УДК 78.072
КОМПОЗИТОР В ПРОСТРАНСТВЕ АВТОКОММУНИКАЦИИИ
Чепеленко Ксения Олеговна, кандидат социологических наук, ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии, Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского (г. Саратов, РФ). E-mail: [email protected]
Музыкальная коммуникативистика - одно из специфических направлений теории коммуникации, которое может исследоваться как с точки зрения культурологии, социологии коммуникации, так и с позиций музыковедческой науки. Основной фигурой автокоммуникативного дискурса выступает, в нашем случае, композитор. Ареной автокоммуникации становится, образно говоря, творческая лаборатория композитора, пространство его авторефлексии, пространство памяти. Основное внимание исследователя фокусируется на словесной вербализации замысла и музыкальной авторефлексии в виде партитурной записи. Отправителем словесно-музыкальной информации и ее получателем в ситуации автокоммуникации выступает одно лицо - композитор. Автокоммуникация, инициированная композитором, развертывается преимущественно в связи и по поводу создания музыкального произведения, авторского творческого продукта или связана с творческим автопортретированием. К вербальным формам автокоммуникативного дискурса о себе относится автобиорафическая проза, как-то: дневник, воспоминание, биография, мемуары. Вербальные формы автокоммуникативного дискурса, относящиеся к авторскому произведению представлены автокомментариями, авторскими ремарками, а также автоаналитикой, автоописанием, аннотацией и пр. К практической сфере музыкальной автокоммуникации относятся феномен партитурной записи, а также музицирование композитора во время сочинения и различные формы прослушивания вновь созданного. Автокоммуникативная интенция творчества композитора обнаруживает себя в разного рода автосимволике, например, автомонограмме или в феномене автоцитации. Таким образом, творческая активность, проявляющаяся в многообразии форм профессиональной деятельности, коррелирует с активностью автокоммуникативных стратегий.
Ключевые слова: автокоммуникация, композитор, пространство искусства, вербальные каналы, музыкальные каналы.
COMPOSER IN SPACE OF SELF-COMMUNICATION
Chepelenko Kseniya Olegovna, PhD in Sociology, Assistant of Department of Philosophy, Humanities and Psychology, V.I. Razumovsky Saratov State Medical University (Saratov, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The problem of music communication is one of the actual problems of modern musicology. Self-communication, by definition, is a particular kind of communication strategy and tactics. Recipient and sender of self-communication the one person and this person is the composer.
The object of the article analysis is the composer as the subject of self-communication. This problem in such context is new for scientific investigation.
The goal of this paper is to define concept of self-communicative activity of composer. Specific of of self-communicative strategy with composer participation determined by the fact that information cause of of self-communication is text coming directly from the composer. This can be either verbal structure and musical structure.
Thus, self-communication or intrapersonal communication takes place in the inner world of the composer, in the space of his individual consciousness and memory.
Author use interdiscipline methodology for analisis of self-communicativity. Self-communicativity considered in the context of theoretical considerations related to the field of philosophy and literary criticism. It is a theory autoreference, the phenomenon of self-reflection, the concept of authorology.
All of the methodological components combines intention of self-exploration, self-description, self-analysise, self-positing and self-projection. Self-communicative practice also used for philosophy and poetry.
Self-communication of composer built in process of creation a musical work; it is important at all stages of the composer's work.
At the same time, the composer uses verbal and music channels of self-communication. A specific form of music self-communication is authosymbolity, methods of self-citation and selfmonogramming.
Self-communication connects with mnemonical intention. This thesis is illustrated by the development of interest to the composer's autobiographical genres of memories, diary, autobiography. Self-communication is universal in the sense that its overtone present in any communication strategies.
Keywords: self-communication, composer, space of art, verbal channels, music channels.
Музыка существует в социуме как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и cамовыражения.
И. А. Корсакова
Проблема коммуникации в музыке - одна из весьма значимых в музыковедении, не одно десятилетие притягивающая внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Данная статья посвящена композитору как субъекту автокоммуникации. Последняя, наряду с коммуникативной интеграцией, как известно, относится к формату частных коммуникативных стратегий. Цель статьи заключается в том, чтобы в общих чертах развернуть авторское определение автокоммуникативной активности композитора. Отметим, что данная терминологическая конструкция в научном тезаурусе нам ранее не встречалось.
