ББК 85.31 DOI 10.53115/19975996_2024_04_059_068
УДК 784.5, 78.071
А.В. Ушакова
КОМПОЗИТОР АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕГОРОВ (1887-1959): БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ (ПО МАТЕРИАЛАМ АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ)*
Статья посвящена русскому и советскому композитору, педагогу и общественному деятелю - Александру Александровичу Егорову. Логика биографического повествования опирается на личные воспоминания композитора, найденные нами в рукописном отделе Российской национальной библиотеки. Показана многогранность творческого и педагогического вклада А.А. Егорова в развитие советской системы музыкального образования. В приложении к статье приводится систематизированный список всего выявленного теоретического и композиторского наследия А.А. Егорова, в том числе и не опубликованного.
Ключевые слова:
А.А. Егоров, музыкальная культура России, Придворная певческая капелла, Санкт-Петербургская консерватория, советская система музыкального образования.
Ушакова A.B. Композитор Александр Александрович Егоров (1887-1959): биография и творческий путь (по материалам архивных источников) // Общество. Среда. Развитие. - 2024, № 4. - С. 59-68. - DOI 10.53115/19975996_2024_04_059_068
© Ушакова Анна Валерьевна - соискатель, преподаватель, средняя школа № 291, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Традиция исследования жизнедеятельности выдающихся персон, сделавших немалый вклад в развитие национальной культуры, во все времена и для всякого народа имеет непреходящее значение. Сегодня как никогда важно для всякого гражданина своего Отечества актуализировать примеры патриотического служения родине, науке и знаниям. В этом ряду стоит фигура замечательного русского и советского композитора Александра Александровича Егорова, творческое и общественное служение которого русской музыкальной культуре незаслуженно остается в тени. С именем А.А. Егорова связано всего несколько кратких публикаций в «Советской энциклопедии: Советский композитор» (1974), «Чувашской энциклопедии» (2006), в справочниках: «Советские композиторы и музыковеды» (1978), «Деятели хорового искусства Санкт-Петербургской консерватории» (1993). Представленные работы фрагментарны, не раскрывают весь масштаб личности А.А. Егорова, не дают представления о полноте его композиторского и теоретического наследия. Данная проблема побудила нас обратиться к архивным источникам. Они помогают нам наиболее полно реконструировать жизненный и творческий путь, выявить в максимально полном объеме список его музыкальных сочинений и научных трудов.
Русский и советский композитор, педагог, дирижер, хормейстер, общественный деятель Александр Александрович Егоров родился 16 апреля 1887 г. в Санкт-Петербурге в семье артиста-певца, ведущего баса Придворной певческой капеллы - Александра Яковлевича Егорова (1885-1920). В раннем детстве Александр Александрович получил от своего отца первые знания о музыке, приобретя и навыки игры на фортепиано. В возрасте семи лет он уже принимал активное участие в салонных, домашних музыкальных концертах, устраиваемых отцом, где юный музыкант выступал как концертмейстер-аккомпаниатор. Такая практика позволила не просто овладеть игрой на инструменте, но и находиться в среде ведущих профессиональных музыкантов Капеллы, перенимать их опыт.
Следуя по стопам отца, А.А. Егоров поступил малолетним певчим на регентское отделение Придворной капеллы 1. В то время Капеллой руководил выдающийся композитор, педагог и дирижер Антон Степанович Аренский, который, как вспоминал Егоров, «отличался мягким, вежливым характером, большой предупредительностью и вместе с тем необходимой настойчивостью. Присутствуя на репетиции хора Капеллы, Антон Степанович часто делал те ли иные устные замечания по поводу исполнения или корректурных исправлений,
* Статья подготовлена под руководством доктора философских наук, профессора Н.Х. Орловой.
1 О регентском отделении Капеллы см. [6].
аз
3 О
CNI СЭ CNI
О
tu
3 О
но большей частью его замечания сопровождались игрой на фортепиано. Исполнители малые и большие заслушивались изумительно тонкой передачей композитором своих творческих намерений и, конечно, старались их выполнить» [2, л. 1-2].
Игру на фортепиано преподавал профессор А.И. Полетика, о котором А.А. Егоров писал не только как о прекрасном учителе, но и как о наставнике, который «много способствовал расширению моего специального образования и приобретению педагогических навыков, предоставляя мне частные уроки по фортепиано, в этом направлении он сыграл для меня большую роль» [2, л. 1].
Музыкально-теоретические дисциплины и композицию вели А.К. Лядов, Н.А. Соколов и С.М. Ляпунов.
В воспоминаниях А.А. Егоров отмечал образность и сосредоточенность, с которыми А.К. Лядов общался на уроках и подавал изучаемый материал: «Большое впечатление оставляли на нас, его учеников, импровизационные аккомпанементы к одноголосным сольфеджио, которые он заставлял нас петь всегда на память: его мягкая, "бархатистая", легкая игра увлекала нас, и мы во многом старались ему в этом подражать. Иногда он вдруг начинал что-то играть на фортепиано, тихо перебирая клавиши, тогда мы буквально замирали и с восторгом слушали его музыку» [2, л. 8-9].
Анатолий Константинович Лядов заботился о музыкальном развитии воспитанников и часто давал контрамарки на концерты Беляевского кружка, проходившие в зале Дворянского Собрания2. На концертах звучали новые произведения композиторов «Могучей кучки» под управлением Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова, А.К. Лядова и Э.Ф. Направника. Присутствуя на таких концертах, воспитанники Капеллы не просто знакомились с новой музыкой, но и еще и нарабатывали особые навыки «насмо-тренности» и «наслушанности» в сфере руководства оркестром и хором.
Сергея Михайловича Ляпунова, который по совместительству являлся помощником управляющего Капеллой и инспектором музыкальных классов, А.А. Егоров считал своим наставником. Он писал: «Всегда немного сумрачный и молчаливый, но строгий в руковод-
2 В здании Дворянского Собрания ныне находит-
ся Большой зал Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича.
стве музыкальным образованием воспитанников Капеллы, он принес большую пользу в музыкально-эстетическом воспитании капелльской молодежи... Когда я слушаю музыку Ляпунова, то всегда себе представляю его последователем и продолжателем балакиревской школы, школы композиторов "Могучей кучки"» [2, л. 3].
