Научная статья на тему 'Компьютеризация как фактор риска формирования артериальной гипертензии среди школьников'

Компьютеризация как фактор риска формирования артериальной гипертензии среди школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьники / артериальная гипертензия / компьютеры / успеваемость / children / arterial hypertension / computers / academic progress

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чобанов Р. Э., Мехтиева А. Ф., Тагиева А. А.

В школах г. Баку провели опрос 948 школьников (и их родителей) на наличие компьютерных средств (КС) и продолжительность использования их для ежедневных занятий и игр. Посредством детских тонометров у школьников 3-кратно измеряли артериальное давление и рассчитывали средние значения систолического (САД) и диастолического (ДАД) давлений. АГ диагностировали при 95 перцентиле и выше, высокое нормальное АД (ВНАД)-при 90-94 перцентиле. Классные руководители выставляли школьникам ассоциированную среднюю оценку успеваемости. АГ выявили у 107 школьников (11,3±1,0%), ВНАД у 78 (8,2±0,9%). Практически у всех школьников имелись разные КС. Продолжительность занятий и игр на КС у школьников с АГ составила в среднем 112,3±4,2 мин/день, у школьников с ВНАД 97,0±4,6 мин/день, у 763 школьников без АГ и ВНАД (контроль) 61,0±2,8 мин/день. При этом частота отличной оценки среди первых составила 13,1 ±3,3%, среди вторых -16,9±4,3%, среди третных 28,6±1,6, а продолжительность занятий и игр на КС соответственно 47,9+7,3; 44,8±7,9 и 29,6±3,8 мин/день. Развивающаяся компьютерная зависимость создает благоприятные условия для формирования АГ среди школьников и снижает их успеваемость. Подобные условия не создаются при компьютерной нагрузке школьников, не превышающей 60 мин/день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чобанов Р. Э., Мехтиева А. Ф., Тагиева А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTERIZATION AS A RISK FACTOR FOR ARTERIAL HYPERTENSION AMONG SCHOOLCHILDREN

948 schoolchildren of Baku schools and their parents were surveyed on the availability of computer resources (CR) and the duration of their daily use for schooling and games. Using pediatric blood pressure monitors schoolchildren were subjected З-fold blood pressure measuring, and mean values of systolic (SBP) and diastolic (DBP) blood pressure were then calculated. Hypertension was diagnosed in 95 percentile or above, high normal BP (HNAP) was detected in the 90-94 percentile. Class teachers calculated associated average score of academic progress. AH was diagnosed in 107 students (11,3±1,0%), HNAP was identified in 78 (8,2±0,9%) students. Almost all students had different CRs. The duration of using CR for learning and games in schoolchildren with hypertension was averaged 112,3±4,2 min/day, schoolchildren with HNAP was 97,0±4,6 min/day, 763 students without AH and HNAP (control) was 61,0±2.8 min/day. However, the frequency of different ratings among the first group ranged within 13.1 ±3.3 percent, among the second within 16,9±4.3% and among the third group 28,6±1.6, and duration of learning activities and games on computers was respectively 47,9±7,3; 44,8±7,9 and 29.6±3,8 min/day. Developing computer addiction creates favorable conditions for the occurrence of hypertension among school students and lowers their academic progress. The conditions are relatively harmless when computer load does not exceed 60 min/day.

Текст научной работы на тему «Компьютеризация как фактор риска формирования артериальной гипертензии среди школьников»

АктуальН проблеми сучасно! медицины

УДК 613.64

Чобанов Р.Э., Мехтиева А.Ф., Тагиева А.А.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Азербайджанский медицинский Университет, г.Баку, Азербайджан

