Научная статья на тему 'Композиция «О Тебе радуется» в литургическом контексте алтарных росписей ярославских и ростовских храмов второй половины ХVII века'

Композиция «О Тебе радуется» в литургическом контексте алтарных росписей ярославских и ростовских храмов второй половины ХVII века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
654
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТУРГИЯ / ФРЕСКА / ЯРОСЛАВЛЬ / РОСТОВ / О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ / "ABOUT YOU HAPPY" / LITURGY / FRESCO / YAROSLAVL / ROSTOV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильева Александра Владимировна

Cтатья посвящена проблеме декорации алтарных частей храмов Верхнего Поволжья второй половины XVII столетия. До настоящего времени эта тема почти не привлекала внимания исследователей, обращавшихся главным образом к анализу алтарных росписей более раннего периода (XI-XVI вв.). Данное исследование ставит целью выяснить, с чем было связано и в чем заключалось идейное переосмысление композиции О Тебе радуется (известной в иконописи и фресковой живописи уже с конца XV в.) в литургическом контексте алтарных росписей ярославских и ростовских храмов второй половины XVII в. Полученные выводы позволяют по-новому взглянуть на алтарную иконографическую программу росписей позднего XVII в., которая по заложенным в ней богословским основам обнаруживает много общего с системой росписи алтарей ранних древнерусских храмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Васильева Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Composition "About You happy" in the liturgical context of theYaroslavl and Rostov temples altar paintings of the second half of 17 century

The article deals with the problem of altar sets featuring the temples of the Upper Volga region in the second half of 17th century. So far this topic has not gained researchers` attention, whose main concern is primarily the analysis of altar paintings of the earlier period (11th-16th centuries). This study aims to find out what was associated with and what was the ideological recomprehension of the composition ";About You happy", well-known in the iconography and fresco paintings from the end of the 15th century, in the liturgical context of altar paintings in Yaroslavl and Rostov temples of the second half of 17th century. The conclusions drawn from the research allow to take a fresh look at the altar iconographic program of the late paintings of the 17th century, which by its inherent theological foundations reveals many similarities with the system of early paintings of ancient temples' altars.

Текст научной работы на тему «Композиция «О Тебе радуется» в литургическом контексте алтарных росписей ярославских и ростовских храмов второй половины ХVII века»

2011

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 15

Вып. 4

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО: НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

УДК 7.046.3 А. В. Васильева

КОМПОЗИЦИЯ «О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ»

В ЛИТУРГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ АЛТАРНЫХ РОСПИСЕЙ ЯРОСЛАВСКИХ И РОСТОВСКИХ ХРАМОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА

Во второй половине XVII в. конхи центральных апсид почти всех значительных ярославских и ростовских храмов украшались монументальной композицией «О Тебе радуется», в которой получил свое логическое завершение необычайно «полный и выдержанный» по иконографическому содержанию цикл алтарных росписей данного периода [1, с. 23]. Автор настоящей статьи ставит целью выяснить, с чем было связано и в чем заключалось идейное переосмысление известного в иконописи и фресковой живописи уже с конца XV в. образа «О Тебе радуется».

Композиция «О Тебе радуется» иллюстрирует догматик воскресной утренней службы (Октоих, 8 глас), авторство которого приписывается Иоанну Дамаскину (VIII в.). В богослужебной практике текст «О Тебе радуется» используется также как «задостойник» в литургии Василия Великого. Не касаясь сложного вопроса о времени появления песнопения в тексте данной литургии [2, с. 191], важно отметить, что на Руси этот текст впервые фиксируется лишь в XVII в., в московском служебнике 1602 г. (печатник Андроник Тимофеев Невежа) [2, с. 191].

Первые иконы «О Тебе радуется», согласно мнению большинства исследователей, создаются на Руси в конце XV — начале XVI в. [2, с. 188; 3, с. 380]. Образы повторяли примерно одну и ту же схему: в верхней части композиции — Богоматерь на престоле с Младенцем на коленях, который, как правило, правой рукой благословляет, а в левой держит свиток; изображение Богоматери заключено в ореол, который окружают архангелы; за Богоматерью и архангелами — пятиглавый храм в центре райского сада; в нижней части изображения — собор всех святых по чинам, размещенный в два или три ряда, среди которых особо выделен автор песнопения Иоанн Дамаскин с развернутым свитком в руках. Композицию увенчивает символическое изображение «неба» в виде полукруга, охватывающего верхнюю, небесную, часть иконы (рис. 1). Главной идеей

© А. В. Васильева, 2011

этих образов являлась «тема рая и грядущего блаженства праведных в Царствии Небесном» [3, с. 381], присутствующая в самом тексте песнопения.