Исходя из суждения о том, что сознание человека развивается под воздействием явлений, имеющих внутреннюю и внешнюю природу, становится понятным смысл тезиса об актуализации внутренних и внешних ресурсов композитора - генератора пространства искусства: «Вся духовная жизнь человека - его размышления, планы, споры с самим собой, переработка увиденного и услышанного протекают в скрытой форме, на мыслительном уровне» [14, с. 78]. В контексте сказанного осмысляется актуальность обращения к теории автокоммуникации (Ю. Лотман) [12, с. 159-165] как однопорядково-му, но не равнозначному понятию, выражающему специфику творческой рефлексии, саморефлексии композитора [19; 22].
Внутриличностная коммуникация, общение с собой, разворачивается во внутренней реальности, в пространстве индивидуального сознания и
памяти. Таким образом, автокоммуникация представляет собой род монологического общения, самообщения, персонифицированным участником которого является Я-собеседник. Самоадресованная автокоммуникативная информация циркулирует во времени, не нарушая границ сознания индивида, являя опыт «внутреннего самоистолкования» [6]. Позиция «Я» рассматривается здесь как доминирующая, всеопределяющая. Автокоммуникативный подход имеет поистине универсальный характер: автокоммуникация «сопровождает любую человеческую деятельность в виде внутренней речи» [15, с. 15]. Внутренняя «сцена» пространства автокоммуникации создает условия для качественной переработки информации, влияя тем самым на коммуниканта, стимулируя процессы саморазвития, самостановления, самопознания.
Существуют следующие типы автокоммуникативных стратегий: стратегия, которая развертывается по информационному поводу, исходящему от самого коммуниканта, стратегия, инициированная сообщением извне. Исследовательское внимание автора данной статьи направлено на анализ стратегии первого типа. Автокоммуникационные процессы характеризуют специфику художественной практики. На эту тему плодотворно теоретизируют ученые-филологи.
Один из аспектов аналитического дискурса связан с исследованием автокоммуникатиной интенции в поззии. Как отмечает Ю. М. Лотман, «поэт порождает текст, рассчитанный на собственное "я". Именно поэтому зачастую поэзия характеризуется как автокоммуникация» [13]. Известная русская писательница, драматург, поэт и переводчик Т. И. Сильман считает, что автокоммуникативная направленность поэтической лирики обнаруживает себя в интенции автора «каждый
раз после изображения тех или иных фактов или явлений возвращаться к "себе", то есть к "теперь", к "здесь", к своему собственному "я", к однажды намеченной им для данного стихотворения точке отчёта» (цит. по [2]). В этом ракурсе может быть рассмотрен диалог автора с реальностью внешнего мира: «лирическим событием становится не всякое явление внешнего мира, а избранное явление внутренней душевной жизни поэта, вовлечённое им в центр особого лирического пространства» (цит. по [2]).
О лирической коммуникации как о специфическом виде автокоммуникации рассуждает Ю. И. Левин [10]. С. В. Сысоев раскрывает автокоммуникативную проблематику на примере романтической лирики Пушкина [18]. Е. А. Аз-начеева пишет: «Автокоммуникация как отражение определенных закономерностей творческого мышления как такового в ХХ веке, присущая поэзии «монологичность» (интериоризация диалога, свойственного прозе, до внутреннего монолога), слияние в лирическом субъекте адресанта и адресата, повествователя и героя...» [1].
Одно из основных значений понятия монологичность раскрывается «в единстве и единственности авторской точки зрения, которая определяет содержание, форму, композицию, основные выводы, позиции героев» [5]. Высказывание «от первого лица», характеризующее монологичность музыкального произведения, можно рассматривать в русле проблем литературно-поэтической автокоммуникации.
Для многих ученых различных специализаций сегодня очевидна «общность понятий, -автокоммуникация, автореференция, самоистолкование, пространство одинокой ментальной жизни, самопонимание и самопознании» [6]. Тождественность этих понятий фиксирует значимость проблематики, связанной «с направленностью к внутреннему измерению» [6] автокоммуникативной личности. К этому ряду можно добавить феномен «рефлексивной монологической речи... некое высказывание, созданное говорящим о себе» [9, с. 146].
