УДК 159.942.
КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖДУ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПУТИ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ
Мосина Т.Н., 2018 Новосибирская общеобразовательная школаМБОУ СОШ№32, учитель начальных классов, Новосибирск
Аннотация: чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины. Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развития младших школьников.
Ключевые слова: конфликт, младшие школьники, личность, способности.
CONFLICT SITUATIONS BETWEEN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE, WAYS OF THEIR PREVENTION AND RESOLUTION
Mosina T.N., 2018
Novosibirsk comprehensive school №32, primary school teacher, Novosibirsk
Аннотация: in order to prevent conflicts, it is necessary to have at least a General idea of how they arise, develop and end in school groups, what are their characteristics and causes. As for any social institution, a comprehensive school is characterized by a variety of conflicts. The article deals with the ability of children of primary school age to resolve conflicts, reflecting their experience and focus in the process of training and education. The study is devoted to the substantiation of the ability to resolve conflicts as a condition of development of younger students.
Ключевые слова: schoolchild, conflict, personality, abilities.
Введение
Конфликтные отношения с детьми способствуют значительным искажениям в поведении ребенка, в его отношении к сверстникам и к самому себе. Это находит отражение в комплексе негативных форм поведения, как правило, свидетельствующих о возникновении защитных, компенсаторных реакций у ребенка в ответ на трудности в его взаимоотношениях с другими детьми.
Изменения в поведении ребенка - вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт ребенка со сверстниками и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина упускается воспитателем; педагогическая коррекция, примененная на более позднем, открытом его этапе, оказывается уже малоэффективной. Опасность заключается в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества, в связи с особой «способностью» младшего школьного возраста определять все дальнейшее формирование личности, могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и последующей трудовой деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мировосприятию. Необходимость раннего распознавания конфликтов и нахождение наиболее эффективных путей их преодоления вызвана и тем существенным обстоятельством, что в каждой группе любого образовательного учреждения есть дети, отношения которых значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер.
В детстве человек впервые сталкивается с конфликтом. По всей видимости, это связано с тем, что уже в дошкольном возрасте отношения очень сложны, многоплановы и составляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития.
Как ни важна роль взрослого в формировании личности ребенка, как ни значимы его тепло и общение, отношения лишь с взрослыми не могут обуславливать сложный мир развивающейся
личности ребенка. Окружающая его социальная ситуация (имеется в виду ближайшее окружение ребенка) в большинстве случаев состоит не только из взрослых, в нее входят так же сверстники, особенно в условиях нашей общественной воспитательной системы. Именно недооценка собственно детских межличностных отношений приводит к тому, что они в большинстве случаев упускаются исследователями. А в результате остаются неизученными осложнения в отношениях, глубокие, внутренние конфликты. Лишь после изучения особенностей детских отношений и специфики осложнений в них можно попытаться управлять этими осложнениями, налаживать полноценные взаимоотношения между всеми детьми группы.
Особенности межличностных отношений младших школьников
Специфика общения младших школьников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщенны, сопровождаются руководящими интонациями, криками, кривляньями, смехом. С товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. В общении с детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, с взрослыми. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать товарища, и, в итоге, беседы часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая, и перебивая друг друга.
Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любом периоде детства наблюдаются конфликты между детьми. В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенной причиной конфликтов выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумением играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Младшему школьнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходима уверенность в том, что его замечают и ощущать, что он самый хороший. Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается, прежде всего, в том, что именно в условиях общения с ровесниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникает ситуация, требующая согласования действия, проявления доброжелательности, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения.
Специальные методические приемы позволяют обнаружить, что межличностные отношения младших школьников представляют устойчивую систему (со своей структурой и динамикой) и обладают совершенно иным, по сравнению с ролевыми и деловыми, содержанием. Благодаря особой эмоциональной насыщенности межличностные отношения гораздо более других «привязаны» к самой личности ребенка и могут быть избирательными и устойчивыми. Вероятно, поэтому нормализация деловых отношений ребенка со сверстниками (в случае психологического конфликта с ними) далеко не всегда приводит к налаживанию его межличностных отношений. Консерватизм межличностных отношений особенно ярко обнаруживается при авторитарном типе руководства игрой. Относительно устойчивый деловой план сосуществует с глубоким конфликтом в отношениях детей, что свидетельствует о возможном несовпадении этих планов, необходимости их дифференциации. В этом свете попытки некоторых исследователей формировать взаимоотношения младших школьников путем искусственных перегруппировок, без учета детских симпатий и антипатий, мотивов, которыми руководствуется ребенок в игре, представляются малоэффективными и нецелесообразными.
