■ ■ ■ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: БЛАГОВИДНЫЙ ПРЕДЛОГ ЗАЩИТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИЛИ ОЧЕРЕДНАЯ ЛАЗЕЙКА ДЛЯ СПЕЦСЛУЖБ?
Автор: КУДАСОВ В.С.
КУДАСОВ Вадим Сергеевич - магистр государственного и муниципального управления по направлению «Общественные связи и медиавоздействия», главный специалист-эксперт отдела маркетинговых исследований Пенсионного Фонда Российской Федерации. Mailto: solist1971@yandex.ru
Аннотация: автор представляет современный взгляд на неоднозначные действия правительств различных государств, которые, пользуясь предлогом создания глобальной системы безопасности персональных данных граждан и противодействия терроризму, стремятся поставить под контроль активность граждан в сети Интернет и в частности в социальных сетях. Стремительный рост уровня мировой интернетизации способствует преодолению гражданами различных государств не только административных границ, коммуникативных, межнациональных, этнических и культурных барьеров, но также становится стимулирующим фактором быстрого роста уровня безнравственности, дополнительным каналом распространения детской порнографии, площадкой для ярых атак на почве межнациональной розни, экстремизма, сепаратизма и проявления различных форм терроризма. Время «жизни» граждан в социальных сетях стремительно увеличивается. Нужен ли нам специальный закон, регулирующий эту сферу жизнедеятельности человека и его поведение в онлай-не, или достаточно существующего законодательства? Можно ли противостоять экстремизму в социальных сетях, не ущемив прав граждан? Хотят ли пользователи сетей сотрудничать в этом направлении с государством или Интернет - «частная зона»? Готовы ли социальные сети к взаимодействию со спецслужбами, и где находится «золотая середина» баланса между пользой и злом социальных медиа, между свободой межличностного общения и публичного выражения мнения граждан и противодействием призывам к свержению власти, национализму, сепаратизму и терроризму персонами и организациями, которые сегодня, пользуясь законодательной неразберихой в этой сфере, активно используют современные средства массовой коммуникации для оказания влияния на молодое поколение, которое все больше использует социальные сети в качестве основного источника информации и в значительной степени подвержены влиянию со стороны социальных медиа.
Ключевые слова: социальные медиа, социальные сети, Facebook, Twitter, пользователи социальных сетей, Миллениалы, спецслужбы, аудитория социальных сетей, Интернетизация, Одноклассники, Вконтакте, Mail.ru Group, Instagram, безопасность в социальных сетях, политические деятели США.
В последнее время правительства развитых стран активно предпринимают попытки ввести так называемый закон «о следственной деятельности», который, по их мнению, поможет спецслужбам в борьбе с международным терроризмом, в частности, закон разрешит слежку за активностью граждан в социальных сетях, не дожидаясь решения суда, а также позволит полиции и разведывательным службам требовать от IT-компаний и провайдеров содействия в расшифровке данных, обмениваемых между пользователями Интернета.
По данным британской газеты The Telegraph, сегодня четверть своего времени в сети Интернет пользователи тратят на социальные сети, причем треть пользователей общается в сетях при помощи мобильного телефона, что существенно упрощает доступ к Интернету, при этом роль мобильного Интернета значительно увеличивается [1]. Современный средний Интернет-пользователь имеет не менее пяти аккаунтов в различных социальных сетях, в которых проводит около 1 часа 40 минут ежедневно, что составляет 30% от общего времени, проводимого им в сети Интернет в целом.
Рис.1. Распространенность пользователей двух крупнейших социальных сетей
Эксперты утверждают, что европейцы менее одержимы «цифроманией», чем их коллеги из других стран, к примеру из США и Азии, проводя в социальных сетях на 20 минут меньше и управляя в среднем четырьмя своими профилями в социальных сетях.