В школах г. Баку провели опрос 948 школьников (и их родителей) на наличие компьютерных средств (КС) и продолжительность использования их для ежедневных занятий и игр. Посредством детских тонометров у школьников 3-кратно измеряли артериальное давление и рассчитывали средние значения систолического (САД) и диастолического (ДАД) давлений. АГ диагностировали при 95 перцентиле и выше, высокое нормальное АД (ВНАД)-при 90-94 перцентиле. Классные руководители выставляли школьникам ассоциированную среднюю оценку успеваемости. АГ выявили у 107 школьников (11,3±1,0%), ВНАД - у 78 (8,2±0,9%). Практически у всех школьников имелись разные КС. Продолжительность занятий и игр на КС у школьников с АГ составила в среднем 112,3±4,2 мин/день, у школьников с ВНАД - 97,0±4,6 мин/день, у 763 школьников без АГ и ВНАД (контроль) - 61,0±2,8 мин/день. При этом частота отличной оценки среди первых составила 13,1±3,3%, среди вторых -16,9±4,3%, среди третных - 28,6±1,6, а продолжительность занятий и игр на КС соответственно 47,9±7,3; 44,8±7,9 и 29,6±3,8 мин/день. Развивающаяся компьютерная зависимость создает благоприятные условия для формирования АГ среди школьников и снижает их успеваемость. Подобные условия не создаются при компьютерной нагрузке школьников, не превышающей 60 мин/день.

Ключевые слова: школьники, артериальная гипертензия, компьютеры, успеваемость.

Последние годы характеризуются ростом за- детских поликлиниках. В работе принимали участие педагоги школ, врачи и медсестры поликлиник. После разъяснительной работы с родителями многие из них адекватно отнеслись к проведению настоящей работы. При измерении АД использовали детский тонометр (Galena, модель с 2002 в, Турция). АД измеряли 3-кратно -по приходу школьников в школу, в середине занятий и после их окончания и рассчитывали средние значения систолического (САД) и диастолического (ДАД) давлений. Для расчетов перцентиля проведенных измерений САД и ДАД использовали стандартизированные таблицы [2]. Всего измерения АД провели у 948 школьников разного возраста и пола. Всех школьников, а при необходимости и их родителей, опросили на наличие КС и ежедневной продолжительности работы с ними.

Статистическую обработку полученных результатов провели при помощи критерия Стьюдента и коэффициента корреляции [3].

болеваемости детей артериальной гипертен-зией (АГ), достигающей в ряде регионов 20,9% [1, 7, 11]. Диагностируется АГ при превышении 95-го перцентиля артериального давления (АД) для соответствующего пола, возраста и роста детей. Для донозологической диагностики АГ введено понятие «высокое нормальное АД» (ВНАД), значения которого находятся в диапазоне от 90 до 95 перцентиля [2].

АГ - социально зависимое заболевание, в ее формировании большую роль играют факторы риска, обусловленные изъянами в образе жизни детей, их личностно-поведенческими особенностями. Среди них особенно следует отметить гиподинамию, избыточную массу тела, ожирение, гиперхолестеринемию, подверженность стрессам и другие [4, 8, 9, 10].

Наряду с этим следует отметить, что в различных сферах жизни школьников все более интенсивно используются различные компьютерные средства (стационарные компьютеры, ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны). Многочасовые занятия и игры с ними приводят к утомляемости, раздражительности, бессоннице, психическим перегрузкам, в 60-90% регистрируются зрительные нарушения [6] и часто развивается миопия [5]. Насколько компьютерные средства (КС) могут способствовать формированию АГ - неизвестно.

Цель работы

Изучение приверженности школьников к занятиям и играм на КС и оценка риска формирования среди них АГ.

Объект и методы исследования

Работу провели в 3 средних школах г. Баку и обслуживающих их территориальных районных

Результаты исследований и их обсуждение

Медицинское обслуживание школьников имеет определенные изъяны. Хотя во всех 3 школах имеются медицинские кабинеты, профилактические обследования школьников практически не проводятся и сведения о таких патологических состояниях, широко распространенных среди детей, как миопия, болезни полости рта и другие, включая и АГ, практически отсутствуют. Заболевания школьников выявляются в результате медицинской обращаемости в детские поликлиники и предоставлении в последующем справки о болезни в школу. Поэтому организация обследования школьников на АГ на начальном этапе было сопряжено с трудностями. И только при активном содействии учителей

и многих родителей удалось 3-кратно в динамике обследовать 948 школьников, хотя в этих школах суммарно обучается более 3500 школьников. Всего ВНАД выявили у 78 школьников (8,2±0,9%), АГ соответственно у 107 школьников (11,3±1,0%). Разницы этих показателей среди мальчиков и девочек оказались несущественными: ВНАД соответственно 8,5±1,3 и 8,0±1,3% 0=0,27; Р>0,05), АГ-11,1±1,4 и 11,4-1,5% (1=0,15;

Р>0,05). Контролем служили остальные 763 школьника.

