Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., 1997. 319 с.
Марков Г.Е. Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественной организации. М., 1976. 321 с.
Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 1Х-Х1 вв. Смоленск; М., 1995. 317 с.
Плетнева С.А. Половцы. М., 1990. 210 с.
Плетнева С.А. Хазары. М., 1986. 189 с.
Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. 300 с.
Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 2003. 781 с.
Р.Ш. Нуриден
Международный центр культур и религий МЮ РК, г. Астана КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА
До начала 1990-х гг. вопросы конфессиональной политики имели для государственных органов Казахстана второстепенное значение. В Декларации о государственном суверенитета Казахской ССР, принятой 25 октября 1990 г., религия упоминалась лишь в контексте гарантии прав граждан безотносительно к их вероисповеданию, а в Конституционном законе о государственной независимости Республики Казахстан, вступившем в силу 16 декабря 1991 г., упоминание о религии (вероисповедании) вообще отсутствовало.
В 1991 г. казахстанская власть разработала новый законодательный акт, регламентирующий положение религиозных объединений и их взаимоотношения с государственными органами в независимом Казахстане. Одновременно начали определяться основные направления новой государственной конфессиональной политики. Положение стало меняться к лучшему после получения независимости Республикой Казахстан. Цивилизованное отношение к религии стало частью демократических преобразований. Важным событием стало принятие в 1992 г. Закона РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Республика Казахстан, утверждая себя правовым, демократическим и светским государством, уделяет постоянное внимание вопросам соблюдения прав человека на свободу вероисповедания. Религиозная сфера в Республике Казахстан регулируется рядом законодательных актов: Конституцией, Гражданским кодексом, другими нормативными правовыми актами. В Казахстане созданы необходимые правовые и организационные условия для мирного сосуществования различных конфессий, сформирована единая государственная политика, направленная на гармонизацию межконфессиональных отношений. Свидетельством роста значимости конфессиональных проблем в государственной политике Казахстана может служить то, в очередном программном труде президента Казахстана религиозному вопросу был посвя-
щен специальный раздел. «Наше государство является не только многонациональным, но и многоконфессиональным, - декларировал Н.А. Назарбаев. - Религиозное мироощущение присуще сотням тысяч граждан, и число последователей различных исповеданий продолжает возрастать. Изменилось и место религии в обществе. Еще недавно она была, мягко говоря, на периферии, ныне это - реальный компонент социальной и духовной жизни... Религиозные общины много делают для поддержания в обществе здоровой атмосферы, мира и согласия, утверждения духовности... Отказ от идеологического противостояния с религией... открывает широкие возможности в этом отношении». Далее Н.А. Назарбаев рассуждал о важности широкого диалога духовенства различных конфессий в целях идейной консолидации общества. Собственно эта концепция и была положена в основу новой государственной конфессиональной политики, реализация которой началась в середине 1993 г.
Начиная с 1993 г. представители православного и исламского духовенства стали приглашаться на многочисленные официальные мероприятия, в том числе проходившие и с участием руководителей государства. Демонстрируя свою поддержку Русской Православной Церкви, Н.А. Назарбаев в 1995 г. пригласил патриарха Московского и Всея Руси Алексия II посетить Казахстан и объявил о передаче верующим Вознесенского монастыря. Казахская земля исторически стала местом взаимодействия великих цивилизаций - исламской, христианской, буддистской, конфуцианской. Бескрайние просторы наших степей впитали в себя цивилизацион-но-культурное разнообразие. Поэтому современный полиэтнический и поликонфессиональный Казахстан - это наследник вековых духовных и культурных традиций. В Казахстане действует 46 религиозных конфессий. Процесс демократизации государственной и общественной жизни вызвал существенный рост числа религиозных объединений. За годы независимости Казахстана их количество увеличилось в 5 раз. По состоянию на 1 января 2008 г. в Казахстане действует 4001 религиозная община. Из них 3337 религиозных объединений зарегистрированы в качестве юридических лиц или филиалов, 517 прошли учетную регистрацию в местных исполнительных органах как малочисленные религиозные группы. Религиозным объединениям принадлежит 3100 культовых сооружений, ими выпускается 40 наименований печатных изданий. Основой позитивных процессов в нашем обществе является межконфессиональное и межнациональное согласие. Казахстан за этот период сумел сохранить единство народа. В республике созданы условия для их мирного сосуществования на основе постоянного диалога. Государство инициирует и поддерживает этот процесс. 28 июня 2006 г. постановлением Правительства Республики Казахстан утверждена Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 гг. Программа направлена на комплексную систему мер гармонизации этниче-
ских и конфессиональных отношений, внедрение принципов и норм толерантного поведения, профилактику экстремизма и усиления сотрудничества государственных органов, национально -культурных, религиозных и неправительственных объединений в продвижении духовных ценностей и культуры диалога с целью обеспечения гражданского мира и общественного согласия. На реализацию Программы из государственного бюджета выделено более 1 миллиарда тенге.
Казахстан - уникальное многонациональное государство, находящееся в центре Евразийского континента. Он является своеобразным мостом между Востоком и Западом, христианским и мусульманским миром, славянскими и тюркскими народами, связующим звеном евразийской цивилизации, так как впитал в себя духовные начала, гуманные идеи и лучшие традиции мировых культур и религий. И отнюдь не случайно Казахстан становится местом проведения значительных форумов на самом высоком уровне: здесь охотно встречаются представители различных культур, цивилизаций и религий со всего мира. Достаточно вспомнить первый для стран Центральной Азии официальный визит в сентябре 2001 г. Папы Римского Иоанна Павла II в Казахстан, а также то, что Республика Казахстан является автором ряда важных международных инициатив в области организации диалога религий и цивилизаций. По инициативе Президента республики Н.А. Назарбаева в Казахстане проведены два съезда лидеров мировых и традиционных религий. На съезде было признано, что мировые традиционные вероисповедания могут стать связующим звеном в диалоге цивилизаций и оградить общество от негативного влияния радикальных объединений, пытающихся подорвать устои современного миропорядка. Показательно, что Астана уже дважды принимала участников Съездов лидеров мировых и традиционных религий. Проведение этих форумов продемонстрировало способность духовных лидеров вести конструктивный диалог во имя мира и согласия между народами планеты. Съезды стали конкретным вкладом Казахстана в преодоление опасности межрелигиозного противостояния, которая распространяется по всему миру. Проведение Съездов мировых и традиционных религий в Астане ярко продемонстрировало всему миру стремление нашего государства к гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, прочные основы мира и согласия в нашем обществе. Во время работы съездов лидеров мировых традиционных религий в Астане религиозные авторитеты искали не только взаимопонимание, но и механизмы снятия межрелигиозного напряжения в «горячих точках» планеты. Эти формы продемонстрировали способность и стремление духовных руководителей вести конструктивный диалог во имя мира и согласия между народами. Цель этих контактов состоит в том, чтобы определить базовые принципы, которые пронизывают и связывают все гуманистические религии. Если на первом Съезде лидеров традиционных религий участвовали 18 межконфессиональных делегаций,