В древнерусской монументальной живописи наиболее ранним памятником является композиция «О Тебе радуется» начала XVI в., изображенная в люнете северной стены собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (около 1502 г.). В этой фреске, располагающейся в одном ярусе с образом «Покрова Богоматери» (люнет восточной стены), явственно звучала тема заступничества Богородицы [3, с. 393].

Не менее важным был и эсхатологический аспект ранних изображений «О Тебе радуется», о чем свидетельствует факт написания центральной части Рис. 1. «О Тебе радуется». Икона из собо- композиции - Богоматери на престо-ра Св. Софии в Новгороде. Конец XV - начало ле между ангелами в раю — на фресках XVI вв. (НГОМЗ) и иконах Страшного Суда (иконы из Ус-

пенского собора Московского Кремля, первая половина XV в., из с. Ненокса на Белом море, ГЭ, конец XV в.) [3, с. 386]. Также довольно часто композиция встречается в эсхатологически насыщенных росписях папертей и нартексов храмов (западная галерея Благовещенского собора Московского Кремля, 1547-1551; притворы церквей XVII в.: Николы Мокрого в Ярославле, 1673; Воскресенского собора Романова-Борисоглебска, 1679-1680; Иоанна Предтечи в Толчкове, 1694-1695; притворы балканских храмов: главной церкви Бачковского монастыря, 1643; церкви Святого Афанасия в Арбанаси, 1667), что говорит о понимании образа Богородицы на престоле как апокалипсической «Жены, облаченной в солнце» (Откр. 12:1) [3, с. 384].

В последней четверти XVII столетия, в росписи алтарей ярославских и ростовских храмов, начиная с церкви Николы Мокрого (придел вмч. Варвары), образ «О Тебе радуется» становится главной композицией стенописи алтаря (рис. 2). Сам факт изображения фрески в конхе центральной апсиды свидетельствует о наличии новых смыслов в традиционной иконографии.

Прежде всего следует отметить, что почва для появления композиции «О Тебе радуется» в росписи алтарной части храма была подготовлена заранее — от самых ранних традиционных изображений Богоматери с Младенцем в окружении архангелов в конхе центральной апсиды до поздних сложных иконографических образов, располагавшихся в конхах апсид московских храмов XVI — первой половины XVII в.

В росписи древних храмов XI-XV вв. изображение Богородицы в окружении архангелов, в соединении с находящимся под ним чином «Причащения апостолов», мыслилось образом «престола Божия» и связывалось с понятием о Евхаристии и Голгоф-ской Жертве. В XVI в. в памятниках московского круга появляются новые варианты

Рис. 2. «О Тебе радуется». Фреска ц. Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль. 1694-1695 гг.

изображений для конх апсид, среди которых наиболее распространенными стали композиции «Похвала Богоматери», «Великий Вход», надписанный словами Херувимской песни Великой Субботы: Да молчит всяка плоть человеча, — и «Покров».

Если композиции «Похвалы» и «Покрова» имеют сугубо богородичную тематику, прославляя Богородицу как Матерь Бога Слова, «вместилище Божественного Воплощения» и Заступницу за человеческий род, то образ «Великого Входа», иллюстрирующий один из наиболее таинственных моментов Божественной Литургии, когда ангелы и люди на небе и на земле прославляют Господа, идущего на вольную страсть, мыслится одним из наиболее емких образов происходящего в церкви Таинства, символически отражающих его жертвенный смысл.

Внимательно прочитав текст песнопения «О Тебе радуется», основная мысль которого заключается в прославлении литургического и вселенского значения Богородицы (ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела), нетрудно заметить, что он содержит в себе и идею Воплощения Бога Слова, и тему величания Богородицы-Церкви, и скрытую символику евхаристической Жертвы, т. е. те смыслы,

которые являются определяющими для композиций «Похвала Божией Матери», «Покров» и «Великий Вход». Таким образом, можно сделать вывод, что причина популярности изображения «О Тебе радуется» как главной композиции алтарной росписи заключалась, прежде всего, в его всеобъемлемости, возможности объединить все основные богословские идеи, заложенные в изображениях конх центральных апсид русских храмов предшествующего периода.

