Компьютерные игры, построенные с использованием технологии Flash, в процессе подготовки дошкольников с фонетико-фонематическими недоразвитием к обучению
грамоте
Фатихова Лидия Фаварисовна доцент, к.п.н., кафедра педагогики, Башкирский государственный университет ул. Заки Валиди, 32, г. Уфа, 450076, (827) 272-63-70 lidiajune@,mail.ru
Аннотация
В статье представлен обзор разработанных компьютерных игр для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, эффективности применения компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми данной группы. Дается характеристика разработанной автором компьютерной игры с применением технологии Flash по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическими недоразвитием. Результаты апробации компьютерной игры «Буквачитайка» нашли статистическое подтверждение эффективности ее применения в коррекционно-логопедической работе, организуемой в дошкольной образовательной организации. Результаты исследования позволили обнаружить значимые сдвиги по таким показателям, как «Фонематический слух», «Способность к звуковому анализу» и «Произношение слов сложной слоговой структуры». Таким образом, включение компьютерных игр, построенных с использованием технологии Flash, эффективно в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками, имеющими нарушения фонетико-фонематической стороны речи, и способствует формированию у детей данной категорииготовности к овладению грамотой в школьном периоде.
The article reviews computer games designed for children with phonetic-phonemic speech underdevelopment, the efficiency of using correctional speech therapy with children in this group. The article characterizes a Flash computer game designed by the author to prepare preschool children with phonetic-phonemic speech underdevelopment to study reading and writing. The results of testing a computer game Bukvachitayka found statistical confirmation of the effectiveness of its using in correctional speech therapy work, organized in a pre-school educational institution. The research results reveals significant changes in such indicators as phonemic awareness, ability to analyze sounds and pronunciation of words with complex syllabic structure. Thus, including Flash computer game proves to be effective in correctional speech therapy work with preschool children with phonetic-phonemic speech underdevelopment, it stimulates formation of readiness of children in this category to acquire reading and writing skills at school.
Ключевые слова
компьютерная игра, дошкольники с фонетико-фонематическими недоразвитием, подготовка к обучению грамоте
computer game, preschool children with phonetic-phonemic speech underdevelopment, preparing to study reading and writing
Введение
Использование компьютерных технологий - довольно частое явление в логопедической практике. В арсенале современного логопеда имеются такие компьютерные игры, как «Игры дляТигры», «Уроки Мудрой Совы», «Баба Яга учится читать» и др.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее - ФФН) включает как коррекцию речевого дефекта, так и подготовку к полноценному овладению грамотой в школе [1-5]. Эти задачи можно успешно решать и с помощью включения в коррекционный процесс компьютерных игр, эффективность использования которых при формировании психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья уже доказана рядом исследований [6-8].
Понятие подготовки к обучению грамоте и проблема ее формирования у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием
Дети с ФФН - это дети, нарушение речи которых является незначительным, характеризуется недостатками звукопроизношения и фонематического восприятия. Эти нарушения препятствуют последующему успешному овладению детьми навыками письма и чтения в школе. В связи с этим необходима логопедическая и педагогическая работа, направленная на преодоление нарушений звукопроизношения, несформированности фонематического восприятия и профилактику учебной неуспеваемости посредством целенаправленной работы по формированию предпосылок к усвоению грамоты.
Такое направление работы, как подготовка дошкольников с ФФН к обучению грамоте, - достаточно разработанная область логопедической теории и практики. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФН включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте [4].
Исследования ряда авторов свидетельствуют о том, что исправление недостатков произношения не во всех случаях может обеспечить нужную фонематическую подготовку ребенка, и что дети, занятия с которыми ограничиваются коррекцией звукопроизношения и не содержат в себе специальные упражнения по звуковому анализу, при обучении грамоте в школе часто испытывают значительные трудности[2, 3, 5].
