ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Компоненты субъектной позиции педагога в процессе дополнительного профессионального образования
Казак Е.Г.
Казак Екатерина Геннадьевна /Kazak Ekaterina Gennadjevna - кафедра начального и дошкольного образования, доцент Приморский краевой институт развития образования, г. Владивосток
Аннотация: актуальность темы обусловлена необходимостью развития у педагогов способностей к самоорганизации, саморазвитию, повышения степени самостоятельности, рефлексивности, творческой активности обучающихся педагогов, т.е. развития их субъектной позиции в образовательной деятельности. Уточнение компонентов субъектной позиции педагога в процессе дополнительного профессионального образования позволит создать модель ее развития.
Ключевые слова: субъектность, субъектная позиция, компоненты, педагог, дополнительное профессиональное образование.
Keywords: subjectivity, subject position, components, teacher, additional vocational training.
Изменение условий современной российской действительности привело к необходимости появления педагога, сформировавшегося как постоянно развивающаяся профессионально компетентная личность с собственной активной субъектной позицией. Именно субъектная позиция придает педагогу социальную и профессиональную устойчивость, повышает его конкурентоспособность, помогает осознанно выстраивать этапы своего профессионального пути и противостоять профессионально--личностным деформациям.
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов, разработанных на основе методологии системно-деятельностного подхода, определило особенно актуальную сегодня проблему формирования субъектности обучающегося в образовательной деятельности.
Осуществлять образовательный процесс, способствующий формированию субъектной позиции будущих специалистов и рабочих может преподаватель или мастер производственного обучения, который сам способен к саморазвитию и продуктивной самореализации в профессии.
Необходимость формирования и развития у педагогов способностей к самоорганизации, саморазвитию, умений самостоятельно усваивать постоянно обновляющуюся информацию, побуждает к разработке теории и методики дополнительного профессионального образования (ДПО), обеспечивающих возрастание степени самостоятельности, рефлексивности, творческой активности обучающихся педагогов, реализацию и развитие их субъектной позиции в образовательной деятельности. Программы ДПО обеспечивают взаимосвязь между профессиональной и образовательной деятельностью педагога. То, насколько педагог сможет проявить свою субъектную позицию при обучении по программам ДПО, будет зависеть насколько он сможет проявить себя как субъект в профессиональной деятельности, так как основой профессионального роста и становления является активное и заинтересованное отношение к своему образованию.
Проблема человека как субъекта деятельности и жизнедеятельности занимают в отечественной психологии и педагогике одно из ведущих мест среди актуальных направлений научного поиска. Проблемы субъекта, субъектности рассматривались в работах ведущих ученых К. А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Д. Н.Узнадзе и др.
В настоящее время субъектный подход к исследованию психологической реальности становится приоритетным. Субъектность приобретает статус методологического принципа и одновременно является предметом изучения. Анализируются феномены субъектности (труды В. А. Петровского, В. И. Слабодчикова, И. С. Якиманской и др.), компоненты субъектного опыта (А. К. Осницкий), механизмы субъектности (В.А.Татенко); изучаются закономерности развития субъектного начала человека в онтогенезе (К.А. Абульханова-Славская, М.Э. Боцманова, В. И. Слабодчикова, Г.А. Цукерман), принципы организации образовательных систем, развивающих субъектность (В.В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконина и др.).
Разработаны и представлены в трудах С.Г.Вершловского, М.Т.Громковой, И.А. Колесниковой, А.И.Кукуева, Ю.Н.Кулюткина, Е.П.Тонконогой и др., теоретические и практические основы обучения взрослых, предполагающие совместную деятельность субъектов андрагогического процесса.
Таким образом, можно утверждать, что существуют определенные теоретические и практические предпосылки для научного решения проблемы развития субъектной позиции педагога в процессе дополнительного профессионального образования. Представлены разные модели развития субъектности и субъектной позиции личности, однако, имеющиеся исследования преимущественно посвящены проблемам становления и формирования субъектности и субъектной позиции обучающихся в системе общего и основного профессионального образования.
Проблема реализации и развития субъектности взрослых в процессе дополнительного профессионального образования, разработана гораздо в меньшей степени, аспект развития субъектной позиции учителя в процессе повышения квалификации изучен недостаточно.
