4 (196) - 2007
вопрос - ответ
КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА
Подборка по материалам ИПК«КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»
Вопрос. Организацией приобретены в собственность квартиры в жилом доме. Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен дом, и порядок ее доведения до налогоплательщиков определены, но до сведения налогоплательщика в установленном порядке не доведены. Следует ли организации представлять «нулевую» налоговую декларацию по земельному налогу до получения всей необходимой информации? Будут ли начисляться пени в данном случае за неуплату налога? В какой орган следует обращаться для получения информации о формировании земельного участка, на котором расположен жилой дом?
Ответ. В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом в соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
В том случае если кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до налогоплательщиков определены, но до сведения налогоплательщика в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, представить уточненную налоговую декларацию (уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам).
При этом если налог (авансовые платежи по налогу) налогоплательщиком не уплачен в установленные сроки по не зависящим от него причинам (не утверждена, не доведена кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться.
В то же время следует учитывать, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков официально доводятся также до налоговых органов органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра. При проведении камеральной проверки «нулевых» налоговых деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) налоговым органам письмом Минфина России от 06.06.2006 № 03-06-02-02/75 рекомендовано доводить до сведения налогоплательщиков полученную информацию о кадастровой стоимости земельных участков, которая в установленном порядке до налогоплательщиков не доведена.
Кроме того, по вопросу получения информации о формировании земельного участка, на котором расположен жилой дом, следует обращаться в территориальный орган Роснедвижимости.
Основание: письмо Минфина России от 08.11.2006 № 03-06-02-04/154.
Вопрос. Организация занимается розничной торговлей обувью на основе договора комиссии и применяет УСН. Учитываются ли комиссионером при исчислении объема полученных доходов в целях соблюдения п. 4ст. 346.13 НК РФ денежные суммы, подлежащие передаче комитенту на основании договора комиссии?
Ответ. В соответствии с положениями гл. 51 Гражданского кодекса РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
При этом комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение в размере и порядке, установленных в договоре комиссии.
Согласно п. 1 ст. 346.15 гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ при применении организацией УСН в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 гл. 25 НК РФ, в составе доходов не учитываются.
На основании подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ в составе доходов не учитываются денежные средства, поступившие комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору.
Таким образом, при определении объекта налогообложения доходом организации-комиссионера является сумма полученного комиссионного вознаграждения. Денежные суммы, которые организация-комиссионер на основании заключенного договора комиссии передает комитенту, являются доходами комитента, а не указанной организации-комиссионера.
В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 20 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пп. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
Исходя из изложенного при исчислении налогоплательщиком-комиссионером, применяющим УСН, объема полученных доходов в целях ст. 346.13 НК РФ денежные суммы, которые указанная ор-
ганизация на основании заключенного договора комиссии передает комитенту, не учитываются.
Основание: письмо Минфина России от 07.11.2006 № 03-11-04/2/232.
Вопрос. В письме Минфина России от 09.03.2005 № 03-03-01-04/1/102указывается, что оплата труда работника за сверхурочную работу более 120 часов в год не может включаться в расходы налогоплательщика на оплату труда и уменьшать налогооблагаемую прибыль, так как в данном случае нарушаются положения ст. 99 ТК РФ. Однако в письме ФНС России от 23.09.2005 № 02-1-08/195@ предусматривается возможность отнесения красходам на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль оплаты труда работников, работающих сверхурочно (в том числе если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 часов в год). Включаются ли в налоговую базу по налогу на прибыль расходы на оплату труда работников, работающих сверхурочно (в том числе если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 часов в год)?
Ответ. Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пункт 3 ст. 255 НК РФ относит к расходам на оплату труда начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ.
Порядок привлечения к сверхурочной работе предусмотрен ст. 99 ТК РФ, согласно которой сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Оплата сверхурочной работы производится в соответствии с положениями ст. 152 ТК РФ, которой определен минимальный размер оплаты труда для сверхурочной работы.
При этом сверхурочная работа должна быть оплачена в повышенном размере независимо от того, соблюден ли порядок привлечения к сверхурочным работам.
По заключению Федеральной службы по труду и занятости нарушение работодателем порядка привлечения к сверхурочной работе (например, превышение максимально допустимого числа часов сверхурочной работы в год) не должно отразиться на реализации права работника на оплату труда за сверхурочную работу.
Таким образом, трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя оплатить в повышенном размере труд работника, привлекаемого к работе сверхурочно с нарушением ограничений, установленных ст. 99 ТК РФ.