Дошкольники с ФФН испытывают трудности в овладении грамотой, что обусловлено взаимосвязью между состоянием речи этих детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения детей с ФФН является подготовка их к обучению грамоте [4].
Дети с недостатками произношения, сопровождающимися фонематическим недоразвитием речи, нуждаются в специальной коррекционно-логопедической помощи, направленной на исправление речевого дефекта и на профилактику затруднений при овладении письмом и чтением.
Немалую роль в повышении эффективности и сокращении сроков логопедического воздействия оказывают компьютерные средства обучения. Психолого-педагогические аспекты применения компьютерных технологий в
процессе коррекции нарушений речи рассмотрены в работах О.И. Кукушкиной, Л. Р. Лизуновой, Ю. А. Романовой, Л. А. Сафоновой и др.[7-10].
На современном этапе используются разнообразные обучающие технологии подготовки ребенка к овладению грамотой, в том числе, и компьютерные игры - это компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи Л.Р. Лизуновой «Игры длятигры», «Букварик-Смешарик», «Баба Яга учится читать», «Почитай-ка», «Гарфилд малышам», «Учим буквы и слова».
Однако, на сегодняшний день имеется недостаточное количестводанных о том, какова степень влияния компьютерных технологий на эффективность коррекционно-логопедической работы по подготовке дошкольников с ФФН к овладению грамотой, и как, в связи с этим, сочетать в коррекционно-логопедической работе непосредственные и опосредованные (компьютерные) формы работы. Исследование данной проблемыостается актуальным.
Характеристика компьютерной технологии по подготовке дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием к обучению грамоте
Анализ научной литературы на предмет изучения степени разработанности проблемы показал, что использование компьютерных технологий как опосредованных форм работы логопеда по подготовке дошкольников с нарушениями речевого развития, в том числе, и с ФФН, к обучению грамоте, сочетание опосредованных форм работы с непосредственными - малоизученная область применения компьютерных игр. В то же время, в научной литературе отмечается необходимость активного использования компьютерных программ, как в образовательной, так и коррекционной работе с дошкольниками[6-10].
Мы поставили задачу выявления возможностей компьютерных игр по подготовке дошкольников с ФФН к обучению грамотев процессе сочетания компьютерной игры как опосредованной формы коррекционно-логопедической работы с традиционными непосредственными формами такой работы.
Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных организаций г. Уфа Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 24 ребенка 6-7-летнего возраста с заключением логопеда «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи».
Нами была разработана компьютерная технология для подготовки к обучению грамоте, предназначенная для детей дошкольного возраста с легкими нарушениями развития речи - нарушениями звукопроизношения и несформированной способностью к фонетико-фонематическому анализу.
Разработанный комплекс игр был компьютеризирован, т.е. созданы компьютерная анимация и графика в программе Flash, проведено программирование разработанных объектов анимации и графики.
Для создания компьютерных игр были проведены следующие виды работ:
1) создание компьютерной анимации и компьютерной графики для игр (разработка анимированного персонажа и анимированных элементов игр согласно сценарию flash-ролика, создание графической стилизации для анимирования объектов, но не воспрепятствующего зрительному восприятию ребенка, разработка визуального дизайна проекта и задействованных интерактивных элементов, как в цветовом решении, так и в функциональном, создание 2D-анимации персонажа и интерактивных элементов для обеспечения лучшего восприятия дошкольником визуального материала;
2) озвучивание анимированного персонажа Мишутки, вступающего в интерактивное общение с ребенком;
3) программирование проекта, а именно: обеспечение автоматического открытия контейнера 1^^ролика на экран пользователя, разработка схемы дерева ветвления меню приложения и направления переходов с указанием задействованных интерактивных элементов, внедрение скриптов в интерактивные элементы меню.
Разработанная компьютерная технология представлена 5 разделами: «Буквы и звуки», «Развитие буквенного гнозиса», «Анализ слов и предложений», «Чтение», «Звуковой анализ» (рис. 3).
