Л. П. Шадрина,
кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Академии наук РС(Я), секретарь Регионального экспертного совета
конкурсаРФ ФИ-РС(Я)
22-23 июня 2018 года в г. Томске состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодёжных конкурсов».
Конференция организована Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Администрацией Томской области и Национальным исследовательским Томским государственным университетом (НИ ТГУ).
Цель конференции - анализ взаимодействия и определение приоритетных направлений совместной административной и научной работы субъектов Российской Федерации и РФФИ при реализации региональных и молодёжных конкурсных программ поддержки фундаментальных научных исследований в аспекте социально-экономического развития регионов.
В работе конференции приняли участие более 200 специалистов из 45 регионов РФ, включая 9 академиков РАН. Сотрудничество РФФИ и регионов развивается успешно и перспективно. К такому выводу пришли участники конференции на примере Томской
области - одного из самых успешных регионов РФ по сотрудничеству с РФФИ на протяжении уже 20 лет. За это время томские учёные получили 4000 грантов РФФИ на общую сумму более одного миллиарда рублей. Вклад от этих работ в экономику региона местные власти оценивают в 5,5 миллиардов рублей.
Открытие конференции состоялось 22 июня 2018 г. в конференц-зале научной библиотеки Томского государственного университета (рис. 1, 2). С приветственными
Рис. 1. Открытие конференции в конференц-зале Научной библиотеки Томского государственного университета
На фото вверху - общий вид здания Научной библиотеки Томского государственного университета
Рис. 2. В президиуме конференции.
Слева направо: В. С. Косоуров, В. Я. Панченко, С. А. Жвачкин, В. М. Кресс, Л. М. Огородова, Э. В. Галажинский
словами выступили сопредседатели конференции Сергей Анатольевич Жвачкин и Владислав Яковлевич Панченко, а также заместитель председателя Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации ФС РФ Виктор Мельхиорович Кресс.
Губернатор Томской области С. А. Жвачкин в своём выступлении акцентировал внимание на том, что соглашение, подписанное в 2017 г. между Томской областью и РФФИ, позволило в два раза увеличить объём финансовой поддержки исследовательских проектов (до 140 млн рублей в равных долях, т. е. 70 млн руб. от РФФИ и столько же - от областной администрации). В региональном конкурсе участвуют 357 проектов из г. Томска - это в 3,5 раза больше, чем в предыдущем. При этом впервые объявлен конкурс проектов среди молодых учёных, и уже получено 167 коллективных заявок. С. А. Жвачкин также отметил, что в Томской области большое внимание уделяется взаимодействию науки и бизнеса. Создан, например, консорциум по трудноизвлекаемым запасам нефти, в который входят томские национальные исследовательские университеты, компания «Газпром нефть», корпоративный исследовательский центр «ТомскНИПИнефть» и другие участники. Университеты и академические институты занимаются исследовательской работой для таких компаний, как «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», «Росатом», «Российские железные дороги», «АЛРОСА», ракетно-космическая корпорация «Энергия», «КамАЗ».
Академик РАН председатель совета РФФИ В. Я. Панченко в своём докладе отметил, что поддержка фундаментальной науки как системообразующего института долгосрочного развития нации является первоочередной задачей государства. В Стратегии научно-технологического развития РФ отдельным пунк-
том обозначена необходимость поддержки регионов с высокой концентрацией исследований, разработок и инновационной инфраструктуры.
В 2018 г. по сравнению с 2015 г. число регионов увеличилось с 55 до 63, а сумма финансирования региональных программ РФФИ - более чем вдвое (с 315 до 703 млн руб.). Такую же сумму выделяют и субъекты РФ. Наибольшая доля финансирования (59 %) приходится на 8 субъектов РФ, которые выделяют более чем по 30 млн руб. Лидируют Красноярский край и Томская область - по 70 млн руб. (табл. 1). На остальные 55 регионов приходится 286 млн руб., т. е. 41 % от общего финансирования.
Председатель совета РФФИ предложил внедрять новые варианты взаимодействия с субъектами РФ:
1) регионально-международные конкурсы, направленные на поддержку фундаментальных исследований, значимых для территории, где располагается группа регионов и зарубежный партнёр;
2) конкурсы «РФФИ - Субъект РФ - Высокотехнологичное предприятие», которые позволят увеличить объём привлечённых средств для финансирования фундаментальных научных исследований, приоритетных для региона;
3) помимо региональных и международных, проводить конкурсы для талантливой молодёжи: «Наставник», «Мой первый грант», «Стабильность», «Мобильность», «Постдоки», «Эврика! Идея» и др.
В. Я. Панченко сообщил также о прошедшем 14-16 мая 2018 г. годовом собрании Глобального исследовательского совета, в котором приняли участие
Таблица 1 Сумма одностороннего финансирования РФФИ региональных проектов в 2018 г.
Субъект РФ Сумма одностороннего финансирования, млн руб.
