УДК 341.213.4
https://doi.org/10.24158/pep.2017.5.24
Юрасова Анна Валидовна
магистрант кафедры истории права и государства
Российского университета дружбы народов
КОНФЕДЕРАЦИЯ:ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Yurasova Anna Validovna
Applicant for a Master's degree, History of Law and State Department, Peoples' Friendship University of Russia
CONFEDERATION: HISTORICAL EXPERIENCE AND CONTEMPORANEITY
Аннотация:
Статья посвящена проблемам возникновения, становления и развития конфедеративных объединений, существующих на протяжении достаточно длительного времени: с периода Средневековья до наших дней. Рассматриваются подходы к определению понятия конфедерации в контексте современных научных концепций.
Ключевые слова:
государство и право, юридические науки, правовой статус, конфедерация, союз суверенных государств, суверенитет, субъект конфедерации, международное право, межгосударственное объединение.
Summary:
This article is devoted to the problem of the formation and development of the confederation unions that have been existed over a long period of time: from the Middle Ages up to the present. The study reviews the approaches to define the confederation in the context of the modern scientific concepts.
Keywords:
state and law, legal sciences, legal status, confederation, union of sovereign states, sovereignty, confederation entity, international law, union of states.
Проблема исследования конфедеративных объединений в последние десятилетия является предметом широких дискуссий как среди российских, так и зарубежных правоведов. Не в последнюю очередь актуальность данного вопроса связана с интеграционными процессами, происходящими в современном мире. Именно под их влиянием многими учеными-юристами осознается потребность в переосмыслении исторического опыта развития конфедераций.
Согласно мнению большинства исследователей права, конфедерация представляет собой союз суверенных государств. Государства, сохраняя свою независимость, формируют наднациональные органы. Как правило, такие союзы образуются для решения определенных задач (внешнеполитических, политических, военных, экономических). Таким образом, конфедерация представляет собой межгосударственный союз, заключенный путем подписания договора между сторонами, в основу которого, как правило, положены общие политические, военные или иные интересы, на реализацию и исполнение которых и положены совместные действия данных государств.
Однако, несмотря на то что большинство исследователей единодушны в трактовке данного определения, нередко в научной среде возникают вопросы по отнесению тех или иных межгосударственных объединений к конфедерациям. При этом различия во взглядах могут быть весьма ощутимыми, вплоть до полного опровержения существования конфедеративных образований на современном этапе развития истории [1, с. 211].
Как уже было отмечено выше, мнения правоведов по отношению к вопросу об определении понятия и сущности конфедерации в последние десятилетия несколько разделились. По мнению сторонников новой концепции (С.О. Азаров, Л.В. Гречко, Г.Г. Шинкарецкая и др.), конфедерация является одной из форм государственного устройства и представляет собой союз независимых государств, который образуется для решения определенных задач (например, защиты от внешних угроз) [2; 3]. Согласно данной концепции, государства, подписывая союзный договор о создании конфедерации, меняют статус и становятся элементами единого целого, вследствие чего можно говорить о новой форме государственного устройства. В то же время сторонники классической концепции определяют конфедерацию как союз суверенных государств, целью которого является решение общих задач (как правило, внешнеполитических) и в основу которого положен конфедеративный договор [4].
В целях выяснения сущности конфедеративного образования изрядный интерес представляют классические примеры данного объединения, такие как: Швейцарская конфедерация, Германский союз, Республика соединенных провинций в Нидерландах, конфедерации Соединенных Штатов 1781-1787 гг. и 1861-1865 гг.
Помимо вышеперечисленных, представляют научный интерес союзы Древнего мира, которые в литературе рассматриваются как примеры первых конфедераций. Историческая литера-
тура относит к классическим образцам первых конфедеративных образований такие объединения государств, как Ахейский и Этолийский союзы, которые положили начало изучению конфедераций. Однако следует отметить, что некоторые ученые, например А. Ященко, придерживаются мнения, что вышеупомянутые союзы по своей сущности в большей степени соответствуют федеративной форме государственного устройства, нежели конфедеративному образованию [5].
