Основные блоки проблем в сфере рекламной деятельности: проблемы взаимного влияния рекламной деятельности и общественной системы; влияние рекламной деятельности на отдельные институты общества и воздействие этих институтов на различные виды рекламной деятельности; влияние рекламной деятельности на отдельные общественные процессы.
Современные тенденции развития рекламной деятельности связаны с усилением роли социальной тематики при создании рекламных обращений для продвижения идей и взглядов, представляющих интерес с точки зрения установления социального порядка, распространения объективно необходимых социальных норм, ценностей, моделей поведения.
Литература
1. Олейникова О.Д. Реклама как феномен неомифологического сознания // Философия образования. -
2002. - Вып. 2. - С. 201-205.
2. Зазыкин В. Г. Психология в рекламе. - М.: ИНФРА-М, 1992. - 190 с.
3. Федотова, Л. Н. Социология рекламной деятельности. - М.: Гардарики, 2002. - С. 35.
4. Коломиец В. П. Легитимация социальной стратификации средствами рекламы // Вестн. МГУ. Сер. 18. - 1998. - №1. - С.68.
5. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. - М.: Гардарика, 1998. - С. 122.
6. Ольшанский Д. В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2001. - С. 314.
7. Никуленков В. В. Реклама и РР в истории политических игр. - Красноярск: Поликор, 2008. - С. 46.
8. Российская Федерация. Законы. Закон о рекламе: федер. закон: [принят Гос. Думой 22 фев. 2006 г.]. -
М.: Маретинг, 2006.
9. Попова Ж.Г. Психологические аспекты восприятия рекламы потребителем [Электронный ресурс] //
http://www.cfin.ru/press/marke-ting/2001-5/08.shtml (дата обращения: 16.01.2010).
УДК 392:008(571.1) Е.Л. Зберовская
КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЫ
СИБИРСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье на примере этнического взаимодействия народов Сибири рассматривается формирование комплиментарного составляющего их этнического поведения.
Ключевые слова: культура, комплиментарность, этнокультурная система, толерантность.
Ye.L. Zberovskaya COMPLEMENTARITY AS THE MAIN CHARACTERISTICS OF THE POLYETHNIC ENVIRONMENT OF THE SIBERIAN CULTURE
Formation of the complementary component of Siberian people ethnic behavior is considered in the article on the example of their ethnic interaction.
Key words: culture, complementarity, ethnocultural system, tolerance.
История и культура Сибири неразрывно связаны с жизнедеятельностью многочисленных этносов, волею судеб оказавшихся в этом суровом краю. Развитие межэтнического взаимодействия являлось важным показателем социальной и политической стабильности региона, создавало особую поликультурную среду, влияющую на формирование сибирской ментальности. В настоящее время Сибирь сохраняет позиции многонационального региона, а современные миграционные процессы, во многом связанные с передвижением сюда переселенцев из бывших советских республик, придают межнациональному взаимодействию новый колорит. Историческое прошлое и настоящее сибирского края заставляют
внимательно изучить проблему толерантности как неотъемлемую характеристику сибирского культурного самосознания.
Популярное сегодня понятие «толерантность» имеет, на наш взгляд, не только поведенческую характеристику «терпимость», но и важную этнопсихологическую составляющую, заключающуюся в «принятии» ценностных ориентиров и символов «чужой» культуры как возможных элементов складывающейся (и постоянно меняющейся) социокультурной среды. Исходя из такого понимания толерантности, необходимо внимательно изучить ее культурологическую и этнопсихологическую природу.
Важную роль в понимании этнопсихологических процессов, на наш взгляд, имеет понятие «комплементарность». В широком смысле оно означает взаимное соответствие этнокультурных систем, обеспечивающее их взаимодействие. Л.Н. Гумилев, исследуя природу взаимоотношений этносов, под комплементарностью понимал «подсознательную взаимную симпатию особей», «неосознанную тягу людей определенного склада друг к другу»1. Развивая психологический аспект обозначенного понятия, М.Б. Абсалямов расширяет его трактовку, наполняя социальным содержанием - «комплементарность следует понимать как самодетерминированную внутреннюю особенность человека культуры (ценности и ценностные ориентации, мышление, сознание, воля, деятельность и т.д.), его предрасположенность к толерантному диалогу. Комплементарность - это и внутренняя способность культуры в целом»2.
Таким образом, комплементарность проистекает из этнопсихологической (чувственной) природы человека, но устойчивость ей придают ценностные установки культуры во времени и пространстве, усвоенные носителем культуры в процессе его социализации.
