Научная статья на тему 'Конфессиональный состав русского населе ния Дагестанской области во второй половине XIX - начале XX века'

Конфессиональный состав русского населе ния Дагестанской области во второй половине XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
276
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СЕКТАНТСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ / КАВКАЗСКИЙ КРАЙ / РУССКИЕ КРЕСТЬЯНЕ / CHRISTIANITY / POLITICS OF RESETTLEMENT / SECTARIAN COLONIZATION / THE CAUCASIAN TERRITORY / RUSSIAN PEASANTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данилюк Марина Юрьевна, Зуева Ольга Борисовна

Изучается процесс формирования разнообразного религиозного (христианского) состава русского населения в Дагестанской области в пореформенный период. Рассматривается один из этапов переселенческой политики Российской империи, в результате которого население края пополнилось представителями протестантского направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Данилюк Марина Юрьевна, Зуева Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confessional Structure of Russian Population of the Dagestan Area in Second Half XIX- Beginning of XX Century

This article is devoted to studying of process of folding of various religious (Christian) structure of Russian population in the Dagestan area in the period of reforms. It is considered one of stages Russian empire's politics of resettlement, in result which the population of territory has replenished with representatives of a Protestant direction.

Текст научной работы на тему «Конфессиональный состав русского населе ния Дагестанской области во второй половине XIX - начале XX века»

УДК 930

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ века

© 2008 г. М.Ю. Данилюк, О.Б. Зуева

Институт истории, археологии и этнографии Institute of History, Archeology and Ethnography

Дагестанского научного центра РАН, of Dagestan Scientific Center of Russian Academy of Sciences,

367000, г. Махачкала, ул. Ярагского, 75 367000, Makhachkala, M. Yaragskiy St., 75

Изучается процесс формирования разнообразного религиозного (христианского) состава русского населения в Дагестанской области в пореформенный период. Рассматривается один из этапов переселенческой политики Российской империи, в результате которого население края пополнилось представителями протестантского направления.

Ключевые слова: христианство, переселенческая политика, сектантская колонизация, кавказский край, русские крестьяне.

This article is devoted to studying of process offolding of various religious (Christian) structure of Russian population in the Dagestan area in the period of reforms. It is considered one of stages Russian empire's politics of resettlement, in result which the population of territory has replenished with representatives of a Protestant direction.

Keywords: Christianity, politics of resettlement, sectarian colonization, the Caucasian territory, Russian peasants.

В конце 1980-х гг. в нашей стране произошло резкое усиление публичной значимости религии. Она стала использоваться как символ патриотизма, но в то же время и этничности; таким образом наряду с интегрирующей функцией служила основанием для появления этноконфессиональных групп и конфликтов на религиозной почве.

Целью нашей статьи является изучение процесса формирования разнообразного религиозного (на основе христианских толков) состава русского населения в Дагестанской области в пореформенный период. Уже в начале XIX в. Кавказ являлся поликонфессиональным регионом, где кроме ислама и Русской православной церкви (далее - РПЦ) действовали старообрядческие общины и различные направления христианского сектантства (скопцы, хлысты, поповцы, беспоповцы, поморцы и др.).

В связи с окончанием Кавказской войны российское правительство было заинтересовано в скорейшем заселении рассматриваемой части Кавказа. Пытаясь укрепить свои позиции на вновь присоединенных территориях, царизм провел ряд мероприятий, среди которых не последняя роль отводилась изменению религиозно-национального состава населения этого региона. Одной из мер для окончательного «покорения» и «усмирения» края, по мнению дагестанских историков, являлась христианизация местного населения, водворение русскоязычного, христианского населения на дагестанских землях с перспективой создания численного превосходства над мусульманским [1, с. 83]. 3 октября 1863 г. русским офицерам и лицам гражданского ведомства было разрешено приобретать земли у местного населения в Терской и Дагестанской областях.

