Научная статья на тему 'Комплементарность межличностных отношений и социальный интеллект студентов гендерные аспекты взаимоотношений'

Комплементарность межличностных отношений и социальный интеллект студентов гендерные аспекты взаимоотношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ / SOCIAL INTELLIGENCE / INTERPERSONAL RELATIONS / COMPLEMENTARITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербаков С. В.

В статье описываются результаты комплексного сопоставительного исследования социального интеллекта и комплементарности межличностных отношений между студентами и преподавателями. Обнаружены значимые корреляции социального интеллекта студентов с комплементарностью по аффилиации в диадах «студент-преподаватель» и «студент-студент». Для женской части выборки получены значимые корреляции между социальным интеллектом и комплементарностью по контролю в диаде «студент-преподаватель». Изучение ситуативных паттернов комплементарности с помощью диалога «человек-компьютер» показало, что классические комплементарные шаблоны взаимодействия оказались факторами эффективного общения только для конфликтных ситуаций с доцентами и профессорами, обладающими относительно высоким статусом и значимостью для студентов по сравнению с остальными партнерами по общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPLEMENTARITY OF INTERPERSONAL RELATIONS AND THE SOCIAL INTELLIGENCE OF STUDENTS: GENDER ASPECTS OF INTERRELATIONS

We have made a suggestion that social intelligence as an important factor of social and communicative competence plays a significant role in the process of making decisions in conflict situations. In order to verify this assumption we have worked out a method of strategies evaluation in conflict situations. As a result of interviews with the students of the psychology department of our university the set of everyday conflict situations has been picked up. In this article the results of the investigation of the social intelligence and the complementarity of interpersonal relations of university students are described. We used the “Impact Message Inventory-Circumplex” (IMI-C) test (Kiesler & Schmidt, 2006) and ISQ questionnaire (Scarvalone, Fox & Safran, 2005) for the measurement of interpersonal complementarity between students and university lecturers. The significant positive correlations between social intelligence and complementarity scores on the affiliation axis have been obtained. Besides that, the significant positive correlations between social intelligence and complementarity scores on the control axis in a “student-lecturer” dyad for a female part of our sample have been discovered. At the next stage of our investigation a new method of the prediction of interpersonal relations and the measurement of situational complementarity in conflict situations which is based on a multimedia computer application was worked out. The participants of this experiment estimated the affiliation and dominance levels of their best choice and of the anticipated answer of their opponents in conflict situations. The significant positive correlations between social intelligence, complementarity scores on the affiliation axis in a “student-lecturer” dyad and complementarity score on the dominance axis in “student-professor” dyad were discovered.

Текст научной работы на тему «Комплементарность межличностных отношений и социальный интеллект студентов гендерные аспекты взаимоотношений»

УДК 159.9:3166

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНТОВ ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

© С. В. Щербаков

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (3472) 273 67 78.

E-mail: [email protected]

В статье описываются результаты комплексного сопоставительного исследования социального интеллекта и комплементарности межличностных отношений между студентами и преподавателями. Обнаружены значимые корреляции социального интеллекта студентов с комплементарностью по аффилиации в диадах «студент-преподаватель»и «студент-студент». Для женской части выборки получены значимые корреляции между социальным интеллектом и комплементарностью по контролю в диаде «студент-преподаватель» Изучение ситуативных паттернов комплементарности с помощью диалога «человек-компьютер» показало, что классические комплементарные шаблоны взаимодействия оказались факторами эффективного общения только для конфликтных ситуаций с доцентами и профессорами, обладающими относительно высоким статусом и значимостью для студентов по сравнению с остальными партнерами по общению.

Ключевые слова: социальный интеллект, межличностные отношения, комплементарность.

Введение

Как известно, социальный интеллект - это понятие, которое вошло в современную психологию усилиями таких известных исследователей, как Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Н. Кантор и др. Например, Э. Торндайк, автор первой концепции социального интеллекта, трактовал его как способность понимать и управлять другими людьми. Основной функцией социального интеллекта Торндайк считал прогнозирование собственного поведения и поступков других людей (to act wisely in human relations) [1].

Несмотря на большое число публикаций, посвященных проблеме социального интеллекта, современная психология испытывает дефицит исследований интегративного и обобщающего характера. Отсутствуют четкие разграничительные рамки между смежными с социальным интеллектом понятиями (психометрический интеллект, практический интеллект, социальная и коммуникативная компетентность, мудрость и т. д.), недостаточно изученной остается проблема соотношения общих когнитивных способностей, психо-метрического, эмоционального и социального интеллектов. К примеру, констатируя многозначность и недостаточную теоретическую разработанность феномена социального интеллекта, Р. Стернберг отмечает, что существует так же много определений этого понятия, как и исследователей этой проблемы [2].

