Научная статья на тему 'Композиция как учебная дисциплина'

Композиция как учебная дисциплина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1218
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ОБУЧЕНИЕ / ХУДОЖНИК / ПРЕПОДАВАНИЕ / СОMPOSITION / EDUCATION / CREATIVE WORK / FINE ARTS / TEACHING / ARTIST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рощин Сергей Павлович

Статья посвящена проблемам преподавания композиции в художественных учебных заведениях и на художественных факультетах педагогических вузов. Дается краткий анализ ретроспективному развитию теории и практики композиции в образовании художников. Рассматриваются основные положения теории композиции в трактовке известных художников и педагогов. В статье рассматриваются вопросы понятийного аппарата композиции как учебной дисциплины, дается анализ последним наиболее интересным работам по теории и практике композиции, определяется их методологическое значение для обучения композиции; рассматриваются общие положения планирования дисциплины «Композиция» в учебных художественных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Рощин Сергей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Composition as an academic discipline

The article deals with the problems of teaching composition in art schools and art faculties of pedagogical universities. A brief retrospective analysis of the development of the theory and practice of composition in the education of artists is given. The article considers the basic provisions of the theory of composition in the interpretation of well-known artists and teachers. The article dwells upon the issues of the conceptual apparatus of the composition as an academic discipline, provides the analysis of the latest most interesting works on the theory and practice of composition, identifies their methodological value for the study of composition and considers the general principles of planning the discipline „composition” in educational institutions of art.

Текст научной работы на тему «Композиция как учебная дисциплина»

1УДК 378 ББК 74.58

КОМПОЗИЦИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

С. П. Рощин

Аннотация. Статья посвящена проблемам преподавания композиции в художественных учебных заведениях и на художественных факультетах педагогических вузов. Дается краткий анализ ретроспективному развитию теории и практики композиции в образовании художников. Рассматриваются основные положения теории композиции в трактовке известных художников и педагогов. В статье рассматриваются вопросы понятийного аппарата композиции как учебной дисциплины, дается анализ последним наиболее интересным работам по теории и практике композиции, определяется их методологическое значение для обучения композиции; рассматриваются общие положения планирования дисциплины «Композиция» в учебных художественных заведениях.

Ключевые слова: композиция, образование, художественное творчество, изобразительное искусство, обучение, художник, преподавание.

COMPOSITION AS AN ACADEMIC DISCIPLINE

S. P. Roshchin

Abstract. The article deals with the problems of teaching composition in art schools and art faculties of pedagogical universities. A brief retrospective analysis of the development of the theory and practice of composition in the education of artists is given. The article considers the basic provisions of the theory of composition in the interpretation of well-known artists and teachers. The article dwells upon the issues of the conceptual apparatus of the composition as an academic discipline, provides the analysis of the latest most interesting works on the theory and practice of composition, identifies their methodological value for the study of composition and considers the general principles of planning the discipline „composition" in educational institutions of art.

Keywords: composition, education, creative work, fine arts, teaching, artist.

Совершенно верно принято считать, что композиция является основой художественного творчества, важным элементом художественной грамоты и определяет общий уровень профессиональной подготовки художника. В формате темы данной статьи нет необходимости уделять особенное внимание описанию того, как в разные исторические периоды художники относились к теории и практике композиции. Эти вопросы известны и хо-

рошо изучены. Обобщенно можно сказать, что всегда композиции в творчестве и образовании художника уделяется самое пристальное внимание. Однако отношение к композиции как учебной дисциплине до сих пор определяется достаточно сложно и во многом зависит от профиля учебного заведения и личных представлений преподавателя.

В художественной среде имеет место тенденция предпочтения практической компози-

ции, то есть выразительность и гармоничное единство произведения достигается в основном средствами практического поиска и использованием заимствованного и собственного опыта решения пластических задач. На первое место в этом случае ставится художественное чутье, талант и эмоциональное восприятие художника. Теоретические вопросы композиции приобретают характер общих мудрых советов великих мастеров, изучение их опыта, определения наиболее общих теоретических положений.

Наряду с этим достаточно давно возникло стремление художников к поиску и определению закономерностей композиционных построений с целью получения методов объяснения и создания относительно верных гармоничных композиционных структур. Мы говорим «относительно верных» потому, что рождению искусства всегда сопутствует тайна, находящаяся в подсознательной области мыслительной деятельности человека, и рациональное объяснение этого явления противоречит сути рождения произведения искусства, а научные обоснования положений композиции являются только важной частью художественной грамоты. Естественно полагать, что теоретические основы композиции позволяют определить формы и алгоритм обучения композиции молодых художников, помогая понять приемы создания произведения.