Недавно GlobalWeblndex, исследовательская организация, специализирующаяся на исследованиях аудиторий Интернет пользователей в различных платформах в 34 странах мира, опубликовала доклад о состоянии аудитории всемирных социальных сетей [2]. Из доклада следует, что 82% пользователей мирового Интернета имеют свою учетную запись в Facebook. Исключение составляет Китай, где власти его континентальной части блокируют Facebook, а все лидирующие позиции занимает китайская социальная сеть Weibo. Из доклада также следует, что Facebook - единственная крупная социальная сеть, которая за 9 месяцев 2015 года существенно потеряла численность своих активных пользователей. Это явилось следствием неопределенности Facebook в политике конфиденциальности, тем не менее, она по-прежнему остается крупнейшим интернет-сообществом.
Борьба социальных сетей за пользователя принимает самые причудливые формы. Так, недавно, что бы впечатлить китайскую Интернет аудиторию, Марк Цукерберг, глава Facebook произнес 22-минутную речь на мандаринском китайском языке перед студентами университета Цинхуа в Пекине. Об этом сообщило Интернет-издание Slon.ru. Свидетели говорят, что «из-за грубого американского акцента, неточного использования тонов мандаринского и частой путаницы в похожих звуках его было сложно понимать, но это не значит, что смысл сообщения терялся, но чтобы понять «Цука», от слушателя требовалось дополнительно сфокусироваться»^. По собственным данным Facebook по состоянию на март 2015 года, сеть имеет около 1,4 млрд. зарегистрированных пользователей. Еще одним из самых популярных Интернет-сервисов в мире сегодня является видео-сервисYouTube, принадлежащий компании Google, который по собственным данным имеет более 1 млрд. пользователей [4].
По данным Международного союза электросвязи (МСЭ), учрежденного Организацией Объединенных Наций в области информационно-коммуникационных технологий, сегодня в мире насчитывается 3,2 млрд. пользователей сети Интернет, около 50% населения Земли [5]. Из них 2 млрд. проживают в развивающихся странах. Темпы «интернетизации» Земли увеличились в 2,5 раз, к примеру, доля домашних хозяйств, имеющих доступ в Интернет, увеличилась за последние 10 лет с 18% до 46%, а за последние четыре года самый высокий рост уровня доступа домашних хозяйств наблюдался в Африке, при этом годовой темп роста составил 27%. По информации МСЭ к 2015 году 69% населения Земли было охвачено подвижной широкополосной связью третьего поколения 3G. Учитывая, что в социальных сетях «сидят» 20% населения Земли или 50% пользователей Интернета, то, несомненно, нас, как современных людей не может не беспокоить вопрос: следят ли спецслужбы различных государств за нашими действиями в Интернете и в частности в социальных сетях и с какой целью они это делают?
Старший Брат смотрит на нас
«Портрет был выполнен так, что, куда бы ты ни стал, глаза тебя не отпускали. Старший Брат смотрит на тебя, — гласила подпись». Эти строки из антиутопии Д.Оруэлла «1984» до сегодняшних дней убедительно демонстрируют, каким может стать наш мир при определенных обстоятельствах, и что Большой Брат по-прежнему не смыкает глаз, а некоторые из нас, равных, «равнее» прочих. Так следят ли за нашими действиями в Интернете спецслужбы или это очередной миф, придуманный Госдепом США и нашими либералами? Стоит ли наша безопасность таких жертв как ограничение права на защиту личной информации и частной жизни?
На этот вопрос не так давно частично ответила Служба собственной безопасности Facebook, которая признала факт наблюдения спецслужбами за действиями их пользователей в социальных сетях. Начальник службы безопасности Facebook Алекс Стамос, в посте, опубликованном на своей персональной страничке, поделился примером того, как будет выглядеть уведомление о нарушении конфиденциальности, которое будут получать пользователи от службы безопасности Facebook.
«В основе наших новых мер предосторожности лежат уже существующие технологии безопасности, которые применялись для тех учетных записей, которые, по нашему мнению были взломаны ранее. Мы вынуждены прибегнуть к таким мерам, так как новые виды недружественных атак способны нанести значительно больший вред нашим пользователям, чем те хакерские вторжения, которыми сеть подвергалась ранее. Мы настоятельно рекомендуем пострадавшим пользователям Facebook предпринять все необходимые действия для обеспечения безопасности всех своих учетных записей», - заявил Алекс Стамос.