КС имелись во всех семьях школьников с ВНАД и АГ и в семьях у 662 из 763 школьников контрольной группы (86,8±1,2%). Продолжительность занятий и игр на компьютерных средствах и распределение случаев АГ и ВНАД показаны в табл.1.

Таблица 1

аботы на КС школьников с ВНАД, АГ и контрольной группы

Продолжительность работы на КС мин/день Группы школьников

с АГ с ВНАД Контроль

п=107 п= 78 п=763

абс. % абс. % абс. %

< 30 7 6,5±2,4 8 10,3±3,5 195 25,6±1,6

30-59 9 8,4±2,7 12 15,4±4,2 261 34,2±1,7

60-89 13 12,2±3,2 15 19,2±4,5 128 16,8±1,4

90-119 27 25,2±4,2 15 19,2±4,5 90 11,8±1,2

120-149 24 22,4±4,0 14 17,9±4,4 61 8,0±1,0

>150 27 25,2±4,2 14 17,9±4,4 28 3,7±0,7

I, мин/день 12014,3 7563,9 46571,0

М+м. мин/день на 1школьника 112,3±4,2 97,0±4,6 61,0±2,8

По мере возрастания продолжительности занятий и игр на КС с 30 до 150 мин/день и более с коррелятивной зависимостью (г=±0,88±0,03) возрастает с 6,5±2,9 до 25,2±4,2% случаев (1=3,86; Р<0,001) удельный вес АГ среди школьников. Среди школьников с ВНАД такая закономерность не выявлена, но и среди них прослеживается тенденция возрастания удельного веса случаев ВНАД по мере увеличения продолжительности занятий и игр на КС. В контрольной группе наблюдается обратная картина. Например, если более 150 мин/день заняты и играют на КС всего 3,7±0,7% школьников, то число школьников с ВНАД значительно больше и составляет 17,9±4,4% (1=3,18; Р<0,01), еще больше по сравнению с ними школьников с АГ 25,2±4,2; (1=5,05; Р<0,001). Расчеты среднеарифметических значений продолжительности занятий и игр

Ассоциированная оце

на КС показывают, что чем больше времени они занимают, тем выше риск формирования среди них АГ и ВНАД.

В частности, среди школьников контрольной группы она в среднем составляет 61,0±2,8 мин/день, среди школьников с ВНАД-97,0±4,6 мин/день (1=5,73; Р<0,001), среди школьников с АГ - 112,3±4,2 мин/день (1=10,16; Р<0,001). Очевидно, чтобы снизить риск формирования АГ и ВНАД, продолжительность занятий и игр на КС не должна превышать 60 мин/день.

Одновременно с этим было определено влияние продолжительности занятий и игр на КС на успеваемость школьников. Классные руководители (учителя) выставили каждому школьнику ассоциированную усредненную оценку успеваемости (табл. 2).

Таблица 2

успеваемости школьников с АГ, ВНАД и контрольной группы

Ассоциированная оценка успеваемости Частота оценок в разных группах школьников

АГ ВНАД Контроль

п=107 п=78 п= = 763

абс. % абс. % абс. %

Неудовлетворительная 18 16,8±3,6 10 12,8±3,8 56 7,3±0,9

Удовлетворительная 50 46,7±4,8 34 43,6±5,7 210 27,5±1,6

Хорошая 25 23,4±4,1 21 26,9±5,1 279 36,6±1,7

Отличная 14 13,1±3,3 13 16,7±4,3 218 28,6±1,6

Неудовлетворительная оценка успеваемости классными руководителями была выставлена 16,8±3,6% школьников с АГ и 12,8±3,8% школьников с ВНАД (1=0,76; Р>0,05), менее всего она была выставлена школьникам контрольной группы - 7,3±0,9% (1=1,41; Р>0,05). Но особенно разительны показатели выставленной отличной оценки успеваемости школьников. Ее показа-

тель составил 28,6±5,6% среди школьников контрольной группы и достоверно превышал аналогичный показатель школьников с ВНАД -16,7±4,3% (1=2,53; Р<0,01) и особенно школьников с АГ - 13,1±3,3% (1=4,22; Р<0,001).

Данные расчетов продолжительности занятий и игр на КС соответственно оценкам успеваемости школьников приведены в табл. 3.

