ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 371.4
КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Е.В. Какалина
В статье рассматриваются модель создания и развития воспитательного пространства в системе открытого образования и его компоненты, единство процессов воспитания и обучения, взаимодействие всех сред, в которых происходит жизнедеятельность студентов.
Ключевые слова: воспитательное пространство, система открытого образования.
Свободное развитие индивидуальности является условием развития и эволюции общества. Для открытой системы образования данное положение является основным фактором. Классическая модель образования предполагает жесткие нормы, которые формируют личность по определенным стандартам, не полностью раскрывая человеческую индивидуальность. Личность должна быть вовлечена в обширный открытый мир, что позволяет ей реализовать свои потенциальные возможности. Системе открытого образования присущ процесс самоорганизации, где личность и проявляет свою индивидуальность.
Совместное творческое освоение мира, где участники образовательно-воспитательного процесса объединяются в единую структуру, которая обладает свойствами функционального ориентированного учебновоспитательного пространства, позволяет осуществить наиболее оптимальные образовательные и воспитательные механизмы для каждой личности.
При рассмотрении процесса образования как открытого, творческого, в который включены разные составляющие (передача знаний, умений, навыков, формирование отношения человека к миру, обретение смыслов, самовыражение, социальное творчество), обучение и воспитание предстают как единое целое, которое сложно разделить.
Специфика открытой системы образования заключается и в том, что образователь-
ная система должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в современную эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека.
По нашему мнению, сегодня важно по-новому взглянуть на методологию и практику организации учебно-воспитательного
процесса в системе открытого образования. Необходимо пересмотреть стили и методы педагогического взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса и выработать новые подходы к проектированию воспитательного пространства в системе открытого образования, призванного способствовать формированию целостного восприятия личностью окружающего социума.
Одной из основных идей нами предлагается идея создания и развития целостного воспитательного пространства в системе открытого образования и его составляющих компонентов, единство процессов воспитания и обучения, взаимодействие всех сред, в которых происходит жизнедеятельность студентов. Целостное воспитательное пространство - организованная жизнедеятельность студентов, формирующая интеллектуальнонравственную свободу и реализующая в единстве все компоненты содержания воспитания (культура, опыт практической деятельности, эмоционально-ценностные отно-
шения к окружающему миру и др.). Вхождение студента в целостное воспитательное пространство открытого образовательного учреждения позволяет избежать деформации, унификации личности и обеспечить условия для ее реализации.
Реализацию подхода мы характеризуем следующими положениями: организация
воспитания не как совокупности мероприятий, а как целостной системы жизнедеятельности педагогов и студентов; осуществление воспитания в контексте национальной культуры; поддержка индивидуальности и самобытности личности, развитие его субъективных свойств; существенное повышение педагогической культуры педагогов.
Целью создания модели воспитательного пространства в системе открытого образования является формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности с определенной гражданской позицией, ответственной за принятие решений, развитой информационной культурой, культурой социального поведения с учетом открытости общества, роста динамики изменений.
Задачами формирования воспитательного пространства в системе открытого образования выступают:
- превращение воспитания в специально организованный процесс формирования социально значимых ценностей, гражданских и профессиональных качеств;
- создание условий для формирования воспитательного пространства: использование вузовских традиций, повышение воспитательного потенциала учебных занятий, профилактика негативных деструктивных форм поведения;
- разностороннее развитие личности
путем включения в основные виды деятельности (образовательной, воспитательной,
практической, инновационной, трудовой и др.) и общения, что сделает реальным его самоопределение и самореализацию в обществе;
- оказание помощи в развитии информационной культуры, в освоении социальнокультурного опыта, способов деятельности, нравственных норм, ценностей, отношений, затрагивающих все стороны личности;
- создание условий для самовыражения и саморазвития личности в общественнополитической, духовной, спортивной и других сферах.
На рис. 1 представлена разработанная модель формирования воспитательного пространства в системе открытого образования.
Рис. 1. Педагогическая модель воспитательного пространства в системе открытого образования
В структуру модели воспитательного пространства в системе открытого образования мы включили следующие основные уровни: 1) личностный уровень, 2) уровень образовательного учреждения (на примере Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина), 3) региональный уровень.
Личностный уровень - это уровень, на котором воспитательное пространство в системе открытого образования рассматривается как результат освоения человеком воспитательного окружения, личность включается в различные воспитательные события, так или иначе окружающие его профессиональную деятельность и жизнедеятельность.