В ноябре 2015г. Тим Кук, глава компании Apple, раскритиковал попытку британского правительства поставить деятельность пользователей сети Интернет под контроль спецслужб, в частности, он так прокомментировал опубликованный скандальный британский законопроект о следственной деятельности, цель которого обеспечить беспрепятственно слежку спецслужбами за активностью граждан в интернете без решения суда.
«Мы выступаем за сквозное шифрование и не поддерживаем какие-либо лазейки, так как лазейка для одного может стать лазейкой для всех, а ее создание может привести к катастрофическим последствиям», — сообщил руководитель Apple. Я считаю, что понижать степень шифрования данных бессмысленно, так как если отключить или ослабить шифрование, то пострадают люди, которые не делают ничего плохого в Интернете, а террористы и так знают, как обойти все препятствия», — сказал Кук.
В Интернете больше не осталось тихих заводей, где пользователь мог бы побыть один на один со своими мыслями. Желание подсмотреть, за-
глянув под «цифровое одеяло» граждан, сегодня имеется практически у всех разведок развитых государств. Американское Интернет-издание «Хаффингтон Пост» пишет, что «если раньше хакеры, потенциально могли быть связаны лишь с разведками Китая, России, Северной Кореи и Ирана, и в основном были нацелены на взлом страничек рядовых американцев, то сегодня, к примеру, хакеры Исламского Государства (ИГИЛ) уже целенаправленно пытаются взломать персональные страницы в социальных сетях американских военнослужащих» [6]. С другой стороны, граждане ряда государств, в том числе России озабочены тем, что их страницы в соцсетях, в т.ч. Facebook, просматриваются Агентством национальной безопасности США и разведывательных служб Соединенного Королевства. «Учитывая, тот факт, что Facebook не хочет сильно распространяться на тему, каким образом она определяет, что учетные записи пользователей взломаны, то не стоит рассчитывать, что сеть предложит еще больше информации, о том, что страничка находится под наблюдением или взломана спецподразделениям разведок различных государств» [7]. Сегодня в качестве основной меры по защите личной информации в своей сети, служба безопасности Facebook рекомендует своим пользователям принять всесторонние меры, в частности самостоятельно осуществлять проверку безопасности, создавая многофакторную систему аутентификации с адресом электронной почты или мобильным устройством и избегать открывать подозрительные письма или ссылки.
Нешуточный пост
В Интернете распространена шутка, что «если, не дай Бог, начнется третья мировая война, то она произойдет из-за некорректного поста в Twitter». В 2012 году в своем твитт-аккаунте директор компании Twitter Дик Костоло утверждал, что президентские выборы станут «выборами в Twitter», а кандидаты, не оставляющие записей в Twitter, обречены на провал". Однако бывший губернатор Луизианы, кандидат в президенты США 2012 года, Чарльз (Бадди) Ремер (Charles Elson «Buddy» Roemer), несмотря на заголовки в духе «Как Интернет спас кандидатуру Бадди Ремера», появившиеся в американских СМИ [8], остался недоволен результатом его кампании в социальных медиа. Тогда он заявил, что «хотя Twitter и обладает большим потенциалом, тем не менее, я бы лично его не выбрал в качестве СМИ, если бы мог решать сам. Я использовал социальные медиа только потому, что обычные СМИ не дали мне возможности участвовать в многочисленных дебатах, проводимых Республиканской партией» [9]. Следует отметить, что сегодня в США по влиянию на мировую аудиторию Twitter обладает значительным медийным потенциалом, в том числе и как средство массовой информации,
в частности, аудитория Twitter составляет более 302 млн. ежемесячных активных пользователей, которые создают новостные потоки в размере более 500 млн. твиттов ежедневно, 80% аудитории - пользователи мобильных телефонов и функционирует на 33 языках [10].