АктуальН проблеми сучасно!' медицини

Таблица 3

Ассоциированная оценка успеваемости школьников с АГ, ВНАД и контрольной группы в зависимости от продолжительности занятий и игр на КС

Ассоциированная оценка успеваемости Частота продолжительности занятий и игр на КС в разных группах школьников

АГ мин/день ВНАД мин/день Контроль, мин/день

n=107 n=78 n=763

I M±m I M±m I M±m

Неудовлетворительная Удовлетворительная Хорошая Отличная 4069,8 5691,8 1582,5 670,2 226,1±7,1 113,8±5,4 63,3±6,3 47,9±7,3 2128,0 3583,6 1269,9 582,4 212,8±8,2 105,4±5,9 60,5±6,5 44,8±7,9 5420,8 18627,0 16070,4 6452,8 96,8±4,2 88,7±3,4 57,6±2,9 29,6±3,8

Продолжительность занятий и игр на КС школьников с АГ с неудовлетворительной оценкой успеваемости очень высокая и составляет в среднем 226,1±7,1мин/день. Столь же высокая она и у школьников с ВНАД - 212,8±8,2 мин/день 0=1,23; Р>0,05). Тогда как у школьников контрольной группы данный показатель намного меньше - 96,8±4,2 мин/день 0=12,60; Р<0,001). Особенно небольшая продолжительность занятий и игр среди школьников контрольной группы, которым выставлена отличная оценка успеваемости, - 29,6±3,8 мин/день, среди школьников с ВНАД она возрастает до 44,8±7,9 мин/день 0=1,73; Р>0,05), а среди школьников с АГ соответственно до 47,9±7,3мин/день 0=2,22; Р<0,05).

Суммируя вышеизложенное, можно отметить, что чрезмерная увлеченность школьников КС создает риск формирования среди них АГ. Даже у школьников, у которых в период проведения настоящей работы Аг и ВНАД не были выявлены, наблюдались такие дебютные симптомы АГ как головная боль, головокружение шум в ушах, утомляемость, беспокойный сон и прочие. В целом, на каждого школьника с АГ приходилось в среднем 3,07±0,15 подобных симптомов, на школьников с ВНАД соответственно 2,27±0,18 симптомов, 0=3,48; Р<0,001), на школьников контрольной группы 1,03±0,12 симптомов 0=5,04; Р<0,001). Многие родители также отмечали существенное снижение физической активности детей и, как следствие этого, увеличение их массы тела. Наряду с этим, компьютерная увлеченность способствует и снижению успеваемости школьников. Сопоставление полученных результатов позволяет полагать, что ежедневная компьютерная нагрузка школьников с учетом соблюдения гигиенических нормативов пользования КС не должна превышать 60 мин.

Согласно полученным данным настоящего исследования, подобные условия не создаются при компьютерной нагрузке школьников, не превышающей 60 мин/день.

Перспективой дальнейших исследований

Необходимость разработки четких временных нормативов пользования школьниками КС и доступная разъяснительная работа среди старшеклассников и родителей остальных школьников о необходимости соблюдения этих нормативов.

Литература

1. Абашин Н.Н. Медико-социальные аспекты раннего выявления эссенциальной артериальной гипертензии у подростков / Н.Н. Абашин, Н.А. Фомина, С.Н. Колесников [и др.] // Клиническая медицина. - 2011. - № 5. - С. 9-12.

2. Белозеров Ю.М. Болезни сосудов. Детская кардиология / Ю.М. Белозеров. - М. : «МЕД пресс-информ», 2004. - С. 448-470.

3. Гланц С. Медико-биологическая статистика / С.М. Гланц. - М. : Практика, 1999. - 459 с.

4. Гурьева Е.Н. Факторы риска развития и прогрессирования первичной артериальной гипертензии у детей подростков с метаболическим синдромом подростков : автореф. дисс. на соискание научной степени к. мед. н. : спец. 14.01.08 «Педиатрия»/ Е.Н. Гурьева. - М., 2012. - 20 с.

5. Лемберанская А.З. Распространенность миопии, влияние ее на умственно-физическое развитие здоровье школьников и апробация подходов по коррекции их зрения подростков : авто-реф. дисс. на соискание научной степени доктора философии по медицине : спец. 3212.01 «Здравоохранение и его организация» / А.З. Лемберан-ская. - Баку, 2015. - 20 с.