Современное науковедение констатирует: тяготение творческой личности к автокоммуникации выражает общее состояние современной культуры. Главным аргументом в пользу данного суждения является ключевая мысль о том, что
литература постмодернизма, в частности, «не ориентирована на сообщение, на новую информацию, а использует уже знакомую информацию для самоосмысления» [17]. В дополнении к сказанному отметим позицию социологов по данному вопросу: «автокоммуникативный проговор себя или дискурс о себе есть основа культурной идентичности человека» [4].
Автокоммуникативность универсальна в том смысле, что обертон автокоммуникативности присутствует в любых коммуникационных стратегиях, ведь каждый коммуникант не только контактирует со своим Vis a Vis, но и непосредственно с самим собой, выступая автоадресатом. При этом складывается «двуфункциональная коммуникативная инстанция, предназначенная и для порождения высказывания, и для его восприятия» [2], само сообщение и коды подвергаются корректировке в соответствии с собственной реакцией и реакцией собеседника.
Автокоммуникация может быть типологизи-рована на основе оппозиции гомогенное - гетерогенное. Композитор одновременно использует словесный и музыкальный языки, хотя при создании автобиографических текстов может быть задействован только словесный язык.
Феномен автокоммуникации может быть осмыслен посредством междисциплинарных стратегий с привлечением, в качестве необходимой аргументации, ряда теоретических построений из сферы гуманитарных наук. Среди таковых, прежде всего, следует назвать концепции авторефлексии, автореференции, авторологии, диалогизма.
Принято считать, что автореференция (от лат. autoreferentis - самовоспроизведение или самоприложение) - отсылка к себе - обозначает соотнесенность отдельного высказывания, дискурса с центральным (говорящим/пишущим) референтом, «самореферентная, то есть способная описывать себя» [3]. Основную фигуру самореферентного дискурса можно охарактеризовать в духе М. Хайдеггера как «Я» выговаривающее и «высвечивающее» себя.
Под авторефлексией понимается «Рефлексия субъекта относительно своих собственных представлений о реальности, принципах своей деятельности» [16]. Авторология (греч. autos -сам, logos - слово, учение) сформировалась как «наука об авторе литературно-художественного произведения как субъекте литературно-худо-
жественной (беллетристической) деятельности и литературно-художественном произведении как объективации внутренних (экзистенциальных) сил человека» [7].
В приведенных дефинициях акцентируется особое значение процессов самоисследования, самоаналитики, самополагания и самопроектирования для полноценной творческой самореализации.
Автокоммуникация в музыке находит специфические формы выражения. Изучение музыкальных феноменов с позиций семиотики позволяет апеллировать к музыке как к «типичному образцу художественного сообщения», «внесловесно-го сообщения», по А. Н. Сохору. Специфическую форму автокоммуникации представляет феномен живой композиторской практики, например, инструментальная импровизация сочиняющего композитора (для себя) по поводу собственных музыкальных идей.
Автор музыкальный включается в процесс автокоммуникации на основе двухканальной стратегии: задействуя лингвистический канал, кодировку посредством слова и музыкальный канал, в качестве специфического кода использующий звуковые структуры.
Широкий спектр автокоммуникативной деятельности основывается на вербальных и невербальных личностных «активах», таких как память, мышление, ресурсы интуиции, воображения. Представляя один из модусов музыкальной коммуникации - «универсального механизма создания, распространения, хранения, восприятия и интерпретации музыкальной информации в многомерном виртуальном пространстве» [8], -автокоммуникация композитора выстраивается по поводу и в связи с созданием музыкального произведения и сохраняет высокую значимость на всех стадиях работы.
На начальном этапе создания произведения тяготение к экстрамузыкальному началу, вербали-зиация замысла, ословеснивание его в эскизах и черновиках не исключает появления у современных авторов программных комментариев, позже -авторских ремарок, рекомендаций, кодов-ключей к прочтению партитуры, ее исполнению. Авторские высказывания любого формата являются продуктом авторефлексии, следствием автокоммуникации, хотя и используются далеко не только в личных целях.
Автокоммуникация может быть осмыслена в мнемоническом ракурсе. Этот тезис можно проиллюстрировать развитостью интереса творческой личности к автобиографическим жанрам. Автокоммуникативная направленность свойственна жанрам дневника, исповеди, воспоминания, автобиографии. Связанное с этим "активное самосозерцание"... предполагает внутреннее совмещение самого себя с разнообразными формами самоинтерпретации» [11, с. 333-334].
