КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ В ВУЗЕ
Е.А. Конопко
COMPUTER TESTING AS PEDAGOGICAL DIAGNOSTIC ELEMENT FOR BACHELORS IN HIGHER SCHOOL
Konopko E.A.
The article considers the problems of multilevel higher professional education in Russia, pedagogical diagnostic, testology, computer testing.
В статье рассмотрены вопросы многоуровневого высшего профессионального образования в России, педагогической диагностики, тестологии, компьютерного тестирования.
УДК 681.32:371
В настоящее время современное российское образование претерпевает интенсивные изменения, сопровождающиеся информатизацией всех его уровней. Создаются условия для развития многообразия типов и видов образовательных учреждений, вариативности образовательных программ, учебников, технологий и методик обучения. Идет разработка образовательных стандартов, изменяется контрольно-оценочная система в общем (среднем) образовании. Широкое распространение получают технологии независимого массового тестирования.
Совершенствуется система подготовки выпускников общеобразовательных учреждений на основании Постановления Правительства Российской Федерации «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» начиная с 2001 г. (6) и Концепции модернизации российского образования (2000 г.) (7); коренным образом изменяется не только система обучения и оценивания подготовленности обучающихся, но также изменяются средства, методы и системы контроля качества образовательного процесса и образовательных систем. Важными становятся вопросы, связанные с повышением эффективности использования результатов компьютерного тестирования для управления качеством образования, организации для этих целей новых видов мониторинга, опирающегося на возможности современной образовательной статистики.
Конопко Е.А.
«Компьютерное тестирование как элемент педагогической диагностики...»
Создание федеральной системы тестирования, необходимость повышения эффективности использования средств и методов тестового контроля в образовательной практике и управлении качеством образования обуславливает поиск новых подходов к данным вопросам. Изменение контрольно-оценочного процесса в общем образовании сопровождается интенсивным развитием теории и практики массового тестирования.
К основным тенденциям развития высшего профессионального образования относятся:
- появление новых форматов образования, обеспечивающих гибкость подготовки к рынку труда;
- переход к гибким специальностям, в соответствии с потребностями общества;
- создание условий для индивидуализации образовательного процесса в вузе;
- возможность получения непрерывного и многоуровневого образования;
- повышение конкурентоспособности специалиста, умеющего быстро переучиваться, владеющего навыками исследовательской и самостоятельной работы.
В системе высшего профессионального образования особое место занимает многоуровневая подготовка педагогических кадров, в которой бакалавриат является первой ступенью высшего образования.
В условиях перехода на Болонский процесс усиливается внимание высших учебных заведений к вопросам эффективной организации контроля и самоконтроля работы студентов. В то же время, компьютерный тестовый контроль знаний, умений и навыков бакалавров, ориентированный на достижение профессиональной компетентности, до сих нор не находился в поле зрения исследователей образования. В теории и практике высшего педагогического образования актуализируются противоречия между существующим опытом организации компьютерного тестового контроля и новыми подходами к тестированию в целом, в частности, к организации компьютерного тестирования.
В таких условиях возникают потребности:
• в определении места и роли тестового контроля в системе подготовки и развития личности в целом;
• разработке инновационных методов подготовки бакалавров к новым формам аттестации;
• в создании эффективных средств управления качеством образования с использованием образовательной статистики компьютерного тестирования;
• функционирования долговременного и достоверного, объективного анализа качества образовательных систем, теоретического и практического обоснования его функций и принципов организации.
Можно обозначить ряд противоречий, обусловленных неотложными практическими потребностями образования и реальными возможностями их обеспечения, это противоречия между:
• необходимостью повышения качества подготовленности бакалавров и низкой эффективностью традиционных форм обучения и контроля;
• расширением объемов использования информационных технологий и преобладанием практики традиционного субъективного контроля;
• требованиями оперативности получения и анализа результатов контроля и отсутствием объективности, системности и надежности получения оценок;
• накоплением статистической образовательной информации и отсутствием способов использования ее для управления качеством образовательного процесса и образовательных систем.
В теоретическом плане определяется недостаточная научная разработанность теоретико-методологических основ использования компьютерного тестового контроля для повышения качества учебных достижений и подготовленности бакалавров. Важным является научное обоснование оптимального сочетания традиционного и компьютерного тестового контроля в учебном процессе, его использования для образовательного мониторинга, адекватного современным требованиям модернизации кон-
трольно-оценочной системы и совершенствования средств и методов управления качеством образования.
В практике отечественного образования предмет, функции и принципы использования тестового контроля в обучении бакалавров представлены не в достаточной мере, а в опубликованных работах не достаточно выявлены функции современного компьютерного тестирования в системе обучения и мониторинга бакалавров. До недавнего времени наблюдалась явная недооценка открывающихся возможностей использования результатов контрольно-оценочной системы с помощью компьютерных тестовых технологий в практике педагога для управления качеством подготовки и развития. Метод компьютерного тестового контроля имеет ряд преимуществ перед бланочным тестированием, недостатком которого является высокая организационная сложность, большая трудоемкость работ, ограниченное (регламентированное) время проверки, присутствие субъективного и психологического факторов. Еще в 1928 году в предисловии к сборнику «Тесты: теория и практика» П.П. Блонский (3, с. 15) писал: «Тесты - это больше, чем средство контроля; это средство рационализации всего школьного дела, и образования в целом»; «... они предъявляют образовательные процессы не в идеальном, а в реальном свете», - добавляет ведущий специалист современности в области тесто-логии В. С. Аванесов (1, с. 4). На основе информации, получаемой с помощью тестов на различных этапах деятельности обучаемых, преподаватель может всесторонне корректировать учебный процесс и управлять им согласно поставленным целям.