В целях налогообложения прибыли все расходы, признаваемые при исчислении налоговой базы, должны быть документально подтверждены и обоснованны, т. е. экономически оправданны и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Оплату сверхурочной работы с согласия работника следует рассматривать как обоснованный расход.
Учитывая изложенное, расходы на оплату труда работников, работающих сверхурочно (в том числе если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 часов в год), в целях налогообложения прибыли относятся к расходам на оплату труда согласно п. 3 ст. 255 НК РФ при условии, если это предусмотрено трудовым или коллективным договором.
Основание: письмо Минфина России от 07.11.2006 № 03-03-04/1/724.
Вопрос. Организация занимается автомобильными перевозками в местном и междугородном сообщении и применяет ЕНВД. Согласно договорам перевозки в случаях, когда по вине заказчика происходит простой автомобилей под погрузкой-разгрузкой, отмена запланированного рейса и т. п., заказчик уплачивает перевозчику штраф. Учитываются ли доходы, полученные организацией в виде штрафов, при исчислении ЕНВД?
Ответ. В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении, в частности, оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
При этом к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) по кодам с 021520 по 021553 и коду подгруппы 022500.
В связи с тем что определение понятия «автотранспортные услуги» в НК РФ отсутствует, а п. 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ, целесообразно использовать значение указанного понятия, приведенное в ГК РФ.
Договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг регулируются гл. 40 «Перевозка» ГК РФ.
Согласно ст. 784 и 785 ГК РФ перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Статьей 793 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Кроме того, в соответствии со ст. 794 ГК РФ перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Учитывая, что гл. 40 ГК РФ, регулирующей отношения в сфере оказания автотранспортных услуг, предусмотрена ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке обеими сторонами, доходы, полученные организацией в виде штрафов в соответствии с договорами перевозки с заказчиков за простой автотранспорта под погрузкой-разгрузкой, а также в связи с отменой запланированного рейса автотранспорта и по ряду других аналогичных причин, возникающих по вине заказчиков, можно отнести к доходам, связанным с предпринимательской деятельностью в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов.
Таким образом, доходы, полученные организацией в виде штрафов по договорам перевозки с заказчиков за простой автотранспорта под погруз-
кой-разгрузкой, а также в связи с отменой запланированного рейса автотранспорта и т. д., следует учитывать в общей сумме доходов, полученных организацией в связи с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов, облагаемых ЕНВД.
Основание: письмо Минфина России от 07.11.2006 № 03-11-04/3/485.
Вопрос. Акт приема-передачи НИОКР, относящихся к созданию новой или усовершенствованию старой продукции, подписан организацией в декабре 2005г. Дата начала списания расходов на НИОКР и дата начала использования результатов НИОКР приходятся на 2006г. В течение какого периода необходимо включать указанные расходы в состав прочихрасходов в целях исчисления налога на прибыль: трех лет в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 262 НКРФ в редакции, действовавшей до 01.01.2006, или двух лет, руководствуясь абз. 2 п. 2ст. 262 НК РФ (вред. Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ)?
Ответ. Пунктом 1 ст. 262 НК РФ предусмотрено, что расходами на НИОКР признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство.
В соответствии с п. 2 ст. 262 НК РФ расходы налогоплательщика на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке, предусмотренном ст. 262 НК РФ.
При этом в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ, с 01.01.2006 указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение двух лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).
Таким образом, в случае если в декабре 2005 г. был подписан акт приемки-передачи результатов НИОКР, расходы по данному этапу НИОКР при-
знаются в налоговом учете с 01.01.2006 в течение двух лет при условии использования данного образца в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Основание: письмо Минфина России от 07.11.2006 № 03-03-04/1/722.
Вопрос. В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначислен-ной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией. Вправе ли ООО при исчислении налога на прибыль в аналогичном порядке отнести на расходы суммы недоначисленной амортизации по нематериальным активам, списанным с учета в связи с непригодностью к дальнейшему использованию?
Ответ. Согласно п. 3 ст. 257 НК РФ в целях гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Списание расходов на приобретение нематериальных активов, признаваемых в соответствии с положениями ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом, в целях налогообложения прибыли осуществляется в зависимости от порядка их оплаты по договору на приобретение.
Так, согласно подп. 8 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора. В данном случае указанные периодические платежи учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
В иных случаях расходы на приобретение нематериальных активов, являющихся амортизируемым имуществом, учитываются в целях налогообложения прибыли через механизм амортизации.
При этом НК РФ не предусмотрена возможность списания в расходы в целях налогообложения прибыли сумм недоначисленной амортизации по
объектам нематериальных активов в случаях списания с учета данных объектов до истечения срока полезного использования в связи с признанием невозможными их использования в производственных целях и принесения дохода в дальнейшем.