Воспитание на уровне учреждения образования мы рассматриваем как воспитывающую среду, понимая ее как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности.
Региональный уровень воспитательного пространства в системе открытого образования мы рассматриваем как сеть отношенческих связей в области воспитания и образования, обеспечивающую каждому человеку возможность включения в воспитательнообразовательный процесс на любом этапе его жизни, ограниченную социально-экономической целостностью территории, наличием общей субкультуры в области воспитания.
Рассмотрим содержание компонентов, входящих в структуру рассматриваемой модели. Выделим четыре формы воспитательной деятельности: формальное воспитание, неформальное воспитание, внеформальное воспитание и информальное воспитание.
Под формальным воспитанием мы понимаем иерархически структурированную, хронологически очерченную воспитательнообразовательную систему, идущую от учреждений начального уровня образования до учреждений высшего и послевысшего образования [1]. Сегодня одной из основных проблем является продолжающаяся тенденция посвящать больше времени, выделять ресурсов и больше заботиться о формальном (академическом) воспитательно-образовательном секторе. Само по себе это положительно, но слишком много школьных и вузовских систем отдают приоритет передаче знаний, нежели структурированию личности или обретению ценностей. Неформальное и формаль-
ное воспитание недостаточно финансируются, концентрируясь, в свою очередь, слишком сильно на формальном воспитании.
Неформальное воспитание мы рассматриваем как процесс, посредством которого индивидуум обретает общественные установки и ценности из повседневного опыта, такого как семья, друзья, группы сверстников, средства массовой информации и других факторов влияния на личность.
Однако семья сегодня склонна давать -или даже насаждать - своим детям большую независимость в раннем возрасте, не обучая их автономии, чтобы управлять такой независимостью. Свободное время скорее учит знать цену вещи, чем доводит жизненные ценности. Группы сверстников играют чаще наиболее влиятельную роль в решениях и поведении молодой личности. Общество, так или иначе, подталкивает вступать молодых людей в ту или иную группу (молодежные общественные движения, партии, дворовые компании и т. д.).
Внеформальное воспитание представляет собой систему разнообразных общественных организаций, клубов по месту жительства и интересам, спортивные секции и творческие союзы, национально-культурные и религиозные сообщества, охватывающие весь спектр гражданского общества [2]. Данная форма воспитания рассматривается в качестве дополнения к формальному и неформальному воспитанию и в качестве особого инструмента и системы, которая воспитывает, учит автономии и способствует развитию систем ценностей. Внеформальное воспитание играет особую роль: это не повторение или замена того, что происходит в вузе, дома или любом другом учреждении, влияющем на развитие молодой личности. Система внеформального воспитания находит собственную нишу во всем спектре видов работы с молодежью. Она организована и имеет свою структуру с особым воспитательным предложением, что включает в себя четко определенный метод.
Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои спо-
собности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя. Такое воспитание мы назовем самовоспитанием или ин-формальным воспитанием.
Этот процесс является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей [3].
Каждый из этих четырех форм воспитания играет определенную роль, дополняя остальные три, и все они необходимы для получения желаемых результатов. В широком смысле:
- знания или рабочие навыки, как правило, обретаются посредством формального образования и воспитания;
- некоторое количество навыков, как личностных, так и социальных, обретается посредством неформального воспитания;
- обретение жизненных навыков и развитие социальных установок, основанных на интегрированной системе ценностей, становится возможным посредством внеформаль-ного воспитания;
- осознание происходящих в психике личности процессов, обучение личности осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования, т. е. осуществлять самовоспитание, реализовывается с помощью информального воспитания.
Воспитание имеет место не только в образовательных учреждениях. Воспитание -это широкое понятие: формальное (в школе, в вузе), неформальное (в семье, в свободное время, в группах сверстников), внеформаль-ное (в молодежных движениях, в клубах по интересам, в спортивных секциях, в творческих союзах, в национально-культурных и религиозных сообществах) и информальное (самовоспитание, самосовершенствование,
саморазвитие, самообразование). Таким образом, создаются предпосылки формирования воспитательного пространства в системе открытого образования, способного обеспечить и развить пожизненную активность каждого человека. При этом связь между формальным и неформальным воспитанием может укрепляться как за счет создания условий для развития формального и неформаль-
ного воспитания, так и путем обновления традиционных форм воспитания.
