Язык художественной литературы
КОМПОЗИЦИЯ СЮЖЕТА «ПОВЕСТИ О СТАРОМ ПОСЕЛКЕ» В. С. МАКАНИНА
Д. К. Токмагамбетова, Т. В. Тимохина
Статья посвящена анализу композиции сюжета «Повести о старом поселке» современного российского писателя Владимира Маканина. Особое внимание уделяется двучастной композиции повести, которая дублируется в ряде произведений писателя. Выводы, сделанные автором статьи, подтверждают идею параллельности двух пространств в восприятии жизни главного героя Ключарева.
Ключевые слова: композиция, сюжет, текст, роман-коллаж, повесть, система образов.
Композиция художественного текста является важным компонентом анализа произведения, и изучение этой стороны текста актуально в современном литературоведении. В. Е. Хализев определяет композицию как «взаимную соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств, систему соединения знаков, элементов произведения, определяющие его восприятие» [1. С. 169]. Композиция, как отмечает ученый, - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.
Б. А. Успенский, в свою очередь, отмечает другую сторону композиции произведения. «Важнейшим аспектом композиции является последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, - временная организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания» [2. С. 89].
Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения [1. С. 237]. Сюжет упорядочивает действие в произведении во временной протяженности.
Сюжет, как одна из составляющих композиции, осознается как ход событий, развитие действия в повествовательных и драматических произведениях [3. С. 306]. В общем виде сюжет - это базовая схема произведения, в которую входит последовательность проис-
39
Lingua mobilis № 3 (36), 2012
ходящих в произведении действии и совокупность существующих в нем отношений персонажей. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию [4. С. 4]. Сюжет в повествовательных произведениях составляет динамический стержень композиции. Сюжет - это одна из сторон формы произведения, вместе с другими выражающая содержание [3. С. 874]. Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения.
Таким образом, мы понимаем композицию, вслед за В. Е. Хализевым, как взаимную соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств, систему соединения знаков, элементов произведения.
Обратимся к сюжетно-композиционному анализу одного из произведений романа-коллажа В.С. Маканина «Повесть о старом поселке». В тексте повести выражена двучастная композиция. Композиционно текст повести выстроен своеобразно: отрывки из жизни Ключарева в Москве перемежаются его воспоминаниями о детстве в Старом Поселке. Первый переход к воспоминанию о Старом Поселке может трактоваться как противовес суетной, фальшивой жизни людей в Москве. Семья Ключаревых живет в кооперативном доме: «...хороший такой дом, благопристойный. И машин вокруг дома много стоит, собственных. И деревья сами в субботник посадили. Ну не дом, а полная чаша. И друг с другом всегда здороваются, уважают друг друга. И разговоры про микроклимат, про то, что, дескать, сами создаем себе жизнь - истинную жизнь большого города...
Было воскресенье в Старом Поселке, светлое воскресенье и не жаркое» [5. С. 93]. Автор противопоставляет одной, настоящей жизни, которая была в Старом Поселке, другую, «поддельную» жизнь в Москве. Это выражается в форме внезапного перехода от одного эпизода жизни к совершенно другому.
Следующее воспоминание Ключарева, и соответственно переход к Старому Поселку, происходит при сравнении типа начальника. Ключарев вспоминает о Старом Поселке и поселковом начальнике: «Но и в Старом Поселке, если уж о начальстве, тоже жил кое-кто. А именно он - инженер Калабанов. Их гордость» [5. С. 110]. Ключареву не нравится нынешний начальник Иван Серафимович, потому что по его же словам он «мямля», а он, видя с детства перед глазами пример сильного начальника, тоскует именно по такому начальнику.
40
Язык художественной литературы
Далее в композицию сюжета повести входят воспоминания Ключарева о Старом поселке, которые связаны с важными аспектами жизни человека. Одним из них является любовь. Когда Ключарев сталкивается с этой стороной жизни в Москве, он снова возвращается мыслями в Старый поселок. «Так что тут даже соответствие. Такая плата. Такая и любовь была. Начинаешь и уже наперед знаешь - игра... то есть конечно же оно тоже человеческое, наше, что-то ты получаешь, и утоляешь, и даже душой свежеешь, но ведь игра. И ходы наперед» [5. С. 125]. Такой образ жизни в столице и порождает такой тип любви. Но в Поселке была чистая, почти платоническая любовь. Ключарев думает о Старом Поселке и вспоминает о трех «чокнутых» мужчинах, которые были безнадежно влюблены каждый в «свою», и ходили за этими женщинами всюду, и любовались ими, несмотря на то, что они были замужем.
