Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Ло бачевского. Сер ия: Социальны е науки, 2016, № 2 (42), с. 95—103 95
УДК 316.346.32-053.9
«КОМПЬЮТЕР НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО...»: ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ЦИФРОВОЙ МИР СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
© 2016 г. А.С. Биккулов, 1 О.В. Сергеева12
1 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики 2Санкт-Петербургский государственный университет
abikkulov@gmail. com
Статья поступила в редакцию 25.01.2016 Статья принята к публикации 22.04.2016
Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в Санкт-Петербурге, Гатчине и Чудове с целью выявления характера взаимодействия с ИКТ людей старших возрастных групп. Сбор данных был осуществлен весной-летом 2015 г. методом стандартизированного интервью. Авторы обсуждают рути-низацию пользовательских практик, показывая их отличия в группах третьего и четвертого возрастов, рассматривают мотивы приобщения к компьютеру, в частности профессиональную и досуговую мотивации, показывают связь между освоением компьютера и доверием другим современным технологиям - мобильному телефону и банкомату, приводят рейтинг видов интернет-активности.
Ключевые слова: старость, возраст, использование компьютера и Интернета.
Вводные замечания
Процессы рутинизации компьютерных практик и выход пользовательских навыков за пределы узкопрофессиональных сообществ происходили в России в течение 2000-х гг. В этот период социализировались молодые поколения, с рождения осваивавшие домашние компьютеры, планшеты, смартфоны. Вместе с тем и более старшие группы адаптировали главную техническую инновацию конца XX в. - персональный компьютер с выходом в Интернет. Каковы сегодняшние пользователи третьего (60+) и четвертого (75+) возраста? Что и в какой степени из возможностей компьютера ими освоено? По каким путям пришли эти люди в цифровой мир? Эти вопросы требуют ответа, поскольку от диагностики пользовательских характеристик старших возрастных групп зависит прогнозирование потенциала их адаптивности, включенности в социальные взаимодействия, которые сегодня опосредованы компьютерными технологиями.
С середины 2000-х гг. государство оказывало и продолжает оказывать поддержку в освоении компьютера через центры социального обслуживания и сеть массовых библиотек, где действуют специализированные курсы. Актуальным представляется вопрос о значении этого финансируемого государством пути приобщения к компьютеру для людей в возрасте. Наконец, анализ мотивов отказа от освоения и владения компьютером также очень важен для по-
нимания как возрастной субкультуры, так и особенностей распространения технических инноваций в обществе.
По мере включения в пользовательские компьютерные практики людей старших возрастных групп этот процесс осмысляется как исследовательская проблема, прежде всего социальными учеными, отечественными и зарубежными. Принимая во внимание данные статьи «Использование компьютера представителями старших возрастных групп: мультидисципли-нарный обзор» [1], вышедшей в 2010 г., можно констатировать, что в зарубежной (англоязычной) научной периодике «возрастная» тематика появилась еще в 90-е гг. XX в. Скачок публикационной активности произошел после 2000 года, журналами-лидерами стали геронтологиче-ские издания, такие как «Старение и общество» (Ageing & Society), «Европейский журнал по старению» (European Journal of Ageing), «Журнал исследований старения» (Journal of Aging Studies) и ряд других. Но в 2005-2008 гг. лидерство в освещении тематики возрастных пользователей компьютера переходит изданиям направления «human-computer interaction - взаимодействие человека и компьютера», это, например, «Международный журнал исследований взаимодействия человека и компьютера» (International Journal of Human-Computer Studies), «Взаимодействуя с компьютерами» (Interacting with Computers), «Компьютеры и человеческое поведение» (Computers in Human Be-
havior) и др. Геронтологическая периодика опускается на второе место по количеству публикаций, а третье место занимают журналы направления «забота о здоровье» (healthcare). По переориентации потока статей можно проследить, как изменялся научный дискурс: от рассмотрения пользовательского опыта в третьем возрасте как некоторой специфической проблемы к изучению отдельных, частных аспектов взаимодействия с компьютером в среде возрастных групп.