Отметим, что к этому времени русское население края состояло в основном из войсковых частей, размещалось в построенных укреплениях и опорных пунктах вблизи крупных аулов Дагестана (крепости Внезапная, Бурная и др.). В период борьбы с антиколониальным

освободительным движением горцев Северо-Восточного Кавказа царизмом были сооружены в стратегически важных пунктах укрепления Евгеньевское, Воздвижен-ское, Хаджалмахи, Петровское и др., а также крепости близ аулов Казикумух, Чирах, Курах, Ахты и др. При штаб-квартирах армейских частей создавались войсковые церкви. Примером тому являются церкви в слободах Дешлагар (ныне Сергокала) и Чирюрт (ныне город Ки-зилюрт), селах Ахты, Кумух, Гуниб и др. [2].

Основная масса оседавшего здесь русского населения были христиане православного толка. Но оседали и староверы (старообрядцы) и отпочковавшиеся от них толки - поповцы, беспоповцы, хлысты, скопцы и др. Они, будучи преследуемыми официальной церковью, появились здесь еще в ХУ1-ХУ11 вв. В основном все они были русскими казаками, которых царизм использовал для военной службе при охране южных границ.

Наряду с военной и казачьей колонизацией существенную роль в увеличении и расселении русских в Дагестане играло крестьянское переселенческое движение из внутренних губерний России на Кавказ, особенно усилившееся на рубеже Х1Х-ХХ вв. Именно в связи с новым этапом в переселенческой политике царизма конфессиональная среда региона пополнилась представителями протестантских религиозных течений, которые к этому времени уже широко были распространены в самой Российской империи.

Одним из первых законодательных актов, открывших в пореформенное время один из районов Кавказа для крестьянской колонизации, явилось «Положение о заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками и другими переселенцами из России» от 10 мая 1862 г. Основной целью, сформулированной данным Положением, было заселение области не только лицами казачьего сословия, хотя им отдавалось предпочтение, но и государственными крестьянами, а также представителями других сословий [3, с. 89].

В первый период в 1863 г было принято специальное постановление, по которому частным лицам предоставлялось право переселения на казенные земли Терской и Дагестанской областей, а закон от 29 ап -реля 1868 г. дал возможность лицам невойскового сословия селиться в казачьих станицах. Был создан особый класс - «иногородние, не имеющие оседлости» [4, с. 12, 14].

Как отмечает Ш.Б. Ахмадов, «...социальный состав крестьян-переселенцев в Дагестане был неоднороден. С одной стороны, сюда переселялись безземельные и малоземельные крестьяне - бедняки, дворовые крестьяне, казаки и мещане, которые надеялись после отмены крепостного права окончательно освободиться от продолжавшего существовать помещичьего гнета. С другой стороны, переселялись сравнительно зажиточные крестьяне - середняки и крестьяне-собственники с таким расчетом, чтобы на новых землях еще больше разбогатеть за счет эксплуатации труда как местного, так и пришлого населения» [5, с. 159].

По данным Кавказского календаря, в 1873 г. численность русского населения на Кавказе в целом достигала 1 млн 110 тыс. чел., в том числе 58 тыс. раскольников [6, с. 160]. По Северному Кавказу в середине 60-х гг. XIX в. (Ставропольская губерния, Кубанская и Терская области) раскольников, а также последователей старых русских сект - беспоповцев, молокан, духоборов, субботников, скопцов и хлыстов - насчитывалось 29098 чел. О наличии таковых групп в Дагестанской области данный источник сведений нам не предоставляет [7, с. 60]. По данным Кавказского календаря на 1886 г., на Тереке проживало 22679 различных сектантов, но в Дагестанской области их не наблюдалось [8, с. 161]. Причиной этому послужило малоземелье, которым страдала Дагестанская область и поэтому почти не подверглась сектантской колонизации. По сведениям того же источника, в 1891 г. в Дагестанской области не наблюдалось подобной категории лиц. В то же время в Кизлярском отделе Терской области их насчитывалось 19753 чел. [9, с. 2627, 28-29].