На каждом этапе жизнедеятельности соотношение между указанными видами воспитания меняется. По мере перехода от одного этапа взрослости к другому возрастает роль неформальных и внеформальных видов воспитательной деятельности.
Открытое образование есть образование, готовящее к жизни в открытом обществе, т. е. создающее способность принятия личных, собственных решений, формирующее личную компетентность. Традиционная ориентация только на монокультурное транслирование и воспроизводство знаний, умений, навыков в новых условиях оказывается недостаточно эффективной. Образование не является исключительно механизмом воспроизводства и отражения культурных смыслов и социальных связей, а является основным способом их формирования, становления и развития в информационном обществе.
Рассмотрим компоненты модели воспитательного пространства в системе открытого образования на личностном уровне при выделении формального, неформального, внеформального и информального воспитания (рис. 2).
В рамках формального воспитания воздействие на личность на каждом этапе осуществляется сетью государственных, муниципальных, негосударственных (частных) образовательных учреждений по образовательным программам и завершается выдачей общепризнанного аттестата или диплома. В процессе получения образования личность осваивает новые сферы деятельности, приобретает новые возможности влиять на окружающих или непосредственно, или опосредованно - через продукты своей деятельности. Эти новые возможности должны подкрепляться новым, более высоким уровнем нравственной оценки своих потенциальных действий. Становление этого уровня и есть воспитание.
Неформальное воспитательное воздействие на личностном уровне человек получает на протяжении всей жизни в семье, в подростковой среде, в процессе общения с другими людьми (уличная культура), с помощью средств массовой информации, посещая библиотеки, музеи, выставки и т. д. Здесь молодым человеком никто не руководит, и пото-
му, не редко, неформальное воспитание, не обремененное какими-либо нормами социальности, принимает форму асоциальных явлений. Неформальное воспитание является важной составной частью воспитания, оно позволяет ему осваивать новые социальные роли, способствует развитию личности.
Внеформальное воспитание в системе открытого образования на личностном уровне представлено нами как: 1) система, реализующая дополнительные программы воспитания через: клубы по интересам, спортивные мероприятия, творческие союзы и др.;
2) воспитательное воздействие в рамках системы подготовки, переподготовки по специальностям, освоение профессиональной культуры, информационной культуры в рамках внутрифирменной подготовки через общественные организации, национально-культурные, религиозные союзы и др.
Информальное воспитание - это деятельность личности как субъекта саморазви-
тия, самовоспитания, самосовершенствования. Она осуществляется на внутриличност-ном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность.
Педагогическую задачу мы видим в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить личность осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования. Самовоспитание, самосовершенствование - это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
Рис. 2. Формирование воспитательного пространства на личностном уровне
Основой, определяющей интенсивность и направления развития личности, являются потребности:
- познавательные потребности выражаются в комплексе ценностей, способах действий, потребности в обучении, духовных исканиях, самообразовании;
- самоутверждение личности происходит на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях. На высшем уровне потребности в самоутверждении переходят в стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию;
- потребности в самовыражении в духовной сфере порождают эстетические потребности: стремление к красоте, гармонии, порядку. Критерием красоты и гармонии является оценка окружающих, поэтому главной стороной потребностей в самовыражении выступает стремление нравиться другим, получать их высокую оценку;
- потребности в безопасности выражаются у человека в стремлении быть защищенным, не чувствовать страха, избегать тревог, неудач, обид, потрясений. Эти потребности удовлетворяются через ощущение эмоциональной близости, любви, симпатии, эмпатии, веры со стороны окружающих значимых людей и групп (родителей, друзей, педагогов и др.);
- потребности в самоопределении развиваются на базе уже проявляющихся потребностей в познании, в самоутверждении, самовыражении, защищенности. Это чисто социальная, духовная потребность, основанная на осознании личностью самой себя, своих возможностей, способностей. Она включает: выбор мест, ролей, позиций во всех сферах жизнедеятельности, прогнозирование своего будущего, изменение, формирование себя в направлении достижения своих притязаний;
- потребность в самореализации. Осознание своих способностей к какой-либо деятельности вызывает потребности реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии), почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни, ее обстоятельств. В процессе такой реализации себя происходит выявление новых способностей, испытание себя на пределе возможностей;
- частным проявлением указанных потребностей выступает потребность активной деятельности, самоактуализации как полного переживания жизни, постоянного выбора и все большей реализации своих возможностей. Механизм самоактуализации потребностей - познание, испытание и реализация в жизнедеятельности своих личностных возможностей - играет роль главного мотивационного фактора непрерывного самосовершенствования, творческой, созидательной деятельности человека.