Рис. 1. Разделы компьютерной игры «Буквачитайка»
На рис. 2 представлена блок-схема компьютерной игры «Буквачитайка», начиная со стартовой страницы и включая содержание первого раздела «Буквы и звуки».
1=1
- скрипт
СТАРТ
О
- непрерывный видеофрагмент
- активный элемент (кнопка), выполняющий переход
Разработчики Прокрутка
Ф Ф Ф \
Рис. 2. Блок-схема главного меню и подразделов меню первого уровня
Приведем блок-схему второго уровня на примере задания «Стихи для запоминания букв» из раздела «Буквы и звуки» (рис. 3).
Стихи для запоминания букв
Стихи длязашминация букв - вступление
т
На
следующую букву
Рис. 3. Блок-схема меню второго уровня на примере раздела «Буквы и звуки»
Каждый из разделов включает по 2-5заданий по формированию определенныхумений.
Рассмотрим содержание каждого из разделов разработанной компьютерной технологии подробнее.
Первый раздел игры «Буквы и звуки» направлен заучивание букв, формирование интереса к их изучению, дифференциацию понятий о букве и звуке (рис. 4).
Рис. 4. Меню раздела «Буквы и звуки»
Раздел «Буквы и звуки» включает 5 подразделов. В первом подразделе «Стихи для запоминания букв» ребенку демонстрируется каждая буква алфавита, показ букв сопровождается соответствующим стихотворением, сюжет стихотворения отражается в виде анимированных действий персонажей, о которых говорится в стихотворении. Таким образом, специальной задачи на заучивание стихотворения о букве не ставится, основная задача - привлечь внимание к букве, замотивировать ребенка на ее запоминание (рис. 5).
Рис. 5.Пример задания «Стихи для запоминания букв»
Программой предусмотрено повторное чтение стихотворения о букве после его первичного прочтения. Если педагог все же поставит задачу на заучивание буквы или ребенок сам проявит интерес к повторению данного фрагмента игры, то компьютерная технология предусматривает данную возможность. Интерактивный характер данного задания заключается в том, что ребенок произвольно может сам выбирать любую букву, перейдя к списку алфавита, а также определять последовательность их изучения, частоту повторения и др.
Задача на запоминание букв ставится также во втором и третьем подразделах: «Загадки о буквах» и «Проверка запоминания алфавита» (рис. 6, 7).
Рис. 6.Пример задания «Загадки о буквах»
Рис. 7.Пример задания «Проверка запоминания алфавита»
Подраздел «Дифференциация буквы и звука» направлен на разграничение понятий «звук» и «буква», знакомство ребенка с понятиями «гласная» и «согласная», «твердый» и «мягкий звук» (рис.8).
Рис. 8.Пример задания из подраздела «Дифференциация буквы и звука»
Это задание носит скорее ознакомительный, обучающий характер, чем развивающий или корригирующий. Спутник Мишутка в форме увлекательного рассказа, сопровождающегося анимированием озвучиваемых образов, проводит
разграничение не только между понятиями «звук» и «буква», но и разъясняет понятия «гласные звуки», «согласные звуки», «твердый согласный», «мягкий согласный» и т.д.
Второй раздел компьютерной технологии «Развитие буквенного гнозиса» содержит задания на сохранение в сознании устойчивого образа букв, способности улавливать этот образ в различных шрифтах, дифференцировать близкие по начертанию буквы (рис. 9).
Рис. 9.Меню раздела «Развитие буквенного гнозиса»
Выполнение таких заданий детьми ФФН предусмотрено в связи с необходимостью профилактики буквенных агнозий, которые могут проявиться в процессе обучения письму и чтению в школе в виде смешения схожих по начертанию букв, трудности распознавания букв при чтении измененных шрифтов и др.
Приведем примеры заданий данного раздела «Узнавание недорисованных букв» и «Узнавание наложенных букв» (рис. 10, 11).