Российские ученые осваивают тему примерно с середины 2000-х гг. Поскольку речь идет о национальной ситуации и нет такого обширного потока, как масса интернациональной англоязычной периодики, возможно отметить конкретные вопросы, нашедшие отражение в российских публикациях: возрастное информационное неравенство и освоение компьютерных навыков на пути социально-экономической инклюзии и улучшения межпоколенческих взаимодействий (И.В. Трифонова [2], А.А. Смолькин [3, 4]); сравнение степени вовлеченности в использование ИКТ старшими группами разных стран (И.А. Григорьева, С.П. Чернышова [5]); интерпретация обыденных представлений о цифровых технологиях у людей третьего возраста (А.Д. Трахтенберг [6]) и изменениях их повседневности в связи с компьютером (О.В. Сергеева [7]). В 2013-2015 гг. появился комплекс работ петербургских социологов А.С. Биккулова [8], Л.А. Видясовой [9], И.А. Григорьевой [10, 11], А.В. Дмитриевой [12], в значительной степени заполняющих лакуны возрастной проблематики цифровизации.
Методология исследования
Цель исследования - выявление параметров взаимодействия людей старших возрастных групп с ИКТ. Для того чтобы выяснить, способствуют ли современные ИКТ активности пожилых, их включению в «информационное общество» и замедляют ли социальное старение и исключение, нельзя оставлять в фокусе внимания только приобщившихся к цифровым технологиям, понимание особенностей «жизни с технологией» возможно только при сравнении пожилых пользователей и непользователей. Поэтому была сформирована стратифицированная выборка, квотированная по показателям пола, возраста и места проживания. Участниками опроса были 1084 человека (мужчины - 30%, женщины - 70%), что примерно соответствует демографической структуре населения этого возраста в возрастных рамках, официально установленных в России пенсионным законода-
тельством (женщины от 55+, мужчины 60+), как владеющие компьютерными навыками, так и невладеющие.
Опрос был проведен в 2015 г. методом стандартизированного интервью. Опросный лист включал закрытые и полузакрытые вопросы: всего 26 вопросов, из них 7 вопросов социально-демографического характера, а 4 вопроса -для не пользующихся компьютером. Такое количество вопросов позволяло избежать ослабления внимания и потери интереса к общению у респондентов. Средняя продолжительность интервью была 7 минут.
Территория реализации выборки - Санкт-Петербург и два районных центра - г. Гатчина (Ленинградская область) и г. Чудово (Новгородская область). В Санкт-Петербурге были опрошены 884 человека, 100 - в Ленинградской области, 100 - в Новгородской области. Целенаправленный отбор респондентов был осуществлен через комплексные центры социального обслуживания населения (КЦСОН), центр «Хэ-сэд Авраам» (Петроградский район) и специализированные мероприятия, проводимые Центральной городской библиотекой им. В.В. Маяковского. В опросе участвовали КЦСОН Адмиралтейского, Калининского и Василеостровско-го районов. Структура КЦСОН включает как социально-досуговые отделения в округах района, так и отделения дневного пребывания граждан и отделения временного проживания. Работа в разных структурных подразделениях КЦСОН обеспечивала доступ интервьюеров к представителям как «третьего», так и «четвертого» (старше 75 лет) возрастов.
Пользователи или непользователи?
«Мой планшет всегда со мной», - так ответила одна из респонденток на первый вопрос интервью, деливший всех опрашиваемых на пользователей и непользователей. Этот ответ, а также полученные данные показывают степень вовлеченности в цифровой мир тех, кого по инерции повседневного сознания считают преимущественно исключенными. Оказывается, это не совсем так.
Распределение ответов в возрастных группах показывает, что группы 55-60 и 61-65 в большинстве своем (85% и 77%) умеют пользоваться компьютером, причем в половине случаев оценивают свои навыки как хорошие. Предсказуемо больше половины непользователей компьютера - в старших возрастных группах (7180, 81+). Конечно, надо иметь в виду, что данные относятся к жителям второго российского столичного мегаполиса и близлежащих район-
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Умеете ли Вы пользоваться компьютером?» _ (в зависимости от возраста), %_
Варианты ответа Возраст респондента
55-60 55-60 55-60 55-60 55-60
Да, хорошо 43 43 43 43 43
Пользуюсь, но с трудом 42 42 42 42 42
Нет, не умею пользоваться 15 15 15 15 15
Итого 100 100 100 100 100
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос «Умеете ли Вы пользоваться компьютером?» (в зависимости от пола), %_
Варианты ответа Муж. Жен.
