2. ГОСТ 27232-87. Стык аппаратуры передачи данных с физическими линиями. Основные параметры.
3. ГОСТ 23578-79. Стык С1-ТЧР системы передачи данных. Основные
4. РИВУ.465636.022 РЭ Изделие УПС-4,8КВ. Руководство по эксплуатации.
5. ТАИЦ.468166.003РЭ Анализатор интерфейсных сигналов телекоммуникаций (АИСТ). Руководство по эксплуатации.
© Пищиков Д.О., 2019
УДК 654.1
Д.В. Проскурин
Сотрудник, Академия ФСО России, г. Орел, РФ [email protected]
КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ СРЕДСТВ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
В статье приводятся особенности использования компьютерных моделей в процессе обучения специалистов в области телекоммуникаций. Приводятся этапы построения компьютерных моделей средств связи, задачи учебного процесса с применением компьютерных моделей. Обоснована целесообразность применения компьютерных моделей средств связи в учебном процессе.
Ключевые слова:
компьютерные модели, объект исследования, метод моделирования, учебный процесс.
Простым инвентарем математического моделирования стали компьютерные модели (КМ) которые применяются в механике, метеорологии, астрофизике, физике, других науках и практических задачках в различных сферах радиоэлектроники, автомобилестроения, машиностроения. Также они используются с целью извлечения новых сведений о предмете либо приближенной оценки поведения систем, слишком сложных для аналитического изучения.
Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения сложных систем. Компьютерные модели проще и комфортнее исследовать в силу их возможности, осуществлять вычислительные эксперименты, в тех случаях если реальные опыты затруднены по причине финансовых либо физических препятствий либо могут дать непредвиденный итог.
Метод моделирования - познания, при котором исследуемый предмет-подлинник пребывает в определенном согласовании с другим объектом-моделью, при этом модель может в том или другом взаимоотношении заменять подлинник в определенных стадиях познавательного процесса. Наиболее общим считают формулировку В.А. Штоффа: «Под моделью подразумевается такая мысленно видимая либо вещественно реализованная система, которая, отображая либо воссоздавая предмет изучения, может заменять его таким образом, что её изучение предоставляет нам свежие данные о данном предмете». Моделирование дает возможность непосредственным способом ввести компьютер в обучение, обеспечивая интенсивный образ учебной деятельности. Достоинства учебного компьютерного моделирования сопряжены с преодолением формального подхода к освоению знаний, с формированием экспериментальных и конструкторских умений и возможностей обучаемых. Если применять формулировку, предложенное В.В. Лаптевым и М.В. Швецким: «Компьютерная модель - это программная среда для вычислительного эксперимента, объединяющая в себе на основе математической модели явления или процесса средства интерактивного взаимодействия с объектом эксперимента и развитые средства отображения информации», то получим, что наиболее эффективное обучение студентов обусловлено
интерактивным взаимодействием с моделью. Использование компьютерных моделей средств и комплексов специальной связи в обучении должно быть основано на их соответствии дидактическим принципам или разработанным на их основе дидактическим требованиям.
Моделирование как выстраивание и изучение моделей действительно имеющихся объектов и явлений считается важным способом исследования. Процедура моделирования подразумевает наличие:
1) предмета изучения;
2) исследователя, перед которым поставлена определенная задача;
3) модели, формируемой с целью извлечения данных о предмете и необходимой для решения определенной проблемы.
А. Л. Королёв в общей схеме построения модели выделяет следующие главные этапы:
- на основе имеющейся проблемы формулируется задача изучения, включающая в себе представление предмета моделирования;
- производится исследование предмета моделирования: вводится, из каких частей состоит предмет, как они взаимодействуют между собой. Формируются свойства предмета, актуальные для решения установленной проблемы. Выявляются факторы, определяющие данные свойства;
- производится непосредственно формирование модели, при этом выполняется подбор типа модели и метода её построения;
- принимается решение о интерпретации итогов моделирования (когда это необходимо), т.е. о том, как итоги эксперимента с моделью будут перенесены в настоящий предмет;
- ведутся эксперименты с моделью, осуществляется контроль её адекватности (уровня соответствия согласно моделируемым свойствам между моделью и предметом);
- производится корректировка либо переработка модели (в случае её неудовлетворительной адекватности);
- модель используется с целью решения установленной проблемы. Реализация учебного процесса с использованием компьютерных моделей начинается с определения задачи (проблемы) изучения. В основе разбора проблемы ведется описание предмета изучения, формулируются цель, гипотеза и задачи.