Сама иконографическая схема алтарных фресок «О Тебе радуется» второй половины XVII в. почти дословно следовала уже сложившемуся в иконописи и более ранней монументальной живописи образцу. Принципиально новое в понимание композиции вносило особое литургическое окружение росписи алтарей ярославских и ростовских храмов этого периода, в рамках которого известная композиция получала иное, чем прежде, звучание.

В большинстве ярославских храмов данного периода восточную стену центральной апсиды, непосредственно под фреской «О Тебе радуется», занимает многосюжетный иконографический цикл, иллюстрирующий популярное в XVII в. «Откровение святителя Григория о Божественной Литургии» (рис. 3). В рамках этого цикла в хронологической последовательности представлены основные моменты литургии, что можно видеть в росписях церквей Богоявления (1692), Иоанна Предтечи в Толчкове, Спаса на Городу (1693), Федоровского собора (1715), церквей Архангела Михаила (1731) и Иоанна Златоуста (1732-1733). Изображение песнопения «О Тебе радуется», доминирующее над сюжетами из Божественной службы, приобретает здесь особые символические черты: Богородица на фоне пятиглавого храма мыслится не столько как образ Церкви в общем смысле, что было принято в традиционных богословских толкованиях, сколько как своеобразная «икона», собирательный образ самой Литургии [4, с. 76].

Рис. 3. «Откровение святителя Григория о Божественной Литургии» (фрагмент). Фреска ц. Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль. 1694-1695 гг.

Вторая важнейшая идея, лежащая в основе алтарной композиции «О Тебе радуется», — это скрытый жертвенный смысл изображения. Являясь образом Литургии, фреска «О Тебе радуется» одновременно представляет и ее важнейшее действо — таинство Евхаристии, бескровную жертву. Подтверждая эту мысль, можно отметить очевидные композиционные параллели сцены «О Тебе радуется» с располагавшимся в этой части апсиды образом «Великого Входа»: трехчастное построение изображения, мотив пятиглавого храма, на фоне которого разворачивается действие, и фигура Христа Эммануила, занимающая центральное положение в композиции (рис. 4).

Рис. 4. «Великий Вход». Фреска ц. Николы Надеина в Ярославле. 1640 г. Под записью 1882 г.

Связь фрески «О Тебе радуется» с композицией «Великого Входа» можно обнаружить и в алтарных росписях ростовских церквей Воскресения Христова (1675) и Иоанна Богослова (1683), если мысленно продолжить ход процессии священнослужителей с изображения «Великого Входа» на северном склоне алтарного свода (рис. 5). Группа священнослужителей, направляющихся справа налево, по ходу движения реальной процессии, пространственно «замыкается» на композиции «О Тебе радуется», которая в данном контексте получает дополнительную смысловую нагрузку, символизируя престол, на котором совершается Евхаристия.

Наконец, на жертвенный характер изображения «О Тебе радуется» указывает деталь, не встречавшаяся ранее в иконографии данной композиции, — дискос с Младенцем Христом в руках Иоанна Предтечи (образ Агнца Божия, принесенного в жертву за грех всего мира). Его можно видеть на фресках «О Тебе радуется» в ростовской церкви Спаса на Сенях (1675) и в ярославской церкви Рождества Христова (1683).

В алтарной росписи церкви Иоанна Предтечи в Толчкове монументальная фреска «О Тебе радуется» и композиция «Се Агнец Божий» (рис. 6), занимающая конху протезиса, имеют ряд схожих элементов (трактовка центральной части изображений, венчаемой группой архангелов), что говорит о намеренном уподоблении композиций на основе объединяющей их идеи евхаристической жертвы.

Рис. 5. «Великий Вход». Фреска ц. Иоанна Богослова в Ростове Великом. 1683 г.

Еще одним важным моментом в понимании алтарной композиции «О Тебе радуется», неразрывно переплетенным с двумя предыдущими, является глубокая символическая связь изображения с темой Софии Премудрости Божией, что последовательно проводилось в росписях большинства ярославских и ростовских церквей данного периода.

