Научная статья на тему 'Конфликт интересов в гражданско-правовых и иных отношениях с участием образовательных организаций'

Конфликт интересов в гражданско-правовых и иных отношениях с участием образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
362
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / СДЕЛКА С ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чепарина Ольга Александровна, Кобчикова Елена Васильевна

В статье исследуются правовые механизмы урегулирования конфликта интересов в гражданско-правовых отношениях с участием образовательных организаций и в отношениях, формирующихся в процессе осуществления такой организацией образовательной деятельности (конфликт интересов педагогического работника и обучающегося, родителя, законного представителя не совершеннолетнего обучающегося). Обосновывается необходимость правового регулирования таких отношений, дается оценка эффективности соответствующих правовых механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflict of Interests in Civil and Other Types of Relationswith the Participation of Educational Establishments

The paper deals with legal mechanisms for dealing with conflict of interests in civil relations with the participation of educational establishments in the process of educational activities (conflict of interests of a teacher and a student, a parent, a legal representative of an under-age student). The authors justify the necessity of legal regulation of the above-mentioned relations and assess the efficiency of the existing legal mechanisms.

Текст научной работы на тему «Конфликт интересов в гражданско-правовых и иных отношениях с участием образовательных организаций»

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4

Право

УДК 347.191.43

Конфликт интересов в гражданско-правовых и иных отношениях с участием образовательных организаций

Чепарина О.А.

Кандидат юридических наук,

доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета

Кобчикова Е.В.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье исследуются правовые механизмы урегулирования конфликта интересов в гражданско-правовых отношениях с участием образовательных организаций и в отношениях, формирующихся в процессе осуществления такой организацией образовательной деятельности (конфликт интересов педагогического работника и обучающегося, родителя, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося). Обосновывается необходимость правового регулирования таких отношений, дается оценка эффективности соответствующих правовых механизмов.

Ключевые слова: образовательная организация, конфликт интересов, сделка с заинтересованностью, заинтересованные лица.

Актуальность обращения к теме конфликта интересов в сфере образования объясняется следующими причинами. Во-первых, недавно вступивший в силу Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] (далее - новый закон об образовании) закрепил понятие «конфликт интересов педагогического работника», которое ранее в образовательном законодательстве отсутствовало. Во-вторых, практически одновременно с принятием нового закона об образовании были внесены значительные изменения в Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

[2], предусматривающие среди прочего обязанности любой организации принимать меры по предупреждению коррупции (ст. 13.3) [3], а значит, и необходимость создания на уровне юридического лица любой организационно-правовой формы правового механизма предотвращения конфликта интересов. 202

Правовое понятие «конфликт интересов» уже давно присутствует в российском законодательстве, причем в законодательных актах различной отраслевой принадлежности. Так, в ст. 27 Федерального закона РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [4] указанное понятие используется для характеристики действий заинтересованных лиц некоммерческой организации преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Хотя надо признать, что для указанной сферы правового регулирования указанное понятие используется редко. Правовое оформление ситуаций конфликта интересов в гражданско-правовой сфере осуществляется с помощью правовой категории сделки с заинтересованностью, что точнее отражает сущность регулируемых отношений. В свою очередь, понятие «конфликт интересов» в настоящее время используется для урегулирования отношений, складывающихся в иных, не гражданско-правовых сферах.

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4

Право

В качестве примера можно привести положения ст. 75 Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [5] «Урегулирование конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности», ст. 19 Федерального закона РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [6]1 «Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе»1.

В сфере деятельности образовательных организаций можно выделить две группы отношений, в которых существует риск развития конфликта интересов. Во-первых, поскольку образовательная организация является юридическим лицом, для нее потенциально характерен конфликт интересов между самой такой организацией как юридическим лицом и лицами, входящими в ее органы.

Во-вторых, конфликт интересов возможен в процессе осуществления образовательной деятельности, а именно в сфере отношений между педагогическим работником и обучающимся, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Остановимся на рассмотрении указанных отношений и на особенностях их правового регулирования более подробно. Урегулирование конфликта интересов в гражданско-правовых отношениях с участием юридических лиц, в том числе образовательных организаций, осуществляется с помощью правового механизма, определяемого в зависимости от организационно-правовой формой образовательной организации. Российское законодательство предусматривает возможность создания государственных и муниципальных образовательных организаций только в организационно-правовой форме учреждения. Указанные организации могут создаваться в форме автономного, бюджетного либо казенного учреждения. Организационно-правовая форма учреждения чаще всего используется и для частных образовательных организаций. Правовые механизмы урегулирования конфликта интересов в указанных отношениях включают нормативное закрепление понятия и перечня заинтересованных лиц, круга аффилированных лиц, процедуры совершения сделки с заинтересованностью, правовых последствий ее нарушения. Указанные правовые механизмы различаются в зависимости от типа учреждения. При этом основные различия состоят в следующем:

1) в круге субъектов, которые принимают решение об одобрении сделки с заинтересованностью. В автономном учреждении таким субъектом является

1 Необходимо отметить, что категория «конфликт интересов» используется для регулирования обширного круга общественных отношений и закреплена в большом количестве нормативных правовых актов.

