УДК 338.46
Е.В. Рожкова* КОМПОНЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В статье раскрываются основные составляющие инновационного социальноэкономического механизма развития здравоохранения в современных условиях: инновационная, экономическая, социальная, организационная и медицинская компоненты.
Ключевые слова: здравоохранение, механизм инновационного развития, компонента.
Необходимость формирования общественных форм и механизмов охраны здоровья населения осознавалась уже на ранних этапах развития медицинской науки [4, с. 14].
Действительно, проблемы здоровья нельзя решить только за счет применения совершенных технических средств диагностики и лечения. Человек выступает активным участником процессов сохранения и приобретения здоровья, что требует осознания субъектом себя и собственного образа жизни. Знание различных факторов, оказывающих влияние на здоровье, формирует динамичную систему поведения человека, предполагающую постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта, наследственных и возрастных особенностей.
В результате большого количества исследований, стала формироваться концепция факторов здоровья, была разработана формула факторов здоровья: здоровье формируется цепочкой «среда — поведение — человек» [7, с. 141—147]. Академик Ю.П. Лисицын подчеркивал, что главный фактор здоровья (он же фактор риска) — поведение человека в конкретных условиях. Автор выдвинул концепцию формирования здоровья, состоящую из двух этапов: уменьшения, преодоления факторов риска здоровью, и недопущения факторов риска за счет формирования здорового образа жизни. В этой связи детерминантой здоровья можно считать положительную медицинскую активность, то есть такую деятельность людей, которая связана с индивидуальным и общественным здоровьем, и направлена на его охрану, укрепление и воспроизводство [2, с. 206]. Положительная медицинская активность предполагает системную работу всех субъектов сферы здравоохранения по укреплению общественного здоровья. При этом крайне важными обстоятельствами являются те тенденции, которые характерны для современного этапа развития здравоохранения:
— новый этап реформирования российского здравоохранения, в основе своей имеющего вве-
дение обязательного медицинского страхования и постепенный переход на одноканальное финансирование здравоохранения;
— формирование новых экономических отношений в здравоохранении, усиление рыночной составляющей;
— формирование рынка медицинских услуг, включающих не только собственно медицинскую помощь, но и сервисную составляющую;
— возрастающая значимость инновационной составляющей в деятельности организаций здравоохранения.
В этой связи очевидно, что дальнейшее развитие здравоохранения сопряжено с необходимостью формирования принципиального нового механизма развития данной сферы, учитывающего не только экономические реалии последних лет, но и позволяющего сохранять и усиливать социальные аспекты, характерные для здравоохранения.
Соответственно, представляется необходимым определить основные составляющие инновационного социально-экономического механизма развития здравоохранения (ИСЭМ РЗ) в современных условиях. На наш взгляд, основными компонентами механизма являются: инновационная, экономическая, социальная, организационная и медицинская. Охарактеризуем данные компоненты, чтобы выяснить, каковы направления и специфика требуемых в рамках их реализации инновационных решений.
Инновационная компонента. Развитие здравоохранения в современных условиях предполагает не только разработку и реализацию инновационных решений в области управления организациями данной сферы, но и активное внедрение инновационных технологий, оборудования, лекарственных средств, являющихся основой инновационных медицинских услуг. Соответственно, современная сфера здравоохранения является одной из наиболее наукоемких отраслей услуг [5, с. 9]. Один из наиболее значимых аспектов в этой связи — обеспечение за счет продуктовых и техноло-
* © Рожкова Е.В., 2014
Рожкова Екатерина Владимировна ([email protected]), кафедра управления, Ульяновский государственный университет, 432000, Российская Федерация, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42.
гических инноваций повышения уровня индустриальной технологичности медицинской услуги. Чем выше этот уровень, тем меньше степень клинической неопределенности процедур лечения, больше возможностей для применения коммерческого принципа сопоставления результатов с затратами и контроля со стороны как потребителя, так и общества за качеством платной медицинской услуги [6].
Необходимо четко идентифицировать специфику инновационных медицинских услуг, выга-вить тенденции и проблематику инновационного развития сферы здравоохранения.
Экономическая компонента. Наличие экономической компоненты ИСЭМ РЗ предопределено новыми условиями хозяйствования медицинских организаций. Как уже бышо отмечено, внедрение системы обязательного медицинского страхования, апробированное в ряде регионов России начиная с 2007 года, предполагает формирование нового подхода к финансированию здравоохранения и имеет целью постепенный переход на одноканальное финансирование.