В конце 80-х гг. XIX в. начинается новый этап переселения русских в Дагестан. Существенную роль в этом играло переселенческое движение крестьян из внутренних губерний России, преимущественно южных (Киевской, Полтавской, Черниговской, Курской, Харьковской, Екатеринославской, Херсонской и Воронежской), особенно усилившееся на рубеже XIX и XX вв. Несмотря на всю тяжесть условий, с которыми пришлось столкнуться на новом месте переселенцам, количество их быстро увеличивалось, ибо разоренные русские и украинские крестьяне надеялись улучшить здесь свое положение. Районом оседания их была преимущественно северная часть современной территории Дагестана: Киз-лярский и Хасавюртовский округа Терской области и Темир-Хан-Шуринский округ Дагестанской области. Обычно крестьяне селились на окраинах русских слобод при укреплениях и штаб-квартирах, так, например, в Хасавюрте, Чирюрте, Ишкартах они образовали самостоятельные небольшие хутора Чапчак, Темиргой, Нечаева, Шушанова и др. Численность русского населения

в Дагестанской области, по данным Кавказского календаря на 1897 г. [10, с. 34], приведена в табл. 1.

Таблица 1

Численность русского населения в Дагестане на январь 1897 г.

Округ Православные, чел. Старообрядцы, чел. Протестанты, чел.

Темир-Хан-Шуринский 11554 269 208

Кайтаго-Табасаранский 3128 17 61

Даргинский 84 - 1

Кюринский 190 1 1

Гунибский 543 2 8

Андийский 160 - -

Казикумухский 33 - 1

Аварский 532 7 8

Самурский 113 2 2

Всего по области 16337 288 290

В том числе городах 11381 52 232

Итого 27718 340 522

Общее количество 28580

Данные таблицы свидетельствуют не только о количественном соотношении старообрядцев (1,18 %) и протестантов (1,82 %) в изучаемом нами регионе, но и наглядно показывают результаты проводимой российским правительством политики по водворению на территорию Дагестана исключительно крестьян православного (96,9 %) вероисповедания.

Вообще необходимо отметить, что разные источники в одно и то же время представляли различную информацию о распределении населения по вероисповеданию по городам и округам Дагестанской области. Так, на 1 января 1898 г. соотношение вероисповедной численности русского населения в крае предоставляют нам обзоры Дагестанской области, которые отражены в табл. 2 [11, с. 21].

Сравнивая данные двух таблиц, мы видим, что в 1897 г. православных (95,3 %), старообрядцев (1,7 %) и протестантов (2,8 %) было несколько больше, чем к началу 1898 г. При этом необходимо отметить, что население г. Темир-Хан-Шуры и Аварского, Андийского, Гу-нибского, Даргинского и Самурского округов распределено по исповеданию вместе с расположенными в них войсками. Видимо, этот факт и дает расхождение в цифрах.

Впервые появление сектантов в Дагестанской области приходится на 1890 г. В г. Петровске появляются четверо старообрядцев (2 мужчин и 2 жен -щины), в г. Дербенте проживали двое представителей молоканской общины (мужчина и женщина) [12, с. 18]. В 1891 г. в Темир -Хан-Шуре появляются первые пять сектантов (4 мужчин и 1 женщина) [13, с. 26-27].

Таблица 2

Распределение русского населения Дагестана по вероисповеданию на 01.01.1898 г.

Православные, чел. Раскольники разных сект Протестанты, чел.

Города: Темир-Хан-Шура 4442 21 97

Дербент 1057 - 23

Петровск 4526 - 238

Итого 10,025 21 358

Округа: Темир-Хан-Шур 663 217 -

Аварский 515 - 11

Андийский 135 - -

Гунибский 619 - 8

Даргинский 52 - 1

Казикумухский 17 - -

Кайтаго-Табасар 704 - -

Кюринский 2 - -

Самурский 97 - 4

Итого 2804 217 24

Всего 12,829 238 382

Общее количество 13,449

Необходимо отметить, что уже к концу XIX в. были не только сформулированы основы переселенческой политики, но и радикально изменился контингент переселенцев: к переселению допускались лишь русские крестьяне православного вероисповедания. Тем самым царское правительство стремилось создать прочную опору на окраинах страны для проведения колониальной политики. По мнению некоторых дагестанских историков, до 1890 г. на Кавказ ссылали сектантов, которых удаляли из внутренних губерний России как «вредный элемент», и колонизация носила, главным образом, сектантскую направленность [4, с. 12]. В конце 90-х гг. XIX в., по мнению А.П. Липранди, произошел поворот в сторону русской колонизации края, чему способствовала перемена в высшем управлении [14, с. 141]. В начале 1897 г. главноначальствующим гражданской частью на Кавказе стал князь Г.С. Голицын, одним из первых мероприятий которого была отмена ссылки в Закавказье сектантов «в интересах русского дела колонизации края православным русским элементом и ограждения последнего от влияния сектантов». Вследствие этого 15 апреля 1899 г. было утверждено Положение комитета министров о разрешении переселения в Ставропольскую губернию, местности Северного Кавказа и Закавказья, включая области с «военно-народным управлением» (Дагестанская область). Принятый в виде временной меры, этот закон предусматривал переселение на территорию Кавказа крестьян русского происхождения и православного вероисповедания. Переселение же других народностей, иного вероисповедания, а также сектантов, указывали власти, «не может быть допущено».