Таким образом, духовные потребности личности: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в безопасности, в самоопределении, в самоактуализации - являются стремлениями к саморазвитию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя, самосовершенствованию.
Компоненты модели воспитательного пространства на уровне учреждения образования (на примере Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина) представлены на рис. 3.
В структуру модели воспитательного пространства входят:
1) Институт дополнительного образования ТГУ им. Г. Р. Державина;
2) Институт открытого образования, в состав которого входят: колледж ТГУ им. Г.Р. Державина г. Рассказово, колледж ТГУ им. Г.Р. Державина г. Мичуринск, колледж ТГУ им. Г.Р. Державина г. Моршанск, колледж ТГУ им. Г.Р. Державина г. Котовск, колледж ТГУ им. Г.Р. Державина г. Липецк; колледж ТГУ им. Г.Р. Державина р. п. Жер-девка;
3) Институт второго высшего и параллельного образования;
4) Аспирантура и докторантура ТГУ им. Г. Р. Державина.
Институт дополнительного образования. В его структуру входит: центр довузовской подготовки, подготовительное отделение, центр повышения квалификации. На базе института работают консультпункты, мастер-классы, профильные и специализированные классы, мини-университет. Институт проводит профориентационную работу со школьниками, подготавливает школьника к поступлению в вуз, оказывает услуги повышения квалификации специалистам различных профилей (бухгалтерам, юридистам,
Уровень учреждения образования (на примере Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина)
Неформальное воспитание Формальное воспитание Внеформальное воспитание Информационное воспитание
Временный
творческий
коллектив
Благотворительные мероприятия, акции, показы
Участие в выставках презентациях, конференциях
Научно-
просветительская
деятельность
Волонтерская
деятельность
Проектная
деятельность
Трудовая деятельность
Проректор по воспитательной и социальной работе
Управление по воспитательной и социальной работе
Институт дополнительного образования
і
Институт открытого образования
Колледж ТГУ им. Г.Р. Державина г. Рассказово
Колледж ТГУ им. Г.Р. Державина г. Котовск
Колледж ТГУ им. Г.Р. Державина г. Жердевка
Колледж ТГУ им. Г.Р. Державина г. Моршанск
Колледж ТГУ им. Г.Р. Державина г. Мичуринск
Колледж ТГУ им. Г.Р. Державина г. Липецк
Институт второго высшего и параллельного образования
Аспирантура
► Докторантура
Культурнообразовательный ресурсы центр
Физкультурно-
оздоровительный
комплекс
Зооботанический
сад
Зоопарк
Фитнес-клуб
«Атлетико»
Научная библиотека
Учебно-
производственный
центр
• Социальнопсихологическая служба
• Производственная деятельность студента
• Служба правового просвещения
• НИРС
• Специальные воспитательные мероприятия
Самоуправление
Планирование жизненных целей
Поддержка
инициатив
Самосовершенствование
Деятельность (по направлениям)
Общественная
- акции
- благотворительные мероприятия
- патронаж
- консультационные услуги
Учебно-исследовательская
- проектная деятельность
- конференции
- разработка методик, проектов
- форумы
Художественно-эстетическая
- выставки, показы
- чтения
- цикл культурнообразовательных передач
Трудовая Краеведческо-
- университетские и межву- экологическая
зовские конкурсы - полевые практики
- организация вторичной - раскопки
деятельности - конференции
Рис. 3. Формирование воспитательного пространства на уровне учреждения образования
психологам и др.). Повышение квалификации специалистов осуществляется в форме краткосрочных курсов, тематических семинаров, учебно-методических стажировок, индивидуальных консультаций и др. Основными направлениями деятельности являются: корректировка базового уровня знаний абитуриентов и психолого-педагогическая адаптация к вузовской образовательновоспитательной системе, оказание услуг профессионального роста специалиста.