Как таковая композиция «София Премудрость Божия» встречается в это время в стенописи северной части алтарей храмов, поскольку имеет непосредственное отношение к литургическому образу «Се Агнец Божий» (церкви Спаса на Сенях, Илии Пророка (1680) и Благовещения (1709)). В то же время в ряде памятников (церкви Богоявления, Иоанна Предтечи в Толчкове, Зачатьевская Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове (1689), Архангела Михаила) в росписи центральной апсиды прямо напротив изображения «О Тебе радуется» располагается как бы продолжающая его монументальная композиция «Видение Божией Матери апостолом Петром в преломлении хлеба» (рис. 7). Эта сцена, передающая апокрифическое предание о явлении Богоматери апостолам на третий день после Успения, представляет собой сложную многосоставную композицию, последовательно объединяющую образы (сверху вниз) Господа Саваофа, Иисуса Христа, Софии Премудрости Божией с предстоящими Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом, Божией Матери и апостола Петра за трапезой с подходящими с обеих сторон группами апостолов. По бокам центральной части композиции находятся пророки в медальонах с развернутыми свитками.

Данная фреска, совмещающая изображения Софии Премудрости Божией, Богородицы и святой трапезы-предложения, наглядно раскрывает основные идеи, заложенные

Рис. 6. «Се Агнец Божий». Фреска ц. Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль. 1694-1695 гг.

Рис. 7. «Видение Божией Матери апостолом Петром в преломлении хлеба». Фреска ц. Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль. 1694-1695 гг.

в алтарной композиции «О Тебе радуется»: трактовка изображения как Дома Премудрости с происходящим в нем таинством Евхаристии и как образа жертвенной трапезы.

Раскрытию символического замысла композиции «О Тебе радуется» способствует и роспись конхи центральной апсиды церкви Благовещения, где вместо ожидаемого образа «О Тебе радуется» представлен так называемый «ярославский» [5, с. 599] вариант софийной иконографии — монументальная композиция, представляющая Богородицу в окружении архангелов над шестистолпным киворием с Распятием и престолом (рис. 8). Эта фреска подчеркивает значение Жертвы Христовой для основания Церкви, образом которой считается Богородица.

Анализ идейного содержания композиции «О Тебе радуется» в конхах апсид ярославских и особенно ростовских храмов второй половины XVII в. был бы неполон без учета необычайно яркой и праздничной живописной трактовки как самой композиции, так и всей алтарной росписи, передающей ощущение торжествующей радости. Этот аспект, соответствующий самому названию главного алтарного изображения, может быть осмыслен сквозь призму нравственного сознания человека XVII в., для которого понятия «жертвы» и «радости» считались неразрывно связанными, и в их соединении виделась «премудрость», данная от Бога.

Подводя итог проведенному анализу литургического контекста главной алтарной композиции и обусловленного им идейного переосмысления традиционного изображения, можно выделить три основных момента, по-новому характеризующих образ «О Тебе радуется»: композиция являлась собирательным образом Литургии, указывала

---- *

41

Рис. 8. Фреска алтарной конхи ц. Благовещения в Ярославле. 1709 г.

на ее символическую сущность — Жертву Христову — и ассоциировалась с понятием Храма Премудрости, сохраняя яркую иконографическую параллель с изображением Софии Премудрости Божией.

Литература

1. Первухин Н. Г. Церковь Богоявления в Ярославле. Ярославль: Изд. Ярославского художественного Общества, 1916.

2. Дувакина Е. В. Проблемы иконографии «О Тебе радуется» в связи с росписью собора Ферапонтова монастыря // Ферапонтовский сборник. М.: Советский художник, 1985. Вып. I. С. 187-199.

3. Нерсесян Л. В. К вопросу о происхождении и символическом содержании иконографии «О Тебе радуется» // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь: к 100-летию Андрея Николаевича Грабара. СПб., 1999. С. 380-398.

4. Васильева А. В. Тема Божественной литургии в алтарных росписях церкви Иоанна Предтечи в Толчкове и ярославских церквах XVII — первой половины XVIII в.: сравнительный анализ // XIV научные чтения памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): сб. статей. Ярославль, 2010. С. 73-81

5. Флоренский П. А. София. Письма к другу // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1911. Июль-август. С. 590-613.

Статья поступила в редакцию 6 июля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.