Рис. 10.Пример задания «Узнавание недорисованных букв»
В задании «Узнавание недорисованных букв» ребенку предлагается найти в «тетради Незнайки» недорисованные им буквы, нажав на клеточку с определенной буквой в нижней части экрана. Задание усложняется необходимостью распределять внимание между завершенными и незавершенными образами букв и в связи с ограничениями во времени, которая задана в компьютерной игре. Последнее способствует автоматизации приобретенного действия по распознаванию букв.
Рис. 11.Пример задания «Узнавание наложенных букв»
Еще более сложным заданием для дошкольника является задание «Узнавание наложенных букв», которое также как и предыдущее ограничено во времени и предполагает необходимость выделить среди 3-4 наложенных друг на друга букв заданные, нажав на соответствующую букву алфавита, представленную в нижней части экрана.
В третьем разделе «Анализ слов и предложений» предлагаются задания на формирование способности осуществлять морфемный анализ слов из одного, двух и трех слогов и выделять слова в предложении, определять количество этих слов (рис. 12).
Рис. 12.Меню раздела «Анализ слов и предложений»
.4г ф< 0
т\А Ф ё Ф
Рис. 13.Пример задания «Игра на анализ слогового состава слова» и подсказки
Игра на анализ слогового состава словаимеет 4 уровня. На рис. 13 представлен самый высокий уровень сложности, когда ребенку требуется одновременно «поселить в домики» слова из 1, 2 и 3 слогов. Для того чтобы ребенок не утратил интерес к заданию в связи с его сложностью, ему предоставляется возможность воспользоваться подсказкой, а именно: выйти на поле с правильными ответами, ознакомиться с ними, а затем снова вернуться к заданию и выполнить его уже на основе подсказки.
Пример задания на анализ предложения представлен на рис. 14. В здании ребенку предлагаются схемы предложений, состоящих из слов, представленных на семе в виде разноцветных полосок. Мишутка «читает» предложение, а ребенок должен выбрать схему, количество полосок в которой соответствовало бы количеству слов в предложении. Предложения, предъявляемые ребенку, варьируют от предложений из двух слов до четырех.
Пала чинит велосипед
Рис. 14.Пример задания «Анализ предложения по схеме»
Четвертый раздел «Чтение» содержит множество заданий, направленных как на обучение послоговому чтению, так и формирование синтетического образа слова, развитие фонематического восприятия и др. (рис. 15).
Рис. 15.Меню раздела «Чтение»
Приведем в качестве примера задание «Чтение ребусов» и игры «Посели буквы в домики» (рис. 16. ,17).
А] Б^ВкДпЕ, Ж, И К
¡М] ® Ш Щ Ш Й &
Рис. 16.Пример задания «Чтение ребусов»
В задании «Чтение ребусов» от ребенка требуется определенный уровень сформированности фонематического восприятия, а именно способность выделять в словах первый звук. Так, на рис. 16 задано слово «муха». Ребенок «набирает» слово, нажимая на соответствующие клетки с буквами. При правильном выполнении
задания в пустой клетке на верхней части экрана появляется изображение угаданного объекта, при неправильном выполнении - ребенку предлагается выполнить задание еще раз. В случае затруднения ребенок может воспользоваться подсказкой.
Игра «Посели буквы в домики» требует от ребенка не только действий фонематического анализа, но и фонематического синтеза. Количество букв в слове (окошек в домике) постепенно увеличивается с трех до пяти. В связи с тем, что задание сложное, предусмотрена возможность использования ребенком подсказки.
ГЛАВНОЕ
меню
Р
Рис. 17.Пример игры «Посели буквы в домики»
Пятый раздел «Звуковой анализ» является наиболее сложным для выполнения ребенком с ФФН. Он направлен на формирование знаний о символическом обозначении звуков и формировании этих знаний при определении звукового состава слова. Раздел включает 2 задания: «Обозначение звуков значками» и «Звуковой анализ слов». В первом задании ребенка знакомят с пятью видами обозначений: гласный звук (красный круг), твердый глухой согласный (синий круг), мягкий глухой согласный (зеленый круг), твердый звонкий согласный (синий круг со звонком), мягкий звонкий согласный (зеленый круг со звонком). Обратимся ко второму заданию- «Звуковой анализ слов» (рис. 18).