Институт открытого образования и Институт второго высшего и параллельного образования. В период студенчества для молодых людей вторым домом становится образовательно-воспитательная среда университета. Она же является главным фактором, определяющим жизненные ценности и идеалы. Благоприятная вузовская атмосфера закладывает основы профессиональной этики будущих специалистов и во многом компенсирует негативные последствия сегодняшней ценностно-деформированной идеологиче-
ской атмосферы в обществе. Университет -это очень сложная структура с множеством внешних и внутренних связей. Главные его составляющие - это коллективы студентов и преподавателей. Без разносторонних связей между ними немыслима эффективная совместная работа. Воспитывая будущего специалиста в университете, учебный процесс все больше ориентируется на практико-ориенти-рованных подход, который дает возможность, будучи студентом, применить полученные знания и, возможно, создать «свой» продукт, реализовать его на рынке труда, товаров и услуг, проявить себя как специалиста.
Обучение в аспирантуре и докторантуре ТГУ им. Г. Р. Державина направленно на формирование субъектной позиции, активного и осознанного овладения новой информации и способами деятельности. Этому способствуют проблемные лекции, семинары-практикумы, решение задач (по исследуемой теме), анализ конкретных ситуаций, исследовательские задания и т. д. Аспиранты обучаются поисковым процедурам, у них формируется культура рефлексивного мышления, применение которых зависит от степени зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме
дискуссии. Исследовательская деятельность предполагает развитие активно-творческих возможностей аспирантов и докторантов, создание реальных условий для обогащения их интеллектуального, эмоционально-волевого потенциала, стимулирования у обучаемых стремления к реализации себя в профессиональной деятельности. Особое место в подготовке к профессиональной деятельности занимает педагогическая практика, являющаяся важнейшим средством интеграции теоретического и практического подходов в обучении, формирования и развития системы когнитивных, организаторских, исследовательских, коммуникативных, рефлексивных умений, а также личностных качеств и свойств.
Неформальное воспитание на уровне учреждения образования в ТГУ им. Г.Р. Державина представлено нами следующим образом.
Организована работа студенческих проблемных групп, временных творческих коллективов. Созданы консульт-пункты для студентов, работающих над проектами, регулярно обновляются выставки студенческих проектов профессиональной направленности, проводятся семинары и научно-практические конференции, презентации. Результаты разрабатываемых проектов востребованы соответствующими учреждениями, специалистами. Студенты университета участвуют в волонтерской деятельности. Частью учебновоспитательного процесса стала проектная деятельность студентов, которая формирует у студентов способность эффективно применять знания и умения на практике, способствует развитию социальных навыков, формированию гражданской позиции и ответственности за принятия решений.
Внеформальное воспитание на уровне учреждения образования представлено сетью подразделений, входящих в состав ТГУ им. Г.Р. Державина. К ним относятся: Культурно-образовательный ресурсный центр; физкультурно-оздоровительный комплекс;
зооботанический сад; зоопарк; фитнес-клуб «Атлетико»; Учебно-производственный центр.
Деятельность подразделений позволяет по-новому выстраивать отношения между студентами, педагогами и партнерами университета, появляются новые возможности для реализации личности студента в различных сферах деятельности. В данном аспекте
воспитательная деятельность осуществляется по направлениям: нравственное воспитание; физическое воспитание; экологическое воспитание; трудовое воспитание; эстетическое воспитание и др.
Информальное воспитание в рамках университета основывается на самоуправлении, поддержке инициатив, планировании жизненных целей, самосовершенствования. Данное воспитание осуществляется по следующим направлениям деятельности: общественная работа (акции, благотворительные мероприятия, движения, патронаж, консультационные услуги); художественно-эстетическая деятельность (выставки, показы, цикл культурно-образовательных передач, чтения); учебно-исследовательская деятельность (конференции, форумы, разработка проектов); трудовая деятельность (организация вторичной занятости, университетские межвузовские конкурсы); краеведческо-экологическая деятельность (полевые практики, раскопки, конференции).
ТГУ им. Г.Р. Державина сегодня не полностью отвечает требованиям системы открытого образования. Эта форма образования только получает развитие в вузе. В последнее время происходят существенные изменения в вузе. Компьютерные технологии все более активно применяются в управлении вузом, на занятиях, во внеучебной деятельности. Формируется определенное информационное пространство вуза, важнейшей составной частью которого является система открытого образования. Внедрение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебновоспитательный процесс в вузе дает право получать дополнительное образование в условиях вуза.
Придание системе образования Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина качеств открытости позволяет включить в образовательный процесс любого желающего без каких-либо ограничений, с большей свободой при планировании учебно-воспитательного процесса, выборе места, времени и темпа обучения.