Сегодня кандидаты в президенты США на выборах 2016 года используют социальные сети, активнее, чем когда-либо. Газета Washington Post пишет, что «начиная с президентских выборов в 2012, Президент США Барак Обама зарегистрировал свой аккаунт в Твиттере и ведет несколько дискуссионных тем на популярном среди американцев форуме Reddit. Теперь для американских политиков иметь страницы на Facebook и ак-каунты в Твиттере - довольно традиционный шаг, в какой-то мере, даже признаком хорошего «политического тона».
Приближающиеся выборы в США усиливают пропагандистский накал борьбы и переходят в разряд борьбы компроматов, и для этого теперь в распоряжении политиков и их пиарщиков имеется гораздо больше социальных площадок, которые они сегодня рассматривают не только в качестве рекламных и пиар инструментов, включая такие как Snapchat и Instagram. Эти социальные сети особенно важны для американских кандидатов в президенты, так как потенциальный электорат, в особенности поколение «нулевых» и «миллениалы», переместили свои предпочтения из обычных социальных медиа к видео-сервисам, где возможно обратиться к массовой аудитории напрямую и получить незамедлительную реакцию в виде комментариев, что несвойственно для традиционных средств массовой информации. По мнению некоторых американских специалистов, работающих с социальными сетями, в погоне за молодым электоратом политики забывают о том, что по-прежнему не существует инструмента измерить реальный эффект, что называется ROI (return on investment) - коэффициент окупаемости инвестиций, в т.ч. и рекламных показателей, рентабельности вложений от проведенных мероприятий в социальных сетях, поэтому работа с ними несет в себе скрытые угрозы.
Если абстрагироваться от теории всеобщего заговора и версии о происхождении всех социальных сетей по заданию спецслужб США и Великобритании, то негативную реакцию Apple и Facebook понять не сложно, так как подобные действия властей подрывают доверие пользователей к самой сути цифрового социального мира - свободы общения и выражения мнения в публичном пространстве. В контексте предпринимаемых правительствами попыток поставить под тотальный контроль деятельность граждан в социальных сетях заявление главы Twitter о предназначении социальных сетей звучит «пустым постом». В ноябре 2015 года на своей страничке в социальной сети Twitter, генеральный директор компании Twitter Дик Костоло, который по совместительству с 2011 года назначен Президентом США Обамой членом Президентского кон-
сультативного комитета по национальной безопасности телекоммуникаций США, разместил твит следующего содержания: "Друзья, Верующие и Сограждане: мы не изменили нашу миссию, она по-прежнему следующая: дать каждому возможность создавать и обмениваться идеями и информацией мгновенно, без барьеров" [11]. Так ли это на самом деле или такие заявления топ менеджеров социальных корпораций имеют "второе дно", попробуем рассмотреть это вопрос.
Сегодня, когда у медиа аналитиков возникает вопрос: откуда молодые американцы черпают информацию о политике и деятельности органов государственной власти, все чаще можно встретить ответ, что основным источником информации являются социальные сети. Так, по состоянию на май 2014 года, более 61% американцев так называемого «поколения нулевых», пользующихся Интернетом, получают политические новости из социальной сети Facebook. Такие данные приводятся в аналитическом отчете Американского исследовательского центра Pew Research Center [12]. Этот показатель существенно опередил аналогичные показатели других новостных ресурсов и резко контрастирует с портретом Интернет аудитории так называемого сегмента "поколения бэйбибумеров", 60% которых предпочитают телевидение в качестве основного источника политических новостей. Необходимо отметить, что сегодня американские социологи делят население США по возрасту на следующие категории поколений: "поколение нулевых" -это население, родившееся с 1981 по 1996 гг., в 2015 году они достигли возраста 19-34 лет; "поколение Х" - население, родившиеся в период с 1965 по 1980 гг., в 2015 году их возраст составляет 35-50 лет; "поколение бейбибумеров" - граждане 1946-1964 г.р., в 2015 году их возраст составляет 51-69 лет.