Особое внимание в исторической и правовой литературе уделяется возникшим ко 2-й половине XVN-XVNI в. трем объединениям в центре Европы, которые считаются конфедеративными образованиями. Они были образованы по факту раздела Священной Римской империи согласно Вестфальскому договору от 1648 г.
Так, Священная Римская империя германской нации (1648-1806) стала прямой преемницей Священной Римской империи. Ею было унаследовано от предшественницы феодальное государственное устройство. В этот же период развития истории выработалось такое понятие, как «сюзеренитет», впоследствии его заменил протекторат. Суть «сюзеренитета» сводилась к тому, что государство-сюзерен устанавливало господство над государствами-вассалами. Также следует отметить, что в немецкой литературе утверждается, что в своем первоначальном виде Священная Римская империя германской нации была по форме государственного устройства близка к федерации, а в 1806 г. произошла ее трансформация в конфедеративное образование (союзы государств). В России многие историки-исследователи были прямо противоположного мнения по данному вопросу. Так, В.П. Даневский в одной из своих научных работ упоминал о Священной Римской империи германской нации. По его мнению, государства были недостаточно тесно связаны между собой, а также не слишком сильно зависели друг от друга.
Немалый интерес для исследователей представляет и такое государственное объединение средневековой Европы, как Соединенные провинции (Нидерланды), существовавшее в период 1579-1795 гг. Соединенные провинции обладали правовым статусом государства. Республика соединенных провинций берет начало своей истории от Договора Утрехтской унии от 29 января 1579 г.
Данное конфедеративное объединение было образовано прежде всего с целью защиты от внешних угроз. В компетенцию союза входили управление армией и флотом, вопросы войны и мира.
Следует отметить, что в Республике соединенных провинций имелись достаточно развитые органы управления, такие как государственный совет, генеральные штаты, правительственные коллегии, что отличает ее от многих других конфедераций. Помимо этого, отличие данного объединения заключается в его практически исключительной устойчивости существования. Соединенные провинции находились в действии более двух веков. Конец их существования был положен фактом завоевания в 1795 г. французами, в результате чего образование было переименовано в унитарную Батавскую республику [6].
Продолжая разговор о долговременных конфедеративных образованиях Средневековья, нельзя не упомянуть наиболее часто встречающуюся в литературе в качестве примера конфедерации того времени Швейцарию. Швейцарскую конфедерацию смело можно назвать самой жизнестойкой из всех существующих, ведь ее существование длилось с 1291 по 1848 г. Прерывалось оно лишь единожды вмешательством французов на рубеже XVШ-XIX вв.
Таким образом, мы можем наблюдать на примере Швейцарского союза, что при определенных условиях конфедерация вполне может быть жизнеспособна в течение длительного периода. В результате растущая связь между кантонами, а также постоянно совершенствующаяся система управления привели к тому, что впоследствии Швейцария становится фактически унитарным государством. Определяющими факторами ухода от конфедерации для Швейцарии стали демократические реформы, распространившиеся после 1830 г. Кантоны оказались поделены на два лагеря, в результате чего появилась потребность в создании более авторитетной власти.
Борьба тринадцати колоний Англии за независимость закончилась образованием конфедерации Штатов Америки. В 1776 г. была провозглашена независимость США. Уже в следующем году были приняты «статьи конфедерации», которые вступили в законную силу лишь в 1781 г. «Статьями конфедерации» обозначалась и разграничивалась компетенция центра и местных органов власти. За Штатами, согласно документу, также оставались полномочия, которые не были переданы ими конфедерации. Помимо этого, Штаты представляли собой наивысшую инстанцию при разрешении противоречий между субъектами конфедерации, в том числе к компетенции Штатов были отнесены вопросы, затрагивающие границы.
Недолгому существованию данной конфедерации послужил ряд довольно значимых факторов. Например, несмотря на то что бюджет объединения состоял лишь из взносов государств-участников, они не смогли взять на себя в полной мере материальные обязательства. Следствием стал тот факт, что конфедерация оказалась на пороге банкротства. Кроме того, между штатами все чаще возникали споры о границах. В результате в 1787 г. была принята Конституция США.