Авторы одного из последних обзорных исследований приходят к выводу, что к социальному интеллекту можно отнести следующие способности [3]:

- социальная чувствительность, проницательность и умение общаться;

- способность к эмпатии, социальные навыки и эмоциональность;

- способность к эффективному пониманию других людей и взаимодействию с ними, знание социальных норм и т. д.

В контексте наших исследований мы понимаем социальный интеллект как общую познавательную способность, обеспечивающую познание и ориентацию в реальных жизненных отношениях личности с социальной действительностью, формирующихся и проявляющихся в конкретных ситуациях [4-6]. Вслед за К. А Абульхановой-Славской мы считаем, что специфика социального мышления и интеллекта предполагает отражение субъект-субъектных связей и отношений [7]. На важность исследования «социально-перцептивного предвидения», базирующегося на образно-понятийной системе оценок, указывает и Л. А. Регуш. Опираясь на исследования А. В. Брушлинского [8], она подчеркивает вероятностный интерпретационный характер феноменов социальной перцепции [9].

Мы считаем, что социальный интеллект как важнейший фактор социальной и профессиональной компетентности и отражающий систему «неявных социальных знаний» (implicit social knowledge), находит свое воплощение в процессе поиска оптимальной стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Отталкиваясь от предположения о тесной связи проблематики социального интеллекта и конфликтологии и опираясь на исследования Р. Стерн-берга [2], Д. В. Ушакова [10] и др., мы разработали новый метод измерения социального интеллекта, основанный на последовательной оценке системы выходов из конфликтных ситуаций. Выбор эффективной стратегии выхода из конфликтной ситуации основан на учете уже сложившихся особенностей взаимоотношений между участниками конфликта, предполагает оценку характера будущих отношений в зависимости от статуса, роли и других осо-

бенностей оппонента. Все тестовые задания предусматривали семь вариантов ответов, каждый из которых оценивался по семибалльной системе. В итоге по каждому испытуемому фиксировалась система ответов по всем вариантам выхода из конфликтных ситуаций. В качестве ключей использовались медианные оценки по всем параметрам тестирования. Мерой соответствия служила степень приближения результатов испытуемого медианному профилю всей обследованной выборки.

Поскольку в наших работах были получены статистически значимые отрицательные связи социального интеллекта с уровнем дисгармоничности межличностных взаимоотношений [11], то мы выдвинули предположение о тесной связи социального интеллекта с особенностями представлений интерактантов о структуре межличностных взаимоотношений в конфликтных ситуациях.

Как известно, наиболее популярной моделью межличностных взаимоотношений является круговая модель (interpersonal circumplex model), предложенная американским психотерапевтом Т. Лири [12] и модифицированная в многочисленных работах его последователей. «Межличностный круг» имеет два базовых измерения: вертикальное - доминирование и горизонтальное - аффилиация и четыре квадранта - враждебно-доминантный, дружественно-доминантный, дружественно-покорный и враждебно-покорный. Кроме того, применяются и более дифференцированные оценки: квадранты и октанты [13].

В дальнейшем был сформулирован принцип комплементарности (interpersonal complementarity), предполагающий, что действия личности A вызывают соответствующие ответные реакции личности Б как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. Например, дружественно-доминантное поведение одного человека предполагает дружественно-покорный ответ другого [14]. В ряде исследований обнаружены взаимосвязи между компле-ментарностью стилей общения и удовлетворенностью взаимоотношениями [15]. Феномен компле-ментарности нашел свое подтверждение и в серии лабораторных экспериментов по изучению ситуативной комплементарности (act-by-act behavioral complementarity) [16].

Учитывая многочисленные доказательства тесной связи комплементарности общения с удовлетворенностью взаимоотношениями в диаде, мы выдвинули предположение о том, что для студентов с высоким уровнем социального интеллекта характерен комплементарный стиль взаимоотношений как со сверстниками, так и с преподавателями.

Общепринятым способом измерения компле-ментарности является проведение опросника межличностных взаимоотношений с двумя и более респондентами. Уровень комплементарности между респондентами определяется на основе сопоставления индексов доминантности и дружественности,

рассчитанных с помощью октант межличностного круга [14; 17-18 и др.].

Принимая во внимание многочисленные доказательства тесной связи комплементарности общения с удовлетворенностью взаимоотношениями в диаде, мы выдвинули предположение о том, что для студентов с высоким уровнем социального интеллекта характерен комплементарный стиль взаимоотношений с преподавателями. Поскольку по литературным данным комплементарность по аф-филиации наблюдается гораздо чаще, чем по доминантности, то мы выдвинули гипотезу о наличии тесных статистических взаимосвязей социального интеллекта с комплементарностью по аффилиации. Для проверки этих предположений были использованы две методики: опросники ISQ [18] и IMI-C [14].