Для примера можно привести то, что писал Леонардо да Винчи: «Я говорю также, что в исторических сюжетах следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим, и тем больше, чем будут ближе, то есть безобразный по соседству с прекрасным, большой с малым, старый с молодым, сильный со слабым, и так следует разнообразить, насколько это возможно и как можно ближе одно от другого» [1, с. 140]. Таким образом, Леонардо пояснял закон контраста как важнейшего закона композиции.

На наш взгляд, явлением в развитии теории композиции можно считать работу Е. А. Кибрика «Объективные законы композиции в изобразительном искусстве». Несмотря на небольшой объем статьи, автору удается определить системность в определении основных законов композиции, к которым относится целостность,

контрасты, движение. Он выделял эти законы как носящие объективный характер, не зависящие от стилей, техник исполнения, личностных качеств художника. При этом он определяет такие факторы рождения художественного произведения, как идейность, интуиция и анализ, а также качества композиции: новизну и выразительность, понятие художественного образа. «Некоторые приемы композиционной техники я к слову упомянул, хотя, подчеркиваю, не имел цели посвятить статью этому вопросу. Я отдаю себе отчет в том, что мои формулировки должны были бы быть более совершенны, и прошу рассматривать их как начало, требующее дальнейшего развития» [2, с. 35].

Действительно, эти формулировки стали началом, побудительным мотивом для появления работ по теории композиции многими учеными и художниками. Слова большого художника стали пророческими.

Неприятие некоторыми художниками и учеными работы Е. В. Шорохова не умаляет значимости его работы. Надо отдать должное собранному большому материалу по теории и практике композиции. В своей книге он попытался систематизировать композиционные закономерности, что вызвало критику со стороны художников, понимающих композицию как живую структуру, основанную на личностном и эмоционально-художественном восприятии.

Большой интерес вызывает сборник научных трудов «Проблемы композиции», подготовленный в МГАХИ им. В. И. Сурикова. В предисловии В. В. Ванслова прямо сказано, что все художники и педагоги понимают важнейшее значение проблемы композиции для художественного образования, но теория композиции пока остается неразработанной и многие проблемы остаются не только не ясными, но и запутанными из-за разноречивости суждений и мнений. Целью данного сборника является не только обобщение большого материала по проблемам композиции, но и дальнейшей разработке теории композиции и методике ее преподавания. В этой связи интересно мнение Б. В. Иогансона: «Вопрос о композиции должен быть хорошо теоретически подготовлен. Поэтому, мое мнение, - кафедру композиции в художественных институтах организовывать рановато. ...А сейчас пока нужно учить студента

композиции на разборе шедевров русского и мирового искусства. Другого выхода, по-моему, нет» [2, с. 100].

В последнее время появилось достаточно много работ по теории и практике композиции, что позволяет говорить об интересе к этой проблеме со стороны художников и педагогов. Естественно, это повышает статус композиции как дисциплины подготовки художника. На наш взгляд, заслуживает большого интереса работа О. В. Чернышева «Формальная композиция», где вопросы формального подхода к построению изображения рассматриваются в практике обучения композиции. Хотя этот учебник имеет адресное назначение для подготовки дизайнеров, компоновка изображения на основе формального метода актуальна для художника любой специализации. Возникают некоторые сомнения в верности определения этого метода как «формальная композиция». Возможно, снова вспоминая слова Е. А. Кибрика, позже мы найдем более точную терминологию, например, «неизобразительная композиция». Это, на наш взгляд, точнее. Так или иначе, формальный метод построения изображения вошел в практику обучения композиции как часть дисциплины фундаментальной подготовки художника.

Стоит отметить, как представлены основные положения теории композиции в учебнике «Живопись» под редакцией Н. П. Бесчастного. В этой книге, состоящей из статей преподавателей Текстильного института, теория композиции изложена коротко, и в то же время достаточно емко раскрыты основные объективные закономерности этого явления.

Заслуживают внимания последние работы в этой области В. М. Дубровина. Автор в своих работах выделяет «практическую композицию» как компонент общей подготовки художника. Он пытается в своей работе систематизировать основные композиционные понятия, определить объективные закономерности композиции и показать основные приемы композиционных решений.

Все эти работы позволяют сделать некоторые обобщения относительно теоретических основ композиции и определить в общих чертах структуру композиции как учебной дисциплины. Несмотря на различие некоторых трактовок положений теории композиции, можно

выделить те закономерности, которые носят объективный характер, не зависят от субъекта-художника, воздействия социально-культурных явлений, что определяет практическую часть обучения на основе изучения приемов и методов работы над композицией.