Большую часть времени с воспитанниками Капеллы проводили учителя пения, регенты и хормейстеры С.А. Смирнов и Е.А. Азеев. На их плечи ложилась нагрузка по проведению репетиций, подготовке концертных программ хора, обучению и воспитанию малолетних певчих. Помимо хора, в Капелле функционировал и оркестровый класс. В ученическом оркестре А.А. Егоров под руководством выдающегося дирижера Э.Ф. Направника играл сначала на скрипке, а затем на альте. В воспоминаниях он писал: «. оркестр в Капелле был отличным музыкальным ансамблем и находился в руках замечательных музыкантов-педагогов. <...> под управлением Направника в оперном оркестре, всякий раз я испытывал чувство большого преклонения перед выдающимся художником - дирижером» [2, л. 3-4].
В хоровом и оркестровом классах проходило основное образование воспитанников Капеллы. На практике они знакомились с музыкой русских и зарубежных композиторов, методикой разучивания нотного материала; развивали музыкальность, исполнительскую выразительность; овладевали навыками руководства, хормейстерской работой. Саму постановку рук, тактирование, дирижирование и регентование в классе по специальности преподавали Н.С. Кленовский и Е.С. Азеев. Они были основными учителями А.А. Егорова в дирижерском искусстве. В воспоминаниях он их называл так: «мои первые музыкальные воспитатели» [2, л. 3]. Они направляли его музыкальное развитие и привили любовь к музыке, воспитывая в лучших традициях русской музыкальной школы.
Годы, проведенные в стенах Капеллы, Александр Александрович Егоров с трепетом вспоминал всю жизнь и мечтал написать книгу воспоминаний. По замыслу она должна была состоять из пяти глав, в которых рассказывалось бы о церковных и светских хорах конца XIX и начала XX в., о деятельности Придворной капеллы и ее значении в развитии хорового пения, об учениках (своих сверстниках),
педагогах и образовательной системе в Капелле, о концертах хора и оркестра Капеллы с 1896 по 1907 г., о знакомстве и овладении дирижерским искусством, о своих первых композиторских начинаниях и поисках. К сожалению, замысел не был осуществлен. Сохранился лишь ее план, состоящий из введения, первой и второй глав3.
После окончания регентского отделения, в 1907 г. А.А. Егоров был рекомендован в качестве преподавателя фортепиано, теоретических дисциплин и хорового пения в Капеллу, где работал до 1914 г. Параллельно с педагогической деятельностью в Капелле, Александр Александрович учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу специальной теории и композиции у А.К. Лядова. Мы уже упоминали, что Анатолий Константинович воспитывал и обучал Егорова, начиная со школьной скамьи Капеллы. Среди консерваторских учителей также были профессора А.В. Рейхард, Э.Э. Крю-гер, В .А. Жданов, Э.Ф. Котте, А.С. Арен-ский и др. Через тридцать три года после выпуска из alma mater он вспоминал о заключительном экзамене по композиции как о самом сложном. Его принимали -директор Консерватории А.К. Глазунов, преподаватели: С.М. Ляпунов, И.И. Ви-толь, Н.А. Соколов, Н.Н. Черепнин и др. «Просматривая мои сочинения, А.К. Глазунов обратил особое внимание на представленные симфонические сочинения "Драматическую увертюру" и "Балладу", отметив в них хорошую музыку и отличную оркестровку. Впоследствии эти два произведения были исполнены бывш[им]. Придворным оркестром в своих концертах под управлением дирижера Э.Э. Беллинга. В сохранившихся рецензиях о концертах написано, что "Придворный оркестр задался симпатичной целью - знакомить слушателей с новыми произведениями как русских, так и иностранных композиторов. В программе вчерашнего симфонического концерта на первом месте стояла "Драматическая увертюра" Егорова, воспитанника Придворной певческой капеллы и ученика Лядова, обнаружившего недюжинные композиторские способности. Музыка увертюры очень мелодичная, изящна и хорошо инструментована. Молодой композитор Егоров недурно владеет инструментальным аппаратом и с внешней точки зрения, т.е. в смысле формы у него всё обстоит более
3 См.: [7].
или менее благополучно, но некоторая "робость" сказывается в деталях. Само собой разумеется, такая рецензия еще больше воодушевила меня на музыкальное творчество. После окончания экзамена, продолжавшегося довольно долго, А.К. Глазунов, в присутствии А.К. Лядова тепло поздравил меня, сказав: "Поздравляю вас с отличным окончанием Консерватории. Мы рады принять вас в нашу среду"» [2, л. 4-7].
По окончании Консерватории в 1912 г. А.А. Егоров был оставлен преподавать как руководитель хора учащихся и регент, где проработал до 1914 г. За это время он подготовил концертную программу в честь празднования пятидесятилетия со дня основания Консерватории. Под его руководством была исполнена одночастная «Прелюдия-кантата» для симфонического оркестра и хора А.К. Глазунова на слова профессора Н.А. Соколова.
С 1914 по 1919 г. А.А. Егоров жил и трудился в Белоруссии, где преподавал хоровое пение в Могилёвской женской гимназии и заведовал музыкальной секцией отдела Народного образования в Гомеле. В 1919 г. была образована Белорусская Советская Социалистическая республика, которая стремилась к созданию культуры нового типа - социалистической по содержанию и национальной форме. Стали открываться новые учебные заведения, и в 1919 г. двери распахнула Народная Консерватория4 в Гомеле. «В отличие от учебных программ других консерваторий, в ней большое значение придавалось изучению народной музыки и хорового пения» [1, с. 265]. Развитием песенно-хоровой культуры Белоруссии, подготовкой специалистов в этой сфере занимался первый заведующий консерваторией, в дальнейшем известный советский хоровой дирижер, педагог и композитор, профессор Ленинградской консерватории А.А. Егоров [1, с. 265]. Он вел классы музыкальной теории, хоровое пение и дирижирование.
Возвратившись в 1920 г. в Петроград, А.А. Егоров возобновил преподавательскую деятельность в Консерватории, в которой система образования переживала значительные изменения. На протяжении пятнадцати лет он вел обязательный курс музыкально-теоретических дисциплин и исполнял обязанности председателя Комитета Консерватории.
4 Ныне это Гомельская детская школа-семилетка № 1 имени П.И. Чайковского.