Выше мы указывали, что уровень комплемен-тарности между респондентами определяется на основе сопоставления индексов доминантности и дружественности, рассчитанных с помощью октант межличностного круга. Оба опросника, переведенные на русский язык, предъявлялись как студентам, так и преподавателям. Во всех случаях студенты оценивали свои обобщенные представления о преподавателях, а преподаватели соответственно фиксировали собственные обобщенные представления о студентах.

Таким образом, в нашей работе определялась комплементарность взаимоотношений не отдельных конкретных респондентов, а усредненных обобщенных представлений студентов о преподавателях и преподавателей о студентах. Для расчета комплементарности общения в диаде «студент -преподаватель» использовались формулы расчета контроля и аффилиации, предложенные С. Вагнером и использованные Д. Кислером [14]: compc = abs(con1 + con2) (1) compaff = abs(aff1 - aff2) (2)

В формулах (1) и (2) символы abs обозначают функцию извлечения абсолютных значений, compc -значение комплементарности по контролю, compaff -уровень комплементарность по аффилиации, con1 и aff1 - текущие уровни контроля и аффилиации каждого студента. Значения контроля и аффилиации второго члена диады con2 и aff2 представляли собой усредненные значения по всей выборке студентов (диада «студент-студент») или преподавателей (диада «студент - преподаватель»). Необходимо подчеркнуть, что чем меньше показатели compc и compaff, тем выше уровень комплементарности по Кислеру. Полученные таким образом индексы ком-плементарности сопоставлялись с уровнем социального интеллекта каждого студента.

Опросник "The interpersonal schema questionnaire" (ISQ) разработан Хиллом и Сафра-ном [18] для исследования межличностных интеракций со значимыми другими. Основываясь на схеме межличностных отношений Кислера, авторы методики предложили шестнадцать возможных

сценариев взаимодеиствия, в которых испытуемый располагает различными вариантами ответов от партнеров по общению. Воображаемые ответные действия лиц из ближайшего окружения индивида, например, родителей, возлюбленного и т.д. базируются на личном опыте человека.

Воображаемые ситуации и предполагаемые ответные действия основаны на сценариях, предполагающих дружественно-враждебные или доминантно-послушные межличностные ситуации. В конечном итоге предусмотрен расчет индексов аф-филиации и контроля в соответствии со схемой Кислера.

С помощью этого опросника мы просили оценить перечень наиболее значимых лиц из непосредственного окружения студентов - однокурсника, преподавателя, старосту, отца и мать. В исследовании принимали участие 85 студентов Башгосуниверситета, 73 девушки и 12 юношей, средний возраст - 19 лет.

Приводим текст инструкции: «Вам предстоит проверить уровень своей наблюдательности. Пред-

ставьте, пожалуйста, особенности общения людей, с которыми вы часто общаетесь - студентов, преподавателей и родителей в тех или иных ситуациях. Конкретные объекты оценивания - однокурсник, староста, преподаватель, отец и мать. Пожалуйста, сделайте ваш прогноз относительно их предполагаемого поведения. Варианты ответа обозначены латинскими буквами от А до Н. Результаты оценивания надо вписать в клетки таблицы».

Аналогичную анкету заполнили двадцать три преподавателя трех вузов г. Уфы - БашГУ, БГПУ и УГАТУ (19 женщин и 4 мужчины), средний возраст -44 года. В этой серии исследований проводилась оценка особенностей межличностных отношений преподавателей со студентами, коллегами и непосредственными руководителями.

В табл. 1 находятся коэффициенты корреляции Спирмена между социальным интеллектом студентов и показателями комплементарности в диадах «студент - студент» и «студент - преподаватель» по данной методике.

Таблица 1

Коэффициенты ранговой корреляции между социальным интеллектом студентов и основными индексами опросника ISQ в диадах «студент - студент» и «студент - преподаватель»

Диада «студент - преподаватель» Диада «студент - студент»

СОМРс COMPaff СОМРс COMPaff

Социальный интеллект -0.03 -0.05 0.10 -0.02

В дальнейшем мужская часть выборки была увеличена до двадцати семи человек, что дало возможность проанализировать корреляции отдельно по женщинам и по мужчинам. В

табл. 2 находятся коэффициенты корреляции Спирмена между социальным интеллектом студентов и показателями комплементарности с учетом пола испытуемых.