Да, хорошо 31 20
Пользуюсь, но с трудом 19 25
Нет, не умею пользоваться 50 55
Итого 100 100
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос «Умеете ли Вы пользоваться компьютером?»
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос «Умеете ли Вы пользоваться компьютером?» _(в зависимости от места жительства), %_
Варианты ответа Санкт-Петербург г. Гатчина, г. Чудово
Да, хорошо 24 19
Пользуюсь, но с трудом 22 35
Нет, не умею пользоваться 54 46
Итого 100 100
ных городов. Тем не менее цифры красноречиво говорят о том, что компьютер перестал быть молодой технологией для молодых. Так, например, когда мы сегодня говорим «геймер», то им вполне может быть не только подросток, но и его дед, коротающий свободное время за партией бильярда онлайн.
В исследовании мы ставили задачу проверить, влияют ли пол, уровень образования, место жительства, профессиональный статус на приобщение к использованию компьютера.
Принципиальных отличий между мужчинами и женщинами нет, хотя можно видеть, что мужчины увереннее в самооценке пользовательских навыков, почти половина мужчин освоила компьютер самостоятельно, без посещения компьютерных курсов, они имеют более продолжительный опыт работы с компьютером. Женщины склонны говорить осторожнее, отмечая свои трудности, как правило, для освоения компьютеров посещали какие-либо курсы. Один из немногих вопросов, где в ответах ярко выражено различие по полу, это вопрос о том, насколько пригодилось умение пользоваться компьютером для работы, зарабатывания денег, продолжения профессиональной деятельности (выбрали ответ «да, очень помогло» 39.7% мужчин и только 12.8% женщин), что, вероятно, является следствием особенностей профессио-
нальной занятости мужчин после достижения пенсионного возраста. Вместе с тем женщины больше общаются в Интернете в социальных сетях (48.4% женщин-пользователей против 33.8% у мужчин), на форумах и блогах (11.6% женщин-пользователей против 5.4% у мужчин), чаще пользуются интернет-телефонией в виде Бкуре и др. (48.4% против 36.5%).
Различия в результатах исследования между Санкт-Петербургом и районными городами имеются, но не столь значительные, как ожидалось. Так, респондентов, ответивших, что умеют пользоваться компьютером, 24.5% в Санкт-Петербурге и 18.6% - в Гатчине и Чудове. По количеству часов в день, проводимых за компьютером, выбрали минимальный вариант «пользуюсь не каждый день» 34.0% в Санкт-Петербурге против 57.6% - в районных городах. Хотя по уровню компьютерных навыков, продолжительности использования компьютеров и конкретных сервисов Интернета результаты отличаются примерно в полтора раза в сторону более низких показателей в районных городах, но в дальнейшем мы в основном будем опираться на анализ по возрастным группам, так как он более показателен; в районных городах видны те же тенденции, только в меньшем масштабе.
Достаточно предсказуемым оказалось влияние на уровень использования информационных
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос «Умеете ли Вы пользоваться компьютером?» (в зависимости от профессионального статуса), %_
Варианты ответа Руководящие должности (начальник, заместитель начальника) Специалисты с высшим образованием без подчиненных Служащие, не занятые физическим трудом Рабочие и другие (например, домашние хозяйки)
Да, хорошо 48 27 14 15
Пользуюсь, но с трудом 18 24 24 37
Нет, не умею пользоваться 34 49 62 48
Итого 100 100 100 100
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос «Пользуетесь ли Вы банкоматом?» _(в зависимости от наличия компьютерных навыков), %_
Варианты ответа Пользуюсь компьютером Не пользуюсь компьютером
Пользуюсь банкоматом 70 20
Не пользуюсь банкоматом 30 80
Итого 100 100
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос «Пользуетесь ли Вы мобильным телефоном?»
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос «Пользуетесь ли Вы мобильным телефоном?» _(в зависимости от наличия компьютерных навыков), %_
Варианты ответа Пользуюсь компьютером Не пользуюсь компьютером
Пользуюсь мобильным телефоном 98 79
Не пользуюсь мобильным телефоном 2 21
Итого 100 100
технологий образования и профессионального статуса респондентов, который был у них до достижения пенсионного возраста: чем выше образование, квалификация и должность опрашиваемого, тем выше уровень самооценки сегодняшних компьютерных навыков. В частности, половина респондентов с ученой степенью оценивает свои навыки использования как хорошие, среди людей с высшим образованием таких уже около трети, среди респондентов со средним образованием около 20%, с неполным средним - 2.5%.