Одним из ключевых показателей «жизненной активности» социальных сетей практики считают число «говорящих» пользователей, открыто выражающих свою позицию публичными сообщениями в социальных медиа. К примеру, активных авторов в апреле 2015 года в России было около 35 млн. человек, которые сгенерировали почти 620 млн. сообщений за месяц. Активные авторы, создающие публичный контент, делают социальные сети актуальным индикатором общественных настроений, позволяя уловить «живые» общественные проблемы в самом начале формирования значимых трендов. По количеству «пишущих» российских авторов лидирует ВКонтакте, почти на порядок обгоняя конкурентов - 21,6 млн. уникальных авторов. У следующего на втором месте Instagram - всего 2,4 млн. авторов (снижение по отношению к данным прошлого полугодия составило 11%, предновогодняя активность осталась непреодолимой пиковой высотой). Третье место - Twitter - показал значительное падение (-24% к ноябрю 2014 г.), говорящих авторов в апреле 2015 г. зафиксировано всего 1,6 млн. чел. В русском Facebook
наиболее заметные изменения произошли в группе авторов диапазона
34 - 44 лет — их количество сократилось на 10%. При этом существенно увеличилась доля авторов в возрасте от 25 до 34 лет и от 45 до 54 лет - на 6% и 3% соответственно. На 2% увеличилось и количество авторов старше 55 лет [13].
Большой социальный бизнес
Сегодня социальные сети - многомиллиардный бизнес, построенный на размещении контекстной рекламы, по принципу пользовательского поведения и предпочтений. Никого больше не удивляет тот факт, что функция социальных сетей, начиная с 2004 года (неофициальная дата рождения социальных сетей), трансформировалось от изначального межличностного и группового общения в отдельный медиа-бизнес с многомиллионными аудиториями и многомиллиардными оборотами. По оценкам экспертов за 11 лет своего существования стоимость компании Facebook превысила 250 млрд. долл. США. В 2014 году Facebook отчиталась об объемах своих продаж в сети, которые составили 12,4 млрд. долл. США, прибыль - в размере 2,9 млрд. долл. США. Кроме этого, в 2012 году Facebook приобрела за 1 млрд. долл. США популярную среди молодой аудитории социальную сеть Instagram, позволяющую пользователям делится своими фотографиями и видео. Тогда многие финансисты посчитали эту покупку недальновидным шагом, однако сегодня очевидно, что это была очень выгодная сделка, так как Instagram имеет более 300 млн. пользователей (больше, чем у Twitter), а по мнению экспертов из Citigroup рыночная стоимость этого фотосервиса уже достигла
35 млрд. долларов США [14]. Причинами для такого роста стали высокие темпы прироста аудитории Instagram и значительная монетизация ее сервиса. Потенциал доходов Instagram составляет более 2 млрд. долл. США в год [15]. Нельзя оставить без внимания и две основные быстрорастущие отечественные социальные "сетки" Однокласники и Вконтак-те. И хотя эти проекты увидели свет на два года позже, чем их американские аналоги, тем не менее, сегодня они имеют по 205 млн. пользователей соответственно. В настоящее время оба проекта принадлежат "Mail. ru Group", которая в свое время провела IPO на Лондонской фондовой бирже, разместив 16,8 % акций компании по верхней границе диапазона с оценкой бизнеса в $5,71 млрд. По состоянию на май 2011 года рыночная капитализация Mail.ru Group составляла $6,63 млрд. долл. США. Не так давно Вконтакте запустила фотоприложение Snapster, которое по своим функциям напоминает Instagram, а через две недели после их старта начались "боевые действия" за российских пользователей: после запуска Snapster, руководство ВКонтакте заблокировало внешние ссылки на Instagram, а в сентябре 2015 года Facebook и Instagram нача-
ли блокировать ссылки на ВКонтакте. Чем окончится это противостояние? Можно предположить, что рано или поздно Facebook купит Вкон-такте или наоборот, учитывая, то что 10% доли Facebook и 4,4% Twitter уже принадлежат "Mail.ru Group", ключевым владельцем Mail.Ru Group является New Media Technologies Алишера Усманова.