3 О
CNI СЭ CNI
О
tu 3
О
В воспоминаниях композитор писал, что преподавал и учился сам, стараясь расширить багаж полученных ранее знаний, отлично понимая, что преподавание в высшем учебном заведении предъявляет большие требования и налагает большую ответственность.
Помимо работы в Консерватории Александр Александрович Егоров в 1920 г. стал заведовать одиннадцатой городской музыкальной школой и принимал активное участие в организации и разработке планов работы клубов Музыкального отдела Петроградского губернского политико-просветительского отдела. В его обязанности входило формирование репертуара для рабочих хоров и оркестров.
Расцвет и популярность самодеятельности в городе дали новую почву для творчества. А.А. Егоров руководил хорами Балтийского завода и «Электротока». Под его началом коллективами были исполнены Симфония № 9 Л. ван Бетховена (в переложении А.А. Егорова) и хоры из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. Александр Александрович отмечал, что работа с самодеятельностью, влияние духа и идей нового времени дали возможность написать несколько самостоятельных хоров на тексты рабочих пролетарских поэтов. Так были созданы «Гимн Октябрю» для двухголосного хора, «Ликуй, Октябрь!» для смешанного хора a cappella, «Песня о Сталине», «Греми, наша песня», посвященная компании по перевыборам Советов, «Мы все сыны металла и огня», написанная специально к десятой годовщине Октябрьской революции и многие другие сочинения. Позже, к 30-летию Октябрьской революции «увидела свет» кантата для смешанного хора a cappella «Песня о России» на слова советских поэтов. Произведение отличалось новизной хоровой оркестровки и гармонии. Наиболее впечатляющей являлась музыкальная картина боя на границе, воплощенная в форме двойного хора. Все эти сочинения в скором времени стали популярными и востребованными, особенно хор «Везде кипит свободный труд» и хоровая симфония «Лес».
С 1920 по 1924 г. А.А. Егоров руководил музыкальным кружком Военно-инженерной академии. Опытом работы с этим коллективом Александр Александрович неоднократно делился, выступая на военно-музыкальных курсах Ленинградского военного округа.
В 1923 г. А.А. Егоров получает звание профессора и назначается заведую-
щим кафедрой хорового дирижирования. В 1924/1925 учебном году в Консерватории открылся инструкторско-педагогический факультет. Он включал в себя: отделение музыкального воспитания, хоровое отделение, отделения игры на народных и духовых инструментах. Задачей факультета была подготовка квалифицированных кадров, руководителей для реализации массовой музыкальной работы в самодеятельности, школах и профессиональных музыкальных коллективах. Параллельно при Консерватории организовывались вечерние педагогические курсы, на которых для педагогов хорового пения А.А. Егоров читал лекции по музыкально-теоретическим предметам, вел группу партитурного чтения и занимался просветительской работой. Взаимодействие с преподавателями советских школ вдохновило композитора на создание специально написанной для школьников оперы-сказки «Свадьба Солнца и Весны» по пьесе в стихах П.С. Соловьёвой.
С 1927 г. на протяжении восьми лет Александр Александрович преподавал теоретические предметы и хоровое пение в стенах своей родной Капеллы и Хоровом техникуме при ней. Параллельно выполнял обязанности декана Консерватории. Позже (1935-1941), когда инструкторско-педагогический факультет был реорганизован и переименован в дирижерско-хоровой, А.А. Егорову было поручено преподавать специальный класс дирижирования и хоровые дисциплины.
Помимо педагогической деятельности на факультете А.А. Егоров занимался научно-исследовательской работой. Среди опубликованных его работ упомянем «Основы хорового письма», «Теоретический и практический курс музыкального диктанта», «Теория и практика работы с хором», «Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин». По сей день в рукописях остались написанные им «Воспоминания о Петербургской-Петроградской-Ленинградской Консерватории», «Пособие по практическому изучению гармонического сольфеджио (для дирижерско-хоровых отделений консерваторий)», «Этюды для курса техники дирижирования», «Хоровая хрестоматия», «Сборник статей по вопросам художественного пения и техники дирижирования». В списке неопубликованного есть системная работа, подготовленная Егоровым в поздний период его педагогического творчества: методическое «Пособие к практическому
изучению гармонического сольфеджио (для дирижерско-хоровых отделений консерваторий)». В данной работе автор приводит развернутый перечень упражнений, методических рекомендаций и объяснений, которые способствуют развитию слухового аппарата дирижера. А.А. Егоров пишет, что развитие слуха обеспечит уверенность в профессии, и «интерпретация получит правильное и художественное оформление... развитый слух (и внутренний, и внешний), полученный путем большого тренажа и аккордике - обеспечит возможность разобраться во всех тонкостях и оттенках чистого интонирования» [3, л. 130].
До недавнего времени в списке неопубликованных была и работа, посвященная изучению музыкальной культуры Узбекистана - «Хоровое пение в Узбеки-стане»5. Находясь в годы Великой Отечественной войны (с июня 1941 г.) вместе с Консерваторией в эвакуации в Узбекистане, Егоров помимо педагогической деятельности активно занимался изучением композиторского и хорового творчества в республике. Ташкентскую государственную консерваторию он считал высококультурным центром, который, по его мнению, должен стать «крупным очагом» развития, «пропагандистом» многоголосного хорового пения и «ответственной мастерской» в подготовке дирижерско-хоровых кадров. Для самих дирижеров-хоровиков А.А. Егоров ставил задачу - добиться расцвета, развития и внедрения многоголосного хорового пения a cappella и довести его до уровня профессионального искусства. Им был составлен «Антологический сборник узбекской хоровой литературы», написаны «Пять узбекских народных песен» и кантата «Солнце Узбекистана». За вклад в музыкально-общественное развитие культуры Узбекистана А.А. Егоров Президиумом Верховного Совета УзССР был награжден двумя почетными грамотами (1943, 1944 гг.) и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В послевоенные годы за «Выдающиеся заслуги в области музыкального искусства» Президиумом Верховного Совета РСФСР А.А. Егорову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Министерством культуры СССР в 1953 г. он был награжден медалью «За трудовое отличие», а в 1958 г. - знаком «За отличную работу».
5 Рукопись опубликована с нашими комментариями в 2024 г. См. [4].