Рассмотрение феномена детских отношений, на фоне которых развертывается конфликт, позволяет перейти к его описанию и анализу. Анализ отечественной и зарубежной социально -психологической литературы обнаруживает, что понятие конфликта трактуется достаточно широко и «по существу оно оказывается эквивалентным философскому понятию противоречия». Возможно использование следующих понятий: участники конфликта, (дети младшего школьного возраста), объект конфликта (игра), составляющий конфликтную ситуацию, причина конфликта. Объект конфликта - игра, ведущая деятельность младших школьников, заключающаяся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
В соответствии с выдвинутыми отечественной психологией положениями о структуре детской деятельности дифференцировались операциональная и мотивационная стороны игровой деятельности. Эффективное протекание действия (и соответственно деятельности) зависит от операциональной стороны, т. е. способов и средств осуществления, и от мотивационной стороны -направленности (содержания), а также активности мотивов, ради которых оно производится. Способы и средства осуществления деятельности, ее операциональная сторона, представляют собой динамическую систему конкретных действий и операций, направленных на достижение сознательно поставленной цели и различных форм общения, которые вплетены в эту деятельность.
Эффективность выполнения игровых действий также определяется особенностями реализации описанных знаний и умений, т. е. способами сотрудничества, общей согласованностью действий, умением договориться при распределения ролей и игрового материала, помочь и принять помощь товарища, подчинить свое желание требованию другого, самостоятельно решать конфликты и т. п. Эффективное протекание действий и операций в игровой деятельности определяется также направленностью (содержанием) и активностью игровых мотивов.
Виды конфликтов. Причины их возникновения
Исследования показали, что независимо от того, что послужило причиной психологического конфликта (какого рода искажения в ведущей деятельности), он может захватывать и разные сферы детских отношений, и саму личность ребенка. Соответственно были дифференцированы варианты конфликта: в деловых и межличностных отношениях детей. Кроме того, выделили внутриличностный конфликт.
В психологическом конфликте возможны два этапа: неосознанный (потенциальный) и осознанный (реальный). Первому этапу соответствует скрытый характер конфликта, борьбы за лидерство, ябедничество, инициирование конфликтных ситуаций, тогда как второму - открытый, открытое использование силы, неприкрываемое неприятие у детей и, могут существовать скрытые от наблюдения конфликты (специально скрываемые детьми споры и ссоры от воспитателей).
Очевидные внешние конфликты у младших школьников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее (выбор общего дела, распределение обязанностей и т. п. - в трудовой, распределение игрового материала, выбор линии сюжета, ролей и т. п. - в игровой). Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако, за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов - межличностных отношений. Поэтому они имеют приходящий ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости.
Внешние конфликты следует классифицировать как полезные, они представляют ребенку право на ответственность, на творческие решения трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей.
Внутренний психологический конфликт возникает уже в дошкольном возрасте и порождается несформированностью ведущей деятельности, в связи с чем, может выступать в виде конфликта в операциях, захватывая как различные плоскости отношений в игре, так и саму личность младшего школьника.
Конфликты - одно из важнейших явлений современной жизни человека. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
Нужно отметить, что чаще всего даже самые серьезные конфликтные ситуации возникают и «расширяются» из самых мелких и, казалось бы, примитивных ситуаций, поводов, причин, и поэтому рассмотрение самой сути конфликта, разбор всех его составляющих, а также способов его разрешения является самым важным предметом психологической теории и практики. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.
В теории и практике педагогики большое значение должно придаваться детской коллективной деятельности на занятиях, как способу профилактики конфликтов младших школьников. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в
совместной деятельности, младший школьник учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат.
В развивающийся конфликтной ситуации с ребенком нужно использовать подход, который бы соответствовал определенным обстоятельствам и при котором, он мог бы чувствовать себя наиболее спокойно. Наилучшим консультантом в выборе подходящего подхода к разрешению конфликта является наличие жизненного опыта и желание не осложнять данную ситуацию и не доводить ребенка до психических потрясений. Можно, например, пойти на компромисс, приспособиться к потребностям младшего школьника; уходить от обсуждения конфликтных вопросов; использовать стиль общения для лучшего разрешения наиболее важных противоречий обеих сторон. Поэтому лучшим способом разрешения конфликта младших школьников является осознанный выбор оптимальной стратегии поведения. Таким образом, преодоление межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста - это система мер, направленная на предупреждение, а также на оптимальный поиск путей выхода из конфликтной ситуации. Предотвращение конфликтов между детьми младшего школьного возраста заключается в создании таких оптимальных условий, когда каждый ребенок будет способен развить в себе качества хорошего товарища. Хорошим результатом данной деятельности будет общее преодоление конфликтующими сторонами конфликтной ситуации, посредством совместной деятельности. Организуемая деятельность должна быть значимой для всего коллектива в целом и соответствовать индивидуальным возможностям детей.