Красноярский край 70
Томская область 70
Москва 53
Краснодарский край 50
Новосибирская область 50
Ульяновская область 50
Республика Татарстан 40
Пермский край 34
Остальные 55 регионов 286
ИТОГО 703
официальные представители 67 научных фондов и поддерживающих науку организаций, более 160 зарубежных участников из 61 страны. Именно государственные научные фонды должны демонстрировать оправданность ожиданий того, что финансируемые государством исследования обеспечат необходимые результаты: экономический рост, создание новых рабочих мест, рост качества жизни и благосостояния граждан, решение региональных проблем. На конференции было заслушано 11 пленарных и около 40 секционных докладов.
Заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу член-корреспондент РАН Л. М. Огородова подчеркнула в своём докладе, что фундаментальные исследования в регионах должны быть в значительной степени ориентированы на решение, прежде всего, региональных научных, технологических и экономических задач, превращение научных знаний в технологические исследовательские процессы (рис. 3). Именно такой модели, отметила она, намерены придерживаться Томская область и РФФИ. «Важно создать модель ранней науки и её внедрения. Фундаментальная наука очень дорогая, и невозможно все деньги фундаментальной науки выделять только для того, чтобы найти случайный результат. Как минимум, половина бюджета фундаментальной науки должна быть направлена на поиск решения, где мы знаем, в какой области нужно его применить», - считает Л. М. Огородова. Она также отметила, что более 50 % всех заявок в Томской области в 2018 г. поданы на получение грантов по направлению «Переход к передовым цифровым интеллектуальным производственным технологиям», на втором месте - «Переход к персонализированной медицине» (25 %). Кроме того, РФФИ запускает новый конкурс мультидисциплинарных фундаментальных научных исследований, и Томская область со своим инновационным кластером Smart Technologies, руководителем которой является Л. М. Огородова, намерена в нём участвовать.
Председатель экспертного совета по региональным конкурсам РФФИ В. П. Матвеенко в своём докладе осветил деятельность экспертных советов РФФИ и регионов. Региональный экспертный совет РФФИ включает 38 ведущих учёных страны из 24 регионов и представлен 9 междисциплинарными секциями.
В региональных конкурсах участвуют 63 из 83 субъектов РФ, причём по Центральному федеральному округу - 17 из 18 регионов, по Сибирскому - 12 из 12, по Дальневосточному - только 2 из 9 (Республика Саха (Якутия) и Приморский край).
В РФФИ разработан типовой рубрикатор региональных конкурсов (рис. 4.).
Рис. 3. Заместитель губернатора Томской области Л. М. Огородова и ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Э. В. Галажинский
В докладе В. П. Матвеенко были приведены основные показатели региональных конкурсов по четырём основным видам (фундаментальные исследования р_а, научные мероприятия р_г, междисциплинарные р_мк и молодёжные р_мол_а) (табл. 2).
Начальник управления региональных и межгосударственных программ РФФИ А. В. Заболеева-Зотова отметила, что при проведении региональных конкурсов РФФИ ставятся следующие цели:
1) финансовая поддержка фундаментальных научных исследований, выполняемых учёными в субъектах РФ;
2) выявление и поддержка наиболее перспективных научных направлений, развивающихся в регионе;
3) отбор региональных научных проектов, являющихся основой для инноваций, а также определение возможностей их практической реализации;
4) координация и анализ эффективности научных исследований в субъектах РФ.
Типовой рубрикатор региональных конкурсов
Рис. 4. Типовой рубрикатор проектов для региональных конкурсов РФФИ
Таблица 2
Основные показатели региональных конкурсов РФФИ в 2017 г.
Основные показатели 2017 г.
Подано заявок 4 800
Поддержано проектов 890
Общее количество финансируемых проектов (с учётом переходящих) 1 950
Количество регионов, участвующих в конкурсах 55
Количество экспертиз со стороны РФФИ 10 000
Количество экспертиз со стороны регионов РФ 5 000
Общая сумма финансирования от РФФИ 526 млн руб.
Средний размер финансирования проекта со стороны РФФИ 270 тыс. руб.
Средний размер гранта 540 тыс. руб.
Она подчеркнула, что в настоящее время большое внимание уделяется проведению междисциплинарных региональных конкурсов. Ею были приведены конкретные примеры тематики таких конкурсов, проводимых в Пермском крае, Архангельской и Ульяновской областях (рис. 5).
Представлению основных научных результатов, полученных в ходе выполнения региональных конкурсов, а также опыту проведения таких конкурсов РФФИ в регионах были посвящены выступления нескольких участников: академика РАН, заместителя председателя Сибирского отделения РАН, члена бюро Президиума СО РАН В. М. Фомина; академика РАН, заместителя председателя Уральского отделения РАН Н. В. Мушникова; академика РАН, председателя Президиума Иркутского НЦ СО РАН И. В. Бычкова; заместителя министра образования Красноярского края М. В. Румянцева; академика АН РТ, вице-президента Академии наук Республики Татарстан А. Л. Абдуллина; д.т.н., первого проректора Ульяновского государственного технического университета Н. Г. Ярушкиной и других.
