463.
26 Из истории взаимоотношений грузинского и осетинского народов (Заключение комиссии по изучению статуса Юго-Осетинской области). Тбилиси: Цодна, 1991. С. 59—62.
ца ЮОАО была проведена прямо рядом с этим поселком, которому дали городской статус. В 1934—1961 годах историческое грузинское название города было сменено осетинским и он стал называться Сталинир.
В Юго-Осетинскую АО был включен и Ахалгорский район с преобладающим грузинским населением, находящийся в 30 км от Тбилиси, столицы Грузии. Через почти столетие это политико-географическое решение превратится в серьезную геополитическую проблему, когда в августе 2008 года российские войска займут территорию этого района, а затем создадут там мощную военную базу.
В 1923 году в Закавказье было завершено советское территориальное разграничение, которое просуществовало без изменений до распада Советского Союза.
3 а к л ю ч е н и е
Британский историк Джефри Хоскинг отмечал: «Британия имела империю, Россия была империей»27. И на самом деле, Российская империя расширялась за счет соседних земель и имела тенденцию развиваться как единое государство с конечной целью — достичь однородности населения. Цель оказалась недостижимой.
Хотя в Российском Закавказье не было выраженного сепаратизма, нарождавшийся в империи Романовых этнотерриториальный национализм (и не только на Кавказе) рано или поздно взорвал бы многонациональную страну. Мировая война, падение монархии, большевистская революция ускорили процесс дезинтеграции Империи.
Предыдущие (времен Империи) демографические процессы и имперское АТД не дали возможности вновь созданным независимым республикам Закавказья идти путем мирного государственного строительства, хотя это было предопределено и другими отрицательными факторами, рассмотрение которых выходит за рамки данной статьи.
Реставрированная Империя под новым названием — Советская Россия — восстановила свою зону влияния. Но уже из-за возникшей именно в Закавказье государственности ей пришлось создавать не унитарную, а этнофедеральную систему в виде Союза ССР и разноуровневых автономий, стержнем которой служила однопартийность, когда главным управляющим органом государства была единственная в стране Коммунистическая партия.
Кавказское бюро ЦК РКП(б) решало почти все вопросы межреспубликанского и внутриреспубликанского разграничения в регионе, что снимало конфликты с поверхности, переводя их в латентное состояние. Таким образом, в 1920—1923 годах конфликты между закавказскими республиками и внутри республик были затушеваны, но не исчезли.
27 Цит. по: De Waal П. Op. ск. Р. 37.