Section 4. Cultural studies
Ratko Maryna Valerievna, Melitopol State Pedagogical University named after Bohdan Khmelnytsky, candidate of pedagogic Sciences, Associate Professor E-mail: marina.ratko@mail.ru
The composition of buddhist architectural ensemble of Shvezigon
Abstract: The article presents the peculiarities of the planning of the one of best specimen of Burmese architecture of the period of Pagan — architectural ensemble Shvezigon, an architectonical structure of its central stupa is analysed. Their correlation with Buddhist and local animistic religious beliefs is revealed.
Keywords: architectural ensemble, Shvezigon, composition, stupa-dagobah.
Ратко Марина Валериевна, Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: marina.ratko@mail.ru
Композиция буддийского архитектурного ансамбля Швезигон
Аннотация: В статье рассмотрены особенности планировки одного из лучших образцов бирманского зодчества паганского периода — ансамбля Швезигон, проанализирована архитектоническая структура его центральной ступы. Выявлена их взаимосвязь с буддийскими и местными анимистическими верованиями.
Ключевые слова: архитектурный ансамбль, Швезигон, композиция, ступа-дагоба.
Паган по праву можно считать царственной короной эпитафике, построить для хранения буддийских святынь
Мьянмы, хранящей память о величии столицы могуще- специальную реликварную камеру Аноратху убедил его
ственной древней империи. Он менее известен, чем Ангкор духовный наставник — монский монах Шин Арахан: «во
в Камбодже, Боробудур в Индонезии или Большая стена в благо людей, дэвов и Брахмы, и чтобы здесь могли покло-
Китае, однако по количеству храмов и ступ этот старинный няться так долго, сколько сансара будет существовать на
«мёртвый» город превосходит все буддийские государства земле» [5]. Место же для её возведения, как сказано в ле-
мира. Подобно потерпевшим кораблекрушение титаникам гендах, королю указал белый королевский слон, преклонив
они гордо и молчаливо стоят на огромном выжженным тро- свои колени на песчаном холме (бирм. зигон) в шести ки-
пическим солнцем плато общей площадью 40 км2. лометрах к северо-востоку от города Паган (современный
Один из самых известных и почитаемых в Пагане — посёлок Nyaung U). Отсюда точное значение слова «Шве-
ансамбль пагоды Швезигон. Он заметно выделяется на зигон» — «золотая пагода на песчаной насыпи» [10]. фоне других построек этого старинного города. Его ком- В 1089 г. строительство ступы продолжил его намест-
позиционный центр — зеди Швезигон — единственная ник — великий король Чанзитта (1084-1112). Мнения
целиком позолоченная ступа Пагана, в стенах которой, историков разошлись относительно объёма выполнен-
если верить легендам, хранятся три наиболее почитаемые ных под его предводительством строительных работ.
буддийские реликвии: копия священного зуба Будды, Одни считают, что Чанзитта возвёл новую структуру над
фрагмент его ключицы и налобная повязка, а также статуя уже завершённой ступой и увенчал её новым хти. Высота
изумрудного Будды из Китая. купола вместе с зонтиком достигала на тот момент 34 м.
Строительство комплекса было начато первым вели- Вторые утверждают, что при Аноратхе были сооружены
ким зодчим Пагана — королём Аноратхой (1044-1077). лишь три террасы и Чанзитта продолжил строительство
По замыслу донатора (прозванного также бирманским от этой части конструкции [8, 7].
Ашокой) Швезигон должен был стать центром буддизма Швезигон был достроен за семь месяцев и семь дней.
тхеравады в Азии, привлекающим для поклонения палом- После его освящения в 1090 г. хронографы с гордостью
ников со всей земли. Если верить бирманским хроникам и записали: «Швезигон известен в мире людей и мире духов
так же, как свет Брахмы» [8, 8]. В честь освящения ступы Чанзитта подарил ей колокол, на котором было выгравировано обращение великодушного царя ко всем страждущим, ступившим на землю Швезигона. У восточного входа на территорию ансамбля он также установил два каменных столба с длинной надписью на монском языке, фиксирующую отчасти пророчество Будды о величии Пагана и процветании буддизма во времена царствования Чанзитты.
