Виталий ГОЛИЦЫН
КОНФЛИКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
В статье поднимается проблема глобального кризиса водных ресурсов, анализируется его конфликтный потенциал, даётся краткий исторический экскурс в историю водных конфликтов и их типологизация, выявляются новые тенденции в развитии кризиса, отмечаются трудности на пути его преодоления.
The article is focused on the global crisis of water resources. It provides analysis of its conflict potential, giving a brief historic reference of water conflicts and their typology, as well as describing new trends in the development of the crisis and difficulties in its overcoming.
Ключевые слова:
глобальный кризис водных ресурсов, водные конфликты, водные войны, типологизация водных конфликтов, управление трансграничными водными бассейнами, гидродипломатия, гидротерроризм, межсекторальная борьба за пользование водными ресурсами; global crisis of water resources, water conflicts, water wars, water conflicts typology, governance of transboundary water basins, hydro-diplomacy, hydro-terrorism, inter-sector collisions over water resources.
Вода — одна из первооснов жизни человека на Земле. Без адекватного количества водных ресурсов немыслимы не только нормальная жизнедеятельность, но и само выживание человека. Между тем в начале XXI в. мир столкнулся с поистине глобальным кризисом водных ресурсов. Связан он и с растущим дефицитом воды в глобальном масштабе по мере беспрецедентного увеличения численности мирового населения, и с её загрязнением, и с нерациональным использованием, и, что наиболее опасно, с её всё более значительным конфликтым потенциалом. Дальнейшее развитие кризиса чревато, в числе прочего, серьёзными экономическими, социальными и политическими последствиями.
Около одной трети населения мира проживает в странах, страдающих от дефицита пресной воды, где водопотребление превышает 10% от возобновляемых водных запасов. К середине 1990-х гг. около 80 государств, на которые приходится 40% мирового населения, испытывали острую нехватку воды1. По всем прогнозам, этот показатель будет только расти по мере того, как будет увеличиваться население, и всё больше воды будет требоваться на растущие нужды сельского хозяйства, промышленности, коммунальных служб.
Одной из ключевых проблем с точки зрения международной безопасности в этой связи становится управление трансграничными водными бассейнами (включая бассейны грунтовых вод). Отсутствие ясности здесь чревато серьезными политическими кризисами, которые могут перерасти в ярко выраженные конфликты и даже военные столкновения. Неизбежны ли «водные войны», о возможности которых впервые заявили еще бывший Генеральный секретарь ООН Бутрос-Бутрос Гали и бывший заместитель председателя Всемирного Банка Измаил Серагелдин2?
Проекты, нацеленные на использование и потребление воды, призваны, в частности, снижать социальную напряжённость и повышать качество жизни людей. Однако сама вода зачастую порождает конфликты. Проблемы недостаточного доступа к воде или несоответствующее качество воды рассматривается государствами как вопросы национальной безопасности. Профессор Орегонского университета А. Вулф даже сравнивает опасность водного кризиса с мобилизованной армией государства, формирующейся у границ
1 Всеобъемлющая оценка запасов пресноводных ресурсов мира // Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций, 1997 // http://www.un.org/documents/ecosoc/cn17/1997/ecn171997-9.htm [Geo-2-118.j
2 Доре К. Голубая вода — глобальный вызов // Фигаро, 21 августа 2004, стр. 32.
ГОЛИЦЫН Виталий Александрович — аспирант кафедры мировых политических процессов МГИМО(У) МИД России, атташе Постоянного представительства Российской Федерации при НАТО
соседнего государства, потому как возникает угроза его выживания1.
Как считают специалисты Лондонского международного института стратегических исследований, в XXI в. главной причиной войн и конфликтов станет именно борьба за водные ресурсы. Эксперты предупреждают, что вода, становящаяся «международным товаром», в XXI в. будет тем, чем в XX была нефть, и в ближайшем будущем цена литра воды будет значительно выше цены литра бензина2.
Конечно, нельзя сказать, что водные ресурсы регулярно становятся единственной причиной вооружённого конфликта или войны. Однако и недооценивать или полностью игнорировать существование комплексной взаимосвязи между водой и обеспечением национальной безопасности было бы ошибкой. Такой подход не только не учитывает связь между обеспеченностью водой и гарантированием национальной безопасности, но и вводит в заблуждение политиков и общественность.
В действительности история водных ресурсов полна конфликтных ситуаций, возникающих из-за пользования водными системами. Нередко они использовались как оружие войны, а также в качестве мишени атак для достижения политических, военных, экономических и иных целей.
