УДК 301.85:15
КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
© О. В. Плешакова
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского Россия, г. Пенза, 440026, ул. Лермонтова, 37.
Тел.: +7902 203 33 22.
E-mail: [email protected]
В статье разработана и описана авторская модель психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника, которая включает пять компонентов: мотивационный, ориентационный, операциональный, личностный, рефлексивный. Выделены их содержательные критерии. Все компоненты рассматриваются как единая система, где системообразующим является личностный компонент. Теоретическая модель может быть использована в практической деятельности по подготовке специалистов по социальной работе.
Ключевые слова: психологическая готовность к профессиональной деятельности,
социальная работа.
Психологическая готовность человека к профессиональной деятельности относится к числу активно разрабатываемых проблем в педагогической психологии. Изучая этот феномен, многие ученые (Г. М. Андреева, Е. М. Борисова, Л. С. Выготский, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, Е. П. Ильин, В. А. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский, А. Н. Леонтьев, В. М. Минияров, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн,
A. Адлер, Э. Берн, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон) пришли к выводу, что психологическая готовность человека к определенному виду деятельности как личностное новообразование имеет сложную структуру и специфика психологического содержания ее компонентов определяется содержательным контекстом сферы проявления, а также особенностями самой личности, ее возможностями, направленностью, активностью, своеобразием ее внутреннего мира.
Существенным для нас является то, что в современных исследованиях ученые особо подчёркивают, что психологическая готовность к любому виду профессиональной деятельности (в том числе и к профессиональной деятельности социального работника) - это, прежде всего, совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от текущих ситуаций (В. Г. Асеев, М. И. Дьяченко, Е. И. Ильин, Л. А. Кандыбович, В. А. Коротков, А. В. Крутецкий,
B. С. Мерлин, В. Д. Шадриков). Через мотивы осуществляется взаимодействие личности с окружающей средой и социальными условиями (В. Н. Дружинин, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе).
Положительная мотивация и психологическая готовность к профессиональной деятельности диалектически взаимосвязаны, обусловливая развитие друг друга. Осознание этой взаимосвязи делает процесс подготовки будущих специалистов осознанным и целенаправленным, в котором, как справедливо отмечает К. М. Дурай-Новакова, психологическая готовность к профессиональной деятельности - это не только результат подготовки, но и ее цель [1].
Выделение мотивационного компонента в составе психологической готовности к профессио-
нальной деятельности социальных работников, на наш взгляд, необходимо и оправдано.
Определение структуры мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности является одной из наиболее актуальных проблем в области мотивации, так как от ее решения зависит нахождение эффективных путей формирования самого мотивационного компонента.
В работах В. Г. Асеева присутствуют два определения структуры мотивационного компонента готовности к деятельности: в более широком контексте она характеризуется двумя составляющими ее сторонами - содержательной и динамической; в более узком - потребностью в деятельности и внешним по отношению к деятельности мотивом, который «определяет конкретную целевую установку» [2, С. 104-105]; противоречивое единство этих двух составляющих является движущей силой всякой конкретной деятельности.
По мнению Л. И. Божович, в структуру мотивационного компонента включаются потребности и мотивы, различающиеся не только по содержанию и динамическим свойствам, но и по строению - непосредственные, где побуждение идет от потребности, или опосредствованные сознательно поставленной целью [3].
Иного мнения о строении мотивационного компонента придерживается А. К. Маркова, которая пишет о том, что мотивацию к учению составляют четыре вида побуждений: значения и смыслы; потребности; цель; интерес как форма проявления значений и смыслов, потребностей и целей [4].
Проведенные исследования позволяют предположить, что составляющими структуры мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности являются положительное отношение к профессии и стремление к достижению успеха в ней (М. И. Дьяченко, Л. А. Кан-дыбович, В. А. Коротков, А. В. Крутецкий).
Целенаправленное усвоение знаний и умений, необходимых для профессиональной деятельности социального работника, способствует развитию у
студентов субъектности в познавательной деятельности (М. И. Дьяченко, Е. Ю. Райкова, Н. Г. Храмова и другие), осознанному формированию образа своего профессионального будущего (Е. А. Климов, В. А. Коротков и другие). Примечательно, что важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является «образ мира» профессионалов, который у представителей разных профессий складывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение профессионалов, а также на образ своего места в мире [5]. Становится очевидным, что четкий «портрет» личности социального работника в сознании студента является осознанной целью последовательного изменения собственной личности в процессе подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности [6].