Следующее воспоминание о Старом Поселке связано с родительско-детскими отношениями: в театре, когда Ключарев наблюдает за сыном, наталкивает его на мысль о своем отце, и он начинает вспоминать ночь, когда его тетка сообщила отцу о смерти брата Ключарева, Юрочки. Мать заболела, умер Юрочка, и отцу пришлось отказаться от продвижения по службе. Отец порвал вызов из области, и не продолжил образование, зато Ключарев пошел дальше отца, переехал в Москву, работает научным сотрудником в НИИ.
То же наблюдается и в пятой главе, которая сразу начинается с событий в Старом Поселке, Ключарев вспоминает другую ночь, когда убили дядьку Ваню. Этот эпизод как бы рассказанный Ключаревым, сам Ключарев-мальчик не мог наблюдать. А рассказывает либо повествователь, либо сам герой, но по рассказам других людей. Эта часть рассказа оказывается значимой - это эпизод убийства дяди Вани оказывается важным для Ключарева, потому что один из поселковых мужчин убит и навсегда остался в Старом Поселке.
В шестой главе повести Ключарев ссорится с подругой семьи Наташей. Так разрываются отношения между их семьями. А в поселке все было не так: Ключарев вспоминает закладку фундамента, когда люди работали всем поселком. В большом городе наблюдается разобщенность людей, в городе каждый за себя. А в Старом Поселке отношения людей были искреннее, добрее, там была взаимопомощь, общность интересов. «Работали самые разные люди...это довольно большое, мощное скопище людей.» [5. С. 160].
41
Lingua mobilis № 3 (36), 2012
В последней седьмой главе изображена только московская жизнь Ключарева. В конце концов, Ключарев сам едет в Старый Поселок. Но от поселка ничего не осталось, только разрушенные бараки да кладбище, куда главный герой идет к могиле брата Юрочки: «Старый Поселок мертв. Пуст. Ни бараков, ни котельной, а дорожки превратились в тропки» [5. С. 183]. Уже нет того Старого Поселка, о котором так долго вспоминал Ключарев.
Таким образом, сюжет и его построение демонстрируют параллель московской жизни Ключарева и его жизни в Старом Поселке. Ключарев остро реагирует на события своей жизни, углубляясь в воспоминания из детства. Последовательность и соотнесенность воспоминаний и реальной жизни выявляются на протяжении всей повести. Эти обращения к прошлой жизни как бы иллюстрируют различие жизни в современном городе и в Старом Поселке. При наличии похожих ситуаций суть жизненных отношений меняется, происходит сдвиг, который чувствует Ключарев, и герой пытается нивелировать его.
Список литературы
1. Хализев, В. Е. Теория литературы. М., 2002. 437 с.
2. Успенский, Б. А. Поэтика композиции. СПб., 2000. 347 с.
3. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М., 1962. 1978. 814 с.
4. Литературная энциклопедия: В 11 тт., Т.11 / Гл. ред. Луначарский А. В. М., 1939. 824 с.
5. Маканин, В. С. Линия судьбы и линия жизни: Романы. М., 2001. 601 с.
List of literature
1. Halizev, V. E. Teorija literatury. M., 2002. 437 s.
2. Uspenskij, B. A. Pojetika kom-pozicii. SPb., 2000. 347 s.
3. Kratkaja literaturnaja jenciklope-dija / Gl. red. A. A. Surkov. M., 1962. 1978. 814 s.
4. Literaturnaja jenciklopedija: V 11 tt., T.11 / Gl. red. Lunacharskij A. V M., 1939. 824 s.
5. Makanin, V. S. Linija sud'by i linija zhizni: Romany. M., 2001. 601 s.
42