Таблица 2

Коэффициенты ранговой корреляции между социальным интеллектом студентов и основными индексами опросника ISQ в диадах «студент - студент» и «студент - преподаватель»

с учетом пола испытуемых

Диада «студент - преподаватель» Диада «студент - студент»

СОМРс COMPaff СОМРс COMPaff

Социальный интеллект (женщины) -0.05 -0.14 0.13 0.0

Социальный интеллект (мужчины) 0.22 0.15 0.12 0.0

Социальный интеллект (вся выборка) 0.01 -0.06 0.13 0.00

Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии значимых корреляций между социальным интеллектом и индексами комплементарности по опроснику ISQ. С нашей точки зрения, эта методика направлена на изучение сугубо поведенческих аспектов межличностного общения и не позволяет в полной мере подойти к пониманию психологических механизмов социального мышления и интеллекта.

Опросник IMI-C (Impact Message Inventory-Circumplex) предложен Д. Кислером и предназна-

чен для выявления эмоциональных и других реакций, которые мы испытываем к другим людям в ходе непосредственного общения. Этот тест измеряет восемь категорий (октант) межличностного поведения, расположенных равноудаленно вокруг окружности межличностного круга: Б - доминантный, НО - враждебно-доминантный, Н - враждебный, НБ - враждебно-покорный, 8 - покорный, ББ - дружественно-покорный, Б - дружественный, ГО - дружественно-доминантный. Первоначально 1М1-С был построен для изучения динамики взаимоотношений

между пациентом и терапевтом в ходе психотерапевтической работы. Однако затем стало очевидным, что 1М1-С также может быть использована для изучения взаимодействия других диад, например, подросток - взрослый, студент - преподаватель и т.д. [14].

С помощью этой методики мы просили оценить перечень наиболее значимых лиц из непосредственного окружения студентов - однокурсника, факультетского и общеуниверситетского, преподавателей и отца. В исследовании принимали участие 85 студентов Башгосуниверситета, 73 девушки и 12 юношей, средний возраст - 19 лет.

Инструкция к опроснику носила следующий характер: «Мы исследуем особенности межличностных отношений между преподавателями и студентами и разработали анкету, в которой используются слова, фразы и утверждения, которые обычно применяются для описания эмоциональных впечатлений и переживаний в процессе межличностного взаимодействия. Очень просим вас ответить на анкету и указать, насколько точно каждый пункт опросника описывает ваши реакции к тем или иным людям. В ходе ответа желательно констатировать, какие чувства у вас вызывает данный человек, как вы себя хотите повести с ним и как вы его можете описать и охарактеризовать. Уровень соответствия ваших оценок тестовым критериям измеряется по четырехбалльной шкале: 1 - совсем не

подходит; 2 - до некоторой степени; 3 - умеренно подходит; 4 - полностью подходит. Представьте, что вы находитесь рядом с этим человеком. Сконцентрируйтесь на своих непосредственных впечатлениях и переживаниях о нем или о ней. Прочитайте каждый пункт опросника и выберите такой вариант ответа, который лучше всего описывает ваши впечатления и побуждения, когда вы находитесь в присутствие данной личности. Следует иметь в виду, что не существует единственно правильных или, наоборот, неправильных ответов, поскольку разные люди вызывают разные впечатления. Обещаем хранить ваши данные в тайне, соблюдать анонимность и конфиденциальность».

Кроме того, аналогичную анкету заполнил двадцать один преподаватель Башгосуниверситета и Башгоспедуниверситета (17 женщин и 4 мужчины), средний возраст - 45 лет.

В табл. 3 приводятся результаты проверки корректности выдвинутого нами предположения о тесной взаимосвязи между уровнем социального интеллекта студентов и показателями комплемен-тарности. Напомним, что чем меньше показатели сотрс и сотрайй, тем выше уровень комплементар-ности по Кислеру Таким образом, обнаружена значимая отрицательная связь между некомплемен-тарностью по аффилиации и социальным интеллектом. Здесь и далее значимые коэффициенты корреляции (р<=0,05) выделены полужирным шрифтом.

Таблица 3

Коэффициенты ранговой корреляции между социальным интеллектом студентов и основными индексами опросника 1М1-С в диадах «студент -студент» и «студент - преподаватель»

Диада «студент - преподаватель» Диада «студент - студент»

СОМРс СОМРайй СОМРс СОМРайй

Социальный интеллект -0.18 -0.34 -0.01 -0.24

В целях более систематизированной про- опрошенных преподавателей мужчин - до

верки полученных корреляций мужская часть одиннадцати человек. В табл. 4. описаны ре-

выборки была существенно увеличена до шес- зультаты корреляционного анализа по Спирме-

тидесяти двух студентов. Также вырос объем ну с учетом пола испытуемых.

