Научная статья на тему 'Компьютерное моделирование топливного элемента с протонобменной мембраной'

Компьютерное моделирование топливного элемента с протонобменной мембраной Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
498
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ / КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СOMPUTER SIMULATION / FUEL CELL

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Станкевич Максим Матвеевич, Василенко Виолетта Анатольевна, Кольцова Элеонора Моисеевна, Тютин Алексей Олегович, Богдановская Вера Александровна

Представлена математическая модель, учитывающая электрохимические, диффузионные и конвективные процессы, протекающие в водородо-воздушном топливном элементе с ионно-обменной мембраной. Получены вольт-амперные характеристики электродов и поляризационные кривые. Проведена оптимизация работы топливного элемента по расходу водорода. Получены зависимости концентраций компонентов по толщине мембранно-электродного блока (МЭБ), распределение концентрации газов по толщине МЭБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Станкевич Максим Матвеевич, Василенко Виолетта Анатольевна, Кольцова Элеонора Моисеевна, Тютин Алексей Олегович, Богдановская Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer simulation of PEM fuel cell

A mathematical model of PEM fuel cell is developed. It taking into account electrochemical, diffusion and convection processes in hydrogen PEM fuel cell. Electrodes voltage-current curves are obtained. Optimization of the fuel cell hydrogen consumption is carried. The component concentrations depending on the thickness of a membrane electrode assembly, distribution of the gas concentration through the thickness of a membrane electrode assembly are derived thanks to model.

Текст научной работы на тему «Компьютерное моделирование топливного элемента с протонобменной мембраной»

УДК 519.68:544.65

М. М. Станкевич1, В. А. Василенко1, А. О. Тютин1, Э. М. Кольцова1, В. А. Богдановская2, М. Р. Тарасевич2

1 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

2 Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН, Москва, Россия

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТОПЛИВНОГО ЭЛЕМЕНТА С ПРОТОНОБМЕННОЙ МЕМБРАНОЙ

Представлена математическая модель, учитывающая электрохимические, диффузионные и конвективные процессы, протекающие в водородо-воздушном топливном элементе с ионно-обменной мембраной. Получены вольт-амперные характеристики электродов и поляризационные кривые. Проведена оптимизация работы топливного элемента по расходу водорода. Получены зависимости концентраций компонентов по толщине мембранно-электродного блока (МЭБ), распределение концентрации газов по толщине МЭБ.

A mathematical model of PEM fuel cell is developed. It taking into account electrochemical, diffusion and convection processes in hydrogen PEM fuel cell. Electrodes voltage-current curves are obtained. Optimization of the fuel cell hydrogen consumption is carried. The component concentrations depending on the thickness of a membrane electrode assembly, distribution of the gas concentration through the thickness of a membrane electrode assembly are derived thanks to model.

В настоящее время технология на основе топливных элементов является перспективным направлением малой энергетики. Экологически чистое и эффективное производство электроэнергии привлекает все больше разработчиков и производителей в эту область. Топливные элементы, как правило, представляют интерес, как источники тока для автотранспорта, портативных устройств и промышленных энергоустановок. Ключевой частью топливного элемента является мембранно-электродный блок. К настоящему моменту в качестве „электролита" широкое применение получила полимерная электролитная мембрана (ПЭМ).

Потребность в создании высокоэффективных топливных элементов привлекает с каждым годом все больше разработчиков и исследователей в область не только создания, но и моделирования топливных элементов.

Для компьютерной реализации решения математических моделей используют различные среды программирования и готовые программные продукты с удобным пользовательским интерфейсом.

Однако было установлено, что отсутствует математическая модель топливного элемента, которая бы в комплексе учитывала как физико-химические, так и гидродинамические явления, протекающие в топливной ячейке.

Реакции окисления водорода и восстановления кислорода в модели рассматриваются как гетерогенные реакции на поверхности катализаторов, в двух активных слоях по обе стороны мембраны [1, 2].

При этом реакция катодного восстановления кислорода, как наиболее сложная и протекающая с перенапряжением, в значительной степени определяет характеристики ТЭ в целом. В модели PEM FLUENT, эти электрохимические процессы рассматриваются как гетерогенные реакции, происходящие на поверхности катализаторов, в активных слоях анода и катода.

Модель включает в себя следующие уравнения: уравнения распределения поля потенциалов, уравнения расчёта перенапряжения на аноде и катоде, граничные условия для потенциала и уравнения расчёта плотности тока на аноде и катоде

V-(osolVpsol )+ Rsol = 0, (1)

V ' (pmemVpmem )+ Rmem = 0, (2)

где a - электрическая проводимость (1/Омм); ф - потенциал (В); R - объемный перенос заряда (А/м ).