Еще более важным комплементарное поведение представляется во время постоянного межэтнического взаимодействия. Оно способствует появлению межкультурного диалога у представителей разных этносов, его углублению, что в итоге приводит к взаимообогащению и внутреннему развитию национальных культур.
Иррациональное по своей сути понятие «комплементарность» несомненно должно быть подвергнуто критическому осмыслению. Среди рациональной критики, на наш взгляд, вполне уместен вопрос об измерении этой «психологической симпатии» людей (например, разных национальностей друг к другу). Как определить степень комплементарности этноса? Можно поставить под сомнение и саму биологическую природу этого понятия. Возможно, проявление взаимной симпатии у народов зависит от уровня их культурного развития - чем он выше, тем комплементарнее нация? Очевидно ответы на эти и другие вопросы, связанные с комплементарностью, лежат в плоскости нескольких наук (психологии, истории, культурологии, социологии и др.) и требуют специального исследования.
Нельзя не отметить, что ряд ученых ставят под вопрос правильность и ценность концепции этногенеза Л.Н. Гумилева в целом, считая, что он выдает желаемое за действительное, не подкрепляя теорию достоверными историческими фактами3. Однако, критикуя развитие исторического процесса как генезиса отдельных этносов (в рамках плюрально-циклического подхода к истории), тот же Ю.И. Семенов признает (как и Гумилев Л.Н.) роль субъективного фактора в формировании такой важнейшей характеристики этноса как самосознание. «Оно (сознание этнической принадлежности) включает в себя в качестве необходимейшего компонента чувство этнической принадлежности. А чувства человека, как известно, формируются в значительной степени независимо, а иногда и совершенно независимо от его разума, его рассудка. ... Сознание и чувство этнической принадлежности формируется под влиянием объективных условий жизни человека и, возникнув, существует уже во многом независимо от его сознания и воли»4.
Таким образом, упомянутый автор косвенно подтверждает значительную роль «чувственной составляющей» в этническом поведении, что вполне допускает трактовку иррациональной природы комплементарности как части этого самого поведения.
Но объяснять комплементарность только с позиции этнопсихологии, как мы указывали выше, было бы неверно. Если вглядеться в эту проблему с точки зрения возможной исторической глубины, проявляются картины различных форм «соседства» этнокультурных систем в регионах Евразии и планеты в целом.
Примером может служить одна из самых ранних культур эпохи палеометалла - афанасьевская, достаточно хорошо исследованная археологами. Носители культуры пришли в Сибирь из степных регионов, расположенных западнее Алтая. Афанасьевская культура просуществовала по соседству с местными
1 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2001. С. 238.
2 Абсалямов М.Б. Сибирь: бытие и время. Красноярск, 2008. С. 327.
3 Семенов Ю.И. Философия истории: http://mx.esc.ru/~assur/ocr/semenov/ch 1^1т# 1.3.2 (дата обращения 25.02.2010).
4 Там же.
неолитическими племенами довольно длительный период (ХХУ-ХУШ в. до н.э.), распространяя передовые для того времени формы скотоводства, представляя более высокую технику ремесла. Сменившая ее окуневская культура (ХУШ-ХШ в. до н.э.) была принесена в Сибирь представителями монголоидной расы. Но взаимосвязь этих культур четко прослеживается в археологических памятниках на юге Красноярского края (в могильнике Бельтыры» найдены афанасьевские сосуды, а тип захоронений - окуневский)5. Дальнейшие миграции способствовали появлению в Х111-Х1 вв. до н.э. более обширной культурноисторической общности - андроновской культуры, носители которой пришли в Сибирь с Запада. Последующая карасукская культура вероятнее всего складывалась на местной основе, синтезировав в себе опыт афанасьевской, окуневской и андроновской культур. Карасукская культура представляла собой складывающуюся культурно-историческую общность. География расположения новой культуры позволяла активно осуществлять взаимодействие с этносами на юго-западе и северо-западе Южной Сибири. М.Б. Абсалямов отмечает: «в многоликости карасукской культуры отражены широкие региональные связи народов Сибири»6.
Важной фазой развития межкультурного взаимодействия народов Евразии стало формирование на широком пространстве степей от Причерноморья до Забайкалья и Ордоса в I тыс. до н.э. скифо-сибирского мира. Он сложился на основе предыдущего двухтысячелетнего «активного освоения степей, сложения исторических связей вдоль степей»7.