Таблица 4

Коэффициенты ранговой корреляции между социальным интеллектом студентов и основными индексами опросника 1М1-С в диадах «студент - студент» и «студент - преподаватель» с учетом пола испытуемых

Диада «студент - преподаватель» Диада «студент - студент»

СОМРс СОМРайй СОМРс СОМРайй

Социальный интеллект (женщины) -0.26 -0.32 -0.03 -0.17

Социальный интеллект (мужчины) 0.1 -0.31 -0.16 -0.30

Социальный интеллект (вся выборка) -0.08 -0.3 -0.11 -0.24

В целом характер исследуемых взаимосвязей по сравнению с табл. 3 не изменился, но необходимо отметить отсутствие значимых коэффициентов корреляции между социальным интеллектом и комплементарностью

в диаде «студент - студент» и наличие значимых корреляций между социальным интеллектом и обоими индексами комплементарности в диаде «студент - преподаватель» в женской части выборки.

Использование диалога человека с персональным компьютером дает нам возможность детального изучения психологических закономерностей динамических моделей межличностных отношений (ситуативных паттернов комплементарности). Для решения этой задачи была разработана компьютеризованная модификация методики диагностики социального интеллекта студентов. От испытуемых требовалось оценить структуру предполагаемых взаимоотношений между участниками конфликтных ситуаций теста по двум биполярным факторам: «доминантность - подчинение» и «аффилиация -отчуждение» по семибалльной шкале от +3 до -3, включая ноль.

В ходе разработки компьютерного приложения, разработанного нами в системе программирования Dolphin Smalltalk Professional 6.1 для Windows, мы старались сделать диагностический процесс более занимательным и интересным по сравнению с классическим бумажным тестированием. Выбор того или иного варианта отношений в диаде, произведенный с помощью компьютера, сопровождался соответствующей графической и звуковой иллюстрациями, демонстрирующими различные градации доминирования-подчинения и аффилиации-отчуждения.

В целях повышения тестовой мотивации испытуемых бланковая диагностика социального интеллекта проводилась в сокращенном варианте не по всем двадцати заданиям нашего опросника, а по восьми ситуациям.

В первых четырех ситуациях студенты последовательно анализировали взаимоотношения с приятелем, однокурсником, старостой и иностранным студентом. Например, четвертое задание заключалось в следующем: «В комнате общежития стало очень душно, и ты решил открыть окно. Но твой сосед по комнате говорит, что он замерз и его продует. Что ты будешь делать?»

Во второй четверке экспериментальных ситуаций использовался набор вузовских преподавателей различного статуса: ассистент, доцент, про-

фессор и декан. Например, седьмая ситуация выглядела следующим образом: «Новый преподаватель читает лекции, используя очень трудные и абстрактные научные понятия. Ты его не понимаешь, а он в резкой форме упрекает тебя в этом. Как ты отреагируешь?»

Таким образом, испытуемые последовательно ставили на место своего соседа по комнате каждого из вышеуказанной четверки оппонентов, выбирали соответствующую стратегию поведения и оценивали взаимоотношения с каждым из них.

Приводим текст инструкции: «Вам будет предложено несколько конфликтных ситуаций, в каждой из которых ваши интересы пересекаются с интересами ваших оппонентов. Перечень оппонентов задается с помощью меню. Вы должны выбрать оптимальный для себя вариант поведения с каждым из них. В вашем распоряжении семь вариантов поведения, начиная от активной наступательной стратегии и заканчивая уступкой. Пожалуйста, выберите лучший, по вашему мнению, вариант ответа в каждом отдельном случае с помощью мышки. Кроме того, оцените, пожалуйста, насколько доминантным - уступчивым и участливым - враждебным вы расцениваете свой ответ и реакцию вашего оппонента в каждой ситуации. Оценки выбираются с помощью клика мышкой на соответствующее значение пятибалльной шкалы от +3 до -3. Каждый выбор иллюстрируется иллюстрацией того или иного типа отношений между голубыми фигурками, отображающими вас и вашего партнера по общению, и звуковым сигналом, воспроизводящими соответствующие интонации».

В первой серии экспериментов в диалоге с ЭВМ приняли участие десять 10 студентов и 35 студенток Башгоуниверситета, средний возраст выборки - 21. 65 года. В табл. 5 и 6 находятся коэффициенты ранговой корреляции Спирмена между социальным интеллектом студентов и индексами комплементарности как по всем оппонентам, так и по каждому в отдельности.

Таблица 5

Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена между социальным интеллектом и комплементарностью по контролю

Приятель Однокурсник Староста Иностранный студент Ассистент Доцент Профессор Декан Обшая комплемент. по контролю

Соц. интеллект -0.14 -0.06 -0.09 -0.10 -0.13 -0.06 -0.25 -0.16 -0.12

Таблица 6

Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена между социальным интеллектом и комплементарностью по аффилиации

Приятель Однокурсник Староста Иностранный студент Ассистент Доцент Профессор Декан Обшая комплемент. по аффилиации

Соц. интеллект -0.4 -0.11 0.01 0.08 -0.31 -0.31 0.02 -0.08 -0.10

Значимых взаимосвязей между социальным интеллектом и комплементарностью по контролю

не обнаружено, зато табл. 6 содержит два значимых коэффициента корреляции. Отметим, что ин-

дексы комплементарности по Кислеру отражают степень некомплементарности взаимоотношений. Таким образом, обнаруженную значимую отрицательную связь между некомплементарностью по аффилиации и социальным интеллектом студентов по двум оппонентам - ассистенту и доценту - мож-

но интерпретировать как положительную корреляцию между социальным интеллектом и комплемен-тарностью по аффилиации. После увеличения мужской части выборки до 27 человек картина корреляционных отношений частично изменилась (см. табл. 7 и 8).