6. Леонова Л.А. Гигиеническое норматирование деятельности работы детей на персональных компьютерах / Л.А. Леонова, А.А. Бирюкович, С.С. Савватеева // Гигиена и санитария. - 2006. - № 2. - С. 25-28.

7. Майданник В.Г. Делеционный полиморфизм гена ангиотензин-превращающего фермента у детей и подростков с артериальной гипертензией / В.Г. Майданник, Н.В. Чайтович, В.Е. Досенко [и др.] // Педиатрия. - 2007. - № 2. - С. 24-28.

8. Фомина Н.А. Медико-социальные аспекты раннего выявления эссенциальной артериальной гипертензии у подростков : авто-реф. дисс. на со скание научной степени к. мед. н. : спец. 14.00.09 «Педиатрия» / Н.А. Фомина. - Иркутск 2012. - 23 с.

9. Herouvi D. Cardiovascular disease in childhood: the role of obesity / D. Herouvi, E. Karanasios, C. Karayianni [et al.] // Eur. J. Pediatr. -2013. - Vol. 172. - Р. 721-732.

10. Kardas P. Prevalence of arterial hypertension in child aged 9- 14 years, residents of the city of Lodz / P. Kardas, M. Kufelnicka, D. Herezynski // Kardiologia Polska. - 2005. - Vol. 62. - P. 214-216.

11. Urbina E.M. Epidemiologyof Essential Hypertensio Children / E.M. Urbina, S.R. Srinivasan, G.S. Berenson // Pediatric Hypertension. - 2004. - P. 121-141.

Выводы

Развивающая компьютерная зависимость школьников создает благоприятные условия для формирования АГ и снижает их успеваемость.

Реферат

КОМП'ЮТЕРИЗАЦ1Я ЯК ФАКТОР РИЗИКУ ФОРМУВАННЯ АРТЕР1АЛЬНО1 Г1ПЕРТЕНЗ11 СЕРЕД ШКОЛЯР1В Чобанов Р.Е., Мехпева А.Ф., Тапева А.А.

Кпючовi слова: школяра артерiальна ппертен^я, комп'ютери, усглшнють.

У школах м Баку провели опитування 948 школяр1в (та Тх батьш) на наявнють комп'ютерних засо-б1в (КЗ) i тривалють використання Тх для щоденних занять та 1гор. За допомогою дитячих тонометр1в у школяр1в 3-кратно вимiрювали артерiальний тиск i розраховували середы значення систолiчного

(САТ) i дiастолiчного (ДАТ) тисмв. АГ дiагностували при 95 перцентилей i вище, високий нормальний АТ (ВНАТ) - при 90-94 перцентилей. Класш керiвники виставляли школярам асоцшовану середню оц^ нку успiшностi. АГ виявили у 107 школярiв (11,3 ± 1,0%), ВНАТ - у 78 (8,2 ± 0,9%). Практично у BCix школярiв були рiзнi КЗ. Тривалiсть занять та ^ор на КЗ у школярiв з АГ склала в середньому 112,3 ± 4,2 хв/день, у школярiв з ВНАТ - 97,0 ± 4,6 хв/день, у 763 школярiв без АГ i ВНАТ (контроль) - 61,0 ± 2,8 хв/день. При цьому частота вщмшноТ оцшки серед перших склала 13,1 ± 3,3%, серед других -16,9 ± 4,3%, серед третiх - 28,6 ± 1,6, а тривалiсть занять та ^ор на КЗ вщповщно 47, 9 ± 7,3; 44,8 ± 7,9 i 29,6 ± 3,8 хв/день. Комп'ютерна залежнiсть, що розвиваеться, створюе сприятливi умови для формування АГ серед школярiв i знижуе Тх успiшнiсть. Подiбнi умови не створюються при комп'ютерному наванта-женнi школярiв, що не перевищуе 60 хв/день.

Summary

COMPUTERIZATION AS A RISK FACTOR FOR ARTERIAL HYPERTENSION AMONG SCHOOLCHILDREN Chobanov R. E., Mehtiyeva A. F., Tagiyeva A. A.

Key words: children, arterial hypertension, computers, academic progress.