Переход на одноканальную систему складывается из двух составляющих: расширении программы обязательного медицинского страхования (ОМС) и расширение состава затрат, включаемых для возмещения в тарифы ОМС [8, с. 16]. По сути дела, процесс перехода на одноканальное финансирование отражает объединение средств, а не их увеличение, отмечают С. Шишкин, Л. Попович и другие исследователи. Однако крайне важно то, что обязательность взносов в ОМС меняет их гражданско-правовую основу: поступления в фонды ОМС имеют не налоговую, а страховую природу. Кроме того, важным результатом перехода на одноканальную систему должно являться повышение хозяйственной самостоятельности лечебно-профилактических учреждений, делая реальным для руководителей учреждений более широкое перераспределение средств между статьями расходов. Соответственно, формируются стимулы для использования инновационных медицинских технологий, повышения качества медицинской помощи в рамках оказываемых медицинских услуг. Параллельно формируется ряд задач, связанных с формированием и использованием стандартов оказания медицинской помощи и платы за медицинские услуги.
Вместе с тем в части инновационной деятельности одноканальное финансирование провоцирует и новые проблемы. Инновационные технологии, обладая высокой результативностью, требуют дорогостоящих расходных материалов, предполагают высокие затраты на эксплуатацию, оплата которых в системе ОМС не предусмотрена [3, с. 169]. Аналогичная проблема возникает при реализации медицинских услуг с повышенным
уровнем сервиса — оплата в рамках системы ОМС не предусматривает расходы на обеспечение условий лечения выше предусмотренными стандартами. Кроме того, целесообразно расширение практики софинансирования закупки инновационных технологий и оборудования, развития инфраструктуры здоровыя населения и т. д., за счет бюджетных средств посредством реализации федералы-ных и регионалыных целевыгх программ, спонсорских средств и пр., что актуализирует проблематику государственно-частного партнерства.
Соответственно, в рамках экономической составляющей инновационного социалыно-экономи-ческого механизма развития здравоохранения необходимо формирование ряда инновационных решений, связанный: с финансовым обеспечением развития здравоохранения.
Социальная компонента. Несомненно, данная составляющая инновационного социалыно-эконо-мического механизма развития здравоохранения тесно связана с экономической компонентой: ко-лоссалыная социалыная значимосты отрасли здравоохранения предопределяет необходимосты комплексного подхода к оценке целесообразности тех или иных нововведений, позволяющего сочетаты экономические интересы и медицинскую эффек-тивносты.
Вопрос об эффективности услуг здравоохранения имеет определенную специфику: возможно наличие противоречия в экономической, социалы-ной и медицинской эффективности. В ряде случаев противоречие не проявляется, и инновационные решения в здравоохранении имеют как экономический, так и социалыный эффект: сокращение периода пребытания в лечебно-профилактическом учреждении, экономия времени пациента и пр. Однако в ряде случаев в сфере здравоохранения налицо противоречия в социалыной и экономической эффективности. Так, деятелыносты по профилактике заболеваний в условиях рышка сложно совместима с экономической целесообразнос-тыю при производстве и продаже медицинских услуг. Более того, практика показывает, что ряд услуг не предполагают и соплатежей со стороны населения. Даже в условиях кризиса многие государства активно финансируют профилактическую работу среди населения [8, с. 110—111].
Соответственно, актуалыными являются вопросы конкретизации направлений деятелыности (как практической, так и научно-исследователыской) по укреплению здоровыя населения, определения приоритетных источников финансирования профилактической деятелыности различных видов. Важным направлением в этом отношении является развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющего расшириты источники финансирования деятелыности по укреплению здоровыя населения, развиваты инфраструктуру здоровыя.
Организационная компонента. Наличие этой составляющей в инновационном социально-экономическом механизме развития здравоохранения предопределено инновационной компонентой. В современных условиях, отмечают исследователи, в рамках инновационного развития крайне важно обеспечение активного взаимодействия по-тенциальныгх участников инновационного процесса. Усложнение и удорожание научно-исследовательских работ, сокращение длительности жизненного цикла высокотехнологичной продукции, необходимость комплексного использования различных технологий для решения коммерческих задач инициируют межорганизационную кооперацию для максимального использования потенциала научных, образовательный:, производственный:, сервисных организаций и представителей инновационной инфраструктуры [1, с. 704—705]. Очевидно, что в сфере здравоохранения в полной мере проявляется эта тенденция. Более того, исследователи подчеркивают, что в здравоохранении крайне необходимо создание условий для более активного привлечения организаций различных секторов экономики, способствующих инновационному развитию. Спектр такого рода организаций весьма широк, поскольку разнообразны возможные направления сотрудничества: содействие разработке инновационных решений (в том числе консалтинг), продажа инновационных разработок медицинским организациям, создание и защита интеллектуальной собственности, обеспечение организаций здравоохранения инновационным оборудованием (в том числе — немедицинского назначения), лекарственными средствами и пр., финансовое обеспечение инновационной деятельности и др. Очевидна значимость данных направлений сотрудничества. Однако обеспечение такого рода организационные: взаимодействий — сложная задача. Самостоятельный поиск партнеров и налаживание коммуникационных взаимодействий с ними способны осуществлять далеко не все организации здравоохранения. Более того, в любом случае гарантированы трансакционные издержки на развитие коммуникаций медицинских организаций, что предопределяет рост себестоимости медицинских услуг, а значит — снижение их доступности для населения, что противоречит социальной составляющей анализируемого механизма развития здравоохранения. Несомненно, что устранение данного противоречия требует не только разработки специальные инструментов, позволяющих оптимизировать трансакционные издержки, но и формирования комплексного, концептуального подхода к решению проблем как межорганизацион-ного взаимодействия, так и внутриорганизацион-ного развития учреждений здравоохранения.