В отношении упомянутого в вопросе подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ необходимо учитывать, что положения данного пункта регулируют порядок списания в расходы затрат на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации), и в отношении списания недоамортизированной стоимости нематериальных активов эти положения применяться не могут.
Основание: письмо Минфина России от 07.11.2006 № 03-03-04/1/723.
Вопрос. При перечислении НДС в бюджет за март, апрель, июнь 2006г. в платежном поручении организация неверно указала статус налогоплательщика: вместо 01 (налогоплательщик — юридическое лицо) указан статус 02 (налоговый агент). В акте по итогам сверки с налоговой инспекцией отражены недоимка и переплата по НДС. На сумму недоимки начислены пени. Можно ли зачесть суммы, излишне уплаченные организацией в качестве налогового агента, в счет недоимки и не начислять пени?
Ответ. По общему правилу согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.
Обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком (подп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ).
В соответствии с порядком, предусмотренным ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.
Статьей 78 НК РФ не установлен порядок осуществления зачета сумм излишне перечисленного налога организацией в качестве налогового агента в счет погашения недоимки, возникшей в результате ненадлежащего исполнения этой организацией своих обязанностей в качестве налогоплательщика.
Согласно п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик
уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 № 202-О пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм.
Из судебной практики следует, что при разрешении аналогичных споров учитываются своевременность и полнота перечисления налогоплательщиком или налоговым агентом сумм НДС в федеральный бюджет, не повлекшие потери государственной казны.
Основываясь на том, что НК РФ прямо не предоставлены налоговому органу полномочия по принятию решения о проведении зачета сумм излишне перечисленного налога организацией — налоговым агентом в счет недоимки, образовавшейся у этой организации-налогоплательщика, а также не предоставлены полномочия по пересчету соответствующих пеней, налоговый орган принимает решение, о котором указано в вопросе.
Действующей редакцией НК РФ не предусмотрен порядок пересчета пеней в случае подачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления об исправлении ошибок, допущенных им при оформлении поручения на уплату налога.
Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ вступает в силу с 01.01.2007, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
В силу п. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополни-
тельные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Положения п. 7 ст. 45 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) дополнительно гарантируют защиту прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Основание: письмо Минфина России от 03.11.2006 № 03-02-07/1-307.
Вопрос. Вправе ли организация учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на оплату услуг страхового брокера по проведению предстраховой экспертизы, предшествующей заключению договоров страхования имущества, страхования ответственности за причинение вреда и по иным видам страхования, перечисленным в ст. 263 НКРФ?
Ответ. В соответствии со ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Согласно ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
По договору имущественного страхования могут быть застрахованы имущественные интересы, в частности в случаях, предусмотренных законом, ответственность по договорам — риск гражданской ответственности.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховые брокеры — граждане РФ, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страхователя в отношениях со страховщиком по поручению страхователя или осуществляющие от своего имени посредническую деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования или договоров перестрахования.
Страховые брокеры вправе осуществлять иную не запрещенную законом деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика, перестраховщика. Страховые брокеры не вправе осуществлять деятельность, не связанную со страхованием.
В соответствии со ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, расходы организации по оплате услуг страхового брокера, действовавшего законным образом, могут учитываться для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии соответствия указанных затрат критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Основание: письмо Минфина России от 02.11.2006 № 03-03-04/1/715.
Вопрос. Организация оказывает услуги общественного питания на территории объектов с площадью зала обслуживания посетителей до 150 м2, являющихся как капитальными строениями, так и сезонными (например, летние кафе), а также передвижными специализированными пунктами приема пищи. Какой физический показатель должен применяться организацией в целях исчисления ЕНВД?
Ответ. Согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности применяется в отношении, в частности, оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м2 по каждому объекту организации общественного питания, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
Статьей 346.27 НК РФ определено, что услугами общественного питания являются услуги
по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.
Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Открытая площадка — специально оборудованное для торговли или общественного питания место, расположенное на земельном участке.
Таким образом, если для услуг общественного питания используются открытые площадки (в том числе летние кафе с шатровыми покрытиями) или специально оборудованные передвижные пункты, предназначенные для потребления готовой кулинарной продукции и имеющие зал обслуживания посетителей, то в соответствии со ст. 346.29 НК РФ при расчете ЕНВД следует использовать физический показатель базовой доходности «площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах)».
Основание: письмо Минфина России от 01.11.2006 № 03-11-04/3/480.