948 schoolchildren of Baku schools and their parents were surveyed on the availability of computer resources (CR) and the duration of their daily use for schooling and games. Using pediatric blood pressure monitors schoolchildren were subjected 3-fold blood pressure measuring, and mean values of systolic (SBP) and diastolic (DBP) blood pressure were then calculated. Hypertension was diagnosed in 95 percentile or above, high normal BP (HNAP) was detected in the 90-94 percentile. Class teachers calculated associated average score of academic progress. AH was diagnosed in 107 students (11,3±1,0%), HNAP was identified in 78 (8,2±0,9%) students. Almost all students had different CRs. The duration of using CR for learning and games in schoolchildren with hypertension was averaged 112,3±4,2 min/day, schoolchildren with HNAP was 97,0±4,6 min/day, 763 students without AH and HNAP (control) was 61,0±2.8 min/day. However, the frequency of different ratings among the first group ranged within 13.1±3.3 percent, among the second -within 16,9±4.3% and among the third group - 28,6±1.6, and duration of learning activities and games on computers was respectively 47,9±7,3; 44,8±7,9 and 29.6±3,8 min/day. Developing computer addiction creates favorable conditions for the occurrence of hypertension among school students and lowers their academic progress. The conditions are relatively harmless when computer load does not exceed 60 min/day.

УДК 616-053.2: 614.2 Шипко А.Ф.

ПЕРСОН1Ф1КОВАНИЙ РЕГЮНАЛЬНО-ПОПУЛЯЩЙНИЙ АНАЛ1З БРОНХОЛЕГЕНЕВО1 ДИСПЛАЗП ТА ДИСПЛАСТИКОЗАЛЕЖНО1 ПАТОЛОГИ БРОНХОЛЕГЕНЕВО1 СИСТЕМИ: 1ННОВАЦ1ЙН1 МЕТОДИЧН1 П1ДХОДИ ТА IX ПРАКТИЧНА РЕАЛ1ЗАЦ1Я

Хармвський нацюнальний медичний уыверситет МОЗ УкраТни

В репрезентативных групах д'итей (з диспластикозалежною патолог'юю бронхолегенево/' системи та контрольнiй) виконано персон1'ф1'ковану оцнку впливу регюнально-популя^йних фактор'т на ри-зик формування це/' патологи. Обфунтована, запропонована та апробована нова методика о^нки якост! довклля, застосування яко/' дозволяе визначитись стосовно диферен^ацИ регiональних про-грам профлактики. Доведено, що використання патометричних та санометричних оцнок (рiзних р'1вн'1в) еколог'чних фактор'т може бути значимим для обфунтування структури цльових медико-со^альних та регiонально-екологiчних програм зми'цнення здоров'я дитячого населення. Кпючов1 слова: социальна медицина, здоров'я дитячого населення, регюнальн1 особливосп, бронхолегенева система, прогнозування.

Дослiдження виконано у межах мiжкафедральноí НДР Харювського национального медичного ушверситету (ректор - членкор. НАМН УкраТни, професор В.М. Лсовий) «Медико-бюло^чна адапта^я дтей iз соматичною патоло^ею в сучасних умо-вах» (№ держ. реестрацТТ 011Ю001400) та регюнальних (Днпропетровська та Харювська област¡) медико-сощальних програм, спрямованих на збереження i змiинення здоров'я населення.

Бронхолегенева дисплазiя (БЛД) - захворю-вання полiетiологiчне з симбюзом тригерних i спадкових, сприяючих факторiв, а також факто-рiв зовышнього середовища [1, 3, 4, 5]. Не ви-ключено, що ушкодження рестраторного тракту, починаючись з неонатального перюду, впливае на онтогенез легень та, за певних умов, визна-чае формування диспластикозалежноТ патологи (ДЗП) бронхолегеневоТ системи (БЛС) на насту-пних етапах онтогенезу [4, 5]. Саме тому ви-

вчення впливу факторiв довктля в аспект три-ваючого онтогенезу легень важливо для запоб^ гання несприятливих наслщш захворювання, Тх профтактики та дiагностики [6, 7, 8]. Даш про частоту БЛД значно коливаються у рiзних краТ-нах та за даними рiзних медичних центрiв. Доведено, що на показник захворюваност вплива-ють окремi еколопчш фактори, рiвень техычного оснащення та штенсивнють роботи стацiонарiв, медико-оргашзацшна складова допомоги ново-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.