Как и большинство крупных бирманских ступ, Шве-зигон представляет собою большой храмовый ансамбль, состоящий из многочисленных, разнохарактерных и разновременных сооружений, сформированных вокруг центральной ступы. Его планировка соответствует буддийским космогоническим представлениям о горе Меру (Сумеру) как центре мироздания, где обитают высшие божества. О месте нахождения Меру сказано, что она возвышается среди огромного океана, опоясана семью концентрическими окружностями горных хребтов, окружена четырьмя материками и восемью островами и отделена от внешнего мира четырёхугольной в плане стеной [4, 506-507].
Сооружения Швезигона компактно расположены на квадратном участке земли, ограждённом кирпичной стеной. В центре каждой её стороны находятся ворота, ориентированные «по четырём сторонам света». С востока, юга и запада проходы на территорию комплекса фланкированы гигантскими фигурами чинтэ — крылатыми львами, напоминающими сидящих сторожевых псов, застывших в величественной позе. Традиция установления львов-стражей у входов в ступу в своих истоках восходит к Индии и продолжается в Мьянме по сей день. Эти пары чинте созданы уже в постпаганский период. Они изготовлены из кирпича и оштукатурены. Своеобразие местных хранителей святынь в том, что их пластика условна, предельно обобщена и вместе с тем выразительна [2, 10]. А маленький колокольчик, подвешенный на шее, придаёт им беззлобный вид, не смотря разинутые зубастые пасти.
Сам путь к западным воротам (используемым нечасто) охраняется ещё дополнительной парой каменных чинтэ, которые принято считать самыми древними в Пагане, и собственно в Бирме [7, 20]. С северной стороны каменные фантастические чудовища установлены вдоль ступеней, что ведут от берега реки Иравади к комплексу пагоды.
К южным воротам ансамбля ведёт дорога из Пагана. Некогда её обрамляла своего рода «аллея сфинксов»: по обеим сторонам мощённой кирпичами дороги стояли статуи чинтэ и демонов-охранителей, соединённых простенками [3, 45]. Сейчас на территорию храмового комплекса ведёт длинный благоустроенный подход, где местные искусники продают лаковую посуду, шкатулки, инкрустированные сусальным золотом, цветы для подношения Будде и прочие сувениры. Его вход венчает многоярусное в плане коническое сооружение с роскошной глубокой деревянной резьбой на фигурных фронтончиках — пьятта. Мотивы этой резьбы чрезвычайно многообразны — от растительных форм до изображений фантастических животных
и натов, и выполнены они очень искусно. Пирамидальный абрис пьятта завершается вытянутой вверх луковицей и таким же, как и у ступы, миниатюрным зонтиком хти. Подобные навершия окрашивались в золотистый цвет и часто устанавливались над разнообразными постройками в культовых архитектурных ансамблях Бирмы, придавая им особую нарядность, орнаментальность, неповторимый национальный колорит.
Центром храмового ансамбля является центрическая золотая ступа — «мистическое архитектурное тело» Будды, символ его просвещённого ума [1, 227]. Она имеет черты, характерные для бирманского типа этого буддийского памятника — дагобы (или зеди): квадратное ступенчатое основание, над которым возвышается купол (анда) в виде перевёрнутого колокола и шпилеобразная вершина. Высота главной зеди Швезигона составляет 52,5 м. (160 фут), длинна каждой из сторон базы — также 52,5 м.
Общая композиция Швезигона, как и большинства индийских, сингальских и монских ступ, отражает вертикальную трехчастность мироздания:
• основание в виде трёх больших пирамидально поднимающихся вверх террас (писсэян), установленных на невысокой базе, и восьмиугольника, обеспечивающего переход от квадрата к кругу — чувственный мир, основа для просвещения (львиный трон Будды);
• колоколообразный купол (каунлан), обвитый круговыми орнаментальными лентами (кази или жэнэй) и перерастающий в конус (паунжэ) — мир форм, причины для просветления (верхняя часть тела Будды);
• венчающая построение богато орнаментированная верхушка, к которой добавлен царский зонтик (хти), а также знамя (хнэмьяна) и шар (сейнбу) — мир не-форм или небесные миры, результат просвещения (выпуклость на голове Будды).
