Impact Factor: SJIF 2020 - 5.497
2021 - 5.81 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ГАСЫМОВ ЗИРАДДИН АМИРАХМЕД
Доцент кафедры КТ, к.т.н.. Азербайджанский Технический Университет, кафедра «Компьютерные Технологии»,_Азербайджан, Баку
ИМАМАЛИЕВ ЭЛЬМАН БАХЛУЛ
Доцент кафедры КТ, Азербайджанский Технический Университет, кафедра «Компьютерные Технологии»,Азербайджан, Баку,
Аннотация. Рассматриваются проблемы использования информационных технологий в учебном процессе, отмечены преимущества и недостатки использования социальных сетей как средства обучения, изложен результат практического применения социальной сети «ВКонтакте» в качестве средства учебного процесса.
Ключевые слова: Компьютерные сети, информационные технологии, дистанционное обучение.
1. Предпосылки использования социальных сетей в образовательном процессе.
Сегодня вопрос о применении информационных технологий в процесс обучения очень активно обсуждается как с положительной, так и с отрицательной стороны. Это вызвано всё большей компьютеризацией образования (что в принципе логично и обусловлено развитием информационного общества).
Однако, стоит обратить внимание, на то, что сам процесс внедрения ИТ в сферу образования в России протекает медленно, в сравнении со странами Европы и США и в значительной степени отстает от скоростиразвития самих компьютерных технологий. Одним из средств, способным поправить указанные вышенедостатки, может быть использование в качестве дополнительного метода обучения привычной для учащегося среды общения — социальных сетей.
Факторы, обуславливающие полезность и прогрессивность использования социальных сетей в образовательном процессе:
-Популярность социальных сетей , большинство учащихся зарегистрированы в одной или несколькихих них;
-Учащим представляется уникальная возможность совместить процесс развлечения и общения сучебой;
-Мгновенная передача информации и, как следствие, доступность отчетов и заданий для изучения;экономия времени ,что увеличивает количество сделанных заданий;
-Доступность всех версий одновременно и преподавателю и учащемуся.
Социальные сети в первую очередь могут быть полезны преподавателям дисциплин, в которых основными видами работ являются: рефераты; семинары; лабораторные работы; курсовые работы; выпускная квалификационная работа.[ 1]
При помощи социальных сетей преподавателю предоставляется возможность более простого выполнения следующих процедур: информирование студентов; предоставление методических пособий; доведение до студентов дополнительных инструкций; прием работ в электронном виде для проверки; простейший способ резервного копирования.
2. Примеры практического использования социальных сетей в образовательном процессе.
В качестве первого примера хочу привести сообщество учебной группы ДКидБ-3-5 Московского политехнического университета в социальной сети «Вконтакте» (рис. 1). «Паблик» (название сообщества на интернет - сленге) является удобным средством коммуникации касательно учебы. Как мы можем видеть, закрепленной записью является
1шраС; БасЮг: 8ЛБ 2020 - 5.497 2021 - 5.81
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
625
расписание занятий настоящего семестра. Предоставляет возможность быстрого контакта со всеми членами группы без данных сотовой связи или электронной почты.
Рисунок 1
На «стене» паблика староста публикует новости касательно занятий, мероприятий в университете, связи с преподавателями, заданием на дом (рис. 2). У группы есть возможность для различных дискуссий касательно учебы и обмена файлами. Обсуждения разделены на предметы.
Рисунок 2
Внутри каждой вкладки на скриншоте (рис. 3) староста выписывает информацию о задании поконкретному предмету, контакты преподавателя, сроки дедлайнов, подробности о контрольных точках и другую информацию. Очень удобно обмениваться материалом для учебы. Например, в обсуждении предмета«Художественные стили и направления в искусстве» студенты скидывают индивидуальные презентации потемам, которые всем понадобятся для зачета.[3]
Помимо сообщества существует ещё общая беседа группы в формате диалога с конкретным
пользователем. Диалог существует для обсуждения менее серьезных вопросов, чем в группе (хотя в него также можно скидывать ссылки на новости для привлечения внимания). Сообщения, поступающие в диалог,обязательно просматривают все участники.