Республику Саха (Якутия) в работе конференции представила ведущий научный сотрудник отдела научно-технической экспертизы Академии наук РС(Я), секретарь Регионального экспертного совета конкурса РФФИ-РС(Я) Л. П. Шадрина с докладом «О некоторых научных результатах, полученных учёными Якутии при выполнении регионального конкурса РФФИ за 2015-2017 годы». В докладе были освещены основные результаты, полученные в таких уникальных для России исследовательских учреждениях, находящихся в Якутии,как Институт космофизических исследований и аэрономии им. Ю. Г. Шафера СО РАН, Институт мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН и СевероВосточный федеральный университет им. М. К. Аммо-сова.
На заседании круглого стола, состоявшемся во второй день конференции, обсуждались вопросы, касающиеся, главным образом, нормативно-правовых аспектов взаимодействия РФФИ с администрациями субъектов РФ. Участники отметили следующие проблемные моменты.
Рис. 5. Участники II Всероссийской научно-практической конференции РФФИ Л. П. Шадрина (слева) и А. В. Заболеева-Зотова (г. Томск, 2018 г.)
1. Несовершенство законодательной базы для обеспечения своевременного финансирования региональных конкурсов. (Типовое соглашение между РФФИ и регионами, положения о региональном конкурсе и о Региональном экспертном совете не в полной мере отражают требования, содержащиеся в Постановлении № 541 Правительства РФ от 07.05. 2017 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, регулирующим представление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями». Документы, регулирующие предоставление
субсидий, должны содержать описание механизма и критериев отбора проектов, последовательности проведения экспертиз, механизма принятия решений. Юридическим службам РФФИ необходимо привести эти документы в соответствие).
2. Необходимость рассмотрения возможности организации межрегиональных конкурсов РФФИ при организационной поддержке аппаратов полномочных представителей в федеральных округах и региональных отделениях РАН.
3. Необходимость разработки положения, предусматривающего в бюджетах регионов оплату работы экспертов (данное решение довести до сведения глав субъектов Российской Федерации, участвующих в региональных конкурсах).
4. Недостаточность учёта мнения РЭС и правительств регионов при определении победителей конкурса. (Надо выстраивать рейтинг в соответствии с приоритетными направлениями регионов при принятии отчётов за первый год и решении о целесообразности дальнейшей поддержки проекта).
5. Необходимость устранения различий в налогообложении грантов РФФИ (налоговые отчисления на средства региональных бюджетов НДФЛ составляют 13 %, на ЕСН - 27,1 %, а на средства РФФИ - 0 %).
6. Необходимость усиления региональной составляющей при проведении экспертной оценки проектов, поданных на региональные конкурсы, в том числе введения иного механизма экспертной оценки в сфере гуманитарных наук: 2 региональных эксперта + 1 эксперт РФФИ.
В выступлении исполнительного директора Красноярского краевого фонда поддержки науки И. А. Пан-
телеевой указывалось на существование ряда сложностей, возникающих при проведении конкурсов РФФИ: несогласованность отраслевых нормативных актов, неопределённость правового режима грантов, необходимость унификации понятий «грант», «договор на предоставление гранта» в российском законодательстве. Она считает, что для совершенствования нормативно-правового взаимодействия РФФИ и регионов при проведении конкурсов необходимо рассмотреть такие сложные вопросы, как принципиальные особенности законодательства субъектов РФ, которые не находят отражения в тексте объявлений о конкурсе; отсутствие возможности проводить необходимые подготовительные работы по подготовке конкурсной документации в соответствии с условиями конкурса до момента объявления конкурса и результатов конкурса; отсутствие документальных уведомлений региона при корректировке сроков объявления результатов конкурсов и финансирования проектов; разницу налоговых режимов средств, выделяемых РФФИ и субъектами РФ; разные подходы к заключению договоров (соглашений) с победителями конкурсов.
Тем не менее, на конференции был отмечен положительный опыт Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности, который существенно помогает грантодержателям в работе с фондом РФФИ и администрацией края. Рекомендовано распространить этот опыт в субъектах РФ.
В заключение, после всестороннего обсуждения, было принято решение, в котором отражены пути решения основных проблем, затронутых в ходе проведения конференции.
тът тотпк
Брагина, Д. Г. Межнациональные браки и семьи в Республике Саха (Якутия) в ХХ веке / Д. Г. Брагина. - Новосибирск : Наука, 2018. - 136 с.
В книге освещаются межнациональные отношения в личностной сфере, в частности показана динамика межнациональных браков и семей в Республике Саха (Якутия) на протяжении ХХ в. Для более полного раскрытия современного материала предпослан исторический обзор межнациональных отношений и браков в дореволюционное время. Это первое монографическое исследование вопросов изучения межнациональных браков и семей, валентности этнической идентичности, межэтнических установок, стереотипов и характера ассимиляционных процессов в Якутии.
Для этнологов, историков, социологов, а также тех, кто интересуется данной проблемой.