В бирманских исследованиях культуры древнего Пагана представлена более детализированная структура композиции главной зеди Швезигона. Она включает следующие элементы, часто имеющие образное название: фундамент (panap che); террасы (pissaya); аркообразные входы (four mokh) и 12 ступеней; восьмиугольная база или большой лотос (kyar wun); круговая база или малый лотос (kyar wain); перевёрнутый лотос (kyar mhauk); колоколоподобный купол (khaukg laung), украшенный нижними губами (nakham htu), невысокими рёбрами (hkaung laung na) и лентой из «сосками» или цветочками (yin phwe kha pat); перевёрнутая чаша для милостыни (tha paik hmauk), декорированная гирляндой цветочных веточек (pan swei); тюрбан или рельефная оправа (hpaung yit) из суживающимися кверху большими и малыми кольцами; перевёрнутый лотос (kyar seik); шары лотосов (kyar ywe); лотос с раскрытыми лепестками (kyar pyan); «дождевое кольцо» с колокольчиками; бутон банана (nget pwaw bu); королевский зонтик (hti taw); знамя (nget myat nar); драгоценный шар (sein hpoo) [5].
Каждый из этих элементов также имеет глубокий символический смысл, отражая широкий спектр буддийских
понятий. Фундамент ступы ассоциируется с Десятью белыми добродетелями; три террасы писсэян символизируют Три буддийские Драгоценности (Будду, Дхарму и Сангху); восьмиугольная, круглая базы и пояс над ними означают соответственно Четыре Благородные истины, Четыре Безмерных Состояния, Четверичное усилие; колокол с чашей символизируют Семь факторов Просветления; тюрбан с кольцами отображает восьмеричный путь; лотосы с лепестками представляют в символической форме «дерево жизни» или Десять знаний; зонт хти — символ победоносности Дхармы, драгоценный шар — знак Солнца, излучающего бесчисленные лучи сострадания [4, 731-732].
Несмотря на внушительные размеры, ступа ни на одном из уровней не имеет дополнительных креплений. Все композиционные элементы зеди Швезигона сбалансированы, плавно переходят друг в друга, подымаясь к вершине, благодаря чему она считается образцом классической верхнебирманской ступы. Именно её конструкция в последующем прослужила моделью для сооружения лучших монументальных ступ Мьянмы: Мингалазеди (Паган, 1268), Шведагон (Янгон, кон. XIV в.), Кутодав (Мандалай, 1857).
Ступа практически полностью построена из блоков песчаника (размер каждой плиты 38 х 26 х 8 см.) [12]. Их кладка отличается высоким качеством, что позволило строению избежать существенных разрушений в течение более чем девяти веков. «Бутон банана» (16-ти футовая удлинённая колба под хти) и сам зонт вылиты из сплава пяти металлов — золота, серебра, цинка, меди, олова, получившего на языке пали название «Ршша Ьа'Ьа» [9, 61]. Золотой зонтик украшен серебряными колокольчиками, а флюгер и шар, нанизанные на его шпиль — инкрустированы драгоценными камнями. Большая часть ступы (за исключением террас) полностью покрыта золочеными медными пластинками, изготовленными на пожертвования местных и иностранных дарителей. Их общее число — 30 205 единиц [5].
Нижние уступы трёх ярусов кирпичных террас декорированы терракотовыми табличками, покрытыми зеленоватой глазурью. На них в барельефе изображены сцены из 550 буддийских джатак — притч, повествующих о земных перевоплощениях Будды. Наиболее популярные темы — восемь главных событий из жизни Будды Гаутамы: рождение; просвещение; первая проповедь, прочитанная в оленьем заповеднике; явление двух чудес — огня и воды, вытекающих из тела Будды; укрощение гигантского слона Налагири; сошествие на землю с небес Тушита; в лесу Парилейяка; паранирвана или будда на смертном одре [9, 48-49].
Традиция декорирования сакральных сооружений во-тивными табличками была основана в Бирме королём Ано-ратхой, который собственноручно их изготавливал, подписывал и дарил храмам и ступам [9, 4-5]. Терракотовые таблички размещены в небольших квадратных углублениях (нишах) золоченого цоколя террас ступы Швезигона, напоминая метопы фризов древнегреческих храмов.