Скифский мир образовывали несколько своеобразных культур евразийского пространства: собственно скифская, савроматская, культура саков, пазырыкская культура горного Алтая, тагарская, уюкская культура Тувы и культура скифского времени Ордоса. Культурное взаимодействие в Скифии базировалось на принадлежности различных племен к иранской языковой группе и схожем кочевом образе жизни. Культурноисторическое единство проявлялось в так называемой «скифской триаде»: определенные типы предметов вооружения, предметы конской сбруи, бронзовые предметы звериного стиля8. Комплементарность внутри скифо-сибирского мира формировалась и благодаря общей мировоззренческой основе, включавшей представление о трехчленной вертикальной и четырехчленной горизонтальной структуре мира, представление о живой материи и разнообразии форм, соединяющих три стороны природы: человек, животный и растительный мир, представление о роли солнца как источника жизни9.
Своеобразие скифским культурам придавало взаимодействие с местными культурами. Так, отличительной особенностью тагарской культуры было наличие орошаемого земледелия, которое развивало традиции андроновской культуры и более ранних10. Современные исследователи признают и значительное влияние скифских форм предметов вооружения, бронзового и железного инвентаря на соседствующие племена финно-угров, прототюрков, саргатского население11.
В конце I тыс. до н.э. кочевники хунны продолжили освоение евразийского пространства. Они завоевали и покорили множество народов, оказали на них значительное этническое и культурное влияние. Хуннское время, по мнению М.Б. Абсалямова, заложило основу формирования современной этнической карты всей Сибири. Хуннская этническая среда представляла собой единство тюркских, монгольских, енисейско-кетских и других этнических элементов12.
Картина досредневековой Сибири дает нам основание видеть формирование общностей как способов освоения сибирского мира. Эта же картина наблюдается и в тюркском мире, в который входит русская культура, положив начало формированию русско-сибирской культурной среды.
После распада хуннской державы дальнейшее культурное взаимодействие сибирских племен проходило под влиянием тюркоязычных этнических групп, главную роль среди которых играли енисейские кыргызы. Их главным центром стала Минусинская котловина. Отношения с жившими по соседству мелкими племенами более могущественные кыргызы строили по принципу господства-подчинения. Вместе с тем, Л.Н. Гумилев отметил «удивительное умение тюрок находить общий язык с окружающими народами»13. Возможно это стало одной из причин длительного существования кыргызского племенного объединения - с середины 1Х до ХУ11 вв.
5 Абсалямов М.Б. Сибирь: бытие и время ... С. 118.
6 Там же. С. 122.
7 Мартынов А.И., Алексеев В.П. История и палеоантропология скифо-сибирского мира: учеб. пособие. - Кемерово, 1986. С. 34.
8 Там же. С. 9.
9 Там же. С. 97.
10 Абсалямов М.Б. Сибирь: бытие и время ... С. 140.
11 Мартынов А.И., Алексеев В.П. История и палеоантропология .С. 16.
12 Абсалямов М.Б. Сибирь: бытие и время . С. 206.
13 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М., 1993. С. 149.
Бурные миграционные процессы II тыс. до н.э. - I тыс. н.э. определяли на евразийском пространстве этническую пестроту «соседствующих» культур. Вместе с тем, миграции приносили сложившимся этнокультурным системам заряд динамизма, способствовавший их обновлению.
История сибирского края показывает, что комплементарность местного населения формировалась под воздействием евразийских миграционных процессов в течение длительного времени.
Важным фактором развития межэтнического взаимодействия народов Сибири и формирования комплементарного поведения сибиряков стала колонизация русскими зауральских территорий.
Процесс колонизации начинался вольными торговыми и «промышленными людьми», которые с конца XVI века вели пушной промысел и активно торговали с местным, весьма разнообразным по своему этнического составу населением. Правительственная колонизация стала осуществляться с XVII века силами вольных переселенцев, служилых людей, ссыльных. Последние, имея достаточно пестрое «национальное представительство», еще больше разнообразили этнический состав края. Среди ссыльных можно было встретить пленных польско-литовских шляхтичей, пропольски или протурецки настроенных украинских и белорусских дворян и казаков, «немчинов», «гречанинов» и т.д.14.
Исторические факты свидетельствуют, что диалог между пришлым и местным населением часто переходил в вооруженное противостояние, главной причиной которого стало нежелание князцов переходить «под руку» Москвы и выплачивать ясак. Вряд ли поведение енисейских кыргызов в период начального государственного освоения территорий можно назвать комплементарным. Енисейские воеводы не раз доносили в Москву, что в ходе разорительных набегов «киргизы побивали многих служилых людей, крестьян и ясачных на пашне, сенокосах, рыбных ловлях, насеянный хлеб выжигали, конями топтали»15. Вместе с тем, трудно не согласиться с мнением профессора Г.Ф. Быкони о том, что «нельзя преувеличивать остроту и масштабность противодействия населения русскому проникновению. В противном случае малочисленным русским не удалось бы за каких-то тридцать лет пройти всю Восточную Сибирь и выйти к Тихому океану»16.