Таблица 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициенты корреляции т Кендэла между социальным интеллектом и комплементарностью по контролю

Приятель Однокурсник Староста Иностранный студент Ассистент Доцент Профессор Декан Обшая комплемент. по контролю

Соц. интеллект -0.11 -0.07 -0.08 -0.10 -0.12 -0.02 -0.17 -0.10 -0.10

Таблица 8

Коэффициенты корреляции т Кендэла между социальным интеллектом и комплементарностью по аффилиации

Приятель Однокурсник Староста Иностранный студент Ассистент Доцент Профессор Декан Обшая комплемент. по аффилиации

Соц. интеллект -0.04 -0.10 0.01 0.03 -0.13 -0.17 -0.02 -0.03 -0.04

Результаты сопоставления ситуативной комплементарности с социальным интеллектом студентов с помощью коэффициента корреляции Кендэла позволяют сделать однозначный вывод о том, что социальный интеллект, измеренный по нашей методике, положительно свя-

зан с комплементарностью по контролю в диаде «студент - профессор» и по аффилиации в диаде «студент-доцент». В ходе анализа корреляций отдельно по женской и мужской частям выборки значимых взаимосвязей не обнаружено (см. табл. 9 и 10).

Таблица 9

Коэффициенты корреляции т Кендэла между социальным интеллектом и комплементарностью по контролю

с учетом пола испытуемых

Приятель Однокурсник Староста Иностранный студент Ассистент Доцент Профессор Декан Обшая комплемент. по контролю

Соц. интеллект (женщины) -0.11 -0.17 -0.09 -0.06 -0.10 -0.11 0.02 -0.19 -0.11

Соц. интеллект (мужчины) -0.11 -0.04 -0.10 -0.08 -0.10 -0.14 -0.06 -0.17 -0.09

Таблица 10

Коэффициенты корреляции т Кендэла между социальным интеллектом и комплементарностью по аффилиации

с учетом пола испытуемых

Приятель Однокурсник Староста Иностранный студент Ассистент Доцент Профессор Декан Обшая комплемент. по аффилиации

Соц. интеллект (женщины) 0.03 -0.04 -0.08 0.11 0.13 -0.16 -0.18 0.02 0.02

Соц. интеллект (мужчины) -0.19 -0.06 -0.14 -0.16 -0.10 -0.09 -0.17 -0.19 -0.07

Выводы

1. Отталкиваясь от предположения о тесной связи проблематики социального интеллекта и конфликтологии и опираясь на исследования Р. Стернберга, Д. В. Ушакова и др., мы разработали

метод измерения социального интеллекта студентов, основанный на последовательной оценке системы выходов из конфликтных ситуаций.

2. Учитывая многочисленные доказательства тесной связи комплементарности общения с удов-

летворенностью взаимоотношениями в диаде, мы выдвинули предположение о том, что для студентов с высоким уровнем социального интеллекта характерен комплементарный стиль взаимоотношений со своими сверстниками и преподавателями. Для проверки этих предположений были использованы опросники 1М1-С и Шр.

3. Опросник 1М1-С, предложенный Д. Кисле-ром, предназначен для детального и систематизированного анализа не только поведенческих, но и когнитивно-аффективных аспектов межличностного общения. По итогам сопоставления результатов этой методики с уровнем социального интеллекта студентов были получены следующие выводы:

а) обнаруженные отрицательные корреляции социального интеллекта студентов с антикомпле-ментарностью по аффилиации можно расценивать как доказательство тесных взаимоотношений между социальным интеллектом с комплементарно-стью взаимоотношений в диадах «студент - преподаватель» и «студент - студент»;

б) кроме того, для женской части выборки получены значимые взаимосвязи между социальным интеллектом и комплементарностью по контролю в диаде «студент - преподаватель» и отсутствие значимых корреляций между социальным интеллектом и комплементарностью в диаде «студент - студент»;

в) Выявленные в первой серии наших исследований закономерности не подтвердились по итогам использования опросника Шр. С нашей точки зрения, эта методика носит менее детализированный и систематизированный характер, направлена на изучение сугубо поведенческих аспектов межличностного общения и не позволяет в полной мере подойти к пониманию психологических механизмов социального мышления и интеллекта.