Схематизированные изображения будд в барельефе присутствуют и на золоченых завершениях парапетов террас. Их густые зубцы (бирм. сейнтаун), так же как и таблички со сценами из джатак, имеют квадратную нижнюю часть и аркообразную верхушку.
На вершинах четырёх углов верхней террасы стоят уменьшённые позолоченные копии главной ступы, а по углам на парапетах двух нижних ярусов установлены «реплики» верхушки ступы в виде полусферы со шпилем.
Со всех четырёх сторон террасы прорезаны лестницами. Каждая лестница имеет по 12 ступеней и золоченый аркообразный вход, напоминающий «пламенеющие» порталы паганских храмов с характерным завершением — фронтоном тэке [3, 88]. Над каждым из фронтонов возвышается декоративная ступа, очертания которой напоминают индийскую хармику с ярусированым хти наверху. Углы арок-входов и проходы на террасы второго и третьего ярусов фланкированы золочеными изображениями стражей чинтэ и пастей крокодилов.
Ступеньки ведут на террасы, где паломники могут совершать ритуальный обход ступы по направлению движения солнца, подымаясь и переходя от одного уровня на другой. Участвуя в прадакшине (обходе ступы по часовой стрелке, стоя лицом к ней), человек благодаря оптическому эффекту оказывается как бы внутри светоносного купола, переживая не сравнимое ни с чем чувство близости к небесным сферам [1, 229].
Лестница с восточной стороны зеди подводит ко входу в саму ступу (на данный момент доступному лишь избранным духовным лицам). Её интерьер напоминает лабиринт взаимосвязанных проходов, на стенах которых также можно увидеть вотивные таблички, иллюстрирующие джатаки. Их прикрепляли паломники, совершая таким образом акт пожертвования ступе и молясь о благословении [10]. Доступ же к самой реликварной камере закрыт (Существует предположение, что священные реликвии Швезигона были похищены). Пребывание в теле ступы, сопровождаемое дарением поучительных табличек, создавало сильное энергетическое поле, которое позволяло паломникам приблизиться к достижению нирваны.
У четырёх углов главную Зеди Швезигона охраняют устрашающие каменные существа с роскошной позолоченной гривой, как у льва, и раздвоенным туловищем (шапои^ЫЬа). Эти фантастические животные являются почитаемыми в Бирме с древних времён; им делают подношения цветами и едой.
Подножие центральной ступы, за небольшой оградой, окружено рядом цветущих «райских деревьев». Они установлены на маленьких золоченых ступах, по форме напоминающих ритуальные сосуды для воды — калаша, и каменных подставках. Ствол этих сказочных растений изготовлен из металла, а лепестки и листья позолочены. С внешней стороны их окружает ряд белых каменных чаш для милостыни.
Вокруг главной зеди и строений, прилегающих к ней, устроен широкий обход, вымощенный каменными плитами. Он предназначен специально для массовых ритуальных процессий. Участие в них является для буддистов способом выражения почтения к святому месту.
С внешней стороны обхода, по направлению к стенам комплекса, располагаются многочисленные деревянные и кирпичные постройки различного назначения. Среди них: деревянные храмы (тезауны), специальные постройки для отдыха и ночлега (зэяты), павильоны с круглой и деревянной скульптурой и рельефами, навесы с колоколами, следами Будды или огромными чашами для милостыни, беседки, где можно приобрести маленькие листочки сусального золота и пр. Они увенчаны великолепными резными многоярусными пьятта или массивным кунтауном, напоминающим индийскую хармику с позолоченой ступой наверху.
Фронтоны, карнизы, коньковые доски, подзоры этих разнообразных зданий часто сплошь покрыты филигранной резьбой по дереву — глухой и прорезной, орнаментальной или изображающей мифологических существ (натов, огр, демонов белю). К входным проёмам также прикреплялись вырезанные из дерева фигурные обрамления со сквозной ажурной резьбой с преобладающим растительным орнаментом, золоченной или белоснежной. Колонны храмов и павильонов местами украшены зеркальной или разноцветной мозаикой. Ввиду этого Швезигон не случайно называют музеем старинного ремесла.