До выхода на пенсию в 1952 г. Александр Александрович продолжал работать деканом дирижерского факультета и заведующим кафедрой хорового дирижирования Ленинградской кКонсер-ватории. За сорокалетний период преподавания в Консерватории А.А. Егоров вырастил плеяду профессиональных хоровых дирижеров, которые в будущем стали выдающимися артистами, композиторами и преподавателями нашей страны. Его ученик, в дальнейшем профессор кафедры хорового дирижирования Александр Емельянович Никлусов писал: «Основным делом своей жизни Александр Александрович считал педагогическую работу в консерватории. Являясь руководителем хорового класса, он очень любил эти занятия. И очень огорчался, если по какой-то случайности, непредвиденности они не состоялись. На занятия хорового класса Егоров приходил задолго до начала, следил за подготовкой зала, проверял хоровые партии, строй фортепиано и т.п. Эмоциональность, одухотворенность профессора увлекала студентов. Великолепное владение фортепиано, отличная память, блестящая эрудиция Егорова удивляла многих. <...> Хор для Александра Александровича являлся основой творческой деятельности. В композиторском творчестве всё значительное было направлено для хора. В педагогической же деятельности всё было направлено на воспитание специалистов хора» [5, с. 23].
В заключение подчеркнем, что, как мастер хорового письма, Александр Александрович оставил богатейшее композиторское наследие. Ему принадлежит музыка для симфонического, струнного оркестров, камерно-вокальная и инструментальная, детская опера, кантаты, ряд духовных композиций для хора и сольного церковного пения, издаваемых под псевдонимом «Е. Горин» и «С.А.». Он выполнил более ста четырех переложений произведений для хора a cappella, более 107 обработок русских, украинских, казахских, башкирских, чувашских, таджикских, узбекских, азербайджанских, татарских народных песен. В приложении к данной статье приводится наиболее полный указатель выявленного наследия одного из ярчайших представителей русского и советского музыкального искусства XX в., который, мы надеемся, послужит важным вкладом в дальнейшие исследования истории русской и советской музыкальной культуры.
аз
3 О
64
CNI СЭ CNI
О
<v О
Приложение
Указатель выявленных сочинений А.А. Егорова
Духовные сочинения
1. Егоров А.А. Духовно-музыкальные сочинения А. Егорова. № 6. Достойно есть. Для смешан. хора. М. [Б. г.]. 5 с.
2. Егоров А.А. Духовно-музыкальные сочинения А. Егорова. № 5. Душе моя. Для муж. голосов. Для смешан. хора. М. [Б. г.]. 3 с.
3. Егоров А.А. Духовно-музыкальные сочинения А. Егорова. № 1. Единородный Сыне: Для смешан. хора. М., 191?. 5 с.
4. Егоров А.А. Духовно-музыкальные сочинения А. Егорова. № 3. Отче наш: Для смешан. хора. М., 191?. 5 с.
5. Егоров А.А. Духовно-музыкальные сочинения А. Егорова. № 4. Разбойника разумного: (Трио): Для смешан. хора. М. [Б. г.], 3 с.
6. Егоров А.А. Духовно-музыкальные сочинения А. Егорова. № 7. Свете тихий: Для смешан. хора. М.
7 с.
7. Егоров А.А. Духовно-музыкальные сочинения А. Егорова. № 2. Тебе поём: Для смешан. хора. М.,191?.
3 с.
8. Егоров А.А. Духовно-музыкальные сочинения А. Егорова. № 8. Тебе поём: Для смешан. хора. М. [Б. г.]. 3 с.
Светские музыкальные произведения
1. Егоров А.А. Ангел: Мелодекламация с сопровожд. ф.-п. / Слова М. Лермонтова. СПб.: 1914. 3 с.
2. Егоров А.А. В лесу: Для жен. хора с сопровожд. ф.-п. ad lib.: Op. 2, № 3 / Сл. В. Мюр. М. [Б. г.]. 5 с.
3. Егоров А.А. В песнях звонких: Для 2-голосного хора с сопровожд. ф.-п. / Слова Волженина. Л.,1927.
4 с.
4. Егоров А.А. Вот уж снег последний тает: Для смешан. хора без сопровожд. / Слова А. Толстого. М.,
1953. 4 с.
5. Егоров А.А. Всё мне улыбка твоя вспоминается: Мелодекламация с сопровожд. ф.-п.: Op. 9, № 2 / Слова Н.Ш. М., 1913. 3 с.
6. Егоров А.А. Глинка в школе / Перелож. для школ. хора с ф.-п. М., 1930. 21 с.
7. Егоров А.А. Горные вершины: Для четырехгол. жен. хора a capella или с сопровожд. ф.-п. ad libitum: Op. 4, № 1 / Слова М. Лермонтова. СПб. [Б. г.]. 5 с.
8. Егоров А.А. Две песни: Для смешан. хора без сопровождения. Л.: Тритон, 1932. 10 с.
9. Егоров А.А. Задремали волны: Для жен. хора с сопровожд. ф.-п. ad lib.: Op. 2, № 1 / Слова К.Р. М. [Б. г.]. 3 с.
10. Егоров А.А. Избранные хоры: Для смешан. голосов (a capella). М.; Л. 1940. 71 с.
11. Егоров А.А. Каменщик: Для двух хоров и ф.-п. / Слова В. Брюсова. [Б. г.]. 7 с.
12. Егоров А.А. Клич: Для двух голосов в сопровожд. ф.-п. / Текст Виноградова. Л.: ЛООНО, 1929. 1 с.
13. Егоров А.А. Колодники / Слова А. Толстого. М., 1955. 4 с.
14. Егоров А.А. Колокола: Романс для баритона с сопровожд. ф.-п.: f.1-fis.2: Op. 3, № 4 / Слова К.Р. СПб. [Б. г.]. 5 с.
15. Егоров А.А. Молитва: Мелодекламация с сопровожд. ф.-п. / Слова М. Лермонтова. СПб., 1914. 3 с.
16. Егоров А.А. Майский день: Для жен. хора с сопровожд. ф.-п. ad lib.: Op. 2, № 4 / Сл. Ф. Тютчева. М. [Б. г.]. 5 с.
17. Егоров А.А. Он недаром любил и страдал: Романс для высокого голоса с сопровожд. ф.-п.: d.1-a.2: Op. 3, № 3 / Слова К. Бальмонта. СПб. [Б. г.]. 5 с.