4. Изучение ситуативных паттернов компле-ментарности с помощью диалога «человек - компьютер» не обнаружило существенных гендерных различий в корреляционных взаимоотношениях между социальным интеллектом и комплементар-ностью. Оно показало, что классические комплементарные шаблоны взаимодействия, предполагающие подчинение оппоненту, с одной стороны, и ориентированные на зеркальное отражение его дружественного поведения, с другой стороны, оказались факторами эффективного общения только для конфликтных ситуаций с доцентами и профессорами. По сравнению с деканами эта категория преподавателей интенсивно общается со студентами, в то же время доценты и профессора обладают относительно высоким статусом и значимостью для студентов по сравнению с другими партнерами по общению.

Избирательный характер обнаруженных корреляций между социальным интеллектом и ситуативными паттернами взаимоотношений позволяет высказать предположение о том, что традиционные модели комплементарности далеко не всегда явля-

ются факторами эффективного общения. Действительно, комплементарность по контролю, предполагающая покорность и подчинение оппоненту более высокого статуса в конфликтной ситуации, может входить в противоречие с проявлениями настойчивости и стремлением к достижению своих целей, а степень комплементарности по аффилиа-ции зависит от значимости партнера по общению. В подобных случаях участники конфликта решают двойную задачу: с одной стороны, им зачастую необходимо опираться на дружественные отношения с оппонентами (комплементарность по аффи-лиации), а с другой стороны, с учетом статуса своего оппонента, они стараются реализовать свои интересы (некомплементарность по контролю).

В связи с этим можно сослаться на зарубежного исследователя М. Форда, который указывал, что в процессе социального взаимодействия люди одновременно стремятся к достижению двух целей: стремление к самоутверждению и к интеграции с социальным окружением [19]. В конечном счете, можно выдвинуть предположение о том, что социальный интеллект характеризуется своеобразным ситуативным профилем комплементарности в системе взаимоотношений личности со своим окружением.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ «Социальный интеллект и комплементарность межличностных отношений» проект № 13-06-00354А.

ЛИТЕРАТУРА

1. Thorndike E. L. Intelligence and its use // Harper's Magazine. 1920. Vol. 140. P. 227-235.

2. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг [и др.]. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

3. Kang S., Day J. D. & Meara N. M. Social intelligence and emotional intelligence: starting a conversation about their similarities and differences // Emotional intelligence: an international handbook. Cambridge, MA: Hogrefe & Huber, 2005. P. 91-105.

4. Чеснокова О. Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта детей // Вопросы психологии. 2005. №6. С. 35-45.

5. Vasil'ova K., Vyrost J. Solving interpersonal situations as the indicator of social intelligence // Studia Psychologica. 2004. 46. P. 279-285.

6. Unterborn K. Creating a performance-based social intelligence measure using a situational judgment test format. A dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. Central Michigan University: Mount Pleasant, Michigan, 2011.

7. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. №4. С. 39-55.

8. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. 232 с.

9. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПБ.: Речь, 2003. 352 с.

10. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследование / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 11-28.

11. Щербаков С. В. Социальный интеллект и профессиональная компетентность инженерно-технических работников: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. 170 с.

12. Leary T. Interpersonal diagnosis of personality: a functional theory and meth-odology for personality evaluation. New York: Ronald Press Company, 1957. 518 p.

13. Locke K. D. Circumplex measures of interpersonal constructs // Handbook of interpersonal psychology: theory, research, assessment and therapeutic interventions / Ed. by L. W. Horowitz, S. Strack. Hoboken, New Jersey: Wiley, 2011. P. 313-324.

14. Kiesler D. J., Schmidt J. A. The impact message inventory -circumplex (IMI-C) Manual, 2006.

15. Dyer D. C., Horowitz L. W. When do opposites attract? Interpersonal com-plementarity versus similarity // Journal of personality and social psychology. 1997. Vol. 72. P. 592-603.

16. Tracey T. J. An examination of the complementarity of interpersonal behavior // Journal of personality and social psychology. 1997. Vol. 67. P. 864-878.

17. Markey P. M., Funder D. C. & Ozer D. J. Complementarity of interpersonal behaviors in dyadic interactions // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. P. 1082-1090.

18. Scarvalone P., Fox M. & Safran J. D. Interpersonal schemas: clinical theory, research and implications // Interpersonal cognition / Ed. by M. W. Baldwin. New York London: Guilford Press, 2005. P. 359-387.

19. Ford M. E. Intelligence and personality // International handbook of personality and intelligence / Ed. by Saklofske D. H. and Zeidner M. New-York: Plenum Press, 1995. P. 125-142.

Поступила в редакцию 26.11.2013 г.

