УДК 346.6:316.354.4
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ РАБОТЫ
С БЕЖЕНЦАМИ1
THE CONFESSIONAL ASPECTS OF VOLUNTEER WORK WITH REFUGEES
О.В. Ковальчук, Т.И. Липич O.V. Kovalchuk, T.I. Lipich
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia
E-mail: kovalchuk@bsu.edu.ru, lipich@bsu.edu.ru
Аннотация. В статье рассматривается проблема волонтерской работы с беженцами в региональной системе социального партнерства. Предпринята попытка анализа конфессионального опыта решения проблем беженцев.
Resume. The paper discusses the issue of volunteer work with refugees in a regional system of social partnership. An attempt to analyze the religious experience of the problems of refugees.
Ключевые слова: социальное партнерство, волонтерство, беженцы.
Key words: social partnership, volunteering, refugees.
Интенсивные миграционные потоки из неблагополучных регионов в более благополучные являются неотъемлимыми реалиями современного мира. Связано это, прежде всего, с ростом количества вооруженных конфликтов. За пять последних лет возникли или вновь вспыхнули по крайней мере 15 конфликтов: восемь в Африке (в том числе в Ливии, на северо-востоке Нигерии, в Южном Судане, и в этом году - в Бурунди), три на Ближнем Востоке (Сирия, Ирак и Йемен), один в Европе (Украина), а также в Кыргызстане и некоторых районах Мьянмы и Пакистана [2]. Миграция существовала всегда. Процесс крушения под ударами варваров Великой Римской империи (410) сопровождался беспрецедентным до того предвижением масс людей, получивший название «великого переселения народов». Первый крестовый поход в XI в. вызвал массовый исход мусульман со «святых мест», захваченных рыцарями. Тысячи людей в Европе и Азии бежали от частых эпидемий чумы. Но сегодня миграционные процессы затрагивают многие страны и многие стороны социальной, экономической, общественной, политической, этнической, нравственной, психологической, религиозно-духовной жизни людей. Процессы глобализации оказывают усиленное влияние на увеличение миграционных потоков, делают миграцию более масштабной и постоянной. Но, решая одни проблемы (стабильным приростом населения за счет прибывающих иностранных граждан), миграция беженцев способствует появлению целого ряда социальных рисков, преодоление и предупреждение которых становится одним из важнейших направлением социальной политики того или иного государства. Однако сегодня государство самостоятельно не может регулировать те или иные социальные риски, и поэтому все чаще делегирует часть своих полномочий негосударственным субъектам, что обуславливает развитие социального партнерства и развитие волонтерской деятельности.
Необходимо отметить, что российское историческое социально-культурное прошлое находится в органичной связи с религиозной (прежде всего христианской) культурой. Если мы обратимся к социальной сфере, то увидим, что базой для формирования отечественной парадигмы социальной помощи явилась христианская культура: достаточно вспомнить периоды общественной благотворительности и общественного призрения в мировой социальной истории. Именно христианская Церковь как носитель религиозной культуры предпринимает первые шаги в организации благотворительной деятельности, институтов поддержки, добровольчества закладывает базу оказания необходимой помощи и поддержки социально уязвимым слоям населения, каковы яв-
1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 15-13-31004 а(р) «Волонтерство в региональной системе социального партнерства, ориентированного на работу с беженцами».
ляются сегодня и беженцы. Поэтому сегодня как никогда в нашей стране особую значимость приобретает социальная активность Русской Православной церкви, поскольку формы, методы милосердной конфессиональной деятельности прошли испытания веками и оправдали себя в различных этнических и социальных сообществах. Отличительной особенностью конфессионального социального служения является то, что его стабильная основа - особое понимание и обоснование милосердия, которое рассматривает любовь к ближнему как реализацию божественных заповедей, служение бедствующим людям - как служение Богу. Нельзя не учитывать, что «добровольный труда» опирается на известные в истории и науки традиции, основывающиеся на религиозных ценностях христианства как безвозмездный труд по заповеди «Помоги ближнему», характерный для христианских общин, в том числе крестьянских общин в дореволюционной России. Этот труд здесь базируется на глубоко укоренившейся в различных культурах традиции альтруистической взаимопомощи, проявляющейся, в первую очередь, на уровне семьи, рода, племени. В ее основе лежат чувства любви, сострадания, родства, а в общинах к ним добавляется аспект экономической целесообразности для решения проблем общины без привлечения дополнительных ресурсов на основе самоорганизации [2].
Современная социально-политическая ситуация, связанная с конфликтом в Украине, обусловила возрастание потока иностранных граждан, стремящихся найти убежище и защиту на территории России. Большую часть из них составляют беженцы из Украины.
Сегодня Церковь уже ведет большую гуманитарную поддержку беженцев по всей стране. С июля 2014 года в Москве начал работу Общецерковный штаб помощи беженцам, действовал телефон горячей линии церковной помощи. За время работы штаба и горячей линии за помощью Церкви только в Москве обратилось более 26 тысяч человек. По всей России были открыты десятки церковных гуманитарных пунктов и приютов. Для координации этой работы по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была создана Межведомственная комиссия Русской Православной Церкви по организации помощи пострадавшим мирным жителям Украины. В январе 2015 года Святейший Патриарх встречался с детьми, приехавшими с Донбасса, на Рождественской елке в Кремле. Всем им были переданы подарки от Святейшего Владыки. Склады гумпомощи и пункты сбора помощи открылись в 32 епархиях (Ардатовская, Астраханская, Балашовская, Белгородская (склады в благочиниях), Брянская, Волгодонская, Воронежская, Выксунская, Вятская, Губкинская, Ейская (пункты сбора в 10 благочиниях), Екатеринбургская, Железногорская, Иркутская, Йошкар-Олинская, Казанская, Касимовская (в благочиниях), Краснослободская, Курганская, Кызыльская, Магнитогорская, Московская, Майкопская, Мариинская, Мелекесская, Нефтекамская, Нижегородская, Новокузнецкая, Новороссийская, Орловская, Пятигорская, Ростовская, Шахтинская).