Движущей силой этих реакций является поверхностное перенапряжение: разница между электрическим потенциалом катализатора в активном слое и потенциалом полимерного электролита (иономера). Таким образом, в модели решаются уравнения для двух процессов: уравнение (1) учитывает транспорт электронов е- через твердые элек-тронпроводящие материалы (например, токоприемники и твердые носители (углеродные материалы) катализаторов); уравнение (2) представляет процесс переноса протонов.

Необходимо задать граничные условия, характеризующие значение функции ф^ - потенциала твердой фазы и ф^ - потенциала мембраны на

границах изучаемой системы. Граничные условия для уравнений (1) и (2) учитывают транспорт электронов и протонов через внешние границы.

Так как протоны не проходят через внешние границы топливного элемента, поток фазового потенциала мембраны §mem на всех внешних границах равен нулю дф mem = 0.

dn

Так как электрический ток, сгенерированный в топливном элементе, проходит только через внешние границы с анодной и катодной сторон, находящихся в контакте с внешней электрической цепью, то для потенциала твердой фазы фж1 назначаются фиксированные значения (потенциостатиче-ские граничные условия). Если со стороны анода установлен ноль ф1ю1 = 0, то положительное значение, назначенное на катоде, является напряжением

ячейки ф301 = Ucel/, дфso1 = const. Определение постоянного потока (например,

дп

со стороны катода) означает назначение гальваностатических граничных условий.

На всех других внешних границах граничное условие для потока ф^ равно нулю:

дФ sol

дп

= 0

3

Объемная плотностью тока обмена (А/м ) определяется по уравне-

нию Батлера-Вольмера:

\1 a

R = jref

an J an

[ H 2]

[ H 2 ]ref

(eaanFnan /RT - e -acatFncat /RT ) (3)

Rcat Jcat

[O2]

\lcat

(-e +aanF4an /RT + e-acatF4cat / RT ) (4)

где: - объемный стандартный ток обмена, (А/м3); [ ], [ ]ге/ - локальная концентрация компонентов, (кмоль/м ); у - концентрационная зависимость, (концентрационное отношение); а - коэффициент переноса заряда; F - постоянная Фарадея, (Кл/кмоль).

Кинетической движущей силой является локальное поверхностное перенапряжение п, также известное как активационная потеря. Как правило, это разница между потенциалами твердой фазы и мембраны, ф50/ и фтет:

Л an = Ф sol Ф mem • (5)

Прирост электрического потенциала при переходе от анода к катоду может быть учтен путем вычитания напряжения разомкнутой цепи Voc со стороны катода:

Лса? _ ф sol ф mem Voc • (6)

Скорости движения газовой фазы определяется с использованием уравнения Навье-Стокса:

д(р г ^" s)) + V- (р г W(1 - s))=-Vp + V(t) + Р г 5(1 - s) + F • (7)

Выражение для определения тензора напряжений:

т = | [УУ + УуТЛ-2V-VI Уравнение для определения концентраций компонентов в газовой

фазе:

(8)

^Ц^ +V-(p г V г (1 - s),)

+ У-(р г V г (1 - =-УЛ , (9)

от

где I - компонент: водород на аноде, кислород на катоде.

Уравнение для определения концентрации водяного пара на аноде и

катоде:

---2- + V-(p г v г (1 - s)^ г0 )

^ V - (рг Vг (1 - s)YH2o ) = -VJi - Гконд . (10)

Уравнение для определения диффузионного потока компонентов:

— т УТ

Jl =-р ^г - БТ — , (11)

где коэффициенты диффузии компонентов в газовой фазе задаются зависимостью:

[ V р [ тЛу'

Dt = (1 - s) rsD0

Ро

T

T • (12)

V T0 J

V Р у

Уравнение сохранения массы воды в жидкой фазе записывается следующим образом:

^ + У-(р^)= Гконд . (13)

Законы сохранения массы для компонентов в диффузионных зонах газовых каналов анода и катода, включают в себя члены и коэффициенты учитывающие пористость слоёв.

Уравнения сохранения массы компонентов, учитывающие реакции приведены в уравнениях (14)-(16):

12 ~~ 2 ^

йн, =*Сп , (14)

---Т1"^В-есИ , (15)

2 4р

йН2° --Г2° Вес1. (16)

2 4Р

Электролитическая мембрана топливной ячейки моделируется как пористая зона жидкости. Такие свойства, как электропроводность мембраны, коэффициент диффузии воды и коэффициент осмотического сопротивления рассчитываются как функция от содержания воды, используя различные корреляции, как это было предложено в [3].