Историко-правовой анализ мировой истории создания и функционирования конфедераций дает возможность сделать вывод о том, что эта форма является по большей части некой ступенью в развитии государственного образования. Как правило, государства, становившиеся членами конфедерации, боролись за независимость, но не могли сами полностью обеспечить себе
защиту от внешних угроз. В конечном счете, какой бы длительный период времени ни функционировала конфедерация, рано или поздно происходит либо полный распад конфедеративного образования, либо переход к более устойчивому государственному образованию. При этом, как показывает практика, немаловажными факторами, влияющими на перевоплощение конфедеративного образования в более устойчивую форму государственного территориального устройства, является, наравне с этническими факторами, интеграция экономических основ ее участников в единое экономическое пространство.
Вместе с тем, говоря уже о современном этапе развития, следует отметить, что не всегда конфедерации создавались лишь с целью защиты от внешнего воздействия. Классическим примером такого образования до недавних пор служил Европейский союз, аналогов которому на международной арене нет и не было, но устойчивость которого значительно расшатана в свете последних событий.
В то же время неким подобием является образованное на постсоветском пространстве Содружество Независимых Государств. Но на данный момент представляется затруднительным восприятие данного союза в качестве единого образования, несмотря на обозначение его таковым в официальных документах. И связано это, по мнению автора статьи, прежде всего с отсутствием эффективного правового механизма, который бы имел возможность обязать государств-участников к выполнению распоряжений, исходящих из центра.
Таким образом, если говорить об исторических конфедерациях, то основными причинами их создания практически всегда были объединение оборонных сил, защита от внешних угроз. Однако, помимо этого, в современных реалиях перед конфедеративными образованиями стоит еще одна негласная цель - создание сильного политического союза, выступающего на международной арене. При этом каждый из членов союза по-прежнему является независимым государством и обладает международной правосубъектностью.
В целом, говоря о конфедерации, следует подчеркнуть, что данное образование во многом отличается от государства, равно как и его задачи от целей и задач создания государства. Этим и предопределяются ее многие особенности, например, обязательность решений центра адресована прежде всего государствам-участникам, а не гражданам.
Подводя итоги, можно выделить основные особенности, определяющие конфедерацию, в том числе и на современном этапе ее развития.
Во-первых, в основе создания конфедерации лежит договор между суверенными государствами. Заключив договор, государства становятся звеньями одной цепи. Их взаимоотношения должны протекать на основе равенства всех государств-членов.
Во-вторых, договор обозначает и разграничивает компетенции конфедеративного центра и органов власти государств. Государства сохраняют свой суверенитет, а также за ними остаются полномочия, которые не были добровольно переданы конфедерации [7].
В-третьих, основной орган конфедерации, принимающий основополагающие решения, как бы ни назывался, состоит из представителей субъектов конфедерации.
Кроме того, решения конфедеративного центра либо подписанные им договоры являются обязательными для исполнения государствами-участниками.
В целом, несмотря на ряд сопутствующих экономических, политических и других факторов, немаловажным моментом, оказывающим влияние на долговечность существования конфедерации, является взаимное оправдание доверия, оказанного государствами-участниками по отношению друг к другу. Крайне важно, чтобы все члены конфедерации своими действиями приносили только пользу тому союзу, который собственноручно и создали [8].
Ссылки:
1. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран : учебник для вузов. М., 1998. С. 211.
2. Азаров С.О. Конфедеративное государственное устройство: теоретико-правовой аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011.
3. Гречко A.B., Шинкарецкая Г.Г. Понятие конфедерации и СНГ // Московский журнал международного права. 1994. № 2. С. 61-73.
4. Касаткина Н.А. Научные подходы к определению понятия «конфедерация» // Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России : межвузовский сборник научных трудов. Вып. 20. СПб., 2014. С. 104-107.
5. Ященко A.C. Международный федерализм: идея юридической организации человечества в политических учениях до конца XVIII в. М., 1908.
6. Миронов О.В. Конфедерационные союзы: историческая характеристика и правовые основы // Право и жизнь. 2006. № 86. С. 84-89.
7. Malinverni G. The classical notions of a confederation and of a federal state // The modern concept of confederation. Council of Europe Publishing, 1995. Р. 39-52.
8. Юрасова А.В. Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь: элементы конфедератизма // Право, общество, государство: проблемы теории и истории. М., 2016. С. 501-504.