ISSN 1998-4812

BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2014. T. 19. №1

241

THE COMPLEMENTARITY OF INTERPERSONAL RELATIONS AND THE SOCIAL INTELLIGENCE OF STUDENTS: GENDER ASPECTS OF INTERRELATIONS

© S. V. Scherbakov

Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450074 Ufa, Russia.

Phone: + 7 (347) 273 67 27.

E-mail: [email protected]

We have made a suggestion that social intelligence as an important factor of social and communicative competence plays a significant role in the process of making decisions in conflict situations. In order to verify this assumption we have worked out a method of strategies evaluation in conflict situations. As a result of interviews with the students of the psychology department of our university the set of everyday conflict situations has been picked up. In this article the results of the investigation of the social intelligence and the complementarity of interpersonal relations of university students are described. We used the "Impact Message Inventory-Circumplex" (IMI-C) test (Kiesler & Schmidt, 2006) and ISQ questionnaire (Scarvalone, Fox & Safran, 2005) for the measurement of interpersonal complementarity between students and university lecturers. The significant positive correlations between social intelligence and complementarity scores on the affiliation axis have been obtained. Besides that, the significant positive correlations between social intelligence and complementarity scores on the control axis in a "student-lecturer" dyad for a female part of our sample have been discovered. At the next stage of our investigation a new method of the prediction of interpersonal relations and the measurement of situational complementarity in conflict situations which is based on a multimedia computer application was worked out. The participants of this experiment estimated the affiliation and dominance levels of their best choice and of the anticipated answer of their opponents in conflict situations. The significant positive correlations between social intelligence, complementarity scores on the affiliation axis in a "student-lecturer" dyad and complementarity score on the dominance axis in "student-professor" dyad were discovered.

Keywords: social intelligence, interpersonal relations, complementarity.

REFERENCES

1. Thorndike E. L. Harper's Magazine. 1920. Vol. 140. Pp. 227-235.

2. Sternberg. R. Dzh. Prakticheskii intellect [Practical Intelligence]. Saint Petersburg: Piter, 2002.

3. Kang S., Day J. D. & Meara N. M. Emotional intelligence: an international handbook. Cambridge, MA: Hogrefe & Huber, 2005. Pp. 91-105.

4. Chesnokova O. B. Voprosy psikhologii. 2005. No. 6. Pp. 35D45.

5. Vasil'ovâ K., Vyrost J. Studia Psychologica. 2004. 46. Pp. 279-285.

6. Unterborn K. Creating a performance-based social intelligence measure using a situational judgment test format. A dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. Central Michigan University: Mount Pleasant, Michigan, 2011.

7. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Psikhologicheskii zhurnal. 1994. No. 4. Pp. 39-55.

8. Brushlinskii A. V. Myshlenie i prognozirovanie [Thinking and Prediction]. Moscow: Mysl', 1979.

9. Regush L. A. Psikhologiya prognozirovaniya: uspekhi v poznanii budushchego [Psychology of Prediction: Progress in the Knowledge of Future]. SPB.: Rech', 2003.

10. Ushakov D. V. Sotsial'nyi intellekt: teoriya, izmerenie, issledovanie. Ed. D. V. Lyusina, D. V. Ushakova. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2004. Pp. 11D28.

11. Shcherbakov S. V. Sotsial'nyi intellekt i professional'naya kompetentnost' inzhenerno-tekhnicheskikh rabotnikov: monografiya [Social Intelligence and Professional Competence of Technical Workers: Monograph]. Ufa: RITs BashGU, 2011.

12. Leary T. Interpersonal diagnosis of personality: a functional theory and meth-odology for personality evaluation. New York: Ronald Press Company, 1957.

13. Locke K. D. Handbook of interpersonal psychology: theory, research, assessment and therapeutic interventions. Ed. L. W. Horowitz, S. Strack. Hoboken, New Jersey: Wiley, 2011. Pp. 313-324.

14. Kiesler D. J., Schmidt J. A. The impact message inventory - circumplex (IMI-C) Manual, 2006.

15. Dyer D. C., Horowitz L. W. Journal of personality and social psychology. 1997. Vol. 72. Pp. 592-603.

16. Tracey T. J. Journal of personality and social psychology. 1997. Vol. 67. Pp. 864D878.

17. Markey P. Moscow, Funder D. C., Ozer D. J. Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. Pp. 1082D1090.

18. Scarvalone P., Fox M., Safran J. D. Interpersonal cognition. Ed. by M. W. Baldwin. New York London: Guilford Press, 2005. Pp. 359-387.

19. Ford M. E. International handbook of personality and intelligence. Ed. by Saklofske D. H. and Zeidner M. New-York: Plenum Press, 1995. Pp. 125-142.

Received 26.11.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.