Динамика увеличения русских крестьян, среди которых наблюдались и представители протестантской идеологии, была обусловлена строительством желез-

нодорожной линии Беслан - Грозный - Петровск (1894 г.), связавшей Северо-Восточный Кавказ с внутренними губерниями России и Украиной. Г.И. Мило-ванов на большом фактическом материале показывает, что развитие транспорта способствовало притоку в Дагестан русского и иностранного капитала, появлению русского рабочего класса и росту городов и городского населения [15, с. 44-49]. Но, как отмечает Е.И. Иноземцева, не только строительство железной дороги было причиной притока переселенцев, но также и голод в России в 1891-1892 гг. [16, л. 85].

Говоря о месте расселения русских переселенцев на территории Дагестана, следует выделить Кизляр-ский, Темир-Хан-Шуринский и Хасавюртовский округа; города и слободы Дербент, Петровск, Кизляр, Хасавюрт, Темир-Хан-Шура и Чирюрт; горные и предгорные округа, где поселилось незначительное число переселенцев ввиду их отдаленности и ограниченности земельных площадей, пригодных для сельскохозяйственного освоения.

Эти районы входили в состав бывших Дагестанской (Темир-Хан-Шуринский округ, города Дербент, Петровск, Темир-Хан-Шура, Чирюрт) и Терской (Киз-лярский, Хасавюртовский округа и города Кизляр и Хасавюрт) областей.

С середины 90-х гг. XIX в. русские переселенцы как православного вероисповедания, так и баптисты, предпринимали неоднократные попытки поселиться в слободе Ишкарты, бывшей штаб-квартире Апшеронского полка, где уже проживало несколько (до 9) дымов отставных нижних чинов, наделенных землей. Здесь поселилось 27 семейств (72 мужчины, 40 женщин), снявших в аренду 170 десятин казенной земли. Они занимались преимущественно земледелием и вели молочное хозяйство. На хуторах Чапчак и Зунд, расположенных в районе Темир-Хан-Шуры, поселилось 4 семьи православных (11 мужчин, 13 женщин), 7 дымов баптистов и празднующих субботу (19 мужчин, 20 женщин) [17, с. 17].

Помимо более или менее массового поселения русских в вышеназванных округах, были попытки осесть и в других местах прибрежной части области. Так, в 1902 г. в с. Молла-Халил Кюринского округа поселилось 4 крестьянских семьи из Екатеринославской, Харьковской и Полтавской губерний [17, с. 31; 18, л. 1].

Русские переселенцы обосновались также в слободе Чирюрт (основана в 1845 г.) и ее окрестностях. Так, в 1901 г. там проживало 72 семьи - 672 чел. (357 муж., 315 жен.), арендующих землю. В окрестностях Чирюрта находился ряд хуторов русских переселенцев:

- хутор Нечаева - в 12 верстах от Чирюрта на земле, арендуемой у князя А.М. Казаналипова. Здесь проживало 47 семей численностью 257 чел. (135 муж., 122 жен.) православного вероисповедания;

- хутор Темирова - в 11 вестах от Чирюрта на земле, арендуемой у князя С.С. Темирова, где проживало 7 семей - 25 чел. (15 муж., 10 жен.) православного вероисповедания;

- хутор Шушанов - в 11 верстах от Чирюрта на земле, арендуемой у того же владельца. Здесь проживало 64 семьи - 405 чел. (201 муж., 204 жен.) право-

славного вероисповедания и 34 семьи сектантов (субботников) числом 149 чел. (77 муж., 72 жен.);

- хутор Еремеевка - в 6 верстах от Чирюрта на земле князя А.М. Казаналипова. Он включал 13 семей русских крестьян православного вероисповедания числом 74 чел. (41 муж., 33 жен.) [17, с. 16].