Особым видом собственно музыкальной автокоммуникации является самоцитирование и ав-томонограммирование. Автореминисценции, выступая некими образно-смысловыми константами творчества, расширяют семантическое поле произведения, оказываются «востребованными».
В заключение необходимо отметить следующее.
Феномен автокоммуникативной активности композитора обусловлен его многосложной профессиональной деятельностью. Автокоммуникативная активность связана с процессами самоинтерпретации и распространяется на разнообразные субстанции его творческой практики.
Автокоммуникативная активность как самоинтерпретация биографического дискурса включает самохарактеристику периодов творчества и связанных с ними содержательных и эстетико-стилических явлений.
Автокоммуникативная активность «сопровождает» создание нового творческого продукта в виде словесных характеристик и музыкально-звукового материала.
Автокоммуникативная активность актуализируется как автоинтерпретация, автоаналитика уже созданных произведений собственного творчества.
Автокоммуникативная активность как музыкальная поэтика использует потенциал автосимволики: автоцитирования, автомонограммирова-ния, автореминисценций.
Автокоммуникация в композиторской практике осуществляется по двум каналам: лингвистическому и музыкальному.
Метафора собственного отражения в зеркальной поверхности - автокомуникация - акцентирует обращенность на себя, углубленность в когнитивную сферу. Очевидно, в процессе автокоммуникации художник сам создает себя.
Литература
1. Азначеева Е. А. Интерсемиотические связи между литературно-художественным и музыкальным текстами [Электронный ресурс]. - URL: http://www.academia.edu/3809793/Интерсемиотические_связи_между_ литературно-художественным_и_музыкальным_текста.
2. Брунева Ю. А. Мотив в системе автокоммуникации в лирике М. Ю. Лермонтов [Электронный ресурс]: авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. - Барнаул, 2004. - URL: http://cheloveknauka.com/motiv-v-sisteme-avtokommuni-katsii-v-lirike-m-yu-leimontova#ixzz3yLcXpLLm (дата обращения: 17.09.2015).
3. Бурова С. Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии [Электронный ресурс] / Белорус. гос. ун-т. - Минск: Право и экономика, 2010. - 444 с. - URL: elib.bsu.by/ bitstream/123456789/.../burova_soc_braka_i_semyi_kniga (дата обращения: 09.11.2015).
4. Грицанов А. Постмодернизм [Электронный ресурс]: эницикл. - URL: http://www.redov.ru/filosofija/ postmodernizm/p2.php#metkadoc7 (дата обращения: 12.07.2015).
5. Дьяконов Г. В. Диалогийная концепция эстетики и литературоведения М. М. Бахтина [Электронный ресурс]. -URL: http://hpsy.ru/public/x3070.htm (дата обращения: 24.11.2015).
6. Кабанова Л. И. Коммуникативная стратегия в изобразительном искусстве русского авангарда (на основе анализа творчества В. В. Кандинского): Философские подходы и методы исследования [Электронный ресурс]: автореф. дис. канд. филос. наук. - Петрозаводск, 2004. - URL: http://www.dissercat.com/content/kommunika-tivnaya-strategiya-v-izobrazitelnom-iskusstve-russkogo-avangarda-na-osnove-analiza-#ixzz3yKzh6VBS (дата обращения: 14.09.2015).
7. Карпов И. П. Авторология. Литературоведение, лингвистика, философия, логика, психология [Электронный ресурс]. - URL: http://slovar.lib.ru/dictionary/avtorologija.htm (дата обращения: 20.11.2015).
8. Корскова И. А. Музыкальная коммуникация: генезис и историко-культурные трансформации [Электронный ресурс]. - URL: http://files.msuc.org/diss/04/korsakova_dis.pdf.pdf (дата обращения: 20.11.2015).
9. Костюшкина Г. М., Заяц А. А., Зубец М. В., Карбаинова М. Ю., Пензева Е. П., Саенко О. А., Степанова Е. Д. Дискурсивный аспект языковых единиц. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. лингвист. ун-та, 2006. - 549 с.
10. Левин Ю. И. Заметки о лирике // Новое литературное обозрение. - 1994. - № 8. - С. 69.