наблюдательный совет, а бюджетном учреждении - соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в частном учреждении, по смыслу ст. 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» - орган управления некоммерческой организацией или орган надзора за ее деятельностью;

2) в правовых последствиях совершения таких сделок в нарушение установленной процедуры. Так, за нарушение такой процедуры в автономном учреждении ответственность несет не только заинтересованное лицо, но и руководитель, не являющийся лицом, заинтересованным в совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки. В остальных некоммерческих организациях, в том числе бюджетных и частных учреждениях, ответственность несут лишь заинтересованные лица;

3) в определении круга аффилированных лиц, то есть лиц, вступление в отношения с которыми влечет необходимость согласования сделок. Так, например, в отношении автономного учреждения круг таких лиц определен более подробно.

Здесь необходимо отметить, что, в целом, соответствующие нормы Федерального закона РФ от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [7] о сделках с заинтересованностью (ст.ст. 16, 17) разработаны более четко и последовательно, нежели соответствующие положения Федерального закона «О некоммерческих организациях» (ст. 27). Вместе с тем последние имеют одно преимущество: в них закреплена обязанность заинтересованных лиц некоммерческой организации соблюдать ее интересы прежде всего в отношении целей ее деятельности и не использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами такой организации.

Считаем целесообразным закрепить указанное положение в отношении автономного учреждения.

Вторая группа отношений с участием образовательных организаций, в которых существует риск развития конфликта интересов, - это отношения, складывающиеся между педагогическим работником при осуществлении им профессиональной деятельности и обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. К числу таких конфликтов, например, можно отнести ситуации, когда педагогический работник включен в состав комиссии, оценивающей результаты конкурса (олимпиады) среди обучающегося и при этом имеет собственный интерес в ее результатах в связи с участием в конкурсе (олимпиаде) близкого родственника. Правовой механизм урегулирования конфликта интересов в данном случае включает нормативное закрепление понятия

203

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4

Право

«конфликт интересов педагогического работника»2, прав обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по разрешению конфликта интересов через комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (подп. 2 п. 1 ст. 45 нового закона об образовании), запрет в отношении педагогического работника образовательной организации оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника (п. 2 ст. 48 нового закона об образовании).

Признавая практическую и теоретическую значимость закрепления правового понятия «конфликт интересов педагогического работника» и отдельных способов разрешения подобных конфликтов в новом законе об образовании, в то же время считаем незаконченным правовое урегулирование данных конфликтных ситуаций. Так, новый закон об образовании не закрепляет эффективного правового механизма разрешения конфликта интересов педагогического работника. Полагаем целесообразным законодательно закрепить перечень ситуаций конфликта интересов педагогического работника, его обязанность сообщить руководителю образовательной организации о возникновении конфликта интересов, а также обязанность руководителя такой организации принять меры по отстранению педагогического работника от процесса принятия решений в отношении обучающегося или разрешения конфликта интересов иных способом.

Подводя итог проведенного исследования, считаем необходимым отметить, что, несмотря на разноотраслевой характер рассмотренных нами отношений, правовые механизмы предотвращения конфликта интересов и в первом, и во втором случаях имеют целью обеспечение нормальной уставной деятельности

образовательной организации, недопущения подмены интересов образовательной организации интересами иных лиц (членов ее органов, педагогических работников), искажения целей ее деятельности.

Литература:

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изм. и доп. / Российская газета. - 2012.

- № 303.

2. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с изм. и доп. // СЗ РФ. - 2008. - № 52 (ч. I). -Ст. 6228.

3. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» с изм. и доп. // СЗ РФ. - 2012. - № 50 (ч. IV). - Ст. 6954.

4. Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с изм. и доп. // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.

5. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с изм. и доп. // СЗ РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.

6. Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с изм. и доп. // СЗ РФ.

- 2004. - № 31. - Ст. 3215.

7. Федеральный закон РФ от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» с изм. и доп. // СЗ РФ. - 2006. - № 45. - Ст. 4626.

Conflict of Interests in Civil and Other Types of Relations with the Participation of Educational Establishments

O.A. Cheparina, E.V. Kobchikova Kazan (Volga Region) Federal University

The paper deals with legal mechanisms for dealing with conflict of interests in civil relations with the participation of educational establishments in the process of educational activities (conflict of interests of a teacher and a student, a parent, a legal representative of an under-age student). The authors justify the necessity of legal regulation of the above-mentioned relations and assess the efficiency of the existing legal mechanisms.

Key words: educational establishment, conflict of interest, interested party transaction, interested parties.

2 Под конфликтом интересов педагогического работника новый закон об образовании понимает ситуацию, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (подп. 3 ст. 2 закона).

204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.