Часть земель участков Ишкарты (п. Алексеевское) и Чирюрт (п. Ново-Александровск) арендовались баптистами в количестве 27 семей (12 семей - в Ишкарты и 15 - в Чирюрте). Но в 1904 г. в соответствии с законодательством о формировании переселенческих участков сектанты не были допущены к водворению на образованных переселенческих участках.

Таким образом, несмотря на противоречивые сведения, которые предоставляют приводимые нами источники, по сравнению с 1898 г. численность сектантов и протестантов в Дагестане не только не уменьшилась, а наоборот, возрастала. И это несмотря на то, что с начала XX в. переселенческое движение в Дагестан, особенно после издания закона от 6 июня 1904 г., резко сократилось. В дальнейшем поток переселенцев на Кавказ в целом и в Дагестан в том числе идет на убыль. Мало того начинается обратный процесс переселения из Дагестана. Видимо, это связано с естественным приростом населения и активизацией проповеднической деятельности сектантов.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что во второй половине XIX - начале XX в. царизм продолжает реализовывать свою экспансионистскую политику на Кавказе. Последствия данной политики были разносторонни и противоречивы. Как указывает А.И. Османов, «.с одной стороны, новые переселенцы (русские, немцы) способствовали подъему экономики сельского хозяйства края, развитию производительных сил, внедрению современных агротехнических приемов, выращиванию новых сельскохозяйственных культур, утверждению капиталистических отношений, а с другой - это привело к обострению земельного вопроса из-за наплыва переселенцев, приобретавших земли у местных землевладельцев» [19, с. 44]. Русское правительство в целях окончательного «примирения» края активизирует деятельность Русской православной церкви в Дагестане. Значительно возрастает количество соборов и приходских церквей в области. Это было связано с проведением царским правительством административно-территориальных реформ, ростом численности населения, развитием промышленности в крае и строительством Владикавказской железной дороги.

Поступила в редакцию

Литература

1. Мусаев М.А. Попытки христианизации дагестанцев как один из методов уменьшения влияния ислама и упрочения позиций Российской империи на Кавказе в середине XIX века // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск, 2006. № 1.

2. Данилюк М.Ю. Становление церковной организации в городах Дагестанской области во второй половине XIX - начале XX века // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2007. № 4.

3. Ибрагимов М-Р.А. К истории формирования русского населения Дагестана // Советская этнография. 1978. № 2.

4. Суздальцева И.А. Русское переселенческое движение на Северо-Восточный Кавказ в конце XIX -нач. XX века: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 1997.

5. Ахмадов Ш.Б. Русские переселенцы в Северном Дагестане на рубеже XIX-XX вв. // Дагестан в составе России: Исторические корни дружбы народов России и Дагестана. Махачкала, 1990.

6. Кавказский календарь (КК) на 1874 г. Тифлис, 1873.

7. Статистические сведения о состоянии губерний и областей Кавказа и Закавказского края за 1875 г. // КК на 1877 г. Тифлис, 1876.

8. КК на 1886 г. Тифлис, 1885.

9. КК на 1891 г. Тифлис, 1890.

10. КК на 1897 г. Тифлис, 1896.

11. Обзоры Дагестанской области за 1898 г. Темир-Хан-Шура, 1899.

12. Дагестанская область. Свод статистических данных. Тифлис, 1890.

13. КК на 1893 г. Тифлис, 1892.

14. Липранди А.П. Кавказ и Россия. Харьков, 1911.

15. Милованов Г.И. Очерк формирования и развития рабочего класса в Дагестане (90-е гг. XIX - июнь 1941 года). Махачкала, 1963.

16. Иноземцева Е.И. Историческая география русского населения Дагестана в XIX - начале XX вв. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, ф. 3, оп. 1, д. 648.

17. Обзоры Дагестанской области за 1903 г. Темир-Хан-Шура, 1904.

18. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД), ф. 2, оп. 3, д. 140.

19. Османов А.И. Аграрные преобразования в Дагестане и переселение горцев на равнину (20-70-е годы XX в.). Махачкала, 2000.

20 февраля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.