Наибольшая нагрузка легла на плечи приграничных регионов. И когда по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата разработал и реализовал проект «Гуманитарная благотворительная помощь пострадавшим в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины на территории Российской Федерации». Он был реализован при содействии благотворительной организации «Сума самарянина» (Samaritan's Purse) и Евангелистской ассоциации Билли Грэма, то его поддержали прежде всего Донская и Белгородская митрополии, которые оказывают активную помощь беженцам на территории Ростовской и Белгородской областей.. В общей сложности в рамках проекта беженцам раздали более 63 тысяч наборов, в том числе 34 тысячи гигиенических и 10 тысяч продуктовых, более 14 тысяч наборов постельных принадлежностей и 5 тысяч детских подарков [3].
Можно отметить уникальный опыт работы в Ростове-на-Дону сестричества во имя Серафима Саровского, где уже более пятнадцати лет священники, сестры и добровольцы помогают беженцам в окружном военном госпитале. Свой опыт сестричество приобрело еще со времен первой чеченской войны, сегодня там анализируют опыт по оказанию психологической помощи и беженцам, и вынужденным мигрантам. Сестры даже проводят обучающие семинары. Сегодня там при поддержке митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия создается первый в стране комплексный реабилитационный Центр, на который администрация области уже выделила землю. Есть хороший опыт в этом направлении и в Москве, и в Тарской епархии Омской митрополии. Сотни беженцев нашли приют в двенадцати церковных учреждениях Ростовской, Воронежской, Самарской, Московской, Ленинградской, Рязанской, Нижегородской, Костромской, Ярославской областях, в республике Удмуртия.
Принимают людей несколько монастырей, так, например, небольшая обитель Выксунский Иверский женский монастырь разместила 9 человек. Подворье Свято-Преображенского Валаамского монастыря в Приозерске сумело дать кров 150 украинцам: их разместили в здании православной школы. Осенью людей расселили по квартирам, причем дети пошли учиться в эту же школы, а некоторые взрослые с педагогическим образованием были приняты в число преподавателей. Беженцев расселяют в частном секторе, в домах прихожан, в некоторых случаях епархия оплачивает аренду жилья. Людей принимают церковные приюты, воскресные школы и социальные центры при Церкви. Так, в поселке Коксовый Волгодонской епархии Донской митрополии 350 человек разместились в социальном кризисном центре святой Матроны Московской [4; 5; 6].
Иными словами, сегодня достаточно высока роль организаций гражданского общества и также прослеживается тенденция делегирования государством части своих социальных функций в том числе и к онфессиональным организациям. А добровольческий труд выступает основным трудом, создающим современное гражданское общество. В связи с этим необходима актуализация волонтерской работы с беженцами за счет активного включения волонтерства в систему социального партнерства региона, в том числе и с религиозными организациями.
Список литературы References
Ковальчук О.В., Липич Т.И. Методологические аспекты волонтерской работы с беженцами // Социология религии в обществе Позднего Модерна : сборник статей по материалам Пятой Юбилейной Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 25-26 сентября 2015 г. / отв. ред. С.Д. Лебедев. -Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. -с.34-38.
Kovalchuk O.V., Lipich T.I. Methodological aspects of volunteer work with refugees / / Sociology of religion in late modern society: a collection of articles based on the Fifth Anniversary International Scientific Conference. NIU "BSU", 25-26 September 2015 / Ed. Ed. SD Lebedev. - Belgorod: ID "Belgorod" NIU "BSU", 2015. - р. 34-38.
Европейский миграционный кризис. - Режим доступа:
https://ra.wikipedia.org/wiki/Европейский_миграционный_кризис.
The European migration crisis. - Access:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Европейский_миграционный_кризис.
Вышел документальный фильм о помощи Церкви мирным жителям Украины // Официальный сайт Московского патриархата РПЦ. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/433ii07.html.
The documentary film help civilians Church of Ukraine / / The official website of the Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church. Access: http: //www.patriarchia.ru/db/text/433ii07.html.
Положение украинских беженцев России // Первый миграционный независимый портал консультаций по миграционным вопросам. Режим доступа: http: // 1migration.ru/bezhency/iz-ukrainy.html.
The position of Ukrainian refugees in Russia // The first migration independent portal con consultation on migration issues. Access: http://imigration.ru/bezhency/iz-ukrainy.html.
Информация об оказании Русской Православной Церковью помощи беженцам, прибывшим из юго-восточных регионов Украины // Информационный портал Петрозаводской и карельской Епардхии. Режим доступа: http://eparhia.karelia.ru/htm14/sc14t.htm.
Information on the provision of assistance to the Russian Orthodox Church of refugees from south-eastern regions of Ukraine // Informational portal of Petrozavodsk and Karelia Epardhii. Access: http://eparhia.karelia.ru/htmi4/sci4t.htm.
Михайлова (Посашко) В. Беженцы. Что сделала для них Церковь? Режим доступа: http://foma.ru/bezhentsyi-chto-sdelala-dlya-nih-tserkov.html
Mikhailov (Posashkov) B. Refugees. What did the Church for them? Access: http: //foma.ru/bezhentsyi-chto-sdelala-dlya-nih-tserkov.html