11. Лосев А. Ф. Самое само // Лосев А. Ф. Миф - Число - Сущность. - М., 1994. - С. 333-334.
12. Лотман Ю. М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты // Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб.: Искусство, 2000. - С. 159-165.
13. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л.: Просвещение, 1972. - 271 с.
14. Мельникова С. В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): учеб. пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 1999. - 106 с.
15. Моисеева А. П. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. - Томск: Том. политехн. ун-т, 2004. - 128 с.
16. Новиков Д. А. Формальные модели рефлексивных игр в педагогических исследованиях [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mtas.ru/person/novikov/pedref.pdf (дата обращения: 13.10.2015).
17. Романова И. В. Поэтика Иосифа Бродского: лирика с коммуникативной точки зрения [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Смоленск, 2007. - URL: http://kursak.net/poetika-iosifa-brodskogo-lirika-s-kommunikativnoj-tochki-zreniya (дата обращения: 18.04.2015).
18. Сысоев С. В. Коммуникативная структура романтической лирики А. С. Пушкина начала 1820-х годов // Вестн. МГУ Сер. 9. Филология. - 1998. - № 5. - С. 9.
19. Умнова И. Г. Литературное творчество Сергея Слонимского: моногр. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - 188 с.
20. Умнова И. Г. О Сергее Слонимском - композиторе и музыкальном писателе // Музыкальная академия. -2007. - № 3. - С. 16-22.
21. Умнова И. Г. С. М. Слонимский. Литература о жизни и творчестве. - М.: ФГОУ ВПО МСХА им. К. А. Тимирязева, 2005. - 210 с.
22. Умнова И. Г. Традиции взаимодействия музыки и слова в поэтике композитора Сергея Слонимского // Искусство и искусствоведение: теория и опыт. Искусство регионов / отв. ред. Н. Л. Прокопова. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. - Вып. 10. - С. 99-116.
References
1. Aznacheyeva E. Intersemioticheskiye svyazi mezhdu literaturno-khudozhestvennym i muzykal'nym tekstami [Intersemiotic relationship between literary and artistic and musical texts]. (In Russ.). Available at: http:// www.academia.edu/3809793/Интерсемиотические_связи_между_литературно-художественным_и_музьIкаль-ным_текста (accessed 24.11.2015).
2. Bruneva Yu. Motiv v sisteme avtokommunikatsii v lirike M.Yu. Lermontova. Avtoref. diss. kand. filolog. nauk [The motive in the system of autocommunication in the lyrics of M.Yu. Lermontov. Author's abstract of diss. PhD in philology]. Barnaul, 2004. (In Russ.). Available at: http://cheloveknauka.com/motiv-v-sisteme-avtokommunikatsii-v-lirike-m-yu-lermontova#ixzz3yLcXpLLm (accessed 17.09.2015).
3. Burova S.N. Sotsiologiya braka i sem'i: istoriya, teoreticheskiye osnovy, personalii [Sociology of marriage and family history, theoretical foundations, celebrities]. Minsk, Belarusian State University, Pravo i ekonomika Publ., 2010. - 444 p. (In Russ.). Available at: elib.bsu.by/bitstream/123456789/.../burova_soc_braka_i_semyi_kniga (accessed 09.11.2015).
4. D'yakonov G.V. Dialogiynaya kontseptsiya estetiki i literaturovedeniya M.M. Bahtina [Philosophy of Mikhail Bakhtin: The concept of dialogism]. (In Russ.). Available at: http://hpsy.ru/public/x3070.htm (accessed 24.11.2015).
5. Gritsanov A. Postmodernizm. Entsiklopediya [Postmodernism. Encyclopedia]. (In Russ.). Available at: http:// www.redov.ru/filosofija/postmodernizm/p2.php#metkadoc7 (accessed 12.07.2015).
6. Kabanova L.I. Kommunikativnaya strategiya v izobrazitel'nom iskusstve russkogo avangarda (na osnove analiza tvorchestva V.V. Kandinskogo): Filosofskiye podkhody i metody issledovaniya. Avtoreferat diss. kandidata fi-losofskikh nauk [Communicative strategies in visual art Russian avant-garde (on the basis of analysis of works of V.V. Kandinsky): Philosophical approaches and research methods. The author's abstract PhD in philosophy]. Petrozavodsk, 2004. (In Russ.). Available at: http://www.dissercat.com/content/kommunikativnaya-strategiya-v-izobrazitelnom-iskusstve-russkogo-avangarda-na-osnove-analiza-#ixzz3yKzh6VBS (accessed 14.09.2015).