К числу социальных групп, на которые ориентируется система ТГУ им. Г.Р. Державина, относятся:
- школьники, желающие углубить свои знания в темах, разделах, предметах из школьной программы или вне школьного
курса, ликвидировать пробелы, подготовиться к поступлению в учебные заведения определенного профиля, не имеющие возможности по какой-либо причине посещать школу;
- лица, имеющие медицинские или иные ограничения для получения регулярного образования в стационарах, в других местах пребывания (в частности, инвалиды);
- молодежь, не имеющая возможности получить высококачественные образовательные услуги в традиционной системе образования в силу необходимости совмещения учебы с работой, географической удаленности и других аналогичных факторов;
- сотрудники учреждений, организаций, руководители региональных органов власти и управления желающих повысить свой профессиональный уровень;
- лица, имеющие специфику работы, социальные запросы, способности, не позволяющие им учиться в ритме действующих образовательных технологий и др.
Серьезным образом меняется роль университета, он становится центром культурного развития в регионе. Осуществляется социально-инновационная деятельность, направленная на решение актуальных проблем регионального развития путем консолидации творческих и научно-образовательных ресурсов ТГУ им. Г.Р. Державина, а также культурно-образовательных, социальных, административных, хозяйственно-производственных и других структур области. На основе интеграции образовательно-воспитательных заведений различного уровня формируются и развиваются университетские комплексы, внутри которых развивается сеть курсов, библиотек, секций, лекториев, музеев и др. Таким образом, создается воспитательное пространство, соединяющее все виды воспитания: формальное, неформальное, внеформальное и информальное.
На региональном уровне компоненты воспитательного пространства представлены на рис. 4.
В рамках социально-воспитательной деятельности на социальной арене региона усилия направлены на создание целостной и эффективной системы воспитательной работы, включающей культурно-досуговую, просветительскую и социально-значимую деятельность и др. Рассмотрим компоненты модели.
Неполное высшее образование
Бакалавриат
Система подготовки лиц, имеющих ВПО
Высшее профессиональное
образование
ТГУ им Г.Р. Державина і ТМПИ им. С.В. Рахманинова < и С
ТГТУ МГАИ
£
±
1
Сфера профессиональной деятельности
Рис. 4. Формирование воспитательного пространства на региональном уровне
В сфере формального воспитания в образовательном процессе мы выделяем:
1) систему воспитания на уровне общего среднего образования, включающую общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, специальных школ для детей с отклонениями в развитии и др.;
2) систему воспитания на уровне дополнительного образования, осуществляющую свое воздействие в музыкальных шко-
лах, художественных школах, колледже искусств и др.;
3) систему воспитания в начальном профессионально-образовательном процессе, в которую входят профессиональные лицеи, профессиональные технические училища и др.;
4) систему воспитания через среднее профессиональное образование - это педагогические колледжи, кулинарный техникум, музыкальное училище, автотранспортный техникум и др.;
5) систему воспитания на уровне высшего профессионального образования. В нее входят ТГУ им. Г.Р. Державина, Тамбовский государственный технический университет, Тамбовский музыкальный педагогический институт им. С.В. Рахманинова, РОСНОУ, СГА и другие учреждения высшего профессионального образования города, которые оказывают воспитательное воздействие на личность как на будущего специалиста;
6) аспирантура, докторантура действуют в большинстве вузов нашего региона.
К сфере неформального воспитания на региональном уровне мы относим работу библиотек, СМИ, деятельность сообществ, воздействие групп сверстников, регионального образовательно-воспитательного канала. Здесь личность реализует себя в участии на конференциях, презентациях, акциях; личность осуществляет волонтерскую, просветительскую деятельность и др.
Внеформальное воспитание со стороны региона идет через влияние Отдела молодежных программ Управления по связям с общественностью, автономных молодежных организаций, движений, духовной семинарии и т. д.
Информальное воспитание основывается на саморазвитии личности через самообразование, общение, культуру; самовоспитании, воздействии музеев, библиотек, выставок, галерей и др.; самоутверждение заключается в личных достижениях, в профессиональной деятельности.
Функционирование воспитательного пространства на региональном уровне обеспечивается совместной целенаправленной деятельностью учреждений образования города различного уровня, администрации Тамбовской области, общественных организаций, движений.
Развитие воспитательного пространства в системе открытого образования осуществляется в пространстве многообразных, вариативных, традиционных и инновационных видов и жанров творческой деятельности молодежи в сфере свободного времени, направленные на сохранение русской культуры и отечественных традиций.