Это делает необходимым выделение в составе психологической готовности к профессиональной деятельности социальных работников ориентационного компонента, который раскрывается в знаниях студентов о требованиях, предъявляемых к личности социального работника; в сформированности образа социального работника в представлениях студентов, что подчеркивают М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбо-вич, Е. А. Климов, Л. М. Митина, Р. Сарри, Ш. К.
Хиндука, Н. Г. Храмова, Н. Б. Шмелева, А. В. Юпи-тов и другие.
Образ личности социального работника включает его психологические характеристики и профессиональные психолого-педагогические качества, которые обусловлены содержанием и спецификой социальной работы как особого вида профессиональной деятельности, науки и учебной дисциплины.
Социальная работа направлена на удовлетворение гарантированных прав и социальных потребностей человека, семьи, какой-либо группы или сообщества. А специфика профессиональной социальной работы, обусловленная повседневной вероятностью экстремальных ситуаций, требует сформированно-сти у специалиста по социальной работе глубоких эмоционально-личностных регуляторов поведения и деятельности, таких, как ценностные ориентации [7, С. 36].
На основе анализа различных взглядов ученых всего мира были разработаны требования к поведению, деятельности, профессионально значимым качествам личности специалиста по социальной работе, которые зафиксированы в ряде кодексов этики социальных работников: Кодекс этики социальных работников Национальной ассоциации социальной работы (США), «Этика социальной работы: принципы и стандарты» (Международная федерация социальных работников), Российский кодекс этики социальных работников и др.
Таким образом, исходя из содержания, специфики и ценностей социальной работы, мы можем выделить психологические характеристики и профессионально-нравственные качества, составляющие ориентационный компонент психологической
готовности к профессиональной деятельности социального работника:
- соответствие гуманистического потенциала личности данному роду деятельности;
- активная позиция в обучении и стремление к постоянному повышению уровня профессионализма и профессиональных знаний, профессиональная честность;
- набор таких личностных качеств, как ответственность, коммуникабельность, терпимость, оптимистичность, мобильность, тактичность, доброжелательность, общительность, чуткость, добродушие, энтузиазм, самостоятельность, уравновешенность, толерантность, милосердие, эмпатия и тому подобные.
Конечно, кроме представлений о том, каким должен быть социальный работник, какими личностными и профессионально-нравственными качествами он должен обладать, студент должен владеть профессионально-важными умениями и соответствовать «образу социального работника» для дальнейшей успешной трудовой деятельности. Поэтому считаем обоснованным выделение операционального компонента психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника, который характеризуется степенью владения психологическими знаниями и приемами, необходимыми для будущей профессиональной деятельности. Эту точку зрения разделяют такие авторы, как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Б. И. Додонов, М. И. Дьяченко, В. В. Знаков, А. В. Крутецкий, С. В. Кондратьев, Н. Д. Левитов, Е. Ю. Райкова, С. Л. Рубинштейн, Г. А. Томилина и другие.
Набор этих знаний и умений отражен в Федеральном законе о работниках социальной службы РФ, Государственном образовательном стандарте по специальности 350500 - социальная работа и про-фессиограмме специалиста по социальной работе.
Обязательными для социального работника являются знания:
- о законах, закономерностях и механизмах развития психики;
- теории типизации личности;
- о возрастных и половых особенностях развития личности;
- об особенностях развития личности с ограниченными возможностями;
- теории психологии общения (социальному работнику приходится иметь дело с самыми разнообразными людьми: тихими, застенчивыми и бурно, порой агрессивно, выражающими свои чувства; замкнутыми, недоверчивыми и словоохотливыми; ищущими правду, справедливость и стяжателями и т. д. Важно к каждому из них найти подход, «расположить их к себе», дать возможность «раскрыть душу», «впустить» постороннего человека в свой внутренний сокровенный мир. Будущему профессионалу важно быть компетентным в общении.