Распределение ответов на вопрос «Сколько часов в день Вы проводите за компьютером?» по возрастным группам показывает, что примерно треть пользуется компьютером не ежедневно (эта доля предсказуемо растет с возрастом, но не превышает 45% ни в одной возрастной группе), а остальные практически равномерно распределены между вариантами ответа «примерно один час», «больше одного часа», «больше 3 часов», из чего можно сделать вывод, что если человек умеет пользоваться информационными технологиями, то в большинстве случаев пользуется ими достаточно активно, возраст при этом не является барьером. Скорее следует признать, что возраст - как опыт, привычки, особенности социализации в другой информационной среде (которую часто называют книжной культурой) - оказывает влияние на начальном этапе, когда нужно сделать первый шаг к освоению технологии.
Окружающий нас мир является средой встроенных в повседневные вещи микрокомпь-
ютеров. Автоматические стиральные машины, мультиварки, пылесосы и др. - вся техника имеет сегодня свой маленький компьютер и интерфейс для взаимодействия с ним. Поэтому одной из задач опроса была направленность на выяснение того, как пользователь компьютера адаптирует другие распространенные технические устройства, в частности мобильный телефон и банкомат.
Полученные данные показывают, что пользователи компьютера гораздо чаще принимают и другие современные ИКТ, хотя банкомат значительно уступает в освоенности мобильному телефону.
Как и почему пользователи стали пользователями
Ответы на вопрос «Научились ли Вы использовать компьютер в большей мере до пенсионного возраста или после его достижения?» показывают зависимость от соотношения достижения пенсионного возраста опрашиваемыми и времени активного распространения компьютерных технологий. Так, если в наиболее молодой возрастной группе респондентов (55-60), которые застали бум информационных технологий еще в период своей работы, ответы поделились примерно поровну между вариантами «в большей мере до пенсионного возраста», «в равной степени и до, и после», «в большей мере после достижения пенсионного возраста»,
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос «Обучались ли Вы когда-нибудь использованию компьютера _на курсах (бесплат ных или платных)?» (несколько вариантов ответа), %_
Варианты ответа Возраст респондента
55-60 61-65 66-70 71-80 81 и старше
Обучился самостоятельно 31 21 20 33 15
Да, посещал(а) платные курсы 29 15 4 2 8
Да, посещал(а) бесплатные
курсы в библиотеке, центре 20 31 38 38 23
социального обслуживания
Меня научили близкие 24 23 18 24 39
Таблица 8
Распределение ответов на вопрос «Помогли ли Вам полученные знания и навыки использования _компьютера для организации досуга, развлечения, общения?», %_
Варианты ответа Возраст респондента
55-60 61-65 66-70 71-80 81 и старше
Да, очень помогли 55-60 61-65 66-70 71-80 81 и старше
В общем-то, помогли, но не очень 49 54 58 53 46
Совсем не помогли 23 18 15 12 23
Затрудняюсь ответить 12 12 18 23 23
Итого 16 16 9 12 8
то более пожилые пенсионеры-пользователи были вынуждены в большей степени осваивать компьютерные технологии уже после выхода на пенсию (37% в возрастной группе 55-60, 80% в возрастной группе 71-80).
Анализ ответов на вопрос «Обучались ли Вы когда-нибудь использованию компьютера на курсах (бесплатных или платных)» показывает, что большинство представителей старших групп, владеющих ИКТ, во всех возрастных диапазонах, научились этому преимущественно на курсах (в равной степени на платных и бесплатных), самостоятельными усилиями и в несколько меньшей степени с помощью родных и близких.
Компьютерные курсы, организованные сегодня в центрах социального обслуживания, муниципальных библиотеках, клубах, показывают себя как агента социализации, специфика которого, как считают исследователи, - в приобщении к новым формам досуга [12, с. 196].