Правящая роль контента и контекста
Необходимо отметить, что начало саморегулирования действий своих пользователей в социальных сетях и взаимодействие со специальными службами уже положено. У каждой социальной сети разработан собственный свод правил поведения пользователей. К примеру, сеть YouTube, которая позиционирует себя в качестве площадки «на которой общаются, делятся новостями и свежими идеями миллиарды пользователей со всего света», регламентирует поведение своих пользователей через Центр правил YouTube. В частности он определяет, какую информацию можно размещать, а какую размещать не допускается. К примеру, пользователям запрещено размещать видео ролики, содержащие контент сексуального и порнографического характера. «Помните, что мы сообщаем о противоправных действиях в органы правопорядка. Мы особенно внимательно относимся к защите прав несовершеннолетних», - говорится в правилах YouTube. Если видео носит явно провокационный сексуальный характер, то оно вряд ли будет допущено к публикации на YouTube. Видео с откровенным содержанием (например, порнография) запрещены. Видео, которое содержит элементы фетишизма, будет удалено либо для него будет установлены ограничения по возрасту. Однако YouTube может сделать исключение для «образовательных, художественных, документальных и научных видео, содержащих обнаженную натуру или материалы сексуального характера, но только в том случае, если это единственная цель видеоролика, и сам ролик не является необоснованно подробным. Например, документальный ролик о раке груди будет уместным, а его отрывки, лишенные контекста, - нет. Помните, что название и описание видео помогают нам и вашим зрителям определить цель видео».
Также Центр правил YouTube запрещает размещать и соответственно распространять так называемый натуралистичный контент, а именно ролики, содержащие натуралистичные изображения шокирующего, сенсационного или оскорбительного характера, за исключением новостных и документальных работ, в которых по контексту понятно, о чем идет речь. Кроме этого модераторы YouTube удалят ролики оскорбительного контента. «Мы защищаем право наших пользователей свободно выражать свою точку зрения. Вместе с тем мы не терпим оскорблений. На сайте запрещено публиковать контент, который содержит унизитель-
ные высказывания или призывы к насилию по отношению к отдельным лицам или группам людей на основании их расы, этнического происхождения, религии, недееспособности, пола, возраста, сексуальной ориентации или половой принадлежности. Если основная цель контента - задеть одну из вышеперечисленных групп, он нарушает наши правила», говорится на сайте УоиТиЬе. Это же касается информации, содержащей угрозы или нападки, преследования и оскорбления, а также любые попытки нарушить конфиденциальность, раскрыть личную информацию и призвать зрителей к агрессивным действиям. «Если вы не будете следовать правилам, мы навсегда удалим ваш аккаунт», сообщается на станице Центра правил УоиТиЬе .
Не спрятаться и не скрыться
Итак, необходимо отметить, что перед тем как пользоваться социальными сетями, сайтами, форумами и т.д. пользователю необходимо крепко подумать, насколько у него назрела необходимость в общении посредством сети Интернет и готов ли он к последствиям распространения своих персональных данных в сеть? Регистрируясь в различных социальных сетях, система безопасности социальных площадок автоматически полностью идентифицирует гражданина, собирает и хранит информацию о нем самом и о его активности и предпочтениях. Данные в сети находятся бесконечно долго, так как система зеркального хранения данных позволяет безопасно хранить данные в Дата-центрах, расположенных по всему миру. Даже, удаливши профиль во всех сетях граждане не гарантированы от того, что их данные удалены из Интернета. Поэтому обезопасить пользователей от несанкционированного доступа к персональным данным и к журналу активности в сети не могут даже сетевые службы безопасности. Недавно в качестве защитной меры от постороннего вмешательства, официальные представители социальной сети РаееЬоок сообщили, что их сеть будет предупреждать своих пользователей, о шпионской слежке со стороны хакеров и правительств различных государств. Представители РаееЬоок заявили, что будут оповещать своих пользователей специальным уведомлением о том, что их учетная запись в социальной сети РаееЬоок, взломана и находится под «присмотром» неких «кибер» наблюдателей, аффилированных с государственными спецслужбами. Таким образом, представители РаееЬоок признали факт шпионажа за своими пользователями сторонними организациями и заблаговременно «открестились» от подозрений в свой адрес в том, что именно они занимаются передачей данных о действиях своих пользователей различным государственным структурам, в том числе и спецслужбам. «Если сегодня за вашими действиями в нашей социальной сети наблюдают, и вы об этом не знаете,
то это связано не с нашей системой безопасности, а скорее всего, у вас проблемы с вашим персональным компьютером или мобильным устройством, на котором уже предустановлены вредоносные шпионские программы, позволяющие третьим лицам следить за вашей активностью в социальных сетях. Поэтому мы рекомендуем вам немедленно переустановить поврежденную операционную систему», - сообщила Служба безопасности Facebook [16].