Цель учебного процесса, проводимого с использованием способов компьютерного моделирования, может быть определен как исследование предмета изучения в аспекте его понимания (осознать, как организован определенный предмет либо процедура, каково его устройство, ключевые свойства, законы формирования и взаимодействия с окружающим миром), управления (обучиться регулировать предметом либо процессом, установить оптимальные методы управления при установленных целях и критериях) либо прогнозирования (предвидеть прямые и непрямые результаты воздействия на предмет либо процесс установленными способами).
Гипотеза формулируется как мнение о предмете изучения, контроль которого может быть проведен в процессе опыта с компьютерной моделью.
Задачи учебного процесса с использованием компьютерных моделей будут содержать в себе:
1) определение теоретических взглядов о предмете изучения (структуре и свойствах предмета), установление существенных свойств с целью исследования предмета в соответствии с целям моделирования;
2) формирование перечня характеристик, дозволяющих описать модель на формальном языке математики (перечень величин, от которых зависят действия либо устройство моделируемого предмета и характеристики, какие следует приобрести в следствии моделирования в соответствии с установленными целями);
3) подбор инструментального средства компьютерного моделирования (системы программирования, табличных процессоров, пакетов компьютерной математики, специальных пакетов с целью моделирования процессов разного вида) согласно способу решения математической модели (числовое, статистическое либо имитационное моделирование);
Таким образом, методология проведения исследований с применением компьютерных моделей дает возможность по-новому подойти к организации и проведению учебного процесса, обрисовать проектно-экспериментальный способ обучения на уровне преподавательской технологии. Создание компьютерных моделей и выполнение вычислительных исследований дают право учащимся выступить в роли исследователя, приобретя опыт анализа проблем, поставки целей изучения, формулирования гипотез и вопросов. Само исследование предстает как процедура доказательства либо опровержения гипотезы при помощи аргументированных методов, используемых в науке. Такой вид учебной деятельности обучающихся поспособствует не только лишь изучению свежих знаний и умений в сфере информатики и иных дисциплин, но вдобавок приобретению опыта планирования и реализации личных исследований, обоснования приобретенных в процессе изучения результатов. Список использованной литературы:
1. Агеев В. Н. Семиотика. М.: Весь Мир, 2002. -256 с
2.Алгоритмизация обучения. Реферат. [Электронный ресурс]. URL: http://www.5ballov.ru/referats/preview/90827 (дата обращения: 15.03.2010)
3.[Википедия] Программированное обучение. [Электронный ресурс]. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1986/862/862011.htm (дата обращения: 15.03.2010)
4. Габдреев Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Казань: изд-во Казанск. ун-та, 1983.- 111 с
© Проскурин Д.В., 2019
УДК 654.1
Д.М. Суржиков
Сотрудник, Академия ФСО России, г. Орел, РФ
[email protected] А.И. Климов
Сотрудник, Академия ФСО России, г. Орел, РФ
kaj man48@mail .ru
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТОВ ЦИФРОВОЙ РАДИОСВЯЗИ TETRA И DMR
Аннотация
В статье проводится краткий обзор современных стандартов цифровой радиосвязи TETRA и DMR. Производится сравнительный анализ данных стандартов по основным характеристикам, и определяются достоинства и недостатки использования данных систем.
На основании полученных результатов, сделан вывод о целесообразности использования каждой из систем в зависимости от поставленной задачи.
Ключевые слова:
дифференциальная квадратичная фазовая модуляция, стандарт TETRA, частотная манипуляция,
базовая станция, стандарт DMR.
В настоящее время существует множество стандартов цифровой связи. В данной статье будут рассмотрены два наиболее популярных на сегодня в России и Европе - это DMR и TETRA.
Одним из определяющих факторов при выборе оборудования является его стоимость. Зона покрытия у DMR обычно в два - три раза больше, чем у TETRA, что позволяет на одинаковой территории разворачивать меньше базовых станций стандарта DMR, чем TETRA. В связи с этим средняя система DMR оказывается в 2 - 4 раза дешевле, чем система TETRA. Учитывая, что основные функции систем не сильно расходятся, особенно с быстрым развитием DMR, возникают серьезные сомнения для выбора более дорогой
~ 78 ~