Острота противоречий между русскими переселенцами и сибирскими племенами снижалась в период междуусобиц самих племен. С другой стороны российское правительство демонстрировало терпимость и желание выстроить диалог с коренными жителями, пресекая злоупотребления при ясачном сборе, устраивая ежегодно для ясакоплательщиков угощение и т.д.17
Можно предположить, что комплементарность была больше присуща переселенческой среде. Внешняя угроза заставляла эту разнородную группу быть внутри толерантной и сплоченной.
В дальнейшем население края увеличивалось за счет естественного и миграционного прироста. Освоение территорий приводило к увеличению добровольных и принудительных миграционных потоков. Это обстоятельство способствовало постоянному «обновлению» сибирского мира, росту комплементарности сибиряков. В XVIII веке здесь оказались ссыльные шведы - плененные в ходе Северной войны, крестьяне, высылаемые в Сибирь помещиками. В следующем столетии ссылка становится еще более разнообразной: кроме помещичьих крестьян сюда были высланы участники декабристского восстания, польские повстанцы, члены народнических организаций и т.д. В конце XIX века, в связи со строительством Транссибирской магистрали, стало быстро расти число добровольных переселенцев, прибывавших из европейской части России. В итоге, первая всероссийская перепись населения 1897 года зафиксировала на территории Енисейской губернии 570 тыс. чел., из которых 97 тыс. (17%) - нерусское население. К последним относились коренные народы - 47100 чел. (49%) и «пришлые» - 49900 чел. (51%)18.
Несмотря на некоторую обособленность сибирского мира от центральной России, местное русское население, отчасти смешавшееся в ходе межэтнических браков с коренными народами Сибири, относилось к переселенцам терпимо и участливо. Эта комплементарность сибиряков наиболее ярко проявлялась в отношении ссыльных. Так, декабрист А.П. Беляев, следовавший в Сибирь на каторгу, в своих «Воспоминаниях» писал: (Хозяева, простые крестьяне-сибиряки, очень радушно нас приняли; опрятные хозяюшки накрыли тотчас на стол и поставили кушанья ... а когда мы хотели заплатить за обед, то хозяин и хозяйка обиделись, сказав: «Что это вы, господа? У нас, слава Богу, есть чего подать»19.
14 Красноярье: пять веков истории: учеб. пособие по краеведению. Ч. 1. Красноярск, 2005. С. 51.
15 Красноярск: Очерки истории города / сост. П.Н. Мешалкин. Красноярск, 1988. С. 12.
16 Красноярье: пять веков истории ... С. 42.
17 Там же. С. 67.
18 Этнографическая история народов Красноярского края: библиогр. указ. - Красноярск, 2006. С. 7.
19 История Красноярска. Документы и материалы XVII - первая половина XIX вв./ Сост. и авт. Г.Ф. Быконя. Красноярск, 2000. С. 506507.
Первый енисейский губернатор А.П. Степанов среди главных добродетелей сибиряков отмечал гостеприимство и сострадание. «Они ссыльных называют не иначе как несчастными, - писал Степанов, - и готовы помогать бедным, бесприютным»20. Анализируя традиционное сознания крестьян-старожилов приенисейского края, историк Б.Е. Андюсев объясняет такое милосердное отношение сибиряков к ссыльнопоселенцам желанием помочь адаптироваться в местном социуме. Сибирякам неважно было прошлое ссыльного, более значимым представлялось его поведение на месте нового поселения. Крестьяне-старожилы старались положительно воздействовать на ссыльных своим примером, традициями, нормами «обычного права», что во многом им удавалось21.
Установление новой советской власти, сталинская модернизация страны обернулись новым витком колонизации Сибири и появлением новых ссыльных потоков. В 1930-1950-е годы за Урал под надзор спецкомендатур принудительно переселяли многочисленные «неблагонадежные» контингенты. В начале 1930-х годов только на территорию будущего Красноярского края было депортировано свыше 100 тыс. «раскулаченных крестьян» из центральных районов страны22. В 1940 - нач. 1950-х гг. сюда выслали еще свыше 250 тыс. чел. в составе различных «спецконтингентов»23. В указанный период репрессивные действия власти в отношении «раскулаченных» крестьян, советских немцев, бывших польских граждан и других депортированных групп принципиально не изменили сложившееся отношение сибиряков к ссыльным как к несчастным людям. Как вспоминали в последствии бывшие спецпоселенцы, в первые, самые трудные годы депортации в Сибири, сострадание и помощь местного населения помогла многим высланным семьям выжить и в некоторой степени адаптироваться в местах расселения24.