В четырёх местах, по осям симметрии центральной ступы обход перегорожен квадратными кирпичными храмами — kyg-gu 1а1к. В каждом из них находится стоящая статуя одного из будд текущей кальпы: Кракуччхандхи (с северной стороны), Канакамуни (с восточной), Кашьяпы (с южной), Гаутамы Шакьямуни (с западной). Принято считать, что это наиболее древние скульптурные изображения будд в Пагане, сохранившиеся в оригинале: их изготовление датируется началом XII в. (1102 г.) [10]. Высота каждой статуи достигает 16 футов (5,3 м). Как и «бутон лотоса» центральной ступы, образы будд отлиты из сплава Ршша Ьа^Ьа. Ма Танеги пишет, что мастера Пагана владели также особым секретом изготовления статуй из этого сплава, позволявшим отливать изображения таким образом, что золото располагалось на лице фигуры или иных наиболее значимых её местах, придавая образу особую выразительность [9, 62]. Ричард Колер уточняет, что лица и другие открытые участки тел будд покрыты тонкими пластинками золоченой бронзы, обработанными в технике чеканки, которая в древнем Пагане получила название куе-кЬа1>п [7, 21].
Не смотря на впечатляющие размеры статуи будд очень грациозны и полётны. Все они демонстрируют одни и те же символические жесты рук (мудры): их правая рука застыла в позе абхайя-мудра, что означает «дарующий защиту», левая — презентует фигуру витарка-мудра, символизирующую проницательность и понимание.
Четыре храма kyg-gu taik также служат местами для курения благовоний. Поэтому их ещё называют «gandhakuti» [7, 21]. Ниже статуи Кашапы находится пара следов Будды, затейливо вырезанных в большой плите песчаника. Следы в храме расположены таким образом, что у каждого смотрящего на них возникает ощущение, будто Будда идёт по направлению к нему.
Среди разнообразных строений Швезигона особый интерес представляет расположенный в юго-восточной стороне комплекса павильон, где выставлен весь пантеон древних бирманских языческих божеств — антропоморфные статуи 37 духов-натов. Их мирное сосуществование с буддийскими святынями обусловлено вполне разумным решением короля Аноратхи смягчить переход от традиционных анимистических верований бирманцев к новому «правоверному» учению тхеравады. Его слова записаны в «Хронике стеклянного дворца», составленной в 1829 г.: «Люди не придут ради новой веры. Позвольте им прийти ради их старых божеств и постепенно новые боги обретут их расположение» [6]. Здесь же сказано, что король установил идолы 36 натов, проживавших у подножия священной горы Поупа, что рядом с Паганом, на двух верхних террасах Швезигона. К их кругу было также причислено новое 37-е божество — король натов Тьягуамин, ставший бирманской версией буддийского дэвы Шакры, верховного божества в деваклоге 33 буддийских богов [4, 857]. Таким образом, впервые в истории Паганского королевства, c одной стороны, был легитимирован культ натов, с другой — заложен фундамент глубокого взаимопроникновения двух религий, со временем трансформировавшийся в феномен «бирманского буддизма».
Предположительно, изображения натов располагались на террасах Швезигона до тех пор, пока большая их часть не была похищена неизвестным частным коллекционером [11]. Позже были сделаны копии статуй, которые и установили в специальном павильоне. Из числа оригиналов паганского периода сохранилось только три образа: покровителя натов Тьягуамина и наиболее почитаемых бирманцами духов брата и сестры Min Maha Giri (названого «Лордом Большой Горы») и Shwe Myet Hnar («Леди Золотое Лицо») [9, 128]. Их статуи искусно вырезаны в камне и позолочены. Деревянные фигуры-копии натов преимущественно раскрашены и одеты в яркие одежды, подобно куклам местного театра марионеток (yokthe-pwe). Трактовка их лиц и отдельных деталей отличается предельной условностью форм и застывшей экспрессией [9, 16].
Павильон «37 натов» — один из наиболее посещаемых на территории Швезигона, так как анимистическая традиция поклонения натам не теряет своей привлекательности среди бирманцев. Тысячи паломников в надежде обрести благосклонность местных божеств приносят им дары в виде цветов, свечей, зонтиков, ароматизированной воды, ладана, риса, бананов, кокосовых орехов и прочих предметов, завёрнутых согласно местному обычаю в листья евгении — символа успеха и победы [6].