«Безопасники» из YouTube продвинулись еще дальше своих коллег из Facebook, ограничившись советами о том, как защитить свою конфиденциальность на сайте: «дважды подумайте перед тем, как публиковать личные данные. К ним относятся ваше место жительства, учебное заведение или домашний адрес. Защитите свой аккаунт и храните пароль в секрете. Сотрудники YouTube ни при каких обстоятельствах не попросят вас предоставить свой пароль. Если кто-либо обращается к вам с подобными просьбами, представляясь сотрудником YouTube, не верьте ему» [17].
Итак, в борьбе между гражданской свободой, охраняемой владельцами социальных сетей, и властями, которые стремятся откровенно подглядывать за тем, что думают и делают граждане в свободное от «службы» время и поставить их деятельность в сети под контроль, пока побеждают первые.
Одно из таких показательных противостояний - конфликт между властями США и компанией Apple, недавно вошел в острую фазу. В марте 2016 года департамент юстиции США заявил, что отзывает иск к Apple, за отказ помочь властям взломать систему защиты телефона, поскольку «властям удалось без помощи компании получить доступ к информации в телефоне террориста из Сан-Бернардино»[18]. Подобный исход в деле «террориста из Сан-Бернардино» выводит противостояние между властями и обществом на новый уровень, так как, если спецслужбам все-таки самостоятельно или при содействии производителя удалось взломать систему защиты телефона Apple, то безопасность, о которой так много говорят производители мобильных устройств и социальных сетей, у меня лично вызывает сомнение.
Список литературы
1. Is your daily social media usage higher than average: http://www.telegraph.co.uk/ finance/newsbysector/mediatechnologyandtelecoms/11610959/Is-your-daily-social-media-usage-higher-than-average.html
2. GWI Social 2015. URL: www.globalwebindex.net
3. URL: http://ca-news.org центрально-азиатская служба новостей CA-NEWS
4. URL: www.youtube.com - официальный сайт видео сервиса
5. Официальный сайт Международного союза электросвязи. URL: http://www.itu.int/ru
6. Facebook will now alert you if a country is trying to hack. URL: http://www. huffingtonpost.com/entry/facebook-nation-state-hack-warning_562505b6e4b0bce34 7015786?utm_hp_ref=social-media
7. Facebook Will Now Alert You If A Country Is Trying To Hack. URL: www.huffingtonpost.com
8. How the Internet Saved Buddy Roemer's Presidential Campaign? URL: http:// mashable.com/2012/01/05/buddy-roemer-digital-strategies
9. Брэндон Мендельсон Социальные медиа — это бред. Откровения маркетолога // Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
10. Официальный сайт www.twitter.com
11. Официальный твит-аккаунт Дика Костоло: https://twitter.com/dickc
12. Among Millennials engaged in primaries, Dems more likely to learn about the election from social media. URL: http://www.pewresearch.org/
13. Социальные сети в России сегодня: цифры, тренды, прогнозы, исследования цикла за первое полугодие. Brand Analytics, 2015г. URL: www.br-analytics.ru
14. Facebook hits one billion users in a single day: Mark Zuckerberg reveals one in seven people on earth used the social network on Monday. URL: www.dailymail.co.uk 27/08/2015
15. URL: http://geektimes.ru/post/243353/
16. URL: www.facebook.com/privacy/explanation
17. URL: www.support.google.com
18. ФБР раскусило Apple. URL: http://www.gazeta.ru/tech/2016/03/29/8148551/ hackers from fbi.shtml
■ ■ ■ PRIVACY ON SOCIAL NETWORKS: A SPECIOUS EXCUSE TO PROTECT USERS OR ANOTHER LOOPHOLE FOR INTELLIGENCE SERVICE?