Профилактика возникновения конфликтных ситуаций между детьми
Рекомендуется с целью организации профилактики конфликтов в межличностных отношениях младших школьников использовать:
1) Личный пример педагога. Педагог обязан заложить в детях основы начального обучения, и тем самым обеспечить высокое качество начального образования, что является фундаментом для последующего образования подрастающего поколения. Сам педагог не только обучает первоначальным азам предметных знаний и предметным умениям, но и осуществляет всестороннее формирование и развитие личности на данном этапе образования. Поэтому педагог должен ставить себя перед детьми таким образом, чтобы дети старались во всем походить на него.
2) Игру. Известно, что в игровой форме дети усваивают материал намного быстрее и лучше, так как игра формирует в них интерес к своей деятельности. Игра должна стать частью обучения по разрешению конфликтных ситуаций в межличностных взаимоотношениях детей, которую педагог поручает своим воспитанникам. Как известно, игра младших школьников является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения.
Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития младшего школьника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.
Каждый из младших школьников может играть по отношению к другому роли старшего, равного или младшего по своему психологическому статусу. Если младший школьник принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Поэтому в игре важно понять, какую роль играет младший школьник и какую роль он ожидает.
3) Обсуждение в кругу. Дети должны высказывать свою точку зрения, глядя друг другу в глаза. Постановка столов кругом делает обсуждение похожим на беседу. Дети начинают чувствовать себя более комфортно. Причем педагог должен сесть вместе с детьми, «стать самим ребенком».
4) Парную и групповую работу на занятиях. После обсуждения в кругу необходимо разбить детей на несколько групп и дать задание каждой из них. В группе дети стараются помочь друг другу, так как от этого зависит и оценка каждого. Такая работа поможет сделать детей более сплоченными и научит отвечать за своего «напарника».
5) Работу с родителями. О достижениях своих воспитанников педагог должен рассказывать их родителям, давать им рекомендации по выполнению заданий дома с ребенком. Комплексное занятие с детьми (и в школе, и дома) поможет построить условия для разрешения межличностных конфликтов в детском коллективе в короткие сроки.
Заключение
Таким образом межличностный конфликт может иметь как негативную (дезорганизация общества ввиду напряженности отношений, ухудшение психологического климата в коллективе или обществе и другие), так и положительную окраску (позволяет выявить противоречия и проблемы; может выступить в качестве механизма для снятия напряжения и другие). Межличностные конфликты, причины их появления, характер протекания определяется особенностями возрастного периода, характеристиками личностей и групп, в которых они взаимодействуют.
К младшему школьному возрасту значительно возрастает количество действий (в пользу другого сверстника) и эмоциональная отзывчивость и вовлеченность в действия другого. Межличностный детский конфликт - это процесс, в котором два (или более) ребенка ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, выбрать какую-либо роль в игровой ситуации или присвоить себе игрушку. Причинами возникновения межличностного конфликта детей младшего школьного возраста могут являться следующие: противоречия между внутренней позицией, потребностью в признании и восприятием окружающих; несоответствие уровня притязаний и реальных возможностей.
Список литературы
1. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Инфра-М, 2016. - 445 с.
2. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других/ Сост. Р.
Римский. - М., 2001. - 434 с.
3. Психология конфликта/ Сост. и общая ред. Н. В. Гришиной. -СПб.,2011. - 443 с.
4. Репина Т.П. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. - М., 2015. - 445 с.
5. Скотт Дж. С. Конфликты пути их преодоления. - Киев, 2014. - 443 с.
УДК 37.01
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ - ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
ЗадворнаяМ.С., 2018
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматривается одно из направлений образовательной политики -развитие образования взрослых, смысл которого состоит в обеспечении каждому человеку удовлетворения его познавательных запросов, развития способностей, с помощью разных видов и форм обучения, а также путем самообразования на протяжении всей жизни. Автор акцентирует внимание на повышении интереса к образованию взрослых за рубежом и в нашей стране, первостепенными требованиями, которого к специалисту становятся компетентность и профессионализм.
Ключевые слова: ЮНЕСКО, образование взрослых, непрерывное образование, формальное, неформальное, информальное образование.
CONTINUOUS EDUCATION OF ADULTS - CHARACTERISTIC FEATURE
OF MODERN SOCIETY
Zadvornaya MS, 2018
St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool Education, St. Petersburg
Annotation: the article considers one of the directions of the educational policy - the development of adult education, the purpose of which is to provide each person with the satisfaction of his cognitive inquiries, development of abilities, using different types and forms of education, and through self-education