м и
ш
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
дения, вносятся ограничения на некоторые метной области, к различным по подготов-
действия играющего или внешнего окру- ке и активности группам, интересам само-
го преподавателя.
В зависимости от целей и задач игры,
жения.
Деловая игра всегда коллективная.
Этот принцип не нарушается и при исполь- а также аудитории, на которую она рассчи-
зовании компьютерного варианта деловой тана, к ее созданию необходимо привлекать
игры. При наличии локальной вычисли- специалистов разных профилей: экономис-тельной сети одновременно может играть тов, педагогов, программистов, психологов
группа студентов. В случае, когда студент и др.
один играете компьютером, недостающие
Наибольшего эффекта от использова-
звенья коллективной игры имитируются ния учебных компьютерных игр можно
самой программой и частично преподава- достичь на старших курсах обучения в
телем. Следует отметить, что хорошо про- вузе, когда студенты уже обладают опре-
думанная компьютерная деловая игра спо- деленным уровнем теоретических и прак-
собна адаптироваться к изменению содер- тических знаний и подготовлены к индиви-
жания обучения в рамках заданной пред- дуальной деятельности.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛАБОРАТОРНОМ
ПРАКТИКУМЕ
Н.Р.Некрасова, доцент кафедры ТОЭ МГУ им. Н.П. Огарева, С.А.Панфилов, зав. кафедрой ТОЭ МГУ им. Н.П.Огарева, профессор
Прогресс в компьютерной технике за го процесса, которые могут стать одновре-
последние десять лет обусловил бурное менно и массовыми, и дифференциально-
развитие информационных технологий. индивидуальными. Благодаря сетевым
Появились мощные компьютеры с огром- технологиям становится возможным осво-
ными быстродействием и ресурсами па- бождение в полной мере преподавателей
мяти, специализированное программное от рутинной деятельности. Студенты по-
обеспечение, сетевые технологии. Внедре- лучают дополнительные возможности для
ние новых компьютерных информационных изучения учебной дисциплины вплоть до
технологии в науку и производство нахо-
интерактивного дистан
дит свое отражение и в учебном процессе, ционного обучения. Компьютерное моде-
Это машинные методы расчета объектов лирование позволяет осуществлять тех-
и явлений, численная обработка результа- нические эксперименты. Разумеется, все
тов измерений, компьютерные тренажеры это достижимо лишь при наличии необхо-
по учебным дисциплинам, автоматизиро- димой компьютерной базы и соответству-
ванный контроль знаний, обучающие ком-
квалифи
пьютерные системы, имитационное мо- в Мордовском госуниверситете отсутству-
делирование лабораторных работ, тестиро- ет внутривузовская компьютерная сеть
вание, учет успеваемости и обработка (Интранет), что тормозит внедрение новых
учебной документации.
Одним из новых направлений развития
сетевых технологий в процесс обучения.
кафедре
информационного обеспечения является компьютерному моделированию лабора-
внедрение в вузах сетей Интернет и Инт- торных работ по курсу «Теоретические
ранет. Появление телекоммуникационных основы электротехники». На компьютерах
сред не только меняет обеспечение тра-
физи
диционного обучения, но и порождает прин- ческие явления, в основном по тем темам, ципиально новые формы образовательно- по которым затруднена или невозможна
постановка традиционных лабораторных работ на физической модели. Назовем некоторые из них:
- переходные процессы в линейных и нелинейных электрических цепях;
- цепи с распределенными параметрами;
- резонанс в электрической цепи;
-электрические и магнитные поля.
Компьютерная лабораторная работа,
очевидно, должна содержать какие-то общие сведения об исследуемом процессе с необходимыми формулами и иллюстрациями, вопросы, помогающие подготовиться к работе, задание для выполнения работы, имитацию эксперимента и расчетную часть. Опыт проведения таких занятий по-
♦
казывает, что они способствуют лучшему усвоению физических закономерностей, так как позволяют провести более полный анализ благодаря варьированию исходных данных.
Большой эффект при создании компьютерных лабораторных работ дает приме-
?
нение визуального конструктора компьютерных программ «Сценарий», работающего под управлением операционной системы \Мпс1о\?У5. В работе со «Сценарием» задействована новая технология взаимодействия человека и компьютера, обеспечивающая использование конструктора различными категориями пользователей независимо от уровня их подготовки в области программирования, обладающая простой графической и текстовой средой, доступностью и удобством их использования, высокой производительностью разработки компьютерных программ.
Поскольку при разработке «Сценария» предполагалось, что он будет в основном применяться для создания электронных учебников, то его вычислительные возможности ограничены. Однако он имеет специальные элементы, которые позволяют под-
ключить внешние программы (файлы *.ехе и команды ДОС), подготовленные вне среды конструктора на любом алгоритмическом языке, и организовать их выполнение.
В качестве примера можно привести описание компьютерной лабораторной работы «Электростатическое поле двухпроводной линии». Средствами «Сценария» изображается схема линии, задаются ее параметры (напряжение между проводами, геометрические размеры, среда и ее диэлектрическая проницаемость). В качестве подготовки к работе предлагается вычислить положение электрических осей, емкость на единицу длины линии, линейную плотность заряда электрических осей, потенциалы проводов. При этом на экране приводятся соответствующие формулы. Напряжение между проводами задается преподавателем.
В разделе «Порядок выполнения работы» требуется построить эквипотенциальные линии электрического поля, линии с заданной разностью потенциалов, считая известными плотность зарядов, радиус провода и положение электрических осей. Расчет эквипотенциальных линий выполняется прикладной программой, которая запускается с экрана. После распечатки их на бумаге Необходимо построить силовые линии (графическим способом), т.е. получить полную картину поля. Наконец, пользуясь полученной картиной поля, студенты должны определить максимальную напряженность и максимальную плотность зарядов на поверхности проводов.
Таким образом, при выполнении этой работы студенты небольшую часть расчетов делают «вручную», а большую их часть осуществляет программа. Выбор разумного соотношения «ручных» и машинных расчетов является одной из трудностей, возникающих при разработке компьютерных лабораторных работ.