ВЫБРАТЬ УРОВЕНЬ сложности
ПОДСКАЗКА
□□□ИИ
Рис. 18.Пример задания «Звуковой анализ слов»
На рис. 18 ребенок должен «закодировать» (правильно обозначить значками) слово «морковь». В случае правильного выполнения задания Мишутка «хвалит» ребенка, в случае неверного -ребенок возвращается к началу выполнения задания. В этом задании, так же, как и во многих предыдущих, предусмотрена возможность использования подсказки.
Практически на всех этапах компьютерной игрыдля повышения мотивации ребенка используются поощрения в случае успешного выполнения задания (рис. 19) и даются указания на неверность найденного решения, подбадривание - в случае неуспешного выполнения (рис. 20).
Рис. 19. Сигналы ребенку об успешном выполнении игрового задания
НЕПРАВ И ЛЬ 1101 попробуй ещё
Рис. 20. Сигналы ребенку о допущенной ошибке
Программа построена по принципу «от простого к сложному», т.е. многие разделы и задания предусматривают разные уровни выполнения задания, что позволяет включиться в процесс компьютерной игры ребенку с любым уровнем сформированности предпосылок к усвоению грамоты.
Программойпредусмотрены быстрые и удобные переходы от одного задания к другому, от одного раздела к другому, от одного задания к другому, выход в основное меню, в подменю, выбор заданий разной степени сложности и др. Это обеспечивает интерактивный характер обучения, способствует удержанию внимания ребенка на заданиях, а также снимет возможное переутомление дошкольника.
Анализ результатов апробации компьютерной игры
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов, а именно:
1) констатирующего этапа исследования, направленного на выявление предпосылок подготовки дошкольников с ФФН к обучению грамоте;
2) формирующего этапа исследования, связанного с внедрением разработанной технологии «Буквачитайка»в коррекционный процесс по подготовке дошкольников с ФФН к обучению грамоте;
3) контрольного этапа исследования, направленного на выявление уровня подготовки дошкольников с ФФН к обучению грамоте под влиянием внедренной технологии и, в связи с этим, заключение об эффективности (неэффективности) разработанной технологии.
Были определены следующие направления констатирующего этапа исследования по выявлению предпосылок формирования готовности дошкольников с ФФН к обучению грамоте:
1) обследование звукопроизношения;
2) обследование фонематического слуха;
3) обследование форм звукового анализа;
4) обследование произношения слов сложной слоговой структур.
В процессе выявления предпосылок к овладению детьми грамоты были использованы приемы обследования, предложенные в пособии, опубликованном под редакцией Г. А. Волковой[11].
На формирующем этапе исследования проводились логопедические занятия с включением компьютерных игр по подготовке детей к обучению грамоте. Среди коррекционно-логопедических задач решались следующие:
1) формирование способности выделять заданный звук среди других изолированных звуков;
2) формирование способности выделять заданный звук в слогах различной сложности - прямых, обратных, со стечениями;
3) формирование способности выделять заданный звук в словах;
4) формирование умения производить звуковой анализ слов;
5) формирование умения делить слова на слоги;
6) формирование умения выделять слова в предложении;
Кроме специфических задач, непосредственно связанных с формированием предпосылок к усвоению грамоты, решались и более общие коррекционные задачи, а именно:
1) формирование интереса к выполнению заданий, связанных с овладением грамотой;
2) развитие познавательного интереса;
3) формирование умственной работоспособности и усидчивости и др.
На формирующем этапе исследования группа из 24 детей была поделена на две - экспериментальную группу и контрольную - по 12 детей в каждой группе. В экспериментальной группе коррекционно-логопедические занятия проводились с включением компьютерных игр, а контрольной группе - без такого включения. Такая стратегия позволила выявить влияние разработанной компьютерной технологии на формирование готовности дошкольников с ФФН к овладению грамотой.