7. Karpov I.P. Avtorologiya. Literaturovedeniye, lingvistika, filosofiya, logika, psikhologiya [Authorology. Literary science, linguistics, philosophy, logic, psychology]. (In Russ.). Available at: http://slovar.lib.ru/dictionary/avtorologi-ja.htm (accessed 20.11.2015).
8. Korskova I.A. Muzykal'naya kommunikatsiya: genezis i istoriko-kul'turnyye transformatsii [Musical communication: the genesis and historical and cultural transformations]. (In Russ.). Available at: http://files.msuc.org/diss/04/ korsakova_dis.pdf.pdf (accessed 20.11.2015).
9. Kostyushkina G.M., Zayats A.A., Zubets M.V., Karbainova M.Yu., Penzeva E.P., Sayenko O.A., Stepanova E.D. Dis-kursivnyy aspekt yazykovykh edinits [Discourse aspect of linguistic units]. Irkutsk, Irkutsk State Linguistic University, 2006. 549 p. (In Russ.).
10. Levin Yu.I. Zametki o lirike [Notes lyrics]. Novoye literaturnoye obozreniye [New literary observer], 1994, no. 8, p. 69. (In Russ.).
11. Losev A.F. Samoye samo [Self itself]. Losev A.F. Mif - Chislo - Sushchnost'[Myth - Number - Essence]. Moscow, 1994, pp. 333-334. (In Russ.).
12. Lotman Yu.M. Avtokommunikatsiya: "Ya" i "Drugoy" kak adresaty [Autocommunication: 'I' and 'Other' as Addressees]. Lotman Yu.M. Semiosfera [The semiosphere]. St. Petersburg, Iskusstvo Publ., 2000, pp. 159-165. (In Russ.).
13. Lotman Yu.M. Analiz poeticheskogo teksta. Struktura stikha [About poets and poetry: the Analysis of the poetic text]. Leningrad, Prosveshcheniye Publ., 1972. 271 p. (In Russ.).
14. Mel'nikova S.V. Delovaya ritorika (rechevaya kul'tura delovogo obshcheniya). Uchebnoye posobie [Business Rhetoric (speech culture of business communication). Textbook]. Ul'yanovsk, UlGTU Publ., 1999. 106 p. (In Russ.).
15. Moiseyeva A.V. Osnovy teorii kommunikatsii. Uchebnoye posobiye. [Fundamentals of Communication Theory. Textbook]. Tomsk, Tomsk Polytechnic University, 2004. 128 p. (In Russ.).
16. Novikov D.A. Formal'nyye modeli refleksivnykh igr v pedagogicheskikh issledovaniyakh [Formal Models of Reflexive games in educational research]. (In Russ.). Available at: http://www.mtas.ru/person/novikov/pedref.pdf (accessed 13.10.2015).
17. Romanova I.V. Poetika Iosifa Brodskogo: lirika s kommunikativnoy tochki zreniya. Avtoreferat diss. d-ra filolog. nauk [Poetics of Joseph Brodsky: lyrics on a communicative point of view. Author's abstract of diss. PhD in philology]. Smolensk, 2007. (In Russ.). Available at: http://kursak.net/poetika-iosifa-brodskogo-lirika-s-kommuni-kativnoj-tochki-zreniya (accessed 18.04.2015).
18. Sysoyev S.V. Kommunikativnaya struktura romanticheskoy liriki A.S. Pushkina nachala 1820-kh godov [Communicative structure of romantic poetry of A.S. Pushkin beginning of the 1820 s]. Vestnik MGU. Ser. 9. Filologiya, 1998, no. 5, p. 9. (In Russ.).
19. Umnova I.G. Literaturnoye tvorchestvo Sergeya Slonimskogo. Monografiya. [Literary creativity Sergei Slonimsky. Scientific monograph]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2010. 188 s. (In Russ.).
20. Umnova I.G. O Sergeye Slonimskom - kompozitore i muzykal'nom pisatele [Sergei Slonimsky - composer and writer on music]. Muzykal'naya akademiya [MusicAcademy], 2007, no. 3, pp. 16-22. (In Russ.).