Одной из центральных задач исследования, выразившейся в нескольких вопросах, была задача выявления мотивов освоения и использования компьютерных технологий у тех, кто ими пользуется. В частности, сопоставление ответов на два самых общих вопроса: помогают ли компьютерные технологии сохранять связи с близкими и друзьями и помогают ли (помогали ли)
они в профессиональной деятельности - показало, что большинство старших пользователей отмечают несомненную поддержку компьютера, Интернета, скайпа в поддержании связи с близкими и друзьями (во всех возрастных группах - около 60%). В районных городах Гатчине и Чудове эта цифра даже выше (около 80% пользователей). Это связано, вероятно, с тем, что молодые поколения уезжают жить в более крупные города и интернет-общение становится важной повседневной практикой для остающихся старших родственников. Значительно меньшее число респондентов отметило использование компьютерных технологий для своей профессиональной деятельности, постоянное или эпизодическое (около 50% в группах до 70 лет, около 30% - в группе 71-80). При ответе на вопрос «Помогли ли Вам полученные знания и навыки использования компьютера для работы, зарабатывания денег, продолжения профессиональной деятельности» оказалось почти вдвое больше тех, кому компьютерные навыки совсем в этом не пригодились (примерно 50% против 25% или 40% на 20% во всех возрастных группах).
Устойчивым является интерес респондентов к компьютеру как средству досуга и общения. Это общекультурная глобальная тенденция, в русле которой мы все сегодня движемся, и старшие группы - не исключение.
Таблица 9
Распределение ответов на вопрос «Что из перечисленного Вам приходилось делать в Интернете за последний месяц?» (несколько вариантов ответа), %
Варианты ответа Возраст респондента
55-60 55-60 55-60 55-60 55-60
Искать информацию 76 71 76 69 46
Читать новости 67 72 56 54 46
Общаться в социальных сетях («Одноклассники», «ВКонтакте» и др.) 56 54 31 39 23
Просматривать фотографии 53 59 42 26 54
Вести переписку по электронной почте 53 44 38 39 31
Пользоваться интернет-телефонией (Skype, Google voice и т.д.) 47 46 33 52 31
Скачивать, просматривать видео 36 33 27 35 31
Скачивать, прослушивать музыку 31 33 20 32 31
Покупать, заказывать товары / услуги в интернет-магазинах 29 18 9 12 0
Получать госуслуги через Интернет (оформление пособий, пенсии, паспорта, загранпаспорта и других документов, записываться на прием к врачу и др.) 24 16 20 15 0
Заказывать номерок к врачу или вызывать врача 24 15 20 19 16
Читать и общаться в форумах или блогах (обсуждения на форумах или блогах) 22 13 7 2 0
Смотреть интернет-телевидение 16 25 4 12 8
Искать работу 16 16 4 5 0
Управлять банковским счетом через Интернет 16 8 2 5 0
Играть в онлайн-игры 9 18 22 20 15
Оплачивать товары / услуги электронными деньгами 9 13 9 8 15
Использовать сервисы электронного правительства 9 10 0 8 8
Скачивать, приобретать программное обеспечение, приложения 9 8 2 3 0
Вести интернет-дневник (блог) 9 2 0 2 0
Заказывать лекарства 9 2 7 8 0
Слушать интернет-радио, подкасты 7 12 0 9 8
Пользоваться сервисами обмена мгновенными сообщениями (ICQ, QIP, Jimm и т.д.) 4 2 0 2 0
Ничего из перечисленного 2 0 4 9 31
Часы, проведенные за компьютером в среде третьего и четвертого возрастов, тратятся на просмотр разнообразной информации, новостей и на поддержание социальных связей. Наиболее востребованные функции Интернета среди респондентов в порядке убывания: поиск информации, чтение новостей, общение в социальных сетях («Одноклассники», «ВКонтакте» и др.), просмотр фотографий, переписка по электронной почте, использование интернет-телефонии (Skype, Google voice и т.д.) - в разных возрастных группах ими пользуются в целом больше
половины респондентов, имеющих компьютерные навыки. И если у нас принято традиционно говорить о стариках как «телепоколении», нужно иметь в виду, что представители компьютерных пользователей совмещают телевизионный и сетевой информационные потоки, чтобы получить разные мнения и оценки событий.
Одна из гипотез, формулировавшихся нами в ходе подготовки опроса, заключалась в том, что представители более молодых групп (55+ и 60+), освоившие компьютер в не столь поздний период жизни, будут настроены оптимистичнее
Таблица 12
Распределение ответов на вопрос «Почему Вы не освоили компьютер?»