Условиями эффективного воспитательного пространства в системе открытого образования выступает работа, которая развивается в нескольких направлениях:
- организация положительных эмоциональных переживаний (праздники, состязания, смотры и т. д.), которые способствуют ощущению единения человека с природой, обществом, возникновению добрых отношений друг с другом внутри учебного заведения;
- помощь в духовном самоопределении, обретении смысла жизни;
- стимулирование культурного творчества путем включения в различного рода творческую деятельность (научные и экспериментальные исследования, художественную самодеятельность, создание предметов культуры, праздники, спортивные игры, соревнования, конкурсы, фестивали);
- воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к историческим памятникам, народным ремеслам, русскому фольклору;
- ориентация на здоровый образ жизни, осмысление взаимосвязей физической и духовной сфер человека;
- формирование взгляда на себя как на саморазвивающуюся, самоопределяющуюся личность;
- стимуляция самовоспитания, самоконтроля, самосовершенствования, цель которых заключается в увеличении гражданской активности, что, в свою очередь, является фундаментом построения гражданского общества;
- поддержка различных формирований молодежной субкультуры через организацию культурно-досуговой деятельности.
Все указанные направления позволяют сформировать высокодуховную личность.
В основе своей воспитательное пространство в системе открытого образования имеет комплексный подход, формирующий молодую личность на лучших национальных традициях и позволяющий оптимизировать процесс социальной, психологической и физической адаптации к современным условиям рыночной экономики.
Воспитание должно направлять деятельность, но не подавлять ее. Пространство не столько поддерживает личность, сколько дает ей цель и материал для деятельности, или толчок. Задачу педагогов мы видим в том, чтобы питать и содействовать, наблюдать, поощрять, руководить, побуждать, но не вмешиваться, не предписывать, не ограничивать.
Единое воспитательное пространство способствует оптимизации воспитательной деятельности всех учреждений, составляющих данное пространство, усиливает воспитательный потенциал и собственное влияние на конкретную среду. Создание воспитательного пространства выступает необходимым условием успешного функционирования воспитательных систем в ТГУ им. Г.Р. Державина. Воспитательные системы - системы открытые, зависящие в своем развитии от окружения вуза, его социального, этнического, культурного, природного компонентов.
В современной ситуации традиционные воспитательно-образовательные учреждения не могут обеспечить в полной мере потребности рынка открытого образования. Отсюда все более заметной становится роль учреждений альтернативного образования: открытые университеты, общественные институты, народные университеты, просветительные центры, частные центры подготовки и т. д.
Проведенный анализ литературы, опыта практической деятельности, основных положений воспитательного пространства позволяет сформулировать следующие основные результаты, которые мы планируем получить в ходе создания воспитательного пространства в системе открытого образования:
1) формирование единого воспитательного пространства, гарантирующего вариативность и многообразие содержания и форм воспитания, обеспечивающих доступность открытого непрерывного повышения человеком собственного воспитательного уровня в соответствии с изменением его потребностей;
2) дальнейшее развитие системы управления воспитанием, эффективно и результа-
тивно обеспечивающей стабильное функционирование и устойчивое развитие воспитательного комплекса вуза;
3) формирование средствами воспитания общей гражданской ответственности студентов за развитие университета.
В идеале предполагается, что описанная модель поможет сформировать у воспитанников положительное отношение, интерес, потребность проявить себя, попробовать свои силы в определенной сфере деятельности, т. е. создается положительный мотив для вхождения в воспитательное пространство системы открытого образования.
1. Национальная молодежная политика. Рабочий документ - точка зрения молодежных организаций «внеформального воспитания». URL: http://krasnokamenka-scout.narod.ru/ pub-likation/nyp.pdf. Загл. с экрана.
2. Создание воспитательных модулей. URL: http://www.scouts-russia.ru/Documents/pres_ Kurova.ppt#257,2,Cлaйд%202. Загл. с экрана.
3. Селевко Г.К. Концепция самовоспитания.
URL: http ://www. abc-people.com/typework/
psychology/selfcontrol2.htm. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 13.03.2009 г.
Kakalina E.V. The components of a model of upbringing space within the system of the open education. The article considers the model of creation and development of the upbringing space within the system of the open education and its components, the unity of the processes of upbringing and education, interaction of all spheres where the students’ life activity proceeds.
Key words: upbringing space, the system of the open education.