В целом, образы натов часто встречаются на территории храмового комплекса. Рядом с главным павильоном натов находятся часовня натов отца и сына и павильон разрушенного ната. В юго-восточном углу комплекса расположена также маленькая часовня ната Mae Wunna — стража целебных корней и трав, произрастающих в близлежащей местности. Изображения натов часто фигурируют в деревянной резьбе пьятт, фронтонов, порталов зданий.
Среди достопримечательностей, находящихся на территории Швезигона, также следует отметить: статую лежащего Будды в южном павильоне; статую сидящего Будды в окружении молящихся монахов; копию следов Будды, экспонирующуюся в Музее Швезигона; скульптурное изображение архата Маха Тхера в восточной стороне ансамбля; маленькие камеры-клети на каменном постаменте с фигурками божеств-покровителей каждого дня недели; каменное изваяние белого коня короля Чанзитты в одном из восточных павильонов; два колокола, подаренные Швезигону в XVI в. королём Табиншведхи — правителем южного королевства Пегу; большие золоченые чаши для
милостыни; королевский зонт Швезигона, подаренный королём Алаунпайя; павильон с деревянными резными панелями, на которых на белом фоне затейливо изображены цветные фигурки танцоров и музыкантов; каменную плиту у восточной стороны пагоды с десятиметровой в диаметре выемкой, наполненной водой, в которой отражается главная ступа.
Таким образом, в статье проанализированы композиционные особенности буддийского архитектурного ансамбля Швезигон и архитектоническая структура его центральной ступы (дагобы). Своеобразие этого замечательного памятника древней паганской культуры в том, что он стал первым храмовым комплексом, сооружённым собственно в бирманском стиле, иллюстрирующим феномен глубокого взаимопроникновения буддийского мироощущения с древними языческими культами. Являясь прекрасным образцом синтеза искусств, Швезигон впечатляет паломников со всего мира мастерством решения его планировки и высоким художественным достоинством отдельных архитектурных и скульптурных форм.
Список литературы:
1. Абельдиль М. Ф. Буддизм: религия без бога. - СПб.: Вектор, 2013. - 256 с.
2. Искусство Бирмы. Альбом/Авт.-сост. Н. Ожегова. - М.: Изобразительное искусство, 1979. - 192 с., ил.
3. Ожегов С. С. Архитектура Бирмы. - М.: Изд-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1970. - 197 с.
4. Неаполитанский С. М., Матвеев С. А. Энциклопедия буддизма. - СПб.: Институт метафизики, 2009. - 928 с., ил.
5. A short History of Shwezigon Pagoda. - Sagaing: Department of Research & Compilation, Sitagtu International Buddhist Academy, 1998//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://myanmarnet.net/nibbana/shwezgon.htm
6. Bagan. Shwezigon Pagoda/ДЭлектронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slideshare.net/michaelasanda/bagan-shwezigon-pagoda1
7. Cooler Richard M. The АЛ and Сикиге of Burma/ДЭлектронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.seasite.niu. edu/burmese/cooler/BurmaArt_TOC.htm
8. Glimples of glorious Bagan. - Yangon: Department of Historical Research, 2014. - 64 c.
9. Ma Tanegi. Bagan mystique. - Yangon: Tanintaye Sarpay, 2011. - 136 p.
10. Shwezigon Pagoda/ДЭлектронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Shwezigon_Pagoda
11. Shwezigon Paya/ДЭлектронный ресурс]. - Режим доступа: http://thetempletrail.com/shwezigon/
12. Shwezigon Paya Temple/ДЭлектронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orientalarchitecture.com/myan-mar/bagan/shwezigon.php
Soldatenkova Olga Vyacheslavovna, Candidate of cultural studies, Associate professor at the Department of history and culture,
Ukhta state technical universitya E-mail: zav_so@mail.ru
The tradition of understanding light in hesychasm
Abstract: Light is one of the most significant categories of Orthodox Christianity, which tells eastern Christianity from the western one, is traditionally perceived as a mode of appearance of the Divinity in the world, as well as is understood as a condition and evidence of the fulfillment of deification. The article describes the basic provisions of interpretation of light by the hesychasm tradition that had a big influence on the formation of the Russian Orthodoxy and Russian culture.
Keywords: hesychasm, light, the light of the Mount Fabor, transfiguration, deification.