18. Егоров А.А. Парус: Мелодекламация на слова М. Лермонтова с сопровожд. ф.-п. СПб., 1914. 3 с.
19. Егоров А.А. Под балалайку: Ор. 27: (Для четырех голосов). Л., 1932. 21 с.
20. Егоров А.А. Повеяло черемухой: Для смешан. хора без сопровожд. / Слова К.Р. СПб. [Б. г.]. 4 с.
21. Егоров А.А. Повеяло черемухой: Для жен. хора с сопровожд. ф.-п. ad lib.: Op. 2, № 5 / Слова К.Р. М. [Б. г.]. 5 с.
22. Егоров А.А. Семь песенок для жен. или дет. голосов с сопровожд.ф.п.: Ор. 7. СПб. [Б. г.]. 25 с.
23. Егоров А.А. Слезы людские: Романс для высокого голоса с сопровожд. ф.-п.; e.1-a.2: Op. 3, № 1 / Слова Ф. Тютчева. СПб. [Б. г.]. 5 с.
24. Егоров А.А. Слышу ли голос твой: Романс для высокого голоса с сопровожд. ф.-п.; es.1-as.2: Op. 3, № 2 / Слова М. Лермонтова. СПб. [Б. г.]. 5 с.
25. Егоров А.А. Сочинения и переложения для хора без сопровожд. Л.: Музгиз, 1959. 36 с.
26. Егоров А.А. Тайга: Для смешан. хора a capella: Op. 44, № 2 / Стихи А. Прокофьева. М.: Искусство, 1938. 5 с.
27. Егоров А.А. Три песни для смешан. хора без сопровожд. М.; Л.: Музгиз, 1949. 12 с.
28. Егоров А.А. Три хора на стихи А. Пушкина: Для смешан. хора a capella: Op. 42. М.: Искусство, 1938. 15 с.
29. Егоров А.А. Ты моя милая: Мелодекламация с сопровожд. ф.-п.: Op. 9, № 3 / Слова Д. Ратгауза. М., 1913. 5 с.
30. Егоров А.А. Урожайная: Для смешан. хора без сопровожд.: Соч. 53 / Слова Н. Глейзарова. Л.: Музгиз,
1954. 5 с.
31. Егоров А.А. Хоры: Для смешан. хора без сопровожд. М.: Музгиз, 1955. 32 с.
32. Егоров А.А. Хоры на слова русских поэтов: Без сопровожд. / Сост. и авт. вступ. ст. Л. Анисимова. Л., 1987. 54 с.
33. Егоров А.А. Экспромт: Мелодекламация с сопровожд. ф.-п.: Op. 9, № 1 / Слова кн. Касаткина-Ростовского. М., 1913. 3 с.
34. Егоров А.А. Ярко-пурпурной зарею: Для четырехгол. жен. хора a capella или с сопровожд. ф.-п. ad libitum: Op. 4, № 2 / Слова М. Розенгейма. СПб. [Б. г.]. 5 с.
Музыкальные сочинения патриотической тематики
1. Егоров А.А. Гимн Октябрю: Для 2голосного хора с аккомп. ф.-п. Л. [Б. г.]. 2 с.
2. Егоров А.А. В дни войны: Мелодекламация с сопровожд. ф.-п.: Op. 9, № 4 / Слова Б. Репинского. М., 1913. 5 с.
3. Егоров А.А. Греми, наша песня: (Маршевая песня для хоровых кружков к кампании по перевыборам Советов) / Текст Р. Волженина. Л.: ЛОСПС, 1929. 4 с.
4. Егоров А.А. Ликуй, Октябрь!: Смешан. хор без сопровожд. / Слова И. Демьянова. - М.: Музгиз, 1949. 5 с.
5. Егоров А.А. Манифест: (Картинка): Для жен. четырехгол. хора a cappella: Op. 5 / Слова А. Майкова. СПб.: Всерос. нац. Клуб. [Б. г.]. 7 с.
6. Егоров А.А. Русь: Мелодекламация: Op. 9, № 5 / Слова Ал. Платонова. М. [Б. г.]. 5 с.
7. Егоров А.А. Мы все сыны металла и огня: Песня металлистов к X годовщине октябрьской революции: Для хора a cappella / Слова Я. Гальперина; Л.: Культотдел Райкома ВСР металлистов, 1927. 4 с.
8. Егоров А.А. Нашим героям: Шесть хоров для муж.голосов без сопровожд. Соч. 8. М. [Б. г.]. 15 с.
9. Егоров А.А. Памяти погибших: Для 4-голосного хора без сопровожд. / Текст А. Маширова-Самобытника. Л., 1933. 4 с.
10. Егоров А.А. Песня о России: Кантата для смешан. хора без сопровожд. Соч. 60 / Слова И. Никитина. М.; Л.: Музгиз, 1949. 51 с.
11. Егоров А.А. Песня о Сталине: Смешан. хор a cappella: Op. 44, № 1 / Стихи М. Рыльского; Пер. с укр. А. Прокофьева. М.: Искусство, 1938. 5 с.
12. Егоров А.А. Россия: Поэма для сопрано, чтеца, хора и оркестра. Соч. 63 / Слова А. Прокофьева. Л.: Музгиз, 1955. 56 с.
13. Егоров А.А. Привет женщинам: кантата. Для пения с ф.-п. / Слова Д. Бедного. Л.: МУЗО Ленингр. Губполитпросвета, 1926. 8 с.
14. Егоров А.А. Страна свободы: Для смешан. хора без сопровожд. / Слова С. Васильева и А. Софронова. Л., 1959. 3 с.
15. Егоров А.А. Юбилейный марш к 300-летию царствования дома Романовых: Для ф.-п. в две руки. СПб.,1912. 7 с.
16. Егоров А.А. Юбилейный марш к 300-летию царствования дома Романовых: Для ф.-п. в четыре руки. СПб., 1912. 9 с.
Обработки/аранжировки народных мелодий
1. Егоров А.А. Ах вы, сени, мои сени: Русская народная песня: Op. 30, № 2. М., 1930. 11 с.
2. Егоров А.А. Буран-бай: Сюита на темы башкирских народных песен для смешан.хора. Соч. 27. М., 1929. 11 с.
3. Егоров А.А. Волжские песни: Для хора. Соч. 31. М., 1931. 9 с.