Вопрос. Относятся ли услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию домофонов, оказываемые индивидуальным предпринимателем, а также услуги кабельного телевидения к бытовым услугам для целей исчисления ЕНВД?
Ответ. В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, а вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, в том числе в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг (классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению).
Услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств охраны (домофонов) могут быть отнесены к группе «Прочие услуги населению» по коду ОКУН 808000 «Услуги по установке охранной сигнализации», а не к бытовым услугам и, соответственно, не подпадают под действие гл. 26.3 НК РФ. Услуги кабельного телевидения также не относятся к бытовым услугам.
Таким образом, предпринимательская деятельность по оказанию указанных услуг должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения.
Основание: письмо Минфина России от 26.10.2006 г. № 03-11-05/240.
Вопрос. Подлежат ли передаче арендодателю по окончании договора аренды неотделимые улучшения, произведенные арендатором, в арендованное имущество (помещение), стоимость которых ему не возмещается ? Распространяются ли в целях исчисления налога на прибыль правила применения амортизационной премии в размере 10 % на неотделимые улучшения, которые не остаются на балансе арендатора, произведенные им с разрешения арендодателя?
Ответ. Правовой режим неотделимых улучшений арендованного имущества регулируется ст. 623 ГК РФ.
Согласно пп. 2 и 3 ст. 623 ГК РФ в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, неотделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.
Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом.
Следует отметить, что произведенные арендатором неотделимые улучшения являются неотъемлемой частью арендованного помещения и по окончании договора аренды они подлежат передаче арендодателю.
С 01.01.2006 согласно п. 1 ст. 256 НК РФ (далее -НК РФ) амортизируемым имуществом также признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.
Статьей 258 НК РФ установлен особый порядок амортизации капитальных вложений в арендованные объекты основных средств.
Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в
соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ.
При этом положениями п. 1.1 ст. 259 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.
Таким образом, учитывая, что произведенные арендатором неотделимые улучшения являются неотъемлемой частью арендованного имущества и не остаются на балансе у арендатора, а также принимая во внимание тот факт, что для капитальных вложений в арендованные объекты основных средств установлен особый порядок начисления амортизации, предусмотренный ст. 258 НК РФ, правила применения амортизационной премии в размере 10 % на арендатора не распространяются.
Основание: письмо Минфина России от 20.10.2006 № 03-03-04/1/703.
Вопрос. Лизинговая компания (ОАО) в 2005 — 2006гг. приобретает имущество для передачи лизингополучателю по договору лизинга. Указанное имущество учитывается ОАО в составе доходных вложений в материальные ценности и отражается на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Имеет ли право ОАО как до, так и после 01.01.2006принимать к вычету суммы НДС по имуществу, приобретенному для передачи в лизинг, при соблюдении всех требований НК РФ?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 172 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ вычеты НДС производятся налогоплательщиками этого налога на основании счетов-фактур, полученных от продавцов товаров (работ, услуг), либо документов, подтверждающих факт уплаты сумм НК РФ, при ввозе товаров на таможенную территорию РФ после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 171, абз. 1 и 2 п. 1 ст. 172 НК РФ.
На основании Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, в случае принятия к
бухгалтерскому учету материально-вещественных ценностей, отвечающих требованиям признания их основными средствами (здания, сооружения, иное имущество), но изначально предназначенных не для использования непосредственно в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), а для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) в целях получения дохода, указанные объекты следует рассматривать в качестве доходных вложений в материальные ценности и отражать на отдельном счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
Учитывая изложенное, в ситуации, изложенной в вопросе, по имуществу (основным средствам), предназначенному для сдачи в аренду по договору лизинга, вычеты налога на добавленную стоимость как после 01.01.2006, так и до 01.01.2006 осуществляются после отражения их стоимости на указанном счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
Основание: письмо Минфина России от 09.10.2006 № 03-04-11/191.
Вопрос. Согласно подп. 8 п. 5ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должна быть указана стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без НДС. В случае если по одному счету-фактуре отгружается несколько наименований товаров, следует ли указывать в таком счете-фактуре итог общей стоимости товаров без учета НДС?
Ответ. Форма счета-фактуры и состав ее показателей установлены Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914. Данными Правилами предусмотрено, что в графе 5 счета-фактуры указывается стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без учета налога. При этом показатель «Всего к оплате» в данной графе 5 не предусмотрен.
Учитывая изложенное, если по одному счету-фактуре отгружается несколько наименований товаров, итог общей стоимости товаров без учета НДС в таком счете-фактуре не проставляется.
Основание: письмо Минфина России от 04.10.2006 № 03-04-11/187.
Е. В. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 15.12.2006
❖ ❖ ❖