Impact Factor: SJIF 2020 - 5.497 2021 - 5.81
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
626
Рисунок 3
Возможности: поиск контактов преподавателей, обсуждение заданий, обмен материалами, самаяпопулярная функция диалога - предупреждения об опоздании, либо болезни.
Результаты использования социальной сети «Вконтакте»: Охват учащихся (на новости группы подписаны все её студенты); Систематизация материала (обсуждения);
Все студенты обеспечены свежей информацией по организации учебного процесса в кратчайший срок;
Мгновенный обмен файлами без физических носителей;
Работы иди учебные материалы, присланные через сайт, не могут быть потеряны в результате невнимательности или выхода из строя оборудования.
Рисунок 4
Приведенный пример показывает , что социальные сети являются очень удобным и эффективным инструментом, дополняющим стандартные средства обучения. Чтобы проиллюстрировать непосредственнообразовательную функцию социальных сетей приведем в пример другое сообщество «Вконтакте» (рис. 4). Данный ресурс предназначен для подготовки к Единому Государственному экзамену школьников в 2017. Учащиеся имеют доступ к материалам по различным предметам (а так же ссылки на паблики по конкретному предмету, например, «ЕГЭ. Русский язык»), тестам онлайн, конспектам. Также прямо на страницерасположен чат для общения.[2]
Impact Factor: SJIF 2020 - 5.497 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
2021 - 5.81
3. Перспективы развития социальных сетей в образовательном процессе.
Если рассматривать образовательную систему, как постоянно трансформирующуюся и развивающуюся, то информационные технологии в целом являются очередной ступенью в её развитии, а включение в образовательный процесс социальных сетей - это новый шаг в развитии. Использование социальных сетей в учебном процессе можно рассматривать как один из новых способов развития педагогической деятельности, а также процесса самообразования.
Посредством социальных сетей, учащимся представлен очень широкий спектр образовательных возможностей (материалы с книгами, учебниками, конспектами, видеоролики, опросы, форумы и др.),
Стоит отметить, наличие положительной динамики, статистики и примеров использования соцсетейв образовании. К примеру, исследователь Р. Лейбанов обращает свое внимание на то, что школьник или студент (пользователь соц. сети), который вступил в группы, изучающие иностранные языки и выкладывающий аудио и видео на иностранном, существенно увеличит словарный запас и в скором времени, возможно, без акцента заговорит на иностранном языке.
В результате использования социальных сетей возможно взаимодействие преподавателей и студентов(если преподаватель имеет аккаунт) в учебном и воспитательном процессах. В России эта практика пока не набрала высокой популярности, однако, за рубежом преподаватели и учащиеся свободно общаются в Facebook и других соц. сетях, ведут дискуссии по учебе, оказывают помощь в выполнении работ, дают советы личного характера.[3]
Использование социальных сетей позволяет наладить построение образовательного процесса (содержания, формы и технологии) с ориентацией на человека, его неповторимую индивидуальностьи базовые потребности, созданием условий для раскрытия всех его потенциальных возможностей, для его самореализации и самосовершенствования.
Ценность социальных сетей для обучения и саморазвития еще не подвергалась оценке и исследованиям в необходимой степени: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, поскольку в сознании большинства людей социальные сети укрепились как среда для проведения свободного времени и развлечения. Но сегодня в педагогической деятельности возможности социальных сетей позволяют решать множество различных задач: эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.
Чтобы оптимально решать вышеперечисленные проблемы необходимо создавать условия для повышения квалификации преподавателей, предоставлять педагогам материальные и моральные поощрения, более активно использовать новые технологии в школах и вузах в обязательном порядке, разрабатывать новые эффективные методики использования социальных сетей в образовательном пространстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванько А.Ф., Иванько М.А. Информационные технологии в издательском деле. Учебное пособие.Москва-МГУП им. Ивана Федорова, 2013, -136с.
2. Зайнудинов С., Землянский А.А., Тинякова В.И., Иванько А.Ф., Иванько М.А. Прикладные аспектыинформационных технологий. Учебное пособие., М: Издательство РГАУ-МСХА им. Тимирязева, 2014.-324с.
3. Социальная сеть ВКонтакте https://vk.com/.
4. 9 соцсетей для изучения и общения на иностранных языках. - URL:
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"