Обращаясь к вопросу преподавания композиции в художественных учебных заведениях, мы можем сказать: совершенно очевидно, что каждая художественная специальность имеет свои особенные требования к композиции, связанные со специфическими свойствами создания художественного произведения. Вместе с тем можно определить общие подходы к преподаванию композиции, учитывая, что композиция является дисциплиной фундаментальной подготовки художника. По нашему мнению, это возможно на уровне формирования понятийного аппарата композиции и трансляции этих понятий обучающимся, а практический аспект изучения композиции необходимо формировать на основе осваиваемых видов и жанров художественного творчества, их специфики и технологических особенностей.

Самое сложное в этом вопросе, на наш взгляд, - это найти понятийное определение побудительных причин явления композиции, рождения произведения искусства и его эмоционально-духовного восприятия реципиентом. Сложность этого вопроса заключается в разном понимании явлений искусства в зависимости от базовых представлений человека о духовно-нравственных ценностях, доминирования идеалистических или материалистических представлений личности о мироздании, сущности искусства, его места в жизни человека. Например, Е. А. Кибрик понимал это как «идейный замысел»: «.. .даже простое изображение модели становится художественным явлением только тогда, когда одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию» [2, с. 33] (выделено мной). Е. В. Шорохов называл это явление «жизненностью» и считал присутствие этого фактора важнейшей частью и побудительной причиной рождения композиции. Оба этих определения носят как бы неосязаемый характер, они не поддаются простым измерениям, но обязательно присутствуют в действительном явлении искусства. Наверное, можно привести еще много примеров побудительных причин

рождения композиции и эмоционально-духовного воздействия искусства на человека в понимании художников, искусствоведов, философов и вообще любого человека, но все эти причины имеют духовную сущность. Даже в недавнюю эпоху отрицания духовности мы совершенно очевидно воспринимаем выдающиеся произведения искусства этого периода как духовно-эмоциональное переживание художника и реципиента.

В этой связи по возможности необходимо включать в курс композиции как дисциплины обучения вопросы исторической ретроспективы развития таких понятий, как художник - личность, художник - творец и т. д. Важное место в образовании художника должны занимать аспекты эмоционально-духовного содержания композиции, психологии художественного творчества, личностного развития художника, исторической трансформации художника и художественного творчества, его места в социуме.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / сост. Н. Н. Ростовцев и др. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

2. Проблемы композиции: сб. науч. тр. / ред. В. В. Ванслов. - М.: Изобразительное искусство, 2000. - 290 с.

3. Дубровин В. М. Основы изобразительного искусства. Станковая композиция: моногр. Ч. 1: Вопросы теории и практики. - М.: МГПУ, 2015. - 208 с.: ил.

4. Живопись: учеб. пособие для студентов вузов / Н. П. Бесчастнов и др. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 223 с.: ил. -(Изобразительное искусство).

5. Рощин С. П. Живопись. Основы теории и практики: учеб. пособие. - М.: Центр Медиа Проектов «АБФ», 2008. - 215 с.: ил.

6. Чернышев О. М. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна. - Минск: Харвест, 1999. - 309 с.

7. Шорохов Е. В. Композиция: учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с., ил.

REFERЕNCES

1. Rostovtsev N. N. (et al.) (comp.) Risunok. Zhi-vopis. Kompozitsiya. Khrestomatiya: ucheb. po-sobie dlya studentov khudozh.-graf. fak. ped. in-tov. Moscow: Prosveshchenie, 1989. 207 p.

2. Vanslov V. V. Problemy kompozitsii: coll. of works. Moscow: Izobrazitelnoe iskusstvo, 2000. 290 p.

3. Dubrovin V. M. Osnovy izobrazitelnogo iskusst-va. Stankovaya kompozitsiya: monogr. Part 1: Voprosy teorii i praktiki. Moscow: MGPU, 2015. 208 p.: il.

4. Beschastnov N. P. (et al.) Zhivopis: ucheb. po-sobie dlya studentov vuzov. Moscow: Gumani-tar. izd. tsentr VLADOS, 2010. 223 p.: il. (Izobrazitelnoe iskusstvo).

5. Roshchin S. P. Zhivopis. Osnovy teorii i prakti-ki: ucheb. posobie. Moscow: Tsentr Media Proektov „ABF", 2008. 215 p.: il.

6. Chernyshev O. M. Formalnaya kompozitsiya. Tvorcheskiy praktikum po osnovam dizayna. Minsk: Kharvest, 1999. 309 p.

7. Shorokhov E. V. Kompozitsiya: uchebnik dlya studentov khudozh.-graf. fak. ped. in-tov. Moscow: Prosveshchenie, 1986. 207 p., il.

Рощин Сергей Павлович, доктор педагогических наук, профессор кафедры рисунка и графики Института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» e-mail: [email protected]

Roshchin Sergey P., ScD in Education, Professor, Drawing and graphics Department, Institute of Culture and Arts, Moscow City University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.