С целью изучения взаимосвязи между водными системами, с одной стороны, и международной безопасностью и кон-фликтогенностью, с другой стороны, в Тихоокеанском институте по изучению вопросов развития, окружающей среды и безопасности в конце 1980-х гг. был запущен проект по отслеживанию и анализу событий, связанных с водными конфликтами. Благодаря этому проекту авторы выделили следующие типы конфликтов, связанные с водными ресурсами и водной ин-фрастуктурой3.
• Контроль над водными ресурсами (государственные или негосударственные акторы): это ситуации, в которых причиной
1 Вулф А. История и будущее водных ресурсов совместного пользования. Конфликт и сотрудничество: исследование прошлого и размышления о будущем. — ЮНЕСКО: международная программа — От потенциального конфликта к потенциалу сотрудничества, 2003, стр. 17.
2 Официальный сайт Лондонского международного института стратегических исследований // http://www.iiss.org/
3 Официальный сайт Тихоокеанского института по изучению вопросов развития, окружающей среды и безопасности // www.pacinst.org
напряжённости является снабжение водой или доступ к ней. Примером может служить конфликт Сирии и Израиля 1962 г. Тогда Израиль разрушил ирригационные канавы в нижнем течении Тарфика в демилитаризованной зоне.
• Военное средство (государственные акторы): это ситуации, в которых сами водные системы используются нацией или государством в качестве оружия во время военных действий. Примером может являться конфликт между Ираном и Ираком 1980—1988 гг., когда Иран изменил направление вод, чтобы затопить защитные позиции иракских войск.
• Политическое орудие (государственные и негосударственные акторы): ситуации, при которых сами водные ресурсы или водные системы используются для достижения определённых политических целей. В качестве политического орудия водные ресурсы стали всё чаще использоваться уже на современной стадии. Так, в 1997 г. Малайзия, наполовину обеспечивающая снабжение Сингапура водой, пригрозила ему прекратить снабжение в качестве ответной меры на критические высказывания Сингапура по поводу проводимой Малайзией политики.
• Гидротерроризм (как правило, негосударственные акторы): водные ресурсы и водные системы используются либо в качестве мишени, либо в качестве орудия насилия или насильственного принуждения различными террористическими группировками и организациями. В террористических целях водные ресурсы используются всё чаще. Так, в 2002 г. колумбийские повстанцы разрушили затвор дамбы водохранилища, почти полностью снабжавшего Боготу питьевой водой.
• Военная мишень (государственные акторы): водные ресурсы и водные системы используются в качестве мишени в военных действиях. Одним из ярких примеров этого вида конфликтов является отражение агрессии Ирака против Кувейта в 1991 г., когда снабжение водой и санитарные системы были разрушены объединёнными коалиционными силами.
• Препятствие развитию (государственные и негосударственные акторы): здесь идёт речь о ситуациях, при которых водные ресурсы и водные системы являются основным препятствием экономическому и социальному развитию. Так, в Китае вспыхнул гражданский конфликт по во-
просу использования и распределения воды из Байянгдианского озера — самого большого природного озера на севере Китая. Несколько человек погибли во время митингов деревенских жителей в 2000 г. в Шэндонге после того, как официальные власти прекратили снабжение водой.
На протяжении истории государства старались предотвращать вооружённые конфликты по поводу использования тран-граничных водных бассейнов. В то же время водные дилеммы усугубляли существующие этнические, политические, культурные, религиозные и социальные конфликты, которые имели место и между голландскими полдерами, и между калифорнийскими горнодобывающими лагерями, и между итальянскими городами-государствами, и между современными государствами.
И всё же случались в истории международных отношений по-настоящему опасные столкновения из-за воды, которые угрожали жизни людей и даже выживанию государств. Речь идёт о так называемых «водных войнах» — международных конфликтах, в которых есть реальная угроза либо непосредственное применение оружия в борьбе за водные ресурсы (их контроль, пользование, потребление). Согласно Дж. Вилкенфельду и М. Бречеру, международным кризисом можно назвать любую ситуацию конфликта, в которой существует реальная угроза базовым государственным ценностям (например, территории, влиянию или самому существованию государства), время для принятия решений ограничено, а возможность вооружённого столкновения высока.
Исходя из этих критериев анализа, они выделили 412 международных кризисов за период с 1918 по 1994 г1. Из них 4 имеют (хотя бы частичное) отношение к водным ресурсам. К ним в Алабамском университете добавили еще 3, и таким образом всего получилось 7 международных кризисов из-за воды. А. Вулф и Дж. Хамнер проанализировали эти 7 кризисов. Наиболее острое противостояние отмечалось между Индией и Пакистаном в 1948 г., Сирией и Израилем в 1951—1953 и 1965—1966 гг., между Египтом и Суданом в 1958 г., Эфиопией и Сомали в 1963—1964 гг., Мавританией и Сенегалом в 1989—1991 гг.