Таблица 10
Распределение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете свое будущее»? __(в зависимости от возраста), % __
Варианты ответа 55-60 61-65 66-70 71-80 81 и старше
Оптимистически 61 61 60 51 55
Пессимистически 13 21 17 18 18
Затрудняюсь ответить 26 18 23 31 27
Итого 100 100 100 100 100
Таблица 11
Распределение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете свое будущее»? _ (в зависимости от компьютерных навыков), % _
Варианты ответа Пользуюсь Пользуюсь компьютером Не умею
компьютером хорошо с трудом пользоваться
Оптимистически 66 59 50
Пессимистически 13 16 20
Затрудняюсь ответить 21 25 30
Итого 100 100 100
(в зависимости от возраста; несколько вариантов ответа), %
Варианты ответа 55-70 71 и старше
Это дорогая вещь, не могу ее купить 11 14
Это ненужное мне устройство, я хорошо обхожусь и без компьютера 13 14
Не освоил/освоила, так как никто не помог, не подтолкнул к освоению 54 52
Компьютер кажется мне вредным для здоровья 27 33
Компьютер - это техника для молодых 19 23
в оценке своего будущего по сравнению с возрастными группами 71+. Такое предположение казалось нам вполне очевидным, поскольку окружающая нас реальность постоянно требует быть компетентными в обращении с ИКТ. А человек, лишенный компьютерных навыков, как мы думали, ощущает озабоченность перед тех-нологизирующимся будущим и свою несовременность. Однако полученные данные не подтвердили гипотезу, показав значительный уровень оптимизма среди всех опрошенных представителей старшего поколения - более молодых и старше, пользователей и непользователей (табл. 10, 11).
В объяснении установки на оптимизм, как мы предполагаем, можно высказать несколько идей. Во-первых, обусловленность этого настроения особенностями советской социализации, формировавшей ориентацию на будущее и правило «в быту довольствоваться малым». Во-вторых, отсутствие явного страха перед будущем даже в среде непользователей связано, вероятно, с тем, что эти люди имеют устойчивый мир отношений и действий, поддерживаемых «старыми» способами, доступными и в компьютеризированном настоящем. Например, получение информации через традиционные СМИ,
досуг и общение в первичных группах, находящихся поблизости в городе, использование еще докомпьютерных сервисов - почтового, банковского, административно-бюрократического. Мы видим, что несмотря на уменьшение количества не пользующихся ИКТ в среде старших возрастных групп, некоторые «островки» миров без компьютера еще сохраняются.
Выявление причин избегания и невнимания к новым технологиям, в частности к компьютеру, также интересно и эвристично для социальной науки, как и анализ адаптации инноваций. По нашим данным, в группах молодых (до 70) и в группах старших (71+) респондентов, не пользующихся компьютером, лидирует объяснение, которое связано с отсутствием социального побуждения (табл. 12).
Вариант ответа «никто не помог, не подтолкнул к освоению» свидетельствует, как мы думаем, во-первых, о значении малых групп -семейных, дружеских, профессиональных, взаимодействие в которых и эффект подражания побуждают человека к изменению повседневных практик; во-вторых, причина отсутствия социального побуждения не прямо, но косвенно подтверждает сохранение, казалось бы в плотной цифровой реальности, миров без компьютера.
Выводы
Результаты исследования продемонстрировали, что старшие поколения все больше становятся обычными в положительном смысле этого слова участниками компьютерно-опосредованных коммуникаций и в большинстве своем (85-77%) умеют пользоваться компьютером, причем половина из тех, кто умеет пользоваться компьютером, оценивают свои навыки как хорошие. Многие прошли обучение на курсах, чаще бесплатных. В целом практики этой группы все меньше отличаются от практик остальных пользователей компьютера, они также проводят все больше времени перед монитором по мере освоения функций технологии, также используют Интернет в качестве источника информации, средства общения в соцсетях и Бкуре. Некоторые особенности в способах вхождения в цифровой мир и в пользовательском опыте можно обнаружить в сравнении «третьего» и «четвертого» возрастов, при этом отдельный интерес представляет обращение к открытию непользовательских миров, все сужающихся, но все-таки сохраняющихся в изучаемой по-коленческой среде. Старшие пользователи компьютера являются также адептами и других современных технологий, они в большинстве своем включили в свои практики мобильный телефон и банкомат. В дальнейшем перспективным направлением считаем исследование содержательной дифференциации в среде старших поколений по пользовательским практикам - коммуникативной, геймерской, блогерской. Такое направление работы позволит не только получить новые данные, но будет иметь и этический смысл устранения эйджистских стереотипов.