Для решения поставленных задач в ходе исследования были изучены основные определения, используемые в науке, изучающей структуру теста и систему самого тестирования - тестологии. Все традиционные тесты разделяют на тесты гомогенные и гетерогенные.
По Аванесову (2): «Гомогенный тест -система заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания - система, создаваемая с целью
объективного, качественного, и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовленности учащихся по одной учебной дисциплине. Они распространены больше других. В педагогике гомогенные тесты создаются для контроля знаний по одной учебной дисциплине или по одному разделу такой, например, объемной учебной дисциплины, как физика.
Гетерогенный тест - система заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания - система, создаваемая с целью объективного, качественного и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовленности учащихся по нескольким учебным дисциплинам. Нередко в такие тесты включаются и психологические задания для оценки уровня интеллектуального развития».
В педагогическом эксперименте были использованы гетерогенные тесты, которые чаще всего используются для комплексной оценки выпускника школ, оценки личности при приеме на работу и для отбора наиболее подготовленных абитуриентов при приеме в вузы. Поскольку каждый гетерогенный тест состоит из гомогенных тестов, интерпретация результатов тестирования ведется по ответам на задания каждого теста и кроме того, посредством различных методов агрегирования баллов делаются попытки дать общую оценку подготовленности испытуемого.
Традиционный тест представляет собой метод диагностики испытуемых, в котором они отвечают на одни задания в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковой оценкой. При такой ориентации задачи определения точного объема и структуры освоенного учебного материала отступают, по необходимости, на задний план. В тест отбирается такое минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить, образно говоря, не «кто что знает», а «кто знает больше». Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно на языке тестологии, с опорой на среднюю арифметическую, моду или медиану и на так назы-
Конопко Е.А.
«Компьютерное тестирование как элемент педагогической диагностики.»
ваемые процентильные нормы, показывающие - сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат хуже, чем у любого взятого для анализа испытуемого с его тестовым баллом. Такая интерпретация называется нормативно-ориентированной. Здесь вывод достраивается рейтингом: задания -ответы - выводы о знаниях испытуемого -рейтинг, понимаемый как вывод о месте или ранге испытуемого.
Несмотря на широкий спектр работ по проблемам тестирования и мониторинга, можно отметить, что в отечественной педагогической диагностике еще слабо представлены вопросы взаимосвязи образовательного процесса, тестирования, а в частности - компьютерного тестирования и мониторинга, не разработаны принципы использования компьютерного тестирования, как составляющего элемента педагогической диагностики.
Вместе с тем, использование компьютерных технологий для контроля качества знаний уже заняло свое место в современном образовательном процессе. И на данном этапе можно отметить, что ни одно учебное заведение любого уровня не обходиться без компьютерного тестирования.
С другой стороны, еще не достаточно организована и разработана система самого процесса компьютерного тестового контроля, нет необходимых интерфейсов, позволяющих производить мониторинг на всех этапах проводимых проверок потенциала, знаний и умений испытуемых.
Нами была разработана методика системы комплексного компьютерного тестирования, проводимая поэтапно, с возможностью импортирования имеющихся результатов. Подобрано и апробировано программное обеспечение, позволяющее проводить комплексную оценку учебных достижений испытуемых. Создан банк экспериментальных тестовых заданий, для контроля уровня знаний студентов на первой ступени многоуровневого высшего образования. Даны рекомендации по использованию системы комплексного компьютерного тестирования.
В процессе работы нами были использованы общенаучные и специальные методы
теоретического и эмпирического исследования, обеспечившие системный и комплексный подход:
1) теоретический анализа и синтез проблем качества, управления, тестирования и мониторинга в образовании;
2) естественный педагогический эксперимент по использованию компьютерного и бланочного тестирования, анкетирования, наблюдения, рейтинга и анализа полученных результатов;
3) методы многофакторного анализа педагогических явлений, математического моделирования и параметризации тестов для создания гетерогенных тестов.
4) многообразные модели мониторинга; структуризация связей и прогнозирование.
Экспериментальные тестовые задания и программные комплексы внедрены в Центре тестирования Ставропольского государственного университета. В разработке и апробации материалов принимали участие преподаватели и сотрудники вуза, прошедшие обучение со специализацией «тесто-лог».
Проведенная работа позволяет совершенствовать процесс обучения и контроля знаний, систематически отслеживать недочеты и корректировать их. Новые системы мониторинга являются средствами оптимизации обучения. Важно и то, что технологии педагогического тестирования могут успешно использоваться не только в целях контроля, но и в обучающих целях. При комплексном подходе к разработке материалов и технологий тестового контроля возможно создание условий для самоподготовки, саморазвития и самоконтроля обучаемых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. - М.: Центр тестирования, 2002.
2. Аванесов В.С. Теория и практика педагогических измерений // Управление школой. -№ 32, август, 1999.
3. Антонов А.В. Проектирование систем. Учебное пособие по курсам «Основы автоматизированного управления» и «Проектирование АСОИУ». - Обнинск: ИАТЭ, 1996.
4. Блонский П.П. Тесты: Теория и практика. Сб. 2. -М, 1928.
5. Нейман Ю.Н., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. - М., 2000.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» (с изм., внесенными от 29.11.2003 № 725).
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
Об авторе
Конопко Екатерина Александровна, заведующая отделом деловой и правовой информации научной библиотеки Ставропольского государственного университета. Научные интересы -тестология, компьютерное тестирование, педагогическая диагностика высшего образования.