1 Вилкенфельд Дж., Бречер М. Вода за мир на Ближнем Востоке и Южной Африке. — ЮНЕСКО, 2000, стр.57.
Тем не менее в истинном смысле войны из-за воды, согласно анализу А. Вулфа и Дж. Хамнер, не велись (за исключением первого документально зафиксированного военного конфликта между двумя Су-марийскими городами-государствами Ла-гаш и Уммы за право использования пограничных каналов вдоль реки Тигр в 2 500 г. до н.э.). Уместнее в этом свете представляется всё же говорить о водных конфликтах и спорах, нежели о полномасштабных войнах.
В силу неравномерности распределения водных ресурсов наибольшая конфликто-генность существует именно в тех регионах, где их недостаток особенно ощутим. Наибольшую озабоченность международного сообщества в этой связи вызывает напряжённость в отношениях пограничных государств, разделяющих трансграничный водный бассейн.
В Орегонском университете были изучены все существующие международные бассейны в 1948—1999 гг. Было выявлено 263 трансграничных бассейна, по каждому из которых был проведён анализ взаимодействий государств в области водных ресурсов. Исследование выявило 1 831 взаимодействие (507 конфликтов, 1 228 случаев сотрудничества, 96 нейтральных или незначительных взаимодействий)2.
В результате исследования был сделан вывод о том, что международным водным бассейнам угрожают 3 основных фактора.
1). «Интернационализация» водных бассейнов в связи с появлением новых независимых государств. Так, появились многие проблемы на постсоветском пространстве в плохо обеспеченных водой среднеазиатских республиках (Киргизии, Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане и Казахстане). Примерами здесь можно считать конфликты, возникшие в связи с использованием и потреблением вод рек Амударьи, Сырдарьи, Иордана, Нила, а также бассейна Аральского моря и др.
2). Принимаемые в одностороннем порядке планы развития (прежде всего, проекты строительства плотин без предварительных двусторонних юридических соглашений). В данном случае речь идёт о том, что на определённом этапе, а именно когда спрос на воду по показателям «приближается
2 Вулф А., Натариус Дж., Даниелсон Дж., Ворд Б, Пендер Дж. Международные речные бассейны планеты / Международный журнал развития водных ресурсов, т. 15, № 4, декабрь 1999 г., стр. 387—427.
вплотную» к уровню обеспеченности водными ресурсами, одно из государств, разделяющих трансграничный водный бассейн, как правило региональная держава, принимает решение о реализации проекта, который серьёзно ущемляет интересы хотя бы одного из других приграничных государств. Региональная держава может пойти на такой шаг, рассчитывая продолжать обеспечивать свои существующие потребности в воде, столкнувшись со стремительно сокращающейся доступностью водных ресурсов. Среди примеров — планы Египта построить высокую дамбу на реке Нил, поворот реки Ганг властями Индии с целью защиты порта Калькутты.
3). Общая напряжённость в отношениях между странами, не связанная с «водными» проблемами. Особенно показателен здесь пример Пакистана и Индии. Также следует упомянуть неурегулированность отношений Израиля и Палестинской Автономии.
В результате, согласно исследованию А. Вулфа, наиболее конфликтогенными можно считать бассейн Аральского моря, реки Ганг и Брахмапутру, реки Хан, Инкомати, Иордан, Тигр и Евфрат, Окаванго, Нил, озеро Чад, реки Лимпопо, Меконг, Сенегал и Замбези, Кура и Аракс, Обь и Иртыш.
До сих пор человечество не знало войн из-за воды, подобных по масштабу тем, которые велись за обладание территориями,
материальными благами, войнам по идеологическим, этническим, религиозным и другим мотивам — войнам, приводившим к гибели миллионов людей. И все же в век глобализации, в век научно-технического прогресса, беспрецедентного роста населения сами конфликты приобретают совершенно иные формы. А «водная война» человечеству уже давно объявлена самой природой: по данным от заболеваний, связанных с потреблением воды низкого качества, погибает порядка 6 000 чел. в день, или 2 190 000 чел. в год1. Эти цифры уже более сопоставимы с глобальной войной. Вопрос о том, победит ли в ней взаимный антагонизм или люди смогут договориться о справедливых правилах пользования глобальными, региональными и местными водами и, что более важно, будут неуклонно их соблюдать, до сих пор является открытым. Ясно одно: для того чтобы победить в этой войне, да и просто выжить в век глобального кризиса водных ресурсов, необходимо объявить вне закона односторонние безответственные действия отдельных акторов в управлении водными ресурсами. Конфликт неизбежен до тех пор, пока отсутствует воля к сотрудничеству.
1 Вода для людей, вода для жизни. Доклад о развитии глобальных водных ресурсов Организации Объединенных Наций. — ЮНЕСКО, Всемирная программа оценки водных ресурсов, 2003.