Полученные теоретические знания помогут будущему специалисту овладеть рядом умений и на-
выков, необходимых для реализации практической профессиональной деятельности:
- коммуникативные навыки (владение методами и способами общения на разных уровнях);
- навыки эмпатийного общения;
- умение давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т. п.);
- владение приемами психодиагностики, психологического консультирования, социально-психологической коррекции;
- умение реагировать на конфликтную ситуацию и разрешать ее.
Таким образом, операциональный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника включает в себя изучение современных психологических теорий и методов, выработку умений и навыков выделения психологических составляющих различных социальных явлений, овладение простейшим психологическим инструментарием взаимодействия с людьми (коммуникативные навыки; навыки эмпатийного общения; навыки поведения в конфликтных ситуациях).
Умение оперировать полученными специальными знаниями во внутреннем плане своего индивидуального сознания дает студентам возможность получать ситуативные и перспективные сведения об объектах и общей социальной среде, возможность предвидеть последствия своего профессионального взаимодействия, планировать свою профессиональную деятельность, формировать индивидуальноличностное представление о картине мира и выработать собственный стиль профессиональной деятельности для максимальной ее эффективности.
Многие ученые в своих трудах отмечали, что успешность трудовой деятельности во многом зависит от совпадения содержания и направленности системы смысложизненных ценностей индивида и выбора адекватной этому смыслу деятельности (Е. Ю. Райкова, Н. Г. Храмова и другие); от полноты знаний индивида о себе, о своих профессиональных перспективах (Е. А. Климов, А. В. Крутецкий, В. М. Минияров и другие). Это совпадение проявляется в индивидуально-характерологических особенностях студента, соответствующих выбранной профессиональной деятельности, и приобретает большое значение, когда речь идет о профессиональной деятельности в сфере "человек-человек", поскольку для данного вида профессий, в том числе для социальной работы, предметом трудовой деятельности выступает человеческая личность. Поэтому будущему социальному работнику необходимо в период обучения составить четкое представление о своей личности, ее качествах и способности осуществлять выбранную профессиональную деятельность. Эти представления и сформированный образ социального работника в сознании студента дадут ему возможность для последовательных личностных изменений с целью большего развития тех качеств лич-
ности, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к социальному работнику.
Таким образом, считаем необходимым выделение личностного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника как системообразующего. Он проявляется в индивидуально-характерологических особенностях студента как субъекта деятельности и определяется содержанием и направленностью системы его смысложизненных ценностей (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. М. Миния-ров, С. Л. Рубинштейн, Э. Фромм и другие). Многие ученые (Л. И. Божович, В. М. Минияров, Е. Ю. Райкова, Н. Г. Храмова и другие) отмечали в своих исследованиях, что личностные особенности являются системообразующим компонентом в психологической готовности к профессиональной деятельности: «Чем выше уровень развития человека, тем богаче его личностный потенциал и наоборот... Слабая сформированность личностных качеств порождает неудовлетворённость трудом, снижает мотивацию профессионального роста» [3, С. 47].
К профессионально важным качествам, составляющим личностный компонент социального работника, мы относим следующие: ответственность; терпимость к взглядам и мнениям других; умение прощать другим их ошибки и заблуждения; честность; искренность; чуткость; умение понять и уважать чужую точку зрения; трудолюбие; организаторские способности; принципиальность; наблюдательность; коммуникабельность; корректность; эмпатию; толерантность; самостоятельность; умение видеть и оценивать ситуацию с различных сторон и другие.
Знание себя как личности приводит к пониманию себя как субъекта будущей профессиональной деятельности, пониманию другого (клиента социальной службы как объекта профессиональной деятельности социального работника), что является непременным условием формирования психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника. Поэтому мы выделяем рефлексивный компонент в структуре психологической готовности социального работника к профессиональной деятельности.
Рефлексивный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности раскрывается в адекватной самооценке соответствия системы личностных качеств с требованиями, предъявляемыми к личности, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности, а также умении постоянно оценивать и анализировать восприятие себя другими людьми. Это подчеркивают в своих исследованиях М. В. Демиденко, М. И. Дьяченко, К. М. Дурай-Новакова, Л. А. Кандыбович, Е. А. Климов, А. В. Крутецкий, А. В. Массанов, В. С. Мерлин и другие.
Для социального работника рефлексия как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, осознание действующим субъектом того, как он в действительности воспри-
нимается и оценивается другими индивидами или общностями, является важным аспектом профессиональной деятельности.