Уравнение сохранения массы воды в мембране записывается выражением:

д

С Р ^

—мн О \

К Мм Н2° у

^Мщо ф-^. (17)

к м м

дt

Коэффициент осмотического сопротивления щ, определяется следующей зависимостью от содержания воды:

пл - 2,5 —. (18)

а 22

Обратный диффузионный поток описывается уравнением:

^ --1МмН20»ьух. (19)

мм 2

где: J'Тff - диффузионный поток (кг/м3/с); рм - плотность мембраны (кг/м ); —М - эквивалентная масса сухой мембраны (кг/кмоль).

Коэффициент диффузии воды в мембране находят по следующему соотношению:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2416 (-±_ - I]

Пь - /(Х)в К303 ^у. (20)

Содержание воды, X, входящее в предыдущие зависимости расчета параметров мембраны, получено с использованием соотношений, предложенных в [3].

Мембрана проницаема для газовых компонентов.

Концентрации газовых компонентов в мембране рассчитываются аналогично диффузионным слоям.

Для построения расчетной сетки топливного элемента был составлен параметрический журнальный файл GAMBIT, позволяющий автоматизировать построение модели топливных элементов с любыми заданными размерами.

На основании рассмотренного выше математического описания процессов, протекающих в мембранно-электродном блоке топливного элемента, были построены разрядные кривые.

Математическая модель была протестирована сопоставлением с серией экспериментальных исследований для двух типов катодных катализаторов: коммерческого катализатора 40 мас.% Р/С(Е-ТЕК) -0.4 мгр/см и синтезированного триметаллического катализатора 24 мас.% PtCoCr - 0.2 мгр /см .

Было отмечено, что результаты моделирования совпадают с экспериментальными кривыми. Получены зависимости концентраций компонентов по толщине мембранно-электродного блока (МЭБ), распределение концентрации газов по толщине МЭБ, вольтамперные характеристики.

По результатам моделирования проведен анализ зависимости мощ-ностных характеристик топливного элемента от содержания платины в катализаторе катода. Так, установлено, что с увеличением давления плотность тока и мощность топливного элемента растёт. При новом синтезированном катализаторе, с уменьшенным вдвое содержанием платины, мощность топливного элемента увеличилась, за счёт увеличенной активной поверхности. Топливный элемент с новым катализатором с пониженным содержанием платины (0.2 мгр/см ) показывает характеристики, превосходящие данные, полученные с использованием коммерческого моноплатинового катализатора в количестве - 0.4 мг/см .

Для оптимизации работы топливного элемента по расходу газа, а именно водорода, был разработан bash-скрипт, реализующий алгоритм од-

номерной безусловной оптимизации заданного параметра методом золотого сечения.

Оптимизируемым функционалом является сумма мощностей во всех рассчитываемых точках вольтамперной характеристики.

Работа выполнена в рамках контракта с РФФИ № НК13-08-01081 А.

Библиографический список

1. Kulikovsky A.A., Divisek J., Kornyshev A.A. Modeling the Cathode Compartment of Polymer Electrolyte Fuel Cells: Dead and Active Reaction Zones // J. Electrochemical Society. 1999. V. 146 № 11. Р. 3981-3991.

2. Mazumder S., Cole J.V. Rigorous 3-D Mathematical Modeling of PEM Fuel Cells II. Model Predictions with Liquid Water Transport // J. Electrochemical Soc. 2003. V. 150. № 11. Р. 1510-1517.

3. Springer T.E., Zawodzinski T.A., Gottesfeld S. Polymer Electolyte Fuel Cell Model // J. Electrochemical Soc. 1991. V. 138. P. 2334-2342.

УДК 602.3/.4

Д. Г. Стариков, Т. Н. Сомов

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ПОЛУЧЕНИЕ СФЕРИЧЕСКИХ МИКРОЧАСТИЦ НА ОСНОВЕ КОЛЛАГЕНА И ЖЕЛАТИНА

В статье рассматривается получение частиц на основе биодеградируемых полимеров желатина и коллагена. Частицы были получены эмульсионным методом с последующей лио-фильной сушкой.

The article discusses producing particles based on biodegradable polymers of gelatin and collagen. The particles were prepared by emulsion followed by freeze drying.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.