Author: KUDASOV V. S.
KUDASOV Vadim Sergeevich - Master of Public Administration and Municipal Management in « Public Relations and Media Impacts «, Chief expert of the department of marketing research of the Pension Fund of the Russian Federation. Mailto: solist1971@yandex.ru
Abstract:
The author opens a modern look at the controversial actions of the governments of various states that under the pretext of creating a global system of citizens' personal data security and counter-terrorism wish to put under control the activity of citizens in social networks. The rapid growth of global connectedness contributes to overcoming the citizens of different states, not only administrative borders, communication, international, ethnic and cultural barriers, but also becomes a factor stimulating the rapid growth of immorality, an additional channel of distribution of child pornography, a platform for the ardent attacks motivated by ethnic hatred, extremism, separatism and of various forms of terrorism. The time of «life» of social networks users is rapidly increasing. Do we need a special law regulating this sphere of human activity and behavior online or adequacy of existing legislation? Is it possible to counter extremism in social networks, without undermining the rights of citizens? Whether social networks' users want them to cooperate in this direction with the state or we have to seem the Internet as a «private zone»? Are social networks ready for interaction with special services
and where is the «golden mean» of the balance between benefit and harm of social media, between freedom of interpersonal communication and public expression of citizens and opposition calls for overthrow of power, nationalism, separatism and terrorism by persons and organizations that are now using the legal confusion in this area, furthermore are actively using modern means of mass communication to influence the younger generation which is increasingly using social media as a primary source of information and are highly susceptible to influence from social media.
Keywords: social media, social networks, Facebook, Twitter, social network users, Millennials, intelligence agencies, the audience of social networks, internetization, Odnoklassniki.ru, Vkontakte.ru, Mail.ru Group, Instagram, safety in social networks, US policy makers.
References
1. Is your daily social media usage higher than average/ URL: http://www.telegraph. co.uk/finance/newsbysector/mediatechnologyandtelecoms/11610959/Is-your-daily-social-media-usage-higher-than-average.html
2. GWI Social report: www.globalwebindex.net 2015
3. URL: http://ca-news.org Central Asian News Service CA-NEWS
4. The official website of video service: www.youtube.com
5. The official website of the International Telecommunication Union. URL: http:// www.itu.int/ru
6. Facebook will now alert you if a country is trying to hack. URL: http://www. huffingtonpost.com/entry/facebook-nation-state-hack-warning_562505b6e4b0bce34 7015786?utm_hp_ref=social-media
7. Facebook Will Now Alert You If A Country Is Trying To Hack. URL: www.huffingtonpost. com
8. How the Internet Saved Buddy Roemer's Presidential Campaign? URL: http:// mashable.com/2012/01/05/buddy-roemer-digital-strategies
9. Brandon Mendelson Social Media - this is nonsense. Revelation marketer // Mann, Ivanov and Ferber, 2014.
10. The official website: www.twitter.com
11. Official twitter-account of Dick Costolo: https://twitter.com/dickc
12. Among Millennials engaged in primaries, Dems more likely to learn about the election from social media. URL: http://www.pewresearch.org/
13. Social networks in Russia today: figures, trends, forecasts, research cycle for the first half. Brand Analytics, 2015. URL: www.br-analytics.ru
14. Facebook hits one billion users in a single day: Mark Zuckerberg reveals one in seven people on earth used the social network on Monday, URL: www.dailymail.co.uk 27/08/2015
15. URL: http://geektimes.ru/post/243353/
16. URL: www.facebook.com/privacy/explanation
17. Website: www.support.google.com
18. FBR RASKUSILO APPLE, FBI to crack Apple, URL: http://www.gazeta.ru/ tech/2016/03/29/8148551/hackers_from_fbi.shtml