4. Егоров А.А. Газиза: Сюита на темы татарских народных песен: Соч. 25: Для смешан.хора. М., 1929. 21 с.
5. Егоров А.А. Две народные песни для хора a capella. Соч. 32. Л.: Тритон, 1934. 20 с.
6. Егоров А.А. Камаринская: Русская народная песня: Op. 29. М., 1930. 17 с.
7. Егоров А.А. Народные песни: с предисл. / В обраб. для смешан. хора без сопровожд. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1975. 56 с.
8. Егоров А.А. Песни Казахстана: Ор. 35а: Для жен. и смешан. хора a capella. М.: Музгиз, 1934. 25 с.
9. Егоров А.А. Сюита на темы народных песен: Для смешан. хора a capella: Op. 41. М.: Искусство, 1938. 19 с.
Неопубликованные сочинения А.А. Егорова6
1. Егоров А.А. Астраханский слип. Музыка к кинофильму. Для оркестра и муж. хора. Партитура // ОР РНБ. Ф. 1131. № 99. 1936. 17 с.
2. Егоров А.А. Баллада для большого оркестра. Соч. 15. Партитура // ОР РНБ. Ф. 1131. № 70. 1912. 21 с.
3. Егоров А.А. Вальс. Соч. 76. Для смешан. хора без сопровожд // ОР РНБ. Ф. 1131. № 35. 1957. 6 с.
4. Егоров А.А. Великий сардар / Слова А. Лугина. Для смешан. хора. Соч. 52.
5. Егоров А.А. Государственный гимн РСФСР («В грозах окрепла Россия родная») / Слова С. Щипачева // ОР РНБ. Ф. 1131 № 5. 1946. 12 с.
6. Егоров А.А. Да кто ж у нас лебедин. Русская народная песня. Обработка для смешан. хора без сопро-вожд. Соч. 43 / Слова народные // ОР РНБ. Ф. 1131. № 105. 1930. 6 с.
7. Егоров А.А. Драматическая увертюра. Соч. 14. Для большого оркестра. Партитура // ОР РНБ. Ф. 1131. № 78. 1910. 30 с.
8. Егоров А.А. За мир встанем. Плакат. Для смешан. хора без сопровожд. Партитура / Слова Ф. Николаева // ОР РНБ. Ф. 1131. № 49. 1950. 3 с.
6
Составлен по: Егоров А.А. Список музыкальных произведений и научных трудов за 1907-1959 гг. // ОР
РНБ. Ф. 1131. Ед. хр. 168. 1972. 72 л.
аз Ei
О
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20
21.
22
23.
24.
25.
26
27.
28
29
30
31.
32.
33.
34
35.
36
37.
38
39.
40
41
42
Егоров А.А. Интермеццо. Для смешан. хора (без слов. закрытым ртом), без сопровожд. Соч. 76. Партитура // ОР РНБ. Ф. 1131. № 44. 1957. 2 с.
Егоров А.А. Красноармейцы. Для однородного хора без сопровожд. / Слова Н. Асеева // ОР РНБ. Ф. 1131 № 43. 1930. 2 с.
Егоров А.А. Ласточка. Для смешан. хора без сопровожд. Соч. 73 / Слова В. Мозюринас // ОР РНБ. Ф. 1131. № 46. 1950. 2 с.
Егоров А.А. Легенда про мертвое море. Поэма: Для большого смешан. хора с сопровожд. ф.-п. Соч. 20. Партитура / Слова К.Р. // ОР РНБ. Ф. 1131. № 7. 1923. 8 с.
Егоров А.А. Ленинграду. Для смешан. хора без сопровожд. Партитура / Слова О. Берггольц // ОР РНБ. Ф. 1131. № 54. 1940. 5 с.
Егоров А.А. Лес - хоровая симфония. Для большого смешан. хора с ф.-п. Партитура / Слова А. Голенищева-Кутузова. Соч. 26 // ОР РНБ. Ф. 1131. № 8. 1924. 32 с.
Егоров А.А. Меж крутых бережков. Обработка для смешан. хора с сопровожд. домры. Партитура / Слова народные // ОР РНБ. Ф. 1131. № 114. [Б. г.]. 4 с.
Егоров А.А. Могила коммунара. Романс. Для голоса с ф.-п. / Слова П.А. Аренского // ОР РНБ. Ф. 1131. № 60. 1920. 3 с.
Егоров А.А. Музыкальная картина на мотивы революционных песен для небольшого хора с сопро-вожд. ф-п. Сюита // ОР РНБ. Ф. 1131. № 11. 1920. 11 с.
Егоров А.А. Мы работники стальные. Для школьн. хора с сопровожд. ф.-п. // ОР РНБ. Ф. 1131. № 9. 1929. 2 с.
Егоров А.А. Мятельщица. Для смешан. хора без сопровожд / Слова работницы З. Уистобаевой // ОР РНБ. Ф. 1131. № 47. 1929. 2 с.
Егоров А.А. На взморье. Финская народная песня. Обработка для голоса с ф.-п. / Слова народные // ОР РНБ. Ф. 1131. № 115. 1937. 2 с.
Егоров А.А. Наше мужество и сила. Соч. 78. Для смешан. хора с ф.-п. / Слова А. Прокофьева // ОР РНБ. Ф. 1131. № 10. 1958. 3 с.
Егоров А.А. Огонь по врагам. Для смешан. хора без сопровожд. / Слова Л. Квитко, пер. Е. Благининой // ОР РНБ. Ф. 1131. № 48. 1944. 2 с.
Егоров А.А. Одиннадцать республик: сюита для хора a cappella. Соч. 50. Партитура / Слова народные разн. яз. в рус. транскрипции // ОР РНБ. Ф. 1131. № 101. 1950. 53 с.
Егоров А.А. Отчизна труда и свободы: кантата. Соч. 61. Для соло и хора с сопровожд. Клавир / Слова С. Фогельсона // ОР РНБ. Ф. 1131. № 12. 1947. 20 с.
Егоров А.А. Памяти С.М. Кирова: кантата для соло, хор и оркестра. Соч. 40 // ОР РНБ. Ф. 1131. № 13. 1935. 27 с.
Егоров А.А. Панфиловцы. Поэма для хора. Соч. 75. Эскиз. Два отрывка в 2-строчном изложении с подтекстовкой / Слова Анисимова // ОР РНБ. Ф. 1131. № 16. 1950. 3 с.