Для построения модели развития субъектной позиции педагога в процессе дополнительного профессионального образования необходимо определить ее компоненты.
В исследовании Аксеновой Г.И. [1] в качестве компонентов субъектной позиции будущего учителя представлены: мотивационно-ценностный, отношенческий и регулятивно - деятельностный.
В ее работе мотивационно-ценностный компонент представляет собой ценностные ориентации, профессиональные мотивы и профессиональную направленность.
Отношенческий компонент содержит следующие критерии: самоотношение, отношение к личности ребенка, отношения в системе «преподаватель-студент», отношения в системе «студент учебная группа».
Регулятивно-деятельностный компонент представлен следующими критериями: способность к управлению собственной жизнедеятельностью, способность к управлению собственной личностью, способность к самоуправлению поведением.
Еще один подход к описанию компонентов субъектной позиции педагога представлен в работе Лебедева А.С. [3], выделившего мотивационно-ценностный, когнитивно-творческий и регулятивно-деятельностный компоненты. По его мнению, мотивационно-ценностный компонент содержит следующие критерии: осознанный выбор профессии, стремление к творческой реализации в профессионально-ориентированной деятельности, устойчивый интерес к профессиональному знанию. Когнитивно-творческий компонент представлен самостоятельным творческим мышлением, самосознанием, знанием о сущности и содержании профессиональной деятельности. Регулятивно-деятельностный компонент содержит активность (инициативность и ответственность), самостоятельность личности в постановке целей, организации творческой деятельности, проверке ее результатов, рефлексию, самоуправление.
В своем исследовании Кузнецова И.Ю. [2] предлагает выделить следующие содержательные компоненты субъектной позиции педагога в процессе дополнительного профессионального образования: мотивационно-ценностный, регулятивно-деятельностный, рефлексивно-оценочный.
Мотивационно-ценностный компонент субъектной позиции педагога представляется в выраженной потребности в саморазвитии, внутренней мотивации к учению, осознании профессионально значимых образовательных потребностей, заинтересованном отношение к образовательной деятельности, отношении к себе как активному субъекту образовательной деятельности, удовлетворенности результатами обучения на курсах, стремлении к самообразованию и саморазвитию.
Регуляторно-деятельностный компонент характеризуется способностью к самоопределению, формулированию образовательного запроса, осознанному, обоснованному выбору содержания и способов образовательной деятельности; проектированием собственной образовательной деятельности, составлением индивидуальной образовательной программы; избирательной активностью в образовательной деятельности, инициативностью, ответственностью за результаты обучения, самостоятельность, способностью к саморегуляции, способностью к партнерскому взаимодействию с коллегами и преподавателями.
Рефлексивно-оценочный компонент представляет собой способность к анализу и самооценке профессиональной и образовательной деятельности и ее результатов; умение устанавливать связь между содержанием обучения на курсах ПК и практической деятельностью, рефлексивное отношение к своим действиям и достижениям в образовательно-профессиональной деятельности.
Как видим, однозначного понимания сущности субъектной позиции педагога и однозначных оснований для выделения компонентов и критериев субъектной позиции педагога нет.
Вслед за Кузнецовой И.Ю., в качестве компонентов субъектной позиции педагога для своего исследования можем определить мотивационно-ценностный, регулятивно-деятельностный и рефлексивно -оценочный.
В нашем понимании мотивационно-ценностный компонент включает следующие критерии: ценностные ориентации, учебно-познавательные мотивы, профессиональные мотивы; регулятивно-деятельностный компонент включает: способность к управлению жизнедеятельностью и способность к управлению поведением; рефлексивно-оценочный компонент включает способность к анализу и самооценке профессиональной и образовательной деятельности.
Литература
1. Аксенова Г.А. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис.
докт. пед. наук / Г. И. Аксенова. М.: Изд. МПГУ, 1998. с.44.
2. Кузнецова И.Ю. Андрогогические условия развития субъектной позиции педагога в процессе повышения
квалификации: Дис. канд. пед. наук: Кемерово, 2011.с.34.
3. Лебедев А.С. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности у студентов педколледжа: Дис. канд.
пед. наук: 13.00.01. М., 2001.179с