Представляется необходимым развернутое обоснование концептуальных составляющих иннова-
ционного социалыно-экономического механизма развития здравоохранения, конкретизация направлений коммуницирования медицинских организаций в рамках инновационного развития и специфики субъектов коммуникаций, а также формирование особого инструментария реализации ИСЭМ РЗ.
Медицинская составляющая. Очевидно, что медицина — важнейшая составляющая системы здравоохранения. Ранее отмечалосы, что в современных условиях медицинская деятелыносты предполагает реализацию широкого спектра медицинских услуг, причем инновационная компонента в медицинских услугах в последние годы существенно возросла. В этой связи нелызя не отметиты, что высокая скоросты разработки и внедрения инновационные: решений (в первую очереды продуктовые и технологических инноваций) предъявляет серыезный вызов системе здравоохранения. С одной стороны, открываются возможности ра-дикалыного повышения резулытативности медицинской деятелыности: выявление индивидуалы-ные факторов риска заболеваний, их ранняя диагностика, сокращение объемов стационарной медицинской помощи посредством телемедицины, амбулаторной хирургии, дистанционного мониторинга состояния здоровыя и т. д. С другой стороны, наращивание объема инвестиций в медицинские инновации не означает автоматического повышения доступности и качества медицинских услуг. Величина эффекта от инновационных медицинских услуг в значителыной степени определяется институционалыными условиями внедрения инновационных решений в организациях здравоохранения, причем данная проблематика в России исследована не в полной мере [3, с. 12—13].
Крайне важно также решиты ряд вопросов организационно-методического характера:
— оптимизироваты организацию принятия решений о финансировании инновационных разработок медицинских организаций, с обеспечением приоритета в финансировании тех структур, которые обладают высоким инновационным потенциалом;
— формализоваты процедуру поиска и выбора инновационных решений в отношении совершенствования существующих медицинских услуг либо освоения инновационных, с учетом соотношения резулытатов (дополнителыных эффектов) и требуемых затрат на реализацию бизнес-идей такого рода;
— обеспечиты методический инструментарий, позволяющий оцениты качество инновационных медицинских услуг с учетом не толыко медицинской, но и сервисной составляющей, учитывающий необходимосты применения различные методов оценки в силу специфики ряда характеристик медицинских услуг и позволяющий рассчи-таты комплексный показателы качества услуги, как
обоснование целесообразности реализации инновационных решений.
Подводя итог характеристике компонент инновационного социально-экономического механизма развития здравоохранения, подчеркнем, что все они находятся в непрерытной взаимосвязи, и отсутствие положительной динамики в развитии одного из процессов механизма негативно сказывается на всех остальных компонентах, что говорит о комплексности представленного механизма.
Библиографический список
1. Абаев А.Л., Панкратова В.П. Организация взаимодействия вузов и бизнеса в инновационной сфере // Инновационное развитие экономики России: региональное разнообразие. М.: РГ — Пресс, 2013.
2. Белов В.Г. Основные направления формирования здорового образа жизни // Материалы Второго
международного психолого-социального конгресса. СПб.: СПбГИПРС, 2009.
3. Внедрение новых технологий в медицинских организациях: зарубежный опыт и российская практика / Л.С. Засимова [и др.]. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.
4. Войцехович Б.А. Общественное здоровье и здравоохранение. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
5. Егоров Е.В., Ратушная И.В. Развитие сферы услуг с использованием высоких технологий // Инновационное развитие сферы услуг: сб. науч. ст. / под ред. Е.В. Егорова, Е.Н. Жильцова. М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2007.
6. Жильцов Е.Н., Казаков В.Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг: учебное пособие. М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2007.
7. Лисицын Ю.П. Здравоохранение в XX веке. М.: Медицина, 2002.
8. Модернизация здравоохранения: новая ситуация и новые задачи / Л.Д. Попович, Е.Г. Потапчик [и др.]. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014.
E.V. Rozhkova* COMPONENTS OF INNOVATION-DRIVEN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF HEALTHCARE
In the article the basic components of innovation-driven social and economic mechanism of health care development in modern conditions: innovative, economic, social, institutional and medical components are revealed.
Key words: health care, mechanism of innovation-driven growth, component.
* Rozhkova Ekaterina Vladimirovna ([email protected]), the Dept. of Management, Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, 432000, Russian Federation.