Егоров А.А. Песня дореволюционной Чувашии. Соч. 38. Обработка для смешан. хора без сопровожд. Партитура. Текст на чуваш. яз. в рус. транскр. // ОР РНБ. Ф. 1131. № 1031930. 15 с. Егоров А.А. Песня о вожде. Соч. 71. Для хора с сопровожд. Вокальная партитура / Слова С. Чикова-ни // ОР РНБ. Ф. 1113. № 17. 1951. 26 с.
Егоров А.А. Песня о Ленинграде. Для смешан. хора без сопровожд. / Слова А. Жрова // ОР РНБ. Ф. 1131. № 49. 1950. 3 с.
Егоров А.А. Песня о новых днях. Для голоса с ф.-п. / Слова В. Соловьёва // ОР РНБ. Ф. 1131. № 62. [Б. г.]. 2 с.
Егоров А.А. Песня о России: кантата. Соч. 60. Для голоса с ф.-п. // ОР РНБ. Ф. 1131. № 20. 1940. 5 с.
Егоров А.А. Песня-приветствие XXI съезду партии. Соч. 79. Для смешан. хора с сопровожд. оркестра. Партитура / Слова Н.В. Глейзарова // ОР РНБ. Ф. 1131. № 21. 1959. 5 с. Егоров А.А. Пять узбекских народных песен. Для смешан. хора. Соч. 51.
Егоров А.А. Свадьба Солнца и Весны. Опера-сказка для детей в одном действии. Соч. 23. Клавир / Текст П. Соловьевой // ОР РНБ. Ф. 1131. № 98. 1923. 24 с.
Егоров А.А. Слава Сталину! Кантата для соло, хора и оркестра. Соч. 70. Партитура / Слова А. Прокофьева // ОР РНБ. Ф. 1131. № 27. 1949. 43 с.
Егоров А.А. Слава, тебе богатырь на Неве: кантата. Соч. 74. Для смешан. хора с сопровожд. ф.-п. / Слова Бр. Кежун // ОР РНБ. Ф. 1131. № 29. 1953. 33 с.
Егоров А.А. Солнечный Узбекистан: кантата для смешан. хора на тексты узбекских поэтов. Соч. 54. Для смешан. хора без сопровожд. Партитура / Слова из Ташкентского альманаха за 1943 г. Письма узбекского народа т. Сталину и А. Лугина // ОР РНБ. Ф. 1131. № 53. 1944.
Егоров А.А. С партией великой. Для смешан. хора с ф.-п. / Слова А. Прокофьева // ОР РНБ. Ф. 1131. № 24. 1947. 4 с.
Егоров А.А. Спартак. Героическая поэма для соло, хора и оркестра. Соч. 36. Клавир / Текст М. Егоровой по одноименному роману Р. Джованьоли // ОР РНБ. Ф. 1131. № 31. 1934. 57 с.
Егоров А.А. Сюита для большого смешанного хора на темы русских народных песен. Соч. 24. Партитура для хора с сопровожд. ф.-п. / Слова народные // ОР РНБ. Ф. 1131. № 106. 1923. 2 с. Егоров А.А. Три народные песни (обработки). Для смешан. хора без сопровожд. Соч. 64 (Ходила младешенька, Вдоль да по речке) // ОР РНБ. Ф. 1131. № 125. 1946.
Егоров А.А. Три пьесы для фортепиано (Прелюдия, Экспромт, Этюд). Соч. 65 // ОР РНБ. Ф. 1131. № 85. 1947. 10 с.
43. Егоров А.А. Увертюра на мингрельские темы для большого оркестра. Набросок в клавирном изложении, с указаниями на инструментовку // ОР РНБ. Ф. 1131. № 80. 1910. 2 с.
44. Егоров А.А. Фуга (e-moll) на тему А.К. Глазунова. Для ф.-п. // ОР РНБ. Ф. 1131. № 87. 1912. 2 с.
45. Егоров А.А. Цимлянское море. Соч. 73. Для смешан. хора без сопровожд. / Слова Г. Пагирева // ОР РНБ. Ф. 1131. № 55. 1952. 5 с.
Переложения произведений разных авторов
1. Егоров А.А. - Брамс И. Венгерские танцы. Переложение для смешан. хора без сопровожд. А.А. Егорова // ОР РНБ. Ф. 1131. № 126. [Б. г.].
2. Егоров А.А. - Василенко С.Н. Ай нани. Татарская колыбельная песня. Переложение для смешан. хора без сопровожд. А.А. Егорова / Слова С.М. Городецкаго // ОР РНБ. Ф. 1131. № 100. 1930.
3. Егоров А.А. - Василенко С.Н. Звезда моя. Восточная песня. Переложение для смешан. хора без со-провожд. А.А. Егорова. Партитура / Слова С.М. Городецкого // Ор РНБ. Ф. 1131. № 100. 1930.
4. Егоров А.А. - Василенко С.В. Любовь. Старинная песня крымских татар. Переложение для смешан. хора без сопровожд. А.А. Егорова. Партитура / Слова в пер. на рус. С.М. Городецкого // ОР РНБ. Ф. 1131. № 100. 1930.
5. Егоров А.А. - Василенко С.Н. Марш Кемал паши. Турецкая походная песня. Переложение для смешан. хора без сопровожд. А.А. Егорова. Партитура / Слова в пер. на рус. С.М. Городецкого // ОР РНБ. Ф. 1131. 1930. № 100.
6. Егоров А.А. - Василенко С.Н. Напевы Востока. Песни разных народов. Переложение для смешан. хора без сопровожд. А.А. Егорова. Партитура / Слова в пер. на рус. яз. С.М. Городецкого // ОР РНБ. Ф. 1131. 1930. № 100.
7. Егоров А.А. - Василенко С.Н. Пастушья крымских чабанов. Переложение для смешан. хора без со-провожд. А.А. Егорова. Партитура / Слова в пер. на рус. яз. С.М. Городецкого // ОР РНБ. Ф. 1131. 1930. № 100.
8. Егоров А.А. - Гендель Г.Ф. Largo («Всё полно красоты»). Переложение для хора и солиста без сопровожд. А.А. Егорова / Слова М. Егоровой // ОР РНБ. Ф. 1131. [Б. г.]. № 127.