После проведения комплекса коррекционно-логопедических занятий было организовано контрольное исследование уровня готовности дошкольников с ФФН к овладению грамотой. Контрольный этап исследования проводился посредством тех же методик логопедического обследования, что и на констатирующем этапе исследования.Данные констатирующего и контрольного исследования сравнивались с целью выявления сдвига в уровне сформированности целевых умений под влиянием компьютерной технологии.
С целью выявления динамики в уровне готовности дошкольников с ФФН к овладению грамотой в условиях применения компьютерных игр нами использовался статистический анализ данных с вычислением сдвига (Т-критерия Вилкоксона). Подсчет сдвигов осуществлялся по каждой выборке отдельно для экспериментальной и контрольной групп. Статистическая обработка результатов исследования проводилась в статистическом пакете SPSS v10.0 forWindows корпорации StatSoft.
У детей с фонетико-фонетическим недоразвитием экспериментальной группы значимые сдвиги произошли по трем показателям:
1) фонематический слух(Т=17,015.812; p<0.001);
2) способность к звуковому анализу (Т=10.812; p<0.005);
3) произношение слов сложной слоговой структур(Т=9.032; p<0.005).
У детей с фонетико-фонетическим недоразвитием контрольной группы значимый сдвиг обнаружен только по показателю «фонематический слух»(Т= 15.451; p<0.005).
Заключение
Статистические данные позволяют заключить, что у детей фонетико-фонетическим недоразвитием проведение коррекционно-логопедической работы позволило повысить уровень готовности к овладению грамотой. В условиях включения в коррекционно-логопедический процесс разработанного нами комплекса компьютерных игр дети с ФФН стали более эффективно выделять звуки среди других изолированных звуков, а также в слогах, словах, проводить звуковой анализ слов из 3-6 звуков, осознавать слоговой состав слов и произносить слова сложной слоговой структуры. Не привела к значимым изменениям компьютерная технология лишь по одному из изученных показателей готовности дошкольников с ФФН к
овладению грамотой - звукопроизношению. Таким образом, для коррекции звукопроизносительной стороны речи необходимы другие подходы к разработке компьютерных технологий в сочетании с эффективными традиционными логопедическими технологиями.
Результаты статистического анализа показали положительный эффект от использования компьютерных игр в процессе подготовки детей с ФФН к обучению грамоте. Таким образом, сочетание компьютерной игры как опосредованной формы коррекционно-логопедической работы с традиционными непосредственными формами такой работыявляется эффективным и целесообразным.
Литература
1. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Дидактический материал по исправлению речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. - 164 с.
2. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве» по обучению грамоте детей 3-7 лет. - М.: Ювента, 2010. - 48 с.
3. Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов. / Под ред. Профессора Т.Б. Филичевой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 80 с.
5. Ястребова А. В., Спирова Л. Ф., Бессонова Т. П. Методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи. - Армавир: АГПА, 2012. - 50 с.
6. Боброва В.В., Лихачева Е.Н., Калашникова Т.А. Особенности компьютерных учебных программ для подготовки дошкольников с задержкой психического развития к школе по математике и обучению грамоте // Образовательные технологии и общество. - 2013, Т. 16. - № 3. - С. 561-572.
7. Кукушкина О.И. Компьютерные программы для детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 2003. - № 6. - С.67-69.
8. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - Пермь, 2009. - 260 с.
9. Романова Ю. А. Компьютерные игры и познавательные способности дошкольника // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2 (24).
10. Сафонова Л.А. О проблеме выбора обучающих компьютерных программ для детей // Проблемы образования в условиях инновационного развития. - 2014. -№ 1. - С. 78-81.
11. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. / Под редакцией Г. А. Волковой. - М.: Детство-пресс, 2009. - 144 с.