Среди факторов, способствовавших формированию толерантного поведения сибиряков, была присущая населению этого края свобода. Большинство участников колонизационного движения в Восточной Сибири XVII века принадлежало к казакам, для которых вольность составляла одну из главных ценных характеристик. Наличие больших неосвоенных территорий, где переселенцы могли заниматься земледелием или промыслом без «ока» государева, способствовали дальнейшему закреплению этих ценностных установок.
Крепостное право, фактически утвердившееся к этому времени в Центральной России, в Сибири имело свои особенности, когда «главным феодалом» выступал не помещик, а само государство. Несмотря на формирование фискального аппарата и роста надзорных функций, удаленность сибирских земель не позволяла правительству в полной мере контролировать здесь социально-экономическую ситуацию. Г.Ф. Быконя отмечает, что государство так и не стало в Сибири «могущественным крепостником», поскольку полностью прикрепить крестьянина ни к земле, ни к тяглу не удалось, «ибо он сохранял возможности перехода в посад или даже в казачество»25. Таким образом, под воздействием географического фактора, политических и экономических условий в Сибири сложился своеобразный тип социальных отношений, отличительной характеристикой которого была подвижность социальность групп.
Вольнолюбивый дух сибиряков проявился и в так называемой «красноярской шатости» 16951700 годах, когда казаки, поддержанные частью посада и некоторыми ясачными людьми, бунтовали против «лихоимцев» воевод. В XIX веке губернатор А.П. Степанов в своих наблюдениях о нравах сибиряков писал, что «Они мягки, исполнительны при требованиях законных. Они горды своею свободою ...»26.
Итак, в мировоззренческом плане сибиряков отличало свободолюбие. Отметим, что и ссыльные декабристы, участники польских восстаний и народнических организаций XIX века способствовали еще большему распространению и закреплению этого вольного духа.
Таким образом, комплементарность русских переселенцев постоянно подпитывалась появлением в Сибири новых миграционных потоков, многие из которых появились здесь не по своей воле. Со временем сибирская комплементарность стала приобретать черты сострадания, сочувствия к тем, кого власть (как царская, так и советская) депортировала в Сибирь. Возникшее благодаря ряду природных и социальноэкономических условий ощущение свободы со временем приобрело ценностные характеристики и способствовало укреплению комплементарности в сибирской среде. Взаимосвязь свободы и
20 Там же. С. 638.
21 Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Xозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX - начала XX вв.: учеб. пособие для учащихся и студентов. - Красноярск, 2003. С. 87-89.
22 Корсакова О.В. Крестьяне-спецперселенцы в Сибири в 1930-е гг.: дис. ... канд. ист. наук. Красноярск, 2001. С. 38.
23 Зберовская Е.Л. Спецпоселенцы в Красноярском крае (1940 - 1950-е гг.): дис. ... канд. ист. наук. Красноярск, 2006. С. 246-247.
24 Шерер И.К. Тундровики спасали нас от голода // Свеча памяти. Таймыр в годы репрессий. Воспоминания. Дудинка, 2006. С. 37-39.
25 Быконя Г.Ф. Казачество и другое служебное население Восточной Сибири в XVIII - начале XIX века (демографо-сословный аспект). Красноярск, 2007. С. 33-34.
26 История Красноярска. Документы и материалы . С. 638.
комплементарности нам видится в том, что первая существенно расширяет поле проявления второй, ибо психологическое состояние свободы делает человека более открытым для принятия инокультурных ценностей.
Освоение Сибири Россией, с одной стороны, сохранило поликультурную ситуацию, с другой - привнесло в сибирское полиэтническое пространство русскую культурную составляющую. Многонациональность и сегодня является важной характеристикой региона. Только в Красноярском крае, согласно последней переписи населения проживают представители 137 национальностей27.
Комплементарность сибирского этнокультурного пространства сформировалась как ценностное единство культурной среды под воздействием ряда взаимосвязанных факторов - добровольных и вынужденных миграций, колонизации территорий. Постоянное этнокультурное обновление способствовало укреплению толерантного сознания сибиряков.
27 Этнографическая история народов Красноярского края . С. 9.