Примечания: Исследование выполнено в Университете ИТМО на средства гранта Российского научного фонда (проект №14-1803434) по теме: «Модели взаимодействия общества и пожилых людей: исследование возможностей социальной инклюзии»
Список литературы
1. Wagner N., Hassanein K., Head M. Computer use by older adults: A multi-disciplinary review // Computers in Human Behavior. 2010. V. 26. P. 870-882.
2. Трифонова И.В. Информационная поддержка представителей третьего возраста в современном российском обществе: Автореф. дис. ... канд. соци-ол. наук. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2006. 19 с.
3. Смолькин А.А., Трифонова И.В. Геронтологи-ческие аспекты информационного неравенства // Старшее поколение в соврем. семье: Сб. науч. ст. / НИСОЦ. Н. Новгород, 2009. С. 413-415.
4. Смолькин А.А. Навыки владения современными компьютерными технологиями у представителей старших возрастных групп как условие их успешной социально-экономической интеграции // Социология власти. 2012. № 6-7. С. 115-136.
5. Григорьева И.А., Чернышова С.П. Новые подходы к профилактике социального исключения пожилых // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. № 2. С. 186-196.
6. Трахтенберг А.Д. «Компьютеры на Россию как ушат воды вылили»: информационно-коммуникационные технологии глазами пожилых людей // Дискурс-Пи. 2010. Т. 9. № 1-2. С. 117-120.
7. Сергеева О.В., Анипкин М.А., Калашникова О.С., Каушан Ю.Э., Смирнова Е.Д. Пожилые люди и компьютер // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. 2012. Т. 24 (65). № 1-2. С. 316-322.
8. Бершадская Л.А., Биккулов А.С., Жук Д.В., Низомутдинов Б.А. Интернет и пожилые: включенность старших возрастных групп и внимание к их проблемам // Информационные ресурсы России. 2014. № 5 (141). С. 11-15.
9. Видясова (Бершадская) Л.А. Технологии электронного правительства и инструменты электронного участия: новые возможности для жителей Петербурга «старшего возраста» // Государство и граждане в электронной среде: теория и технологии исследований: Сборник научных статей. Труды XVIII объединенной конференции «Интернет и современное общество» (ГМ8-2015), Санкт-Петербург, 23-25 июня 2015 г. СПб.: Университет ИТМО, 2015. С. 159168.
10. Григорьева И.А., Дмитриева А.В. Обучение пожилых ИКТ и возможности их трудоустройства // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре: Сборник научных статей. Труды XVII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (ГМБ-2014) / Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики; Библиотека Российской академии наук. СПб., 2014. С. 317-319.
11. Григорьева И.А. «КиберПочт@» для пожилых в Санкт-Петербурге // Государство и граждане в электронной среде: теория и технологии исследований: Сборник научных статей. Труды XVIII объединенной конференции «Интернет и современное общество» (ИМ8-2015), Санкт-Петербург, 23-25 июня 2015 г. СПб.: Университет ИТМО, 2015. С. 168-176.
12. Дмитриева А.В. Компьютерная грамотность как инструмент социального включения пожилых людей в современное общество // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. №3. С. 184197.
PERSONAL COMPUTER AS EVERYDAY TECHNOLOGY: EMPIRICAL RESEARCH OF COMPUTER USAGE AMONG RUSSIAN ELDERLY
A.S. Bikkulov,1 O. V. Sergeyeva2
'ITMO University 2Saint-Petersburg State University
This article aims to explore how Russian elderly use digital technology. For that purpose we contacted people who are 55+ and live in St. Petersburg, Gatchina and Chudovo and asked them to complete a short interview. We discuss the routi-nization of computer usage, show the differences between third age and fourth age groups, explain the motives for familiarization with computer technology such as professional and recreation motivations. We also investigate the relation between computer usage and the trust in other modern technologies like mobile phones and ATMs and show the rating of Internet activity types.
Keywords: elderly, age, computer and Internet use.