В процессе обучения рефлексия помогает студенту получить обобщенное знание о мире и себе (А. Бандура, И. С. Кон, М. И. Лисина, Д. В. Ольшанский), помогает заметить противоречивость, взаимную несовместимость некоторых своих мыслей, поступков и принципов, что, в свою очередь, активизирует внутренний диалог, превращая самопознание и самовоспитание в сознательное закрепление новых желательных элементов поведения. Это выражается в усвоении специальных знаний, умений и профессиональных ценностей в процессе обучения с последующей их аккомодацией в личностные свойства, профессиональные навыки и собственную систему смысложизненных ценностей студента. Интериори-зация этих знаний и ценностей совершается не только переходом во внутренний план сознания в виде умственных действий, но и рефлексивным путём осмысления полученной информации.
По мнению Г. Р. Харре, необходимость в рефлексии как средстве когнитивного освоения ситуации взаимодействия возникает в асимметричных ситуациях (обучение, руководство), в ситуациях конфликта, групповой дискуссии, ведения переговоров. Ученый особо подчеркивает роль рефлексии в проблемных эпизодах социальной жизни, когда действия человека не регулируются правилами, а он сам вынужден конструировать свое поведение [8, С. 15]. Для работника в сфере социального обслуживания населения подобные проблемные ситуации являются обычными рабочими моментами.
Особый акцент в деятельности социального работника делается на понимании того, что думает клиент, какова его персональная ситуация, требующая определенной стратегии и тактики, а также в чем уникальность человека, его персонального опыта, социально-психологических характеристик. Не менее важно определенное влияние социального опыта, событий жизни индивида на его психологический облик, эволюцию этого облика, оценка влияния последнего на решение проблем жизнесущест-вования личности.
При этом социальный работник должен учесть собственные психические способности и динамику развития отношений с клиентом, возможности контактов с людьми из его окружения, динамики и характера их взаимозависимости с подопечным. Принципиальное значение в данном контексте отношений, взаимодействия социального работника и клиента имеет учет индивидуального опыта, психологического склада, уникальности личности того, кому оказывается помощь.
Принимаемые социальным работником решения в процессе трудовой деятельности касаются не только той ситуации, с которой пришел клиент в социальную службу, а всей его жизни. Возможно, от
принятого решения будет зависеть направление, «жизненный вектор» клиента. То есть социальный работник должен осознавать ответственность не только за принимаемые решения, но и за их последствия. Так, С. Л. Рубинштейн отмечал, что рефлексия определяет нравственную позицию личности, ответственность в моральном плане за все содеянное и упущенное [9]. Рефлексия помогает понять, что почувствовал другой человек после моего поступка. Отражением рефлексивного взгляда на социальное поведение является евангельская заповедь: «Не сотвори другому того, чего себе не желаешь».
Таким образом, рефлексия развивает способность адекватно оценивать себя и других; находить причины своих и чужих неудач и преодолевать их (а не сваливать все на обстоятельства); находить рациональные моменты в своей и чужой деятельности и развивать их; мыслить диалектически, охватывая противоположности в их единстве, а не впадать в крайности.
Следовательно, психологическую готовность к профессиональной деятельности социальных работников можно определить как личностное новообразование, которое проявляется в период обучения через целенаправленное развитие и изменение личности для эффективного выполнения будущей профессиональной деятельности посредством осознанного мотивированного приобретения студентом профессиональных знаний, умений и навыков, формирования у него образа социального работника.
Покомпонентный анализ психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника может быть использован при составлении учебных программ и планов подготовки специалистов по социальной работе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис.доктора педагог.наук. М.: 1983. - 356 с.
2. Асеев В. Г. К структуре мотивации деятельности // Проблема деятельности в советской психологии (Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду Общества психологов). М., 1977. С. 100-105.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 351 с.
4. Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопр. психол. 1980. № 5. С. 47-59.
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
6. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Уч. пос. для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
7. Основы социальной работы: Уч. пос. для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. М.: Изд. центр «Академия», 2004. -288 с.
8. Демиденко М. В. Психология рефлексии. Учебно-методическое пособие. Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2004. - 102 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
Поступила в редакцию 02.08.2007 г.