9. Егоров А.А. - Глазунов А.К. Вальс. Переложение для смешан. хора без сопровожд. А.А. Егорова. Партитура / Слова А.А. Егорова // ОР РНБ. Ф. 1131 № 128. [Б. г.].
10. Егоров А.А. - Глазунов А.К.; Лядов А.К; Соколов Н.А. Пятницы. Пьесы для струнного квартета. Полька. Переложение для четырех голосов А.А. Егорова // ОР РНБ. Ф. 1131. [Б. г.]. № 129.
11. Егоров А.А. - Книппер Л.К. Полюшко-поле. Переложение для смешан. хора без сопровожд. А.А. Егорова. Партитура // ОР РНБ. Ф. 1131. 1930. № 135.
12. Егоров А.А. - Николаев Л.В. Гимн Октябрю. Переложение для смешан. хора без сопровожд. А.А. Егорова / Слова А. Прокофьева // ОР РНБ. Ф. 1131. 1940. № 137. 1940.
13. Егоров А.А. - Плотников Б. Сладким запахом сирени. Переложение для смешанного хора без сопровождения А.А. Егорова // ОР РНБ. Ф. 1131. [Б. г.]. № 138.
14. Егоров А.А. - Римский-Корсаков Н.А. Восточная песня. Переложение для муж. хора без сопровожд. А.А. Егорова. Слова А. Кольцова // ОР РНБ. Ф. 1131. [Б. г.]. № 139.
15. Егоров А.А. - Сен-Санс К. Лебедь. Переложение для смешан. хора с сопровожд. ф.-п. А.А. Егорова // ОР РНБ. Ф. 1131. [Б. г.]. № 141.Егоров А.А. - Соловьёв-Седой В.П. С добрым утром, комсомольцы. Переложение для смешан. и дет. хора без сопровожд.я А.А. Егорова / Слова А. Чуркина // ОР РНБ. Ф. 1131. 1950. № 142.
16. Егоров А.А. - Сорокин В.К. Здравствуй, Кировский завод! Переложение для смешан. хора без сопро-вожд. А.А. Егорова / Слова А. Чуркина // ОР РНБ. Ф. 1131. 1950.
17. Егоров А.А. - Феркельман М.Я. Ленинградский вальс. Переложение для солиста и смешан. хора без сопровожд. А.А. Егорова / Слова С. Фогельсова // ОР РНБ. Ф. 1131. [Б. г.]. № 145. 5 с.
18. Егоров А.А. - Фрадкин М.Г. Песня о Днепре. Переложение для солиста и смешан. хора без сопрово-жд. А.А. Егорова / Слова Е. Долматовского // ОР РНБ. Ф. 1131. 1950. № 147.
19. Егоров А.А. - Чайковский П.И. Спящая красавица. Балет. Вальс. Переложение для смешан. хора без сопровожд. А.А. Егорова // ОР РНБ. Ф. 1131. [Б. г.]. № 148.
20. Егоров А.А. - Шопен Ф. Марш. Похоронный марш. Переложение для школьн. хора с сопровожд. ф.-п. А.А. Егорова // ОР РНБ. Ф. 1131. 1950. № 149.
21. Егоров А.А. - Шуберт Ф. Ave Maria. Переложение для хора с солистом без сопровожд. А.А. Егорова / Рус. текст А.Н. Плещеева // ОР РНБ. Ф. 1131. [Б. г.]. № 150.
Научные труды
1. Егоров А.А. Антологический сборник узбекистанской хоровой литературы - рукопись. - 1943. (нет в ор.)
2. Егоров А.А. Основы хорового письма. - Л.; М.: Искусство, 1939. - 172 с.
3. Егоров А.А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин: пособие для педагогов консерваторий. - Л.: Музгиз, 1958. - 187 с.
4. Егоров А.А. Пособие к практическому изучению гармонического сольфеджио (для дирижерско-хоровых отделений консерваторий) // ОР РНБ. - Ф. 1131. - 1958. - № 163. - 131 с.
5. Егоров А.А. Сборник статей по вопросам художественного пения и техники дирижирования // РГАЛИ. - Ф. 2077. - Оп. 3. - Ед. хр. 43. [Б. г.]. Ркп.
6. Егоров А.А. Теоретический и практический курс музыкального диктанта: пер. с фр. А. Лавиньяка // ОР РНБ. - Ф. 1131. № 166. - 130 с.
аз О
7. Егоров А.А. Теории и практика работы с хором. - Л.; М.: Музгиз, 1951. - 239 с.
8. Егоров А.А. Хоровое пение в Узбекистане // Парадигма: философско-культурологический альманах. Вып. 40. - СПб., 2024. - С. 75-90.
9. Егоров А.А. Хоровая хрестоматия // РГАЛИ. - Ф. 2077. - Оп. 3. - Ед. хр. 43. - 1948. Ркп.
10. Егоров А.А. Этюды для курса техники дирижирования // РГАЛИ. - Ф. 2077. - Оп. 3. - Ед. хр. 43. - 1947. Ркп.
Список литературы:
[1] Гомель. Энциклопедический справочник / И.П. Шамякин [и др.]. - Минск: Белорусская советская энциклопедия, 1991. - 527 с.
[2] Егоров А.А. Воспоминания о Петербургской-Петроградской-Ленинградской консерватории // ОР РНБ. - Ф. 1131, № 156, 26 л.
[3] Егоров А.А. Пособие к практическому изучению гармонического сольфеджио (для дирижерско-хо-ровых отделений консерваторий) // ОР РНБ. - Ф. 1131, № 163, 131 л.
[4] Егоров А.А. Хоровое пение в Узбекистане // Парадигма: философско-культурологический альманах. - 2024, № 40. - С. 75-90.
[5] Михайлов К. Из истории кафедры хорового дирижирования // Малоизвестные страницы истории консерватории: альманах. - 2006, вып. 7. - С. 21-26.
[6] Орлова Н.Х., Ушакова А.В. Значение творческой деятельности А.Ф. Львова в становлении музыкальной духовной культуры // Культурное наследие России: научно-информационный журнал. -2024, № 1. - С. 100-105.
[7] Трубинов П. К 120-летию А.А. Егорова. 2007. - Интернет-ресурс. Режим доступа: Ы!р8://каре11апш. ги/паше8/1907^огоу/ (29.08.2024).
сч сэ сч
о
3 о